Контроль за эксплуатацией зданий и сооружений. Сезонные осмотры, как основа системы контроля технического состояния зданий

Структура службы надзора за техническим

состоянием зданий и сооружений

#G0Площадь зданий, тыс.м

Техник или инженер-строитель

Старший инженер строитель

Старший инженер-строитель и инженер-строитель

Группа по надзору за состоянием, содержанием и ремонтом строительных конструкций промышленных зданий и сооружений в составе: руководителя группы - он же старший инженер-строитель, инженера-строителя, инженера-конструктора и инженера-сметчика

Главный архитектор, он же зам. главного механика, старший инженер-строитель - 3 чел., инженер-строитель - 3 чел., инженер-сметчик - 1 чел., инженер по эстетике промышленных зданий - 1 чел., плановик - 1 чел.

Главный архитектор - он же зам. Главного механика, зам. главного архитектора, ст. инженер-строитель - 5 чел., ст. инженер-конструктор - 1 чел., инженер-конструктор - 2 чел., ст. инженер-сметчик - 1 чел., инженер-сметчик - 2 чел., плановик -2 чел. и инженер по эстетике - 2 чел.

Примечание. В организациях, где здания и сооружения имеют большой физический износ, а также эксплуатируемые с тяжелым режимом крановых нагрузок; на территориях, подработанных подземными горными выработками и в сейсмических районах, служба технического надзора должна быть увеличена по составу с учетом местных условий.

4.6. Основными задачами службы технического надзора являются:

4.6.1. Обеспечение совместно с цехами, отделами, участками сохранности, надлежащего технического состояния и постоянной эксплуатационной годности строительных конструкций зданий и сооружений путем проведения текущего и капитального ремонтов, выполняемых в плановом порядке в соответствии с единой системой планово-предупредительного ремонта (ППР);

4.6.2. Организация выполнения и контроль за осуществлением мероприятий, направленных на поддержание состояния и улучшение эксплуатационных качеств зданий и сооружений;

4.6.3. Исключение простоев и неплановых остановок производства по причине неудовлетворительного состояния строительных конструкций зданий и сооружений.

4.7. Основными функциями службы технического надзора являются:

4.7.1. Надзор за соблюдением цехами, отделами, участками правил содержания и ухода за строительными конструкциями зданий и сооружений;

4.7.2. Надзор за соблюдением цехами, отделами, участками необходимых условий для осуществления нормального хода производственных процессов;

4.7.3. Организация систематических наблюдений и технических осмотров состояния строительных конструкций зданий и сооружений;

4.7.4. Надзор за состоянием среды в помещениях, температурно-влажностного режима;

4.7.5. Оформление заявок на выполнение визуальных и детальных технических обследований строительных конструкций зданий и сооружений;

4.7.6. Участие в работе по подготовке зданий и сооружений к эксплуатации в зимних условиях;

4.7.7. Участие в комиссиях по определению целесообразности списания с баланса организации изношенных или морально устаревших зданий и сооружений;

4.7.8. Участие в комиссиях по расследованию аварий строительных конструкций;

4.7.9. Разработка и представление на утверждение инструкций для цехов, отделов, участков по правилам технической эксплуатации строительных конструкций с учетом местных условий;

4.7.10. Оказание технической помощи цехам, отделам, участкам по вопросам, связанным с содержанием и уходом за строительными конструкциями зданий и сооружений;

4.7.11. Организация и участие в работе по отбору зданий и сооружений для проведения текущего и капитального ремонтов;

4.7.12. Оформление заявок и договоров на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт зданий и сооружений;

4.7.13. Организация разработки силами организации сметной документации на проведение ремонтных работ в случаях, когда для их выполнения не требуется разработка проектной документации;

4.7.14. Контроль качества и сроков разработки проектно-сметной документации;

4.7.15. Подготовка проектно-сметной документации к утверждению в установленном порядке;

4.7.16. Подбор подрядных организаций для выполнения ремонтных работ. Согласование объемов работ с подрядной организацией и оформление договоров;

4.7.17. Надзор и контроль качества текущего ремонта, выполняемого цехами, отделами, участками;

4.7.18. Надзор и контроль качества капитального ремонта, выполняемого подрядными организациями или хозяйственным способом;

4.7.19. Участие совместно с ремонтно-строительными организациями в составлении актов на скрытые и дополнительные работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией;

4.7.20. Участие в комиссиях по приемке в эксплуатацию зданий и сооружений после капитального и текущего ремонтов;

4.7.21. Планирование всех видов осмотров строительных конструкций зданий и сооружений;

4.7.22. Планирование текущего ремонта строительных конструкций зданий и сооружений на год с разбивкой объемов работ по месяцам;

4.7.23. Разработка перспективного плана капитального ремонта строительных конструкций зданий и сооружений с разбивкой объемов работ по годам и кварталам;

4.7.24. Планирование капитального ремонта строительных конструкций на год и по месяцам. Составление титульного списка работ по капитальному ремонту зданий и сооружений;

4.7.25. Составление расчетов и заявок на потребное количество строительных материалов и механизмов в соответствии с годовым планом ремонта строительных конструкций зданий и сооружений;

4.7.26. Своевременное представление отчетных данных по ремонтным работам;

4.7.27. Организация и участие в работе по переоценке и определению износа конструкций зданий и сооружений;

4.7.28. Организация и участие в работе по составлению паспортов на здания и сооружения;

4.7.29. Ведение технического журнала по эксплуатации зданий и сооружений;

4.7.30. Систематизация копий основных чертежей проектов зданий и сооружений, а также другой технической документации, необходимой для повседневного пользования. Обеспечение правильной организации архива копий чертежей и эксплуатационной документации;

4.7.31. Участие в комиссиях по приемке в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных зданий и сооружений;

4.7.32. Составление заявок на периодические выполнения изыскательскими организациями исполнительного генплана с учетом сноса, реконструкции и строительства зданий и сооружений;

4.7.33. Контроль правильности использования средств, предназначенных для проведения капитального ремонта строительных конструкций зданий и сооружений.

4.8. Служба технического надзора имеет право:

4.8.1. Давать указания и распоряжения начальникам цехов, отделов, участков и другим ответственным лицам, в ведении которых находятся здания, сооружения или отдельные помещения, по вопросам эксплуатации строительных конструкций, по содержанию зданий и сооружений.

Указания и распоряжения работников службы технического надзора являются обязательными и могут быть отменены директором, главным инженером (техническим директором), его заместителями, главным механиком или начальником ЭМО организации;

4.8.2. Готовить распоряжение директора о прекращении эксплуатации зданий и сооружений, находящихся по заключению комиссии в аварийном состоянии, угрожающем безопасности и жизни работников.

Распоряжение о прекращении эксплуатации зданий и сооружений должно содержать мероприятия по выводу их из опасного состояния;

4.8.3. Докладывать руководству организации о техническом состоянии строительных конструкций зданий и сооружений;

4.8.4. Осуществлять контроль и участвовать в приемке проектно-сметной и другой технической документации, разработанной генеральным проектировщиком для проведения капитального ремонта зданий и сооружений. В случае недоброкачественной технической документации или выполнения ее в неполном объеме служба технического надзора имеет право ее возвратить на доработку с доведением об этом до сведения руководителей организации;

4.8.5. Осуществлять контроль и участвовать в приемке в эксплуатацию промышленных зданий и сооружений после выполнения всех видов ремонтов;

4.8.6. Оформлять подписью акты на скрытые работы, а также на дополнительные работы, неучтенные проектно-сметной документацией;

4.8.7. Оформлять к оплате акты на выполненные ремонтно-строительные работы;

4.8.8. Представлять организацию в вышестоящих и других организациях при рассмотрении вопросов технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений;

4.8.9. Участвовать в приемке в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных зданий и сооружений;

4.8.10. Представлять руководству организации предложения по пообъектному распределению средств, предназначенных для проведения ремонтных работ;

4.8.11. Требовать от отдела снабжения своевременного и полного обеспечения ремонтных работ необходимыми материалами и изделиями;

4.8.12. Разрабатывать и по утверждению руководством организации вводить в действие инструкции для цехов, отделов, участков по правилам эксплуатации строительных конструкций зданий и сооружений.

4.9. Специалисты службы технического надзора несут ответственность:

4.9.1. За надлежащее исполнение возложенных на них обязанностей по осуществлению технического надзора за состоянием, содержанием и ремонтом строительных конструкций зданий и сооружений;

4.9.2. За обеспечение ремонтных работ необходимой проектно-сметной документацией;

4.9.3. За обеспечение своевременного проведения всех видов ремонта строительных конструкций;

4.9.4. За бездействие, проявленное в случаях некачественного проведения ремонтов зданий и сооружений;

4.9.5. За бездействие, проявленное в случаях аварийного состояния строительных конструкций зданий и сооружений.

В случае обрушения строительных конструкций руководители и специалисты службы технического надзора наравне с начальниками цехов, отделов, участков, ответственных за эксплуатацию зданий и сооружений, несут ответственность за несчастные случаи, происшедшие в результате обрушения;

4.9.6. Наравне с начальниками цехов, отделов, участков, ответственных за эксплуатацию зданий и сооружений, за выполнение предписаний государственной инспекции охраны труда и других органов контроля и надзора в части эксплуатации строительных конструкций зданий и сооружений;

4.9.7. За организацию ведения и содержания эксплуатационной технической документации на здания и сооружения;

4.9.8. За правильность отражения выполненных работ в актах на скрытые работы, актах к оплате завершенных работ по стоимости проектных, изыскательских и ремонтно-строительных работ;

4.9.9. За правильное использование строительных материалов, полученных от разборки строительных конструкций ремонтируемых зданий и сооружений;

4.9.10. За бездействие, проявленное при вскрывшихся нарушениях в правильности расходования средств, предназначенных на капитальный ремонт зданий и сооружений;

4.9.11. За бездействие, проявленное при необоснованном решении о сносе зданий и сооружений, замене или усилении строительных конструкций, повлекшие за собой значительное расходование материальных средств и финансовых ресурсов.

5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО

НАДЗОРА С ДРУГИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ

5.1. Здания, сооружения и объекты, сданные в эксплуатацию, находятся в ведении начальников корпусов, цехов, обособленных служб, которые полностью отвечают за их сохранность, техническое состояние, правильную эксплуатацию, а также за своевременный текущий ремонт за счет эксплуатационных расходов в соответствии с Положением о проведении ППР зданий и сооружений.

5.2. Производство строительных работ, выполняемых за счет капитальных вложений, в функции службы технического надзора не входят.

5.3. Монтаж и демонтаж оборудования в действующих цехах осуществляемые другими подразделениями организации должны производиться при обязательном согласовании со службой технического надзора.

5.4. Цех благоустройства (дворовый цех), как правило, должен находиться в подчинении заместителя директора организации или другого руководителя. Работы по благоустройству (озеленению, планировке и др.) территории должны планироваться и контролироваться службой технического надзора.

5.5. Технологические планировки производственных участков, разрабатываемые функциональными отделами организации, должны согласовываться со службой технического надзора.

5.6. Реализация заявок по обеспечению ремонтно-строительных служб организации материалами в функции технического надзора не входит и осуществляется службой материально-технического снабжения.

5.7. Распределение наиболее дефицитных материалов для ремонтно-эксплуатационных нужд по цехам и отделам должно производиться по согласованию со службой технического надзора.

5.8. Контроль за эксплуатацией и проведением текущего ремонта опорных строительных конструкций, несущих подъемно-транспортные средства, непосредственно в цехах осуществляется службой технического надзора зданий, контроль за эксплуатацией и проведением текущего ремонта подкрановых путей в цехах организации осуществляется службой механика цеха.

6. ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА СОСТОЯНИЕМ

ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

В ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ

6.1. Техническое состояние промышленных зданий и сооружений и уровень их эксплуатации должны определяться в процессе систематических наблюдений и периодических технических осмотров.

Наблюдения и осмотры зданий и сооружений следует проводить согласно Положению о проведении ППР. Особенно тщательно должны осматриваться места, в которых проводились работы по ремонту и усилению строительных конструкций. Эти места должны быть обозначены и за ними должен осуществляться регулярный контроль.

6.2. Систематические ежедневные наблюдения осуществляются специалистом, уполномоченным начальником цеха (отдела, службы), за которым закреплено производственное здание или его часть. Наблюдения за состоянием конструкций заключаются в проведении ежедневного беглого визуального осмотра всех конструкций и поэлементных осмотров в сроки, устанавливаемые службой технического надзора зданий и сооружений согласно графикам, утвержденным руководителем, а в крупной организации - главным архитектором.

При назначении сроков поэлементных осмотров строительных конструкций следует учитывать местные климатические условия, степень агрессивного воздействия на строительные конструкции производственной среды, режим работы мостовых кранов и технологического оборудования, продолжительность эксплуатации здания и другие специфические условия.

6.3. В зданиях с кранами тяжелого режима работы, эксплуатирующихся в условиях резко переменного температурного режима или высокоагрессивной среды, а также в зданиях и сооружениях, возведенных в районах вечной мерзлоты, повышенной сейсмичности, на просадочных грунтах и подработанных горными выработками территориях, основные конструктивные элементы должны подвергаться тщательному техническому осмотру через каждые 10 дней, а инструментальная проверка несущих конструкций должна производиться один раз в квартал. Периодичность технического осмотра в таких случаях устанавливается службой технического надзора в зависимости от конкретных условий.

6.4. Периодические осмотры подразделяются на текущие, общие и внеочередные.

6.5. Текущие периодические осмотры осуществляются специалистом службы технического надзора зданий и сооружений при участии работника, ведущего ежедневные наблюдения.

Текущие периодические осмотры должны проводиться в сроки, устанавливаемые службой технического надзора зданий и сооружений по графикам, утвержденным в установленном порядке.

В задачи текущих периодических осмотров входит контроль за соблюдением персоналом цехов правил содержания производственных зданий и ежедневных наблюдений за ними, контроль за правильностью оценки состояния строительных конструкций, а также определение необходимости и состава работ по проведению обследований специализированными организациями.

6.6. При общем осмотре производится визуальное обследование всех элементов и инженерных систем зданий и сооружений.

Общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью.

6.7. Весенний осмотр зданий и сооружений проводится с целью:

проверки технического состояния несущих и ограждающих конструкций и инженерных систем зданий и сооружений;

определения характера и опасности повреждений, полученных в результате эксплуатации зданий и сооружений в зимний период;

проверки исправности механизмов открытия окон, фонарей, ворот, дверей и других устройств, а также состояния желобов, водостоков, отмосток и ливнеприемников;

проверки уровня технической эксплуатации, надзора и ухода за зданиями и сооружениями.

По данным весеннего осмотра проводится уточнение объемов работ по текущему ремонту, выполняемому в летний период, и выявляются объемы работ по капитальному ремонту для включения их в план следующего года.

6.8. Осенний осмотр проводится с целью проверки готовности зданий и сооружений к эксплуатации в зимний период. При проведении осеннего осмотра производится проверка:

исправности открывающихся элементов окон, фонарей, ворот, дверей и других устройств;

наличия инструментов и инвентаря для очистки покрытий от снега;

исправности инженерных систем (отопления, водопровода, канализации и др.);

состояния водостоков, желобов, ливневой канализации, кровли;

исправности элементов благоустройства, автомобильных дорог, железнодорожных путей.

6.9. Календарные сроки общих весенних и осенних осмотров зданий и сооружений устанавливаются в зависимости от климатических условий. Календарные сроки систематических осмотров отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем устанавливаются в зависимости от их состояния.

6.10. Внеочередные осмотры зданий и сооружений проводятся после стихийных бедствий (пожаров, ураганных ветров, ливней, больших снегопадов, землетрясений) или аварий.

6.11. Общие и внеочередные осмотры зданий и сооружений должны проводиться специальной технической комиссией, назначенной приказом руководителя организации. Этим же приказом устанавливается порядок и продолжительность работы технической комиссии.

6.12. В состав комиссии входят начальники цехов, отделов, служб, участков непосредственно эксплуатирующих здания, и работники службы технического надзора.

6.13. Результаты всех видов осмотров оформляются актами, в которых отмечаются обнаруженные дефекты, а также меры и сроки их устранения. Один из экземпляров приобщается к техническому журналу по эксплуатации зданий и сооружений.

6.14. Обследования специализированными организациями производятся при необходимости углубленного изучения, оценки состояния и определения мер по ремонту или усилению строительных конструкций. Обследования проводятся по специальным методикам, разрабатываемым организациями, выполняющими обследования, и включают помимо осмотра инструментальную проверку, анализ материалов конструкции, поверочные расчеты и другие работы.

Результаты обследований специализированными организациями должны оформляться научно-техническими отчетами или заключениями, составляемыми в соответствии с договорами и рабочими программами на выполнение ремонтных или восстановительных работ.

6.15. В случае обнаружения аварийного состояния строительных конструкций служба технического надзора обязана:

немедленно доложить об этом руководству организации;

выдать предписание начальнику цеха (Приложение 2);

ограничить или прекратить эксплуатацию аварийных участков и принять меры по предупреждению возможных несчастных случаев;

принять меры по немедленному устранению причин аварийного состояния и по временному усилению поврежденных конструкций;

обеспечить регулярное наблюдение за деформациями поврежденных элементов (постановка маяков, геологическое наблюдение и т.д.) силами службы технического надзора;

принять меры по организации квалифицированного обследования аварийных конструкций с привлечением специалистов из проектных, научно-исследовательских или других специализированных организаций;

обеспечить скорейшее восстановление аварийного объекта по результатам обследования и по получению, в необходимых случаях, проектно-сметной документации.

ДокументДокумент

ПОТ РО-14000-004-98 Положение . Техническая эксплуатация промышленных зданий и сооружений . 136,00 6.170 СП 12 ... . 58,00 15.739 Технический журнал по эксплуатации зданий и сооружений . 58,00 15.750 ...

Порядок проведения экспертизы условий труда при строительстве и реконструкции зданий и сооружений

Согласно ст. 215 ТК Трудового кодекса РФ запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов без заключения государственной экспертизы условий труда о соответствии проектов строительства и реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда.
Экспертиза на проекты строительства и реконструкции производственных зданий и сооружений проводится согласно Положению о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 № 244.
Документация и материалы по проектам строительства и реконструкции производственных объектов направляются на экспертизу условий труда в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда.
Органы исполнительной власти, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право в процессе проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленной на экспертизу документации, но не должен превышать одного месяца.
По окончании государственной экспертизы условий труда составляется экспертное заключение (в двух экземплярах), которое подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы.

Приемка в эксплуатацию новых и реконструированных объектов. Документы, передаваемые при приемке в эксплуатацию производственного здания и сооружения

Началом эксплуатации зданий и сооружений следует считать подписание всеми членами приемочной комиссии (в том числе генеральным заказчиком) акта приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта (здания и сооружения). Вместе с актом приемки в эксплуатацию, как неотъемлемая часть, передаются руководителю организации (генеральному заказчику) документы, несущие техническую и технико-экономическую информацию о строительном объекте, которые должны храниться в техническом архиве или ином, определенном владельцем месте, как документы строгой отчетности.
Таким образом, руководителю организации при приемке зданий и сооружений должны быть переданы следующие документы:
- акт приемки в эксплуатацию приемочной комиссией законченного строительством объекта;
- технический проект (техническое задание);
- технорабочий проект;
- рабочие чертежи;
- материалы инженерно-геологических изысканий;
- заводские сертификаты на поставленные стальные конструкции;
- документы, удостоверяющие качество примененных железобетонных конструкций, узлов, деталей, метизов, электродов и т.д.;
- акты на скрытые работы;
- акты приемки работ по антикоррозийной защите строительных конструкций;
- акты испытаний отдельных узлов инженерных систем;
- сведения об отступлениях от проекта и недоделках к моменту ввода объекта в эксплуатацию.

Документы по эксплуатации зданий и сооружений в организации

В организации должны вестись следующие документы по технической эксплуатации зданий и сооружений:
Технический паспорт на здание или сооружение с прилагаемыми к нему документами.
Технические журналы по эксплуатации здания и сооружения (форма журнала приведена в приложении 1 к данному пособию).
Приказ руководителя организации о возложении ответственности на руководителей структурных подразделений за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт зданий и сооружений.
Приказ руководителя организации о создании комплексной технической комиссии (комиссий) по общему осмотру зданий и сооружений.
Акты по результатам комплексных технических осмотров зданий и сооружений.
Мероприятия по результатам технических обследований зданий и сооружений на основе предложений, изложенных в актах.
План планово-предупредительного ремонта.
Акты приемки зданий или сооружений (или отдельных частей) после капитальных ремонтов.
Акты расследований причин аварий зданий или сооружений (приложение 3 к данному учебно-методическому пособию).
Акты о прекращении эксплуатации зданий и сооружений или об их реанимации, или сносе.
Технический паспорт составляется на каждое здание и сооружение, принятое в эксплуатацию.
Паспорт является основным документом по объекту, содержащим его конструктивную и технико - экономическую характеристику, составляемую с учетом всех архитектурно - планировочных и конструктивных изменений.
Паспорт состоит из описательной части и приложений. В описательной части даются: год постройки, кубатура и площади объекта и его частей, протяженность и другие данные по сооружениям, развернутые площади элементов, требующих периодической окраски, конструктивная характеристика частей и элементов здания и сооружения и т.д.
К техническому паспорту должны быть приложены:
- копии рабочих чертежей или обмерные чертежи планов, разрезов, фасадов зданий или сооружений с внесением в них отступлений от проекта (если таковые были);
- перечень предусмотренных проектом или экспертизой требований по обеспечению нормальной эксплуатации здания или сооружения.
Технический паспорт составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в отделе эксплуатации, второй – в цехе или подразделении организации, эксплуатирующем здание (сооружение).
Технический журнал по эксплуатации производственных зданий и сооружений является основным документом, характеризующим состояние эксплуатируемых объектов, и ведется для учета работ по обслуживанию и текущему ремонту соответствующего здания или сооружения. В журнал вносятся записи обо всех выполненных работах по обслуживанию и текущему ремонту с указанием вида работ и места. Сведения, помещенные в техническом журнале, отражают техническое состояние здания (или сооружения) на данный период времени, а также историю его эксплуатации. Кроме того, часть этих сведений служит исходными данными при составлении дефектных ведомостей на ремонтные работы.

Организация технического надзора за состоянием зданий и сооружений

В соответствие с «Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений» все производственные здания и сооружения организации или их часть приказом руководителя организации закрепляются за цехом, отделом, мастерской, лабораторией или другими отдельными структурными подразделениями, занимающими эти площади. Начальники соответствующих подразделений являются лицами, ответственными за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт закрепленных за подразделениями зданий, сооружений или отдельных помещений Начальник структурного подразделения, в ведении которого находится производственное здание или сооружение, своим распоряжением может возложить ответственность за выполнение функций по технической эксплуатации здания или сооружения на отдельных работников подразделения.

Систематическое наблюдение за сохранностью зданий и сооружений в период их эксплуатации

Производственные здания и сооружения в процессе эксплуатации должны находиться под систематическим наблюдением инженерно-технических работников, ответственных за сохранность этих объектов.
Лица, проводящие текущие осмотры конструкций зданий, выделяются начальником цеха, мастерской или отдела, эксплуатирующего соответствующее здание или группу зданий и сооружений.
Результаты всех видов осмотров оформляются актами, в которых отмечаются обнаруженные дефекты, а также необходимые меры для их устранения с указанием сроков выполнения работ.
При наблюдении за сохранностью зданий и сооружений необходимо:
а) ежегодно проводить с помощью геодезических инструментов проверку положения основных конструкций производственных зданий и сооружений, возведенных в районах долголетней мерзлоты, на территориях, подрабатываемых горными выработками, на просадочных грунтах, а также на основаниях, подвергающихся постоянной вибрации;
б) поддерживать в надлежащем состоянии планировку земли у здания и сооружения для отвода атмосферной воды. Спланированная поверхность земли должна иметь уклон от стен здания. Отмостка вокруг здания должна быть в исправном состоянии. Щели между асфальтовыми или бетонными отмостками (тротуарами) и стенами здания должны расчищаться, а затем заделываться горячим битумом, цементным раствором, смолой или мятой глиной;
в) не допускать складирования материалов, отходов производства и мусора, а также устройства цветников и газонов непосредственно у стен здания;
г) следить за исправным состоянием кровли и устройства по отводу атмосферных и талых вод с крыши здания;
д) своевременно удалять снег от стен и с покрытий зданий и сооружений. При очистке кровли запрещается применять ударные инструменты, вызывающие порчу кровельных материалов;
е) не допускать выброса у стен зданий отработанных воды и пара;
ж) не допускать распространения в зданиях сырости, возникающей из-за повреждения гидроизоляции фундаментов;
з) следить за исправным состоянием внутренних сетей водоснабжения, канализации и теплоснабжения, не допуская течи в соединениях и через трещины стенок труб, фасонных частей и приборов;
и) следить за нормальной работой вентиляционных систем;
к) следить за плотностью примыкания кровель к стенам, парапетам, трубам, вышкам, антенным устройствам и другим выступающим конструкциям;
л) периодически контролировать состояние деревянных ферм, перекрытий и других ответственных конструкций зданий и сооружений из дерева. Обеспечивать постоянное проветривание подпольных пространств в зданиях;
м) уделять особое внимание элементам деревянных конструкций, соприкасающихся с грунтом, заделанным в кирпичную кладку или бетон, а также в местах значительных температурных перепадов;
н) в случаях появления в каменных или бетонных стенах, в железобетонных колоннах, прогонах, фермах, балках и плитах трещин немедленно устанавливать на них маяки и проводить тщательное наблюдение за поведением трещин и конструкций в целом;
о) следить за вертикальностью стен и колонн;
п) организовать постоянное наблюдение за состоянием защитного слоя в железобетонных конструкциях, особенно находящихся в агрессивной среде;
р) постоянно следить за состоянием швов и соединений металлических конструкций (сварных, клепанных, болтовых);
с) организовать тщательное наблюдение за состоянием стыков сборных железобетонных конструкций;
т) не допускать пробивки отверстий в перекрытиях, балках, колоннах и стенах без письменного разрешения лиц, ответственных за правильную эксплуатацию здания или сооружения;
у) уделять особое внимание наблюдению за конструкциями, которые подвержены динамическим нагрузкам, термическим воздействиям или находятся в агрессивной среде;
ф) не допускать перегрузок строительных конструкций.
Вся техническая документация по сданным в эксплуатацию зданиям и сооружениям: утвержденный технический проект (проектное задание), рабочие чертежи, данные о гидрогеологических условиях участка застройки, акт приемки в эксплуатацию с документами, характеризующими примененные материалы, условия и качество производства работ по возведению объектов, акты на скрытые работы, а также сведения об отступлениях от проекта и недоделках к моменту ввода объекта в эксплуатацию - должна храниться комплектно в техническом архиве отдела эксплуатации и ремонта зданий и сооружений предприятия.
Технические и технико-экономические сведения о зданиях, которые могут повседневно требоваться при их эксплуатации, должны быть сосредоточены в техническом паспорте и техническом журнале по эксплуатации.

Порядок периодического технического надзора за состоянием производственных зданий и сооружений в период их эксплуатации

Кроме систематического наблюдения за эксплуатацией зданий и сооружений специально на то ответственными лицами, все производственные здания и сооружения подвергаются периодическим техническим осмотрам. Осмотры могут быть общими и частными.
При общем осмотре обследуется все здание или сооружение в целом, включая все конструкции здания или сооружения, в том числе инженерное оборудование, различные виды отделки и все элементы внешнего благоустройства, или всего комплекса зданий и сооружений (например, железнодорожные пути с искусственными сооружениями).
При частном осмотре обследованию подвергаются отдельные здания, или сооружения комплекса, или отдельные конструкции, или виды оборудования (например, фермы и балки здания, мосты и трубы на автомобильной дороге, колодцы на канализационной или водопроводной сети).
Как правило, очередные общие технические осмотры зданий проводятся два раза в год - весной и осенью.
Весенний осмотр производится после таяния снега. Этот осмотр должен иметь своей целью освидетельствование состояния здания или сооружения после таяния снега или зимних дождей.
При весеннем техническом осмотре необходимо:
а) тщательно проверить состояние несущих и ограждающих конструкций и выявить возможные повреждения их в результате атмосферных и других воздействий;
б) установить дефектные места, требующие длительного наблюдения;
в) проверить механизмы и открывающиеся элементы окон, фонарей, дверей и других устройств;
г) проверить состояние и привести в порядок водостоки, отмостки и ливнеприемники.
Осенний осмотр проводится с целью проверки подготовки зданий и сооружений к зиме. К этому времени должны быть закончены все летние работы по текущему ремонту.
При осеннем техническом осмотре необходимо:
а) тщательно проверить несущие и ограждающие конструкции зданий и сооружений и принять меры по устранению всякого рода щелей и зазоров;
б) проверить подготовленность покрытий зданий к удалению снега и необходимых для этого средств (снеготаялки, рабочий инвентарь), а также состояние желобов и водостоков;
в) проверить исправность и готовность к работе в зимних условиях открывающихся элементов окон, фонарей, ворот, дверей и других устройств.
Текущий осмотр основных конструкций зданий с тяжелым крановым оборудованием или зданий и сооружений, эксплуатирующихся в сильно агрессивной среде, проводится один раз в десять дней. Здания и сооружения, эксплуатирующиеся в агрессивной среде, не реже одного раза в год должны подвергаться обследованию специализированными организациями, с обстоятельными отметками в техническом журнале технического состояния конструкций и мерах по проведению необходимых работ по поддержанию строительных конструкций в первоначальном эксплуатационном качестве.
Кроме очередных осмотров, могут быть внеочередные осмотры зданий и сооружений после стихийных бедствий (пожаров, ураганных ветров, больших ливней или снегопадов, после колебаний поверхности земли - в районах повышенной сейсмичностью) или аварий.
Состав комиссии по общему осмотру зданий и сооружений назначается руководителем организации. Как правило, возглавляет комиссию по общему осмотру руководитель организации или другое лицо (по назначению директора).
В состав комиссии включаются лица, специально занимающиеся наблюдением за эксплуатацией зданий, представители служб, ведающих эксплуатацией отдельных видов инженерного оборудования зданий (санитарно-техническими устройствами и электроосвещением) и железнодорожного или транспортного цеха (при наличии железнодорожного въезда в здание), а также начальники цехов, мастерских, отделов, непосредственно эксплуатирующие здание.
При этом используются следующие способы:
а) визуальный осмотр;
б) физические исследования;
в) химические исследования;
г) инструментальные наблюдения (из Положения о проведении планово - предупредительного ремонта и технической эксплуатации производственных зданий и сооружений предприятий промышленности строительных материалов).
Результаты комиссионных общих технических осмотров заносятся в специальный акт. В акте отражается не только фактическое техническое состояние здания или сооружения, но и делаются выводы и нарабатываются предложения (мероприятия) по восстановлению (реанимации), приостановке объекта или его частей, а также по возможному сносу объекта, как опасному или экономически убыточному при его содержании (эксплуатации). Один экземпляр акта приобщается к техническому журналу.
Результаты внеочередных осмотров также оформляются актом, один экземпляр которого приобщается к техническому журналу.
На основании информации, в организации нарабатываются общие мероприятия (планы) как оперативного, так и капитального поддержания зданий или сооружений в технически исправном, безопасном состоянии, которые фиксируются в технических журналах.
При частном осмотре обследованию подвергаются отдельные здания или сооружения комплекса, отдельные конструкции или виды оборудования, например, фермы и балки здания, мосты и трубы на автомобильной дороге, колодцы на канализационной или водопроводной сети.

Виды ремонтов зданий и сооружений

Правильная техническая эксплуатация зданий и сооружений предусматривает проведение своевременных ремонтных работ.
Ремонтные работы подразделяются на два вида:
текущий;
капитальный.
Текущий профилактический или внеочередной ремонт проводится не реже один раз в два года.
Такой же ремонт проводится срочно для ликвидации дефектов, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение зданий и сооружений.
Капитальный комплексный или выборочный ремонт проводится в зависимости от вида зданий и составляет от 5 до 20 лет.
Текущий ремонт производственных зданий и сооружений - работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей. Повреждения аварийного характера, создающие опасность для работающего персонала или приводящие к порче оборудования, продукции, должны устраняться немедленно.
Плановый профилактический ремонт формируется на основе заявок инженерно - технических работников, ответственных за правильную эксплуатацию, зданий и сооружений, на основании актов комплексных проверок и других материалов.
Капитальный ремонт - работы, в процессе которых производится смена или замена 20 % основных конструкций зданий и сооружений, срок службы которых является наибольшим, например, фундаменты, стены, каркасы, трубы, резервуары и т.д. Наиболее эффективным способом восстановления и улучшения эксплуатационных качеств зданий и сооружений является проведение комплексного капитального ремонта. Перечни работ по текущему ремонту представлены в приложении 4, а перечень работ по капитальному ремонту – в приложении 8 к «Положению о проведении планово - предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений...».
Ремонт осуществляется ремонтными службами самой организации или сторонними организациями.

Планирование мероприятий планово - предупредительного ремонта

Все работы, предусмотренные системой планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, выполняются по годовым планам (графикам), утвержденным руководителями организаций.
В годовых планах-графиках устанавливаются сроки проведения плановых технических осмотров, текущих и капитальных ремонтов с разбивкой всех мероприятий по месяцам.
В тех случаях, когда одновременно с проведением ремонта затруднено или невозможно выполнение технологических процессов или иной основной деятельности организации, планы всех видов ремонтов производственных зданий и сооружений должны быть увязаны с планами работ соответствующих производственных подразделений организации.
Планирование текущего ремонта осуществляется ежегодно на основании расцененных описей ремонтных работ по объектам в пределах общего лимита, предусмотренного в плане производственной деятельности организации на финансирование этих работ.
Годовые планы ремонтов составляются на основании данных технических осмотров зданий и сооружений, отдельных конструкций и видов инженерного оборудования.
Техническая документация по выполненным работам и акты приемки отремонтированных зданий и сооружений хранятся в организации наравне с документацией по строительству производственных объектов.

Порядок приемки в эксплуатацию производственных зданий и сооружений после текущих и капитальных ремонтов

Ввод в эксплуатацию капитально отремонтированных зданий и сооружений производится только после приемки их специально созданной комиссией. Комиссия по приемке отремонтированных зданий и сооружений назначается приказом руководителя организации в составе представителей структурных подразделений, эксплуатирующих здания или сооружения, службы технического надзора (если таковая есть), служб, ответственных за эксплуатацию энергетических устройств и установок, представителей ремонтно-строительной организации, проектной организации и других заинтересованных структур. Возглавляет комиссию главный инженер (технический директор) или другой специалист, назначенный руководителем организации.
Генеральный подрядчик (ремонтно-строительная организация) предъявляет комиссии законченный строительством объект. При этом представляется техническая документация, в том числе:
- комплект рабочих чертежей на капитальный ремонт;
- комплект сметной документации;
- акты на скрытые работы и акты промежуточной приемки;
- журнал работ.
Если комиссия удовлетворена качеством ремонта, то составляется акт приемки объекта. После подписания сторонами акта приемки он вместе с технической документацией по капитальному ремонту приобщается к эксплуатационной технической документации, хранящейся у владельца, эксплуатирующего объект.
При несогласии технической комиссии с результатами ремонта, составляется мотивированное заключение на отказ в приемке объекта в эксплуатацию после капитального ремонта.
Приемка выполненных работ по текущему ремонту осуществляется руководителем структурного подразделения, эксплуатирующего объект. Здесь также подписывается двусторонний акт исполнителем работ и заказчиком или производится запись в журнале по технической эксплуатации зданий и сооружений.

Понятие об авариях зданий и сооружений

В соответствие с Положением о порядке расследования причин аварий зданий и сооружений...», утвержденного приказом Минстроя России от 06.12.94 № 17-48, под аварией понимается обрушение, повреждение здания, сооружения в целом, его частей или отдельного конструктивного элемента, а также превышения предельно допустимых деформаций, угрожающих безопасному ведению работ и повлекших приостановку эксплуатации (строительство) объекта или его части.
В понятие аварии входят также обрушения и повреждения зданий и сооружений, происшедшие в результате природно - климатических воздействий (землетрясение, ветровой напор, снежные нагрузки и т.д.), интенсивность которых не превышает расчетных значений.
В зависимости от масштабов и степени последствий аварии зданий и сооружений подразделяются на аварии первой категории и аварии второй категории.
К аварии первой категории относятся обрушения зданий и сооружений или их частей (разрушения наземных строительных конструкций, подземных транспортных и гидротехнических сооружений, прорывов плотин, дамб, резервуаров и т.д.), которые:
- вызвали нарушение функционирования других отраслей экономики;
- повлекли гибель двух и более человек;
- привели к количеству пострадавших более 15 человек.
Аварии первой категории классифицируются как чрезвычайная ситуация.
К аварии второй категории относятся обрушения или повреждения зданий и сооружений, их частей или отдельных конструктивных элементов, угрожающие безопасному ведению работ и не попавшие в разряд аварий первой категории.

Первоочередные меры, принимаемые руководителями организации, где произошла авария

Руководитель организации, где произошла авария, обязан принять в первую очередь необходимые меры по спасению пострадавших, оказанию им помощи, принять меры по предотвращению распространения разрушений, пожара, установлению границ опасной зоны и ограждению доступа в нее людей.
Руководитель организации, в которой произошла авария первой категории, должен немедленно передать сообщения:
- в территориальный орган исполнительной власти и в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- в вышестоящий орган по ведомственной принадлежности;
- в орган прокуратуры по месту, где произошла авария.
Руководитель организации, на которой произошла авария второй категории, передает сообщения:
в территориальный орган исполнительной власти и в соответствующий орган исполнительной власти города и района;
в вышестоящий орган по ведомственной принадлежности.
В сообщении должны содержаться следующие сведения:
- полное наименование и техническая характеристика объекта;
- наименование эксплуатирующей организации;
- место расположения объекта;
- дата и время аварии;
- характер и объем разрушений;
- сведения о пострадавших и погибших;
- обстоятельства, при которых произошла авария;
- сведения о назначении местной комиссии;
- сведения о вероятной причине аварии.
При авариях первой категории руководитель организации, на которой произошла авария, получив сообщение (узнав об аварии), немедленно создает местную комиссию, которая работает до начала работы технической комиссии. В ее состав включаются представители генподрядной и субподрядной организаций, проектной организации, разработавшей проект, заказчика или эксплуатационной организации. Председателем комиссии назначается руководитель организации.
Местная комиссия до начала работы технической комиссии должна:
- организовать оказание первой помощи и эвакуацию пострадавших;
- произвести осмотр обрушившихся конструкций и зафиксировать их положение на фотографиях, схемах;
- принять меры по предотвращению дальнейшего распространения разрушений, обеспечению безопасного ведения работ при разборке конструкций, ограничению доступа работников в зону аварии;
- опросить очевидцев аварии;
- установить вероятные причины возникновения аварии.
Местная комиссия составляет акт предварительного расследования (форма акта приведена в приложении 4), который передается технической комиссии.
Расследование аварий, связанных с повреждением или обрушением отдельного конструктивного элемента, не сопровождавшихся несчастными случаями, допускается проводить только местными комиссиями.

Порядок назначения технической комиссии по расследованию причин аварий первой категории

При авариях первой категории техническая комиссия назначается:
- соответствующими органами исполнительной власти субъекта РФ.
При авариях второй категории технические комиссии назначаются:
- министерствами и ведомствами РФ по строящимся и эксплуатируемым объектам, подведомственным им;
- соответствующими органами исполнительной власти городов и районов.

Состав технической комиссии для расследования аварий

В состав технической комиссии для расследования аварий первой категории включаются представители соответствующих министерств и ведомств; организаций, на объектах которых произошла авария; органов исполнительной власти субъекта РФ, городов и районов; генеральной подрядной (строительной, строительно-ремонтной) организации; при необходимости - предприятий - поставщиков строительных изделий, конструкций и оборудования, а также специалистов органов МЧС по согласованию с ними.
В состав технической комиссии для расследования аварий второй категории включаются представители соответствующих министерств, ведомств и организаций, на объектах которых произошла авария, органов исполнительной власти городов и районов, при необходимости - представитель проектной организации, строительно-монтажной организации.
Председатель технической комиссии по расследованию причин аварии назначается органом, создавшим комиссию. Этим же органом устанавливается срок проведения указанного расследования.

Порядок и сроки утверждения акта по расследованию причин аварии

Акт технической комиссии по расследованию причин аварии подлежит утверждению в двухдневный срок органом, назначавшим комиссию.
Утвержденный акт направляется в 5-дневный срок:
- в территориальный орган исполнительной власти;
- в вышестоящий по подчиненности орган;
- в соответствующий территориальный орган Ростехнадзора России;
- кроме того, по авариям первой категории - в прокуратуру по месту, где произошла авария.

Техническое состояние строительных конструкций зданий требует внимания со стороны специалистов служб эксплуатации в течение всего срока эксплуатации этих зданий. Эксплуатационный контроль производится в ходе сплошных или выборочных технических осмотров, проводимых с планируемой периодичностью, либо во внеочередном порядке. Традиционно наибольшее значение имеют регулярные сезонные осмотры, проводимые осенью для оценки готовности здания к зиме и весной для окончательного определения объема ремонтных мероприятий, которые необходимо выполнить в летний период. Такие осмотры не являются пустой формальностью, их необходимость обоснована сезонными изменениями в режиме эксплуатации зданий, естественным износом конструкций, внешними воздействиями и другими объективными факторами. Законодательство в области контроля безопасной эксплуатации зданий и сооружений также предъявляет определенные требования к контролю технического состояния строительных конструкций зданий службами эксплуатации. Каковы эти требования и каков порядок осуществления такого контроля?

Требования к контролю технического состояния зданий

Действительно, законодательство (в частности Технический регламент о безопасности зданий и сооружений) требует от служб эксплуатации обеспечения безопасной эксплуатации обслуживаемых объектов в числе прочего и посредством "… периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения …". Причем, проведение подобных мероприятий "...в форме эксплуатационного контроля осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания или сооружения, в соответствии с законодательством Российской Федерации…". Все , содержат в себе нормы, указывающие на необходимость обязательного проведения систематических (плановых) и внеочередных технических осмотров конструкций. Эти требования предусмотрены как старыми документами (например, МДС 13-14-2000, 1974 год), так и самыми свежими (например, Проект Положения о порядке технической эксплуатации общественных зданий и сооружений, Минрегион 2011 год), включая документы, нормативного характера, считающиеся обязательными для исполнения (например, МДК 2-03-2003, утвержденный постановлением Госстроя №170 в 2003 году).

Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" №384-ФЗ от 30.12.2009 г.
Статья 36. Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации
1. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
2. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

...


Порядок осуществления эксплуатационного контроля состояния зданий

Систематические осмотры должны выполняться в соответствии с планами осмотров, составленными специалистами по эксплуатации зданий. Такие осмотры подразделяются на общие, предусматривающие осмотр всех конструкций здания, и частичные, предполагающие осмотр отдельных конструкций, либо помещений. Общие осмотры должны проводиться не реже двух раз в год. Обычно весенний осмотр рекомендуется проводить после таяния снега, а осенний перед отопительным сезоном. Опираясь на данные требования можно сказать, что абсолютно все конструкции здания должны быть осмотрены службой эксплуатации не менее двух раз в год. Но для отдельных конструкций правила эксплуатации устанавливают необходимость более частого осмотра. А техническое состояние конструкций здания (значительный износ, либо наличие конструкций в ограниченно работоспособном состоянии) может требовать еще большей периодичности контроля. Соответственно частичные осмотры планируются исходя из требований правил эксплуатации и особенностей конкретного здания. Внеочередные общие или частичные осмотры выполняются после стихийных бедствий, аварий, либо других существенных воздействий на строительные конструкции. Появление информации о вновь выявленных повреждениях и дефектах также требует проведения внеочередного частичного осмотра. В необходимых случаях службы эксплуатации должны привлекать к проведению работ по осмотру конструкций специализированные организации по обследованию зданий . Кроме того, устанавливает обязательный порядок обследования зданий такими организациями с определенной этим документом периодичностью.

Кроме выше перечисленных могут требоваться дополнительные контрольные мероприятия. Они обычно предусматриваются для зданий, расположенных в сложных геологических условиях, в районах вечной мерзлоты или с повышенной сейсмичностью, а также для зданий и конструкций, эксплуатируемых в тяжелых условиях.

(введена Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

1. Эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).

2. Эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

3. В случае, если для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, эксплуатация таких объектов допускается после окончания их строительства, реконструкции.

4. В случае капитального ремонта зданий, сооружений эксплуатация таких зданий, сооружений допускается после окончания их капитального ремонта.

5. Эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

6. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

7. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

8. Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

9. Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

10. Особенности эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений могут устанавливаться федеральными законами. Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства. Порядок организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 371-ФЗ)

11. В случае поступления в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений органы местного самоуправления, за исключением случаев, если при эксплуатации зданий, сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствии с федеральными законами, проводят осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений. Порядок проведения данного осмотра устанавливается представительным органом поселения, городского округа.

12. При эксплуатации зданий, сооружений государственный контроль (надзор) осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами.

1. В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

2. В случае, если число собственников здания, сооружения составляет два и более, решения по вопросам эксплуатации здания, сооружения в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения принимаются по соглашению всех таких собственников. В случае, если число собственников здания, сооружения превышает пять, решения по вопросам эксплуатации здания, сооружения в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения, в том числе о привлечении на основании договора физического или юридического лица в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения, принимаются на общем собрании таких собственников.

3. В случае привлечения в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физического или юридического лица собственник здания, сооружения или лицо, владеющее зданием, сооружением на ином законном основании, обязаны передать этому лицу результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания, сооружения, иную необходимую для эксплуатации здания, сооружения документацию.

4. Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

5. Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.

6. Форма журнала эксплуатации здания, сооружения и требования к ведению такого журнала устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 191-ФЗ)

7. Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано извещать при эксплуатации здания, сооружения о каждом случае возникновения аварийных ситуаций в здании, сооружении:

1) органы государственного контроля (надзора) в случае, если за эксплуатацией здания, сооружения в соответствии с федеральными законами осуществляется государственный контроль (надзор);

2) органы местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящей части;

3) собственника здания, сооружения или лицо, владеющее зданием, сооружением на ином законном основании, в случае, если лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является привлеченное на основании договора физическое или юридическое лицо.

8. В случае перемены лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, лицо, которое являлось ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, обязано передать новому лицу, ответственному за эксплуатацию здания, сооружения, в течение десяти дней журнал эксплуатации здания, сооружения, выданные уполномоченными органами исполнительной власти предписания об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, акты проверки выполнения уполномоченными органами исполнительной власти указанных предписаний, рекомендации органа местного самоуправления, направленные в соответствии с частью 11 статьи 55.24 настоящего Кодекса, иные документы, подтверждающие выполнение работ по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю, текущему ремонту здания, сооружения.

9. Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.

(часть 9 введена Федеральным законом от 29.12.2017 N 463-ФЗ)

1. Если иное не предусмотрено федеральным законом, в случаях нарушения при эксплуатации зданий, сооружений требований технических регламентов, проектной документации эксплуатация зданий, сооружений может приостанавливаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Эксплуатация зданий, сооружений прекращается после их вывода из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами, а также в случае случайной гибели, сноса зданий, сооружений.

Градостроительный кодекс (ГрК) РФ специализируется на регулировании градостроительной деятельности, направленной на развитие территорий городов, различных поселений и отдельных (связанных с этими работами, услугами) отношений. Способствует обеспечению стабильного развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Контролирует сбалансированность учёта экономических, экологических, социальных и т.п.факторов при осуществлении градостроительных работ. Провозглашает обеспечение лицам с инвалидностью надлежащих условий для их беспрепятственного доступа к объектам различного назначения. Поднимает такие вопросы, как участие людей и их объединений в осуществлении градостроительства, обеспечение свободы подобного участия, ответственность органов государственной власти нашей страны, госструктур власти субъектов РФ и местного самоуправления за обеспечение достойных условий жизнедеятельности человека и т.д.