Структура занятости населения и динамика важнейших. Структура занятости населения
Сущность и структура занятости населения
Одной из основных целей национальной экономики является достижение высокого уровня занятости населения.
Под занятостью следует понимать такую деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение личных или общественных потребностей и приносит ее субъекту заработок или доход.
Понятие «занятость населения» можно также определить как совокупность экономических отношений, связанных с деятельностью трудоспособного населения по созданию общественного продукта. Следует отметить, что к трудоспособному населению относятся все, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать.
К трудоспособному населению относятся все, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать.
Структура занятости населения характеризуется следующими составляющими:
граждане, работающие по найму;
граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры и т.д.);
граждане, избранные или назначенные на оплачиваемую должность;
военнослужащие, проходящие службу в вооруженных силах, в органах госбезопасности и внутренних дел;
учащиеся общеобразовательных школ, ПТУ, студенты средних специальных и высших учебных заведений;
работающие граждане других стран на территории нашей республики и выполняющие функции, не связанные с обеспечением деятельности иностранных государств и миссий;
занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за бальными, инвалидами и нетрудоспособными гражданами.
Следует отметить, что в состав экономически активного населения , кроме выше указанных категорий, входят временно неработающие в связи с отпуском или болезнью, лица, проходящие переподготовку или повышение квалификации, а также лица, ищущие работу.
В занятости как экономическом явлении выделяют два аспекта: количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный), которые по своему содержанию соответствуют понятиям полной и эффективной занятости.
Понятие «полная занятость» не следует смешивать с понятием так называемой «поголовной занятости», при которой все трудоспособные обязательно трудятся. Ведь такое состояние экономики практически недостижимо. Поэтому даже если часть трудоспособного населения не занята, но в то же время есть соответствующее количество свободных рабочих мест, то такое положение можно охарактеризовать как полную занятость. Другими словами:
полная занятость – это такой уровень занятости, когда число вакантных мест равно количеству ищущих работу (т.е. спрос на рабочую силу равен предложению рабочей силы, даже если определенная часть населения находится без работы).
Необходимо различать полную занятость на уровне национальной экономики и полную занятость на уровне отдельного индивида, предполагающую, что он занят полный рабочий день, неделю, месяц и т.д. Так же и неполная занятость на уровне национальной экономики предполагает избыточность предложения рабочей силы по сравнению со спросом на нее, а на уровне индивида – занятость с неполным рабочим днем, неделей, месяцем и т.д.
Качественная, или эффективная занятость означает такое распределение трудовых ресурсов труда с учетом специализации, территориального и отраслевого аспектов, которое позволяет получить наибольший прирост национального продукта. Эффективная занятость достигается в процессе свободной рыночной деятельности хозяйственных единиц.
Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости называется рациональной занятостью. Она предполагает оптимальное распределение и использование трудовых ресурсов с целью расширенного воспроизводства работника, гармоничного и всестороннего развития человека. Она характеризуется соответствием рабочих мест потребностям и способностям работников, их профессионально–квалификационному уровню.
В целях более глубокого изучения проблемы занятости можно выделить виды и формы занятости. Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям и т.д. Объединение этих видов формирует структуру занятости .
Структурные виды занятости классифицируют по следующим признакам:
по характеру деятельности – работа на предприятиях всех видов собственности, работа за рубежом, исполнение государственных и общественных обязанностей, служба в армии, индивидуальная трудовая деятельность, личное подсобное хозяйство;
по принадлежности занятых к определенному классу или социальному слою – рабочие, инженерно–технические работники и служащие, крестьяне, управленческий персонал, предприниматели;
по сферам народного хозяйства , отраслям, суботраслям и подотраслям, с учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении трудовых ресурсов;
по территориальному признаку (соотношение между численностью занятых по регионам, областям, экономическим зонам и т.д.);
по уровню урбанизации – по соотношению между численностью трудовых ресурсов города и села;
по профессионально–квалификационному признаку – распределение работников по группам с учетом их квалификации, уровня образования, стажа работы, степени механизации труда и т.д.;
половозрастному составу;
видам собственности и формам организации труда .
Каждый вид занятости реализуется с помощью организационно–правовых способов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости, которые классифицируются с учетом признаков, представленных на рис.10.2.
Кроме того, существует еще и сверхзанятость населения – когда в производстве заняты пенсионеры, учащиеся, т.е. все, кто не относится к рабочей силе в обычных условиях. Это чаще всего связано с войной, несовершенством трудового законодательства, низким жизненным уровнем населения и т.д.
Вместе с тем, выделяют также скрытую или теневую занятость, существующую в теневом секторе экономики и официально нигде не регистрируемую. Она особенно характерна для переходной экономики, отличающейся неотработанностью институциональных механизмов.
В экономической теории существуют два показателя уровня занятости населения:
1. Нормальный уровень занятости (НУЗ), который определяется по формуле:
НУЗ, как правило, составляет 94–96%.
2. Фактический уровень занятости (ФУЗ) можно определить по формуле:
ФУЗ показывает реальный уровень занятости на данном этапе развития национальной экономики.
Предложение рабочей силы состоит из суммы занятых и безработных, но ищущих работу.
Показателейзанятости
Анализируя структуру занятостии динамику важнейших показателей в РБ следует отметить, что формирование трудовых ресурсов предопределяется динамикой численности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего численностью поколений, вступающих в трудоспособный возраст и выходящих за его пределы. Влияние миграционного фактора на формирование трудового потенциала в Беларуси не существенно .
Сегодня многие предприятия работают в неполную рабочую неделю. Современная ситуация на рынке труда в Беларуси – вынужденная неполная занятость на производстве, а с другой стороны – теневой сектор экономики.Основная часть трудовых ресурсов (70%) сосредоточена в общественном производстве. Это один из показателей, по которому мы приблизились к мировым стандартам (в России – 72,7, в развитых странах – примерно 65%). Продолжилась позитивная тенденция роста численности работающих в экономике, которая в январе-сентябре 2010 г. составила 4665.9 тыс. чел.В последние годы темпы снижения численности занятых заметно сократились, даже произошло увеличение спроса на рабочую силу, и практически во всех отраслях (за исключением сельского хозяйства, науки и образования) прием работников превысил их увольнение .
Следует отметить, что динамика занятости имеет различную направленность в разрезе городской и сельской местности. Наблюдается тенденция роста городской занятости при снижении численности сельских работников. Уровень городской занятости в 2010 году составил 72.6% к трудовым ресурсам, в то время как сельской – 65.9%, хотя в период 2000–2003 он был выше, чем в городе. Отчасти это связано с реформированием аграрного сектора экономики, сопровождаемым высвобождением рабочей силы из сельского хозяйства. При этом недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования и социальной инфраструктуры сдерживали рост новых рабочих мест на селе.
Отраслевая структура занятости характеризуется сокращением численности работников в производственном секторе экономики и расширением ее социальной направленности, что можно отметить, проанализировав данные таблицы 1.3.
Таблица 1.3 –Численность занятого населения Республики Беларусь по отраслям экономики
Тысяч человек | |||||||
Занято в экономике - всего | 4 443.6 | 4 414.1 | 4470.2 | 4518.3 | 4610.5 | 4643.9 | 4665.9 |
промышленность | 1226.7 | 1189.4 | 1192.1 | 1209.2 | 1222.4 | 1195.1 | 1181.9 |
сельское хозяйство | 627.7 | 475.3 | 467.4 | 455.2 | 451.2 | 456.6 | 450.4 |
лесное хозяйство | 32.5 | 33.6 | 33.6 | 33.0 | 32.6 | 31.0 | 30.1 |
строительство | 312.3 | 342.7 | 361.3 | 374.1 | 398.6 | 420.8 | 440.8 |
транспорт | 255.8 | 264.0 | 270.5 | 276.2 | 288.3 | 288.3 | 288.3 |
связь | 62.5 | 64.5 | 65.0 | 63.7 | 63.5 | 63.4 | 63.1 |
торговля и общественное | |||||||
питание | 486.8 | 559.8 | 592.3 | 611.1 | 642.2 | 655.1 | 667.0 |
материально-техническое | |||||||
снабжение и сбыт | 35.9 | 30.5 | 26.4 | 21.7 | 18.4 | 17.4 | 17.2 |
Окончание таблицы 1.3 | |||||||
жилищно-коммунальное | |||||||
хозяйство | 185.9 | 201.7 | 203.8 | 205.3 | 205.4 | 211.7 | 212.3 |
непроизводственные виды | |||||||
бытового обслуживания | |||||||
населения | 22.2 | 37.1 | 37.1 | 37.9 | 43.4 | 44.7 | 45.5 |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 326.1 | 328.8 | 329.7 | 330.5 | 330.8 | 333.9 | 336.1 |
образование | 463.7 | 458.8 | 457.1 | 453.0 | 450.4 | 446.5 | 443.5 |
культура и искусство | 80.2 | 83.7 | 85.0 | 86.6 | 91.4 | 93.6 | 95.1 |
Рост занятости в сферах производящих услуги обусловлен постепенным переходом экономики из индустриального постсоветского состояния в постиндустриальную рыночную экономику, в которой сфера оказания услуг играет главенствующую роль. Однако перестройка экономики в условиях социально-ориентированного государства должна происходить постепенно, чтобы избежать массовых увольнений. Политика по сохранению кадрового персонала и недопущению массовых увольнений сопровождается консервацией неполной занятости и низкой эффективностью использования рабочей силы. На ряде предприятий численность персонала превышает экономически целесообразный уровень.Ведущей отраслью экономики является промышленность, где сосредоточено 26,6% всех работников. В условиях наращивания производства продукции, расширения ввода в действие основных фондов и сокращения незадействованных производственных мощностей увеличивается потребность промышленности в кадрах и заметно активизируется процесс созданияновых рабочих мест.
Сегодня многие предприятия работают у нас неполную рабочую неделю. Современная ситуация на рынке труда в Беларуси – вынужденная неполная занятость на производстве, а с другой стороны – теневой сектор экономики.
Наиболее острой остаётся проблема сокращения численности занятых в сельском хозяйстве, которая за 2000–2008 гг. уменьшилась на треть – с 625,1 тыс. чел. до 435.4 тыс. чел. Уровень занятости населения в этой отрасли снизился с 14,1 до 9.4% к общей численности работающих в экономике.Следует отметить, что государство принимает кардинальные решения по обеспечению нормального функционирования сельского хозяйства в условиях рыночной системы отношений. В республике разработана и реализуется Программа возрождения и развития села, в рамках которой предусмотрены меры создания новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве. Однако по-прежнему существуют препятствия для роста его эффективности и занятости населения: отсталость технико-технологической базы; кредиторская задолженность сельхозпредприятий; недостаточное финансирование развития АПК .Распределение рабочей силы по отраслям сферы услуг существенно отличается от аналогичного процесса в производственной сфере экономики. В течение последних десяти лет наблюдалась тенденция роста занятости в сфере услуг, где численность работающих только за прошедшее пятилетие увеличилась с 2 201,8 тыс. до 2 319,5 тыс. чел., или на 5,3%. Доля занятых здесь, соответственно, возросла с 49,6 до 53,3.%.Устойчивая тенденция спроса на рабочую силу наблюдалась в сфере финансов и кредита, в управлении, торговле и общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании. Отмечается приток кадров в здравоохранении, хотя темпы прироста численности работников в последние годы здесь несколько сократились в связи с проводимой реструктуризацией системы медицинской помощи. В настоящее времяв этой отрасли занято около 7,5%работающих в экономике .
Одной из динамично развивающихся отраслей в последние годы является строительство. В 2000–2011 г. в отрасли наблюдается устойчивая тенденция роста численности работников вследствие наращивания объемов строительно-монтажных работ и улучшение финансового состояния строительных организаций. Численность работающих в строительстве увеличилась с 312.3 тыс. до 368.8 тыс. чел., а их доля – соответственно с 7 до 8.7%.
Устойчиво сокращается также численность работников в искусстве. Среди отраслей сферы услуг наиболее сложная ситуация остается в науке и научном обслуживании, где численность занятых сократилась в 2,8 раза и составила в 2008 году 37,3 тыс. чел. (против 102,6 тыс. чел. в 1990 г.). Эта обусловлена так называемой «утечкой мозгов»,а также низким уровнем расходов на НИОКР.
В качественном аспекте структура занятости характеризуется распределением численности работающих по возрасту, уровню образования и половому признаку.
В Беларуси сохраняется достаточно устойчивая тенденция превышения численности женского населения, что в какой-то степени связано с большей продолжительностью их жизни по сравнению с мужчинами. Так, в 2008 г. на 1 000 мужчин приходилось 1 130 женщин, причем такая ситуация характерна для населения в трудоспособном возрасте, начиная с 25 лет. Данный демографический фактор определил более высокую долю женщин по сравнению с численностью занятых в экономике – 52,2% .
Женская занятость в стране характеризуется относительно высокой долей работающих женщин в сфере услуг. Так, их удельный вес в общей численности – 73,7, торговле и общественном питании – 70,5%. Наиболее низка доля женщин в производственных отраслях: сельском хозяйстве – 39,1; промышленности – 45,7; строительстве – 22,5; на транспорте – 28,9% .
Анализ образовательного уровня показывает, что постоянно увеличивается численность женщин с высшим и средним специальным образованием. Так, доля женщин с высшим образованием возросла с 20.8 в 2000 г. до 25,3% в 2005 г., со средним специальным – с 27.9 в 2000 г. до – 28,2% в 2005 г.
В возрастной структуре занятого населения наметился рост доли молодых работников (23,5% в 2005 г.) при сокращении работников наиболее активного трудоспособного возраста (30 – 39 лет) и повышении доли работающих лиц более старших возрастов. По сравнению с 2000 г. доля работающих лиц в возрасте 30 – 39 лет уменьшилась с 27,5 до 24,4%, в то время как доля лиц предпенсионного возраста (50–54 года) возросла с 11,8 до 12,5%, 55 лет и старше – с 9.4 до 10,8%. Относительно стабильным остается удельный вес работников в возрасте 40 – 49 лет (28,8%).
Численность занятой в экономике молодежи в возрасте 16 – 29 лет, начиная с 2000 г., ежегодно увеличивается в среднем на 0,2 – 0,3%.
Динамика молодежной занятости в отраслевом разрезе носит неоднозначный характер. Среди работающей молодежи большую долю составляют занятые отраслях социальной сферы, таких как бытовое обслуживание (33,2), общая коммерческая деятельность по обслуживанию рынка (35,4), торговля и общественное питание (32,4), информационно-вычислительное обслуживание (32,7), финансы, кредит и страхование (27,9%). Это обусловлено прежде всего тем, что в данных отраслях происходит не столько смена поколений в рамках стабильной численности, сколько расширение данных сфер деятельности, позволившее привлечь дополнительный контингент из чиста молодежи .
На протяжении последних лет наблюдалось устойчивое сокращение доли молодых работников в сельском хозяйстве. Только в 2005 г. удалось приостановить данную негативную тенденцию и впервые наметился рост молодежной занятости в этой отрасли. Однако удельный вес молодежи в общей структуре работников отрасли по-прежнему остается одним из самых низких – 18,1%. Снижение занятости молодежи в этой отрасли обусловлено не только демографическим постарением сельского населения, но и неудовлетворенностью молодых людей характером сельскохозяйственного труда, социально-культурными условиями жизни в сельской местности, стимулирующими отток молодежи в города .
Позитивная динамика занятости наблюдается в науке и научном обслуживании, где доля молодых работников возросла за пятилетие с 16,9 до 21,0% в 2010 г. Это свидетельствует о росте престижности научной работы, что привело к увеличению притока молодежи из числа выпускников высших учебных заведений и молодых специалистов в сферу научной деятельности.
Что касается работников старших возрастных групп, то здесь четко прослеживается тенденция повышения их доли в общей численности занятых в экономике. Это обусловлено не только процессами старения населения, но и спецификой формирования профессионально-квалификационной структуры кадров в ряде отраслей, требующих высокого уровня профессионализма и опыта работы.
В целом по экономике доля работающих пенсионеров составляет 6,2% к общей численности занятых, что ниже среднемирового показателя (7%), тогда как в 1995 г. он был 1,1%.
Уровень регистрируемой безработицы с 2000–2010 г. экономически активного населения снизился на 1,3%. Сложившийся рынок труда имеет следующие особенности:
– число заявленных предприятиями свободных рабочих мест начиная с июня 2007 г. превышает численность регистрируемых безработных;
– сохраняется территориальная дифференциация уровня безработицы – от 0,3% в Минске до 1,2% в Брестской и Витебской областях;
– увеличивается число граждан, которые не могут трудоустроиться самостоятельно, без помощи органов службы занятости.
– продолжается снижаться напряженность на рынке труда. В конце января 2008 г. на 10 свободных рабочих мест условно претендовало 6 безработных (в аналогичном периоде 2007 г. – 8).
– по-прежнему сохраняется дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, который обусловлен перепроизводством специалистов с экономическим и юридическим образованием.
Таким образом, профессионально квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке» труда является одним из основных факторов снижения качества трудового потенциала в Республике Беларусь. Решение этой проблемы требует в первую очередь изменения структуры и повышения качества системы профессиональной полготовки кадров, ее увязки с реальными потребностями общественного производства. Не менее важная задача – обеспечение наиболее полной сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочих мест на локальных рынках труда с учетом перспектив социально-экономического развития регионов.
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА
Введение 3
К числу фундаментальных по своему значению в экономике процессов, воздействие на которые не может остаться в стороне от государства, относятся трудовые процессы. Использование труда как определяющего фактора производства интересует государство с позиций достижения его высокой производительности, отдачи, предопределяющей величину производимого валового внутреннего продукта. Государство заинтересовано и в определенной мере отвечает за обеспечение трудовой занятости и озабочено наличием безработицы. Государство призвано регулировать рынок труда, воздействовать на спрос и предложение рабочей силы, держать в поле зрения проблемы оплаты труда. Все это вместе свидетельствует о том, что управление трудом и занятостью, регулирование трудовых отношений составляют неотъемлемую часть государственного управления экономикой. В данной работе центральной темой является государственное регулирование занятости в развитых странах. 3
1. Теоретические основы занятости населения 5
1.1. Сущность и понятие занятости 5
Рабочая сила 7
2. Государственное регулирование труда и занятости в развитых странах 10
2.1. Сущность и задачи управления занятостью 10
2.2 Регулирование занятости в странах рыночной экономики 16
2.3. Сущность и функции биржи труда в управлении трудовыми процессами 22
Заключение 24
Литература 26
Введение
К числу фундаментальных по своему значению в экономике процессов, воздействие на которые не может остаться в стороне от государства, относятся трудовые процессы. Использование труда как определяющего фактора производства интересует государство с позиций достижения его высокой производительности, отдачи, предопределяющей величину производимого валового внутреннего продукта. Государство заинтересовано и в определенной мере отвечает за обеспечение трудовой занятости и озабочено наличием безработицы. Государство призвано регулировать рынок труда, воздействовать на спрос и предложение рабочей силы, держать в поле зрения проблемы оплаты труда. Все это вместе свидетельствует о том, что управление трудом и занятостью, регулирование трудовых отношений составляют неотъемлемую часть государственного управления экономикой. В данной работе центральной темой является государственное регулирование занятости в развитых странах.
Государственное регулирование трудовых процессов и занятостипредставляет обширный спектр методов и инструментов государственного воздействия на труд, рынок труда, оплату труда, трудовые отношения в целях повышения результативности и привлекательности, улучшения условий труда, удовлетворения потребностей в труде, обеспечения рациональной занятости, ограничения безработицы и социальной поддержки безработных. Способы и механизмы регулирования труда и занятости со стороны государства существенным образом зависят от характера общественно-политической и социально-экономической системы страны, состояния и развития рыночных отношений, их распространения на трудовую деятельность. Актуальность предложенной темы вызвана тем, что рынок труда - это динамичный рынок, все структурно-функциональные составляющие которого чрезвычайно мобильны. Это касается спроса, предложения, цены труда, крупных сегментов и мелких секторов, определенных категорий работников и отдельных экономических агентов. На рынке труда между различными его подструктурами в больших масштабах и достаточно динамично происходит непрерывная циркуляция крупных, средних и мелких контингентов людских ресурсов: значительное число работников постоянно входит в состав экономически активного населения, выбывает из него, трудоустраивается и через некоторое время вновь увольняется, затем включается в поиск следующей работы и т. д.
Следовательно, на рынке труда формируются определенные потоки: выбывающие из состава рабочей силы; вступающие в состав рабочей силы; отказавшиеся от поисков работы; потерявшие работу; закончившие работать; получившие работу и т. д. Мобильность этих потоков характеризует рыночную динамику рабочей силы в обществе.
Пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые, обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Все это заставляет искать новые подходы и способы урегулирования проблем, связанных с трудовыми процессами.
1. Теоретические основы занятости населения
1.1. Сущность и понятие занятости
С экономической точки зрения существование проблемы полной занятости в общественном масштабе заключается в достижении равенства, сбалансированности, с одной стороны, численности трудоустроенного населения, а с другой - количество необходимых для него рабочих мест. Нарушение этой пропорции ведёт к образованию излишка рабочих мест или к безработице. Безработица это неотъемлемый элемент рынка труда. Она представляет собой сложное многоаспектное явление. Взрослое население, обладающее рабочей силой, делится на несколько основных категорий в зависимости от того положения, которое оно занимает относительно рынка труда.
В современных условиях трудовая занятость базируется на следующих принципах 1 .
1. Свободно избранная занятость.
В нашей стране впервые признана свобода труда в Конституции Российской Федерации. В статье 37 Конституции говорится: «Труд свободен. Каждый имеет право распря жаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещён». Осуществление этого конституционного положения означает, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду.
2. Продуктивная занятость.
Под занятостью, подразумевается прежде всего деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
3. Полная занятость.
Согласно Конституции РФ, в нашей стране законодательно признаётся право на труд и право на защиту от безработицы.
4. Законодательное регулирование занятости.
В нашей стране правовые нормы занятости установлены в Конституции РФ, в Федеральном законе «О внесения изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Кого же официально можно отнести к разряду занятых и к числу безработных? Для можно воспользоваться новой классификацией рабочей силы, введённого с 1993 года в российскую статистику. С начало всё население страны подразделяется на две части:
1.Экономически неактивное население - жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включены:
а) учащиеся и студенты дневных высших учебных заведений;
в) лица ведущие домашнее хозяйство(в том числе осуществляющие уход за детьми, больными и. т.п.)
г) отчаявшиеся найти работу;
д) лица которым нет необходимости работать.
2. Экономически активное население - часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг. Трудоспособное население - это все те, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать 2 . Разграничение отдельных категорий населения осуществляется в соответствии с занятостью в рыночном или нерыночном секторах экономики. Из состава взрослого населения выделяется институциональное население, ориентированное на нерыночные структуры, т. е. на такие институты государства, как армия, полиция, госаппарат. Все остальное взрослое население является неинституциональным. В состав занятого населения включают тех, кто ориентирован на рыночные структуры экономики.
В свою очередь, экономически активное население подразделяется на две группы:
А. Занятые - лица в возрасте 16 лет и старше, которые:
а) работали по найму за вознаграждение (на условиях полной или частичной занятости);
б) трудились без оплаты на семейных предприятиях;
в) работали по найму, самостоятельно обеспечивали себя работой(работодатели, управляющие собственным предприятием);
г) лица которые, временно отсутствовали на работе (из-за болезни, ухода за больным, обучения. и. т.п.).
Б. Безработные – лица 16 лет и старше, которые:
а) не имели работы (доходного занятия);
б) занимались поиском работы (обращались в службу занятости и т.п.);
в) были готовы приступить к работе;
г) обучались по направлению службы занятости.
1. 2.Теория «полной занятости»
На практике трудно установить фактический уровень безработицы. Уровень безработицы - это процентное отношение безработной части к занятой рабочей силе 3 .
Уровень безработицы = Безработица Х 100
Рабочая сила
Уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, хотя его нельзя считать безошибочным барометром неблагополучия экономики.
«Полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы и составляет 5-6% от рабочей силы.
Реальный объем национального продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики.
Естественный уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, т.е. когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени объективное явление. Ведь «фрикционным» безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места. «Структурным» безработным тоже нужно время, чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы: наблюдается дефицит совокупного спроса.
В такой ситуации фактический уровень безработицы выше естественного уровня. Эта ситуация свидетельствует о циклической безработице. Если при избыточном совокупном спросе ощущается «нехватка» рабочей силы, т.е. количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу, то в такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня.
Необычайно «напряженная» ситуация на рынках рабочей силы связана с инфляцией.
Естественный уровень безработицы сам по себе не обязательно является постоянным, он подвергается пересмотру вследствие изменений в законах и обычаях общества.
В настоящее время в экономике индустриальных стран естественный уровень безработицы выше, чем в 60-е гг. Это произошло:
1) из-за изменений демографического состава рабочей силы (в частности, женщины и молодые рабочие стали относительно более важным компонентом рабочей силы);
2) из-за институциональных изменений. Например, программа компенсаций по безработице в США была расширена как в отношении количества охватываемых ею работников, так и размеров пособий. Это позволяет безработным более спокойно искать работу и тем самым увеличивает фрикционную безработицу и общий уровень безработицы.
2. Государственное регулирование труда и занятости в развитых странах
2.1. Сущность и задачи управления занятостью
Основная цель систем управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.
Управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Эта политика осуществляется Министерством экономики, Министерством труда и социального развития, Федеральной службой занятости, Федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами.
Непосредственное управление занятостью осуществляют органы Федеральной службы занятости. Опыт развитых стран показывает, что в центральном аппарате службы занятости должно работать около 5% общей численности службы. Основной объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные (городские и районные) службы занятости.
Принято выделять два типа политики занятости: пассивную и активную. При пассивной основную роль играет государство, которое стремится обеспечить работникам сохранение рабочих мест, работодателям - поддержание спроса на продукцию, безработным - выплату пособий и помощь в трудоустройстве 4 . Активная политика занятости предполагает, что основную роль играет человек, который чувствует свою ответственность за материальное благополучие своей семьи и активно стремится к сохранению занятости, а при ее потере - к активному поиску работы 5 . Деление политики занятости на пассивную и активную достаточно условно? Практически во всех странах пытаются проводить активную политику, стимулируя работников к участию в создании общественного продукта и помогая в трудоустройстве.
Активная политика занятости проявляется по следующим основным направлениям:
1) помощь в трудоустройстве;
2) содействие в профессиональной подготовке и переподготовке;
3) содействие самозанятости и предпринимательству;
4) организация общественных работ;
5) помощь людям, испытывающим особые объективные трудности в трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и др.
Помощь в трудоустройстве обеспечивается прежде всего через содействие контактам между ищущими работу и работодателями и для предназначена система информации (банки данных) о характеристиках рабочих мест и тех, кто в них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатна как для безработных, так и для работодателей. Информация о рынке труда сообщается населению через различные публикации (газеты, бюллетени, обзоры и т. д.), благодаря организации бирж труда, ярмарок вакансий и т. д. Помощь в трудоустройстве в России обеспечивается на основе Закона о занятости населения РФ. Согласно ст. 12 (п. 1) «государство гарантирует гражданам… бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве».
Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке является одним из важнейших аспектов активной политики занятости в развитых странах. Это обусловлено прежде всего высокими темпами технологических и организационных изменений в экономике, которые требуют постоянного повышения квалификации персонала. Опыт всех стран показывает, что вероятность оказаться без работы уменьшается с ростом квалификации.
Повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляются как на базе региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае ориентируются на профессии широкого профиля, во втором - на специфику предприятия Для безработных обучение бесплатное; для предприятий затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот.
Программы общественных работ появились в США в 30-е годы. Сейчас они действуют во многих странах на региональных уровнях. Задачи организации общественных работ связаны не только с экономическими и социальными проблемами безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры регионов и т. п. Недостатком общественных работ является то, что они, как правило, не способствуют росту квалификации безработных, что затрудняет им поиски постоянной работы.
Содействие самозанятости и предпринимательству направлено на создание условий для того, чтобы люди могли сами создавать рабочие места для себя и других. Это направление в наибольшей мере соответствует сути активной политики занятости.
Во многих развитых странах действуют программы обучения предпринимательству и помощи тем, кто хочет открыть собственное дело. В частности, лица, не имеющие работы, могут получить всю сумму причитающегося им пособия по безработице за максимальный срок в качестве стартового капитала, необходимого для начала предпринимательской деятельности Существуют также различные формы предоставления кредитов и налоговых льгот тем, кто сам обеспечивает себя работой В России, по данным Госкомстата, в среднем на малых предприятиях работают 9 человек, т. е. тот, кто создал такое предприятие, обеспечивает занятость еще 8 работникам.
Малое предпринимательство имеет значительные перспективы в научно-техническом и художественном творчестве, кустарных промыслах, обслуживании населения, консультировании и других сферах.
Содействие в занятости групп населения актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей. Каждая из этих групп имеет свои проблемы с трудоустройством.
Для инвалидов занятость связана не только с экономическими, но также и с социальными, психологическими и духовными проблемами. По законодательству всех развитых стран лицам с ограниченными физическими возможностями предоставляется система льгот для их участия в экономической деятельности. Этому служит также инфраструктура населенных пунктов: соответствующие приспособления в транспортных Средствах, магазинах и т. д.
Молодежный аспект политики занятости обусловлен прежде всего тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Этот факт может иметь негативные последствия для устойчивости социальных систем вследствие психических и физиологических особенностей молодых людей, в том числеих повышенной активности и восприимчивости как к хорошему, так и к плохому. Законодательство развитых стран учитывает эти особенности, предоставляя молодым людям льготы при получении профессионального образования, поступлении на работу и адаптации к условиям предприятий. Соответствующие издержки фирм компенсируются государством.
Особую проблему представляет трудоустройство людей, предпенсионного возраста (50 лет и старше). Если они по тем или иным причинам потеряли работу, то сложности с новым трудоустройством бывают связаны как с объективными причинами (освоение новых профессий), так и с нежеланием некоторых предпринимателей принимать в штат пожилых людей. Без помощи государства подобные задачи, как правило, не решаются. Опыт ФРГ показывает, что компромиссы могут быть достигнуты различными методами: более ранний выход на пенсию, налоговые льготы и прямые субсидии для предприятий.
Рассматриваемые направления активной политики на рынке труда осуществляются через федеральные, региональные и местные подразделения службы занятости.
Стандартные подходы к решению проблемы безработицы, такие как создание или стимулирование создания рабочих мест, массовая переподготовка кадров не теряют своей актуальности, нельзя забывать также и о социальной защите населения, иначе может последовать социальный взрыв непредсказуемых масштабов, но вместе с тем необходимо искать новые пути, использовать опыт, накопленный странами с развитой экономикой. Такими путями могут быть:
Перераспределение имеющегосяспроса на труд путём стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т. п. Предприятия, сделавшие шаги такого рода, должны поощряться налоговыми льготами: им следует снижать ставки налога на прибыль - хотя бы в той мере, чтобы компенсировать их затраты на включение в коллектив дополнительного числа работников.
Бюджетное субсидирование дополнительной рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может выглядеть как кредитование зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в предшествующем году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, уплаченной дополнительно занятым на производстве.
Снижение фактического предложения рабочей силыза счет снижения установленного законом пенсионного возраста; этой же цели послужит и как можно более широкое развитие государственных переподготовки и повышения профессиональной квалификации.
Предоставление временных рабочих мест, которые не ориентированы на получение прибыли, а связаны с работами, выполняемыми в интересах общества, например, санация бывших промышленных территорий, работы в области охраны окружающей среды и т. д.
Кардинальное реформирование переговорного процесса по установлению уровня заработной платы. Имеется в виду создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели – профсоюзы – государство), имеющих целью разумное ограничение роста заработной платы.
К примеру, упомянутое выше кредитование государством дополнительно нанятых рабочих с первого взгляда носит расточительный характер, так как это должно увеличить дефицит и сказаться на увеличении темпов инфляции, однако такая схема применялась в США в 1977-1978 г. и результаты были положительны. Кредитовалась заработная плата не более, чем 2 % прироста численности работников, причем абсолютная величина кредита не могла превышать $ 100 тыс. И при этом многим корпорациям столь скромное вспомоществование дало возможность создать до 50 новых рабочих мест.
Нельзя упускать из виду, что и сама безработица, и борьба с ней вещи очень дорогие. В США в 1980-х годах «цена» одного процентного пункта роста безработицы составляла, по данным комиссии Конгресса, примерно $ 75 млрд. недополученного ВПП и $ 25 млрд. дополнительного бюджетного дефицита. Аналогичных данных по нашей стране пока нет. Но уже примерно известно чего стоит борьба с безработицей. По оценкам специалистов Минэкономики, возвращение одного безработного в ряды работающих обходится в нынешней России в 1,5 млн. рублей, а в Москве - в 2 млн.
Средств на борьбу с безработицей жалеть не следует по многим причинам. По крайней мере потому, что, как показывает мировая практика, предотвратить её разрастание можно с помощью затрат гораздо меньших, чем она потребует потом.
2.2 Регулирование занятости в странах рыночной экономики
Фундаментальное отличие рыночной экономики состоит в том, что в рыночной экономике трудом считается любая целенаправленная деятельность человека вне зависимости от области применения результата этих затрат, формы и способов организации работы. Тем самым существенно расширяются виды деятельности, получающие общественное признание как трудовые, и, соответственно, сужаются виды, не признаваемые трудовыми.
В рыночной экономике не затушевывается тот факт, что в оплачиваемом труде реализуется акт купли-продажи рабочей силы как товара. Таким образом, не отрицается, а даже, наоборот, подчеркивается, что основным мотивом труда является интерес возместить затраченные усилия денежной выплатой, получаемой за них.
Главной, определяющей особенностью рыночной экономики является наличие свободного рынка труда. Благодаря такому рынку каждый человек имеет возможность продавать свою рабочую силу, распоряжаться ею по своему усмотрению. Принципиально важно, что в рыночной экономике отсутствует государственное принуждение к труду, государство не заставляет работников использовать, применять свою рабочую силу в определенном месте и определенным образом.
Наряду с законодательством о труде, действующим в условиях рыночных отношений, устанавливающим общие правила, условия, нормы отношений между нанимателями и нанимаемыми, в экономике рыночного типа используется система саморегуляции трудовых процессов, перемещения трудовых ресурсов, занятости. Такая система основывается на создании социально-экономической среды, условий жизнедеятельности и труда, которые оказывают необходимое воздействие на работников.
В этом свете превратно представление о рыночной экономике как о системе свободного, самопроизвольного, нерегулируемого извне найма и увольнения работников с установлением цены рабочей силы на основе только согласования спроса и предложения, т.е. свободной рыночной цены. В действительности имеется множество внешних и внутренних регуляторов как в самой среде трудовой деятельности, так и в системе трудоустройства, сдерживающие такие социально опасные явления рыночной экономики, как конкуренция между работниками и безработица.
Современная концепция занятости включает в себя следующие факторы: добровольная занятость, гибкость рынка труда и мобильность рабочей силы, существование «естественной» безработицы, необходимость социального партнерства, регулируемость рынка труда.
Государство регулирует рынок труда, используя прямые и косвенные методы, в том числе нормативно-законодательные, налоговые, кредитные, бюджетные. Важнейшими принципами государственного регулирования рынка труда являются:
Соответствие характера социально-трудовых отношений потребности развития экономики в целом и роста эффективности;
Содействие изменению качественных характеристик рабочей силы в соответствии с потребностями прогресса технологических и информационных систем;
Обеспечение социальной защиты наиболее уязвимых и слабоконкурентоспособных категорий работников;
Сочетание централизованных федеральных, отраслевых и региональных программ регулирования труда и занятости, создания и ликвидации рабочих мест;
Обеспечение экономической, социальной и политической стабильности через регулирование рынка труда.
Рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики. Переплетение интересов работника и работодателя при найме и увольнении, циклически изменяющееся состояние экономики, уровень инвестиционной активности, величина трудовых доходов населения, сложившиеся традиции в трудовой сфере, специфика национального поведения и другие факторы оказывают существенное влияние на объем и структуру спроса и предложения на рынке труда. Поэтому рынки труда имеют ярко выраженные специфические национальные черты. Рынок труда можно определить как систему социально-экономических отношений между собственниками рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, и владельцами средств производства, предъявившими спрос на наемную рабочую силу, по поводу вовлечения рабочей силы в общественное производство, ее функционирования и воспроизводства, а также распределения и перераспределения.
Характерно, что рынок труда есть не только рынок предложения рабочей силы со стороны нанимающихся работников и спроса на нее со стороны работодателей. Этот рынок одновременно включает предложение рабочих мест со стороны работодателей (включая государство) и спрос на рабочие места, предъявляемый носителями рабочей силы.
Отношения найма в рыночной экономике базируются на полной свободе двух сторон при решении вопроса о трудоустройстве. Нанимающая сторона исходит из своих потребностей, условий, требований к нанимаемому работнику, которые диктуются в первую очередь наличием свободных рабочих мест, квалификационно-профессиональным уровнем и половозрастной характеристикой работника, его морально-психологическими качествами. Нанимаемая сторона исходит из предполагаемого уровня оплаты труда, условий труда, профессионального соответствия рабочего места квалификации работника, меры привлекательности предлагаемого рода труда, степени стабильности работы, морально-психологического климата, контактности с будущим руководителем.
Если векторы спроса и предложения соответствуют друг другу по основным составляющим, то создается почва для заключения соглашения о найме.
Государство следит за тем, чтобы рынок труда функционировал на законодательно закрепленной основе, и вместе с профсоюзами отстаивает интересы работников. В то же время государство выступает на рынке труда в качестве работодателя, предлагает рабочие места на государственной службе.
Трудовые отношения в процессе трудовой деятельности регулируются преимущественным образом договором и строятся на контрактных началах. Контракт - это договор, заключаемый между нанимателем (администрацией) и нанимаемым на определенное, часто непродолжительное время, характеризуемый прежде всего тем, что по истечении срока он может быть прекращен по желанию обеих сторон либо продолжен. Особенность контракта состоит также в том, что в нем четко оговариваются условия, которые должна соблюдать каждая из сторон, заключивших договор. При нарушении обязательств пострадавшая сторона вправе расторгнуть контракт на условиях, не выгодных для нарушившей стороны.
Контрактность трудовых соглашений наряду с конкурентностью в стремлении занять дефицитное рабочее место служат рычагами, способствующими непрерывному поддержанию интереса работника к производительному труду, получению высоких результатов, они же служат залогом ответственности работника перед нанимателем и трудовым коллективом. Следует вместе с тем отметить, что временный трудовой контракт не есть всеобщая форма организации и юридического оформления трудовых отношений в условиях рыночной экономики. Если у двух сторон имеются взаимное доверие и желание, трудовой договор может стать бессрочным и даже пожизненным. Такие формы трудовых соглашений распространены в отдельных японских фирмах, которые исходят из примата принципа моральных гарантий, традиций как главных условий обеспечения эффективности и качественной деятельности работника.
Одной из прогрессивных форм договорных отношений, регулирующих трудовую деятельность, являются уставные договоры, которые носят типовой характер для данного вида предприятия (государственное предприятие, акционерное общество, товарищество, частное предприятие) и опираются на трудовые отношения, зафиксированные в уставе таких организаций.
Характерно, что наряду с действием договорных отношений трудящиеся обычно обладают правом инициативы в прекращении трудовых отношений, по собственному желанию, без предварительного уведомления администрации, тогда как администрация обязана уведомить увольняемого работника и в определенных случаях выплатить ему компенсации.
С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности связана не менее важная проблема занятости населения, под которой понимаются мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление государством определенной политики занятости, создание условий рациональной занятости представляет одну из значимых задач государственного управления.
Концепция занятости базируется на следующих основных принципах.
1. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.
2. Ответственность государства за реализацию права граждан на труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществлять.
При переходе к рыночной экономике меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора ее формы и вида. Иначе говоря, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. В условиях рынка государству гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению со вторым. Благодаря принятию в России законодательства о занятости, Трудового кодекса возникла правовая база, соответствующая рыночным принципам функционирования системы занятости.
Рыночные начала в формировании трудового сектора экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими. Наряду с личным волеизъявлением людей имеют место объективные обстоятельства и условия, не зависящие от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся структура производства, спроса на определенную рабочую силу. Нельзя, наконец, абстрагироваться от малоприятного, но часто наблюдаемого факта несоответствия запросов работников их личным трудовым качествам.
Итак, выделим следующие ключевые направления государственного регулирования труда и занятости:
Установление системы свободного выбора труда;
Законодательное регулирование рынка труда и трудовых отношений;
Установление минимального размера оплаты труда;
Функционирование государственных служб занятости;
содействие созданию рабочих мест и обеспечению занятости социально уязвимых групп населения;
Выплата государственных пособий по безработице;
Государственное участие в организации системы первоначального обучения, переобучения, повышения квалификации, переподготовки кадров.
2.3. Сущность и функции биржи труда в управлении трудовыми процессами
Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработных 6 .
Первые биржи труда были открыты в первой половине XIX в. В России биржи труда возникли в начале XX в. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 г. получили широкое распространение платные частные посреднические конторы.
В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные бюро занятости, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных бюро занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. В некоторых странах, например, во Франции, Великобритании, Италии, государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.
Службой, ответственной, например, во Франции за положение дел в области занятости, является Национальное агентство по занятости. Оно было создано в 1967 г. Деятельность его находится под контролем Министерства труда, занятости и профобучения. Основное предназначение этой организации заключается в следующем: 1) оказывать помощь как лицам ищущим работу, нуждающимся в образовании или в профессиональном совете, так и работодателям заинтересованных в найме или перераспределении рабочей силы; 2) участвовать в акциях, способствующих географической и профессиональной мобильности в целях увеличения занятости, а также в мероприятиях, осуществляемых государством для того, чтобы облегчить найм и перераспределение рабочей силы. Для реализации этих целей агентство занимается разработкой контрактов по подготовке кадров, обучению ремеслу и возвращению на работу, договоров на переподготовку, целенаправленную стажировку, приобщение к профессиональной жизни, смену профессии или повышение квалификации. Агентство проводит семинары по методике поиска работы, по углубленной профориентации, по оценке уровня профессиональной компетентности.
Наряду с государственными биржами труда существуют платные частные агентства по найму рабочей силы, имеющие различную специализацию, а также посреднические бюро по трудоустройству при профсоюзах, религиозных и молодежных организациях.
Следует отметить, что деятельность бирж труда не оказывает существенного влияния на состояние рынка труда. Направления, выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываться напрямую с предприятием.
Заключение
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что управление занятостью, ее обеспечение – является одной из центральных проблем государственной политики.
Безработица обусловлена экономическими причинами. Она означает, что, во-первых, общественные ресурсы недоиспользуются и, во-вторых, часть населения имеет очень низкие денежные доходы. Безработицу экономически можно считать закономерным явлением, так как она связана с нормальным действием механизма рынка: предложение труда не должно превышать спрос на труд. Но с социальной точки зрения безработица, несомненно, является злом: она ведет к обострению социальных проблем и общественной напряженности, вызывает рост преступности. Потеря работы воспринимается человеком как психическая травма, сопровождаемая сильнейшим стрессом. Человек без работы, не принося пользы обществу, живет на средства вспоможения от государства, которые позволяют поддерживать его существование на минимальном уровне. Поэтому безработица - сложная и серьезная проблема даже для экономически развитых стран.
В заключение хотелось бы сказать, что проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Основная цель активной политики - всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:
1) содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы трудоустройства (деятельность последних нормативно регламентируется и контролируется государством, в том числе посредством лицензирования);
2) развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости через программы обучения и путем стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки, например, посредством налоговых льгот, квотирования финансовых ресурсов компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты государством зарплаты работнику во время обучения;
3) организация общественных работ, включая работы по строительству и благоустройству городов, защите земли, уходу за больными, престарелыми;
4) содействие самозанятости и предпринимательству через предоставление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей;
5) содействие занятости социально слабозащищенных групп населения (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) путем первоочередного направления на переобучение; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот для компаний, использующих труд данных категорий.
Проведение такой политики на рынке труда не только активизирует незанятых на поиск работы, но и способствует снижении материальных и нерво-психологических затрат, связанных с по иском работы. Активная государственная политика способствую росту эффективности общественного труда и снижению социальной напряженности.
Литература
1. Курс рыночной экономики /Под ред. Чепурина В. – М., 2001
2. Носова Н. Экономическая теория. – М.6 ЮНИТИ-ДАНА 2001. – 356
3. Экономическая теория /Под ред. Добрынина М, Тарасевича Л.- СПб: Питер 2000. – 426 с.
4. Экономика труда /Под ред. Погосяна Г., Жукова Л. – М.: НОРМА-ИНФРА 2002. – 393 с.
5. Абрамова А. Российский рынок труда: перспективы развития. //Тольятти-менеджер, 2003, № 9
6. Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике //Вопросы экономики, 2000, № 5, с. 31-40.
Зубарев С. Занятость населения //Самарский регион. Ежегодний информационно-аналитический альманах, 2002 г.
Зарудняя Н. Состояние и перспективы развития рынка труда // экономист., 2001, № 1.
2 Там же, с. 135
3 Экономика труда /Под ред. Погосяна Г., Жукова Л. – М.: НОРМА-ИНФРА 2002. – 39 с.
Реферат >> Маркетинг... образованием. Наглядное представление об образовательных характеристиках российской занятости дает таблица 6. В настоящее время...
Характеристика состава и структуры населения
Контрольная работа >> СоциологияИзучение состава населения 1.1 Характеристики состава населения . Источники информации К числу основных характеристик состава населения , значимых... категориями населения : 1) занятое население , кроме занятых в личном подсобном хозяйстве; 2) занятые в личном...
Лекция:
Структура занятости населения
Структура занятости населения мира претерпевает изменения. Уменьшается количество людей занятых на трудоемких работах. Растет количество, работников сферы услуг. Чем богаче страна, тем больше проявляется эта закономерность. Процент жителей, работающих в промышленном производстве, изменяется в зависимости от уровня социального обеспечения и экономики. В экономически развитых странах составляет от 20 до 25%, в новых индустриальных странах около 20%. В бедных и беднейших процент ниже, иногда менее 10.
В трудоемких отраслях процентное соотношение также варьирует от 2% в странах с развитой экономикой до 80% в бедных и беднейших.
По профессиональной занятости растет доля населения, занимающихся умственным трудом, менеджеров. Такая закономерность следствие информатизации мирового общества .
Во второй половине 20 века развитые страны совершили переход от индустриального к кибернетическому обществу, следовательно, произошли изменения в структуре и в секторах занятости. Научно-техническая революция обусловила уменьшение количества трудовых ресурсов, занятых в трудоемких отраслях, а затем в промышленном производстве. Другими словами, уменьшилось количество людей, занятых в сельском и лесном хозяйстве, в добывающей промышленности, а затем и в отраслях перерабатывающей.
Постиндустриальный этап общества предъявил спрос на интеллектуальные трудовые ресурсы, способные работать умственно. Конвейерное производство ушло в прошлое, сейчас человек управляет машинами, которые делают за него физическую работу. В настоящее время используется дорогостоящее технически сложное оборудование, которое требует специальных знаний и образования, что способствует повышению уровня образования населения, и как следствие улучшения качества жизни людей. В постиндустриальном обществе производство и потребление сместились в сторону нематериальной сферы. Если в стране большая часть населения занята в третичной сфере (здравоохранение, туризм, культура, торговля, образование, управление, банковская сфера), можно говорить, что эта страна находиться на постиндустриальном уровне развития, и что уровень профессиональной подготовки и уровень образования страны находиться на высокой ступени. В современном мире увеличивается процентное соотношение количества профессий, связанных с анализом и переработкой информации. В постиндустриальных странах об уровне образования населения можно судить по тому факту, что количество выпускников школ равнозначно количеству поступивших в высшие учебные заведения. Развивающие страны находятся в фазе догоняющего развития, на пути перехода от аграрного к промышленному обществу. В таких странах большая часть жителей занята в промышленном производстве. С учетом того, что население растет в этих странах, растет и численность рабочих. Ярким примером таких стран являются Индия и Китай, который называют «мастерская мира», как когда-то называли Англию. Во второй половине 20 века часть стран Азии и Южной Америки пошли по такому же пути развития. Это связано с переносом нерентабельных отраслей из стран Севера, которые больше внимания уделяют образованности и квалификации трудовых ресурсов, делают основной упор на подготовку высококвалифицированных кадров.
По-прежнему остается проблемой номер один в странах третьего мира безграмотность населения (около 20%).
Безработица
В 50-х годах, после модернизации экономики в странах Европы наблюдался дефицит трудовых ресурсов. В 70-80 годы, с началом научно-технической революции, произошли изменения в структуре экономике, которые привели к изменению структуры трудовых ресурсов и соответственно, структурной безработице. Не хватало высококвалифицированных специалистов, в то время как рабочих было в избытке.
В странах Азии наблюдается безработица, которая носит застойный характер. В Китае, например, без средств к существованию осталось 150 млн. человек. Такой вид безработицы носит скрытый характер, так как большинство безработных крестьяне.
В 90 годы такая проблема затронула страны Европы, в связи со структурными изменениями в управлении и хозяйстве бывших социалистических странах. В этом регионе от 6 до 6,9% трудоспособного населения были безработными. На рост безработицы оказал влияние и мировой экономический кризис. В 2011 году 200 млн. человек стали безработными. По подсчетам Международной Организации Труда для полной занятости всех безработных в мире нужно создать 600 млн. рабочих мест.
Оценка трудовых ресурсов мира и характера их использования - еще один большой и очень важный раздел географии населения и демографии. Трудовые ресурсы - это люди, находящиеся в трудоспособном (рабочем) возрасте, и работающие люди старше и младше рабочего возраста. Иными словами, в состав трудовых ресурсов входят как работающие люди, так и все другие категории людей в рабочем возрасте (за вычетом инвалидов и других людей, неспособных к труду). Сюда относятся безработные, домохозяйки, учащиеся и т.д., большинство которых потенциально трудоспособно. Однако в мире пока не сложилась единая, унифицированная система определения рабочего возраста, и по отдельным странам в этом плане существуют большие расхождения. В международной практике рабочим считается возраст в пределах от 15 до 65 лет. Исходя из этого принципа, к трудовым ресурсам относится 60-65% всего населения планеты.
По данным ООН и МОТ (Международная организация труда), на начало 90-х годов исчисление общих масштабов трудовых ресурсов мира выглядело следующим образом: население в рабочем возрасте (15-65 лет) - 3253 млн; нетрудоспособное население в рабочем возрасте (инвалиды и прочие) - 165 млн; работающие люди пенсионного возраста - 57 млн; работающие подростки (10-14 лет) - 65 млн. Итого трудовые ресурсы мира составляли 3210 млн человек или 61,2% всего населения планеты.
В большинстве государств мира и в международной статистике для исчисления трудового потенциала широко используется понятие рабочей силы или экономически активного населения, которое определяется как сумма работающих и желающих работать, т. е. зарегистрированных на бирже труда безработных. Общая их численность в мире составляет 2,8-3,0 млрд человек. Существенный недостаток этого показателя - объединение числа занятых и учтенной части безработных. Реальную численность безработных во многих странах очень трудно определить. Она фактически значительно больше официальной величины. Особенно трудно определить число безработных в развивающихся странах, прежде всего в сельской местности и среди женского населения.
В географическом плане следует отметить, что обычно уровень безработицы ниже в крупных полифункциональных центрах, где существует более емкий и разнообразный рынок труда, и, напротив, наиболее велика доля безработных в экономически отсталых, прежде всего аграрных территориях и в специализированных районах, пораженных экономическим кризисом, в так называемых «депрессивных районах».
Существует большое число различных форм безработицы. Одна из них - текучая безработица. Она означает процесс и результат замещения, вытеснения рабочих машинами, уменьшение удельного веса живой рабочей силы по сравнению с растущими масштабами производства. Другая форма безработицы - скрытая безработица. В результате развития сельскохозяйственного производства уменьшается спрос на сельских рабочих, избыток которых создает скрытую армию безработных, что приводит к «бегству» рабочей силы из деревни в город. Еще две формы безработицы - это частичная безработица, когда рабочие привлекаются по мере надобности или заняты неполную неделю и получают соответственно меньшую заработную плату, и структурная безработица, которая заключается в несоответствии вакантных (свободных) рабочих мест качеству рабочей силы. Почему в развитых странах при достаточно высоком официальном уровне безработицы сравнительно легко трудоустраивается огромная армия иммигрантов? Потому что они, как правило, замещают свободные рабочие места, не требующие особой профессиональной подготовки или квалификации и специализируются на выполнении «грязной» работы (в качестве уборщиков, посудомоек), на которую не соглашаются местные жители.
На сегодняшний день общее число безработных в мире оценивается экспертами МОТ в развитых странах в 120 млн человек. При этом еще около 700 млн человек составляют частично безработные (сезонные рабочие, занятые неполный рабочий день). Обычно об уровне массовой безработицы судят по удельному весу безработных в рабочей силе. В этом плане можно привести следующие данные. Во второй половине 90-х годов в среднем безработица в Японии составляла 3%, в США - 5%, в странах Западной Европы - 9%. Хотя, например, в последнем случае за усредненными данными скрываются большие территориальные контрасты. Так, если в Германии безработные составляли 8,8% всего экономически активного населения, то во Франции - 12,4%, а в Испании - уже в два раза больше средней величины - 22,2%.
Важно подчеркнуть, что помимо общего трудового потенциала стран и регионов, большое значение имеет анализ распределения работающего населения по отдельным сферам приложения труда. Такое исследование отражает как общий уровень развития хозяйства, так и специализацию экономики. Существует довольно много вариантов классификации видов деятельности. Один из них - выделение трех макроблоков экономики: первичный сектор - сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство; вторичный сектор - промышленность, строительство и коммунальное хозяйство; третичный сектор - непроизводственная сфера деятельности. Сопоставление занятости населения в трех главных секторах хозяйства четко характеризует сложившийся в стране или регионе тип экономики: доиндустриальный (или аграрный), когда явно доминирует первый сектор хозяйства; индустриальный - когда выделяется блок отраслей промышленности и строительства; постиндустриальный - когда максимальный удельный вес в структуре занятости населения имеет непроизводственная сфера.
В соответствии с таким подходом в середине 90-х годов в мире 48%, или почти половина всех работающих, была занята в первом секторе хозяйства, 17% - во втором и около 35% - в третьем секторе экономики. В целом для структуры мировой экономики пока характерен повышенный удельный вес занятых в сельском хозяйстве, но при этом наблюдаются разительные контрасты между двумя главными группами стран - экономически развитыми и развивающимися государствами. В первом случае пропорции занятых по секторам выглядят следующим образом: 7%, 26% и 67%, т. е. налицо господство постиндустриальной экономики. В развивающихся странах распределение носит совершенно иной, можно сказать, даже обратный характер. Соответственно, здесь на первичный сектор экономики приходится - 61% всех занятых, на вторичный - 14% и на третичный - 25%; явно доминирует аграрный тип хозяйства.
Еще более впечатляют результаты сравнительного анализа на уровне регионов и отдельных стран. Например, в Северной Америке промышленное население в девять раз превышает сельскохозяйственное население, а в Западной Европе - в четыре раза. Напротив, во многих развивающихся странах в сельском хозяйстве трудится более 80% населения. Особенно этот процент высок - более 90% - в таких странах, как Бангладеш, Афганистан, Танзания и некоторых других. Важно подчеркнуть, что в настоящее время в развитых странах формирование структуры занятости определяется следующей устойчивой тенденцией: общее число работников растет главным образом за счет непроизводственной сферы, а число занятых в сфере материального производства - в сельском хозяйстве и промышленности - постепенно сокращается.
Большой практический интерес представляет анализ распределения занятых не только по секторам экономики, но и по основным отраслям хозяйства. В международной статистике обычно используется десять категорий структуры занятости. Анализ представленных данных приводит к следующим важным выводам.
1. Для всех экономически высокоразвитых стран мира ныне характерен постиндустриальный тип экономики. Особенно ярко его черты проявляются в США, Великобритании, а также в Канаде и Австралии, где в непроизводственной сфере трудится более 70% всех работников. Экономика Японии, и особенно Германии, пока отличается от хозяйства этих стран главным образом значительно большим значением промышленного производства. Но и здесь 60% всех занятых связаны с третичным сектором.
2. Россия и Польша относятся к числу стран с индустриальной и индустриально-аграрной экономикой.
3. Пример Индонезии соответствует отраслевой структуре занятости населения в странах с типично аграрной экономикой. Отметим, что в некоторых развивающихся странах, например, в Египте, Бразилии, занятость в непроизводственной сфере также достигает высокого уровня (40,1 и 54,4%). Это происходит за счет большого числа людей, занятых в секторе личных услуг и торговли, на который приходится в первом случае более 23,8% всех занятых, а во втором - 34,9%.
Анализ отраслевой структуры занятости населения позволяет оценить многие нюансы экономического «профиля» каждой из стран. Например, уникальность Сингапура состоит в том, что здесь почти не представлены сельское хозяйство и добывающая промышленность, но зато особенно велика роль транспортных функций (10,5% всех занятых), гостиничного хозяйства (22,9%), а также сектора банковских и иных деловых услуг (10,9%).
В заключение отметим, что рост населения в мире опережает рост числа рабочих мест. С этим моментом тесно связана глобальная проблема человечества по обеспечению занятости людей и снижению уровня безработицы. Выход из создавшегося положения видится в случае развитых государств - в создании новых отраслей, особенно в третичном секторе хозяйства, перепрофилировании экономики и сокращении рабочего времени. В развивающихся странах необходимо широкое внедрение трудоемких технологий. Другая проблема - наличие серьезных территориальных диспропорций в распределении прироста рабочей силы; 90% всего прироста численности трудовых ресурсов приходится на долю развивающихся стран. Еще одна проблема связана с процессом старения населения и постепенным сокращением доли людей в рабочем возрасте. Это напрямую ведет к росту числа иждивенцев (прежде всего людей преклонного возраста) и увеличению экономической «нагрузки» на каждого занятого.
Выводы
Кроме экономических показателей уровня развития страны, существует ряд интегральных индексов: индекс гуманитарного развития, индекс устойчивого экономического благосостояния и индекс развития человеческого потенциала.
С начала XX века население земного шара возросло более чем в три раза, тогда как на первый миллиард понадобилась вся история человечества. По оценкам, в 2020 г. численность населения планеты превысит 8 млрд человек, в середине XXII в. - 10,5 млрд, а затем стабилизируется на уровне 10-12 млрд человек.
Совокупность показателей рождаемости и смертности определяет особенности темпа воспроизводства населения, т. е. формирует режим воспроизводства населения для стран, находящихся на различных стадиях демографического перехода.
Естественное движение и миграции населения определяют возрастно-половую структуру населения, важнейший показатель для анализа и прогнозирования социально-демографических характеристик населения.
Исследование национального и этнического состава населения мира входит в число важнейших задач демографии, как и изучение расового состава населения.
Так как религия оказывает большое влияние на политическую и экономическую жизнь, обычаи и культуру, на демографические и этнические процессы, рассмотрению религиозного состава населения мира в демографии уделяется большое внимание.
Контрольные вопросы и задания
I задание. («Да или «Нет»).
Коэффициент жизнеспособности - это показатель, характеризующий возможность сохранения генофонда, физиологического и интеллектуального развития нации в условиях продолжения социально-экономической политики правительства, осуществляемой на момент обследования конкретной страны?
II задание. (Выберите правильный вариант ответа).
В большинстве экономически слаборазвитых стран демографическая политика направлена на:
а) пропаганду 3-х детной семьи;
б) понижение брачного возраста женщин;
в) уменьшение рождаемости;
г) повышение темпа роста населения.