Что означает самозанятые. На какие виды деятельности выдается патент на самозанятость

Вопрос Ответ
Для поощрения и мотивации заявить о себе государство освободило от налогов самозанятых граждан на 2 летний срок.
Патент на работу для граждан РФ легализует их деятельность.
· взыскание до 300 000 рублей, или общественные работы на срок до 480 часов либо заключение под стражу на срок 6 месяцев;

· право ФНС доначислить налоги и страховые взносы на весь период деятельности без регистрации, а также пени в размере 10% доходов;

· штраф 500–2000 рублей.

На данный момент на таксистов, а также фрилансеров, переводчиков, фотографов положение о самозанятых не распространяется.
· репетиторство;

· приготовление пищи и уборка помещений;

· уход за больными, инвалидами и престарелыми.

Стоимость зависит от региональной власти. В среднем она составит 20 000 рублей.

Государство стремится легализовать деятельность неформальных предпринимателей уже несколько лет. Самой перспективной идеей считается патент для самозанятых граждан. Предполагается, что она будет реализована в начале-середине 2019 г. А пока что им предложено самостоятельно зарегистрироваться в ФНС, чтобы получить право на «налоговые каникулы».

В 2016 г. Росстат насчитывал до 20 млн человек, которые ведут предпринимательскую деятельность без образования юрлица или ИП. По данным Минтруда таких граждан 12–15 млн. По оценкам отдельных экспертов, их до 40 млн.

Для сравнения общее количество трудоспособного населения в этот же период составляло 76,6 млн человек. То есть государство не знает, чем занимается и какие доходы получает каждый пятый или даже четвертый россиянин в возрасте от 18 до 65 лет.

Такое явление получило соответствующее название - «теневое», или неформальное предпринимательство, самозанятость. Ущерб от него огромен. Бюджет недополучает 1,2 млрд руб. налогов и взносов ежегодно. Из этих средств в ПФР должно уходить по 500 млн руб. на выплату пенсий и пособий.

Очень важно в момент пересечения границы РФ правильно заполнить миграционную карту указав цель визита – трудоустройство.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем об актуальном статусе самозанятых граждан.

Сегодня вы узнаете:

  1. Кто подпадает под определение самозанятых граждан;
  2. В чем их отличие от ИП;
  3. Действующее законодательство по самозанятым гражданам.

Разобраться с понятием самозанятых граждан, определиться с их налоговой нагрузкой и правовым статусом правительство планировало уже давно – с 2013 года. За прошедшие три года президент шесть раз обращался к правительству с поручением решить этот вопрос. Факты таковы, что по состоянию на март 2017 года эта тема по-прежнему находится в зародыше. С какими трудностями столкнулись законодатели, и какие положения закона по самозанятым гражданам действуют уже сейчас – в нашей статье.

И вот, наконец, в июле 2017 г. были приняты поправки к ГК РФ, которые более четко определили понятие самозанятых гражданан, ведущих предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП. В настоящее время список видов деятельности крайне мал:

  • Репетиторство;
  • Уборка жилых помещений;
  • Уход за нуждающимися людьми в качестве сиделки, гувернантки, а также няни.

Но продолжается дальнейшая работа по усовершенствованию правовых нор, и уже известно, что к существующему списку будет добавлена услуга фотографа. А Борис Титов, бизнес-омбудсмен, предлагает пополнить список для самозанятых еще порядка 40 видами деятельности.

Но это пока все лишь на уровне рассуждений и обсуждений. Что известно точно, так это то, что в действующем законе четко прописано, что данная категория лиц (самозанятых) не должна иметь наемных работников и уведомить надлежащим образом налоговую о своем намерении оказывать услуги физическим лицам, которые связаны с их личными и домашними нуждами.

Из выше приведенного списка видно, что оказание услуг по сдаче в аренду помещений, торговля продукцией из личного подсобного хозяйства или иные оказываемые услуги для физических лиц пока не подпадают в категорию самозанятых граждан.

В дальнейшем предполагается более четко закрепить статус самозанятого физического лица, который он будет получать на постоянной основе, подтверждая его через некоторое время. Возможно то, что в РФ появится третий статус предпринимателей. Оказывать услуги самозанятые граждане будут на основе патента, выданного налоговиками.

Законодательно для этой категории граждан предусмотрены налоговые каникулы на период 2017-2018 гг., что также создает наиболее благоприятные условия для начинающих предпринимателей.

Кого можно отнести к самозанятым гражданам

Грамотно составленные законы должны охватывать все слои населения, если какие-то категории «выпадают» – законы необходимо дорабатывать.

Давно стало ясно, что Налоговый кодекс совершенно упускает из вида значительную часть налогоплательщиков – самозанятых граждан, которых стали так называть, чтобы подчеркнуть их отличие от индивидуальных предпринимателей.

Самозанятые граждане – категория предпринимателей малого бизнеса, которые пока никак не регистрируют свой бизнес, а значит, не платят налогов и не состоят на учете в ФНС. Подобно театру одного актера, эти люди организуют свой бизнес в одиночку и работают сами на себя. Они получают плату за свою работу, к которой имеют способности.

Виды деятельности для самозанятых граждан

Под это определение потенциально подходят такие граждане:

  • Репетиторы;
  • Фотографы;
  • Швеи;
  • Сапожники;
  • Частные водители;
  • Уборщицы;
  • Горничные;
  • Ремонтники;
  • Няни;
  • Дизайнеры;
  • Переводчики;
  • Рыбаки;
  • Ярмарочные торговцы;
  • Журналисты;
  • Программисты;
  • Парикмахеры и мастера маникюра;
  • Владельцы гостиниц для животных.

Две общие черты объединяют все эти профессии.

Во-первых, они предполагают технологически простые действия, не требующие получения лицензии. Во-вторых, сам факт их работы в силу выездного характера, частой смены рабочего места или работы через интернет очень трудно отследить. По крайней мере, налоговым органам, которые не обладают достаточным функционалом.

Приведенный перечень является примерным и официально нигде не значится.

Самозанятые граждане и ИП – предполагаемые отличия

На первый взгляд кажется, что самозанятые – это то же самое, что индивидуальные предприниматели. И все же они различаются, иначе для самозанятых не стали бы придумывать отдельного определения.

Так как даже само понятие самозанятых граждан еще находится на стадии разработки, при сопоставлении этой категории с ИП будем руководствоваться его ожидаемыми характеристиками.

Показатель

Индивидуальные предприниматели

Самозанятые граждане

Регистрация

Проходят полную процедуру в ФНС, в том числе составление заявления, предоставление документов, оплату госпошлины

Должна быть упрощена по сравнению с регистрацией ИП – возможно, будет происходить автоматически при покупке патента

Стоимость регистрации

800 рублей

Анонсировалась символическая плата в 100 рублей

Система налогообложения

Применяют по своему выбору (общую), (упрощенную), (патент) или (единый налог)

Вероятно, они смогут приобретать только патент (покупка такого разрешения заменяет собой все налоги)

Налоговая отчетность

Присутствует или нет в зависимости от

В случае с патентом:

— нет налоговой отчетности

— нет контрольно-кассовых аппаратов

— нет ведения книги доходов и расходов

Наемный труд

Имеют право привлекать наемных работников

Не могут нанимать работников, работают только сами

Принципиальным отличием ИП от самозанятых граждан является невозможность привлекать рабочую силу со стороны. В том и заключается смысл этой категории налогоплательщиков – их деятельность реализуется благодаря исключительно их личным усилиям.

Выход самозанятых из тени – кому это выгодно

Очевидно, что легализация малого незарегистрированного бизнеса входит, прежде всего, в интересы государства.

Это позволяет ему:

  • Пополнить бюджет дополнительными налоговыми выплатами;
  • Лучше контролировать малый бизнес и иметь возможность поддерживать его;
  • Получить достоверную информацию о количестве предпринимателей в стране и по регионам.

Чиновники полагают, что самозанятым гражданам также выгодно «выйти из тени».

Среди преимуществ такого шага приводятся такие аргументы:

  • Гражданин получит легальный статус предпринимателя по своему виду деятельности;
  • Официальный статус открывает дорогу к получению кредитов;
  • Официальный статус позволяет давать рекламу, заключать договоры, отстаивать свои права как предпринимателя в суде;
  • Появится возможность фиксировать трудовой стаж, что важно в случае последующего трудоустройства в качестве наемного работника;
  • Уплата налогов позволяет производить пенсионные накопления;
  • Возможность попасть под действие программ поддержки малого бизнеса: «налоговых каникул», системы грантов, которые, как было заявлено, будут разрабатываться.

С другой стороны, общественность высказывала опасения, из-за которых «теневики» не будут торопиться с официальной регистрацией:

  • Нежелание «светиться» в налоговых органах, так как, однажды зарегистрировавшись, самозанятые всегда будут «под прицелом» у налоговиков;
  • Недоверие к государству, убежденность, что его главной целью является выкачивание денег из предпринимательства, а не его поддержка;
  • Неясность будущего и перспектив, непроработанность всей программы.

Чиновники осознают, что заставить самозанятых легализоваться может только мощный стимул, причем в виде пряника, а не кнута. Кнут не поможет хотя бы потому, что проблематично зафиксировать сам факт такого предпринимательства, которое зачастую не привязано ни к какому рабочему месту и по которому не ведется документация.

История решения вопроса по самозанятым гражданам на государственном уровне 2015–2017

1 декабря 2016 года Владимир Путин, обращаясь к Федеральному Собранию, потребовал окончательно решить долгоиграющий вопрос по самозанятым гражданам в 2017 году. Глава государства высказал пожелание избавиться от восприятия таких людей как незаконных предпринимателей. Чиновники в течение этого года должны так потрудиться над определением статуса этих граждан, чтобы они смогли «нормально, спокойно работать».

В таблице приведены самые значимые этапы обсуждения вопроса начиная с 2015 года.

Дата

Мероприятие

Принятые решения

Апрель 2015

Расширенная коллегия Министерства финансов

Дмитрий Медведев заявил о том, что в ближайшем будущем будут проработаны налоговые спецрежимы и введен патент для самозанятых граждан. У таких граждан появится возможность платить налоги и страховые взносы «в одно окно»

Встреча Д. Медведева с уполномоченным при Президенте по защите прав предпринимателей (омбудсменом) Борисом Титовым

По поручению Президента ранее была создана рабочая группа по самозанятым гражданам, возглавленная Титовым. Она подготовила пакет предложений с такими пунктами:

Ввести новый вид бизнеса под названием «ИП-самозанятые»;

Облегчить им административный режим в связи с запретом нанимать работников;

Максимально облегчить процедуру регистрации – довести ее почти до автоматизма;

Финансовая нагрузка не должна превышать 23 тысячи рублей ежегодно

Совещание Президента с членами правительства (перечень поручений)

Президент поручил Правительству разработать условия для самозанятых граждан для ведения бизнеса по упрощенной схеме – в виде получения патента

Заседание Госдумы

Госдума приняла поправки в Налоговый Кодекс, согласно которым трем категориям самозанятых граждан предоставляются налоговые каникулы – при их добровольной легализации

Послание Президента Федеральному Собранию (перечень поручений)

В. Путин поручил Правительству РФ в рамках поддержки предпринимательства проработать вопрос по определению правового статуса самозанятых граждан. Срок – до 15 июня 2017 года

Указания Д. Медведева Министерству юстиции

Премьер поручил Минюсту внести в законодательство поправки, содержащие информацию по статусу самозанятых граждан.

Установленный срок:

Обсуждение закона о самозанятых, в третьем чтении

Внесены поправки в ГК РФ, определяющие правой статус самозанятого населения. Он должен послужить возможной основой для осуществления физическими лицами законной предпринимательской деятельности, без регистрации в качестве ИП

Какие положения по самозанятым гражданам официально действуют в 2018 году

Как видно из таблицы, в ноябре 2016 года Госдума в итоговом чтении приняла некоторые поправки в Налоговый кодекс, и это стало важным шагом вперед.

Таким образом, после долгих разговоров и споров были предприняты конкретные шаги в решении вопроса:

  1. Самозанятыми официально признаются пока только три категории:
  • Граждане, которые присматривают за детьми, больными, а также пожилыми людьми, достигшими 80-летнего возраста;
  • Репетиторы;
  • Граждане, занимающиеся уборкой жилых помещений.
  1. Этим трем категориям предлагается явиться в ФНС и легализоваться, то есть заявить о своей деятельности. Особенностью такой регистрации является полное освобождение от уплаты налогов и страховых взносов на два года – 2017 и 2018. Иначе говоря, им предоставляются «налоговые каникулы» в обмен на выход из тени.
  2. По окончании действия «налоговых каникул» самозанятым гражданам на данный момент предлагается либо открыть ИП, то есть перейти на тот же порядок уплаты налогов, что и для ИП, либо прекратить свою деятельность.

Размышления о принятых поправках в налоговом законодательстве

Во-первых , «налоговые каникулы» являются не только мерой по привлечению к легализации бизнеса, но и своеобразной двухлетней отсрочкой решения по налоговым условиям для таких граждан. Два года пройдут быстро, а что потом? Не стоит надеяться, что бывшие «теневики» побегут регистрировать ИП. Скорее всего, снова уйдут в тень. Вопрос по патенту для самозанятых граждан или какой-либо другой упрощенной системе налогообложения остается открытым.

Во-вторых , после 2017 года ожидается, что каждый субъект РФ будет самостоятельно принимать решение по пополнению списка официально признаваемых самозанятых.

В-третьих , признание только трех категорий самозанятых из десятков возможных вызвало мощный резонанс общественности. Почему только их государство временно избавляет от налогов? Разработчики этого решения пояснили, что эти группы считаются самыми многочисленными, и с ними можно «поэкспериментировать». Очевидно, что 2017 и 2018 годы будут носить тестовый характер, и до окончательного решения вопроса еще далеко.

В России есть огромное количество людей, которые, не являясь ИП или наемным сотрудником, осуществляют частную трудовую деятельность. Из-за небольших доходов им невыгодно платить даже налоги по УСН, поэтому они и работают неофициально, то есть переходят на самозанятость.

Чтобы уменьшить количество нелегально трудящихся граждан, правительство разработало законопроект о льготных условиях налогообложения и определило самозанятость граждан. Фактически самозанятость населения – это граждане, которые работают самостоятельно без привлечения наемных сотрудников и получают доход от своего труда.

Чем же самозанятость граждан отличается от ИП?

1. Самозанятые россияне не предоставляют налоговую отчетность в соответствующие органы, они просто могут приобрести патент физлица и спокойно работать без бумажной волокиты.

2. Занятый самостоятельно россиянин изначально не имеет права нанимать сотрудников, а предприниматель имеет право заключить трудовой договор с любым совершеннолетним жителемРФ.

3. По открытому ИП можно работать в гораздо большем количестве направлений, нежели по патенту физлица. Например, самозанятыми могут быть лишь няни, специалисты по ремонту жилых помещений и репетиторы. Скоро этот список будет увеличен.

4. Для индивидуальных предпринимателей предусмотрено несколько форм налогообложения, тогда как самозанятость подразумевает только патентный режим выплат.

5. Патент обойдется россиянину гораздо дешевле всех налоговых сборов по ИП. Его стоимость составит примерно 20 тысяч рублей в год. Конечная цифра зависит от региона, в котором гражданин планирует работать.

Каждый человек сам для себя решает, что ему лучше – открыть ИП или официально оформить занятость, но радует уже сам факт возможности легальной работы без процентных налоговых сборов.

Самозанятыми можно назвать тех граждан, которые работают на себя, а не на государство. Правительство решило легализировать данную категорию населения, сделав их налогоплательщиками. Принятые поправки в ГК РФ от 14.07.2017 г. в так называемый «Закон о самозанятых гражданах России» регламентирует условия, порядок налогообложения и юридический статус граждан. Лицам, самостоятельно ведущим трудовую деятельность и объявившим о своем решении выйти из тени, предоставлена в текущем году налоговая амнистия. За это время заинтересованным лицам рекомендуется ознакомиться с основными положениями закона.

Думой принято решение о регистрации самозанятых граждан в налоговой службе с освобождением от уплаты налогов на два года: 2017-2018 г.г. Основной вопрос, который потребовал законодательного решения: как разграничить лиц, работающих по трудовому договору, индивидуальных предпринимателей и самозанятое население. Минюст установил, по каким критериям производить налогообложение и учет трудовой деятельности лиц, работающих и получающих прибыль самостоятельно.

Принятие закона позволило установить, что налоги данная категория должна будет платить по особой схеме. У гражданина не должно быть наемных работников, прибыль от деятельности предполагается систематическая и услуги оказываются по определенному направлению. Кроме обязанностей, данная категория населения приобретает реальную государственную защиту, получает возможность претендовать на льготы и участие в правительственных программах.

В настоящее время осуществлена классификация по двум типам занятости. К первому относятся небольшие предприятия с использованием наемного труда, которые неофициально выполняют работы и услуги, не имея лицензии и без регистрации. Таким самозанятым предпринимателям рекомендуется пройти стандартную процедуру и платить налоги по упрощенной схеме налогообложения.

Вторая часть самостоятельно работающих граждан представлена лицами, которые трудятся для обеспечения собственных нужд. У них нет работников, специального помещения и других атрибутов ИП. Сюда относятся репетиторы, ремонтники, грузчики и подобные представители разных профессий. Для столь многочисленной категории людей, которые периодически получают оплату своего труда от физических лиц, Роструд разрабатывает правила легализации.

Согласно официальной статистике, в сокрытом секторе экономики заняты около 15 млн человек. Это примерно четверть всего трудоспособного населения, работающего официально. Ущерб экономике страны наносится колоссальный, только ПФ РФ несет убытки на 500 млрд рублей в год. Даже если учесть снижающие факторы и погрешности расчетов, то 10% населения работает без официального оформления трудовых отношений и не производит налоговых отчислений.

Внесение поправок в ст.2 ФЗ «О занятости населения» конкретизирует правовой статус самостоятельно работающих лиц. Прежде на законодательном уровне не давалось определения данной категории граждан, не был регламентирован особый тип деятельности.

В чем отличия ИП от самозанятого

Самозанятый гражданин отличается от индивидуального предпринимателя только тем, что не желает регистрировать свою деятельность в налоговой инспекции. Задача государственных органов состоит в том, чтобы предоставить последнему такие условия, которые стимулировали бы легализацию труда.

Не имея документов ИП, нельзя нанимать работников и заключать с ними трудовой договор. Отчетность между двумя группами граждан имеет существенное отличие: самозанятые граждане приобретают патент на свою сферу деятельности на определенный срок. Это освобождает от иных видов налогообложения, облегчает процедуру отчетности. Например, можно приобрести патент на работу няней, репетитором или по предоставлению мелкого ремонта.

Список профессиональных направлений должен быть расширен за счет включения в перечень распространенных услуг. В ближайшее время можно будет приобрести патент на ремонт обуви, одежды, услуги переводчика, фотографа и многое другое.

До сегодняшнего дня окончательно не принято решение о том, как будет сформулирован принцип выдачи патента: по профессиям или предоставляемым услугам. От окончательного решения законодателя будет зависеть стоимость патента и объем предоставляемых им полномочий. Благом для граждан станет то, что они смогут официально заключать договоры на предоставление услуг, защищать свои интересы в суде и всеми доступными методами рекламировать бизнес. Облегченная процедура ведения деятельности подразумевает запрет на плановые и внеплановые проверки.

Налоговые каникулы для самозанятых

Порядок регистрации и налоговых отчислений с самозанятых физических лиц устанавливается ФЗ-№401 «О внесении изменений…». Так, если гражданин оказывает услуги физическому лицу в его домовладении или личных потребностях, то следует обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации. Заявление пишется в установленной стандартной форме, предоставляется сотрудниками инспекции.

Уведомление о том, что лицо осуществляет подобного рода деятельность, не требуется подавать иностранным гражданам, работающим по найму физических лиц, ст.227.1 НК РФ. Подать уведомление об открытии подобного рода деятельности можно различными способами:

  • лично в отделение УФНС по месту регистрации;
  • через официального представителя, имеющего нотариально заверенные полномочия;
  • по почте заказным письмом с уведомлением;
  • через официальный сайт налоговой службы, при обязательном использовании электронной подписи.

Бланк уведомления можно получить в налоговой инспекции или распечатать на официальном портале УФНС.

При постановке на учет, освобождаются на два текущих года от уплаты налогов следующие категории работников:

  • няни за детьми и патронажные сиделки за пожилыми людьми старше 80 лет, больными лицами и инвалидами;
  • репетиторы по различным учебным дисциплинам;
  • помощницы по хозяйству, уборщицы домашних помещений.

Подробное описание льготных категорий работников, освобожденных от уплаты НДФЛ, отражено в п.70 ст.217 НК РФ. На региональном уровне местные правительства обладают полномочием по расширению списка самозанятых лиц, не облагаемых налогом.

Если самостоятельно работающий гражданин встал на учет, то он освобождается от взносов во внебюджетные фонды, п.3 ст.422 НК РФ. Льготы распространяются на лиц, добровольно вставших на учет и не привлекающих в своей деятельности наемный труд.

Несмотря на широко рекламируемую налоговую амнистию, за первые 5 месяцев с начала работы программы только 40 человек обратились в УФНС для получения статуса. Сложности связаны с возникшей неопределенностью после двух лет предложенной амнистии. Поскольку лицо уже зарегистрировано и имеет правовой статус, то его всегда смогут привлечь к налогообложению за прошедший период.

Заявившим о себе лицам в 2019 году придется закрыть свою деятельность или стать ИП с уплатой налогов. Чтобы грамотно и всесторонне осветить права и обязанности самозанятых лиц, законодателям потребуется внести поправки в треть профильных законов. В первую очередь необходимо создать новый статус налогоплательщика, который бы отражал сущность самозанятого и индивидуального предпринимательства.

Патентная система налогообложения для самозанятых

В результате проведенных исследований и наблюдая реакцию заинтересованных групп населения, законодатели пришли к однозначному выводу. Налогообложение следует оформить в качестве единовременного платежа, дающего право на труд, другими словами - государственного патента. Расчет стоимости является сложной и комплексной задачей, в решение которой принимают участие многие федеральные ведомства и региональные структуры.

Сенаторы разработали условия, по которым самостоятельно работающим гражданам не требуется регистрация в качестве ИП. Достаточно уплатить единовременный налог и можно легально заниматься своей деятельностью. Фиксированный платеж зависит от вида деятельности, аванс осуществляется в начале налогового периода. Согласно внесенным дополнениям к гл. 26.5 НК РФ, установлен порядок расчета стоимости патента и правила страховых отчислений самозанятых лиц.

Определение налоговой базы, ценовая политика и иные особенности патентной системы отнесены к полномочиям региональных властей. Другими словами, стоимость патента на одну сферу деятельности будет зависеть от региона проживания налогоплательщика. По предварительным подсчетам, средняя стоимость патента составит около 20 тыс. рублей в год, что считается приемлемой суммой для работающих лиц.

Гражданам придется авансом погашать взносы на пенсионное (3%) и медицинское (2%) страхование. Общая сумма в размере 5% от МРОТ на дату расчета является пониженной ставкой для лиц, занимающихся самостоятельной трудовой деятельностью.

За оставшееся время налоговых каникул законодателям требуется решить важные вопросы:

  • установить стоимость патентов в максимальном и минимальном размере для всей РФ. Местные правительства смогут корректировать цены с учетом региональных особенностей;
  • обосновать и включить страховые взносы в общую стоимость патента;
  • зарегистрированные самозанятые граждане с доходом ниже прожиточного минимума могли бы не оплачивать патент;
  • классифицировать граждан в зависимости от наличия основной официальной деятельности. Например, репетитором является преподаватель учебного заведения;
  • создать и утвердить перечень услуг и работ, которыми граждане занимаются самостоятельно;
  • отобразить в КоАП административную ответственность за некачественные услуги и работы;
  • предусмотреть льготы и привилегии для легализированных самозанятых граждан.

Поскольку вопрос о налогах и патентах потребуется разрешить на правительственном уровне к 1.01.2019, то в настоящее время нет окончательных ставок налогообложения и сведений о порядке исчисления налогов. За два года должна быть окончательно разработана стратегия на государственном уровне, чтобы граждане поняли смысл программы и легализовали свою трудовую деятельность.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-293155-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-293155-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

По поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова Минюст разработал поправки в закон о занятости при участии Минэкономразвития, Минтруда и Минфина. Уведомление о разработке поправок озвучено для общественного обсуждения, хотя сам текст еще не опубликован, сообщает «Российская газета». Предполагается что закон закрепит критерии понятия "самозанятые граждане", разграничивающие его от индивидуальных предпринимателей и лиц, осуществляющих деятельность на основании трудового договора и гражданско-правовых договоров.

Документ предлагает внести изменения в ст. 2 закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Законопроект устанавливает следующие критерии самозанятых граждан: «Физическое лицо, самостоятельно осуществляющее на свой риск основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, направленную на систематическое получение прибыли; не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя; не имеющее наемных работников». Критерии определения понятия "самозанятые граждане" должны быть определены в целях обеспечения защиты их прав, установления упрощенного порядка их деятельности, предоставления льгот, отмечают разработчики.

Самозанятыми являются экономически активные граждане, осуществляющих на свой риск предпринимательскую деятельность без регистрации какого бы то ни было статуса и привлечения наемных работников (например, репетиторы, няни). Они не платят налогов и страховых взносов и никак не отслеживаются государством в качестве участников трудового сектора.

Как напоминает генеральный директор CAF Group Наталья Ионова, ранее инициатива о легализации «самозанятого» населения и включения этой группы в систему налогов и сборов России не принесла должного эффекта. Всего лишь 40 обратившихся человек за несколько месяцев - это результат, который дало отсутствие профильного закона.

И сейчас правительство начало работу в правильном порядке: с подготовки проекта законодательных изменений, который в итоге ляжет в основу анонсированной реформы.

В анонсе законопроекта Минюст предлагает и критерии, которые будут положены в основу разграничения указанных групп граждан и выделения новой группы «самозанятых». Так, чтобы попасть в категорию «самозанятых» гражданин должен обладать следующими правовыми признаками: на свой риск самостоятельно осуществлять основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для других физических лиц; указанная деятельность должна быть ориентирована на систематическое извлечение прибыли; гражданин при этом не должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Также гражданин не должен иметь наемных работников.

В целом, констатирует Наталья Ионова, закон «О занятости населения в Российской Федерации», несмотря на дату его принятия, остается актуальным, в нем нет откровенно устаревших понятий. Внесение изменений в ст. 2 указанного закона, где будет проведена конкретизация правового статуса «самозанятого» населения, позволит защитить права этой группы граждан и выделить их в отдельную категорию, а также распространить на них права и гарантии, которые регламентируются отечественным законодательством.

При разработке указанного законопроекта необходимо руководствоваться духом закона о занятости населения: ни одна из выделенных групп граждан не должна быть дискриминируема или, наоборот, иметь какие-либо преимущества перед другой.

И все же до тех пор пока законопроект не опубликован, сказать наверняка, что нового он в себе несет сложно, отмечает управляющий партнёр юридической компании ЮрПартнерЪ» Антон Толмачев, можно лишь сделать предположения на основании того, какие интересы преследует государство. Во-первых, объясняет он, главной законодательной новеллой стоит считать все же тот факт, что сам термин «самозанятые», который сейчас крайне активно используется при ведении общественных дискуссий на разных уровнях, наконец-то получит законодательное закрепление критериев, по которым к этой категории можно будет отнести конкретных участников экономической деятельности.

На сегодняшний день этот термин практически не формализован, то есть, с точки зрения закона, самозанятых граждан в нашей стране минимум (няни, сиделки, репетиторы, уборщики), а есть еще более 20 млн человек, получающих доход от своей деятельности без трудового договора, образования юрлица или даже регистрации ИП. Нельзя сказать, продолжает юрист, что эта категория занятого населения появилась в России внезапно. Это не так - это достаточно широкий пласт, который существовал и в СССР и даже в Российской империи, со временем менялся лишь состав этой группы: на смену сапожникам приходили программисты, а коробейников сменили копирайтеры, но «проблема» существовала всегда.

Решать ее впервые решили в 2015 году, когда Дмитрий Медведев заявил о необходимости проработки механизмов налогообложения и введения патентов для самозанятых граждан. Мотивы правительства понять вполне можно: получение сверхдоходов от экспорта нефти стало невозможным, а для обеспечения поступлений в бюджет потребовались дополнительные источники. Открытым оставался лишь вопрос относительно того, каким образом заставить десятки миллионов экономически-активных граждан платить государству долю своего дохода.

Предложения были самые разные, от нашумевшего «налога на тунеядство» и до лишения самозанятых полисов ОМС. Возможно, поняв, что такие меры приведут к снижению электоральной поддержки в 2018 году, законодатель, очевидно, решил отложить кнут и попробовать предложить самозанятым пряник в виде налоговых каникул, налоговых же послаблений и упрощенной регистрации и получения патентов. Впрочем, рассчитывать на то, что самозанятые граждане обрадуются таким послаблениям и побегут регистрироваться, не стоит.

По сути, для этой категории граждан ничего хорошего закон не несет, он отвечает лишь интересам государства, которое таким образом планирует получить дополнительный источник пополнения бюджетов всех уровней, но никак не самих самозанятых, которым сейчас в качестве преимущества выхода из тени государство обещает разве что очистку совести. Обеспечить эффективность работы закона можно только при условии введения административной или даже уголовной отвественности за нарушение законодательства, но это очень скользкий путь, поскольку по сути приведет он лишь к еще большему ходу в тень пятой части населения страны, уже не говоря о пресловутом уровне электоральной поддержки.

Каким образом государство будет наказывать самозанятых, считающих очистку совести недостаточно весомым аргументом для выхода из тени и их нанимателей, физических и юридических лиц, готовых мириться с риском получения штрафов за наем самозанятых, не имеющих патента, пока непонятно, но, очевидно, что такие меры для обеспечения эффективности работы закона будут необходимы.

Еще одним нерешенным вопросом на сегодняшний день остается закрепление на законодательном уровне критериев, по которым гражданина можно отнести к категории самозанятых. На сегодняшний день таких критериев нет, этот пробел должен восполнить закон. Не исключено, говорит Антон Толмачев, что одним из критериев станет род деятельности, осуществляемой гражданином. Например, на сегодняшний день, в связи с внесением правок в НК, официально самозанятыми официально признаются лица, осуществляющие уход за детьми, пожилыми и больными, репетиторы и граждане, осуществляющие уборку жилых помещений, всем им государство предложило получить патент для осуществления своей деятельности.

Скорее всего, полагает юрист, данный перечень, будет существенно расширен, но каким образом сказать сложно - будет ли это формализованный список профессий, либо же критерии, по которым можно будет определить необходимость регистрации и получения патента. Но по какому бы пути ни пошел законодатель, вероятнее всего, никаких восторгов в обществе данное нововведение не вызовет, а потому, заключает Антон Толмачев, окончательное принятие закона отложат как минимум до завершения выборов 2018 года.