Смешанная экономика латвии. Латвийская экономика

Отправить другу






Экономическое развитие, факторы кризиса и его протекание, антикризисные меры в странах Балтии - все как под копирку. Различия только в макроэкономических показателях. Похуже они у Латвии, получше - у Эстонии. Стремление обеспечить высокие темпы развития и приблизиться по его уровню к соседям ЕС на Балтике при ограниченных собственных ресурсах заставляло развиваться в долг. В подоплеке стремления к высоким темпам развития, вероятно, было и желание показать России как правопреемнице СССР, что советские годы - потерянное для стран время и только в дружной европейской семье можно наверстать упущенное. C другой стороны, членство в ЕС связано с большими ограничениями, которые привели к исчезновению в национальных экономиках многих производств реального сектора. В промышленности и сельском хозяйстве осталось то, что было интересно ведущим странам Союза. Это сказалось на устойчивости их экономик к внешним финансовым шокам.

Сильнейший экономический спад результат разрушения механизма долгового развития, посредством которого Балтия пыталась включиться в европейскую экономику. Такая же природа кризиса и в Греции. Но население в странах Балтии более сознательно и согласилось безропотно затянуть пояса. Сокращение бюджетных расходов, в том числе социальных - главный рецепт борьбы с кризисом, выработанный в Брюсселе и МВФ. Сегодня пока не ясно, как будут дальше развиваться страны Балтии, - по тойже долговой модели или как-то иначе? Ситуация с евро тревожная. Можно только гадать, чем обернется для мировой экономики и тем более для экономики стран Балтии долговой кризис в ЕС. В любом случае коррективы в экономическую политику придется вносить. В частности, думать, как лучше использовать такой ресурс развития, как соседство с Россией.

Кризис в Латвии, развивавшийся на фоне разразившегося осенью 2008 г. мирового финансового кризиса, демонстрировал в 2010 г. более глубокое падение экономики, чем в большинстве других стран постсоветского пространства. В 2000-2007 гг. экономика Латвия представлялась одним из самых быстро развивающихся государств, успешно проводивших социально-экономические реформы. По данным Евростата, ВВП на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности (ППС), увеличился за эти годы почти в 2 раза, с 7,0 до 13,9 тыс. евро.

Большое значение для экономики Латвии в начале XXI в. имел при ток иностранных инвестиций. К началу 2006 г. накопленный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составил 33,1% ВВП, на начало 2008 г. - уже 37,5% (7,5 млрд долл.). В годы экономического бума Латвия бесконтрольно на ращивала внешние долги. К концу 2008 г. задолженность составляла 44 млрд долл., т.е. была в 8,5 раза больше, чем золото валютные запасы страны (5 млрд долл.).

Вместо ожидаемого снижения инфляции продолжился ее рост, достигнув в 2008 г. 15,3%, оставаясь самым высоким в ЕС. Однако вскоре экономическая активность стала уменьшаться, наблюдалось падение производства, стала расти безработица, начался недобор доходов госбюджета. В декабре 2008 г. по сравнению с декабрем 2007 г.

Национальный кризис в рамках развития мирового финансового кризиса усилился, и к январю 2009 г. экономические, социальные и политические процессы в латвийском обществе стали неуправляемыми. В I кв. 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. спад ВВП составил 18%. В торговле падение составило 25,8%, в сфере транспорта и связи - 15,4%, в обрабатывающей промышленности - 25,8%, в строительстве - 28,2%. Расходы на продукты снизились на 4,6%, отдых и культуру - на 9,7%, одежду и обувь - на 4,2%. При этом расходы на жилье и электричество выросли на 3,7%, транспорт - на 1,4%, здравоохранение - на 0,9%.

В течение 2010 г. экономика Латвии переживала особенно глубокую рецессию, лидировала по темпам спада. После получения в декабре 2008 г. спасительного кредита в размере 7,5 млрд евро от МВФ в план государственного бюджета на 2009 г. было заложено падение ВВП на 14%. Реальный ВВП по сравнению с 2008 г. сократился на 18% (в 2008 г. падение составило 4,6%), объем инвестиций - на 37,7%. Наибольший спад производства (19,2%) наблюдался в обрабатывающей промышленности, реализация продукции которой на внутреннем рынке сократилась на 30,7%, экспортные поставки - на 21,9%. Оборот розничной торговли уменьшился на 28%, объемы строительства - на 33,6%, на транспорте и связи - на 10,3%.

Иностранные инвесторы не покинули Латвию, увеличили вложения в основной капитал зарегистрированных в Латвии предприятий на 780 млн латов (на 32,12%). Объем накопленных ПИИ в 2009 г. составил 5 734 млн латов. В отличие от прошлых лет, когда приток прямых инвестиций из-за рубежа был существенным (в 2006 г. накопленный их объем достиг 4 007 млн латов и прирост составил 37%, в 2007 г. соответственно 5 247 млн латов и 31%, в 2008 г. 5 711 млн латов и 9%), прирост в 0,4% по сравнению с 2008 г. был незначительным.

Общий объем внешней торговли в 2010 г. уменьшил ся на 31,4% по сравнению с 2009г. Экспорт сократился на 19,4%, что обусловлено главным образом сильным экономическим спадом в соседних странах - главных торговых партнерах Латвии. На страны ЕС приходилось 69,9% экспортных поставок, на страны СНГ - 14,2%. Главными потребителями латвийского экспорта были Литва (16,1%), Эстония (14,6%), Россия (9,3%), Германия (6,7%), Швеция (5,7%). Необходимость освоения новых экспортных рынков способствовала в 2009 г. частичному восстановлению конкурентоспособности латвийских экспортеров. Так, например, к странам, импортирующим продукцию известнейшего производителя алкогольных напитков «Latvijas balzams» прибавились Марокко и Словакия, крупнейшего производителя лекарств АО «Olainfapm» - Канада и Австралия, известной фирмы «Laima», изготавливающей кондитерские изделия, - Словакия, Грузия, Азербайджан, США, Израиль, Канада.

Импорт уменьшился на 34,2%. Сокращение связано с сильным падением (25,4%) спроса как у населения, так и в производственном секторе. Снижение импорта произошло преимущественно за счет сокращения ввоза транспортных средств, машин и оборудования, бытовой электроники и электротехники, мебели. Прирост показал лишь импорт зерновых культур. Импортные поставки из стран ЕС составили 73,2%, из стран СНГ - 19%. Главными поставщиками были Литва (18,6%), Россия (13,4%), Германия (12,6%), Польша (7,8%) и Эстония (6,5%). В результате более масштабного сокращения импорта в 2009 г. образовался профицит счета текущих операций в размере 8,8% ВВП (в 2008 г. был зафик сирован дефицит в 7,8% ВВП).

Экономический кризис негативно сказался на торгово экономических отношениях Латвии с одним из ее основных партнеров - Россией. По данным Федеральной таможенной службы РФ, товарооборот между странами сократился в 2009 г. на 46,4%, в том числе латвийский импорт - на 47,4%, экспорт - на 33,2%. На этом фоне предпринимались шаги по созданию более благоприятных условий сотрудничества, например упрощение визового режима для «малого приграничного движения» и др. В сентябре мэры Риги и Москвы подписали программу сотрудничества двух столиц, которая, в частности, предусматривает расширение поставок латвийского продовольствия на российский рынок, участие московских инвесторов в проектах развития Рижского порта. Экономический рост в Латвии, который ранее поддерживался спросом и легко доступными кредитами, был остановлен кредитным кризисом. Главными проблемами, по мнению аналитиков, стали большое кредитное бремя в частном секторе, низкая конкурентоспособность и слишком мягкая бюджетная политика. Бум на рынке кредитования недвижимости, продолжавшийся в течение нескольких лет, послужил основной причиной роста потребительских цен.

В феврале 2009 г. правительство во главе с И. Годманисом ушло в отставку. Новое правительство под руководством В. Домбровскиса, утвержденное парламентом в марте 2009 г., приложила все усилия на сокращение расходной части пустеющего бюджета.

В июне 2010 г. правительство договорилось с социальными партнерами о сокращении расходов госбюджета Латвии на 500 млн латов (на 10%). В поправках к латвийскому бюдже ту на 2009 г. заложен дефицит в размере 8,2% от ВВП. Было принято решение о снижении минимальной зарплаты со 180 до 140 латов, необлагаемого минимума до 45 латов, а в 2010 г. - о введении прогрессивного подоходного налога. Предпринятые латвийским правительством в 2009 г. меры экономии (сокращение государственных расходов в размере примерно 10% ВВП) вместе с международной помощью, полученной от ЕС в размере 2,2 млрд евро и МВФ - 590 млн евро, позволили удержать дефицит бюджета на уровне 6,8% ВВП. Государственный долг за год вырос на 2,17 млрд евро и достиг почти 32% ВВП, что в 1,6 раза больше, чем в 2008 г. Внешний долг составил 56% ВВП. Экономический спад углублялся нежеланием правитель ства отказаться от фиксированного курса валюты, из-за чего оно было вынуждены ограничивать внутренний спрос, чтобы преодолеть бюджетный кризис. С 1 января 2005 г. лат привязан к евро (1 EUR = 0,702804 лата). Допустимые колебания курса национальной валюты установлены в пределах +/-1%.

Правительство и Банк Латвии, несмотря на перегрев латвийской экономики и бесконтрольный бум кредитования, продолжавшийся в течение последних нескольких лет, не стали девальвировать лат. Проводилась так называемая «внутренняя девальвация», когда при стабильном лате цены на товары и услуги, а также доходы населения снижались. В результате на смену инфляции 2008 г. 10,5% (декабрь к декабрю), в 2009 г. пришла дефляция в размере 1,2%. Среднегодовой уровень инфляции за 12 месяцев 2009 г. составил 3,3% (в 2008 г. - 15,3%). Цены снижались на продовольствие и безалкогольные напитки, товары ширпотреба. В общественном питании падение составило 6,8%, на теле- и компьютерную технику - 10,1%, страховые услуги - 25,7%, мебель - 8,6%, услуги связи - 2,6%. Вследствие роста НДС и акцизного налога росли цены на алкоголь (12,6%) и табачные изделия (28,7%), медицинские услуги подорожали в среднем на 12,9%, горючее - на 20,4%, проезд в поездах и трамваях - на 18,2% . Власти Латвии сократили социальную поддержку населения. Большинство латвийских пенсионеров (почти 81%) получают пенсии ниже 200 латов.

В последнее время очень быстрыми темпами растет безработица. Ее уровень к концу 2010 г. достиг 7%, за год число официально зарегистрированных безработных увеличилось на 30%, достигнув 76,4 тыс. человек. В течение 2010 г. в стране ликвидировано свыше 20 тыс. рабочих мест, создано новых лишь 650. Уровень безработицы к концу года достиг 15,9% экономически активного населения, количество безработных увели чилось на 102 тыс. человек. Наиболее тяжелая ситуация в связи с сокращением рабочих мест сложилась в обрабатывающей промышленности, а также в системе государственного управления. Для 2010г. характерны были нарастание социальных проблем и связанных с этим многочисленных акций протеста населения, политическая нестабильность. Серьезный разлад в правящей коалиции между партией «Новое время», возглав ляемой премьер министром В. Домбровскисом, и «Народной партией», имеющей три министерских портфеля, был усугублен намерением премьера наделить себя исключительным правом принимать решения о международных заимствованиях в интересах спасения экономики страны. «Народная партия» предложила законопроект, предусматривающий, в частности, обязательное одобрение Сеймом любых законода тельных актов, влияющих на социальную ситуацию в стране. Проект документа обязывает правительство ежекварталь но отчитываться перед Сеймом о выполнении программы экономической стабилизации.

В июне 2009 г., перед встречей в Брюсселе с международными кредиторами, премьер министр В. Домбровскис обратился к народу Латвии, заявив, в частности, «что без "донорской" помощи уже в августе 2009 г. нечем будет платить зарплаты, пенсии и др. Страна на грани банкротства, от которого можно спастись, только если сильно сократить расходы и получить международный заем». На муниципальных выборах, состоявшихся 1 июля, столичным мэром был избран Нил Ушаков - представитель не входящей в правительственную коалицию левой партии «Центр согласия». Это свидетельствует о том, что население, недовольное снижением уровня жизни, проводимой социаль ной политикой, выразило поддержку оппозиционной партии в надежде на улучшение своего положения. По мнению ряда латвийских аналитиков, для стабилиза ции экономической ситуации в Латвии правительству необхо димо было самыми быстрыми темпами принимать меры по оживлению экономики.

Решение о девальвации лата является еще более болезненным, чем решение о сокращении расходов госбюджета. Если будет девальвация, то она составит от 15% до 30%. Это означает, что реальные доходы населения снизятся в гораздо большей степени, чем в результате сокращения бюджетных расходов, пострадают сразу все слои общества. Стабильный лат является основой латвийской экономики. Кроме того, Министерство финансов и правительство в целом поддерживают ту позицию, что следует уменьшать расходы, а не девальвировать лат.

Комиссар ЕС по экономическим и монетарным вопросам и представители Латвии в февраля 2010 г. подписали дополненный меморандум о взаимопонимании Латвии и ЕС. Поддержка Еврокомиссией меморандума является положительной оценкой действий правительства Латвии по преодолению кризиса, сокращению бюджетного дефицита и проведенных реформ. Третью часть пакета финансовой помощи Еврокомиссии в размере 500 млн евро Латвия получила в марте 2010 г. В целом в течение года Латвия планирует получить от меж дународных кредиторов 2,7 млрд евро (1,89 млрд латов). Финансовая помощь ЕС, МВФ и других международных финансовых структур помогут Латвии выполнить обязательства по фискальным мерам и структурным реформам. После тяжелого экономического кризиса в Латвии наблюдаются признаки улучшения ситуации. ВВП в I кв. 2010 г. впервые с конца 2007 г. вырос по сравнению с IV кв. 2009 г. на 0,3%. Возвращение к росту экономики будет постепенное, в 2011 г. прирост ВВП может составить 3,3%. В последующие годы, в отличие от докризисного периода, его в значительной мере предопределит развитие экспорта, за которым последу ют изменения внутреннего спроса. По данным Еврокомиссии, в текущем 2011 г. прогнозируется сокращение реального ВВП на 3,5%, среднегодовой уровень дефляции составит 2,5%, безработицы - 21,2%, дефицит бюджета может достичь 8,6% ВВП.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский государственный университет имени В.П. Горячкина

Кафедра: Экономика, организация производства в АПК

Контрольная работа

ЛАТВИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА

Выполнил:

Меркулова А.В.

Проверил:

Джанибеков А.К.

Москва, 2014 год

Введение

1.1 Экономика Латвии

2. Промышленность Латвии

3. Внешняя торговля Латвии

Приложение

Введение

Латвия занимает территорию площадью 64 589 км? и занимает 122 место среди крупнейших в мире стран по территории. Латвия расположена на северо-востоке Европы, в Прибалтике, на восточном побережье Балтийского моря. На севере государство граничит с Эстонией, на востоке - с Россией, на юге - с Беларусью и Литвой.

На западе территория страны омывается Балтийским морем (Рижский залив). Общая площадь Латвии составляет 64,5 тыс. кв. км. Протяженность береговой линии - 531 км.

Большая часть территории Латвии занята равнинами и низменностями. Холмы Видземской возвышенности имеют небольшую высоту. Самой высокой точкой здесь является гора Гайзинькалнс, высота которой составляет 311 метров.

Леса занимают около 44% территории страны. На территории Латвии имеется достаточно разветвленная водная сеть - здесь насчитывается более 3 тысяч озер и 12 тысяч рек. Крупнейшей рекой является Даугава (у нас она называется Западной Двиной).

В северной части страны находится Курземский полуостров, который оканчивается мысом Колкасрагс. Столицей страны является город Рига.

1. Хозяйственный комплекс Латвии

1.1 Экономика Латвии

Экономическое развитие, факторы кризиса и его протекание, антикризисные меры в странах Балтии - все как под копирку. Различия только в макроэкономических показателях.

Похуже они у Латвии, получше - у Эстонии. Стремление обеспечить высокие темпы развития и приблизиться по его уровню к соседям ЕС на Балтике при ограниченных собственных ресурсах заставляло развиваться в долг. Большое значение для экономики Латвии в начале XXI в. имел при ток иностранных инвестиций.

К началу 2006 г. накопленный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составил 33,1% ВВП, на начало 2008 г. - уже 37,5% (7,5 млрд. долл.). В годы экономического бума Латвия бесконтрольно наращивала внешние долги. К концу 2008 г. задолженность составляла 44 млрд. долл., т. е., была в 8,5 раза больше, чем золото валютные запасы страны (5 млрд. долл.).

Вместо ожидаемого снижения инфляции продолжился ее рост, достигнув в 2008 г. 15,3%, оставаясь самым высоким в ЕС.

Однако вскоре экономическая активность стала уменьшаться, наблюдалось падение производства, стала расти безработица, начался недобор доходов госбюджета.

Бюджетный дефицит увеличился с 3,8% ВВП в 2008 году до 9,2% ВВП в 2010 году и более чем в три раза превысил предел, установленный для стран Еврозоны. Большой бюджетный дефицит Испании и плохие перспективы экономического роста сделали страну уязвимой в финансовой плане, даже несмотря на усилия правительства по сокращению расходов, приватизацию в ряде отраслей промышленности и повышение конкурентоспособности путем проведения реформы рынка труда.

1.2 Основные черты латвийской экономики

Национальный кризис в рамках развития мирового финансового кризиса усилился, и к январю 2013 г. экономические, социальные и политические процессы в латвийском обществе стали неуправляемыми. В I кв. 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. спад ВВП составил 18%. В торговле падение составило 25,8%, в сфере транспорта и связи - 15,4%, в обрабатывающей промышленности - 25,8%, в строительстве - 28,2%. Расходы на продукты снизились на 4,6%, отдых и культуру - на 9,7%, одежду и обувь - на 4,2%.

При этом расходы на жилье и электричество выросли на 3,7%, транспорт - на 1,4%, здравоохранение - на 0,9%.

Общий объем внешней торговли в 2014 г. уменьшился на 31,4% по сравнению с 2013 г., экспорт сократился на 19,4%, что обусловлено главным образом сильным экономическим спадом в соседних странах - главных торговых партнерах Латвии.

На страны ЕС приходилось 69,9% экспортных поставок, на страны СНГ - 14,2%.

Главными потребителями латвийского экспорта были Литва (16,1%), Эстония (14,6%), Россия (9,3%), Германия (6,7%), Швеция (5,7%).

Необходимость освоения новых экспортных рынков способствовала в 2013 г. частичному восстановлению конкурентоспособности латвийских экспортеров. Так, например, к странам, импортирующим продукцию известнейшего производителя алкогольных напитков «Latvijas balzams» прибавились Марокко и Словакия, крупнейшего производителя лекарств АО «Olainfapm» - Канада и Австралия, известной фирмы «Laima», изготавливающей кондитерские изделия, - Словакия, Грузия, Азербайджан, США, Израиль, Канада.

1.3 История экономики Латвии: переход на евро

Введение евро в Латвии, или вступление Латвии в еврозону с заменой латана общеевропейскую валюту (евро), началось 1 января 2014 года.

Первый шаг к вступлению в Европейский союз (ЕС) Латвия сделала 27 августа 1991 года, когда Европейское сообщество и его государства-участники признали независимость стран Балтии.

Далее последовал ряд продуманных внешнеполитических и внутриполитических решений по сближению Латвии с ЕС, а последним и определяющим шагом этого процесса 20 сентября 2003 года стал референдум, на котором за присоединение Латвии к ЕС проголосовало 67% участвовавших в голосовании граждан. Вступая в ЕС, Латвия обязалась ввести единую валюту ЕС - евро. Вступительный договор предусматривает для Латвии, как и для других новых членов ЕС, введение евро немедленно по выполнении всех экономических условий (Маастрихтских критериев).

Так реализуется высшая степень экономической интеграции государств-участников Европейского союза.

На основании Программы конвергенции Латвии на 2009-2012 годы, включенные в которую среднесрочные прогнозы указывали на способность Латвии в 2012 году выполнить Маастрихтские критерии, и Программы стабилизации и возобновления роста экономики Латвии правительство Латвии определило 1 января 2014 года в качестве целевой даты введения евро. Выгоды от введения евро в Латвии по мнению Банка Латвии:

Снижение расходов на конвертацию и валютных рисков. Отпадает необходимость обмена латов на евро и связанных с этим расходов, устраняется риск колебания валютных курсов. Это означает, что у предприятий остаётся больше денег на развитие и/или заработную плату, то есть, на дальнейшее повышение благосостояния. Выгоды от устранения расходов на конвертацию оцениваются в 70 миллионов евро в год. Это покрывает затраты средств налогоплательщиков на участие в Европейском фонде стабильности. Латвийские банки и пункты обмена валюты за последние пять лет заработали на конвертации около 600 миллионов евро;

Улучшение кредитного рейтинга. Статистика показывает, что вступление в зону евро сразу же повышает кредитные рейтинги государств и их ведущих банков на 1-2 ступени. Выгоды - удешевляется заимствование и больше денег остаётся в экономике Латвии. Евро снижает расходы на капитал, что позволяет больше инвестировать, дешевле производить и экспортировать. Это повысит интерес международного банковского капитала к Латвии и повысит её привлекательность на фондовом рынке и рынке ценных бумаг (как частных, так и государственных). Экономика в целом будет развиваться динамичнее, чем без перехода на евро (выгода от введения евро для ВВП Латвии с 2014 по 2020 год оценивается в дополнительные 8 миллиардов евро);

Снижение процентных ставок по займам. Снижение связанных с валютным риском кредиторских наценок придаст дополнительный стимул развитию предпринимательской деятельности, росту экономики и повышению благосостояния, так как со снижением кредитного риска государства латвийские предприниматели и частные лица смогут брать займы на более выгодных условиях;

Удешевление правительственного долга. Латвийское государство в ближайшие годы не сможет заработать деньги на покрытие международных кредитов, поэтому единственным способом обслуживания долга остаётся новое заимствование. Для Латвии в качестве очередной раз отвергнутой страны-неудачницы цена займов будет вплоть до 1,5% дороже, чем для Латвии в статусе надёжного государства зоны евро. За десять лет эта переплата может составить около 900 миллионов евро;

Удешевление частных долгов. Более 50% выданных клиентам латвийских банков кредитов номинированы в евро. Сейчас, когда деньги в Латвии зарабатываются в латах, стоимость кредита автоматически увеличивается на взимаемую банками плату за конвертацию латов в евро;

Рост числа рабочих мест, средней зарплаты и поступлений в бюджет. Это станет результатом улучшения экономического развития. Вследствие этого и у правительства станет больше возможностей вкладывать и расходовать на различные нужды. Разумеется, евро не сделает жителей богатыми за одну ночь, но положительное влияние перехода станет ощутимым уже в ближайшие годы. В свою очередь, связанные с переходом единовременные расходы на государственном уровне окупятся уже за один год;

Возможность надёжнее планировать финансирование бизнеса и накопления. Устраняются опасения по поводу возможных колебаний курса лата к евро;

Страхование бизнеса. Ставка страхования международных контрактов в евро значительно ниже, чем для сделок в малообъемных национальных валютах. Особенно, если регулярно распространяются слухи о возможной девальвации;

Легче сравнивать цены. Возможность наглядно сравнивать цены в разных странах ЕС способствует конкуренции и стабилизации цен;

Международный (инвестиционный и деловой) престиж. Латвия не может себе позволить в очередной раз не ввести евро, так как для инвесторов и предпринимателей всего мира это станет сигналом, что в хозяйстве Латвии по-прежнему нет порядка. Государство-участник зоны евро по авторитету и весомости решений сильно отличается от отвергнутых еврозоной стран. Это отражается на перспективах практически всех отраслей, но сегодня приоритетом является восстановление доверия способных производить и торговать инвесторов;

Европейский фонд гарантий как страховой полис. До сих пор благополучные государства ЕС предоставляли гарантии столкнувшимся с долговыми проблемами странам зоны евро в рамках Европейского механизма финансовой стабилизации, но с 2013 года планируется заменить временный «спасательный круг» постоянной системой поддержки - Европейским механизмом стабильности. Вступление в клуб евро для Латвии означает уплату взносов в этот фонд. Это 28 миллионов латов в год, или 140 миллионов латов за пять лет. Таким образом будет куплен страховой полис на случай, если Латвия столкнется с кризисом и возникнет необходимость в займе от фонда;

Ослабление угрозы паники на финансовом рынке. Паника часто вызывается слухами, порождающими недоверие к стабильности национальной денежной единицы, и может усугубляться манипуляциями злонамеренных инвесторов, которые взяли крупные кредиты в национальной валюте и теперь стремятся обрушить её стоимость.

В связи с этим, продолжавшийся в Испании с середины 1990-х годов экономический подъем с темпами прироста примерно 4% ежегодно в конце 2001 - начале 2002 года пошел на убыль.

Охлаждение экономической конъюнктуры сказалось на занятости: в 2001 г. в Испании было создано только 320 тыс. новых рабочих мест, тогда как в предыдущие два года этот показатель составлял 500 тыс. ежегодно. В 2002 году было создано только примерно 150 тыс. рабочих мест. И это при том, что в Испании один из самых высоких уровней безработицы среди стран ЕС - около 13% в 2001 году и примерно 12% в 2002 году.

Ситуацию с безработицей отчасти облегчил и облегчает по настоящее время острый демографический кризис - в Испании наименьший показатель рождаемости в Европе. С другой стороны, снижению уровня безработицы среди местного населения препятствует привлечение дополнительной рабочей силы из-за рубежа.

Привлечение дешевой иностранной рабочей силы позволяет повысить конкурентоспособность испанских товаров в мире, в особенности сельскохозяйственной продукции. Кроме того, наличие потребности экономики Испании в дополнительной дешевой рабочей силе вызывает приток не только легальных мигрантов, но и способствует увеличению нелегальной иммиграции, которая в настоящее время является весьма серьезной проблемой для страны. По имеющимся оценкам, число нелегальных мигрантов достигает в Испании 300 тыс. человек, большинство из которых прибывает в страну из Северной Африки.

Стоит правда отметить, что после вступления в Еврозону уровень безработицы в Испании стал медленно но неуклонно падать.

Так, например, если в 1999 году безработными официально были признаны 15,9% экономически активного населения страны, то в 2004 году таких было уже только 10,5%.

Еще одной причиной замедления экономического роста в Испании в 2002 году стало сокращение потребительского спроса, который в предыдущие годы был важным стимулом развития экономики.

Сокращение внутреннего спроса произошло несмотря на то, что на рынок в прошлом году, по оценке центрального банка, поступило около 15 млрд. евро «грязных» денег, которые в основном были потрачены на приобретение дорогих автомобилей.

Главную роль в снижении потребления сыграл тот факт, что испанцы уже не столь оптимистично смотрели в будущее. В текущем году ожидается дальнейшее уменьшение потребительского спроса.

Более благоприятным до перехода на евро было положение с инфляцией. Так, в 2001 г. темпы роста цен по в пересчете на годовой уровень составили 2,7%, что значительно меньше, чем годом ранее. Правда, это снижение связано в основном с более низкими ценами на энергию, тогда как продовольствие и безалкогольные напитки в декабре подорожали почти на 6%, а услуги гостиниц и ресторанов - на 5%.

В первой половине 2002 года, также как и во многих других государствах Еврозоны, произошло существенное увеличение цен. Рост инфляции в Испании, подобного которому не было прецедентов вот уже 19 лет, был вызван последствиями перехода на евро.

К такому выводу пришли эксперты влиятельной Организации потребителей и пользователей, опубликовавших результаты своего исследования. В данном отчете отмечалось, что правительство Испании не приняло обещанных мер против «округления цен» при переходе на евро и само повысило цены на некоторые контролируемые властями основные товары и услуги. Крупнейшие испанские профсоюзы также винили во всплеске инфляции правительство, но делали упор на его экономической политике в целом, которая, по их мнению, всячески тормозила рост заработной платы и поощряла рост доходов предпринимателей. Как бы там ни было, но в 2002 году в целом темпы инфляции в Испании увеличились примерно на 0,8% и достигли 3,5%.

Более чем на 7% подорожали обувь и одежда, на 6% - гостиницы, бары и рестораны, на без малого 5% - основные продукты питания, и особенно заметно - овощи. Такого резкого роста цен Испания не знала с начала 80-х годов, когда в стране происходил экономический кризис.

Правительство Испании признало, что переход на евро сыграл свою роль в усилении инфляции.

В 2003-2004 гг. стало ясно, что проблема инфляции, появившаяся в результате перехода на евро до конца так и не была решена. Так, в 2003 году средние темпы инфляции составили 2,9%, в 2004 году - 3,0%. В октябре и ноябре 2004 года годовой уровень инфляции превысил 3,5%, и это при том, что по нормативам ЕС, являвшимся условием для допущения стран в зону евро, инфляция не должна быть больше 2,0%.

Серьезной проблемой как в 2000-х годах продолжал оставаться низкий уровень конкурентоспособности испанской промышленности, который стал еще ощутимее с момента перехода на евро.

Главную роль в ней по-прежнему играли иностранные концерны. Например, им принадлежат почти все автомобильные заводы, производящие примерно 6% ВВП страны.

Около 80% их продукции шло на экспорт. Лишь в немногих отраслях отечественные компании смогли занять ведущие позиции. Несмотря на то, что при участии иностранного капитала в Испании было создано много рабочих мест, большое количество зарубежных инвесторов имело и существенные негативные стороны. Так, иностранные концерны проводили НИОКР, как правило, за пределами Испании, они не вкладывали капитал в разработки самих испанских производителей. Расширение Евросоюза на восток еще больше ухудшило ситуацию для отечественных продуцентов.

Так же, как некогда Испания, новые члены ЕС привлекали иностранных инвесторов сравнительно дешевой рабочей силой и перспективами освоения новых рынков сбыта.

2. Промышленность Латвии

Латвия является государством с индустриально-аграрной экономикой. Главными отраслями промышленности являются: машиностроение, легкая, целлюлозно-бумажная, строительная, фармацевтическая. На территории страны немного полезных ископаемых, поэтому предприятия черной металлургии вынуждены работать на привозном сырье.

Промышленное производство страны в большой степени зависит от импорта топлива, электроэнергии, полуфабрикатов и сырья.

Хорошо развиты текстильная, швейная, кожевенно-обувная и меховая отрасли легкой промышленности, янтарный промысел.

Льняная промышленность работает на местном сырье. Имеется большое количество предприятий пищевой промышленности. Она специализируется на производстве сливочного масла, сыра, сгущенного молока, бекона, колбасных изделий, рыбных консервов и продуктов переработки рыбы.

2.1 Топливно-энергетический комплекс Латвии

В латвийской Елгаве начал работу новый завод по производству систем охлаждения, Thermotechnik Lettland, принадлежащий германскому концерну AKG. Продукция предприятия будет поставляться производителям таких известных марок, как Porsche, Ferrari, Bentley, Volvo и DaimlerChrysler.

В новое производство в общей сложности предполагается инвестировать 12 млн. евро. Концерн AKG, которому уже принадлежат 12 заводов в Германии, Китае, Великобритании, США и Франции, работал над проектом в Елгаве с июля 2003 года совместно с Латвийским агентством инвестиций и развития.

В следующем году завод выпустил 50 тыс. радиаторов, год спустя - 80 тыс., а в 2013 году - 200 тыс.

По словам финансового директора AKG Thermotechnik Int. Детлефа Рейнсберга, компания AKG, собираясь строить свой первый в Восточной Европе завод, остановила выбор на Латвии из-за ее выгодного географического положения, а также низкой стоимости рабочей силы (в этой прибалтийской стране она почти на 30% дешевле, чем в Германии).

2.2 Целлюлозно-бумажное производство

Идея строительства крупных целлюлозных предприятий витала над всеми тремя балтийскими странами в начале XXI века.

И это не удивительно.

Во-первых, все три республики достаточно обильны лесами, а деревообработка традиционно всегда была важной составляющей их промышленности.

Во-вторых, у них перед глазами опыт скандинавов, ставших лидерами европейского рынка по производству целлюлозы и бумаги, которые относятся к числу высоко прибыльных и растущих отраслей.

Бумажно-картонное производство в Балтии существует, но собственной целлюлозы не хватает (макулатура не спасает, к тому же из нее можно делать далеко не все).

Сейчас лишь в эстонском городке Кехре компания Horizon Pulp and Paper Co производит около 50 тыс. тонн размягченной неотбеленной древесины. При советской власти целлюлоза и древесная пульпа производилась в Латвии на ЦБК в Слоке (до 90 тыс. тонн).

Однако после выхода из СССР по разным причинам (главным образом экологическим) эти фабрики были закрыты.

Собственного леса в республике достаточно. Лесные массивы занимают около 40%. Поэтому в государственной стратегие и программе давно стоит задача построить технически совершенные и экологически приемлемые целлюлозные производства.

Вначале масштабы производства и характер продукции мотивировались исключительно внутренними потребностями, но также речь уже шла о строительстве гигантов, ориентированных на широкомасштабный экспорт. Правительство республики заручилось обещанием шведского Sodra Cell и финского Metsaliitto (один из лидеров мирового рынка целлюлозы и бумаги с годовым оборотом около 9 млрд. долларов) инвестировать 900 млн. долларов в строительство в Екабпилсе комбината мощностью 600 тыс. тонн целлюлозы в год. Инвесторы, являющиеся крупнейшими переработчиками леса в Скандинавии (Metsaliitto управляет 200 тыс. гектаров леса), взялись и реализовывать продукцию через свои всемирные торговые сети. Предприятие начало действовать уже в 2005 году.

Для реализации проекта создано общество Baltic Pulp, в котором по 33% принадлежит латвийскому правительству и шведской Sodra, а 34% - Metsaliitto. Чтобы обеспечивать загрузку предприятия, общество взяло под свой контроль треть государственных лесов республики. Правительство же пока готово отдать 150 тыс. из 1,4 млн. гектаров (подсчитано, что для загрузки комбината требуется до 14% всех латвийских лесов). Еще примерно столько же угодий планируется найти в частном секторе.

3. Внешняя торговля Латвии

Испания должна войти в состав "большой восьмерки". Основание - ее экономические успехи. Такое заявление глава испанского правительства Хосе Мариа Аснар сделал накануне брюссельской встречи министров финансов стран ЕС, на которой Испания выступила с критикой бюджетной политики двух действующих членов восьмерки - Германии и Франции. Одновременно две группы американских конгрессменов подготовили проекты обращения к Джорджу Бушу с требованием исключить Россию из этого клуба за измену демократическим принципам.

Испания стремительно набирает экономический вес. Таков основной смысл большинства посланий, адресуемых в последние дни остальному миру официальным Мадридом.

У этого заявления есть серьезное обоснование. Более половины рабочих мест, созданных в 2002 году экономиками еврозоны, - заслуга Испании. Если в 1976 и 1996 годах страна насчитывала 12 млн. работающих, то в 2004 году, через восемь лет после прихода к власти правительства Аснара, их станет 17 млн. - больше, чем когда-либо в испанской истории.

За годы пребывания у власти нынешнего кабинета безработица сократилась вдвое. Все эти восемь лет темпы роста ВВП Испании были больше 3% в год. За третий квартал 2003-го экономика страны увеличилась на 0.7%, развиваясь почти вдвое быстрее среднего показателя зоны евро. В проведенной работе можно четко выделить следующие факторы, оказывающие влияние на экономику Испании:

Невысокие темпы роста в странах ЕС, куда идет основная часть испанского экспорта;

Экономические трудности, переживаемые Латинской Америкой, рынки которой имеют большее значение для Испании;

Изменение внутреннего спроса в стране;

Низкие процентные ставки и растущая занятость;

Низкая стоимость кредитов;

Сокращение налогов;

Падение цен на нефть и общее усиление мировой экономики, а также членство Испании в Европейском Союзе и включение в еврозону.

По итогам года, согласно прогнозам, рост национального хозяйства Испании достигнет 2.3-2.4%, суммарный рост двенадцати экономик еврозоны - 0.4-0.5%.

Бюджет страны в последние годы почти идеально сбалансирован: его дефицит составит в этом году меньше 0.5%.

Свой вклад в это экономическое чудо внес и ЕЦБ. Установленная им 2-процентная учетная ставка - самая низкая в испанской истории. Дешевые кредиты вызвали скачок спроса на жилье. Проведенное правительством сокращение налогов, вступившее в силу в начале этого года, сохранило испанским налогоплательщикам 3.8 млрд. евро ($4.5 млрд.), увеличив таким образом платежеспособный спрос. хозяйственный рынок экономика

Потребительские расходы испанцев к октябрю стали на 3.2% больше, чем годом раньше. Подобные успехи, как считает премьер-министр Испании Хосе Мариа Аснар, уже в ближайшее время заставят всех рассматривать его страну, занимающую сейчас восьмое место в списке крупнейших экономик мира, как члена "большой восьмерки".

Словно расчищая место для его арифметических выкладок, американские сенаторы Либерман и Маккейн и палата представителей конгресса США сообщили, что намерены убедить Джорджа Буша исключить Россию из клуба восьми за недемократичное поведение.

Однако, судя по всему, цель испанского руководства - не занятие чьего бы то ни было места в составе G-8.

Главные мишени последних выступлений Аснара - Франция и Германия, которым на брюссельской встрече министров финансов стран ЕС было официально разрешено еще на год остаться нарушителями бюджетной дисциплины. Их более чем скромные экономические достижения последнего времени испанский премьер прямо связал с финансовой вседозволенностью, обесценивающей, по его мнению, европейский Пакт о стабильности. И противопоставил этим провалам примерное поведение Испании со всеми его благотворными последствиями.

Осуществленное им в кредит уравнение экономических рангов Испании и ее главных оппонентов послужило дополнительным аргументом в этом споре. Ситуация в мире, по мнению Аснара, - увеличенное отображение европейской. Если после войны в Персидском заливе 1990 года в мире существовало три двигателя экономического роста - США, Япония и Германия, то сегодня только один - США, главный союзник Испании в борьбе с терроризмом.

Список использованной литературы

1. Буторина О.В. Испания: стратегия экономического подъема: М. - 2011 г.

2. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран: М. - 2010 г.

3. Журнал Мировое и национальное хозяйство №2, 2007 г.

4. Информационно аналитический центр "Минерал".

Приложение

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Мировая экономика как наука - это часть теории рыночной экономики, изучающая закономерности хозяйственного взаимодействия между различными государствами в области международного обмена товарами и услугами. Мировое хозяйство и его современное определение.

    шпаргалка , добавлен 07.05.2009

    Тенденции развития экономики России в 2013 году: интенсивный рост потребления на внутреннем рынке страны, сокращение экспорта товаров в страны Еврозоны. Современное состояние экономики Китая. Крупнейшие совместные проекты экономического сотрудничества.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2014

    Сущность внешней торговли, ее формы и методы. Процесс движения товаров на мировом рынке. Характеристика современного внешнеторгового состояния экономики России. Мировой внешнеторговый оборот и эволюция товарной и географической структуры мировой торговли.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2013

    Место страны в мировом хозяйстве, факторы экономического развития. Особенности национальной экономической модели ФРГ. Отраслевая структура экономики, состояние промышленности. Формы хозяйственной деятельности страны, ее внешнеэкономические связи.

    реферат , добавлен 16.10.2014

    Всеобщность рыночных принципов. Современная глобальная, мировая экономика. Понятие "мировая экономика" и основные исторические этапы её развития. Место Китайской Народной Республики в мировой экономике и дальнейшие перспективы развития страны.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2008

    Процесс зарождения и становления международного разделения труда; его роль в развитии мирового хозяйства. Виды и особенности использования таможенных пошлин. Характеристика современного положения и возможностей России на мировом рынке технологий.

    контрольная работа , добавлен 13.06.2012

    Основные тренды экономического развития Канады. Население, миграция и трудовые ресурсы страны. Международная торговля Канады. Товарная структура экспорта. Международная инвестиционная деятельность и финансовые ресурсы, информационная экономика Канады.

    реферат , добавлен 29.09.2014

    Роль и место экономики Японии в мировой экономике, перспективные области внешнеэкономического сотрудничества с Россией. Характеристика экономики страны. Оценка состояния японской экономики, тенденций ее развития в сфере ее государственного регулирования.

    реферат , добавлен 07.02.2015

    История послевоенного экономического развития Японии. Факторы "экономического чуда". Основные черты, стратегии научно-технического развития. Особенности структурной политики. Место страны в мировом хозяйстве. Внешнеэкономическая стратегия Японии.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2009

    Страны Тропической Африки: низкий уровень развития экономики и социальной сферы, особенности аграрного строя. Причины снижения динамики развития обрабатывающей промышленности. Регрессивная тенденция внешней торговли и слабый приток иностранного капитала.

РИГА, 20 июл — Sputnik. Американская компания The Boston Consulting Group (BCG) представила рейтинг устойчивого экономического развития — SEDA 2018. Рейтинг опубликован на сайте BСG .

Латвия заняла в списке 36 место — последнее среди трех стран Балтии. Литва расположилась на 34-ой строчке, а Эстония — на 25-ой.

​Экономический рост и благосостояние Латвии оценивается в 66,1 пункт из 100.

Стоит отметить, что по отдельным позициям страна имеет весьма неплохие показатели. В частности, равноправие в Латвии набрало в 80,1 балла, здоровье населения — 79,2 балла, институт гражданского общества — 73,8 балла, и даже окружающая среда немного не дотянула до 70 баллов, набрав 69,4 балла.

Но крайне низким оказался показатель "доходы населения", его оценили в 34 балла. 61,9 балла набрала занятость населения, 67,5 балла — образование, 68,6 балла инфраструктура Латвии и 62,9 балла набрала экономическая стабильность страны.

Бедные латвийцы

Ранее сообщалось, что по данным Центрального статистического управления (ЦСУ) Латвии, в стране подвержена пятая часть жителей — около 425 тысяч человек. Ежемесячный доход на уровне 330 евро в месяц получает 22,1% населения.

В 2016 году с повышением уровня доходов жителей вырос и порог, за которым наступает риск бедности, — до 330 евро в месяц (в 2015 году — 318 евро). Более 22% жителей Латвии в 2016 году имели доходы менее 330 евро в месяц. Причем количество подверженных риску бедности людей в Латвии выросло с 2015 года на 0,3 процентных пункта.

Сильнее других риску бедности подвержены родители, воспитывающие детей одни, — 34,3% (в 2015 году — 34,4%). Вместе с тем снизился риск бедности в семьях, где двое взрослых растят троих и более детей — с 25,5% в 2015 году до 19,8% в 2016 году. Риск бедности также значительно ниже, если двое взрослых растят одного ребенка или двое взрослых воспитывают двоих детей — 13,4% и 14,4% соответственно.

Также выросло число подверженных риску бедности людей в возрастной группе более 65 лет (с 38,1% в 2015 году до 39,9% в 2016).

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) так же , что в Латвии высокий уровень бедности среди пожилых людей, а базовый уровень пенсий очень низкий, хотя у государства есть возможности увеличить их до уровня 20% от средней зарплаты.

По данным Eurostat, Латвия беднейших стран Евросоюза. В 2016 году в Латвии показатель паритета покупательной способности (количество товаров, которое можно купить на фиксированную сумму) равнялся 65% от уровня ЕС (лидер — Люксембург со 132%). Уровень ВВП на одного жителя в Латвии в 2016-м составлял 67%, в то время как в Люксембурге он был равен 267%.

19.12.2018

Новое правительство должно сделать все возможное и невозможное, чтобы выполнить рекомендации комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег Moneyval, так как иначе Латвия окажется в "сером" списке, что крайне негативно повлияет на ее экономику. Такое мнение в передаче "Утренняя панорама" высказал на Латвийском телевидении посол Латвии в США Андрис Тейкманис .

Глава минфина доволен развитием латвийской экономики 24.03.2017

Латвийская экономика в последующие три года будет расти по меньшей мере на 3% в год, если не будет каких-либо геополитических потрясений, указал в четверг на собрании членов Латвийской конфедерации работодателей министр экономики Арвил Ашераденс.

Министр: минувший год не был удачным для экономики Латвии 03.01.2017

Минувший год не был успешным для экономики Латвии, заявил сегодня в передаче "Утренняя панорама" министр экономики Арвил Ашераденс. Он добавил, что не хочет "гадать на кофейной гуще", но прирост внутреннего валового продукта в 2016 году, вероятно, составит не более 1,5%.

ПБК: МВФ: экономика Латвии стабильна. Пока... 12.12.2016

Финансовая система Латвии стабильна, экономика имеет перспективы роста, а принятый правительством и Сеймом государственный бюджет вполне сбалансирован, - таково было общее заключение экспертов Международного валютного фонда после ознакомления с ситуацией в стране. Однако текущая благоприятная обстановка не исключает вызовов, которые стоят перед Латвией. Это- слабый приток инвестиций, медленное освоение фондов ЕС и неопределенная геополитическая обстановка. Рассказывает Татьяна Коваленко.

ПБК: Опыт прошлого и современная экономика 05.12.2016

Можно ли использовать опыт прошлого в решении задач сегодняшнего дня? Наверное, можно, если этот опыт подвергнут объективному историческому анализу и из него сделаны правильные выводы. Сегодня в президентском замке на международную конференцию, посвященную экономическим вызовам при формировании новых государств в период с 1917 по 1922 годы собрались историки Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии и России.

ПБК: Латвия готова к сотрудничеству с Китаем 07.11.2016

Снегом и пробками Рига встретила участников форума 16+1, что впрочем, не помешала запланированным мероприятиям. Латвия готова к сотрудничеству с Китаем в реализации совместных транспортных проектов и к китайским инвестициям в развитие латвийских портов. Об заявил премьер-министр Латвии Марис Кучинскис во время встречи с премьером Госсовета Китайской Народной Республики Ли Кэцяном. Сегодня в Латвии начал работу китайско-европейский бизнес-форум.

Ослунд назвал препятствие для экономики Латвии: этнические латыши боятся стать меньшинством 01.11.2016

Стартовавший в 2008 году экономический кризис Латвия преодолела уникальным способом, который можно назвать историей успеха. Такое мнение в интервью порталу Delfi высказал шведский экономист Андерс Ослунд, который вместе с экс-премьером Валдисом Домбровскисом написал книгу "Как Латвия преодолела финансовый кризис".

Латвия - индустриально-аграрная страна. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка (энергетическое машиностроение, электротехническая, радиоэлектронная промышленность, производство средств связи и приборостроение, транспортное, и сельскохозяйственное машиностроение). Развита химическая и нефтехимическая, легкая, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, стекольная и фарфорофаянсовая промышленность. Латвия славится производством парфюмерно-косметической продукции. В стране развиты художественные промыслы: обработка кожи, янтаря, резьба по дереву, вышивка.

Главная отрасль сельского хозяйства - животноводство (молочно-мясное скотоводство и беконное свиноводство). В республике выращивают рожь, пшеница, ячмень лен-долгунец, сахарную свеклу, кормовых культур. Занимаются картофелеводством, овощеводством, пчеловодством, звероводством. Экспорт: продукция машиностроения, легкой и пищевой промышленности

Доля сектора услуг в ВВП Латвии составляет 70,6 %, промышленность - 24,7 %, сельское хозяйство - 4,7 %.

В 1999 году Латвия вступила в Всемирную торговую организацию, в 2004 году - в Европейский союз. В 2000-е годы экономика стабильно поднималась на 5-7 % в год (в 2006 12,6 %, 2007 - 10,3 %) до начала экономического кризиса 2009 года.

По итогам 2007 года Латвия по темпам роста ВВП находилась на третьем месте на постсоветском пространстве. Опережали Латвию среди стран постсоветского пространства только Азербайджан и Армения.

В 2008 году Латвия стала лидером среди стран Евросоюза по количеству населения, живущего на грани бедности, бедными были признаны 26 % населения.

В 2009 году ВВП Латвии упал на 17,8 % - самый худший показатель динамики ВВП в мире

· Политика

Латвия - парламентская республика, где верховная власть принадлежит законодательному органу. В латвийский парламент, Сейм, для прохождения в который партия должна преодолеть 5% барьер, избираются 100 депутатов, причем исключительно по партийным спискам.

· Внешняя торговля

Основные экспортные товары Латвии (2008): железо и металл в брусках - 8,2 %, электрические машины и оборудование - 6,2 %, машины и оборудование - 6,1 %, пиломатериалы - 4,5 %, трикотажное и текстильное одежда - 3,5 %, фармацевтическая продукция - 3,3 %, лес-кругляк - 2,8 %, деревянные изделия - 2,5 %.

Россия и прибалтийские государства остаются традиционными торговыми партнерами, но членство в Евросоюзе позволило Латвии заметно расширить торговые связи с европейскими государствами, особенно с Германией, Швецией и Великобританией.

Латвия подписала соглашение с Литвой и Эстонией об учреждении таможенного союза, и поэтому объём торговли между этими странами достаточно большой

· Инфляция

Инфляция с августа 2007 года перешла на двузначные цифры процентов по сведениям Статистического управления Латвии. Индекс потребительских цен (индекс инфляции) в годовом исчислении:

Таблица № 2

· Здравоохранение

На апрель 2009 года Латвия заняла последнее, 31-е место по Европейскому индексу потребителей здравоохранения.

Разовое посещение семейного врача обходится как минимум в 2 евро, посещение специалиста - от 7 евро, один день пребывания в больнице - 17 евро. Особая ситуация складывается с вызовом скорой помощи.

В Латвии существует понятие «необоснованного вызова скорой помощи» - это вызов кареты скорой помощи при отсутствии явной угрозы жизни. Пациент зачастую не способен определить и классифицировать уровень угрозы здоровью, а со стороны медицинских учреждений это предлагается делать диспетчеру по телефону. Стоимость такого «необоснованного вызова» составляет от 48 до 118 евро, а по статистике каждый пятый вызов скорой помощи в Риге числится как «необоснованный».

· Трудовые ресурсы

Уровень безработицы - 16,6 % (2009).

Начиная с середины 2008 года наблюдается постоянный рост безработицы. По данным Государственного агентства занятости, уровень безработицы за 2009 год вырос с 7 до 16 %. По данным Eurostat, в начале 2009 года безработными были 12,3 % населения, в конце - 22,8 %. Это - один из самых высоких показателей среди стран ЕС.

По показателям первого квартала 2009 года Латвия имела самый высокий процент (28,2 %) безработной молодёжи среди всех стран Евросоюза.

Следует знать, что пособие по безработице в Латвии выплачивается конкретному жителю в течение не очень длительного времени (до девяти месяцев) после потери официальной работы, а статус безработного сохраняется за таким человеком лишь при соблюдении определённых правил (сегодня это - самостоятельный активный поиск работы с регулярными отчётами), в противном случае такое лицо переводится в разряд самозанятых, даже не имея фактических доходов. Так как эффективность латвийского Агентства занятости мала, многие безработные стараются сохранить свой статус лишь на время получения пособия. Число таких лиц не поддается исчислению даже латвийскому Министерству благосостояния, следовательно, реальный процент безработных работоспособных жителей Латвии может оказаться намного более высоким.

· Налогообложение

12 декабря 2008 года парламент одобрил увеличение стандартного НДС с 18 % до 21 %, пониженного НДС с 5 % до 10 % (детское питание, медикаменты, электричество, отопление и общественный транспорт), НДС особых сфер услуг - с 5 % до 21 % (газеты, книги, кабельное телевидение, водоснабжение, сбор отходов, услуги ритуальных бюро, гостиниц и т. п.). Изменения вступили в силу 1 января 2009 года. С изменением НДС резко упал налоговый сбор в стране, в связи с чем нынешний премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис заявил о возможности поднять НДС до 24 %.

С 2009 года ставка подоходного налога с населения была снижена с 25 до 23 %. Однако к концу года было принято решение поднять его с 2010 года до 26 %.

· Система социальной защиты населения

1 июля 2009 года вступил в силу закон, предусматривающий снижение пенсий на 70 % для работающих латвийских пенсионеров и 10 % для неработающих. В результате, за один следующий месяц (июль) число работающих пенсионеров уже снизилось на целых 42,3 % - были вынуждены уволиться по собственному желанию более 25 000 пенсионеров. В декабре 2009 года положения закона об урезании пенсий были признаны судом неконституционными.

· Энергетика

Энергетика государства во многом зависит от импорта топлива и электроэнергии.

Тем не менее, есть значимый собственный источник - каскад ГЭС на реке Западная Двина, дающий стране до 3 млрд. кВт·ч в год (50% от потребления) особенно ценной пиковой электроэнергии, однако потенциал реки недоиспользуется в размере около 1 млрд. кВт·ч (ГЭС Латвии). Нетто импорт электроэнергии составляет около 1,5 млрд. кВт·ч в год.

Есть запасы торфа в промышленном размере около 480 млн. тонн, запасы древесины. Некоторые геологи предполагают наличие небольших нефтяных месторождений в территориальных водах Латвии на Балтике.

Реализуются различные проекты в нетрадиционной энергетике, например проект Даугавпилсской СЭС (4,6 МВт), на 2009 год в стране установлены ветроэлектростанции общей мощностью около 28 МВт.

В первом квартале 2010 года по сравнению с первым кварталом 2009 спад внутреннего валового продукта (ВВП) Латвии составил 6 %, сообщает Центральное статистическое управление. В торговле (удельный вес в структуре ВВП - 16,8 %) спад составил 8,1 %, в строительстве (5,7 %) - 43,2 %. Прирост зарегистрирован в отрасли транспорта и связи (12,5 % от ВВП) - на 2,3 %, в обрабатывающей промышленности (10,8 %) - на 6,8 %.

Таким образом, Латвия стала одной из немногих стран показавших в начале 2010 года значительное падение ВВП по отношению к кризисному 2009 году.

Кризис в Латвии

Угроза дефолта и девальвации

С начала кризиса в Латвии, когда ВВП страны стал снижаться, а общая экономическая ситуация - ухудшаться, над страной нависла серьёзная угроза дефолта национальной валюты - лата. По мнению многих экспертов, чтобы избежать дефолта, латвийским властям придется объявить о девальвации лата. Проблема заключается в том, что девальвация обычно подстегивает экономику стран лишь с развитым внутренним производством, в случае же с Латвией (где импорт значительно превышает экспорт) это не только не сулит экономического роста, но и рискует привести к не менее губительным последствиям, чем сам дефолт. Если девальвация лата произойдет, жители страны-импортера в одночасье станут беднее ровно настолько, насколько снизится покупательная способность девальвируемой национальной валюты.

Считается, что девальвация лата пагубно скажется также на экономике таких стран, как Литва, Эстония и даже Швеция. Однако, как говорят эксперты, если никаких радикально положительных изменений в сфере экономики латвийского государства не произойдет, жителям Латвии так или иначе придется готовиться либо к дефолту, либо к девальвации. По словам президента Банка Латвии Илмарса Римшевича, девальвация способна разрушить экономику Латвии за одну ночь.

При этом угрожающем положении правительство Латвии публично категорически отрицает возможность девальвации лата, однако при этом возможность девальвации обсуждается латвийскими властями, например, при встречах с кредиторами в лице МВФ. Чтобы не допустить паники среди населения, а также воспрепятствовать вскрытию реальной экономической ситуации в стране, правительством Латвии ещё в 2007 году был принят закон, предусматривающий наказание до шести лет тюремного заключения за распространение любых «слухов» о девальвации лата или высказываниях о финансовой системе страны. Этот закон - уникальный в истории независимой Латвии, и, по мнению экономических экспертов, прямо нарушает свободу слова и мнений. Результат нового закона не заставил себя долго ждать, и первыми его жертвами стали экономист Дмитрий Смирнов, опубликовавший экспертную оценку будущего латвийской экономики и музыкант Валтер Фриденберг. Первый был задержан на несколько суток, а по отношению ко второму ограничились допросом. Также необходимо отметить курьезный случай, когда Полиция Безопасности Латвии заинтересовалась пользователями одного из местных дамских веб-форумов, где были оставлены мнения по поводу работоспособности банковской системы страны. Многие иностранные экономисты и публичные издания поспешили опубликовать и свои мнения по поводу финансовой системы страны.

Также президент Банка Латвии Илмар Римшевич считает, что если экономическая ситуация не улучшится в ближайшее время, государство станет неплатёжеспособным, и уже в 2009 году возможно введение талонной системы.

Авторитетное издание The Wall Street Journal считает, что уже сейчас лат «держится» лишь на доверии жителей, а критическая точка будет достигнута осенью 2009 года, когда многие безработные лишатся латовых пособий - тогда и рискует произойти девальвация.

Крах системы образования

Госсекретарь Министерства образования и науки Марек Грушкевич говорит о том, что в ближайшем будущем работу могут потерять до 10 000 учителей. В свою очередь, министр образования и науки Татьяна Коке утверждает, что с 1 сентября 2009 года работу потеряют до 4000 учителей, а латвийские школы будут переданы самоуправлениям, что грозит закрытием многих из них. Также с 1 сентября зарплаты учителей будут снижены на 50 % и составят ~246 евро за ставку. На встрече с лиепайскими педагогами госсекретарь Министерства образования Марек Грушкевич отметил, что латвийское государство обанкротилось, а образование «стерто в порошок».

Также решением Кабинета министров все школьники и студенты отныне потеряли постоянную скидку 50 % на проезд в городском общественном транспорте, предоставляемую государственным бюджетом, однако мэр Риги Нил Ушаков заявил, что Рижская дума отныне возьмет на себя обязательства обеспечить все прежние скидки рижским ученикам и студентам за счет городского бюджета.

C сентября 2009 года, в рамках оптимизации расходов, согласно решению Рижской думы, в Риге было решено закрыть 10 школ (из них 9 - русских), всего же за три года планируется ликвидировать в общей сложности 16 школ. В результате этой реорганизации работу могут потерять около 400 учителей. С началом 2009/2010 учебного года в Латвии было ликвидировано 54 школы, а 66 - реорганизовано. В школах Риги ушло с работы 570 человек, в Латвии в целом - около 1700.

В целом Министерство образования и науки уже согласовало ликвидацию 36 и реорганизацию 68 школ в течение ближайших нескольких лет.

Кризис на рынке недвижимости

Бурный рост цен на рынке недвижимости, связанный с лёгким получением ипотечных кредитов в латвийских банках и очень активной спекуляцией на рынке был одним из факторов роста инфляции. Для борьбы с инфляцией правительством Латвии был принят ряд мер, спровоцировавший обвал на рынке недвижимости и в последующем рецессию экономики - резкому замедлению роста ВВП. Цены на жильё в Латвии во втором квартале 2008 года по сравнению с соответствующим периодом 2007 года обрушились на 24,1 %. Цены продолжают постепенно падать, и в марте 2009 года квадратный метр жилья в спальных районах Риги уже обходится в среднем в 606 евро.