Что предполагала экономическая реформа 1987 года. Экономические реформы: от плановой экономики - к рыночной

Экономическая реформа 1987 г.

Летом 1987 г. Пленум ЦК КПСС принял первую за годы «перестройки» экономическую реформу с целью перехода от административных к экономическим методам управления, обеспечения оптимального сочетания централизма и самоуправления. В рамках социализма призналось допущение смешанной экономики и частновладельческого хозяйства. Для реализации цели в июне 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии», в мае 1988 г. – «Закон о кооперации в СССР» и ряд других постановлений.

Согласно Закону о предприятии, последние переводились на новые принципы работы: самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление. Предприятия получили права сами определять число рабочих, устанавливать заработную плату, самостоятельно выходить на внешний рынок, выбирать партнеров, сотрудничать с иностранными фирмами. После выполнения обязательств перед государством они могли сами распоряжаться прибылью. Всю продукцию, произведенную сверх госзаказа (фиксированная норма выпускаемой продукции), разрешалось реализовывать по рыночным ценам. Предусматривалось ежегодное снижение объема госзаказа, а следовательно, расширение рыночных механизмов. Уменьшался контроль над планированием производства. Предприятиям предоставлялась возможность самостоятельно составлять планы производства, исходя из собственных интересов. Предприятия могли заключать прямые договоры с поставщиками, потребителями, другими предприятиями, минуя Госплан СССР, министерства.

Самоуправление на предприятии предусматривало создание советов трудовых коллективов, наделение их широкими полномочиями по производственным, социальным, кадровым вопросам, введение выборности руководителей, их отчетности перед трудовыми коллективами и т. д.

Все эти меры, по мнению руководства, должны были в условиях оживления рыночных отношений улучшить показатели развития производства и финансовое положение предприятий, сократить себестоимость продукции и повысить ее конкурентоспособность. Однако при сохранении административного управления эти меры не дали ожидаемых результатов. Расширению самостоятельности предприятий препятствовали обязательные плановые задания, выразившиеся в форме «госзаказов». Контроль министерств над расходованием фондов предприятий, деятельность государственных органов снабжения мешали предприятиям свободно выбирать поставщиков и потребителей.

Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.) положил начало процессу развития частного сектора с целью насыщения рынка товарами и услугами. Этот и последующие постановления, а также «Закон о кооперации в СССР» (1988 г.) разрешили открывать частные предприятия по некоторым видам производства, развивать кооперативы с предоставлением им льготных кредитов, внедрять арендные договоры, расширять самостоятельность колхозов, снижали налог на доходы, составлявший 65%. Снимались все ограничения колхозов на подсобную деятельность. Коллектив колхоза мог сам определять площадь индивидуального участка и поголовье скота в личном хозяйстве. Колхозы получали право решать вопросы передачи части земли в аренду другим предприятиям и отдельным гражданам. Колхозам разрешалось образовывать кооперативы. Одна или несколько семей могли взять землю в аренду на длительный срок и самостоятельно распоряжаться полученной продукцией. Признавалось равенство пяти форм хозяйствования: фермерских хозяйств, арендных кооперативов, агрокомбинатов, колхозов и совхозов.

Экономическая реформа М.С. Горбачева осуществлялась с большим трудом. Механизм реализации реформ не соответствовал заявленным целям. Не были затронуты основы административно-командной системы управления, бюрократический аппарат сопротивлялся изменениям, опасаясь потерять свои позиции. Нормативные документы министерств и ведомств иногда искажали постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР, что мешало осуществлению прогрессивных идей. Экономическая перестройка носила формальный характер, не создавала стимулов для обновления производства и постепенного вхождения экономики в рынок.

Государство по-прежнему являлось главным заказчиком в промышленности и навязывало предприятиям нереальные размеры «госзаказов», выполнение которых заставляло загружать все производственные мощности. Так, в 1988 г. госзаказ составлял в среднем 85% объема производственной программы. Следовательно, для свободного рынка оставалось 15% продукции. Кроме того, государство продолжало определять список той продукции, которую предприятия должны были производить «на склад», т. е. независимо от того, пользовались эти изделия спросом или нет.

В 1988 г. третьпредприятий была убыточной, а еще четверть – получала небольшую прибыль. Государство по-прежнему выделяло нерентабельным предприятиям субсидии на покрытие убытков, чтобы избежать банкротства и взрывов безработицы. На таких предприятиях хозрасчет практически не действовал.

Отсутствие рыночных отношений в стране, в том числе оптовой торговли и посреднических организаций, привело к тому, что предприятия столкнулись с большими трудностями. В частности, они не имели возможность выбирать себе поставщиков, их коммерческую деятельность контролировали министерства. Большинство предприятий слабо использовали рыночные механизмы, так как у них отсутствовал опыт эффективного предпринимательства. Предприятия просили увеличить госзаказ, поскольку он обеспечивал гарантированное государственное снабжение и реализацию.

Министерства, устанавливая размеры премий руководителям предприятий, их заместителям, главным бухгалтерам, оценивали их работу независимо от ее итогов. Это противоречило Закону о государственном предприятии, согласно которому оценивать работу руководства должен был коллектив.

На хорошо работающих предприятиях прибыль направлялась не в развитие производства и его техническое совершенствование, а в фонд заработной платы рабочих с целью экономического стимулирования. Предприятия вместо заботы о повышении эффективности производства сокращали выпуск дешевых товаров, повышали цены и зарплату. Таким образом, предназначенные для технической реконструкции средства, стали «проедаться».

Хозрасчет и самофинансирование могли быть эффективными, если предприятия заработают прибыль. В действительности директора многих предприятий выбрали легкий путь. Они стали закладывать прибыль в цену, в результате чего цены на продукцию значительно поднялись.

Кооперативное движение в стране тоже столкнулось с множеством проблем. Некоторые успешные кооперативы устанавливали цены на продукцию и услуги ниже, чем у государства. Такие кооперативы выполняли социальную функцию, например, брали шефство над детскими домами, ветеранами и т. д. Но основная часть кооперативов стремилась получить быструю и большую прибыль. Для этого кооперативы скупали и перепродавали в 2–3 раза дороже дешевые государственные товары, оказывали дорогие услуги. В условиях растущего дефицита товаров открывались кооперативные кафе, парикмахерские и тому подобные заведения, цены в которых были значительно выше, чем в государственных. Это вызывало недовольство в обществе, социальную напряженность.



Создатели кооперативов испытывали ряд проблем, которые не позволили обеспечить рынок товарами народного потребления в условиях их дефицита. Во-первых, кооперацию и государственный сектор поставили в неравные стартовые условия, что мешало честной конкуренции. Кооперативным предприятиям в несколько раз дороже обходилась закупка топлива, автомобилей и т. д. Поэтому кооператоры вынуждены были поднимать цены на свою продукцию. Во-вторых, кооператоры столкнулись с произволом чиновников и с отсутствием эффективных форм защиты своих прав. Например, в соответствии с существовавшими инструкциями членами кооперативов могли быть только пенсионеры, инвалиды, домохозяйки, студенты, учащиеся. Гражданам, занятым в государственном секторе, разрешалось работать в кооперативных предприятиях только в свободное от основной работы время. Такие правила привели к обманам и обходам законов. В-третьих, местные власти имели свои представления о законе о кооперации и пытались навязать их кооператорам. Чиновники на местах неохотно занимались организацией кооперативов и индивидуально-трудовой деятельностью, были плохо подготовлены юридически.

Внедрение арендных отношений также сопровождалось множеством проблем. Арендатор оказался в сложном финансовом положении, так как у него отсутствовала сельскохозяйственная техника. Власти в любой момент могли расторгнуть арендный договор. Государство проводило политику повышения налогов на кооперативы. Арендные отношения вводились при отсутствии частной собственности на землю. Поэтому фермерские хозяйства становились подконтрольными государству.

Закон «О государственном предприятии/объединении», вступивший в силу 1 января 1991 г., расширил права производителей, предоставляя возможность приватизировать арендные предприятия, однако это не привело к положительным изменениям. В конце 1980-х гг. страна перешла к нормированному распределению продуктов, заработная плата на многих предприятиях стала выдаваться производимой на них продукцией.

Экономическая политика М.С. Горбачева привела к обострению финансового положения страны. Отрицательно сказались на бюджете государства такие явления, как снижение мировых цен на экспорт нефти и газа, сокращение доходов от продажи спиртных напитков в период антиалкогольной кампании, непредвиденные расходы на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 г. и землетрясения в Армении. В результате правительство стало искать внешние займы и кредиты для закупки импортного оборудования, что вело к зависимости от внешних долгов. Кроме того, государство увеличило выпуск денежной массы, в результате чего усилилась инфляция. Для решения платежных проблем правительство стало продавать золотые запасы государства, которые к 1991 г. сократились в 10 раз.

1. Каковы цели экономической реформы 1987 г.?

2. Какие законы были приняты в рамках экономической реформы, в чем их суть?

3. Каковы результаты реформы 1987 г.? Согласны ли вы с положением о том, что экономическая перестройка носила противоречивый характер, предполагала только частичные перемены? Ответ аргументируйте.

Экономические реформы 1987-1988 гг.

Возобновление реформаторских попыток произошло после очередной смены руководства. В марте 1985 г. умер К.И. Черненко, и Генеральным секретарём ЦК КПСС стал выдвиженец Ю.В.Андропова М.С. Горбачёв, самый молодой член Политбюро, курировавший до сих пор сельское хозяйство. В апреле на пленуме ЦК впервые было открыто заявлено об имеющихся в СССР экономических и социальных проблемах. В основе выступления Горбачёва лежали материалы так называемого "Новосибирского доклада", подготовленного ещё в 1983 г. группой учёных Сибирского отделения Академии наук под руководством экономиста Т. Заславской. В нём были проанализированы долгосрочные тенденции внутреннего развития:

    Неблагоприятная демографическая ситуация,

    Кризис организации труда,

    Истощение традиционной сырьевой базы и рост себестоимости сырья,

    Физический износ и моральное старение оборудования,

    Рост удельного веса военных расходов в государственном бюджете.

Преобразования начались с экономики и выразились как в расширении самостоятельности государственных предприятий, так и в расширении сферы деятельности частного сектора экономики (первоначально в форме кооперативных предприятий). Последнее направление легализовало деятельность большинства предприятий теневой экономики. В 1987 г. был принят "Закон о государственном предприятии", перераспределивший полномочия между министерством и предприятием в пользу последнего. Но для предприятий сохранялся обязательный государственный заказ и регулирование поставок сырья и комплектующих материалов, что сковывало их инициативу.

В 1989-1990 гг. правительством во главе с Н.И. Рыжковым и группой экономистов во главе с С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским параллельно были разработаны программы дальнейших экономических реформ. В сентябре 1990 г. Верховный Совет СССР поддержал более радикальную программу группы Шаталина - Явлинского ("500 дней"). В течение обозначенного срока предусматривалось проведение демонополизации, децентрализации и разгосударствления собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и т.п. Однако развернувшееся в стране массовое забастовочное движение, противостояние центральной и местных властей не позволяли реализовать задуманное. В декабре 1990 г. правительство Рыжкова ушло в отставку. Совет министров был преобразован в Кабинет, подотчётный Президенту СССР, его возглавил В.С. Павлов. С целью нормализации финансовой системы новое правительство провело в январе 1991 г. денежную реформу, следствием которой была окончательная потеря доверия людей к центральной власти. Этому также способствовала инфляция и повсеместные перебои с товарами первой необходимости. Кризисный процесс в экономике становился нерегулируемым.

С 1987 г. по инициативе Горбачева начинается разработка научной концепции экономической реформы в СССР. К этой работе были привлечены известные советские экономисты Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, А. Г. Гранберг, П. Г. Бунич, Т. И. Заславская и др.

Проект реформы предусматривал:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

Постепенное возрождение частного сектора экономики, прежде всего путем развития кооперативного движения;

Отказ от монополии внешней торговли;

Глубокую интеграцию в мировой рынок;

Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

Ключевым в стратегии реформ М.С. Горбачева являлось ускорение темпов экономического роста, научно-технического прогресса, увеличение производства средств производства, развитие социальной сферы. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль над качеством продукции (закон о госприемке).

Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

Однако, несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. В 1988 году были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 года более 7 млн человек были заняты в кооперативном секторе и еще один миллион - индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация «теневой экономики».

В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть производимой продукции по-прежнему включалась в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи.

По Закону о трудовых коллективах вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 года было заявлено о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 года на арендных условиях (на основе закона 1989 года об аренде и арендных отношениях) обрабатывалось лишь 2 % земель и содержалось 3 % поголовья скота. В целом в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания поддерживались на низком уровне при низких темпах роста сельскохозяйственного производства, чему способствовали дотации и производителя (до 80 %), и потребителя (1/3 российского бюджета) продовольствия. Дефицитный бюджет с такой нагрузкой справляться не мог. Не были приняты законы о передаче земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков.

Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы (всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т. д.) народное хозяйство страны лишилось и административно-командных рычагов принуждения со стороны партии. При этом рыночных механизмов создано не было.

После некоторых первых успехов, начался экономический спад. С 1988 года происходило общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров, даже в Москве было введено их нормированное распределение. С 1990 года началось общее сокращение производства в промышленности.

Летом 1990 года взамен ускорения был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 год, т. е. к концу 12-й пятилетки (1985-1990). Однако в противовес планам официального руководства на поэтапное (в течение нескольких лет) введение рынка был разработан план (известный как программа «500 дней»), нацеленный на «быстрый прорыв» в рыночных отношениях, поддержанный оппозиционно настроенным к Горбачеву Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным.

Авторами проекта выступила группа ученых-экономистов - академик С.С. Шаталин, Г.А. Явлинский, Б.Г. Федоров и др. В течение первой половины срока намечалось: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонопольного законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие, в основном, государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики.

Данный проект создавал реальную основу для экономического союза республик, но содержал значительные элементы утопизма и мог привести к непредсказуемым социальным последствиям. Под давлением консерваторов Горбачев отказался от поддержки этой программы.

В руководстве партии и государства нарастал конфликт между сторонниками либеральной и консервативной политическими программами осуществления реформ. Сам лидер партии М. С. Горбачев подвергался критике как слева, так и справа, и его решения не отличались последовательностью. С одной стороны, он декларировал переход к рыночным отношениям, а с другой - провозглашал верность социалистическим ценностям, что изначально было несовместимо. Реальные процессы, происходившие в экономике и связанные с возникновением новых видов предприятий (кооперативов, совместных предприятий, акционерных обществ и др.), повлияли и на государственный сектор. Госпредприятия стали преобразовываться в арендные и акционерные, хотя зачастую контроль над ними сохранялся в руках прежнего руководства.

Новое политическое мышление.

Распад СССР и образование СНГ.

Изменение политической системы СССР.

Экономические преобразования перестройки.

Президент СССР (март 1990 г. – декабрь 1991 г.).

Время правления М. С. Горбачёва называют перестройкой.

Необходимость перестройки:

Пребывание СССР на грани экономического, социального, политического кризиса;

Снижение уровня общественной дисциплины;

Низкий уровень жизни большинства населения;

Отставание от Запада.

Основные мероприятия перестройки:

Курс на ускорение социально-экономического развития;

Новое политическое мышление;

Политика гласности;

Демократизация.

Цели Горбачева по перестройке

1. нужны реформы, но в рамках социалистического строя, чтобы не допустить отставания от Запада (1985 – 1987 гг.)

2. сознательное разрушение социалистического строя, переход к рыночным отношениям (с 1987 г.ознательное разрушение социалистического строя, переход к рыночным отношениям () от Запада и начинает коренную перестройку.

Меры, предпринятые в экономике:

1 этап экономических преобразований (1985- 1987 гг.) - при сохранении командно-административной экономики:

Курс на ускорение социально-экономического развития на основе форсированного развития машиностроения, укрепление порядка и дисциплины на производстве, активное использование достижений науки и техники.

Ускоренное развитие машиностроения должно было стать основой быстрого перевооружения всего народного хозяйства. Концепция ускорения оказалась несостоятельной, т. к. ослабила производство товаров народного потребления, усилила инфляцию. Начинать преобразования следовало не с реформы тяжёлой промышленности, а с сельского хозяйства, лёгкой и пищевой промышленности. Это дало бы быструю отдачу для людей, укрепило бы социальную базу перестройки.

- 1986 г. – введение государственной приемки на все виды производимой продукции, так как много брака – этот товар не разрешали выпускать на реализацию (эта мера только обострила дефицит).

- 1985 г. – антиалкогольная кампания (уменьшились доходы государства, вырублены виноградники, самогоноварение). Через 2,5 года свернута кампания.

Антиалкогольная компания - государство не получило прибыли от продажи алкоголя – главной статьи пополнения бюджета.

Землетрясение в Армении (1988 г.).

Эти катаклизмы стоили бюджету огромных средств, так необходимых для перестройки экономики.



Кроме того, в 1985 г. упали цены на нефть, на 2/3 уменьшились доходы.

Таким образом, кризисные явления в экономике сохраняются:

Снижение темпов прироста;

Уменьшение объёмов производства;

Инфляция;

Дефицит товаров.

2 этап экономических реформ – 1987 – 1989 гг.

В начале 1987 г. была признана неудача реформ предшествующих лет. Вся ответственность была возложена на командно-административную систему. Была поставлена задача разрушить её. Идея ускорения выходит из обихода. Главной идеей объявляется демократия. Стали исходить из того, что без демократизации общества радикальные экономические преобразования невозможны. Во главу реформ в ущерб экономике была поставлена политика. Реформа политической системы, плюрализм, многопартийность, демократия – главные двигатели перестройки.

Экономическую реформу разрабатывали на этом этапе Абалкин, Рыжков, Кацура. Предусматривалось расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования, постепенное возрождение частного сектора.

Июнь 1987 г. – закон «О государственном предприятии» - после выполнения госзаказа предприятия могли оставлять прибыль у себя и свободно ею распоряжаться.

1988 г. – закон «О кооперации в СССР» - начало формирования частного сектора в сфере торговли и услуг, могли сами вести внешнюю торговлю.

1989 г. – помимо колхозов и совхозов разрешено заниматься фермерским хозяйством.

То есть, эта реформы были попыткой допущения демократических рыночных элементов в плановую экономику.

Но по мере развития демократического политического режима такое «допущение» представлялось недостаточным.

3 этап реформ (1990 – 1991 гг.) – переход СССР к регулируемой рыночной экономике

Лето 1990 г. – создана программа «500 дней» Явлинского и Шаталина (за 500 дней провести приватизацию, ввести свободные цены) – не была реализована.

Но в ноябре 1991 г. – «шоковая терапия» Гайдар, Чубайс, Шохин (радикальный курс перехода к рынку одномоментно): либерализация цен, торговли и приватизация. Итог: за год цены выросли в 100 – 150 раз при росте зарплаты в 10-15 раз.

Этапы «шоковой терапии»:

1 этап (1992 – первая половина 1994 гг.) – ваучерная приватизация, осуществлявшаяся за приватизационные чеки на сумму 10 тыс. рублей, которые получал каждый гражданин РФ.

2 этап (1994 – 1997 гг.) – денежная приватизация (купить госсобственность могли не все из-за отсутствия денег).

Итоги перестройки в сфере экономики:

1. Страна оказалась на грани экономической катастрофы

2. Наблюдалась фактическая потеря управления отраслями экономики.

3. Резко упал уровень жизни населения

4. увеличился дефицит, вводится карточная система (талоны).

5. К 1996 г. более половины госпредприятий перешли в частную собственность узкого круга лиц (бывшие номенклатурные работники и теневые криминальные структуры).

«Стратегия ускорения», экономическая реформа 1987 года, второй этап экономической реформы, программа «500 дней».

«Стратегия ускорения».

В апреле 1985 г. новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора». В сентябре 1985 г. М. С. Горбачев призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации многосменного режима их работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования.

В мае 1985 г. началась антиалкогольная кампания, которая должна была не только обеспечить всеобщую трезвость, но и повысить производительность труда. Для контроля за качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция - госприемка, потребовавшая роста управленческого аппарата и материальных затрат. Качество от этого, однако, радикально не улучшилось.

Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением числа аварий. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионов.

Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно. Руководство страны приступило к разработке программы экономической реформы.

Экономическая реформа 1987 г.

К разработке реформы Горбачев привлек известных экономистов, давно выступавших за проведение преобразований в экономике, - JI. Абалкина, А. Аганбегяна, Т. Заславскую, П. Бунича и др. В короткий срок ими был предложен проект реформы, предусматривавший следующие изменения: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения); отказ от монополии внешней торговли; более глубокую интеграцию в мировой рынок; сокращение числа министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения; признание различных форм хозяйствования на селе, в том числе фермерства.

Этот проект с некоторыми коррективами был одобрен летом 1987 г. Тогда же был принят ключевой документ реформы - Закон о государственном предприятии. Несмотря на то что реальных сдвигов в госсекторе не произошло, одним из итогов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике, хотя этот процесс шел с большими трудностями. Стало возможным вести частное предпринимательство более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. уже более 7 млн человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн - индивидуальной трудовой деятельностью. Оборотной стороной стала фактическая легализация «теневой экономики». Не последнее место в ней занимали и представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным оценкам, частный сектор «отмывал» до 90 млрд рублей в год.

Второй этап экономической реформы .

Терпя неудачи в реформировании госсектора, Горбачев все более ориентировался на переход к рынку. Правда, предлагавшиеся им меры не отличались последовательностью. Так, принятые в 1990 г. законы предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства из этих мер откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20 % предприятий на аренду растягивался до 1995 г. Горбачев опасался не только «консерваторов», способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва. Поэтому он воздерживался от реформ кредитной и ценовой политики, системы снабжения. Тем не менее проводившиеся реформы вели к углублению экономического кризиса.

Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе. Речь шла о заключении крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полном распоряжении полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади участка и поголовья скота передавались колхозам. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2 % возделываемых земель. Ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, не дала положительных результатов. Более того, непоследовательность действий власти вызвала дезорганизацию производства, нарушила систему перераспределения и на практике обернулась экономической катастрофой. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. - в промышленности.

Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (впервые с 1947 г.). Резко усилились тенденции к росту цен (и н ф л я ц и и) .

Уровень жизни падал, и простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали вскоре повседневным явлением.

Программа «500 дней».

После выборов народных депутатов РСФСР (1990) новое российское руководство (председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, стало предпринимать собственные шаги по экономическому реформированию.

Летом 1990 г. Г. Явлинский, академик С. Шаталин и другие экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала провести приватизацию (передачу в частную собственность) государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть Центра. Но под давлением консерваторов Горбачев отказался от поддержки этой программы. Согласительная комиссия ее, по существу, отвергла.

Из программы «500 дней». Лето 1990 г.

Главная цель реформы - экономическая свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы, способной обеспечить динамичное развитие народного хозяйства и достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставание от других стран. Трудный, но необходимый для судеб страны перелом, который требуется осуществить, состоит в том, что на смену государственной опеке, иждивенчеству и уравниловке, апатии и бесхозяйственности, порожденным административно-командной системой, должны прийти свобода хозяйственной деятельности и ответственность каждого гражданина за свое благосостояние, напряженный и хорошо организованный труд, вознаграждение в соответствии с его результатами.

Руководство России заявило, что осуществит программу в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада. Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997 г. Однако этот план даже не был обсужден из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991 г. Президентом России был избран Б.Н. Ельцин. Его избрание рассматривалось как поддержка курса на ускорение экономических реформ почти 60 % участников выборов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ: ОТ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ - К РЫНОЧНОЙ

Экономическое развитие в 1985-1986 годах. Перестройка экономики была на первых порах лишь развитием начатого при Андропове политического курса. Продолжался "широкомасштабный экономический эксперимент" в легкой промышленности и на железнодорожном транспорте, предполагавший внедрение элементов хозрасчета.

С учетом растущего отставания СССР в научно-технической сфере было объявлено об ускорении научно-технического прогресса. Однако дополнительных капиталовложений в эту сферу так и не последовало.

Привыкший к лозунгам и словесам прежних партийных лидеров, Горбачев тоже призывал активнее использовать "скрытые резервы", крепить трудовую дисциплину, развивать социалистическое соревнование. Низким оставалось качество выпускавшейся советской промышленностью продукции. За 1981-1984 гг. только из-за снижения цен на не отвечавшие стандартам оборудование и товары страна потеряла 12 млрд. руб. (по официальному курсу - 20 млрд. долларов). Для обеспечения более высокого качества была введена система госприемки выпускаемой продукции. Однако это в первую очередь привело к значительному росту управленческого аппарата на производстве.

Все эти традиционные шаги не дали серьезных экономических результатов. Относительное улучшение экономических показателей 1985 г. можно объяснить лишь самим энтузиазмом народа, у которого появилась новая перспектива. Необходима была и смена кадров управления экономикой, и разработка новой стратегии экономического развития. Эта работа началась после назначения осенью 1985 г. Председателем Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова. К работе над проектом реформы были привлечены известные экономисты - Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, Т. И. Заславская и др. К лету 1987 г. работа была завершена.

Экономическая реформа 1987 года. Разработчики преобразований исходили из идеи сохранения плановой экономики. Тем не менее они предполагали внесение серьезных изменений в существовавшую экономическую модель. В общих чертах предусматривалось: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (на начальном этапе - через деятельность кооперативов в сфере услуг и производства товаров народного потребления); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств); закрытие убыточных предприятий; создание коммерческих банков.

Ключевым документом реформы стал принятый тогда же "Закон о государственном предприятии", предусматривавший значительное расширение прав предприятий. Им, в частности, разрешалось вести самостоятельную экономическую деятельность после выполнения обязательного государственного заказа. Однако, воспользовавшись этой оговоркой, министерства устанавливали госзаказ практически на весь объем производства.

Централизованной оставалась и система снабжения предприятий материальными ресурсами. Государственный контроль сохранялся и над системой ценообразования. Все эти условия не давали предприятиям реальной возможности вести самостоятельную экономическую деятельность.

Тем не менее одним из немногих реальных результатов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике. Но шел этот процесс с огромным трудом, так как для него был необходим первоначальный капитал. Ограничена была и разрешенная сфера деятельности частных предпринимателей: она разрешалась лишь в 30 видах производства и сферы услуг, где государство не могло само удовлетворить потребностей населения. Все это вело к тому, что началась легализация "теневой экономики", в которой заметное место занимали и представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным подсчетам, ежегодно частный сектор "отмывал" до 90 млрд. рублей.

Социальные аспекты реформы. С самого начала "перестройки" лидеры страны объявили о социальной ориентации реформ. Предполагалось в течение пяти лет в 3 раза сократить применение ручного труда. С учетом роста цен планировалось увеличить почти на 30% зарплату работникам производственной сферы. За счет снятия ограничений с развития подсобного хозяйства предполагалось уравнять доходы горожан и крестьян. Через общественные фонды потребления доходы на душу населения должны были увеличиться еще на 600 руб. в месяц.

Особое внимание намечалось уделить развитию образования и здравоохранения, расширению культурно-просветительных учреждений, в первую очередь на селе (за пять лет предполагалось построить в сельской местности более 500 районных дворцов культуры и 5,5 тыс. клубов).

Однако нарастание экономических трудностей сделало невозможной реализацию этих планов. Единственное, чего удалось достичь - опережающего возможности производства роста заработной платы. Ее размер увеличился со 190 руб. в 1985 г. до 530 руб. в 1991 г. В то же время сокращались объемы производства важнейших товаров. В результате неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги в 1990 г. составил 165 млрд. руб. (275 млрд. долларов по официальному курсу). Их дефицит привел к введению "визитных карточек покупателя", купить без которых что-либо было практически невозможно.

Разработка планов перехода к рынку. Со временем стало ясно, что без перехода к рыночной экономике не обойтись. Горбачев согласился на поэтапный переход к рынку. На первом этапе предполагалось перевести часть предприятий на аренду, обеспечить демонополизацию экономики, начать разгосударствление собственности (если в 1970 г. удельный вес государственной собственности составлял 80%, то в 1988 г. - уже 88%). Это были правильные ориентиры, тем более что преобразования можно было проводить под контролем государства. Однако реализация большинства этих мер была отложена до 1991-1995 годов.

В сельском хозяйстве ситуация складывалась еще более неблагоприятно. Даже первый опыт передачи в аренду земли и создания фермерских хозяйств показывал, что можно в короткий срок добиться высоких результатов. Архангельский фермер Н. Сивков с двумя помощниками сдавал молока и мяса больше, чем целый совхоз, в котором он раньше работал. Не решившись на передачу крестьянам земли в частную собственность, Горбачев разрешил 50-летнюю аренду земли у колхозов и совхозов (которым она была еще в 30-е гг. передана в вечное пользование). Но те не спешили поддерживать возможных конкурентов. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Не получили хозяйственной самостоятельности и сами колхозы и совхозы, по-прежнему опутанные мелочной опекой местных властей.

Ни одно из предложенных властями экономических нововведений так и не заработало.

На рубеже 1980-1990-х гг. началось резкое сокращение производства мяса, сыров, сахарного песка и других продуктов питания. Продовольственный дефицит принял катастрофические масштабы - чтобы купить, например, курицу или десяток яиц, нужно было отстоять в очереди три-четыре часа. Стремительное падение уровня жизни населения с лета 1989 г. при­вело к росту забастовочного движения по всей стране. Власти стремились ослабить социальную напряженность массовыми закупками продовольствия за границей.

За шесть лет золотой запас страны сократился в десять раз и составил 240 т. Вместо привлечения инвестиций начались крупные заимствования за границей. Внешний долг СССР к лету 1991 г. значительно увеличился.

Поскольку союзное правительство затягивало решение экономических проблем, республики Союза начали разрабатывать собственные программы экономических преобразований. После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) правительство Российской Федерации поддержало разработанную группой экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским программу "500 дней". За этот короткий срок она предполагала провести приватизацию государственных предприятий, значительно ограничить экономические полномочия Центра.

После отказа Горбачева одобрить эту программу правительство РСФСР заявило, что начнет ее реализацию в одностороннем порядке. Причем это означало уже не частичное обновление прежней экономической системы, а ее полный демонтаж. Борьба вокруг содержания, темпов и методов реформы экономики вступила в решающую фазу.

Главными причинами неудач экономических реформ периода "перестройки" стали: непрерывные корректировки уже принятых решений в области экономики; промедление в осуществлении преобразований; начало демонтажа прежней вертикали управления экономикой без создания новых механизмов управления; отставание процессов экономического реформирования от быстрых перемен в политической и духовной сферах жизни; обострение проблемы национального сепаратизма и ослабление роли Центра; активизация политической борьбы вокруг путей экономического развития страны; утрата населением веры в способность Горбачева добиться реальных перемен к лучшему.

К лету 1991 г. экономические реформы Горбачева потерпели окончательный крах.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.