Экономический механизм охраны природы. Экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования

В Российской Федерации утвержден и успешно действует экономический механизм направленный на взаимодействие с экономикой государства. В статье рассмотрим, какие методы применяет такая система, и как происходит контроль над уровнем загрязнения естественной окружающей среды.

Связь экономики и охраны природы

С начала 21-го века в России понятие экономического механизма охраны окружающей среды, а также его структура были изменены. Сейчас система включает как ранее введенные нормы материально-техническое обеспечение), так и разработанные современные экономические стимулы (создание фондов, сбор платы за пользование ресурсами, введение экологического страхования).

Структура экономического воздействующего механизма в сфере охраны природы, которую предлагает В. В. Петров, включает элементы, представленные на иллюстрации ниже.

Каждое современное предприятие, которое пользуется природными ресурсами, обязано следовать экологическим требованиям при оценке эффективности хозяйственных решений. Так, в основе охраны природы лежат в основном экологические платежи, а меньшую долю занимают экономические санкции или штрафы за нарушения в сфере экологического законодательства.

Основной задачей экономического механизма в сфере использования естественных ресурсов является создание условий для выполнения целей экологической политики с помощью экономических мер. Для этого вводятся нормативно-правовые и законодательные акты соответствующего направления.

Роль Росприроднадзора

Росприроднадзор - это представитель исполнительной власти, что функционирует на федеральном уровне и выполняет функции надзорного контроля в области пользования природными ресурсами.

Центральный аппарат Росприроднадзора включает восемь Департаментов. Для эффективности контроля и выполнения своих функций в каждом регионе создано Управление Росприроднадзора, которое отвечает за природопользование отдельной территорией.

На федеральном уровне служба выполняет такие функции:

Среди обязанностей управления Росприроднадзора можно выделить:

  • Рассмотрение и принятие нормативов и лимитов по отходам.
  • Проведение экологической экспертизы на государственном уровне.
  • Определение нормативов относительно загрязняющих выбросов в атмосферу. Исключением являются радиоактивные компоненты.
  • Выдача лицензий на осуществление сбора, использования, утилизации и размещения отходов классов опасности I-IV.
  • Рассмотрение и выдача разрешений на произведение выбросов, загрязняющих атмосферу. Исключением являются радиоактивные выбросы.
  • Рассмотрение и выдача разрешений на осуществление выбросов веществ и микроорганизмов в объекты водной среды.

Органы контроля природопользования в округах

В каждом федеральном округе создан Департамент природопользования и охраны окружающей среды, подконтрольный Росприроднадзору.

Такие образования отвечают за:

  • охрану окружающей человека среды;
  • расчетливое и бережное использование естественных ресурсов;
  • экологическую безопасность региона;
  • разработку региона;
  • разработку нормативных документов для улучшения природной среды;
  • просвещение региона в части экологии.

Департамент оказывает такие услуги:

  • Выдача разрешения на индивидуальное жилищное строительство.
  • Выдача охранных обязательств или дополнительного соглашения к ним, которые обеспечивают сохранность и бережное использование природной территории, которая охраняется.
  • Аннулирование и выдача охотничьего билета.
  • Выдача разрешений на сброс микроорганизмов или вредных веществ в водную среду или атмосферу.
  • Выдача лицензий на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома любых металлов.
  • Проведение экологической экспертизы.
  • Оформление разрешений на пересадку зеленых насаждений.

Методы экономического механизма

Механизм экономического регулирования использования естественных ресурсов прописан Законом РФ "Об охране окружающей среды" номер 7-ФЗ от 10.01.2002 года.

Его методы включают:

  • Разработку прогнозов социального и экономического развития государства согласно экологическим прогнозам.
  • Разработку программ экономического развития, которые применяются на федеральном уровне, а также целевых программ для отдельных субъектов государства.
  • Разработку планов мероприятий и их проведение с целью разъяснения необходимости принятия мер, обеспечивающих охрану природы.
  • Взимание платы за пользование природными ресурсами и нанесенный вред природе.
  • Расчет лимитов на выбросы загрязняющих элементов и размещение производственных отходов.
  • Проведение и выдачу заключения об экономической оценке объектов природы, включая созданных с помощью человека.
  • Проведение оценки воздействия деятельности предприятий на окружающую атмосферу и природную среду.
  • Предоставление льгот, в том числе и налоговых, в случае внедрения предприятием новаторских технологий, альтернативных источников энергии, использования вторсырья, переработки отходов.
  • Поддержку инновационной деятельности предприятий в сфере охраны природы.

Разработка мероприятий и эффективное планирование действий по защите окружающей природы производится на основании прогнозов государства по социально-экономическому развитию. Также учитываются федеральные и целевые программы регионов.

Каждый субъект хозяйствования обязан проводить осуществление производственного экологического контроля. Такой комплекс процедур обеспечивает выполнимость требований экологического законодательства, проведение определенных действий, обеспечивающих охрану природы и расчетливо-рациональное использование ее богатств.

Плата за загрязнение и выбросы в окружающую среду

Экономический механизм охраны окружающей среды подразумевает уплату налога за негативное влияние на нее согласно Порядку № 632 от 28.08.1992 г.

Законодательно установлены такие виды отрицательного воздействия на природу:

  • Выбросы в окружающую атмосферу вредных веществ.
  • Сбрасывание веществ и микроорганизмов в водную среду региона.
  • Загрязнение почвы.
  • Размещение, захоронение отходов, как производственных, так и после потребления.
  • Шумовое, тепловое, электромагнитное, ионизирующее и иное окружающего природного пространства.

Определение размера платежей зависит от объема сбрасываемых загрязняющих веществ и отходов. Для некоторых регионов могут быть установлены коэффициенты в дополнение к базовым ставкам, которые учитывают экологические особенности такой местности.

Оплата за негативное воздействие на природу зачисляется в федеральный бюджет РФ. Предприятия обязаны оплачивать налог один раз в год по месту регистрации источника загрязнения. Если предприятие не уплатило сбор в срок, то к нему применяется штраф за загрязнение окружающей среды. Пеня рассчитывается как 1/300 ключевой ставки банка РФ, которая зафиксирована на день ее уплаты. Пеня начисляется ежедневно за каждый день просрочки уплаты налога.

Неналоговые поступления в бюджет

Федеральный законодательный акт «Об отходах» № 89-Ф3 от 24.06.1987 года определяет порядок обращения с отходами потребления и производства и призван предотвратить их вредное воздействие на население. Экономический механизм регулирования и контроля над предполагает уплату предприятиями экологического сбора. Росприроднадзором определяется форма расчета суммы таких платежей. Процедура подробно описана в Приказе Росприроднадзора № 488 от 22.08.2016 года.

Экономический механизм в сфере размещения отходов потребления и производства предполагает стимулирование деятельности предприятий такими методами:

Поддержка финансовых субъектов

Если предприятие вовремя вносит средства за загрязнение и плату за пользование природными ресурсами, а также стремится минимизировать негативное влияние на природу, то государство обеспечивает поддержку в виде льгот.

Законодательно установлены способы стимулирования хозяйствующего субъекта с целью его экологического воспитания. Так, экономический механизм в сфере охраны природопользования включает такие элементы:

  • Организация планирования природопользования и способов охраны природы.
  • Финансирование сферы охраны природы.
  • Применение платежей за использование ресурсов, загрязнение атмосферы и водных объектов.
  • Создание внебюджетных экологических фондов.
  • Внедрение экологического страхования.
  • Предоставление кредитных либо налоговых льгот, а также иных поощрительных мер в сфере, касающейся охраны природного окружения.
  • Проведение экологического аудита.

Создание специальных фондов и проведение экологического аудита являются новшеством в российском экономическом механизме охраны окружающей среды.

Экологическим страхованием называется правовая мера в сфере охраны природы, которая обеспечивает защиту от экологических рисков, которые могут причинить вред страхователю, застрахованному или третьему лицу по причине сверхнормативного загрязнения природы.

Выделяют такие виды:

Экологический аудит проводится в качестве независимой оценки деятельности субъекта хозяйствования по соблюдению экологического законодательства.

Выделяют такие типы:

Фонды, созданные с целью защиты экологии, служат финансовой базой, которая может потребоваться в решении неотложных проблем сохранности природы.

В России существуют такие внебюджетные организации:

Экологические фонды образованы за счет тех средств, что поступают от граждан, предприятий, организаций и иностранных инвесторов. Все поступления денежных средств таких фондов распределяются согласно схеме:

  • 60 % определяется на реализацию запланированных мероприятий местного значения, например городов или районов;
  • 30 % расходуется на реализацию программ территориального значения, например республиканского или областного;
  • 10 % - на реализацию мероприятий федерального уровня.

Создание фондов в экологическом секторе было призвано решить такие проблемы:

  • восстановить потери природной среды;
  • компенсировать вред, нанесенный здоровью населения;
  • начать возведение очистных сооружений;
  • материально обеспечить проведение акций по охране природы и просветительской работе.

Также Фонды предоставляют возможность для развития природоохранной деятельности с помощью таких инструментов экономического механизма охраны окружающей среды:

  • помощь в формировании начального капитала предприятий, которые создаются с целью производства продукции придоохранного назначения;
  • обеспечение гарантий банкам по кредитам для предприятий по реализации проектов по охране природы.

Разрешения на природопользование

С целью охраны и рационального использования природных ресурсов законодательно определены некоторые рычаги экономического воздействия.

Рассмотри их подробней:

  • Лицензирование действий комплексного природопользования. Такой документ выдается на фиксированный срок (1 год) и определяет права владельца относительно природного ресурса, размещения отходов, произведения сбросов и выбросов.
  • Заключение договора о комплексном природопользовании, который определяет условия и правила использования ресурсов природы предприятием, а также размеры экологических платежей. Обязательно в документе указываются обязанности сторон и их ответственность.
  • Установление лимитов на природопользование, например лимит потребления вод промышленного назначения, лимит по отлову животных. Если предприятие превышает установленные нормы, то с него взимается дополнительная плата.

Выдачу документов осуществляет Департамент природопользования и охраны окружающей среды региона на основании Закона под номером 7-Ф3.

Концепция экологического развития

После Конференции ООН в 1992 году понятие концепции устойчивого экологического развития вошло в мировой лексикон. Она предполагала достижение гармонии природы и человека и позиционировалась как движение вперед с целью максимального удовлетворения потребностей нынешнего поколения, одновременно не лишая такой возможности будущие поколения.

В рамках Конференции были определены связи экономики и экологии:

  • Зависимость между экологическим и экономическим развитием. При достижении прогресса второго без участия первого планета превратится в пустыню.
  • Если большее внимание уделяется развитию экологии без экономической направленности, то это порождает нищету и несправедливость.

Экономический механизм охраны окружающей природной среды в России все еще требует доработок и будет изменяться с введением новых правовых норм. Но можно сказать, что основа рационального, расчетливого и бережного использования ресурсов окружающей природы уже заложена, а значит, остается решить сопутствующие эколого-экономические задачи.

Экономические механизмы охраны окружающей среды

I. Кадастры природных ресурсов

II. Финансирование и материально-техническое обеспечение

III. Платы за пользование природными ресурсами и их загрязнение

IV. Экологические фонды

V. Экономическое стимулирование

I. Кадастры природных ресурсов – это своды экономических, организационных, экологических и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, а также категории природопользователей. Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры составляются по видам природных ресурсов: земельный, лесной, водный и др.
На базе их данных определяется денежная стоимость природного ресурса, продажная цена, система мер по его оздоровлению и восстановлению.

II. Источниками финансирования могут быть: бюджетные средства, банковские кредиты, экологические фонды, собственные средства предприятий (в основном, прибыль) и другие источники. Финансирование экологических программ должно обеспечиваться материально-техническими ресурсами.

III. В платах за пользование природными ресурсами и их загрязнение предусмотрено два вида платы :

1. за пользование природными ресурсами;

2. загрязнение окружающей среды.

За загрязнение предусмотрено два вида платы :

1. за выбросы, сбросы вредных веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов;

2. за выбросы, сбросы и размещение отходов сверх установленных лимитов, либо без разрешения.

Внесение платы за использование и загрязнение природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению ущерба.

IV. Экологические внебюджетные фонды формируются из средств от организаций, граждан, иностранных юридических лиц; из платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов; из сумм, полученных по искам, штрафам, за счёт средств от продажи конфискованных орудий охоты и незаконной продукции; из платежей всех предприятий за природопользование. Эти средства зачисляются на специальные счета и используются для финансирования природоохранных мероприятий.

Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью.

V. Меры поощрения :

· освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества;

· установление налоговых и иных льгот предприятиям при внедрении безотходных технологий, использовании вторичных ресурсов;

· применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды;

· применение поощрительных цен на экологически чистую продукцию.

Меры наказания :

· введение специального добавочного налогообложения на экологически вредную продукцию и продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий;

· штрафы за экологические правонарушения [Цветкова, 1999].

3.2. Экозащитная техника и технологии

Инженерные природоохранные мероприятия делят на две группы:

I. Мероприятия, снижающие выброс загрязняющих веществ и уровень вредных воздействий:

1. Совершенствование технологических процессов и внедрение малоотходных и безотходных технологий.
2. Изменение состава и улучшение качества используемых ресурсов (удаление серы из топлива, переход с угля на газ или нефть, с бензинового топлива на водородное и др.).
3. Установка очистных сооружений с последующей утилизацией улавливаемых отходов.

Экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования ориентирован на обеспечение эффективного природоохранного управления. Реализация такого управления достигается с помощью разнообразных экономических рычагов воздействия на природопользователя, включающих формирование ценообразования с учетом природоохранного фактора; разработку стимулирующих принципов финансирования природоохранных мероприятий, а также принятие государственных и региональных природоохранных программ. Среди основных задач, решаемых с помощью экономических механизмов управления природопользованием, следует выделить:

· планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

· установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

· установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы вредных веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия;

· предоставление природопользователям налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

· возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Согласно Закону «Об охране окружающей природной среды», пользование природными ресурсами в России является платным. В соответствии с этим положением, экономические механизмы управления природопользованием включают:

· платежи за пользование природными ресурсами (ресурсные платежи);

· компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого оборота или ухудшение их качества (компенсацию ущерба), вызванные деятельностью природопользователя;

· платежи за загрязнение окружающей природной среды (эмиссионные платежи);

· штрафы за нарушение природоохранного законодательства;

· рыночные цены на часть природных ресурсов, поступающих в экономический оборот и являющийся объектом рыночных операций;

· дифференциацию налогообложения с учетом экологических факторов;

· финансирование (бюджетное и внебюджетное) природоохранных мероприятий, включая систему экологических фондов воспроизводства природных ресурсов;

· страхование экологических рисков.

Одним из центральных элементов экономических методов регулирования природоохранной деятельностью является естественнонаучное обоснование предельно допустимых нагрузок на природную окружающую среду, которое основано на количественной оценке значений ассимиляционного потенциала и представлении его в качестве ресурса, с последующим использованием его стоимостной оценки в экономических расчетах. При этом в качестве ориентировочной аппроксимации ассимиляционной емкости различных регионов и территорий часто принимаются расчетные значения лимитов на ПДВ, ПДС и др., последовательные итерации которых в результате могут способствовать более объективной ее оценке. В этом случае ассимиляционный потенциал будет выражаться как система экологических нормативов, которые, с одной стороны, являются количественной характеристикой экологических потребностей, а с другой параметрами, характеризующими издержки по сохранению такого ресурса как качество окружающей природной среды.

Плата за природные ресурсы(землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

· за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

· за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

· на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за природные ресурсы представляет собой расходы природопользователя, связанные с их разведкой, извлечением и использованием, а также на возмещение убытков возникающих из-за экологического ущерба окружающей среде и здоровью людей. При этом она включает в себя две существенно различающиеся между собой составные части.

Во-первых, это плата за право пользованием природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов. В этом виде платы реализуется абсолютная рента, которая ранее изымалась в федеральный бюджет, не заинтересовывая регионы в эксплуатации природных ресурсов. Данный вид платы формируется исходя из затрат на компенсацию потерь региона и не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. Обычно, абсолютная величина платежа определяется по итогам конкурса (тендера) или увязывается с уровнем банковского процента. На практике в эту плату входит и дифференциальная рента, т.е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая влияет на эффективность их эксплуатации. Например, месторождение более благоприятное по горно-геологическим условиям и содержанию полезных компонентов эксплуатируется с большим эффектом, чем месторождение с худшими показателями. Очевидно, что получаемый при этом экономический эффект не зависит от вклада природопользователя и уже только по этой причине может быть изъят. В основе практического применения данного принципа лежит экономическая оценка природных ресурсов, которая может осуществляться по рыночным ценам, замыкающим затратам и другим методическим принципам, которые были рассмотрены выше. Применение перечисленных составляющих платы за право пользования природными ресурсами ориентировано на повышение экономической заинтересованности природопользователей в интенсификации использования природных ресурсов, внедрения новых, более эффективных безотходных и природоохранных технологий.

Во-вторых, это плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная составляющая платы за природные ресурсы представляет собой оплачиваемые природопользователем расходы специализированных предприятий и организаций на восстановление израсходованной в процессе хозяйственной деятельности части ресурсов. В основе этой платы лежит экономическая оценка тех же ресурсов, но ориентированная на расчет потерь и финансовых ресурсов, необходимых для рекультивации и восстановления ресурсов природной среды, нарушенных в процессе природопользования.

Следует также иметь в виду, что на ресурсы, непосредственно изымаемые природопользователем, устанавливаются лимиты их использования. Они действительны определенный срок по каждому виду природных ресурсов, которые определяются уровнем развития техники, технологических процессов, изменением потребностей в данном виде ресурса и его состоянием. В соответствии с установленными лимитами природопользователи получают разрешение на использование природных ресурсов.

В качестве ресурсов часто выступают также отходы производства, вторичные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла и др. Такие ресурсы могут оцениваться по нулевой стоимости, по издержкам на доставку и подготовку к использованию, или по вытесненным затратам за счет замены «первичного» природного ресурса.

Предполагается, что плата за природные ресурсы должна носить стимулирующий характер и быть ориентированной на повышение экономической ответственности отдельных субъектов хозяйственной деятельности за рациональное природопользование.

Природные ресурсы могут оцениваться ценой предприятия добывающего, подготавливающего или производящего первичную переработку ресурса. К таким природным ресурсам относится большинство сырьевых и энергетических ресурсов. С другой стороны, природные ресурсы могут оцениваться издержками на их добычу и облагаться специальными налогами в пользу государственных и муниципальных фондов за каждую единицу используемого ресурса. Сюда относятся изменяемые или используемые земли, вода, лес, и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.

Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством РФ.

Пользование землей в России является платной. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Налоговая форма пользования землей стимулирует рациональное использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв. Плата установлена за пользование сельскохозяйственной, городской, пригородной землей, землей, занятой месторождениями полезных ископаемых и другими категориями земель. При этом ставка земельного налога является единой, независимо от того, находится ли земельный участок в пользовании, владении или собственности соответствующего налогоплательщика и изымается из его прибыли (дохода). Отсюда, земельный налог носит фискальную направленность. Средства от его взимания поступают в бюджет (от местного до федерального). Земельный налог подразделяется на две основные группы:

· за земли сельскохозяйственного назначения;

· за земли несельскохозяйственного назначения.

Плата за земли первой группы территорий учитывает состав, качество, площадь и местоположение угодий П з = п х S , где п - нормативная ставка земельного налога; S – площадь сельскохозяйственных угодий.

Средние нормативные ставки налога за земли сельскохозяйственного назначения по субъектам РФ установлены Законом «О плате за землю». Органам законодательной власти предоставлено право, исходя из средних размеров налога и кадастровой оценки угодий, устанавливать ставки налога по группам почв, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

Плата за земли несельскохозяйственного назначения, с помощью соответствующих коэффициентов повышения средней ставки земельного налога, классифицируется с учетом:

· экономической значимости и экологического состояния района РФ;

· уровня социально-культурного потенциала;

· уровня исторической ценности территории.

Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взимается в двукратном размере.

Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 % от средних ставок земельного налога для поселений численностью до 20 тыс. человек. За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования. Налог на земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.

Кроме земельного налога, в качестве платы за землю используются арендная плата и нормативная цена земли. Арендная плата взимается за земли, сданные в аренду. Ее величина устанавливается по договору. За нижний предел в данном случае берется размер земельного налога. Реальный расчет размера ставок арендной платы базируется на данных по сделкам купли-продажи и аренды земли на первичных и вторичных рынках недвижимости.

Земельный налог и арендная плата используются исключительно на следующие цели:

· финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под эти мероприятия, и процентов за их использование;

· инженерное и социальное обустройство территории.

  • 9. Конституционные основы экологического права.
  • 10. Право граждан на благоприятную окружающую среду и иные экологические права граждан.
  • 11. Понятие и общая характеристика права собственности на природные ресурсы (формы, субъекты, объекты, содержание).
  • 12. Право собственности на недра в рф. Право собственности на водные объекты.
  • 12.Право соб-ти на недра в рф. Право соб-ти на водные объекты.
  • 13. Право собственности на леса в рф. Право собственности на животный мир.
  • 13.Право соб-ти на леса в рф. Право соб-ти на животный мир.
  • 14. Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
  • 14.Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
  • 15. Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав
  • 15.Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав природопользователей.
  • 16. Общая характеристика пользования недрами.
  • 16.Общая характеристика пользования недрами
  • 17. Общая характеристика пользования водными объектами
  • 17.Общая характеристика пользования водными объектами.
  • 18. Общая характеристика пользования лесами
  • 18.Общая характеристика пользования лесами
  • 19. Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
  • 19. Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
  • 20. Правовое регулирование охоты и рыболовства.
  • 20.Правовое регулирование охоты и рыболовства
  • 21.Правовая охрана природных объектов (понятие, содержание)
  • 22.Правовая охрана недр
  • 23.Правовая охрана вод
  • 24.Правовая охрана лесов
  • 25.Правовая охрана животного мира
  • 26.Правовая охрана атмосферного воздуха
  • 27. Понятие и общая характеристика управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  • 28. Виды, органы и функции управления.
  • 2. Министерство сельского хозяйства
  • 3. Министерство экономического развития рф
  • 29. Экологический мониторинг.
  • 30. Экологическое нормирование.
  • Глава V фз№7 «об охране окр ср» ст. 19-31
  • 31. Оценка воздействия на окружающую природную среду.
  • 32. Экологическая экспертиза.
  • 33. Экологическое лицензирование.
  • 34. Техническое регулирование, экологическая стандартизация и сертификация.
  • 35. Экологический аудит.
  • 36. Экологический контроль.
  • 37. Учет компонентов и объектов окружающей среды.
  • 38. Экономический механизм в экологической сфере.
  • 39. Платность использования природных ресурсов (виды платежей).
  • 40. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 41. Экологическое страхование.
  • 42. Ответственность за экологические правонарушения (понятие и структура экологического
  • 45. Эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
  • 46. Правовая охрана окружающей среды в промышленности.
  • 53. Международно-правовая охрана природной среды.
  • 54 Международные экологические организации
  • 38. Экономический механизм в экологической сфере.

    Экономический механизм - это совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    Элементы экономического механизма:

    1. планирование и финансирование природоохранных мероприятий

    2. установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов.

    3. Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов.

    4. Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот в случае внедрения ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

    5. Осуществление иных эффективных мер по охране окружающей среды

    6. Ведение кадастра того или иного природного ресурса

    7. Заключение договоров в сфере природопользования

    8. Экологическое страхование

    9. Экологический аудит

    Целью экономического механизма является стимулирование природопользования, которая заключается в создании условий экономической заинтересованности юридических и физических лиц в выполнении адресованных им требований экологического законодательства.

    В экологической сфере экономические меры и административные не являются альтернативой одного другому, а гармонично дополняют друг друга.

    39. Платность использования природных ресурсов (виды платежей).

    Статья 20. Платность использования природных ресурсов.

    1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

    2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

    * за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

    * за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

    * на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

    3. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.

    4. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

    Таким образом, взимание платы за ресурсы предполагает три основания: пользование в пределах лимита; сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная часть проводимого исследования касается проблем разработки и внедрения механизма платы за первое из перечисленных оснований - за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов.

    Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (объектов) и природопользователем и взимается в виде налогов, арендной платы или в иных формах, предусмотренных законодательством и решениями органов власти краев, областей, автономных образований. Состав и порядок применения весьма разветвленной системы платежей за пользование природными ресурсами (ресурсных платежей) уточняются по мере обобщения накапливаемого опыта. В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:

    * земля (налог, средняя плата);

    * лесные ресурсы (лесные подати, арендная плата);

    * водные ресурсы (водный налог);

    * животный мир (плата за пользование объектами животного мира);

    * недра (платежи за право пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензий, акцизный сбор, платежи за пользование акваторией и участками морского дна).

    Приведенный выше перечень видов платежей (налогов) за пользование природными ресурсами свидетельствует об отсутствии отработанных механизмов взимания платы за пользование природными рекреационными ресурсами, и вообще - единой методологии по установлению ресурсных платежей.

    До недавнего времени в нашей стране отсутствовали действенные экономические рычаги, воздействующие на сохранение и рациональное использование окружающей природной среды. Ныне в России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику, а точнее, соответствующий критериям переходного периода к ней. Его главная особенность -- ориентация не на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические методы регулирования. Делать выводы о высокой эффективности нового экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования преждевременно, он требует дальнейшего развития и совершенствования.

    Нарастание негативных явлений в окружающей среде закономерно поставило еще в 70-х годах XX в. вопрос о необходимости принятия неотложных природоохранных мер как приоритетной задачи, а глобальный характер этих явлений потребовал подключения к ее решению международных организаций. В результате начал формироваться и продолжает совершенствоваться общемировой природоохранный механизм, состоящий из ряда взаимодополняющих компонентов (организаций, решений и мероприятий).

    Опасность современного экологического кризиса состоит в том, что он ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Устойчивое развитие требует расширенного воспроизводства возобновляемых природных ресурсов для сохранения равенства условий и использования минерального сырья ныне живущих и будущих поколений. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих разрушение и деградацию окружающей среды.

    Для пресечения, исправления и контроля сложившейся ситуации и существует экономический механизм по защите окружающей природной среды. Необходимо решить проблему повышения его эффективности, т.е. улучшение механизма применения и использования эколого-правовых норм. Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирование природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.

    Экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе. Необходимо выработать у субъектов права отношение, при котором вред окружающей среде равносилен вреду самому себе. Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.

    Формирование нового экономического механизма природопользования и финансирования природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно стать органической составной системой управления и регулирования экономики.

    Задачами экономического механизма охраны окружающей природной среды являются:

    • - планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
    • - установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
    • - установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
    • - предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
    • - возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

    Прежде всего экономический механизм направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного осуществления всех экономических мер, включенных в экономический механизм.

    Следующая важнейшая функция экономического механизма -- стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включенными в него, а лишь некоторыми из них.

    При характеристике роли экономических мер в обеспечении природопользования и охраны окружающей среды нужно отметить, что экономические и административные методы управления природоохранительной деятельностью не являются альтернативой один другому. Наоборот, они дополняют друг друга. Очевидно, что не может быть больше или меньше экологического нормирования, экологического лицензирования или государственной экологической экспертизы. Эти функции государственного управления охраной окружающей среды должны осуществляться в объеме, предусмотренном экологическим законодательством. Критерий тут может быть один - наибольшая полезность в достижении цели. Одновременно в соответствии с требованиями законодательства должны осуществляться экономические меры охраны окружающей среды. Следовательно, важно исследовать и урегулировать применение административных и экономических методов управления природоохранительной деятельностью в направлении их оптимального сочетания, но только не противопоставления.

    В конечном счете задача экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, чтобы обеспечить с помощью экономических мер достижение целей экологической политики государства, определяемой законодательством, другими нормативными правовыми актами и иными документами. Эта задача будет решена тем успешнее, чем оптимальнее будут урегулированы и реализованы отдельные элементы экономического механизма.

    Основными недостатками экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования являются отсутствие действенных стимулов снижения негативного воздействия на окружающую среду, рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также явную недостаточность объемов платежей за выбросы, сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности и воспроизводства возобновимых природных ресурсов в требуемых масштабах.

    Применение принципа “загрязнитель платит” направлено на создание механизма экономической ответственности субъекта хозяйственной деятельности за негативное воздействие на окружающую среду и заинтересованности в осуществлении природоохранной деятельности.

    Таким образом, под экономическим механизмом охраны окружающей среды понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.