Реформы в 1985 1991. Экономические реформы: от плановой экономики - к рыночной

Политические и экономические реформы 1985-1991 гг.

Нарастание негативных тенденций в обществе привело к тому, что страна в середине 80-х годов оказалась на грани серьезного экономического кризиса. Положение в стране поставило общество перед необходимостью радикальной перестройки всех сторон жизни.

Сначала едва незаметно, затем все сильнее стали обозначаться новые явления, процессы, доселе мало предсказуемые. Стали говорить о приоритете общечеловеческих ценностей. Закончился почти десятилетний период пребывания советских войск в Афганистане, начался пересмотр отношений к этой войне. Митинги, демонстрации, зажигательные речи, забастовки. Встречи лидера страны с президентами и лидерами других стран. Создание первых неформальных организаций. В национальных республиках взвиваются флаги с национальной символикой. Заключается договор об уничтожении целого класса ядерного оружия - ракет средней дальности.

Провозглашается гласность. Пресса постепенно поляризуется. Партийное руководство один за другим покидают люди, десятилетиями находившиеся у власти. Прекращается глушение западных радиостанций. В обиход входят такие понятия, как "свободные выборы", "многопартийность", "права человека", "свобода слова". Мучительно идет поиск путей подъема экономики страны. Пустеют магазины, останавливаются предприятия, появляется безработица.

1.Общественно-политическая жизнь страны /1985-1991 гг./

В марте 1985 г. на внеочередном пленуме ЦК Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Начальный период деятельности нового руководства характеризовался попыткой модернизировать социализм. Это проявилось в решениях апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, XXVII съезда КПСС (1986 г.), XIX партконференции (1988 г.).

XIX партконференция высказалась за реформу политической системы в СССР, сущность которой заключалась в том, чтобы полностью демонтировать тоталитарный политический режим, восстановить полновластие народа; радикально перестроить советское многонациональное государство, сформировать и обеспечить гарантии многопартийности и политического плюрализма.

Стратегической целью перестройки политической системы являлось формирование правового государства и гражданского общества, где будет обеспечено верховенство закона и равенство всех перед законом, где гарантированы права и свободы каждому гражданину, где гражданин и государство будут выступать равноправными субъектами права.

В марте 1989 г. впервые в СССР состоялись свободные выборы. На I и II Съездах народных депутатов произошло оформление депутатских фракций. III Съезд народных депутатов СССР (1990 г.) впервые в истории страны ввел должность Президента СССР как главы исполнительной власти, им был избран М.С. Горбачев. Съезд отменил 6-ю статью Конституции, которая законодательно закрепляла руководящую роль КПСС в Советском государстве. Отмена 6-ой статьи способствовала активизации деятельности новых политических партий. Первой, оппозиционной КПСС партией провозгласил себя "Демократический союз" в мае 1988 г.

На первом этапе перестройки (первые три года перестройки) важнейшим элементом политической жизни стала постоянно расширявшаяся гласность. В 1990 г. она получила правовую основу - Верховный Совет СССР принял закон о печати и других средствах массовой информации.

Существенным элементом общественной жизни стали выборы новых органов власти в республиках. В 1989-90 гг. республики приняли декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными, о введении должности президентов. В марте 1990 г. высший орган власти - Съезд народных депутатов избрали россияне. С мая 1990 г. Председателем Верховного Совета России стал Ельцин Б.Н. 12 июня 1991 г. в России прошли всенародные выборы первого Президента - Ельцина Б.Н.

Весной-летом 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огареве проходили совещания глав республик. Было подписано соглашение "9+1", которое регулировало отношения между центром и республиками. Подписание договора было намечено на 20 августа. Однако, попытка государственного переворота, предпринятая группой высокопоставленных лиц 19 августа, изменила ситуацию. Практически все республики объявили о своей самостоятельности и независимости.

V Внеочередной съезд народных депутатов СССР (сентябрь 1991 г.) объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений. Высшим органом власти стал Верховный Совет СССР, часть которого формировалась из представителей республик. Был создан Государственный Совет СССР, состоящий из Президента и высших должностных лиц республик.

В декабре 1991 г. в Минске встретились лидеры России, Украины и Беларуси. Они заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г., о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), в которое вошли 11 бывших союзных республик. (без Грузии и Прибалтийских государств). Президент М.С. Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование.

2.Экономическая реформа.

На апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, а затем на XXVI съезде партии в 1986 г. был выдвинут курс на ускорение социально-экономического развития, который потерпел неудачу. В 1992 г. была выдвинута совершенно новая по своей сути реформа. Сущность экономической реформы - переход от командно-административной к регулируемой рыночной экономике.

Она предполагала:

1.Разгосударствление экономики и ликвидацию монополизма.

2.Многообразие форм собственности и равенство их перед законом.

3.Преодоление отчуждения трудящихся от средств производства и результатов труда.

4.Основным регулятором экономической жизни должен быть рынок, спрос и предложение, государство же разрабатывает и обеспечивает осуществление крупных, стратегических задач, выделяя для этого средства из бюджета.

5.Изменение приоритетов в развитии экономики, которая должна быть ориентирована на человека (на производство не ради производства, а производство ради человека)

Осуществление экономической реформы.

В начале второй половины 80-х гг. провозглашались различные пути выхода из кризиса. На II съезде народных депутатов СССР в конце 1989 г. правительство предложило свою программу перехода к "планово-рыночной экономике", рассчитанную на 6 лет. На первом этапе (1991-1992 г.) должен был быть осуществлен комплекс чрезвычайных мер. Предполагалось использовать как директивные методы управления, так и экономические рычаги, роль которых постепенно должна была возрастать. На втором этапе (1993-1995 г.) ведущее место отводилось экономическим методам руководства.

Помимо правительственной, был ряд альтернативных программ, в том числе программа межрегиональной депутатской группы, которая предлагала более радикальные меры: ускоренный переход к рыночной экономике, для нормализации потребительского рынка и обеспечения социальной защищенности трудящихся предлагалось создать два сектора на рынке:

1.ввести карточки и обеспечить всех необходимым минимумом продуктов и товаров по более низким ценам.

2.ввести свободный рынок (коммерческие цены), который должен был постепенно расширяться.

Съезд народных депутатов СССР утвердил правительственную программу. Однако, уже вскоре стало ясно, что она не действует. Положение на потребительском рынке усложнилось. В сложившейся обстановке правительство срочно приступило к подготовке целого пакета законопроектов с целью ускорить переход к регулируемой рыночной экономике.

На третьей сессии Верховного Совета СССР правительство выступило с новой программой осуществления экономических реформ (докладчик Н.И. Рыжков), в которой намечалось резкое повышение цен на продукты (на хлеб в 3 раза) и на промышленные товары с частичной компенсацией.

31 июля 1990 г. состоялась встреча Президента СССР М.С. Горбачева с Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным, на которой была достигнута договоренность о разработке альтернативной программы. Была создана комиссия под руководством академика С.С. Шаталина и Г.Я. Явлинского. Комиссия подготовила общесоюзную "Программу 500 дней".

В чем ее суть?

В качестве первого шага предусматривалась стабилизация финансово-денежной системы. При этом, цены на основные продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мере стабилизации рубля они должны были "отпускаться" по группам товаров при сохранении контроля над ценами по другим товарам. Авторы программы четко расписали по периодам, какие меры должны быть осуществлены в течение каждого из них. Это дало возможность осуществлять постоянный контроль за выполнением программы. В ней были также проработаны вопросы разгосударствления и приватизации экономики, структурной перестройки хозяйства, внешнеэкономической деятельности и валютной политики, социальной защиты населения и т.д.

В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила "Программу 500 дней" и определила ее начало-1 сентября 1990 г. Затем эта программа была изложена на Верховном Совете СССР. Одновременно был заслушан доклад Н.И. Рыжкова о правительственной программе. Обсуждение не привело к принятию ни той, ни другой программы. По предложению М.С. Горбачева была выработана единая /компромиссная/ программа, хотя эти программы концептуально были не совместимы.

19 октября 1990 г. Верховный Совет СССР утвердил новый вариант программы, получивший название "Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике". Она носила общий, не конкретный характер, не указывала сроки осуществления конкретных мер. Президентская программа фактически блокировала "Программу 500 дней", породила конфликт между Центром и Россией.

После подавления августовского путча 1991 г. создались более благоприятные условия для перехода к рынку. В октябре 1991 г. на X съезде народных депутатов РСФСР Президент России Б.Н. Ельцин объявил об осуществлении программы реформ, включающих либерализацию цен, приватизацию предприятий, создание благоприятных условий для предпринимательства. Однако время было потеряно, и реформы начали осуществляться с большими осложнениями.

3. Внешняя политика СССР 1985-1991 гг.

С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления.

Эта концепция исходило из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно решать только совместно, исходя из признания:

а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми,

б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной формы международных отношений,

в) деидеологизации международных отношений,

г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы,

д) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и важности поиска баланса интересов.

В Заявлении М.С. Горбачева от 15 января 1986 г, в подписанной им Делийской декларации /ноябрь 1986 г. /, в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому решению, мирному разрешению конфликтов, разоружению.

Новый курс внешней политики, в том числе и по отношению к своим союзникам в Восточной Европе, привел к крушению коммунистических режимов в Польше, Венгрии, Чехословакии, ГДР, Румынии, Болгарии, к объединению Германии, к распаду организации "Варшавского Договора" и Совета Экономической Взаимопомощи. Важнейшими событиями стали: вывод советских войск из Восточной Европы, и из Афганистана.

Центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось несколько встреч М.С. Горбачева с президентом США Р. Рейганом и Дж. Бушем. В 1987 г. был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 г. было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.

В марте 1989 г., во время визита М.С. Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы советско-китайские отношения. В начале 1991 г. во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака. Летом 1991 г. впервые на ежегодную встречу лидеров семи ведущих стран мира был приглашен и советский Президент. В октябре 1991 г. СССР участвовал в работе международной конференции по урегулированию положения на Ближнем Востоке. После ликвидации в декабре 1991 г. СССР начался процесс дипломатического признания бывших советских республик странами мирового сообщества. СССР взломал лед международной конфронтации, выступил лидером глобальной перестройки международных отношений, означающие окончание “холодной войны.”

Задание для самоконтроля.

1.Проблемные вопросы

1. Причины, сущность перестройки СССР.

2. Политическая реформа в СССР. Суть, методы осуществления.

3. Новые политические партии, движения, их программы.

4. Национальные отношения в 1985-1991 гг.

5. Экономическая реформа в СССР. Суть и методы осуществления.

6. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

2. Темы рефератов

1. Гласность - важнейшее условие демократизации советского общества.

2. Причины, необходимость глубоких преобразований в стране.

3. Политические портреты М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина.

4. События августа 1991 г.

3. Темы дискусси:

1. Роль и место России в международном сообществе.

2. Причины неудач преобразований в советском обществе и поиск путей их преодоления.

3. Каким Вы видите переход к рынку? Какова цена перехода?

4.Тесты для самоконтроля:

а)Кого из политических деятелей можно назвать инициатором “перестройки” в СССР?

1.Б.Ельцин

2.М.Горбачев

3.А.Сахаров

б)Вывод советских войск из Афганистана произошел в

На каком съезде КПСС была объявлена программа ускорения социально-экономического развития страны?

В каком году XIX Всесоюзная партконференция КПСС объявила об отказе коммунистической партии от руководящей роли?

д)Программа 500 дней это:

1.Программа форсированного перехода к рыночной экономике.

2.Программа перестройки сельского хозяйства.

3.Реформа политической системы.

В каком году был избран Съезд народных депутатов России?

ж)Когда была принята Декларация независимости Российской Федерации?

Работа с первоисточниками.

программы перехода к рыночной экономике "500 дней".

"Залог успеха реформы- ее комплексность и радикальность. Время для постепенных преобразований оказалось упущенным.

Необходимо... учитывать особенности сегодняшней экономической ситуации в стране. Важнейшие из них: всеобщность госсобственности и отсутствие субъекта рыночных отношений; значительная величина "отложенного" денежного спроса; гипертрофированное развитие одного подразделения общественного производства оборонной и инвестиционной сферы; неразвитость инфраструктуры и недостаточная экономико-правовая подготовка населения; низкий уровень жизни.

это диктует тактику радикальных экономических реформ: восстановление товарно-денежной сбалансированности может быть достигнуто в основном путем продажи части госсобственности, а также изменения бюджетной и кредитной политики. Государство должно отказаться от поддержки неэффективных производств, одного из секторов экономики, создавая тем самым условия для глубоких структурных преобразований. Переход к свободным ценам и единому валютному курсу обеспечивается формированием товарных и финансовых резервов; всему населению гарантируется минимальный уровень потребления. Широкому разгосударствлению будет предшествовать налоговая реформа, ограничивающая имущественные расслоения и стимулирующая производственные инвестиции. На протяжении периода преобразований 500 дней отрабатывается реформа и методы регулирования экономики" (В.П. Островский. История СССР. М. 1991 с.65)

Вопросы к тексту:

О каких особенностях экономической ситуации говорится в тексте?

О каких радикальных экономических реформах идет речь в тексте?


3.Экономическая реформа 1987 г

XXVII съезд КПСС провозгласил главными задачами - борьбу с бюрократизмом и беззаконием. Произошли изменения в составе партийной верхушки. К 1987 г. было заменено 40 % членов КПСС, 70 % членов Политбюро и 60 % секретарей обкомов. Премьер-министром теперь стал Н.И. Рыжков вместо Н.А. Тихонова, Н.В. Талызин сменил Н.К. Байбакова на посте председателя Госплана СССР. Московский горком КПСС возглавил секретарь ЦК КПСС Б.Н. Ельцин, который затем стал кандидатом в члены Политбюро. В 1986 г. становится понятным, что поставленные цели не могут быть реализованы из-за устаревшей системы государственного планирования. Резкое повышение темпов экономического роста, запланированное в новой пятилетке, не привело к положительному результату. Вскоре ситуация в стране вновь стала ухудшаться. Антиалкогольная компания еще больше усугубила состояние государственного бюджета. В январе 1987 г. произошел спад производства, что послужило началом экономического кризиса. Неудачный первый этап «перестройки» заставил новое молодое руководство задуматься о комплексной экономической реформе, главной целью которой выступало движение в сторону рыночной экономики. Проект реформы предусматривал:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
- постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения);
- отказ от монополии внешней торговли;
- более глубокая интеграция в мировой рынок;
- сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения;
- признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).

Правительство Н.И. Рыжкова летом 1987 г. представило на утверждение Пленуму ЦК КПСС план реформ, представляющих собой программу перехода к «социалистическому рынку». Новая экономическая стратегия включала в себя перевод предприятий на полный хозрасчет, расширение их самостоятельности, частичное самоуправление; привлечение иностранного капитала путем создания совместных организаций; развитие кооперативной и частной форм собственности. При этом реформа должна была сохранить старые институты государственного управления и социалистической собственности. Принятый в июне 1987 г. закон о государственном предприятии позволял организациям самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять совместную деятельность с иностранными партнерами. Изменив положение предприятий, правительство должно было изменить и систему экономики на разных уровнях. С принятием нового закона директора государственных предприятий не контролировались ни чиновниками, ни рынком. Таким образом, отсутствие рыночной дисциплины привело к активизации потребительской деятельности организаций. На данном этапе «перестройки» государственные органы полностью потеряли контроль над экономическими процессами в стране, что впоследствии затруднило переход к рынку. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации в СССР, Основы законодательства об арендных отношениях, в конце 1986 – начале 1987 гг. – первые решения о развитии кооперации. В них было провозглашено равноправие государственного и кооперативного секторов экономики. На самом деле власти, которые опасались расширения негосударственного сектора и потери контроля над ним, приняли многочисленные ограничения юридического характера. В скором времени началась борьба с нетрудовыми доходами, личным подсобным хозяйством людей. Все эти меры остановили развитие всех новых форм хозяйствования. Отсутствие источников сырья привело к тому, что кооператоры стали иметь противозаконные связи с теневыми структурами. Таким образом, ни одна из целей экономических реформ не была достигнута. Происходило дальнейшее ухудшение финансового и экономического положения страны. Национальный доход в 1990 г. по сравнению с прошлым годом снизился на 9 %. Для поддержания жизненного уровня населения власть прибегала к займам. Это послужило формированию крупного внешнего долга СССР, ответственной за который стала Россия. Второй этап экономической реформы.По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на переход к рынку. В то же время предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера. Так, он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства названных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г.
Горбачев опасался не только консерваторов, способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва, чем объясняется его постоянная задержка в реформировании кредитной и ценовой политики, централизованной системы снабжения. Все это вело к углублению экономического кризиса. Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе, предполагавшего заключение крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полное распоряжение полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади индивидуального участка и поголовья скота должны были принадлежать колхозам, которые, конечно, не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под постоянной, порой мелочной опекой районных властей.

4. Программа «500 дней» Нежизнеспособность идеологии рыночного социализма заставила правительство разработать программу выхода из кризиса. В период с лета 1989 г. до осени 1990 г. было представлено 10 крупных реформ. Комиссия во главе с академиком Л.И. Абалкиным создала свою концепцию перехода к рынку, суть которой заключалась в нацеленности соединить элементы рыночных отношений с государственным планированием. Официальная правительственная программа предлагала начало нового хозяйственного механизма не раньше 1991–1992 гг., отвергая при этом возвращение к директивной системе и быстрое вхождение в рынок через приватизацию. Немного позднее группа экономистов под руководством Г.А. Явлинского и С.С. Шаталина разработала альтернативный вариант реформ, который получил название «500 дней». Главными целями этой программы выступали быстрый переход к рынку и передача в частные руки предприятий промышленности и торговли, остальные же вопросы, такие как проведение приватизации, денежная реформа, структура политической системы, денационализация земли, были едва обозначены. С.С. Шаталин и Г.А. Явлинский обещали провести реформы без снижения жизненного уровня.

В чем ее суть?

В качестве первого решающего шага предусматривалась стабилизация финансово-денежной системы. При этом цены на основные продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мере стабилизации рубля они должны были "опускаться" по группам товаров при сохранении контроля над ценами по другим товарам. Авторы программы расписали по периодам, - какие меры должны быть осуществлены в течении каждого из них. Это давало возможность осуществлять постепенный контроль над выполнением программы. В ней были также обстоятельно проработаны такие вопросы как разгосударствление и приватизация экономики, вопросы структурной перестройки хозяйства, внешнеэкономической деятельности и валютной политики, социальной защиты населения и т.д. В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила "Программу 500 дней" и определила начало ее осуществления - 1 октября 1990 года. Затем эта программа была представлена на Верховный Совет СССР. Одновременно был заслушан доклад Председателя Совета Министров Н.И.Рыжкова о правительственной программе. Так как программа «500 дней» не соответствовала интересам номенклатуры, а именно аппарата союзных министерств, ВПК, ЦК КПСС, М.С. Горбачев выбрал концепцию программы реформ под названием «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», которая фактически не являлась программой перехода к рынку.

5.Денежная реформа 1991 г

В 1990 г. во главе правительства встал бывший министр финансов В. С. Павлов, сменивший на данном посту Н. И. Рыжкова. Приверженец консервативных идей Павлов отстаивал интересы ВПК и определенных политических и экономических кругов партийной элиты. При нем речь о приватизации и либерализации уже идти не могла. Более того, его команда взяла курс на ужесточение мер в экономике. Первый президент СССР М. С. Горбачев после обвинения В. С. Павловым некоторых зарубежных банков в дестабилизации положения на территории СССР принял решение о контроле хозяйственной деятельности предприятий и фирм (особенно совместных) органами МВД и КГБ. В результате сократился поток иностранных инвестиций в советскую экономику.23 января 1991 г. из обращения были изъяты 100 и 50-ти рублевые купюры, которые подлежали обмену в течение 3 дней. Государство таким способом пыталось пополнить бюджет и стабилизировать падение рубля. Обмен мог производиться лишь в размере месячного оклада, причем большая часть средств замораживалась. Такой экономический ход больно ударил по простым гражданам, так как предприятия незадолго до обмена получили деньги для выплаты заработной платы в крупных купюрах. Очень пострадали пенсионеры, которым в сберкассах не производили обмен из-за отсутствия мелких денежных купюр. Становилось очевидным, что в такой короткий срок население не сможет обменять значительную часть денег, и правительство решилось на продление данного срока, причем с каждым месяцем доля денежной прибыли государства сокращалась (после обмена – 10 млрд. руб., в марте – 8 млрд. руб., в апреле – 4 млрд. руб.). Но в результате непоследовательности дальнейших шагов правительства «оздоровление» рубля не состоялось. В апреле 1991 г. наличие денежной массы оценивалось как минимальное. Но в момент проведения денежной реформы произошел срыв стабилизации денежного обращения, в результате чего государственные розничные цены возросли в 3 раза, а базарные и кооперативные цены снизились. Предел покупательной способности населения был достигнут. Параллельно государство принялось выплачивать денежные компенсации и включило печатный станок. Распад Советского Союза привел к значительной эмиссии в июне-сентябре 1991 г., так как бывшие республики больше не пополняли госказну. Президент М. С. Горбачев был вынужден пойти на крайние меры и изъял из Госбанка в июле того же года на содержание государственного аппарата и армии 93 млрд. руб. Этот шаг был предпринят с нарушениями союзного законодательства, в результате чего еще доперестроечная инфляция превратилась в гиперинфляцию. Проведенная денежная реформа не изменила положение на потребительском рынке в лучшую сторону. Повышение денежной массы в обращении привело к увеличению цен на товары народного потребления и продукты питания. Встревоженное население скупало по предлагаемым ценам все, что лежало на полках магазинов, способствуя тем самым росту дефицита в стране.

Заключение

Таким образом, ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. - в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.). В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны.
В стране нарастал дефицит бюджетных средств. В 1985 г. он составил около 18 млрд. руб., в 1986 г. уже свыше 51 млрд. руб. Возникновению дефицита способствовали война в Афганистане, трагедия Чернобыльской АЭС, горбачевская антиалкогольная кампания и сокращение валютных поступлений. Увеличение денежной эмиссии привело к тому, что повсеместно с прилавков магазинов стал исчезать товар (включая самое необходимое – мыло, сахар, табачные изделия и многое другое). Чтобы хоть как-то разрешить проблему, власти вводили талоны и карточки покупателя на продукты питания (на кур, сахар, табачные изделия, масло, крупы и др.). На фоне общей тревоги за будущее по Советскому Союзу прошла волна митингов, лозунги которой пестрели от требований не повышать цены. М.С. Горбачев, пообещав стабилизировать цены, отложил проведение реформы и направил правительству программу на доработку. В результате деятельности нового руководства страны цены остались регулируемыми, правда, с 2 апреля 1991 г. они двукратно увеличились. В течение 23–25 января 1991 г. был произведен обмен 50– и 100-рублевых банкнот на купюры нового образца. В 1991 г. советская экономика находилась в глубоком кризисе. Спад производства и задолженность по заработной плате предприятий своим работникам достигли небывалого размаха. Дефицит бюджета составлял до 30 %, а внешний долг СССР оценивался в 103,9 млрд. долл. Страна переживала нелегкие времена.

К середине 80-х годов в социально-экономической и политической сферах жизни советских республик наблюдались кризисные явления. Очевидным стало безнадёжное отставание социалистического общества от более развитых стран мира. Для того чтобы избежать окончательного краха и улучшить ситуацию в стране, правительством СССР были проведены экономические реформы 1985-1991 гг.

Предпосылки к реформированию

В 80-х годах экономика Советского Союза оказалась на грани развала. По всей стране наблюдалось замедление темпов ее развития, а в некоторых отраслях народного хозяйства произошёл сильный спад уровня производства. Неэффективность социалистических методов хозяйствования выразительней всего проявлялась в машиностроении, металлургии, металлообрабатывающей промышленности и других отраслях. Хоть в 1985 г. на территории СССР производилось около 150 тысяч тонн стали, что было больше, чем в США, металла стране всё равно не хватало.

Причина этого заключалась в несовершенной технологии его плавления, при которой большая часть сырья превращалась в стружку. Ситуацию усугубляла бесхозяйственность, из-за которой тонны металла просто ржавели под открытым небом.

Экономические реформы СССР 1985-1991 гг. были необходимы не только из-за проблем в сфере тяжёлой промышленности. В начале 80-х годов в Советском Союзе провели оценивание машин и станков отечественного производства. Из всех проверенных объектов, а их оказалось около 20 тысяч, третья часть была признана технически устаревшей и непригодной к эксплуатации. Некачественное оборудование подлежало снятию с производства, но его по-прежнему продолжали выпускать.


Несмотря на то что Советский Союз особое внимание уделял развитию оборонной промышленности, она тоже оказалась неконкурентоспособной на мировом рынке. Когда на стыке 70-80-х годов во всём западном мире происходила микропроцессорная революция, в СССР огромные средства шли на поддержание гонки вооружений.

Из-за этого не выделялось достаточное количество средств на развитие науки и техники. Советское общество всё больше стало отставать от западного по уровню технологического и промышленного развития.

Политические и экономические реформы 1985-1991 годов назрели также и из-за падения реального уровня жизни населения. По сравнению с концом 60-х годов к 1980 г. доходы населения снизились почти в 3 раза. Советскому человеку всё чаще приходилось слышать слово «дефицит». Все сферы жизни поразили бюрократизм и коррупция. Происходило падение морали и нравственности простого человека.

Приход к власти Горбачёва

Весной 1985 года генсеком ЦК КПСС стал Михаил Горбачёв. Понимая, что экономика страны находится на грани краха, он провозгласил курс на её реформирование. По телевидению зазвучало новое для советских людей слово «перестройка», смысл которого заключался в преодолении застойных процессов, создании эффективного и надёжного механизма управления, направленного на улучшение и ускорение развития в социальной и экономической сферах жизни.

Этапы экономических реформ 1985-1991 годов

Реформирование советской экономики можно условно поделить на несколько этапов.
  1. В 1985-1986 годах советское правительство во главе с Горбачёвым пыталось сохранить социалистическую систему путём форсирования темпов развития НТР (научно-технической революции), переоснащения машиностроительной отрасли и активизации человеческих ресурсов.
  2. В 1987 г. началось проведение экономической реформы. Её смысл заключался в сохранении централизованного управления при переходе от административных методов к экономическим.
  3. В 1989-1990 годах объявили курс на постепенный переход от социалистической модели экономики к рыночной. Была разработана антикризисная программа «500 дней».
В 1991 г. провели денежную реформу. Восстановление экономики оказалось под срывом из-за непоследовательных действий правительства.

Экономические реформы 1985-1991 годов начались с провозглашения курса на ускорение развития страны. Осенью 1985 г. Горбачёв призвал руководителей предприятий организовать многосменный режим работы, внедрить в практику социалистические соревнования и рационализаторские предложения, следить за соблюдением трудовой дисциплины на производстве, улучшать качество продукции.

Эти действия, по мнению Москвы, должны были позитивно отобразиться на повышении производительности труда и ускорении социально-экономической сферы жизни всего СССР. Приоритетная роль отводилась машиностроительной отрасли, продукцию которой планировалось использовать для переоборудования народного хозяйства.

Объявленный М. Горбачёвым курс на ускорение подразумевал значительное увеличение темпов роста экономики. До 2000 г. советское руководство планировало удвоить производственный потенциал и национальный доход государства, поднять в 2,5 раза производительность труда.

При Горбачёве началась бескомпромиссная борьба с пьянством. По мнению политика и его окружения, антиалкогольная кампания должна была положительно повлиять на укрепление дисциплины и повысить производительность труда. Во многих регионах закрывались заводы по изготовлению винно-водочной продукции, безжалостно вырубались виноградники.

В результате такой политики производство алкогольных напитков в СССР сократилось в 2 раза. Из-за ликвидации винно-водочных предприятий страна терпела многомиллионные убытки. Нехватка денег в государственном бюджете привела к задержке зарплат. Чтобы восполнить недостающие средства, правительство приняло решение о печатании новых денег.

Экономические реформы 1985-1991 годов в СССР проявились в запрете советским гражданам получать прибыль с нетрудовых доходов. За работу по частному найму, самовольную торговлю и прочие неподконтрольные государству виды деятельности человек мог сесть в тюрьму на срок до 5 лет. Но вскоре стало понятно, что подобные меры неэффективны, и в ноябре 1986 г. появился закон, разрешающий в СССР индивидуальную трудовую деятельность.

Ускорение развития машиностроения привело к сокращению финансирования других сфер промышленности. Из-за этого из свободной продажи стали исчезать товары широкого потребления. НТР, которой в процессе перестройки уделялась особая роль, так и не получила своего развития. Кризисные явления и дальше ослабляли государство. К концу 1986 г. стало очевидно, что качественное реформирование экономики невозможно провести из-за несовершенной системы госпланирования.

Экономические преобразования 1987-1989 годов

В 1987 г. пост премьер-министра занял Николай Рыжков, обещающий за полтора года стабилизировать экономику. Его правительство развернуло серию реформ, направленных на создание социалистического рынка. Отныне предприятия переводились на хозрасчёт, им предоставлялось частичное самоуправление, расширялась сфера их самостоятельности. Организации получали право сотрудничать с партнёрами из зарубежных стран, а их руководители не подчинялись больше ни рынку, ни чиновникам. Стали появляться первые кооперативы, связанные с теневыми структурами.

Результат такой политики для СССР оказался неблагоприятным: правительство перестало контролировать экономику государства. Переход к социалистическому рынку стал невозможен. Экономические реформы 1985-1991 годов не принесли ожидаемых результатов.

Дальнейшие попытки восстановить экономику

Поиски выхода из кризиса продолжались и дальше. В 1989 г. советские экономисты Г. Явлинский и С. Шаталин разработали программу «500 дней». Её суть заключалась в передаче в руки частных лиц государственных предприятий и переходе страны к рыночным отношениям.

При этом в документе не уделялось внимание таким проблемам, как реформирование политической системы государства, приватизация недвижимости, денационализация земельной собственности, проведение денежной реформы. Экономисты обещали, что воплощение их концепции в жизнь не отразится на материальном положении населения.

Одобренная Верховным Советом СССР программа должна была вступить в силу с октября 1990 г. Но у неё был один существенный недостаток: она не отображала интересы номенклатурной верхушки. Из-за этого Горбачёвым в последний момент была выбрана другая программа, которая не смогла обеспечить переход к рыночным отношениям.

Одной из последних попыток стабилизировать экономическое положение стало проведение в 1991 г. денежной реформы. Горбачёв планировал с её помощью пополнить казну и остановить падение курса рубля. Но реформа привела к неконтролируемому росту цен и снижению жизненного уровня народа. Недовольство населения достигло предела. По многим регионам государства прокатились забастовки. Повсеместно начал проявляться национальный сепаратизм.

Результаты

Итоги экономической реформы 1985-1991 годов оказались плачевными. Вместо восстановления народного хозяйства действия правительства ещё больше усугубили ситуацию в стране. Ни одна из запланированных реформ так и не была закончена. Разрушив прежние структуры управления, власти так и не смогли создать новые. В этих условиях крах огромной страны стал неизбежным.

Стратегия ускорения. В апреле 1985 г. новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».

В сентябре 1985 i. Горбачев призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации их многосменного режима работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования.

В мае 1985 г. началась антиалкогольная кампания, которая должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда рабочих и служащих на производстве.

Для контроля за качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция - госприемка, потребовавшая роста управленческою аппарата и материальных затрат. Качество продукции от этого, однако, радикально не улучшилось.

Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионов.

Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно. Руководство страны приступило к разработке программы экономической реформы.

Экономическая реформа 1987 г.К разработке реформы Горбачев привлек известных экономистов, давно выступавших за проведение преобразований в экономике, - Л. Абалкина, А. Аганбегяна, Т. Заславскую, П. Бунина и др. В короткий срок ими был предложен проект реформы, предусматривавший следующие изменения:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

Постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения);

Отказ от монополии внешней торговли;

Более глубокая интеграция в мировой рынок;

Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения;

Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).

Этот проект с некоторыми коррективами был одобрен летом 1987 г. Тогда же был принят ключевой документ реформы - «Закон о государственном предприятии».

Несмотря на то что реальных сдвигов в экономике не произошло, одним из итогов реформы 1987 г. стало начало формирования в ней частного сектора (хотя этот процесс шел с большим трудом). Принятые в мае 1988 г. законы открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. - индивидуальной трудовой деятельностью. Это вело к фактической легализации «теневой экономики». Не последнее место в ней занимали представители номенклатуры, скопившие средства в доперестроечные времена на основе коррупции и казнокрадства. По самым скромным оценкам, ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд рублей в год (в ценах до 1 января 1992 г.).

Второй этап экономической реформы.По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на переход к рынку. В то же время предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера. Так, он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др.

Однако реализация большинства названных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г.

Горбачев опасался не только консерваторов, способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва, чем объясняется его постоянная задержка в реформировании кредитной и ценовой политики, централизованной системы снабжения. Все это вело к углублению экономического кризиса.

Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе, предполагавшего заключение крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полное распоряжение полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади индивидуального участка и поголовья скота должны были принадлежать колхозам, которые, конечно, не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под постоянной, порой мелочной опекой районных властей.

Таким образом, ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. - в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.).

В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему.

Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны.

Программа «500 дней».После выборов народных депутатов РСФСР (1990) повое российское руководство (Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б. И. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, попыталось предпринять собственные шаги по экономическому реформированию. Летом 1990 г. Г.Явлинский, академик С. Шаталин и другие экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала за этот срок провести приватизацию государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть центра. Но Горбачев отказался от поддержки этой программы.

В этих условиях руководство России заявило, что начнет осуществление предложенной программы в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада. Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997 г. Однако этот план не был даже обсужден из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991 г. Президентом России был избран Б. Н. Ельцин. Его избрание трактовалось как поддержка почти 60% участниками выборов курса на радикализацию и ускорение экономических реформ.

ДОКУМЕНТЫ


Похожая информация.


На уроке мы найдем ответы на следующие вопросы: почему М.С. Горбачев, политик, получивший Нобелевскую премию, не оказался способным спасти СССР от экономического провала? Было это следствием неправильного выбора курса реформ или непреодолимых противоречий советской экономики, излечимых только путем уничтожения СССР как государства?

На закате советской истории М.С. Горбачев (рис. 1), пришедший к власти в 1985 году, попытался спасти СССР. С экономической точки зрения Горбачевым был принят ряд шагов по оздоровлению экономики, не принесших в результате эффекта. Чтобы понять, почему реформы не сработали, необходимо глубже в них разобраться.

В 1985 г. провозглашена новая экономическая программа, курс на ускорение социально-экономического развития страны. Эта программа проводилась в жизнь с 1985 по 1987 годы.

На самом деле, хотя программа и называлась «новой», она была очень осторожна по отношению к сложившимся устоям советской экономики. По сути ничего менять не планировалось, а предполагалось более продуктивно использовать те ресурсы и производственные мощности, которые уже существовали и функционировали.

В рамках программы были проведены следующие мероприятия:

  • Максимальная загрузка производственных мощностей с помощью организации многосменного режима работы. Другими словами, рабочие трудились в несколько смен, так чтобы использовать машины и агрегаты практически круглосуточно (машинам ведь не нужен ночной отдых).
  • Введение госприемки - новой инстанции по контролю качества продукции. То есть планировалось устранить недостатки производства путем ужесточения контроля и усиления страха наказания.
  • В апреле 1986 г. вышло постановление о предоставлении каждой семье отдельной квартиры к 2000 году.
  • В мае 1986 г. было объявлено начало кампании по борьбе с нетрудовыми доходами. Целью было максимально сократить «теневой» сектор экономики.
  • В ноябре 1986 г. была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, то есть свобода предпринимательства.

Итог этих реформ практически отсутствовал. Усиленная эксплуатация оборудования приводила к его преждевременному износу и росту аварийности, вместо улучшения качества продукции были раздуты штаты чиновников госприемки, программа по предоставлению жилья не могла быть реализована из-за отсутствия финансирования, «теневая» экономика сохранила свои позиции, а эффект от появления частных предпринимателей был слишком малозначимым в масштабах экономических проблем целой страны.

Делать ставку на энтузиазм рабочих и искреннее стремление перевыполнить план было в эти годы уже невозможно. Население перестало верить в сказки про вот-вот готовый наступить коммунизм, очереди в магазинах росли, и все больше просачивалась в общество картинка красивой жизни западных капиталистических стран.

17 мая 1985 началась широкомасштабная кампания по борьбе с алкоголизмом (рис. 2). Кампания осуществляла борьбу с чрезмерным употреблением алкоголя радикальными методами, то есть наложением запретов и ограничений.

Резко сократился объем продаж спиртного, доступный для продажи алкоголь продавался в строго ограниченных торговых точках, в строго определенные часы. Цены на алкоголь повысились значительно. Вырубались виноградники.

Такие радикальные меры, к сожалению, не принесли должного эффекта. Когда дело касается продуктов, вызывающих зависимость, запреты не очень хорошо работают. Вместо сокращения зависимости населения от алкоголя страна получила расцвет подпольной торговлей водкой, массовое самогоноварение, отравление суррогатными и поддельными напитками.

Как уже говорилось выше, попытка использовать более интенсивно существующие производственные мощности приводило к их преждевременному износу. Возросло число аварий по техническим причинам.

Самой страшной техногенной катастрофой времен правления Горбачева стала авария на Чернобыльской атомной электростанции. Сложно точно сказать, был ли причиной износ оборудования, неправильно проводимые испытания или ошибки во время проектирования и строительства станции, но ущерб от этой аварии был огромен и стал катастрофой не только национального, но и мирового масштаба.

Взрыв в энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел 26 апреля 1986 (рис. 3). Радиоактивное облако накрыло районы Украины, Белоруссии и России. Ликвидация последствий аварии потребовала огромных капиталовложений. Полностью эвакуированы были город Припять и окружающие села. До сих пор вокруг взорвавшейся станции сохранена зона отчуждения. Не прибавляло авторитета советским властям и то, что факт аварии долгое время скрывался. Не были отменены первомайские демонстрации в Киеве, Минске и других городах, хотя находиться на территориях, до которых дошло чернобыльское облако и где могли выпасть радиоактивные осадки, было вредно для здоровья.

В 1987 году, после того как не оправдались надежды на успех программы 1985 года, был разработан курс более радикальных экономических реформ. Для разработки новой экономической программы были привлечены серьезные экономисты.

Основной идеей новой программы был плановый переход на управляемую рыночную экономику. В этот момент уже было понятно, что ресурсы плановой экономики в советской реализации полностью исчерпали себя. Ситуация обострялась повсеместным дефицитом и необходимостью хоть как-то прокормить население страны.

В планах ученых было заинтересовать советское общество, дать ему возможности привлечения частного капитала, снять запрет на внешнеторговую деятельность, на селе взрастить слой фермеров вместо колхозников.

В 1987 году был принят закон о государственном предприятии (объединении). В соответствии с этим законом советские предприятия переводились на хозрасчет и самоокупаемость. Теперь предприятия могли сами искать поставщиков сырья и реализовывать продукцию, в том числе путем продажи за границу.

В 1988 году были разрешены кооперативы и расширялась индивидуальная частнопредпринимательская деятельность. Сельские жители теперь могли становиться фермерами и развивать собственное хозяйство в коммерческих целях, а не только для личного пользования.

Районные и областные комитеты КПСС были лишены прав вмешательства в деятельность предприятий.

Все эти реформы, так красиво выглядящие на бумаге, на практике снова не возымели действия. Экономическое положение в стране ухудшалось с каждым месяцем, обозначился спад и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Рос дефицит государственного бюджета и государственный долг.

Острой стала нехватка товаров первой необходимости. Во многих городах СССР была введена карточная система, чего население не видело с послевоенных времен. По карточкам выдавали сахар, чай, табак (рис. 4).

В результате реформ действительно началась частная предпринимательская деятельность, но развивалась она не очень активно. Часто предпринимательство использовалось для легализации капиталов, заработанных в «теневом» секторе экономики.

Реформа осложнялась также тем, что ранее господствовавшие институты, оплоты плановой экономики, всячески преобразованиям сопротивлялись. Такие структуры, как Госплан, Госснаб, министерство финансов осложняли и замедляли всеми способами ход реформ.

Причины неудачи горбачевских экономических реформ - спорный вопрос российской истории. Одновременно обострились кризисные явления и в политической, и в экономической, и в идеологической сферах. Сам М.С. Горбачев говорил впоследствии об ошибках в ходе проведения реформ, сыгравших серьезную негативную роль.

В декабре 1990 года, признав провал политики Перестройки в экономике, глава правительства Н.И. Рыжков подал в отставку.

Ученые стали разрабатывать новые планы по выходу из кризиса. Принят был консервативный план поэтапного введения в стране рыночных механизмов с контролем государства над развитием частного сектора. По сути, это была попытка по-прежнему придерживаться «гибридной» планово-рыночной модели.

Этот план не был единственным. Г.А. Явлинским (рис. 5) и С.С. Шаталиным был разработан более радикальный план. Он был изложен в программе «500 дней». Предлагался быстрый переход к рынку, приватизация госсобственности и привлечение частных инвестиций. Образцом для составления программы экономисты взяли аналогичную программу, реализованную в Польше. Программа «500 дней» не была принята к действию и осталась в истории лишь альтернативным планом.

К концу 1990 года стало понятно, что СССР не способен на реформирование в области экономики. Радикальные варианты, такие как «500 дней», Горбачев брать в реализацию не решался, а любые полумеры оказались в СССР неприменимыми.

Тем временем обострились проблемы во всех сферах экономики. Страна оказалась на пороге полной катастрофы.

Иллюстрации

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Список литературы

  1. Киселев А.Ф., Попов В.П. История России. ХХ - начало XXI века. 9 класс. - М.: 2013. - 304 с.
  2. Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н. История России: начало XX - начало XXI века. 10 класс. - М.: 2016. - 368 с.
  1. Видеолекция «Ускорение М. Горбачева» ().
  2. Статья об антиалкогольной кампании ().

Домашнее задание

  1. Какие проблемы СССР привели к необходимости проводить экономические реформы?
  2. Что бы вы предложили для проведения успешной кампании по борьбе с алкоголизмом?
  3. Какие государственные структуры сопротивлялись внедрению элементов рыночной экономики? Как вы думаете, почему?
  4. Расспросите старших родственников о дефиците 1980-х гг. Оформите сведения, которые вы узнали, в форме краткого эссе.