Контрольные вопросы. Сущность переходной экономики, ее основные черты и особенности

Сущность переходного периода
Совершенно очевидно, что смене экономической, политической, социальной, правовой, идеологической и нравственной системы в любой стране - процесс болезненный и длительный. Общепринятого определения термина "переходный период" пока не выработалось, но большинство исследователей понимают его как период институциональных преобразований - преобразование общественной системы, включая все ее существенные составляющие: морально-нравственную, политическую, правовую, экономическую. Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период. Если для каждой системы, или органической эпохи, по Сен-Симону, это прежде всего есть изменения функционирования, то для переходной экономики это по преимуществу есть изменения развития.
Отсюда первая черта переходной экономики - характерная неустойчивость.
Вторая черта, вытекающая из первой - альтернативный характер развития переходной экономики. Альтернативность имеет определенные границы, но при этом они могут быть успешными или безуспешными. И в этом случае переходная экономика со всеми своими изменениями дорлжна перейти в качественно новое состояние.
Третья черта - появление и функционирование особых переходных экономических форм.
Четвертая черта - особый характер противоречий в переходной экономике, вызванных противоречиями различных, стоящих за теми и другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, на которые направлена переходная экономика, в экономическом аспекте всегда носят революционный характер.
Пятая черта - историчность переходной экономики, которая с одной стороны связана с историческим характером переходного процесса, а с другой зависит от особенностей региона или отдельной страны.
Особенность в целом переходной экономики по сравнению с экономикой той или иной системы не выводит ее за рамки объекта общей экономической теории. Поэтому и предмет исследования в теории переходной экономики в целом остается тот же - экономические отношения людей.
По характеру переходных процессов можно выделить два типа переходной экономики. Первый тип выражает естественный ход исторической эволюции и условно может быть определен как тип естественно-эволюционный. Примером тому, могут служит переходные процессы во Франции к моменту революции 1789 года.
Второй тип - регулирование переходных процессов в определенном направлении, на основе сознательно разработанных программ реформирования общества. Поэтому условно этот тип можно было бы назвать реформаторско-эволюционный. Наиболее крупный пример подобного рода - "строительство" новой экономики и нового общества в России после 1917 года и возвратно-эволюционное движение России после 1991 года.
Сущность переходного периода российской экономики будет заключаться в необходимости перехода:
1. От жесткого, административно-командного регулирования цен, заработной платы, производства, потребления, товарных потоков.
К свободному ценообразованию на основе спроса и предложения на товары, услуги, деньги, рабочую силу и фискально-финансовым способам влияния на цены и доходы;
2. От плавного наделения ресурсами и постоянного государственного финансирования убыточных производств.
К приобретению ресурсов на открытых регулируемых рынках, с обязательной возможностью (и неизбежностью) банкротства убыточных предприятий;
3. От "мягких бюджетных ограничений", когда руководитель предприятия, даже имея деньги на расчетном счету, не мог приобрести ресурсы, и наоборот - не имея денег, инвестировал.
К жестким ограничениям по деньгам и нормальному плановому регулированию задолженности, вплоть до банкротства;
4. От практически 100%-ой государственной собственности на средства производства, 80%-ой доле в ВВП и 95%-ой доле в занятости (по сути - все граждане являлись госслужащими, в том числе ми колхозники).
К ограничению государственного сектора 20-23%-ной долей;
5. От имитации экономического роста на основе хищнического использования ресурсов (в том числе и трудовых), добровольно-принудительного, административного изъятия прибыли предприятий и доходов граждан в бюджет.
К реальному росту на основе преимущественно частных инвестиций, формируемых финансовой системой из частных же сбережений на основе добровольности и возмездности.
Нет и не будет единства в представлениях о том, общество какого типа россияне желают построить. Проблема усугубляется тем, что строительство это началось в России в 1992 году не с "чистого листа", как, например, в послевоенной Японии, а в результате краха доказавшей свою принципиальную нереформируемость командно-административной, "социалистической", плановой системы, оставившей после себя тяжелое наследство в виде:
1. Гиперконцентрации производства. Неэффективные, с избыточной занятостью, да к тому же и "градообразующие" промышленные гиганты - "мастодонты" раннего индустриализма.
2. Гипертрофированного ВПК: Попытка конверсии которого с треском прорвались еще в конце 80-х гг.
3. Производства отрицательной прибавочной стоимости. Когда цена готового продукта не покрывает даже базовых или средних переменных издержек на его производство.
4. Случайного размещения производства. Города- заводы строились преимущественно в местах, не пригодных для нормальной жизни- например, на крайнем севере.
5. Недоразвитой инфраструктуры. Как транспортной "В России нет дорог - только направления", так и рыночной - "Нет сервиса - только обслуживание", "Нет индустрии развлечений - только клубы". Не было также нормальных банков, бирж и т.д.
6. Разбалансированного товарно-денежного обращения, проявлявшегося в виде дефицитов, талонов, купонов, открыток, очередей и спецраспределителей.
7. Нищеты подавляющего большинства населения. Совокупные денежные доходы составляли менее 40% реального ВВП, а совокупные сбережения - менее 30 %.
8. Социально - психологического иждивенчества и инфантилизма, вскормленного госпатернализмом. Низкая дисциплина, производительность труда и ответственность.
9. Правового нигилизма. Проявляющегося в обыденном сознании в виде поговорок типа "Закон - что дышло", "Суди не по закону, а по совести", "От сумы да от тюрьмы не зарекайся" и прочих благоглупостях, а в повседневном поведении в виде перманентной готовности решать проблемы неправовым путем.
10. Институциональной недоразвитости. Ни один из трех фундаментальных институтов современного общества - семья, собственность, гражданское право - не был нормально развит. В хиреющем состоянии поддерживались такие важные институты, как здравоохранение, образование, армия, идеология.
11. Скрытой безработицы. Существовали и продолжают существовать миллионы (от 7.5 до 25) искусственных рабочих мест. Прежде всего в НИИ и заводоуправлениях, а также на планово-убыточных предприятиях.
12. Инфляции и спада производства. С 1961 по 1986 покупательная способность рубля снизилась в 2,5 раза, затем этот процесс ускорился. Экономический рост прекратился фактически в конце 70-х годов, и после короткого всплеска середины 80-х начался спад, который превысил 10% ВВП уже к осени 1991 года.

Как бы ни различались и ни назывались исторические этапы развития человеческого общества и его экономические системы, переходы от одной ступени к другой всегда не одномоментны. Они занимают определенный исторический отрезок времени и явно отличаются от функционирования уже устоявшейся экономической системы.

Так, чистая либеральная рыночная экономика, в основе которой лежала частная собственность и совершенная конкуренция, по мере своего развития и концентрации капитала породила многие формы конкуренции, среди которых следует выделить олигополию, монополистическую конкуренцию и монополию. Механизм функционирования рынка, основанный на совершенной конкуренции и зависимости спроса и предложения лишь от цены, начал давать сбои. Великая мировая депрессия 1929 - 1932 гг. тому подтверждение. Возникла необходимость перехода к новой экономической модели – смешанной рыночной экономике, которая, во-первых, основывается на смешанной форме собственности, в которой, во-вторых, механизм функционирования экономики допускал различные типы конкуренции и, в-третьих, потребовал учета влияния на спрос и предложение (кроме цены) неценовых факторов, и наконец, в-четвертых, в экономике, наряду с рынком, появилось государство с особыми экономическими и правовыми функциями. По этим и другим причинам в конце ХХ века весьма заметно изменилась суть рыночной экономической системы, в частности, в сторону социализации, осуществляя переходы к разным экономическим моделям.

Чем же вызвана необходимость переходов и самого переходного периода?

Необходимость особого, переходного периода обусловлена, во-первых, историческим развитием, прогрессивным движением человечества и его социально-экономического устройства, самой эволюцией. Старение экономической системы, ее неспособность к саморазрешению внутренних противоречий и самообновлению создает необходимость перехода к новой системе. Во-вторых, со временем происходят и накапливаются изменения в общих условиях функционирования экономических систем, которыми являются:

природно-климатические условия; степень развитости социальной общности людей; социокультурная среда (ценностные ориентации, духовная, нравственная культура и т.д.)

Накопившиеся изменения в самой системе и ее условиях при определенной их критической массе становятся противоречивыми. Если эти противоречия экономическая система уже не способна разрешить, то таковые вызывают необходимость изменения или смены самой экономической системы. Острота противоречий со временем достигает такой точки напряжения, в которой устойчивость данной экономической системы теряется. Она уже не может самовоспроизводиться в прежнем своем качестве, не может быть сама собой. Наступает необходимость определиться в новой экономической системе и осуществить переходный этап развития.

Особенности противоречий переходного общества по сравнению с противоречиями устойчивой экономической системы состоят в следующем.

Во-первых, они являются глубинными, т.е. отражают несовместимость базовых основ, представляющих противоположности (системных принципов старого и нового строя, оказавшихся вместе).

Во-вторых, эти противоречия – не временные и "лечащие", стабилизирующие, как в устойчивой системе, а нарастающие и разрушительные, поскольку ведут не к сбалансированию, не к компромиссу, а к вытеснению одной (новой) экономической системой – другой (старой).

В-третьих, в силу нарастания социальной напряженности противоречия переходного периода можно отнести к социально опасным, ибо формой их проявления могут быть массовые противостояния граждан внутри данной страны со всеми вытекающими тяжелыми последствиями.

К основным противоречиям переходной экономики трансформационного типа можно отнести противоречия:

между отношениями собственности, возникшей в результате поспешной ("номенклатурной" или "ваучерной") приватизации и отношениями собственности государственного сектора; между неразвитой еще денежной системой рынка и реальной необходимостью обходиться без денег (бартер) либо денежными суррогатами; между отношениями в экономике и законодательно-правовыми отношениями; между легальной и быстро развивающейся теневой экономикой. между бюрократическим "введением" рынка и его реальной неразвитостью; между трудом и его реальной оплатой в условиях растущей инфляции; между сферой производства и сферой обращения, трансформирующимися в разных скоростных и качественных режимах; между неоправданным обогащением одних и необоснованным объедением других.

Главными из таких противоречий следует назвать противоречия в отношениях собственности, труда и доходов. Так, к примеру, стремительный и глубокий спад производства в Республике Беларусь и других странах СНГ в результате системного кризиса требует трудового и творческого прорыва, для того чтобы "выскочить" из "кризисной ямы" и выйти на путь устойчивого экономического роста. Но этому противоречит сложившаяся обвальная бедность основного населения и потеря им материальной и моральной мотивации к трудовому энтузиазму.

Механизм разрешения противоречий в устойчивой экономической системе и в переходном обществе, также как и характер противоречий, не может быть одинаковым. Кроме того, этот механизм зависит и от стратегических целей осуществляемого перехода, т.е. от той системы (или модели) общества, к которой оно переходит.

При создании и использовании механизма разрешения противоречий важным фактором является время. Ряд противоречий нужно разрешать сразу, срочно, не откладывая, чтобы не вызвать необратимых последствий – явлений гистерезиса. Гистерезис означает неспособность экономической системы или ее компонентов вернуться в нормальное состояние, т.е. их разрушение. А это особенно опасно, когда дело касается человеческого фактора экономики, а также морали, нравственности населения.

К этому следует добавить, что на механизмы разрешения противоречий перехода не могут не влиять конкретные социально-экономические особенности той страны, в которой осуществляется переход, т.е. в разных странах они могут не совпадать.

И так: необходимость переходного периода в экономике обусловлена наличием следующих основных факторов, к которым следует отнести:

экономические (устаревшие производственные отношения, тормозящие экономическое развитие); технико-экономические (моральный и материальный износ производственного потенциала, требующий перехода на принципиально новую научно-технологическую ступень); организационно-управленческие (кризис управления); мотивационные (исчерпание мотивационного потенциала действующей системы); социальные (падение уровня жизни, напряженность, конфликтность и необходимость перехода к более прогрессивной системе); внешние (тормозящие или разрушительные воздействия внешних условий и сил).

Для вступления в переходный период не обязателен весь комплекс этих факторов, сила некоторых из них может быть так велика, что вызовет переход.

Признаками наступающего или наступившего переходного периода можно считать:

несовместимость, альтернативность экономических форм; неустойчивость, нестабильность экономического развития с явлениями спада или кризиса; интенсивное развитие новых для существующей системы экономических отношений; обострение интересов, конфликтность старых и новых экономических отношений и их субъектов.

Таким образом, переходный период в экономике отражает особое ее состояние, характеризующееся неустойчивостью, промежуточностью и выражающее переход от одной ступени развития к другой либо переход к иному типу экономической системы.

Главная функция переходного периода – сформировать основу новой экономической системы. Притом критерием новой, более прогрессивной системы явится рост экономической и социальной эффективности.

Следует иметь в виду, что переходная экономика сама по себе не представляет экономическую систему, поскольку не обладает свойствами системы – устойчивостью, целостностью, общим целеполаганием, интегративностью структуры. Переходная экономика – это особое состояние экономики, отличающееся промежуточностью и неустойчивостью.

1. Что такое цена спроса на товар?

2. Какое неоспоримое преимущество есть у ценового механизма рынка?

3. Что обозначает понятие “эластичный спрос”?

4. Что такое неэластичное предложение?

5. К чему ведет установление максимального предела цены?

6. Какие существуют виды конкуренции?

7. Какая форма конкуренции преобладает в современной рыночной структуре?

Тема 8.Переходная экономика: сущность, типы и содержание переходного периода Лекция 9. Переходная экономика: сущность, типы и содержание переходного периода.

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:

переходной период в экономике; факторы переходного периода; типы переходных периодов; общие закономерности переходного периода; этапы переходного периода; государственно-организационное регулирование.

Необходимость и сущность переходного периода в экономике

Как бы ни различались и ни назывались исторические этапы развития человеческого общества и его экономические системы, переходы от одной ступени к другой всегда не одномоментны. Они занимают определенный исторический отрезок времени и явно отличаются от функционирования уже устоявшейся экономической системы.

Так, чистая либеральная рыночная экономика, в основе которой лежала частная собственность и совершенная конкуренция, по мере своего развития и концентрации капитала породила многие формы конкуренции, среди которых следует выделить олигополию, монополистическую конкуренцию и монополию. Механизм функционирования рынка, основанный на совершенной конкуренции и зависимости спроса и предложения лишь от цены, начал давать сбои. Великая мировая депрессия 1929- 1932 гг. тому подтверждение. Возникла необходимость перехода к новой экономической модели – смешанной рыночной экономике, которая, во-первых, основывается на смешанной форме собственности, в которой, во-вторых, механизм функционирования экономики допускал различные типы конкуренции и, в-третьих, потребовал учета влияния на спрос и предложение (кроме цены) неценовых факторов, и наконец, в-четвертых, в экономике, наряду с рынком, появилось государство с особыми экономическими и правовыми функциями. По этим и другим причинам в конце ХХ века весьма заметно изменилась суть рыночной экономической системы, в частности, в сторону социализации, осуществляя переходы к разным экономическим моделям.

Чем же вызвана необходимость переходов и самого переходного периода?

Необходимость особого, переходного периода обусловлена, во-первых, историческим развитием, прогрессивным движением человечества и его социально-экономического устройства, самой эволюцией. Старение экономической системы, ее неспособность к саморазрешению внутренних противоречий и самообновлению создает необходимость перехода к новой системе .Во-вторых, со временем происходят и накапливаются изменения в общих условиях функционирования экономических систем, которыми являются:

    природно-климатические условия;

    степень развитости социальной общности людей;

    социокультурная среда (ценностные ориентации, духовная, нравственная культура и т.д.)

Накопившиеся изменения в самой системе и ее условиях при определенной их критической массе становятся противоречивыми. Если эти противоречия экономическая система уже не способна разрешить, то таковые вызывают необходимость изменения или смены самой экономической системы. Острота противоречий со временем достигает такой точки напряжения, в которой устойчивость данной экономической системы теряется. Она уже не может самовоспроизводиться в прежнем своем качестве, не может быть сама собой. Наступает необходимость определиться в новой экономической системе и осуществить переходный этап развития.

Особенности противоречий переходного общества по сравнению с противоречиями устойчивой экономической системы состоят в следующем.

Во-первых, они являются глубинными , т.е. отражают несовместимость базовых основ, представляющих противоположности (системных принципов старого и нового строя, оказавшихся вместе).

Во-вторых, эти противоречия – не временные и "лечащие", стабилизирующие, как в устойчивой системе, анарастающие и разрушительные , поскольку ведут не к сбалансированию, не к компромиссу, а к вытеснению одной (новой) экономической системой – другой (старой).

В-третьих, в силу нарастания социальной напряженности противоречия переходного периода можно отнести к социально опасным , ибо формой их проявления могут быть массовые противостояния граждан внутри данной страны со всеми вытекающими тяжелыми последствиями.

К основным противоречиям переходной экономики трансформационного типа можно отнести противоречия :

    между отношениями собственности, возникшей в результате поспешной ("номенклатурной" или "ваучерной") приватизации и отношениями собственности государственного сектора;

    между неразвитой еще денежной системой рынка и реальной необходимостью обходиться без денег (бартер) либо денежными суррогатами;

    между отношениями в экономике и законодательно-правовыми отношениями;

    между легальной и быстро развивающейся теневой экономикой.

    между бюрократическим "введением" рынка и его реальной неразвитостью;

    между трудом и его реальной оплатой в условиях растущей инфляции;

    между сферой производства и сферой обращения, трансформирующимися в разных скоростных и качественных режимах;

    между неоправданным обогащением одних и необоснованным объедением других.

Главными из таких противоречий следует назвать противоречия в отношениях собственности, труда и доходов. Так, к примеру, стремительный и глубокий спад производства в Республике Беларусь и других странах СНГ в результате системного кризиса требует трудового и творческого прорыва, для того чтобы "выскочить" из "кризисной ямы" и выйти на путь устойчивого экономического роста. Но этому противоречит сложившаяся обвальная бедность основного населения и потеря им материальной и моральной мотивации к трудовому энтузиазму.

Механизм разрешения противоречий в устойчивой экономической системе и в переходном обществе, также как и характер противоречий, не может быть одинаковым. Кроме того, этот механизм зависит и от стратегических целей осуществляемого перехода, т.е. от той системы (или модели) общества, к которой оно переходит.

При создании и использовании механизма разрешения противоречий важным фактором является время . Ряд противоречий нужно разрешать сразу, срочно, не откладывая, чтобы не вызвать необратимых последствий – явленийгистерезиса . Гистерезис означает неспособность экономической системы или ее компонентов вернуться в нормальное состояние, т.е. их разрушение. А это особенно опасно, когда дело касается человеческого фактора экономики, а также морали, нравственности населения.

К этому следует добавить, что на механизмы разрешения противоречий перехода не могут не влиять конкретные социально-экономические особенности той страны, в которой осуществляется переход, т.е. в разных странах они могут не совпадать.

И так: необходимость переходного периода в экономике обусловлена наличием следующих основных факторов , к которым следует отнести:

    экономические (устаревшие производственные отношения, тормозящие экономическое развитие);

    технико-экономические (моральный и материальный износ производственного потенциала, требующий перехода на принципиально новую научно-технологическую ступень);

    организационно-управленческие (кризис управления);

    мотивационные (исчерпание мотивационного потенциала действующей системы);

    социальные (падение уровня жизни, напряженность, конфликтность и необходимость перехода к более прогрессивной системе);

    внешние (тормозящие или разрушительные воздействия внешних условий и сил).

Для вступления в переходный период не обязателен весь комплекс этих факторов, сила некоторых из них может быть так велика, что вызовет переход.

Признаками наступающего или наступившего переходного периода можно считать:

    несовместимость, альтернативность экономических форм;

    неустойчивость, нестабильность экономического развития с явлениями спада или кризиса;

    интенсивное развитие новых для существующей системы экономических отношений;

    обострение интересов, конфликтность старых и новых экономических отношений и их субъектов.

Таким образом,переходный период в экономике отражает особое ее состояние, характеризующееся неустойчивостью, промежуточностью и выражающее переход от одной ступени развития к другой либо переход к иному типу экономической системы.


Главная функция переходного периода – сформировать основу новой экономической системы. Притомкритерием новой, более прогрессивной системы явится рост экономической и социальной эффективности.

Следует иметь в виду, что переходная экономика сама по себе не представляет экономическую систему, поскольку не обладает свойствами системы – устойчивостью, целостностью, общим целеполаганием, интегративностью структуры . Переходная экономика – это особоесостояние экономики, отличающееся промежуточностью и неустойчивостью (рис.9.1.).

Совершенно очевидно, что смена экономической, политической, социальной, правовой, идеологической и нравственной систем в любой стране, а уж тем более в такой, как Россия, - процесс болезненный и длительный.

Это в 1990 году Григорий Явлинский и большая группа серьезных экономистов полагали, что основные преобразования можно провести за 500 дней. В 1992 году Егор Гайдар и тогдашнее российское правительство отвели на программу “шоковой терапии” 9 месяцев, а на весь процесс трансформации - 2 года. В 1996 году, на пятом году реформ, президент Ельцин просил у народа на завершение начатого еще 4 года - итого восемь лет. Но многие обществоведы уверены, что переходный период займет несколько десятилетий и будет завершен только со сменой поколений.

Общепринятого определения термина “переходный период” пока не выработалось, но большинство исследователей понимают его как время институциональных преобразований, в смысле - преобразования общественной системы, включая все ее существенные составляющие: морально-нравственную, политическую, правовую, экономическую. В частности, в экономической сфере необходим переход:

От жесткого, административно-командного регулирования цен, заработной платы, производства, потребления, товарных потоков

От планового наделения ресурсами и постоянного государственного финансирования убыточных производств

От “мягких бюджетных ограничений”, когда руководитель предприятия, даже имея деньги на расчетном счету, не мог приобрести ресурсы, и наоборот - не имея денег, инвестировал

К свободному ценообразованию на основе спроса и предложения на товары, услуги, деньги, рабочую силу и фискально-финансовым способам влияния на цены и доходы;



К приобретению ресурсов на открытых регулируемых рынках, с обязательной возможностью (и неизбежностью) банкротства убыточных предприятий:

К жестким ограничениям по деньгам и нормальному правовому регулированию задолженности, вплоть до банкротства:

От практически 100%-ой государственной собственности на средства производства, 80%-ой доле в ВВП и 95%-ой доле в занятости (по сути - все граждане являлись госслужащими, в том числе и колхозники)

К ограничению государственного сектора 20-33%-ной долей:

От имитации экономического роста на основе хищнического использования ресурсов (в том числе и трудовых), добровольно-принудительного, административного изъятия прибыли предприятий и доходов граждан в бюджет

К реальному росту на основе преимущественно частных инвестиций, формируемых финансовой системой из частных же сбережений на основе добровольности и возмездности.

Нет и не будет единства в представлениях о том, общество какого типа россияне желают построить. Проблема усугубляется тем, что строительство это началось в России в 1992 году не с “чистого листа”, как, например, в послевоенной Японии, а в результате краха доказавшей свою принципиальную нереформируемость командно-административной. “социалистической”, плановой системы, оставившей после себя тяжелое наследство в виде:

1. Гиперконцентрации производства. Неэффективные, с избыточной занятостью, да к тому же и “градообразующие” промышленные гиганты - “мастодонты” раннего индустриализма.

2. Гипертрофированного ВПК. Попытка конверсии которого с треском провалилась еще в конце 80-х гг.

3. Производства отрицательной прибавочной стоимости. Когда цена готового продукта не покрывает даже базовых или средних переменных издержек на его производство.

4. Случайного размещения производства. Города-заводы строились преимущественно в местах, не пригодных для нормальной жизни - например, на крайнем Севере.

5. Недоразвитой инфраструктуры. Как транспортной - “В России нет дорог - только направления”, так и рыночной - “Нет сервиса - только обслуживание”, “Нет индустрии развлечений - только клубы”. Не было также нормальных банков, бирж и т. д.

6. Разбалансированного товарно-денежного обращения, проявлявшегося в виде дефицитов, талонов, купонов, открыток, очередей и спецраспределителей.

7. Нищеты подавляющего большинства населения. Совокупные денежные доходы составляли менее 40% реального ВВП, а совокупные сбережения - менее 30%.

8. Социально-психологического иждивенчества и инфантилизма, вскормленного госпатернализмом. Низкая дисциплина, производительность труда и ответственность.

9. Правового нигилизма. Проявляющегося в обыденном сознании в виде поговорок типа “Закон - что дышло”, “Суди не по закону, а по совести”, “От сумы да от тюрьмы не зарекайся” и прочих благоглупостях, а в повседневном поведении в виде перманентной готовности решать проблемы неправовым путем.

10. Институциональной недоразвитости. Ни один из трех фундаментальных институтов современного общества - семья, собственность, гражданское право - не был нормально развит. В хиреющем состоянии поддерживались такие важные институты, как здравоохранение, образование, армия, идеология.

11. Скрытой безработицы. Существовали и продолжают существовать миллионы (от 7,5 до 25) искусственных рабочих мест. Прежде всего в НИИ и заводоуправлениях, а также на планово-убыточных предприятиях.

12. Инфляции и спада производства. С 1961 по 1986 покупательная способность рубля снизилась в 2,5 раза, затем этот процесс ускорился. Экономический рост прекратился фактически в конце 70-х годов, и после короткого всплеска середины 80-х начался спад, который превысил 10% ВВП уже к осени 1991 года.

Решать все эти проблемы пришлось “на марше”, параллельно с реализацией основных переходных программ, а иногда и вместо них. А этих программ наберется десяток. И лишь успешное окончание их реализации подведет черту под вторым в XX веке переходным периодом в истории России.

1. Либерализация цен и хозяйственной деятельности, предполагающая освобождение подавляющего большинства цен от административного контроля, сведение количества лицензируемых видов деятельности к минимуму, замену “разрешительного” принципа создания и ликвидации предприятий на “уведомительный”.

Либерализацию цен провести удалось еще в 1992 году. Тут же была решена проблема дефицита и очередей. Однако количество лицензируемых видов деятельности продолжает неоправданно расти, а “уведомительного” принципа не было и в помине даже в 1997-м.

2. Разгосударствление, предполагающее приватизацию большей части государственной собственности, включая земельную. Сведение доли государства в национальном богатстве и ВВП с 95 до 25-33%. Так называемая малая приватизация - передача в частные руки прачечных, булочных, ремонтных мастерских, парикмахерских и т. п. была завершена уже в 1992-м. В 1993-94 гг. состоялся так называемый ваучерный этап большой приватизации. В 1995-96 гг. правительство предприняло попытку передачи госпредприятий в частное управление методом денежных залоговых аукционов. С 1997 года начались прямые продажи госсобственности на инвестиционных торгах и аукционах. Но бывшие госпредприятия в своем большинстве так и не получили эффективного собственника и “стратегического” инвестора, способного кардинально улучшить менеджмент. К тому же к концу 1997-го не был решен земельный вопрос. Формально едва ли не три четверти ВВП в 1997 году производилось в частном секторе. Фактически же государство продолжает прямо или косвенно контролировать более двух третей общественного производства. Не удивительно, что работники частных предприятий и акционерных обществ продолжают направлять свои требования по заработной плате не формальным хозяевам, а федеральному правительству.

3. Создание рыночной инфраструктуры - банков, бирж, торговых домов, аудиторских и консалтинговых фирм, рекламных и маркетинговых агентств, страховых и инвестиционных компаний, пенсионных и паевых фондов, современных средств связи и передачи информации. Рыночная инфраструктура была практически создана к началу 1995 года. В середине 1997-го в России уже было 2000 банков, 30 действующих бирж, 10000 рекламных агентств, 1000 страховых компаний, несколько сотен консалтинговых и аудиторских компаний. Началось создание аналогов взаимных фондов - паевых инвестиционных фондов.

4. Финансовое оздоровление. Предполагалось остановить инфляцию, стабилизировать национальную валюту, повысить скорость обращения денег и прохождения платежей, изменить структуру денежной массы таким образом, чтобы в ней преобладали безналичные средства, преимущественно инвестиционного характера. После четырех лет драматического падения, понизившего курс с 1,5 до 4500 рублей за доллар, с апреля 1995-го курс стабилизировался в границах 4500-5200 руб./доллар. Затем снижение возобновилось, но уже темпами, существенно уступающими темпам роста цен. В начале 1998 года покупательная способность доллара на российском рынке вернулась к уровню начала 1991 года. Инфляция сведена с 80 до 2-3% в квартал. Скорости обращения денег и прохождения платежей существенно возросли. А вот структура денежной массы значительно ухудшилась. В ней возросла наличная составляющая с 15 до 35% денежных агрегатов. Резко увеличились квазиденежные компоненты - неплатежи, зачеты и т. п., объем которых существенно (в два-три раза) превысил объем собственно денежной массы.

5. Маневр трудовыми ресурсами. Предполагалось перевести миллионы работников из государственного сектора - в частный, из трудоизбыточных регионов - в трудодефицитные, из умирающих, трудозатратных отраслей - в прогрессирующие, высокотехнологичные. Чтобы к концу перехода структура занятости в России соответствовала постиндустриальной - 7-9% в сельском хозяйстве, 18-25% - в промышленности, более 65% в сфере услуг. Доля занятых в госсекторе сократилась с 95% в 1991 году фактически - до 70% в 1997-м, (формально - до менее чем 40%). Маневр трудовыми ресурсами пока удается совершать без общего всплеска безработицы. Правда, в отдельных регионах (Иванове, Кузбасс, Северный Кавказ, Удмуртия) эта проблема уже вышла на одно из первых мест. Искусственные рабочие места продолжают сохраняться, только теперь там еще и месяцами не платят заработной платы.

6. Реструктуризация доходов и расходов семьи. Предполагалось увеличить долю денежных доходов населения в ВВП, снизить долю заработной платы в совокупных доходах семьи, увеличить объем и долю сбережений и расходов на услуги в текущих совокупных расходах, при снижении доли расходов на продукты питания и товары.

Доля денежных доходов населения возросла с 35-40% ВВП в конце 80-х до 60% в 1996-97 годах. Но реальные доходы понизились на 20-25% ввиду практически двухкратного падения самого ВВП. Доля текущих сбережений возросла с 3-5 до 19-23% в совокупных доходах и с 2 до 12% в ВВП. Доля заработной платы в совокупных доходах семьи сначала понизилась с 78 до 45%, а затем стабилизировалась на уровне 48-55%. Доля социальных трансфертов снизилась с 18 до 15%, а доля доходов от собственности, финансовой и страховой систем, предпринимательской деятельности возросла с 4 до 35%. Правда при этом надо учитывать тот факт, что часть, по сути, трудовых доходов, в силу особенностей российской налоговой системы, оформляется как доходы от финансовой и страховой систем.

Вместо того, чтобы снизиться, возросла доля расходов семьи на питание - с 33-35% до 42-44%, при этом снизилась доля расходов на непродовольственные товары - с 50 до 33%, особенно длительного пользования. Доля расходов на услуги возросла с 15-17% до 22-24%, и в ее составе возросли расходы на транспорт, содержание жилья и здравоохранение, при снижении доли расходов на бытовое обслуживание, питание вне дома, культуру, спорт, развлечения и отдых.

7. Создание эффективной системы социального сервиса. Предполагалось провести реформы:

а) пенсионного обеспечения - переход к накопительному принципу:

б) системы страхования - переход к добровольному и многофункциональному;

в) жилищного обеспечения - приватизация жилья и оплата коммунальных услуг населением при повышении их качества;

г) образования - обеспечение всеобщего бесплатного среднего (9-II лет), доступного профессионального (плюс 2-3 года), платного высшего (4-6 лет):

д) здравоохранения - гарантированный стандарт для всех, плюс система медицинского страхования, плюс система семейного врачевания.

Ситуация в социальной сфере на начало 1998 года может быть охарактеризована коротко - полный провал. Средняя пенсия не обеспечивает прожиточного минимума. Страхование носит выборочный и формальный характер. Лишь 10% граждан имеют возможность приобрести жилье и оплачивать коммунальные услуги в полном размере. Государственное “бесплатное” образование и здравоохранение погрязли в нелегальных поборах с населения и безответственности, частное - очень дорого.

8. Обустройство правового пространства. Предполагалось принять новые конституцию, гражданский, уголовный и налоговый кодексы, ввести суд присяжных, повысить роль адвокатуры в судебном процессе, а самой судебной власти - в системе разделения властей. Конституция принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В 1995 году введена в силу первая часть Гражданского кодекса, в начале 1996-го - вторая, в 1997 году появилась новая редакция Уголовного кодекса. Но дальше этого дело не пошло. Суд присяжных существует в нескольких регионах России лишь в виде эксперимента. Конфликтные ситуации в бизнесе по-прежнему решаются преимущественно во внесудебном порядке.

9. Налогово-бюджетная реформа. Предполагалось, что после принятия Налогового кодекса, сокращающего общее количество налогов и ограничивающего произвол властей всех уровней, а также упрощающего систему отчетности, будет введен 3-5-летний мораторий на изменения налогового режима. Декларировалось утверждение четкого процесса формирования сбалансированного бюджета, с небольшим (до 3% ВВП) или отсутствующим дефицитом. Бюджета, принимаемого за 1,5-2 месяца до начала нового года, основные параметры которого будут связаны с макроэкономическими показателями, а не благопожеланиями отраслей и регионов. Предполагалось, что власти всех уровней сами смогут поделить меж собой налоговые поступления и прекратят требовать от коммерсантов рассылать после каждой сделки по 20 платежных поручений в 20 инспекций. Шести лет оказалось недостаточно даже для того, чтобы начать исполнять эту программу.

10. Формирование среднего класса. Предполагалось, что едва ли не основной задачей переходного периода должно стать создание достаточно многочисленного слоя, объединяющего 60-80% совокупного населения страны, - гаранта политической стабильности, демографического воспроизводства населения, слоя собственников и наемных работников, экономически независимых граждан, ответственных избирателей, исправных налогоплательщиков, создателей массового спроса и держателей акций, облигаций и других ценных бумаг, участников страховых и пенсионных программ, обеспечивающих социальную стабильность и устойчивое экономическое развитие общества.

К концу 1997 года к среднему слою, с некоторыми оговорками, можно было отнести лишь около трети населения страны.

Переходная экономика – это состояние экономики, когда происходит переход от одного типа экономической системы к другому. Следует подчеркнуть, что переходная экономика не является типом экономической системы.

В период перехода к новому типу экономической системы происходит преобразование основ существующей экономической системы: 1) изменяется господствующая форма собственности на средства производства, т. е. меняется характер социально-экономических отношений; 2) изменяется хозяйственный механизм, т. е. способы координации хозяйственных связей: методы и формы организации производства, управления, принципы распределения и т. д.; 3) изменяются организационно-правовые формы хозяйственной жизни (изменяется конституция, законы, учреждения).

Сущность переходной экономики раскрывается в ее основных чертах.

1. Основополагающая черта переходной экономики заключается в том, что для нее характерен переход к новому типу экономической системы, а не переход к новому способу регулирования экономики в рамках той же экономической системы. Подобное изменение способа регулирования экономики имело место в середине XX в. в США и странах Западной Европы, когда ряд стран переходил на кейнсианский тип регулирования экономики в рамках капиталистической экономической системы.

Однако если использовать технократический подход к классификации экономических систем, то можно утверждать, что период перехода на кейнсианский тип регулирования экономики – это вид переходной экономики, к постиндустривальному обществу. При анализе социально-эконо- мических процессов важно определить подход к анализу.

Вторая черта переходной экономики заключается в том, что для нее характерно сочетание элементов предыдущей экономической системы и вновь возникающей. К примеру, в Республике Беларусь наблюдается сочетание элементов командно-административной системы и рыночной (на некоторые товары цены «отпущены», а на некоторые – регулируются правительством).

Третья черта – неустойчивость, состояние неравновесия экономики, что продолжается до тех пор, пока не завершится переход к новой экономической системе. Выражением этой неустойчивости являются кризисные явления в производстве, торговле, финансах, денежной системе и т. д.

Четвертая черта – качественные изменения производственных отношений, т. е. отношений в производстве, распределении, обмене и потреблении. Это выражается в изменении господствующей формы собственности, отношений между хозяйствующими субъектами, между производителями и потребителями и т. д.

Пятая черта – многоукладность. Экономический уклад – это сектор экономики, который характеризуется особым типом экономических отношений, определяемым формой собственности на средства производства. Переходная экономика может иметь разные уклады: мелкотоварный (частная трудовая собственность), капиталистический (с использованием наемного труда), государственный, муниципальный и т. д.

Такая многоукладность характерна и для смешанной экономической системы стран Запада.

Напрашивается вопрос: чем отличается многоукладность переходной экономики от многоукладности смешанной экономической системы?

Смешанная экономика – это тип экономической системы, где существует господствующая форма собственности с присущим ей принципом координации хозяйственных связей и на этом фоне существуют различные другие уклады.

Переходная экономика – это промежуточное состояние между одной экономической системой и другой, и еще не ясно, какой тип экономической системы победит. Здесь еще нет (или почти нет) одной господствующей формы собственности (частной или государственной) происходит ее становление, и многоукладность существует в условиях отсутствия одной общей основы. Происходит борьба, столкновение старых и новых экономических интересов, постоянно обостряются экономические, политические, социальные отношения, что является внутренним свойством переходной экономики.

Шестая черта – относительная длительность периода преобразований старой экономической системы в новую (не менее 10 – 15 лет). Это вызвано сложностью процесса перехода. Нельзя мгновенно изменить технологический базис, заменить кадры и сложившиеся взгляды, изменить структуру народного хозяйства, создать новые экономические и политические институты (законы, учреждения, организации). Необходимо создать для всего периода переходной экономики особый механизм согласования интересов.

Исходя из всего вышеизложенного следует вывод, что для перехода к новой экономической системе необходимо время, которое называется переходным периодом.

Переходный период – это время, в течение которого происходит переход от одной экономической системы к другой. А наука, которая изучает реформы переходного периода, т. е. наука о переходном периоде, называется транзитологией.

Разновидности переходной экономики

Первым видом переходной экономики в XX в. была экономика перехода от капитализма к социализму в связи с Великой Октябрьской Социалистической революцией 1917 г., завершившегося в 30-х гг.

Основные черты переходной экономики от капитализма к социализму:

– революционная замена капиталистических производственных отношений социалистическими;

– многоукладность экономики при постепенном переходе к одному укладу, основанному на общественном типе собственности;

– установление диктатуры пролетариата, как орудия подавления сопротивления идеям социализма;

– стремление сократить переходный период.

Задачами переходного периода являлись:

– установление господства общественной собственности в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной;

– переход к распределению общественного продукта по труду;

– проведение индустриализации и коллективизации;

– создание материально-технической базы (МТБ) социализма;

– ограничение сферы действия рыночного механизма и переход к плановому ведению хозяйства.

Вторым видом переходной экономики (если стоять на позициях технократического подхода к классификации экономических систем) можно назвать переход к новому кейнсианскому типу регулирования экономики в странах Запада в середине XX в., что в результате привело к появлению постиндустриального типа экономической системы.

В этот переходный период происходили коренные изменения в способах координации экономической деятельности, а именно, отказ от идеи Смита о «невидимой руке», регулирующей экономику, и признание идеи Кейнса о необходимости государственного регулирования экономики.

Страны начали разрабатывать специальную бюджетно-налоговую, кредитно-денежную политику, т. е. систему мер, регулирующую поведение субъектов экономики. Все это обеспечивало стабильное развитие стран Запада довольно долго, до 70-х гг. XX в.

Третий вид переходной экономики – переход развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки к новой независимой экономике после освобождения от колониальной зависимости в середине XX в.

Основные задачи переходного периода в этих странах:

1) ликвидация деформаций в экономике: изменение структуры народного хозяйства; создание базиса для независимости;

2) переход к новой экономической системе – смешанной экономике.

Четвертый вид переходной экономики – переход от административно-командной экономики к рыночной.

Основными чертами переходного периода являются:

– переход к многоукладной экономике с господством частной формы собственности – основы рыночных отношений;

– сочетание элементов старой и новой экономических систем;

– неустойчивость, состояние неравновесия (кризисные явления в производстве, торговле, финансах и т. д.);

– качественные изменения производственных отношений: замена административных методов хозяйствования рыночными;

– переход осуществляется в условиях разрушения СССР – единого мощного государства, когда разорвались сложившиеся хозяйственные связи;

– переход осуществляется в условиях формирования новых международных отношений.

Необходимость перехода к рыночной экономике обусловлена ее эффективностью. Исторический опыт показал, что наиболее эффективным, обеспечивающим наиболее высокий жизненный уровень населения, типом экономической системы является рыночная экономика, основанная на частной собственности и личном интересе, где ниже трансакционные издержки, и где возникают «общественные выгоды», т. е. выгоды для потребителя и производителя при условии, что товары продаются по равновесной (конкурентной) цене.

Цель и задачи переходного периода к рыночной экономике

Основная цель переходного периода – переход к новой экономической системе – рыночной экономике смешанного типа.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Путем реформирования отношений собственности, создать новую, характерную для рыночной экономики основу.

2. Осуществить переход от плановой системы хозяйствования к рыночной. Сформировать рыночные отношения, создать инфраструктуру рынка.

3. Преодолеть кризисные явления в экономике.

4. Создать развитую систему социальной защиты населения.

Эти задачи решаются разными способами.

Первая задача – реформирование отношений собственности осуществляется путем разгосударствления и приватизации, сущность и способы осуществления которых рассмотрены в теме «Социально-экономическая сущность отношений собственности».

Вторая задача – формирование рыночных отношений решается тремя способами: 1) путем либерализации экономики; 2) структурных преобразований экономики; 3) институциональных преобразований.

Либерализация экономики – это система мер, с помощью которых устраняются государственные ограничения в предпринимательской деятельности субъектов экономики в таких процессах, как: 1) движение цен (они должны складываться под влиянием спроса и предложения, т. е. устанавливаться рынком, а не государством); 2) движение товаров и услуг, особенно ресурсов; 3) налогообложение, квотирование, лицензирование и т. д.; 4) государственная монополия на осуществление хозяйственной деятельности.

Структурные преобразования, как способ решения второй задачи – это изменение структуры народного хозяйства: ликвидация отживших отраслей и производств, создание новых с учетом имеющихся ресурсов, переход на новые технологии и т. д. Все это может осуществляться с помощью государства (правительства), которое способно разработать и реализовать промышленную политику, т. е. систему мер для быстрого роста экономики.

Институциональные преобразования – это процесс возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения субъектов экономики, создание рыночных организаций и учреждений и замена ими старых, командно-административных. Это создание условий для действия рыночной системы, т. е. создание рыночной инфраструктуры.

Рыночные институты – это рыночные правила, законы и учреждения, которые разрабатывают эти правила, контролируют их выполнение. Без контроля рыночные институты разрушаются и возникают криминальные структуры.

В переходный период необходимо создать новые законы о собственности, налогах, ценах, предпринимательстве, конкуренции, банках, биржах, о новой системе государственного регулирования экономики. Надо создать рынки потребительских товаров, капитала, земли, труда, денег, валюты.

Рыночные отношения будут созданы тогда, когда все субъекты экономики будут обладать рыночным поведением, т. е. обладать экономической свободой, экономической обособленностью, а в экономике будет господствовать конкурентная среда.

Третья задача – преодоление кризисных явлений, решается путем разработки эффективной экономической политики (бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, социальной).

При решении этой задачи возникают большие трудности. Прежде всего не ясно, какими методами воздействовать на экономику. От административно-командных надо отказываться, а рыночные еще не действуют, т. к. еще не созданы рыночные отношения. Такое промежуточное состояние, особенно если оно продолжается долго, влечет за собой появление кризисных явлений. Необходимо как можно быстрее создавать рыночные отношения и придать им господствующий характер.

Четвертая задача – создание развитой системы социальной защиты, обусловлена необходимостью оградить население от тяжелых последствий реформирования экономики. При этом надо разработать систему мер с адресной социальной поддержкой нуждающимся слоям населения: выплата вовремя пенсий, пособий, зарплаты, дотирование оплаты коммунальных услуг и др.

Социальная политика государства включает в себя систему мер, направленных на повышение жизненного уровня и улучшение качества жизни населения.

В порядке самостоятельной работы студенты подготовят рефераты-доклады о способах решения основных задач переходного периода в Республике Беларусь.

Еще по теме 1. Переходная экономика: сущность, основные черты, разновидности, необходимость. Цель и задачи переходного периода:

  1. 1. Характеристика состояния национальной экономики до перехода к рынку. Необходимость перехода к рынку. Сущность, основные черты переходной экономики. Особенности перехода РБ к рынку
  2. 1. Причины краха командно-административной экономики. Основные черты и закономерности переходной экономики
  3. Развитие рыночных отношений - необходимый элемент переходной экономики
  4. 3. УЧЕТ УСЛОВИЙ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
  5. Глава 7 СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ: ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ БЛАГОПОЖЕЛАНИЕ
  6. Основные условия социально-ориентированная переходная экономика
  7. §3. Развитие административного права в переходный период.
  8. § 3. Количественная теория не является строго справедливой во время переходных периодов
  9. Глава 3 СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕРЕХОДНОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -