Понятие казначейской системы исполнения бюджета.

Cтраница 1


Казначейская система - система доведения государственных средств до непосредственных получателей (а также сбора средств государством) не через разные банки (в основном, частные), а через специальные государственные учреждения, называемые казначействами. Это позволяет усилить контроль за прохождением и правильным использованием таких средств.  

При казначейской системе оно возлагается на специальные финансовые органы - казначейства, при банковской системе - на банки.  

При казначейской системе исполнения бюджета для каждого бюджетополучателя в казначействе открывается лицевой счет, в котором указывается постатейный объем ассигнований на год, квартал и лимит финансирования на месяц, а также учитывается фактически произведенная оплата расходов и остатки средств.  

В целом казначейская система требует серьезного реформирования, она должна иметь самостоятельность, как это принято за рубежом, в целях укрепления финансовой дисциплины и разграничения процессов составления, утверждения и исполнения бюджета, которые в настоящее время сконцентрированы в Министерстве финансов Российской Федерации.  

Что означает казначейская система исполнения бюджета.  

В условиях казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации приходно-расходные операции (кассовое исполнение бюджета) осуществляют кредитные организации, но учет этих операций осуществляют органы федерального казначейства. Они также составляют оперативную, квартальную и годовую отчетность об исполнении федерального бюджета.  

Переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета позволит значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета. Следует отметить, что в настоящее время не предусмотрено серьезной административной или уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, что резко снижает степень эффективности государственного финансового контроля. Практически неизвестны случаи, когда возбужденные по фактам нецелевого использования государственных ресурсов дела были доведены до суда.  

В Российской Федерации действует казначейская система исполнения бюджетов, при которой регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на федеральное казначейство.  

В этом состоит особенность казначейской системы исполнения бюджета: банки осуществляют операции порасчетно-денежнът документам клиента в пределах остатка средств на лицевом счете и не контролируют назначение платежа, а органы Федерального казначейства - в пределах остатка средств по статье экономической классификации с контролем назначения платежа. Все принятые к исполнению в ОФК платежные документы бюджетополучателей представляются в банк от имени ОФК и списываются с его лицевого счета расходов. Особый порядок предусмотрен для получения бюджетными учреждениями наличных денежных средств, выдачей которых казначейства не занимаются. Орган казначейства в установленном порядке оформляет денежный чек на доверенное лицо бюджетного учреждения, которое получает денежную наличность в банке с лицевого счета органа казначейства. Операции прихода и расхода по лицевому счету органа Федерального казначейства отражаются в выписке, которую банк ежедневно выдает ОФК. В свою очередь, органы казначейства оформляют по каждому лицевому счету бюджетополучателя выписку с приложением копий платежных документов, подтверждающих факт списания и зачисления средств по их счету. По описанной схеме осуществляется исполнение расходной части федерального бюджета в течение всего финансового года. Дата и процедура завершения финансового года по расходам ежегодно определяется приказом Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ. Например, 1998 финансовый год был завершен по расходам в марте 1999 года. Органы Федерального казначейства представляют в вышестоящие органы отчеты по исполнению федерального бюджета по доходам и расходам по утвержденным формам и в установленные сроки. Неотъемлемой частью работы органов казначейства является контрольная деятельность. Проверкам со стороны казначейства подвергаются все банки, осуществляющие операции с доходами и средствами федерального бюджета, которые должны соблюдать сроки списания, перечисления и зачисления платежей.  

Безусловно, переход на казначейскую систему оплаты бюджетных расходов с открытием лицевых счетов для каждого бюджетополуча-теля экономически целесообразен. Эта система прогрессивна по своему характеру и может дать положительные результаты в части: маневрирования государственными финансовыми ресурсами; получения оперативной информации о кассовых расходах и перечислении средств по назначению; контроля над финансовыми операциями учреждений. Правила финансирования учреждений, состоящих на федеральном бюджете, предусматривают только казначейские схемы финансовых потоков. Что касается региональных и местных бюджетов, то в систему бюджетного процесса вписались лишь отдельные элементы казначейского финансирования. Например, уже сейчас в ряде территорий устанавливаются лимиты финансирования, и по принятым бюджетным заявкам казначейство напрямую перечисляет бюджетные средства на банковские счета бюджетополучателей, минуя промежуточное звено - главного распорядителя бюджетных средств, и решая при этом две задачи: сокращение сроков прохождения средств и усиление контроля за целенаправленным финансированием расходов.  

В целях полного перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней в Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. № 126 - ФЗ О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации, а затем и в Бюджетном кодексе РФ закреплено право представительного органа местного самоуправления создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета, что позволит более эффективно управлять средствами местной казны и обслуживанием местного бюджета.  

Какие задачи решаются государством при казначейской системе финансирования.  

В настоящее время продолжается переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета. Эта система предполагает сосредоточение бюджетных средств на счетах казначейства, размещенных, как правило, в Центральном банке РФ.  

По решению Правительства РФ переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, который должен закончиться в 1999 г., призван значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета.  

Вместе с тем необходимо отметить, что казначейская система, существовавшая в России до 1917 г. вплоть до проведения кассовой реформы 1925 - 1928 гг., не была воссоздана в прежнем виде. В тот период государственное казначейство, являясь банковским учреждением, выполняло не только функции управления доходами и расходами бюджета, но и осуществляло прием, хранение и выдачу сумм на расходы, производимые по общему государственному управлению, т.е. осуществляло операции по кассовому исполнению бюджета.  

Органы Федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному признаку и входящую в состав Минфина России. Структура органов казначейства трехуровневая.

Первый уровень - Главное управление Федерального казначейства (ГУФК), которое осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета и управляет движением средств на счетах казначейства. Кроме того, оно руководит работой нижестоящих органов казначейства.

Второй уровень - управления Федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу. Они обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений при формировании доходной и расходной частей федерального бюджета.

Третий уровень -- отделения Федерального казначейства по городам, районам в городах (кроме городов районного подчинения) (ОФК). Они формируют доходную часть федерального бюджета ни территории и обеспечивают целевое финансирование расходов пи бюджетополучателям.

Органы Федерального казначейства - это юридические лица, которые относятся к органам исполнительной власти.

К основным задачам и функциям органов Федерального казначейства относятся:

  • - учет налогов и платежей, поступивших в доход федерального бюджета на счет казначейства в банках;
  • - распределение в установленном порядке и размерах доходов между бюджетами различного уровня;
  • - возврат и зачет между бюджетами сумм, ошибочно или излишне уплаченных;
  • - учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщикам органами исполнительной власти, и перерасчет сумм налогов и платежей между бюджетами;
  • - взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;
  • - доведение лимитов и осуществление финансирования распорядителей средств федерального бюджета;
  • - обеспечение целевого и эффективного расходования средств посредством предварительного, текущего и последующего контроля;
  • - управление доходами и расходами федерального бюджета на счетах казначейства в банках.

Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых в Центральном банке РФ и его учреждениях. Иногда счета казначейства открываются и в других кредитных организациях, уполномоченных правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Таким образом, казначейская система исполнения бюджета базируется на определенных принципах.

Первый принцип казначейского исполнения федерального бюджета - исполнение бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетополучателей. Лицевые счета открываются для каждого главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета (ст.254 Бюджетного кодекса РФ). На лицевом счете отражаются суммы, которыми организация - бюджетополучатель может располагать в процессе осуществления своей деятельности. Таким образом, финансирование бюджетных организаций осуществляется путем зачисления средств на лицевой счет распорядителями в соответствии с лимитами.

Второй принцип казначейского исполнения федерального бюджета - принцип осуществления финансирования и принятия на себя денежных обязательств бюджетными организациями в пределах лимитов. Лимиты бюджетных обязательств устанавливаются на основании бюджетных ассигнований (ст. 224 Бюджетного кодекса РФ). В свою очередь, на основании бюджетных ассигнований составляется смета доходов и расходов бюджетного учреждения (ст. 221 Бюджетного кодекса РФ).

Третий принцип - принцип единства кассы (ст. 216 Бюджетного кодекса РФ). Наиболее точное определение принципа единства кассы дано Н.Г. Нестеренко: «Принцип единства кассы устанавливает, что орган, осуществляющий кассовое обслуживание бюджета, открывает в учреждении Банка России единый счет, на который зачисляются поступающие доходы и поступления из источников финансирования дефицита бюджета и производятся предусмотренные бюджетом расходы». Таким образом, принцип единства кассы следует отнести к требованиям, объективно способствующим наилучшему управлению бюджетными средствами, установлению прочного государственного контроля за их полным поступлением и целевым расходованием.

Четвертый принцип казначейского исполнения федерального бюджета - принцип детальности. Детальность исполнения бюджета достигается за счет бюджетной классификации. Использование бюджетной классификации позволяет бюджетной организации более детально планировать свои расходы, облегчает процесс составления сметы, проведение анализа эффективности произведенных расходов, позволяет следить за целевым использованием бюджетных средств.

Пятый принцип казначейского исполнения федерального бюджета - принцип закупки товаров (работ, работ, услуг) на основе государственных и муниципальных контрактов. Данный принцип позволяет своевременно контролировать платежи бюджетополучателей и исключать возможность закупки по заведомо завышенным ценам.

Шестой принцип казначейского исполнения федерального бюджета - принцип финансирования расходов бюджетных организаций путем зачета денежных средств (ст. 235 Бюджетного кодекса РФ).

Федеральное казначейство в соответствии с Бюджетным кодексом несет ответственность за:

  • - правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;
  • - финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с соблюдением порядка, установленного Бюджетным кодексом РФ;
  • - полноту и своевременность перечислений бюджетных средств получателями этих средств;
  • - своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей этих средств;
  • - доведение в заданный срок уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитных обязательств бюджета до получателей бюджетных средств;
  • - финансирование расходов, не включенных в бюджетные росписи;
  • - финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;
  • - осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • - исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателя бюджетных средств.

В настоящее время, необходимо расширение сферы деятельности казначейства. Она, безусловно, должна охватывать формирование и исполнение всех бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов. Такой подход не нарушает принципа самостоятельности этих бюджетов. Все вопросы могут быть решены в договоре между Федеральным казначейством и соответствующими властными структурами субъектов Федерации и местных органов управления. Это сэкономит значительные средства для регионов и ускорит перераспределение средств между бюджетами, включая и финансовую помощь. Такая система будет способствовать в перспективе установлению прямых контактов между федеральными и местными бюджетами. Не исключено, что финансовая помощь из центра будет направляться и местным бюджетам, как это практикуется в некоторых странах. Относительно целевых бюджетных и внебюджетных государственных фондов стоит сказать, что их широкое использование в России в настоящее время связано с недостаточным объемом финансовых ресурсов и может рассматриваться как нарушение принципа единого фонда, присущего любому бюджету. Органы казначейства, как важнейшая часть общей контрольной системы, следят за формированием и использованием бюджетных средств. Все бюджетополучатели и коммерческие банки, обслуживающие бюджет, входят в число объектов контроля со стороны казначейства. Сочетание столь важных организационных и контрольных функций превращает казначейство в главное звено финансовой системы государства. Таким образом, казначейская система исполнения бюджета способствует решению важных экономических проблем России.

Казначейская система исполнения бюджета имеет принципи­альное отличие от используемой ранее банковской системы исполнения .

При банков­ской системе исполнения федерального бюджета по доходам , средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов, открытых в Центральном банке или коммерческих банках. Один раз в пять дней все банки отчитывались перед Центральным банком о суммах поступивших доходов федерального бюджета, обобщенная информация поступала в Минфин РФ. Исполнение федерального бюджета по расходам при банковской системе осуществлялось через счета отраслевых министерств и ведомств. Приэтом фиксировались лишь две стадии бюджетного финансирования: 1) выделение объемов бюджетных назначений; 2) осуществ­ление кассовых расходов бюджетополучателями. Доведение бюджетных средств до бюджетополучателей осуществлялось в основном через коммерческие банки.

При казначейской системе исполнения бюджета происходит, концентрация двух потоков денежных средств - доходного и рас­ходного на одном счете. Такой порядок позволяет:

Значительно ускорить процесс финансирования за счет со­кращения пробега средств от распорядителя до конечного получателя, а значит, ускорить оборачиваемость бюджетных средств;

Повысить эффективность использования бюджетных средств за счет более жесткого контроля за целевым использованием средств;

Снизить стоимость обслуживания внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля.

При казначейской системе можно более оперативно контроли­ровать объем поступлений и объемы бюджетных назначений, сум­мы счетов, предъявляемых к оплате, а также сумму фактически перечисленных средств со счета.

Таким образом, главные преимущества казначейской системы заключаются в следующем:

Информация по исполнению бюджета становится актуаль­ной, так как любые потоки информации регистрируются казна­чейством;

Резко сокращается разрыв между регистрацией поступлений и временем, когда ресурсы могут быть доступны для произведе­ния расходов;

Обеспечивается сохранность средств;

Обеспечивается контроль на всех стадиях исполнения бюд­жета (от выделения ассигнований до кассового расхода). Контроль осуществляется на стадии, предшествующей платежу, что делает его более эффективным;

Повышается эффективность управления процессом исполне­ния бюджетом и управления ресурсами.

В России с 1996 г. идет активный процесс перевода государственных средств из коммерческих бан­ков на счета Казначейства в Центральном банке. В январе 2000 г. Правительство РФ одобрило концепцию фун­кционирования единого счета Федерального казначейства Мин­фина РФ по учету доходов и средств федерального бюджета.

Единый казначейский счет (ЕКС) представляет собой счет Фе­дерального казначейства Российской Федерации, на котором акку­мулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти Российской Федерации по исполнению федерального бюджета.

Единый казначейский счет открывается в учреждениях Банка России.

Функционирование системы органов казначейства в условиях ис­пользования ЕКС является качественно новой информационной тех­нологией исполнения федерального бюджета, в которой принципи­альными являются следующие моменты:

Централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕКС, открытом ГУФК;

Централизация операций по учету доходов бюджетов разных уров­ней на одном счете, открытом УФК, распределение их между раз­ными уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне УФК;

Ежедневное отражение в Главной книге казначейства (синтетический регистр систематического уче­та, в котором ведутся все синтетические счета учреждения) операций по доходам и расходам федерального бюджета, произведенных на уровне УФК.

Процесс казначейского исполнения бюджета на основе функцио­нирования ЕКС построен по следующей схеме .

Налогоплательщики перечисляют все налоги и сборы, как подле­жащие перечислению в федеральный бюджет напрямую, так и регу­лирующие налоги, на счет по учету налогов и сборов, открытый УФК в учреждении Банка России. Расходы федерального бюджета также финансируются с этого счета.

Ежедневно УФК распределяет доходы, поступившие на счет по учету доходов, по разным уровням соответствующих бюджетов. Пос­ле этого перечисляет их по электронным каналам связи на лицевые счета по учету средств бюджетов субъектов РФ, местных бюд­жетов на лицевые счета государственных внебюджетных фондов, а в части федерального бюджета - на ЕКС, открытый в уч­реждении Банка России, а также осуществляет возврат налогопла­тельщикам излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и сборов в пределах остатка средств на лицевом счете.

Ежедневно УФК передают ОФК информацию о поступивших на­логах и сборах по электронным каналам связи для последующей передачи территориальным налоговым и финансовым органам необ­ходимой им информации о поступивших доходах и сборах.

Учет всех налогов и сборов, поступающих во все уровни бюдже­тов на территории субъектов Федерации, осуществляется управ­лениями Федерального казначейства, что позволяет органам исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного са­моуправления и налоговым органам иметь оперативную информа­цию о поступивших на территории субъектов Федерации налогах и сборах.

Средства на проведение расходов федерального бюджета пере­числяются Главным управлением Федерального казначейства в пре­делах остатка на ЕКС на основе заявок УФК и в объеме, необходи­мом для проведения расходов федерального бюджета.

Операции по расходам федерального бюджета осуществляются через счета УФК. ГУФК переводит средства федерального бюджета с ЕКС в течение операционного дня учреждениям Банка России, ко­торые зачисляются на счет УФК в начале сле­дующего операционного дня учреждения Банка России.

Финансирование бюджетных учреждений проводится распоря­дителями бюджетных средств через органы казначейства и отража­ется на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в органах казначейства. При этом бюджетные учреждения и органи­зации не должны иметь отдельных лицевых счетов для учета средств федерального бюджета ни в учреждениях Банка России, ни в кредит­ных организациях. Вместе с тем это не ограничивает в рамках пре­доставленных полномочий самостоятельности министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреж­дений по вопросам использования выделенных им средств в соот­ветствии с бюджетной росписью.

УФК оплачивает расходы федерального бюджета получателям бюджетных средств в течение операционного дня в пределах имеющихся средств на лицевом счете. Весь неис­пользованный остаток в конце операционного дня перечисляется на ЕКС.

Для выдачи бюджетным учреждениям и организациям, лицевые счета которых открыты в ОФК, наличных денежных средств на вып­лату заработной платы и другие установленные законодательством РФ расходы, ОФК открывает счет в учреждениях Банка России или в кредитной организации, который в конце дня «об­нуляется», и неиспользованный остаток перечисляется на счет УФК.

На ЕКС поступают доходы федерального бюджета и остатки неис-пользованных средств федерального бюджета, перечисляемые с лицевых счетов УФК. С единого казначейского счета ежедневно Федеральное казаначейство пере­числяет средства УФК. Аналитический учет ежедневных поступлений в федеральный бюджет доходов и расходов федерального бюджета и нарастаю­щим итогом с начала года осуществляется в Главной книге каз­начейства.

Контрольные вопросы

1. Укажите основные функции и задачи органов федерально­го казначейства в сфере исполнения бюджетов.

2. Укажите, из каких звеньев состоит система органов казначейства в РФ.

3. Назовите основные отличия казначейской системы от используемой ранее банковской системы исполнения бюджетов.

4. Дайте определение единому казначейскому счету (ЕКС). Каково его назначение?

5. Дайте определение главной книги казначейства. Каково ее назначение?

6. Охарактеризуйте процедуру исполнения бюджета органами казначейства.


Похожая информация.


В пособии представлены теоретические и исторические основы казначейской системы, организация и создание казначейской системы в Республике Беларусь с учетом зарубежного опыта, структура, полномочия, задачи, функции, права и обязанности Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь. Рассматриваются казначейское исполнение республиканского бюджета и местных бюджетов по доходам и расходам, бухгалтерские учет и отчетность, организация проведения казначейского контроля, автоматизированная система и электронный документооборот в казначейских органах Республики Беларусь. Для студентов экономических специальностей учреждений высшего образования, бухгалтеров, экономистов финансовых органов, учреждений и организаций.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Казначейская система исполнения бюджета в Республике Беларусь (В. Г. Дорофеев, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Тема 1. Теоретические и исторические основы казначейской системы. Понятие казначейства и казначейской системы

1.1. Основные задачи финансовой системы в процессе реализации финансовой политики государства

Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются:

Учет действия объективных экономических законов;

Необходимость финансовой поддержки ускорения рыночных реформ и макроэкономической стабилизации;

Определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их составов, структуры, возможных резервов увеличения;

Обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов (через определение основных пропорций распределения средств между отраслями и сферами народного хозяйства, темпов развития приоритетных отраслей и направлений, степени социальной защиты населения);

Концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;

Сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;

Уменьшение дефицита государственного бюджета и его финансирования на основе государственных ценных бумаг;

Ускорение процесса приватизации с целью финансового оздоровления экономики, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;

Выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативно-правовых актов.

Для осуществления финансовой политики используется финансовый механизм, т. е. формы, способы организации финансовых ресурсов, финансовых отношений, которые необходимы для благоприятного экономического развития. В структуре финансового механизма выделяют два уровня: механизм финансов организаций и механизм функционирования государственных финансов. Самостоятельную часть представляет страховой финансовый механизм. Для осуществления финансовой политики необходимы разработка и использование юридических норм, законов, постановлений и других соответствующих актов, которые устанавливают правила организации финансовых отношений, защищают экономические интересы общества, коллективов и отдельных граждан.

Управление как общее понятие представляет собой совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Искусство управления состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условных для рационального использования методов с целью оптимального решения поставленной задачи.

Управление же финансами осуществляется специализированными органами, которые образуют финансовый аппарат. Общее управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти – Президент, парламент, правительство. Эти органы определяют финансовую политику государства, утверждают финансовое законодательство, производят общий контроль за соблюдением финансового законодательства. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат, куда входит Министерство финансов Республики Беларусь (Минфин), центральное место в котором занимают бюджетное управление и казначейство. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) контролирует соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность поступления взносов в бюджет, а также готовит предложения по совершенствованию налогового законодательства.

В условиях развития рыночных отношений одной из главных задач финансово-бюджетной политики является эффективное управление государственными финансами через казначейский механизм исполнения бюджета, который позволяет достичь оперативного финансирования государственных программ, государственных средств, а также соблюдение правил финансового законодательства.

Международный опыт показывает, что в условиях перехода к рыночным методам управления экономикой одной из действенных мер широкомасштабной реформы всего бюджетного процесса в стране является создание казначейства.

1.2. Понятие казначейства и казначейской системы

История зарождения, становления и развития казначейства чрезвычайно богата и продолжительна по времени.

Термин «казначейство» происходит от понятия казна, т. е. совокупность финансовых ресурсов государства. Казначейство (англ. the Treasury) означает сокровище, ценность.

Термины «казна» и «казначейство» имеют разные толкования в различных странах. Это можно объяснить развитием и эволюцией казны с годами как общественного финансового института, который является частью наследства, традиций и ведомственной культуры разных государств.

В первых систематизированных работах, посвященных определению казны, этот термин использовался и в широком и более узком смысле. В частности, говорилось, что армия и казна в широком смысле – это наиболее важные инструменты в руках монархии, поэтому они должны находиться под прямым контролем главы государства. В более узком смысле казна – это место, куда поступали деньги и откуда осуществлялись платежи для конкретных целей. Исторически казначейство выполняло несколько функций: отвечало за сохранение богатства государства; было местом, где собирались платежи государства и из которого осуществлялись выплаты; отвечало (под королевским надзором) за чеканку монет, а также выполняло функцию учетного ведомства. Таким образом, казначейство должно было вести записи всех операций с указанием даты, характера и конечного назначения платежей. Со временем функции казначейства разных стран менялись с учетом региональных особенностей их деятельности: к функциям казны добавились новые задачи или исключались некоторые обязанности. Во-первых, вследствие затяжных войн, которые вызвали уменьшение богатства государств, казначейства начали выполнять новую функцию – выпуск внутренних и внешних долговых обязательств. Во-вторых, казначейства в связи с увеличением количества финансовых монополий и расширением их активности начали принимать на сохранение их акции. С этого времени в казне появилась гербовая бумага, почтовые марки, золото и другие активы. В-третьих, возникновение центральных банков и соответствующий рост системы коммерческих банков привели к изменениям в традиционной казначейской системе:

Функция эмиссии денег и чеканки монет была передана центральным банкам;

Выпуск долговых обязательств был также передан центральным банкам;

Функции получения и выдачи платежей государством были переданы банкам;

В некоторых случаях казна работала как банковское учреждение и принимала вклады населения.

Наличие отдельного уполномоченного органа в системе исполнительной власти государства, который должен отвечать за разработку и осуществление государственной финансовой политики, является закономерностью для всех эпох и всех стран.

Начало создания казначейства относится к управлению казной той эпохи, когда не существовало четкого разграничения между личной собственностью титулованного обладателя и собственностью государства.

Традиции государственного казначейства русского государства зародились еще со времен Древней Руси. Прообразом казначейства можно считать княжескую казну Ярослава Мудрого и его наследников. Во времена правления великих и удельных князей она служила хранилищем ценностей княжеств. Здесь также писались указы, составлялись грамоты, велись текущие переписки. Княжеская казна московских великих князей находилась в Кремле, на казенном дворе. Уже к середине XV в. она получила значение центрального финансового ведомства.

Казначейство исторически отражало специальный правительственный финансовый орган, занимающийся операциями по кассовому исполнению государственного бюджета. Казначейство в современном виде организует взимание налогов, сборов, пошлин, а также доходов от реализации займов и других доходов государства и отпускает средства на расходы, предусмотренные бюджетом.

В узком смысле казначейство является государственным органом управления, осуществляющим специальные функции по исполнению центрального бюджета и местных бюджетов страны, а также по их расчетно-кассовому обслуживанию.

В широком смысле казначейство приобретает статус экономического понятия, необходимого в условиях рыночных преобразований и выражающего отношение государства к бюджетным учреждениям (организациям) в процессе управления государственными финансовыми ресурсами.

Исполнение бюджета – это совокупность финансово-денежных отношений при формировании доходов и осуществлении расходов средств государственного фонда в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на текущий финансовый год в соответствии с финансовым планом государства. Казначейское исполнение бюджета – это регламентированный государством процесс формирования и расходования средств государственной казны, в том числе бюджетных фондов, в рамках проводимых бюджетных, налоговых, денежно-кредитных, социальных и политических реформ, в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на текущий финансовый год, а также контроль за своевременным доведением и целевым использованием бюджетных средств, их учет, мониторинг и управление ими.

Казначейская система – это совокупность специальных территориальных финансовых органов, объединенных в единую систему управления денежными потоками государственного бюджета.

Казначейская система исполнения бюджета регламентируется соответствующим законодательством – нормативно-правовыми актами Минфина, законами (в Республике Беларусь – Бюджетным кодексом). Бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета.

Казначейская система стала одним из главных элементов финансовой системы. Органы государственного казначейства осуществляют кассовое исполнение бюджета по доходам и расходам, отвечают в соответствии с возложенными на них функциями за целевое использование бюджетных средств и оптимизируют движение денежных потоков, обеспечивают консолидацию бюджетных средств и эффективное управление ими, участвуют в разработке бюджетного законодательства и контролируют его исполнение. Казначейские технологии являются важным фактором соблюдения финансовой дисциплины, поддержания стабильности бюджетной системы страны.

1.3. Необходимость, сущность и становление казначейской системы исполнения бюджета

Необходимость совершенствования управления государственными финансами предопределяет поиск новых организационных форм кассового исполнения бюджета. Известно, что существует три вида кассового исполнения бюджета: банковское, казначейское и смешанное.

Практика показала, что наиболее эффективным и действенным видом является казначейское исполнение бюджета. Система казначейства предусматривает переход на финансирование расходов министерств и ведомств, их подведомственных учреждений с единого казначейского счета, перечисление средств непосредственно в адрес поставщиков товаров и услуг для бюджетного сектора, минуя зачисление средств на счета бюджета.

Государственное казначейство в любой стране является центральным органом исполнительной власти и руководствуется в своей деятельности конституцией страны, законами, постановлениями парламентов, указами и распоряжениями президентов (где установлена президентская власть), декретами, постановлениями и распоряжениями кабинетов министров, центральных банков, приказами и постановлениями Минфина. Деятельность государственного казначейства финансируется за счет средств государственного бюджета страны. Государственное казначейство (если оно имеет самостоятельный статус) и его территориальные органы являются юридическими лицами, имеют самостоятельные балансы, счета в учреждениях банков.

Государственное казначейство в своей деятельности взаимодействует с органами законодательной и исполнительной власти, центральным и коммерческими банками, другими участниками бюджетного процесса и финансовыми институтами. Оно выступает соединительной цепью в бюджетном процессе между органами исполнительной власти и учреждениями банковской системы. Этот процесс начинается с контроля за плановыми показателями, поступающими от Минфина и распорядителей бюджетных средств, и заканчивается составлением отчетности после проведения процедур предварительного контроля перед осуществлением платежа.

Суть деятельности государственного казначейства заключается в том, что оно обеспечивает выполнение государственного бюджета путем учета поступлений, налогов, сборов и других обязательных платежей и проведения расходов государственного бюджета через оплату счетов объектов хозяйственной деятельности, которые выполнили работы, предоставили услуги соответствующим распорядителям средств.

Сущность казначейства отражается в выполняемых функциях, которые характеризуют проявление их в действии, а также задачи, права и обязанности, связанные с его деятельностью.

Государственное казначейство в зарубежных странах выполняет следующие основные функции:

Осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета и бюджетов самоуправления по доходам и расходам;

Организует управление имеющимися средствами государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов и бюджетов самоуправления в пределах расходов, установленных на соответствующий период;

Осуществляет контроль за целевым направлением бюджетных средств на стадии проведения платежа на основании подтверждающих документов, предоставленных распорядителями бюджетных средств;

Проводит учет кассового исполнения и составления отчетности о состоянии выполнения государственного бюджета и бюджетов самоуправления;

Осуществляет учет, обслуживание и погашение внешнего и внутреннего долгов государства в соответствии с действующим законодательством;

Осуществляет разграничение общегосударственных налогов, сборов и других обязательных платежей между государственным бюджетом и бюджетами территорий. Разграничение с бюджетами низшего уровня осуществляется при условии заключения соглашений между органами государственного казначейства и соответствующими советами.

Кроме того, сущность казначейского исполнения бюджета заключается:

В функционировании единого счета соответствующего бюджета;

Осуществлении операций по распределению поступлений в бюджетную систему страны по ее уровням через органы казначейства на счета соответствующих бюджетов;

Применении системы лицевых счетов, отражающих движение бюджетных средств на счетах бюджетных организаций, открытых в кредитных учреждениях;

Доведении финансирования непосредственно (без посредников) до конечных бюджетополучателей;

Повышении оперативности и качества предварительного и текущего контроля за расходованием бюджетных средств;

Широком внедрении автоматизированных систем в расчетах и обеспечении информационных потоков;

Обязательности осуществления и учета кассовых операций органами казначейства.

Все эти составляющие казначейского исполнения бюджета включают использование казначейских методов и технологий, в том числе по проведению и учету кассовых операций (поступлениям и выплатам).

В советский период развития экономики казначейства как такового не было. Но после распада СССР казначейство стало создаваться по странам СНГ. На примере России и Украины можно отследить следующее.

Россия. Указом Президента Российской Федерации от 08.12.1992 г. № 1556 был решен вопрос о казначейском исполнении федерального бюджета. С этого момента началось возрождение казначейства в России.

Вышеназванный Указ Президента Российской Федерации определил основную задачу для Федерального казначейства – это создание условий для проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения бюджета, повышения оперативности в осуществлении платежей государства, усиления контроля за поступлением и целевым использованием бюджетных средств.

Казначейство было учреждено как федеральное, но предусматривалось создание его отделений во всех субъектах Российской Федерации. Смысл создания казначейства в том, что все бюджетные деньги по доходам и расходам находятся только на счетах бюджета, которыми распоряжается казначейство в соответствии с утвержденными правилами и показателями. Тем самым обеспечивается принцип единого фонда и единства кассы для бюджетных денег.

Органы Федерального казначейства, представляя интересы государства, берут под контроль действия участников процесса исполнения бюджета. Они следят за целевым использованием бюджетных средств, выясняют обоснованность предназначаемых объемов финансирования. Как правило, получатели бюджетных денег в России должны представлять в казначейство смету, в которой указывается, сколько, на какие цели и в какие сроки желательно получить израсходованные бюджетные деньги. Единство кассы касается не только расхода бюджетных денег, но и их сбора, т. е. предназначенные для бюджета деньги должны поступать только в казначейство. Но здесь возможны исключения. В некоторых условиях ускорения сбора денег создаются специальные сборные (приемные) кассы (например, для таможенных доходов), которые не могут никому ничего платить, а могут только перечислять собранные деньги в казначейство.

Органы Федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному признаку и входящую в состав Министерства финансов Российской Федерации. Структура органов казначейства России трехуровневая.

Первый уровень – служба Федерального казначейства, которая осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета и управляет движением средств на счетах казначейств, а также руководит работой нижестоящих органов казначейства.

Второй уровень – управления Федерального казначейства (УФК) по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, Москве и Санкт-Петербургу, которые обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной и расходной частей федерального бюджета.

Третий уровень – отделения Федерального казначейства (ОФК) по городам, районам в городах (кроме городов районного подчинения), которые формируют доходную часть федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям.

Органы Федерального казначейства – это юридические лица, которые относятся к органам исполнительной власти.

Задачи и функции органов Федерального казначейства:

Учет налогов и платежей, поступивших в доход федерального бюджета на счет казначейства в банках;

Распределение в установленном порядке и размерах доходов между бюджетами различного уровня;

Возврат и зачет между бюджетами сумм, ошибочно или лишне уплаченных.

Украина. Организационная структура Государственного казначейства Украины (ГКУ) сформирована исходя из задач, поставленных относительно выполнения государственного бюджета Украины.

Государственное казначейство имеет в своем подчинении территориальные органы – управления ГКУ в областях, Киеве и отделения, агентства, представительства, филиалы, пункты уполномоченных в районах, городах и районах в городах. Целесообразность создания территориальных органов в районах, городах и районах в городах определяется Коллегией ГКУ.

Организационная структура ГКУ воспроизводит структуру административно-территориального устройства Украины. ГКУ состоит из центрального, 27 казначейских управлений областного значения и 684 территориальных отделений. Согласно своему административно-территориальному размещению учреждения ГКУ разделены на три уровня – центральный, областной и районный:

Центральный уровень представляет ГКУ в Киеве;

27 областных управлений Государственного казначейства Украины (ОУГКУ) включают 24 административных управления, функционирующих в областях; административное управление – в городе Киеве;

684 районных отделения Государственного казначейства Украины (РОГКУ) – в наиболее важных местных административных центрах.

Государственное казначейство Украины и его территориальные органы являются юридическими лицами, имеют самостоятельные балансы, счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием.

Государственное казначейство Украины возглавляет Председатель, которого назначает на должность и освобождает от должности Президент Украины по представлению Премьер-министра Украины. Глава ГКУ осуществляет общее руководство ГКУ, несет персональную ответственность за состояние дел в сфере деятельности ГКУ, определяет полномочия и распределяет обязанности между своими заместителями.

Глава ГКУ утверждает структуру ГКУ и управлений ГКУ в областях, Киеве, назначает на должности и освобождает от должностей руководителей территориальных органов ГКУ Штатные расписания отделений, агентств, представительств, филиалов, пунктов уполномоченных в районах, городах и районах в городах утверждают руководители соответствующих территориальных управлений по согласованию с руководством ГКУ.

Областные управления ГКУ осуществляют:

Внедрение законодательной и нормативной базы по исполнению бюджета;

Кассовое исполнение государственного бюджета;

Выполнение задач ГКУ;

Руководство, контроль и оценку работы подведомственных районных казначейских отделений РОГКУ;

Управление казначейской информационной системой всех казначейских органов области;

Подготовку и выполнение планов по контрольно-ревизионным проверкам подведомственных РОГКУ;

Кадровую работу, обучение персонала.

Районные отделения ГКУ расположены по всей стране. Средняя численность персонала РОГКУ составляет 12 единиц. Все начальники казначейских отделений отчитываются непосредственно начальнику ОУГКУ. Каждое районное отделение несет ответственность за осуществление кассовых операций по исполнению государственного бюджета в своем районе.

Каждое РОГКУ возглавляет начальник, который отвечает за работу, возложенную на него в соответствии с функциями.

Отделения районного казначейства несут ответственность:

За внедрение и соблюдение законодательных и нормативных документов;

Кассовое исполнение государственного бюджета.

1.4. Роль казначейства в исполнении бюджета

Органы казначейства выполняли роль государственной казны (кассы), через которую производили движение бюджетных денежных средств. Также органы казначейства осуществляли контрольную функцию, имея реальную возможность фиксировать и анализировать любое перемещение государственных средств.

Фактически роль казначейства выражается в исполнении бюджета, но тем не менее каждое государство имеет свои особенности. Например, казначейство может быть в качестве исполнителя и только выделять бюджетные средства государственным организациям и учреждениям. В других же странах казначейству дается право устанавливать определенные ограничения на бюджетные расходы. Кроме того, казначейство может наделяться определенными учетными и контрольными функциями. Таким образом, единого подхода к организации деятельности казначейства не существует.

Наравне с историей казначейской системы в нашей стране большой интерес представляет изучение опыта зарубежных стран по функционированию казначейской системы (казначейского механизма) исполнения бюджета. Таких стран немало, например Франция, Великобритания, Бразилия, Австралия, Испания, США, Российская Федерация и др.

В международной практике не существует какой-то одной образцовой модели государственного казначейства.

Роль казначейства в бюджетном процессе довольно значительна, так как на него возложено исполнение бюджета, а также осуществление управления доходами и расходами центрального бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства, распоряжение средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках.

Органы казначейства представляют интересы государства и тем самым ставят под контроль деятельность других участников бюджетного процесса.

Главные распорядители бюджетных средств утрачивают возможность управлять финансовыми потоками и сохраняют за собой лишь ограниченные права, связанные с распределением лимитов ассигнований по подведомственным получателям. Усиливается контроль за движением бюджетных средств на банковских счетах. Территориальные органы казначейства контролируют эффективность и целевое использование финансовых ресурсов на уровне отдельных бюджетополучателей. Ограничиваются права региональных органов власти по определению направлений использования средств центрального бюджета, полученных в форме дотаций, трансфертов, кредитов и займов и др.

Государственное казначейство организует исполнение и исполняет центральный бюджет, а при наличии соответствующих соглашений – также местные бюджеты. Оно осуществляет операции со средствами бюджета, открывает и закрывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств в центральном банке и других уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителей средств и бюджетополучателей. Казначейство ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств центрального бюджета, осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из бюджетных средств. При выявлении нарушений оно направляет распорядителям средств, бюджетополучателям и банковским учреждениям представления с требованием их устранения, обеспечивает контроль за выполнением этих требований. Казначейство обладает правом приостанавливать операции по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению. В пределах своей компетенции оно может налагать штрафы.

Исполнение центрального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в центральном банке и его учреждениях (главных управлениях, расчетно-кассовых центрах). Право открытия и закрытия счетов центрального бюджета, определения их режима принадлежит государственному казначейству. Открывать или закрывать бюджетные счета без соответствующего разрешения нельзя. Основным принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. Он означает зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета. Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетной системы, сглаживания неравномерности поступления доходов в бюджет как по времени, так и по территории.

Все операции и средства бюджета отражаются в системе балансовых счетов государственного казначейства. Осуществлять какие-либо операции с бюджетными средствами, минуя систему банковских счетов казначейства, запрещено. Казначейство несет ответственность за правильность исполнения центрального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачисления средств на счета получателей. В сферу ответственности казначейства также входит финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись и утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Роль казначейства в различных странах может быть пассивной, когда оно лишь выделяет ресурсы государственным организациям и учреждениям согласно их утвержденным бюджетам, и активной, когда оно вправе устанавливать лимиты на обязательства и оплату расходов на основе заранее установленных критериев. Казначейство в различной степени участвует в управлении государственным долгом, может отвечать за выполнение учетных функций. Единой модели управления государственными финансами и организационной структуры казначейства не существует. Число его отделов и управлений и их конкретные функции определяются в каждой стране по-разному. Кроме того, функции казначейства со временем могут изменяться.

1.5. Методологические принципы казначейского исполнения бюджета

Принцип исполнения бюджета через органы казначейства означает, что регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной подписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагается на центральный и территориальные органы казначейства.

Основные методологические принципы казначейского исполнения бюджета. 1 . Принцип единого счета казначейства заключается в том, что исполнение государственного бюджета осуществляется территориальными органами казначейства выполнением всех операций по средствам государственного бюджета в системе балансовых счетов; на основе централизации казначействам всех поступлений в государственный бюджет и платежей из него; совершение казначейством кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом.

2. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех доходов бюджетов разных уровней на единый казначейский счет и осуществление через него всех предусмотренных расходов. Кассовое исполнение бюджетов включает в себя операции со средствами на казначейских счетах по зачислению доходов бюджетов и платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам. Сумма денежных средств, списанных со счета бюджета в целях получения бюджетного обязательства, представляет собой кассовый бюджетный расход. Бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципа единства кассы.

Единство кассы не предполагает единственность расчетного счета для казначейского органа. Казначейский орган может иметь несколько счетов для хранения различных типов бюджетных средств (например, валютные счета). Единство кассы состоит в едином расчетном счете хранения данного типа бюджетных средств, с которого перечисляются средства поставщикам товаров, работ или услуг.

Благодаря этому принципу достигаются следующие положительные изменения.

Во-первых, появляется возможность предварительного и текущего контроля целевого расходования средств. Банковский механизм исполнения бюджета предполагает двухэтапную схему финансирования, при которой средства сначала зачисляются на расчетные счета распорядителей бюджетных средств и государственных организаций и учреждений и лишь потом со счетов бюджетополучателей поступают поставщикам товаров, работ и услуг. Данная схема лишает финансовый орган возможности предварительно контролировать направление использования средств. Возможен лишь последующий контроль, который фиксирует нарушения бюджетно-финансового законодательства, но не может его предотвратить.

Отсутствие расчетных счетов у бюджетополучателей делает возможным предварительный и текущий контроль.

Предварительный контроль – это контроль над составлением сметы доходов и расходов государственных организаций и учреждений. Текущий контроль расходов осуществляется через процедуру подтверждения платежных обязательств.

Во-вторых, минимизируется прохождение средств по расчетным счетам из-за отсутствия операций движения средств между расчетными счетами государственных организаций и учреждений и органа казначейства.

В-третьих, появляется возможность перераспределения средств. Средства находятся на счете бюджета в распоряжении органа, исполняющего бюджет. Это позволяет учитывать остатки на расчетных счетах при планировании и текущем финансировании, перераспределять и использовать их для финансирования текущих расходов. Следует отметить, что при перераспределении средств возникают определенные сложности. Средства, зачисленные на лицевые счета, уже не принадлежат финансовому органу, и для их перераспределения необходимо принимать соответствующие документы, уточняющие направления финансирования.

3. Принцип обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на казначейском счете. Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств со счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства. Исполнения бюджетов по расходам происходит по этапам.

4. Принцип бюджетной росписи – это документ, содержащий детализацию показателей доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года (квартала) в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств. Роспись доходов и расходов государственного бюджета составляется Минфином и утверждается в течение пятнадцати дней после утверждения государственного бюджета. Через два дня утвержденная роспись передается на исполнение территориальным отделам казначейства.

5. Принцип исполнения дохода предусматривает следующие обязательные условия:

Перечисление и зачисление доходов государственного бюджета на единый счет казначейства;

Распределение в соответствии с утвержденным государственным бюджетом общегосударственных налогов;

Возврат излишне уплаченных сумм доходов, учет доходов и подготовка отчетности о доходах в соответствии с бюджетной классификацией.

6. Принцип санкционирования расходов используется в целях исключения платежей, не предусмотренных в утвержденном бюджете, или необоснованного поступления доходов государственного бюджета. Санкционирование расходов государственного бюджета включает:

Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств государственного бюджета и уточнение смет получателям и распорядителям средств государственного бюджета;

Утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств лимитов бюджетных обязательств;

Принятие денежных обязательств получателями средств государственного бюджета;

Подтверждение денежных обязательств государственного бюджета.

7. Принцип бюджетного учета исполнения бюджета заключается в том, что все доходы, средства заимствования, расходы, дефицит бюджета и операции в процессе исполнения бюджета регистрируются в регистрах бюджетного учета на основе планов счетов бюджетного учета. Единую методологию бюджетного учета разрабатывает и доводит до территориальных органов казначейства Минфин.

8. Принцип представления обязательной отчетности об исполнении бюджета означает, что уполномоченные исполнительные органы государственной власти обязаны представлять оперативный отчет об исполнении бюджета в соответствующие представительные органы государственной власти, контрольно-счетные органы, территориальные органы казначейства для составления отчета о консолидированном бюджете Республики Беларусь.

9. Принцип иммунитета бюджета заключается в том, что обращение взысканий на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта. Возмещению подлежит только реальный ущерб в размере недофинансирования.

10. Принцип недопустимости размещения бюджетных средств на банковских депозитах, передачи их в доверительное управление заключается в запрете получения дополнительных доходов бюджета в процессе его исполнения путем размещения средств бюджетов различных уровней на банковских депозитах или передаче их в доверительное управление.

Практика последних лет показала, что казначейство может также выполнять важную функцию в разработке и развитии бухгалтерского учета, создании и внедрении новых информационных систем на основе современной вычислительной техники. Это значительно увеличивает объем информации, которую нужно обрабатывать и контролировать.

Таким образом, казначейская система исполнения бюджета способствует решению важных экономических задач государства.

В настоящее время в РФ уст-ся каз­начейское исполнение бюджетов. Таким образом, на органы исполни­т. власти возлагаются орг-ия исполнения бюджетов, уп­равление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Кроме того, указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получа­телей бюдж. средств и осущ-т платежи за счет бюдж. средств от имени и по поручению бюдж. учреждений.

Казначейская система - это система исполнения бюджета при которой, обязательство бюджетно-получателей по принятию к исполнению и по следующему осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказание услуги от их имени и по поручению берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целое использование бюджетных средств.

Фед. казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в фед. бюджет доходов и поступлений из источ­ников финансирования дефицита фед. бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюд­жета, в Главной книге Федерального казначейства.

Фед. казначейство ведет сводный реестр получателей средств фед. бюджета. В целях перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней в ФЗ «О фин. основах местного самоуправления в РФ» было закреплено, что в целях управления средствами местной казны и обслу­живания исполнения местного бюджета предст-ый орган мест­ного самоупр. вправе создавать муниц. казначейство за счет средств местного бюджета. По фед. бюджету в соответствии с новым БК будет учреждена Главная книга казначейства, где будут реги­стрир-ся все операции, связанные с поступлением в фед. бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефи­цита фед. бюджета, а также с санкционированием и финан­сированием расходов фед. бюджета. Фед. казначейство ведет сводный реестр получателей средств из бюджета. Главная книга казначейства ведется на основе плана счетов, ут­верждаемого фед. казначейством. Записи в Главной книге казначейства осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения фед. бюджета, и данные этой книги являются основой для формирования отчетов об исполне­нии федерального бюджета.

Бюджеты всех уровней бюдж. системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы . Последний предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования его дефицита, а также осуществление всех расходов с единого счета бюджета за искл. операций осуществляющихся за пределами РФ.

Исполнение бюджета осущ-ся по доходной и по расходной кассе. Исполнение бюджета по доходам предусматривает: перечисление зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом, регулирующим доходы; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм дохода; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. Процесс исполнения доходной части бюджета по налоговым платежам организуется и контролируется двумя ведомствами : главным управлением федерального казначейства; гос. налоговой службой.

№43. Порядок сост., рассмотр. и утв. отчета об исполнении гос. бюджета РФ. Значение отчета для контроля за деятельностью исполнительных и распорядительных органов со стороны органов гос. власти.

Бюджетный процесс завершается сост-ем и утв-ем от­чета об исполнении бюджета. Отчеты об исполнении фед. и консолидированного бюджетов за истекший год составляет Мин. Фин. РФ и представл их в Правит-во РФ.

Отчет об исполнении бюджета составляется фин. органа­ми на основании ведущегося ими через органы казначейства учета ис­полнения бюджета и отчетов учреждений и организаций, кредитных учреждений, участвующих в исполнении бюджета.

Составление отчета об исполнении бюджета начинается с принятия соответственно Правительством РФ, Советом Министров республик в составе РФ или главой администрации соответствующей территории решения, адресованного всем органам, организациям и распорядителям кредиторов, имеющим отношение к исполнению данного бюджета, о необходимости представить сведения по исполнению бюджета фин. орган соответствующей территории. Фин. органы на основе представленных им отчетных данных и своих сведений по учету операций, связанных с поступлением и использованием бюджетных средств, составляют проект отчета об исполнении бюджета. Составленный фин. органами проект отчета об исполнении бюджета передается соответствующим органам исполнит. власти для их рассмотрения и представления в органы предст. власти. В органах предст. власти проект отчета об исполнении бюджета первоначально рассматр-ся в их постоянных комиссиях и комитетах , которые составляют по проекту отчета свое заключение. После рассмотр-я проекта отчета об исполнении бюджета в комитетах он рассматр-ся непосредственно на заседаниях представительных органов власти . Представит-е органы власти по результатам своего рассмотрения принимают акты об утверждении либо неутверждении указанных отчетов. Утверждение проекта отчета об исполнении бюджета оформляется постановлениями либо решениями органов местного самоуправления. В постановлении об исполнении бюджета в обязательном порядке отражаются:1) показатели исполнения бюджета по общей сумме доходов и по общей сумме расходов соответствующего бюджета;2) статьи доходов, по которым бюджет не был исполнен; суммы и причины этого неисполнения; показатель увеличения либо снижения бюджетного дефицита относительно его предельной утвержденной суммы;3) показатели исполнения бюджета по общей сумме расходов по бюджету развития и бюджету текущих расходов. Отчеты об исполнении консолидированных бюджетов субъектам РФ, их исполнительными органами представляются в Министерство финансов РФ и Государственный комитет РФ по статистике. Конкретные сроки и формы представления таких отчетов устанавливаются Министерством финансов РФ совместно с Гос. комитетом РФ по статистике.