Изменения в страховании. Комитет Госдумы перенес рассмотрение законопроекта о натуральном ремонте

С 22 марта 2017 года закон об ОСАГО изменился и уже как год работает по-новому. Что поменялось в работе этого закона об ОСАГО и какие нововведения ждут автовладельцев в 2018 году? Давайте попробуем разобраться. Скажем сразу - закон об ОСАГО уже с самого начала 2019 года начнет работать по-новому для автолюбителей, в том числе благодаря свежему Постановлению Верховного суда РФ, которое разъяснило такие спорные вопросы, как оплата износа деталей при ремонте страховщиком и возможность получить деньги вместо ремонта. Но об этом мы поговорим ниже в этой статье.

Ремонт вместо выплаты денежных средств по ОСАГО

Замена денег ремонтом на СТО – это, пожалуй, самое ожидаемое изменение в закона об ОСАГО, которое полностью переписало заново весь порядок взаимодействия автомобилистов со страховыми компаниями. В настоящее время закон о замене денежной страховой выплаты ремонтом на СТО работает только для полисов, которые получены после 28 апреля 2017 года.

Итак, по новой страховке ОСАГО водителю-потерпевшему, попавшему в ДТП и обратившемуся в свою страховую компанию с полисом ОСАГО, после оформления документов и осмотра автомобиля теперь вручается направление на ремонт автомобиля на СТО. Причем станцию технического обслуживания выбирает далеко не сам автомобилист, так как ограничивать выбор несколькими СТО (дружественными) при оформлении водителем полиса имеет возможность именно страховая компания. Понятно, что таким образом законодатель защитил страховые компании от возможной попытки автомобилиста договориться со своим дружеским автосервисом по ремонту автомобиля с последующим денежным «откатом» части страховой выплаты. Дружеские сервисы теперь будут только у страховых компаний!

В конце 2017 года автодилеры пролоббировали поправки в закон об ОСАГО, которыми они хотели обязать автовладельцев производить ремонт по ОСАГО новых автомобилей возрастом до 2-х лет исключительно в дилерских автоцентрах. Данная поправка была принята. Однако, при одобрении обязанности ремонта по ОСАГО на СТО у дилера стоимость такого ремонта будет не всегда покрываться страховкой ОСАГО, так как цены на ремонтные работы от дилера всегда выше среднерыночных. В этом случае можно получить деньги вместо ремонта.

Есть у замены денежной выплаты по ОСАГО ремонтными работами на СТО и свои плюсы. Так, например, износ транспортного средства при принудительном ремонте по ОСАГО теперь не будет учитываться страховой компанией . Ради проталкивания принудительного ремонта страховщики согласились даже на такой шаг в пользу автомобилистов. Ремонт без учета износа по ОСАГО будет, конечно же, положительно воспринят автомобилистами. Но в 2019 году всё еще не так легко отремонтировать автомобиль на СТО страховщика без учета износа.

Замена денежной выплаты ОСАГО принудительным ремонтом позволит так же отсечь с этого спорного рынка автоюристов, перекупщиков долгов по ОСАГО, которых в стране с каждым годом становилось все больше и больше. Автоюристы и адвокаты по ДТП с 2019 года будут больше заниматься делами по страховым случаям ОСАГО в части взыскания ущерба, морального вреда и 50% штрафа в случае некачественного или не полного ремонта автомобиля.

Качество ремонтных работ наших автосервисов вызывает большие вопросы и нарекания, поэтому автомобилисты, конечно же, будут использовать Закон «О защите прав потребителей» в свою пользу и с придиркой проверять полноту и качество проведенного в рамках ОСАГО ремонта, а при наличии погрешностей в ремонте – смогут возместить свой ущерб и вполне справедливо неплохо заработать на страховом случае. В настоящее время в судах слушается не так много судебных споров между автовладельцами и автосервисами по вопросу качества проведенного ремонта истца после получения им страховой выплаты. И это вполне понятно. Сегодня подавляющее большинство граждан, получивших деньги по ОСАГО от страховой компании или посредника-автоюриста, сознательно обращается в дешевый автосервис с одной лишь целью – сделать недорогой ремонт автомобиля, при котором от полученных по ОСАГО денег осталась хоть какая-то маржа.

С заменой денежной выплаты по СОАГО ремонтом на СТО страховщика всё, конечно же, поменяется, и суды столкнуться с наплывом истцов, требующих возмещения вреда по некачественному ремонту своих автомобилей. С начала 2019 года уже заметен всплеск таких исковых заявлений от автолюбителей.

Ремонт вместо денег по ОСАГО имеет ряд исключений. В некоторых случаях, гражданин может получить денежную выплату и отказаться от ремонта автомобиля на СТО . Давайте рассмотрим эти случаи:

  • В результате аварии произошло полное уничтожение автомобиля и чинить уже нечего (тотальная гибель);
  • Если стоимость ремонтных работ и запчастей получается выше суммы предполагаемой страховой выплаты (например, стандартные 400 тысяч рублей или разница в износе деталей) и автовладелец не желает доплачивать недостающую для производства ремонта денежную сумму;
  • Если страховая компания не сможет по каким-то причинам организовать ремонт автомобиля в СТО, которую изначально выбрал гражданин при заключении договора страхования из предложенных страховой компанией станций технического обслуживания;
  • Страховая компания не может, не успевает организовать ремонтные работы в соответствии с требованиями правил Банка России (к примеру, не успевает организовать ремонт машины в течение 30 дней после обращения клиента в страховую компанию);
  • Автовладелец не хочет делать ремонт на СТО, а хочет получить деньги, и специальная комиссия РСА, рассмотрев заявку этого гражданина, пошла ему навстречу, например, из-за его тяжелого материального положения;
  • Страховая компания и автовладелец письменно пришли к соглашению о выплате денег вместо ремонта по ОСАГО и гражданин согласен с предложенной (конечно же - существенно заниженной) денежной суммой, которой, по его мнению, хватит для самостоятельного ремонта машины.
Положительным моментом новых изменений на рынке ОСАГО в виде замены выплаты денег ремонтом автомобилей может стать постепенное принудительное улучшение качество работы автосервисов, с целью исключения последующего ремонту спора с автовладельцем относительно качества проделанной работы. Однако, как это скажется на цене такого ремонта, в том числе как отразится на стоимости ремонта отсутствие конкуренции принудительных ремонтных работ по ОСАГО – покажет время. Возможно, изменения ОСАГО в 2019 году станут наконец полезны и для автовладельцев, а не только для страховых компаний.

Последние новости ОСАГО 2019 года

Познакомьтесь с практикой работы в 2019 году обновленного закона об ОСАГО о замене денежной выплаты принудительным ремонтом на СТО. Когда можно получить деньги вместо ремонта и надо ли платить за износ деталей при ремонте, как того может потребовать страховщик?

Электронный полис ОСАГО

Итак, еще одни изменения в ОСАГО - с 1 января 2017 года в России вступили в законную силу поправки в закон об ОСАГО, и теперь все без исключения страховые компании обязаны выдавать электронные полюсы ОСАГО и заключать договоры ОСАГО через интернет в электронном виде с любым обратившимся по сети клиентом.

Теперь, после того, как клиент по интернету подаст заявку о заключении договора страхования, страховая компания направляет на электронный адрес клиента страховой полис ОСАГО и размещает в личном кабинете клиента на сайте копию полиса ОСАГО, которую пользователь сможет скачать в любой момент. После оформления электронного полиса ОСАГО, его можно распечатать и возить с собой в автомобиле, либо, при недоверии современным технологиям, можно обратиться в страховую компанию и получить привычный бумажный бланк оформленного по интернету страхового полиса ОСАГО.

Несомненно, выдача страховыми компаниями полисов ОСАГО сможет устранить нарушение прав граждан по навязыванию недобросовестными страховыми компаниями дополнительных услуг при оформлении договоров страхования. Как известно, почти все страховые компании весь 2017 год ухищрялись и придумывали всяческие способы навязать допуслуги своим клиентам. Для того, чтобы получить полис ОСАГО без дополнительно навязанных услуг страховых компаний гргражданам в 2017 году приходилось отстаивать большие и искусственно созданные страховщиками очереди в их офисах или ждать появление якобы дефицитных бланков полисов ОСАГО. В 2019 году эти препоны со стороны страховых компаний по оформлению договоров ОСАГО уйдут в прошлое, в том числе благодаря новому рассматриваемому изменению и появлению возможности получить полис ОСАГО через интернет. Уже с начала года можно констатировать, что в 2019 году оформление полисов через интернет стало еще более популярным у автолюбителей.

Стоит заметить, что в 2017 году эксперимент по выдаче электронных страховых полисов ОСАГО проводился в нескольких регионах РФ, в том числе в Ростовской области. Нехотя и со скрипом, страховые компании наладили данную электронную услугу в экспериментальных регионах, в результате чего за полгода клиентам было выдано несколько десятков тысяч электронных страховых полисов ОСАГО. Однако, в прошлом году страховые компании не обязаны были заниматься выдачей электронных страховых полисов ОСАГО, и осваивали эту процедуру в добровольном порядке в качестве эксперимента. С 1 января 2019 года выдача электронных страховых полисов ОСАГО стала обязанностью для страховщиков, за нарушение которой им грозит приличный штраф и отзыв лицензии. Эти изменения ОСАГО 2019 года однозначно идут на пользу автомобилистам.

Адвокат - автоюрист Геннадий Ефремов

Неожиданности в будущем году подстерегают водителя не только на дороге. В Госдуме рассматривается законопроект призванный реформировать действующую систему автострахования. Какие изменения полиса ОСАГО будут в 2019году? Что предлагает Минфин и ЦБ? В чем суть реформы и каковы последствия?

Страховой полис на автомобиль (ОСАГО) – обязательный документ для владельца транспортного средства. В договоре прописывается, что при аварии, обязанность возместить ущерб ложится на плечи страховой компании. Таким образом, вы снимаете с себя гражданскую ответственность и при ДТП не несете ответственность за нанесенные материальные убытки другому транспортному средству, или причинение вреда здоровью пассажиров.

Поправки к закону ОСАГО начали действовать полтора года назад. Они предусматривают приоритет в ремонте автомобиля, а не в денежной выплате. Это привело к тому, что для страховых компаний существенно возросли расходы, т. к. требования предусматривают использование в ремонте автомобиля исключительно новых запчастей. Страховые компании несут убытки и хотят поднять тариф.

Для определения окончательной стоимости полиса учитываются коэффициенты:

  • КВС (возраст – стаж).
  • КБМ (бонус – малус) учитывает аккуратность, безаварийную езду.
  • КМ (Мощности двигателя авто).
  • КТ (Территориальный) учитывает благополучность/проблемность региона по страховой обстановке.

Т. е. начальную стоимость устанавливает ЦБ, а компании, для определения окончательной суммы автостраховки, пользуются повышающими и понижающими коэффициентами.

Последние новости, касающиеся изменения ОСАГО в 2019 году, говорят о том, что КВС и КБМ – пересмотрят, а КМ и КТ могут отменить.

Что планируют менять

Реформа правил оформления полиса ОСАГО в 2019 году предполагает страховку не транспортного средства, а непосредственно водителя. Минфин предлагает отменить коэффициенты КМ, КТ, а вместо них ввести новый – коэффициент нарушений. Его суть – для каждого водителя будет выведен индивидуальный показатель страхового рейтинга, учитывающий аккуратность езды и количество нарушений. В этом случае, опытный водитель не нарушающий правила будет платить меньше.

По данным статистики:

  • Количество ответственных водителей – 80%.
  • Нарушители – 14%.
  • Злостные нарушители – 6%.

Поэтому прослеживается явная несправедливость, т. к. расчет стоимости ОСАГО для всех участников дорожного движения практически одинаковый.

Согласно предложенному новому закону по ОСАГО на 2019 год механизм расчетов коэффициентов КВМ и КВС будет изменен. А именно:

  • Значение КБМ не будет обнуляться при переоформлении полиса.
  • Для тех, кто имеет два и более коэффициента КБМ (сейчас он рассчитывается отдельно на водителя и на владельца транспортного средства), будет выбрано одно – наименьшее из всех.
  • Показатель КВС будет иметь 50 ступеней в классификации, что позволит менять тариф в большую и меньшую стороны. Так, для новичков, цена страховки может быть увеличена на 4-4.5%, а для опытных и аккуратных водителей – снижена на 4%.

Тарифы полиса ОСАГО должны измениться, т. к. тарифный коридор должны расширить почти на 20% по обе стороны существующих ныне показателей. Это значит, что если сегодня нижний показатель базовой стоимости страховки – 3430 рублей, то в следующем году он составит – 2750 рублей. Верхний показатель сейчас находится в районе 4120 рублей. Значит максимальная стоимость– около 4944 рубля.

Лимит компенсации

Максимальная выплата по автостраховке ОСАГО в 2019 году при европротоколе может составить до 400 тыс. рублей (если ущерб нанесен имуществу). В будущем планируется увеличить лимит по выплатам до 2 млн. рублей. Т. е. владелец транспортного средства сам сможет выбрать на какую сумму застраховать автомобиль: на 400 тыс.; 1 млн.; 2 млн. рублей.

При этом, выплаты по полису ОСАГО в 2019 году могут достигать размера 500 тыс. руб. в случае причинения ущерба здоровью другого человека.

Техосмотр автомобиля

В настоящее время талон техосмотра (ТО), заменен на диагностическую карту, которая является гарантией пригодности ТС к эксплуатации. Машины проходят проверку по всем необходимым параметрам в специализированных центрах. Если все в норме, то автолюбителю выдается соответствующий документ, а результаты заносятся в единую базу данных. Диагностическая карта будет необходима для получения страховки. Если новая машина имеет категорию В, то первые три года диагностическая карта не нужна.

При прохождении техосмотра по новому закону будут добавлены следующие параметры:

  • Проверка усилителя руля и содержимого аптечки.
  • Запрет использования пленочных рисунков на осветительных приборах, тонирование.

Сроки оформления автостраховки для подержанной машины

При покупке подержанного авто бывший владелец машины составляет договор о купле-продаже, а также письменный документ в котором будет указана дата перехода ТС к новому владельцу. Это позволит новому хозяину транспортного средства использовать машину без оформления ОСАГО в течении десяти дней (т. е. как в случае с приобретением нового авто).

Минимальный срок страховки

Заключать страховой договор можно на период от трех месяцев до года. Однако, при автостраховании“по-новому” этот период может быть продлен до трех лет.

Если у транспортного средства заграничная регистрация, но ездить вы планируете по дорогам РФ – полис может быть оформлен непосредственно на время пребывания авто в стране, но не меньше, чем на 15 дней.

Какие штрафы за вождение без ОСАГО?

Обязательное наличие страхового полиса ОСАГО вошло в жизнь автомобилистов еще в 2003 году. Однако не все автолюбители готовы его приобрести. Это связано с:

  • Немалой стоимостью автостраховки.
  • Малый размер компенсационных выплат.
  • Частые случаи мошенничества при оформлении страховки.

Новые правила в 2019 году предусматривают новые размеры штрафов. Если сегодня штраф составляет 500-800 рублей, то в следующем году эта сумма будет соответствовать стоимости годовой страховки, т.е. около 7-8 тыс. рублей.

Обзор предполагаемых изменений

Какие еще будут изменения полиса ОСАГО в следующем году?

  • Бумажные варианты страховки могут отменить. По словам Алексея Моисеева (замминистра финансов) в Минфине предлагают ввести электронный вариант автостраховки.
  • Добавление QR-кода в страховку ОСАГО с 1.10.19 года.
  • Введение индивидуальных тарифных планов.
  • Страховка, приобретаемая через Интернет будет начинать действовать через трое суток.
  • Выявление малоопытных страховых агентов, с последующим их обучением и занесением в реестр.
  • Обязательное размещение на сайте страховых фирм онлайн-калькуляторов.

Для мотоциклов

Для мотоциклов и мотороллеров тарифы на страховку могут подешеветь. Это произойдет в результате расширения тарифного коридора, который составит 650-1405 рублей. Стоимость могут снизить на 10.8%.

Транзитный полис

Оформляется для транспортных средств следующих в пункт назначения. Этот вид полиса можно получить через Интернет, срок действия – в течении 20 дней. Как и при оформлении стандартного полиса гражданского страхования, базовую ставку (1625-2450 руб.) умножают на соответствующие коэффициенты.

Скидки для пенсионеров

В результате нововведений, на следующий год страховка для пенсионеров должна стать меньше (1550-1750 руб.). Однако, пока неизвестно о дополнительных скидках для людей пенсионного возраста. Предусмотрены только сохранения льгот для инвалидов в размере 50% от стоимости полиса.

Проведение всех анонсированных мероприятий будет постепенным. Однако, часть изменений в ОСАГО введут уже с 1 января 2019 года. Все нововведения призваны сделать страхование гражданской ответственности более справедливыми для всех участников транспортного движения. Благодаря реформе, аккуратные и ответственные автолюбители станут платить меньше, а злостные нарушители – больше.

ОСАГО постоянно меняется, и 2018 год стал одним из самых богатых на нововведения: от новых бланков полисов до учёта штрафов и опасного вождения водителей при стоимости страховки – что-то из всех новшеств уже вступило в законную силу и действует, а что-то вряд ли будет введено? В статье речь пойдёт об ОСАГО в 2018 году: какие изменения вступают в силу и что нового ждёт автовладельцев. Тонкости этих изменений мы и рассмотрим пошагово в формате вопросов и ответов.

Меняется ли цена на ОСАГО в 2018 году?

На сегодня действует коридор 20% для базовых ставок (но будьте уверены, практически все страховые используют максимальную цифру в этом коридоре):

Средняя стоимость полиса ОСАГО на 2018 год составляет чуть более 5 500 рублей.

Рассчитать стоимость полиса ОСАГО

Изменяются ли полисы ОСАГО?

Да. Они уже изменились с 1 января, и страховые компании продают страховку только с новыми бланками. Изменений немного, но все они достаточно значимые. Давайте рассмотрим их!

QR-код

Самое главное – новый полис ОСАГО 2018 теперь имеет QR-код размерами 2×2 см, что позволяет, во-первых, идентифицировать его как не поддельный , во-вторых, получить базовую информацию о держателе страховки.

Так, при сканировании кода (сделать это можно любым смартфоном с установленным приложением) осуществляется переход на сайт Российского союза автостраховщиков, где можно будет узнать информацию о застрахованном водителе. Фактически, это самая базовая информация о владельце ОСАГО – то, что указано на самом полисе:

Это может быть полезно только для определения, настоящий ли перед Вами полис или поддельный . Например, при оформлении ДТП по европротоколу можно будет "пробить" нелиповость полиса. Не значит ли это, что ответственность за пренебрежение такой проверкой в скором времени повесят на водителей, сложный вопрос. Но вполне вероятно.

Полис с QR-кодом можно получить только в офисе страховой – при оформлении электронной страховки Вам на почту придёт обычный бланк.

КБМ

А вот это изменение в ОСАГО 2018 года уже приятнее для водителей, ведь многие из нас уже успели столкнуться со слетевшей скидкой за безаварийную езду из-за несогласованности работы страховых компаний (а, может быть, и элементарного мошенничества с их стороны).

Теперь в новом бланке полиса 2018 года указывается класс на начало действия страховки, а также таблица с классами для каждого из водителей в случае, если полис с ограниченным кругом допущенных лиц, для прозрачности расчёта стоимости страховки. Фото такого нового полиса с таблицей:

То есть, зная формулу расчёта класса безаварийности и коэффициенты по региону и другие, Вы сможете проверить, правильно ли Вам посчитали цену страховой премии. Предлагаем ознакомиться со статьёй по наглядному расчёту КБМ .

А на случай, если страховка ОСАГО будет неограниченной, в новом полисе предусмотрено также поле, где указывается класс непосредственно собственника на начало заключения договора.

Вырастет ли штраф за страховку?

На сегодняшний день (мы ежедневно мониторим изменения законодательства РФ) штраф остался тот же:

  • 800 рублей (400 рублей со скидкой), если у Вас нет страховки или она просрочена,
  • 500 рублей (250 со скидкой 50%), если Вы не вписаны в полис или истёк период использования автомобиля.

Тем временем, пока нет никаких новостей из официальных источников о том, что такой штраф может вырасти до конца 2018 года. Если это произойдёт, статья будет обновлена, а Вы можете подписаться на изменения в статье .

Будет ли реформа ОСАГО 2018?

Маловероятно. Реформа, предлагаемая Министерством финансов РФ, включает в себя такие нововведения:

  1. вариации максимальной выплаты по ОСАГО от 400 тысяч рублей до 2 миллионов и зависимость от лимита стоимости полиса в 2018 году,
  2. отмена ряда коэффициентов (по мощности авто и региону проживания собственника машины),
  3. дополнительный повышающий коэффициент для юридических лиц.

Тем не менее, на сегодняшний день все 3 этих изменения встречают на своём пути критику и непринятие другими законодательными ведомствами.

Так, критикуется вариативность лимита максимального возмещения из-за самой сути ОСАГО – по автогражданке ведь страхуется именно ответственность водителя, и потерпевший, таким образом, будет зависеть от желания виновника застраховаться по тому или иному лимиту. Впрочем, доля логики в вариативности лимитов всё же есть, и что именно не понравилось в этом Банку России, который и выступил против изменения, остаётся загадкой.

Но будут изменения в коэффициентах. Так, дополнительный коэффициент для организаций был предложен самими страховыми компаниями, сетующими на то, что чаще всего нет информации о том, какой именно водитель будет управлять таким транспортным средством и насколько велик его стаж и возраст. Но это только предложение.

Но, как мы уже отметили выше, вырастут 2 коэффициента: территориальный и по возрасту и стажу водителей. Также страховщики предлагают ввести новый коэффициент – по пробегу машины.

Таким образом, из перечисленных новшеств по реформе ОСАГО только изменения базовой ставки и двух коэффициентов планируются в 2018 году.

Подорожает ли страховка при наличии нарушений ПДД или штрафов?

Нет. По крайней мере, не в 2018 году. Эта поправка, к слову, тоже предлагалась в рамках реформы ОСАГО, но и ей не суждено сбыться.

Причина здесь проста, и она имеет много общего с отменой справки о ДТП в прошлом году – ГИБДД попросту не дало добро на предоставление базы нарушителей страховым компаниям. Доводом послужила отсылка на Федеральный закон "О полиции", причём, без указания конкретной статьи и пункта. Но если Вы попробуете поискать сами, то не найдёте в законе ни слова о запрете взаимодействия со сторонними организациями или нарушение прав гражданина передачей информации таковым. Впрочем, несогласие ГИБДД только на руку простым автолюбителям, ведь у многих.

За основу инициативы были взяты совершенно благие намерения – если водитель часто нарушает ПДД, что и отражается на наличии у него штрафов, то это значит, что и в ДТП у него вероятность попасть выше , став виновником. И, согласитесь, что это вполне логично! В особенности, если бы для повышения стоимости полиса учитывались не все нарушения Правил, а только определённые, например, такие как опасное вождение, повторное превышение скорости , нарушения проезда перекрёстков или умышленные нарушения. А такие как выезд за стоп-линию, или установка запрещённых типов ламп в фары – то, что не имеет прямого влияния на возможность аварии, не учитывались.

Изменяются ли правила возмещения по ОСАГО?

Да. И очень существенно.

Начнём мы с главного – страховка ОСАГО теперь покрывает только часть ущерба, а оставшуюся часть можно взыскать напрямую с виновника. Такой вывод позволил сделать Конституционный суд России, который посчитал, что, если возмещение с учётом износа от страховой не покрывает полностью реального ущерба потерпевшему, то его конституционное право на собственность нарушено. Но раз со страховой взять нечего (ведь единая методика расчёта с учётом износа утверждена в ФЗ "Об ОСАГО"), то пусть потерпевший требует разницу с виновника.

Всю нелогичность и абсурдность этого изменения, а также дискуссии на тему искоренения самого принципа защиты виновника страхованием мы оставим для комментариев нашей специальной статьи про возмещение разницы напрямую с виновника .

Впрочем, данная ситуация касается только выплатой деньгами – в случае направления на ремонт никакие износы страховым считать нельзя .

Именно в начале 2018 года практика судебных исков напрямую к виновникам за возмещением разницы и получила широкое распространение.

Повысится ли лимит по европротоколу?

Да. С 1 июня 2018 года лимит выплат вырастает с 50 тысяч рублей до 100 тысяч – то есть в 2 раза. При этом, если авария была оформлена ранее этой даты, но в страховую компанию Вы обратились после 1 июня, то для Вас всё равно будет старый лимит.

Подробнее эти и другие тонкости, а также другие изменения по оформлению без участия сотрудников ГИБДД мы рассмотрели в

Во многих странах мира гражданская ответственность водителей подлежит обязательному страхованию, Россия тому не исключение. В настоящей статье будет описан законодательный акт, регламентирующий страхование гражданской ответственности, также цели его создания, основные положения и внесенные новшества и изменения.

Основные положения 40 ФЗ

Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» был принят членами Государственной Думы в апреле 2002 года (03.04.02). Совет Федерации одобрил настоящий законопроект через 6 дней после его издания — 10 апреля того же года. Официальное вступление в действия 40-ого Федерального Закона приходится на 25 апреля 2002 года.

Цель издания данного законодательного акта обусловлена в защите пострадавших в результате дорожных автомобильных происшествий, также возмещением ущерба потерпевшим за счет средств страховой компании, выписавшей полис ОСАГО. Положения настоящего закона об ОСАГО гласят, что страхование гражданской ответственности обязательно для всех водителей. Отсутствие страхового полиса ОСАГО у собственника автотранспортного средства расценивается, как нарушение настоящего ФЗ № 40, а связи с чем водитель будет привлечен к ответственности.

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 состоит из шести глав:

  • общих положений ФЗ № 40 — понятия, принципы;
  • правила осуществления страхования автогражданской ответственности — правила пользования полисом ОСАГО, срок его действия, выплачиваемая сумма по страховке, размеры страховых премий и иное;
  • положения о компенсационных выплатах — порядок осуществления и право на получение компенсационных выплат в соответствии с полисом ОСАГО;
  • деятельность страховщиков согласно настоящему закону;
  • положения о профессиональном объединении страховщиков;
  • заключительные аспекты 40-ого закона — регулирования исполнения закона, вступление в силу и другое.

Последние изменения, внесенные в закон об ОСАГО

С момента издания настоящего закона о страховании ОСАГО прошло много лет, соответственно за предшествующий период акт претерпел множество изменений. Новый закон об ОСАГО со всеми изменениями вступил в силу в 25 сентября 2017 года. Однако, решение о внесении поправок и дополнений в настоящий ФЗ № 40 было принято еще в марте 2017.

Новое в законе об ОСАГО внесено на основании Федерального Закона № 49. Внесенные дополнения и поправки были необходимы для усовершенствования правил по страхованию автогражданской ответственности. В большей части изменения направлены:

  • на определение срока проведения анализа случившегося ДТП страховой компанией. Анализ повереждений автотранспортного средства осуществляется в течение пяти рабочих дней. Установленный пятидневный период отсчитывается со дня аварии на дороге;
  • на облегчение процедуры проведения независимой экспертизы на месте дорожно-транспортного происшествия;
  • на увеличение срока, предоставленного для направления жалобы в страховую компанию, оформившею полис ОСАГО. В соответствии с настоящим законом № 40 этот период составляет 10 дней;
  • нововведения гласят, что период действия страхового полиса ОСАГО сотавляет 12 месяцев;
  • в связи с принятыми изменениями, суммы возмещения не выплачиваются водителю, как это было ранее, а перечисляются на счет компании, осуществляющей ремонт автотранспортного средства;
  • приняло нововведение об увеличении лимита страховой суммы в соответствии с Европротоколом. Теперь лимит составляет 100 тыс. рублей;
  • внесенные изменения в закон об ОСАГО с сентября 2017 года позволяют приобретать страховой полис через Сеть Интернет.

Последние изменения № 40-ФЗ коснулись некоторых статей настоящего законодательного акта.

Ст 1 закона об ОСАГО № 40


Текст данной статьи посвящен основным понятиям, используемым в законе. В нее, на основании 49 закона были внесены дополнения в виде одного пункта. Внесенное новшество раскрывает понятие о договоре на организацию восстановительного ремонта. Заключение настоящего договора между страховщиком и компанией, проводящей ремонтные восстановительные работы с поломанным автотранспортным средством, осуществляется в счет страхового возмещения.

4-ая статья настоящего ФЗ

Ст 4 ФЗ № 40 содержит положения об обязанностях владельцев автотранспортных средств страховать свою гражданскую ответственность. В ее тексте указано, что обязательства по покупке полиса ОСАГО не распространяются на:

  • транспортные средства, мощностью не большее 20 км/ч;
  • автотранспорнтые средства, принадлежащие вооруженным силам России;
  • автомобили, зарегистрированные в зарубежных странах, если они имеют страховой полис международного уровня;
  • прицепы, находящиеся в собственности автовладельцев;
  • и др.

Изменения 12-ой статьи

Положения настоящей статьи раскрывают условия и правила осуществления возмещения по страховке ОСАГО. В последней редакции было принято решение о замене словосочетания «страховые выплаты» на » страховые возмещения». Так же при последних изменениях ФЗ № 40 в 12 ст в пункт 15 были внесены дополнения. Дополнение, введенное в действие в сентябре 2017 года раскрывает суть вынесенных требований о восстановительных работах с автотранспортным средством, также содержатся положения о самостоятельном проведении ремонта.

Статья 14

Ее положения гласят о правилах и возможности регрессного требования. Согласно тексту данной статьи закона об ОСАГО, страховщик вправе предъявлять регрессное требование к гражданину, причинившему вред в следующий случаях:

  • вред потерпевшему был нанесен умышленно;
  • нанесенный ущерб был совершен в состоянии опьянения — алкогольного, накротического;
  • водитель не имел право управлять данным ТС;
  • гражданин, причинивший вред уехал с места дорожно-транспортного происшествия;
  • иные обстоятельств, предусмотренные настоящим ФЗ.

26 статья Федерального Закона об ОСАГО

Положения данной стать регламентируют правила ведения профессиональной деятельности по договору страхования автогражданской ответственности. А именно она содержит следующие положения:

  • условия рассмотрения требования, предъявляемые потерпевшей стороной в случае дорожно-транспортного происшествия;
  • процедуру осуществления выплаты компенсанции;
  • правила прямого возмещения ущерба;
  • нюансы вступления в профессиональное объединение страховых компаний;
  • критерии и размеры проводимых отчислений в резервный фонд;
  • иные положения.

В сентябре 2018 года в России ожидаются существенные изменения в законе об ОСАГО.

Штрафы за ОСАГО с 1 сентября 2018 года

Как сообщает автомобильный портал , Российский союз автостраховщиков совместно с ГИБДД планировал с 1 сентября 2018 года начать проверять наличие полиса ОСАГО с помощью камер фиксации нарушений ПДД.

«По нашим данным, ошибок даже на первом этапе будет очень мало, так как проверка полиса будет осуществляться на двух уровнях. Все машины, которые в течение дня попали под камеры, будут проверяться по итогам дня на наличие полиса ОСАГО по базам РСА и ГИБДД. Эта проверка будет идти с некоторой задержкой по времени, потому что вновь проданный полис может не сразу появиться в информационной системе. Повторная проверка будет осуществляться непосредственно перед выпиской штрафа», - рассказал исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Пилотный запуск системы планировался в Москве, так как для запуска проекта необходимы вложения не только со стороны ГИБДД и РСА, но и со стороны операторов местных властей. Москва - один из первых регионов РФ, который создает информационный хаб, с его помощью будут распределяться и передаваться данные между камерами и информационными системами РСА и ГИБДД.

«Планируется, что после устранения всех возможных сбоев и ошибок в Москве, система будет запущена в Татарстане, а затем распространится на все регионы РФ», - сообщал ранее Уфимцев.

Однако, в последний момент запуск системы вновь отложили, причем на неопределенный срок. По последней информации от того же Евгения Уфимцева, со стороны РСА было сделано все необходимое для запуска данной системы и РСА к этому процессу готов. Есть некий сдерживающий фактор, потому что до конца не определились с тем, по какой статье и в каком количестве выставлять в данном случае штраф. По словам Уфимцева, «сейчас мячик на стороне уже московских властей, потому что их задача непосредственно запустить и отработать данный проект». «Мы такое письмо соответствующее им направили о своей полной готовности, наших технических мощностей и самого процесса», - заключил Уфимцев.

Возможно, штрафы за ОСАГО с камер все-таки начнут приходить в сентябре 2018 года.

Оформление онлайн ОСАГО с 4 сентября 2018

4 сентября 2018 года вступили в силу новые правила оформления электронных полисов ОСАГО.

Речь идет об указании Банка России от 15 февраля 2018 г. № 4723-У “О внесении изменений в Указание Банка России от 14 ноября 2016 года N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Оно вступает в силу 4 сентября 2018 года.

Указанным документом вносятся поправки в правила оформления ОСАГО онлайн, сообщает портал .

Документ внес много изменений в процедуру оформления электронного полиса ОСАГО. Самые основные из них:

  • в электронной подписи теперь должны быть только буквы латинского алфавита и арабские цифры (не более 10 символов).
  • один номер телефона и (или) адрес электронной почты можно использовать для создания только одного личного кабинета на сайте страховщика
  • теперь электронный полис ОСАГО вступает в силу не ранее, чем через 3 дня после оформления
  • время предоставления подтверждающих скан-копий документов ограничили до 3 часов
  • установлены требования к формату скан-копий документов.

Утвержденные Банком России поправки позволят упростить процесс заключения электронного договора ОСАГО и сделают сервис электронных продаж более удобным для автовладельцев, а также будут способствовать пресечению злоупотреблений со стороны участников страхового рынка и борьбе с мошенничеством.

Более подробно обо всех изменениях в оформлении онлайн ОСАГО с 4 сентября можно почитать в .

Тарифы ОСАГО с сентября 2018 года

Как сообщал ранее портал , летом 2018 года планировалось актуализировать действующие тарифы ОСАГО за счет расширения тарифного коридора и изменения подходов к установлению ряда коэффициентов.

Границы тарифного коридора базовой ставки ОСАГО с 31 августа 2018 года хотели расширить не более чем на 20% в обе стороны. Если сейчас для наиболее массовой категории транспортных средств – легковых автомобилей физических лиц – коридор базовой ставки составляет 3432–4118 рублей, то после принятия изменений он составил бы 2746–4942 рубля.

Однако, Центробанк не успел утвердить соответствующие поправки в закон об ОСАГО. Речь идет о техническом переносе - в целом само решение об изменении тарифов ОСАГО уже принято, остались бюрократические вопросы.

Страховщики ожидают увеличение тарифного коридора ОСАГО в сентябре 2018 года.

Реформа ОСАГО в сентябре 2018 года

За последний месяц появилось очень много различных предложений по совершенствованию системы ОСАГО. Так, ЦБ выступил с предложением об изменении тарифной политики: расширить коридор базовых ставок на 20% вверх и вниз, реформировать систему скидок и надбавок за безаварийную езду, ввести новые категории водителей по стажу и возрасту.

В свою очередь, Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, согласно которому если при ДТП выяснится, что причиной аварии стала техническая неисправность не прошедшего осмотр автомобиля, то страховая компания получит возможность возместить все свои расходы за счет владельца этой машины.

В Министерстве финансов обсуждается переход на различные типы полисов с разными лимитами выплат, возможность приобретения полиса на несколько лет и др.

Кроме того, Российский союз автостраховщиков предложил ограничить пятью днями срок обращения за выплатой по ОСАГО. Также союз выступил с идеей использовать старые запчасти для восстановительного ремонта по ОСАГО без получения согласия владельца.

«Все эти предложения требуют глубокого изучения. Надо посоветоваться с рынком, с теми, кто защищает права автолюбителей, с Центральным банком. Тема требует широкой дискуссии. В связи с этим 13 сентября Комитет начнет осеннюю сессию с больших парламентских слушаний по ОСАГО», - сообщил Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.