Современные экономические модели развития. Основные модели экономик развитых стран

  • 6. Лабораторный практикум
  • 7. Практические занятия (семинары)
  • 8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)_____________________________
  • 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
  • 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
  • 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
  • Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по курсу «Экономика» проблемы всемирного хозяйства и современные международные отношения
  • Часть I. Интернационализация и глобализация мировой хозяйственной жизни
  • Тема 1. Долгосрочные тенденции мирового хозяйственного развития
  • Литература
  • Основные модели социально-экономического роста в современную эпоху
  • Методические рекомендации
  • Современный рынок и его основы
  • Литература
  • Принципы менеджмента.
  • Литература
  • Тема III. Японская школа менеджмента - эффективность и качество
  • Литература
  • Тема IV. Восточный (азиатский) стиль управления - слагаемые стратегии успеха
  • Литература
  • Методические рекомендации
  • Базовые принципы трех школ менеджмента западный/американский или классический менеджмент
  • Японский менеджмент
  • Восточный/азиатский/китайский менеджмент
  • Три основных типа современного менеджмента: критерии организации
  • Основная литература по курсу
  • Учебные задания к семинарским занятиям по курсу «Экономика»
  • Тема 1. Интернационализация и глобализация мировой хозяйственной жизни. Долгосрочные тенденции мирового хозяйственного развития
  • Методические рекомендации
  • Контрольные вопросы для подготовки к семинару:
  • Тема 2. Основные модели социально-экономического роста в современную. Эпоху
  • Примерный перечень вопросов к экзамену
  • Тематика творческих работ по курсу «Экономика»
  • Учебно-методическое пособие по курсу «Экономика»
  • Контрольные вопросы для самоподготовки:
  • Кардинальные сдвиги в условиях международной специализации.
  • Контрольные вопросы для самоподготовки:
  • I.I.2. Транснациональный предпринимательский капитал.
  • I.I.3. Интеграционные процессы в современном мире как непосредственная форма реализации движения к открытой экономике.
  • Контрольные вопросы для самоподготовки:
  • I.I.4. Структурные сдвиги во всемирном хозяйстве и международном экономическом обмене. Новые и традиционные отрасли.
  • Мировые рынки наукоемкой продукции и конкурентная борьба на них.
  • I.I.5. Эволюция и проблемы развития мировой валютно-финансовой системы. Возникновение, становление, основные этапы и закономерности развития.
  • Сфера международного кредита и основные тенденции развития рынка ссудных капиталов.
  • Международный кризис задолженности и его урегулирование - проблемы и перспективы.
  • Контрольные вопросы для самоподготовки:
  • Мировой финансово-экономический кризис: взгляд на проблемы, противоречия и перспективы урегулирования
  • I.II. Основные модели социально-экономического развития в современную эпоху.
  • I.II.1. Категория оптимальности общественного развития и формы ее реализации в современных общественных моделях.
  • I.II.2. Американская модель и ее особенности.
  • I.II.3. Социал-демократическая модель общественных отношений.
  • I.II.4. Японское "экономическое чудо" - слагаемые стратегии успеха.
  • I.II.5. Стратегии социально-экономического роста и прогресса новых индустриальных стран
  • Новые индустриальные страны (нис): стратегии роста и их реализация, проблемы, перспективы
  • Контрольные вопросы для самоподготовки:
  • II. Современный рынок и основы его функционирования
  • II.I. Принципы маркетинга
  • II.I.1. Основы формирования рынка
  • Предпосылки создания рыночной экономики в переходный период.
  • Отношения собственности, их эволюция и роль в развитии современного рынка. "Экономика участия"
  • Контрольные вопросы для самоподготовки:
  • II.I.2. Маркетинг как рыночная дисциплина Современная конкуренция и понятие конкурентоспособного товара.
  • Основные принципы маркетинга и этапы эволюции маркетинговой стратегии
  • Концепция жизненного цикла товара /продукта
  • Внутренняя и внешняя среда маркетинга
  • Целеполагание - основа стратегического планирования в маркетинге.
  • Исследование рынков как базис целеполагания.
  • Оценка экспортных возможностей предприятия.
  • II.I. Ценовая политика.
  • II.I.4. Информационное обеспечение экспортного маркетинга.
  • Прогнозирование рынков.
  • Защита интеллектуальной собственности предприятия.
  • II.I.5. Фосстис - формирование спроса и стимулирование сбыта.
  • II.II. Принципы современного менеджмента. Сопоставительный анализ трех школ менеджмента и оптимизация стратегии управления организацией и персоналом.
  • II.II. 1. Управление человеческими ресурсами - ядро системы современного менеджмента. Общие подходы и механизмы их реализации.
  • Контрольные вопросы для самоподготовки:
  • II.II.2. Западный стиль управления - особенности теории и практики
  • Базовые принципы трех школ менеджмента западный/американский или классический менеджмент
  • Японский менеджмент
  • Три основных типа современного менеджмента: критерии организации
  • Психология производственного поведения, условия мотивации и использование теорий личности в процессе управления
  • Формирование организационной структуры компании и комплектование штатов
  • Контекст организаций. Стратегии адаптации к неопределенной окружающей среде.
  • Руководство организацией и персоналом - основные концепции.
  • Контрольные вопросы для самоподготовки:
  • II.II.З. Японская школа менеджмента - эффективность и качество
  • Контрольные вопросы для самоподготовки:
  • Контрольные вопросы для самоподготовки:
  • Перечень принятых сокращений основных терминов
  • Сведения о преподавателе игнацкая марина анатольевна
  • I.II. Основные модели социально-экономического развития в современную эпоху.

    I.II.1. Категория оптимальности общественного развития и формы ее реализации в современных общественных моделях.

    Основные идеи и направления эволюции моделей развития современного мира дадут вам наиболее полное и адекватное представление оглавных закономерностях, тенденциях и перспективах развития обществ с социально-ориентированной рыночной экономикой (в том числе и особенно с учетом требований эпохи ИР).

    Практической целью, которую следует реализовать в ходе изучения моделей социально-экономического роста и прогресса, является поиск оптимального пути развития рыночной экономики в условиях информационной революции.

    Оптимальная модель стала продуктом длительной эволюции в XX веке. Она реализует себя в системе регулируемой рыночной социально-ориентированной экономики. Основными направлениями развития или составными частями формирования этой модели стали:

      структурные сдвиги в функционирующем капитале акционерных компаний, фирм, корпораций, сопровождавшиеся дальнейшим размежеванием капитала-собственности и капитала-функиии, а также изменениями в них самих;

      развитие системы экономического регулирования и вызревание в ее рамках оптимальной формы соединения рыночных регуляторов с плановой формой ведения предпринимательства;

      процессы социализации системы экономического управления и отношений собственности.

    Все эти три компоненты образуют единую, взаимосвязанную систему, хотя каждому направлению развития и присуща определенная автономность.

    Структурные сдвиги в функционирующем акционерном капитале, как основной форме предпринимательства, сопровождаются ростом удельного веса заемных средств и отражают изменения в соотношении производительного, торгового и банковского капиталов в сторону повышения роли последнего и укрепления его лидирующего положения. Усложнение системы экономической организации и управления сопровождалось их дальнейшей децентрализацией, размежеванием функций между высшими и низшими звеньями управленческой цепи и формированием новых жестких требований к управленческому персоналу на всех уровнях.

    Система экономического управления и регулирования в современном виде складывается из трех основных элементов:

      планового ведения хозяйства на локальном уровне (то есть на уровне предприятий, компаний и т.п.);

      регулирования в масштабах отрасли или экономического комплекса на уровне концернов, финансово-промышленных групп, различных объединений и ассоциаций;

      государственного экономического регулирования, призванного обеспечить в масштабах всей экономики максимально возможную пропорциональность, непрерывность и синхронность производства, то есть решить те задачи регулирования, которые структуры среднего уровня реализовать не могут.

    В рамках этих регулирующих структур функционирует рынок и рыночные механизмы, которые связывают локальные структуры между собой через систему товарно-денежных отношений. Регулирование всего комплекса рыночных связей способствует минимальному проявлению их негативных сторон, сохраняя и стимулируя в то же самое время их преимущества - режим конкуренции, противодействие монополизации, утилизацию достижений НТП в производстве и т.п.

    Сдвиги в системе менеджмента и экономического регулирования непосредственно связаны с новой ролью человеческого фактора в условиях НТР и особенно ИР. Значение модели экономической демократии или, как ее еще называют, экономики участия состоит в снятии основного противоречия, порожденного прежним отчуждением работника от систем управления и отношений распределения, в его включении в данные системы и в формировании на этой базе современной высшей ступени трудовой мотивации как безальтернативного фактора общей социально-экономической эффективности. Экономическая демократия проложила путь к формированию основ экономического самоуправления. Эти сдвиги в организационных структурах сопровождаются прогрессивными изменениями в отношениях распределения, происходящими при активной государственной политике в области доходов.

    Охарактеризованные тенденции проявляются на национальных уровнях в многовариантной форме, воплощая национальную специфику и общую неравномерность развития. Этим можно объяснить различия в степени участия государства в процессе воспроизводства, в условиях и методах его регулирования, в конкретных формах и степени реализации модели экономической демократии, в структурных параметрах и особенностях функционирующего капитала, в области социальной политики и во многом другом.

    На практике такой поиск оптимальности, с разными вариантами которого вы познакомитесь, естественно, до сих пор далек от совершенства, однако, вместе с тем, он дает четкие представления о том, какие именно объективные закономерности лежат в основе социально - экономического прогресса вне зависимости от конкретно-национальной специфики. Особое внимание в этой связи рекомендуется уделить современным стратегиям НИС, которые демонстрируют быструю и эффективную интеграцию в структуру современного всемирного хозяйства и МРТ.

    Анализируя категорию оптимальности, примените критерии, предложенные американским философом Э.Фроммом, который писал о том, что со временем на смену всяческим "капитализмам" и "социализмам" придет единое общество, которое вберет в себя все достоинства этих систем и избавится от их недостатков. Э.Фромм назвал его обществом РГЭ - обществом разума, гуманизма и экологии. По существу те же высшие, критерии были заданы и нашим великим соотечественником В.И. Вернадским, который говорил о наступлении эпохи ноосферы - единой культурно-природной общепланетарной системы, которая и будет представлять собой среду обитания человечества.

    Конкретизация указанных высших критериев оптимальности лежит в плоскости реальных итогов социального развития и прогресса того или иного общества, о котором судят по достигнутому уровню его социализации, то есть по степени и по качеству удовлетворения непосредственных потребностей человека, а также по укреплению гуманных начал во всех сферах жизни.

    Таким образом, категорию оптимальности предлагается трактовать на основе общей социально-экономической эффективности роста, в обеспечении которого наиболее существенной становится социальная отдача и экологическая составляющая. Оптимальными могут считаться такие модели общественного устройства, которые прошли проверку временем и исторической практикой, доказав свою социальную, экологическую и экономическую эффективность. Как правило, именно о них в повседневной жизни люди вспоминают чаще всего, когда речь идет о достигнутом высоком качестве жизни и прогрессивных путях развития общества в целом (например, знаменитый американский стандарт и воплощение "американской мечты").

    Вместе с тем, существенно отметить, что знание опыта подобных моделей еще не гарантирует автоматически их эффективности в условиях иных обществ. Опасность здесь кроется в чисто механическом перенесении на чужую почву в конкретно-исторические реалии других стран и народов того, что составляет национальную специфику. Однако, даже в этом случае остаются общие закономерности, черты, характеристики и параметры развития, без которых путь к цивилизованному обществу и социально-ориентированному рынку реализован быть просто не может. Именно на них и рекомендуется сосредоточить свое внимание, в первую очередь.

    Для практической реализации категории оптимальности развития требуется постоянное, взятое в динамике соотнесение совокупных затрат общества в целом (а не только его финансовых вложений) с достигаемыми результатами - социальными, экологическими и экономическими, а также - со сроками такой реализации. Задача оптимизации социально-экономического роста подразумевает сведение к минимуму совокупных общественных затрат при максимизации результатов, среди которых вперед выходит социальная и экологическая отдача, причем за исторически кратчайшие сроки.

    В современном мире существуют многообразные пути реализации поставленной цели, что можно проследить через выделение наиболее существенных характеристик предлагаемых к изучению моделей. В общем виде здесь выделяются два основных направления как исторически сложившиеся тенденции развития:

      первое выдвигает на передний план права и свободы индивидуального человека;

      второе - человека коллективного, то есть взятого в контексте семьи, общины, клана, нации, государства, страны как основополагающих категорий; здесь речь идет об основном подходе социал-демократической традиции, которая придерживается той исходной предпосылки, что не только сами граждане, но и общество в целом должно позаботиться о нуждах своих членов.

    Американская модель:

      ставка на Личность и ее деловые качества;

      всемерное поощрение предпринимательства посредством государственной экономической и социальной политики; правовое государство;

      государственные социальные программы - расходы государства на социальные нужды общества составляют более 18% ВВП;

      максимальное развитие демократии, в основе которой лежат права личности, и ее институтов (что одновременно является и проблемой данной модели).

    "Шведский социализм":

      основной упор на реализацию принципов социальной справедливости, которая трактуется как равномерность в распределении доходов и полная занятость;

      мощные социальные программы - государственные расходы на социальные нужды составляли 34% ВВП;

      демократизация общества посредством роста роли профсоюзов;

      основные проблемы связаны со снижением темпов роста и общей эффективности в условиях чрезмерной централизации государственной власти и ее социальной функции (функциональная перегрузка государства).

    Японская стратегия роста:

      основной упор на достижение максимальных темпов экономического роста, что обеспечило выход в лидирующую группу стран мирового экономического сообщества;

      роль государства в социальном обеспечении общества минимальна - на социальные расходы идет 9-11% ВВП;

      главные социальные функции - у компаний (система пожизненного найма; все социальные блага с гарантией, в том числе прямые выплаты из корпоративных прибылей до пяти бонусов в год, при том, что бонус равен среднемесячной зарплате);

      проблемы связаны с максимальной социальной ценой данного типа социально-экономических отношений (развитые страны Запада ее платить не хотят в ущерб демократии).

    Стратегии новых индустриальных стран:

      японская модель в миниатюре, основанная на максимизации темпов экономического роста посредством реализации стратегии поиска собственной экономической ниши на мировом рынке;

      прорыв в мировую экономическую элиту обеспечивается за счет максимальной открытости рыночного хозяйства при жестко-авторитарном типе государственной власти (исходная посылка: до демократизации сначала надо дорасти экономически);

      новый элемент, которого до сих пор нет в полном объеме ни в одной стране с развитой экономикой: беспрецедентная система поощрения деловой активности с помощью налогообложения, в котором основной упор делается на снижение налогов на прибыль, хотя во всем мире практикуется прогрессивное налогообложение; низкие налоги рассматриваются как мощный стимул к труду, новаторству, деловой активности и к максимизации числа предпринимателей;

      проблемы связаны с социальными издержками роста и низким уровнем политической демократизации общества.

    Современные модели социально- экономических процессов как выражения их специфики: американская, германская, шведская, французская, китайская

    Современные модели социально-экономических процессов в разных странах формировались под влиянием соответствующих объективных и субъективных факторов развития общества, в том числе под влиянием рассмотренных теоретических концепций. В каждой стране реализовались те или иные из этих концепций, нередко в определенном сочетании. Это нашло воплощение преж де всего в моделях развития их экономики и в немалой степени определило их специфику.

    Экономическая модель - это формализованное описание эко номического процесса или явления, структура которого опреде­ ляется его объективными свойствами. Отображение экономичес кого явления в определенной экономической модели основыва ется на сравнительном анализе, который заключается в фиксации исследуемого явления и рассмотрении специфики его развития в рамках мирового хозяйства.

    Основу любой современной государственной политики той или иной страны составляет не вообще рыночная экономика, а ее на циональная модель. В социально-экономическом исследовании понятие «национальная экономика» подразумевает:

    пространственно определенную и национально специфичес кую организацию экономической жизни;

    экономический потенциал страны;

    национальный рынок, место страны в мировой экономике;

    специфику форм проявления универсальных экономических причинно-следственных связей (рост производительности и сни жение трудоемкости изделий);

    повышение доли сбережений по мере роста доходов;

    воздействие экспорта и импорта на экономический рост;

    степень государственного вмешательства в экономику (от почти свободного рыночного хозяйства до его полного огосудар ствления);

    создание национального экономического порядка;

    традиции и национальную психологию, объясняющие пове денческие реакции членов общества.

    Перечисленные элементы необходимы для возведения экономи ческой модели той или иной страны. Многие исследователи полага ют, что определяющим фактором экономической модели является менталитет. Действительно, экономическая наука имеет дело с со циумом, который имеет исторические традиции, национальный характер и менталитет, политические пристрастия и приспосабливает к этим признакам инструментарий экономической политики. Сфор­ мировавшиеся под воздействием этих факторов системы настолько различны, что порой трудно выделить их экономическую общность.

    1. Американская модель

    Становление и развитие американской экономической моде­ ли сопровождалось чередованием периодов усиления рыночного конкурентного механизма с периодами государственного регулирования экономики. Несмотря на традиционную приверженность ценностям экономической и личной свободы, большинство аме риканцев разделяло в период кейнсианства многие положения теории и практики социально ответственного государства или так называемого государства всеобщего благоденствия.

    С начала 80-х гг. стало очевидным, что роль государства в ры ночной экономике имеет пределы, что оно не должно подавлять основы рыночного механизма, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей, нарушать оправданные пропорции между накоплением и потреблением. Теоретическим обоснованием ог раничения социально-экономических функций государства стали исследования М. Фридмена, который, признавая особую приро ду общественных благ и ответственность государства за их обеспечение, исходил из того, что государство должно реализовывать свои обязательства с помощью частных институтов через рыноч ные механизмы. К рубежу 80-х гг. стали явственными негативные проявления государственных функций. Это вызвало неолиберальную революцию, которая в своих основных проявлениях была поддержана не только республиканцами, но и демократами.

    В последние десятилетия, и особенно в 90-е гг. XX в., можно было констатировать снижение доли государственных расходов в экономическом росте, обусловленное, с одной стороны, усилени ем рыночных сил в экономике, упором на всемерное развитие и поощрение предпринимательства, а с другой - факторами геопо­ литического плана (окончанием «холодной войны», возможнос­ тью уменьшения.расходов на военные нужды). При этом государ ственный сектор в США с точки зрения его отраслевой структу ры концентрируется помимо военно-силовых направлений больше всего в инфраструктурных отраслях (транспортная сеть - мосты, дороги, трубопроводы; отдельные подразделения энергетики -атомные электростанции; наука; а также отрасли, обеспечиваю щие воспроизводство рабочей силы - образование и здравоохра нение). Государственная собственность в США практически пол ностью отсутствует, что заметно отличает американскую экономику от экономики других развитых стран.

    Тем не менее некоторое государственное вмешательство в эко номику продолжает сохраняться: эмиссия денег и денежное регу лирование; создание и поддержание правовой базы рыночных от ношений, включая законодательную защиту частной собственно сти и прав потребителей; поддержание конкурентной среды и меры, направленные на недопущение монополизации экономики; производство общественных благ, включая услуги образования, фундаментальной науки, реализацию задач по обороне страны, правоохранительной деятельности и т.д.; минимизация негативных побочных эффектов от рыночной деятельности, в частности дея тельность по охране окружающей среды; преодоление чрезмерной социальной дифференциации в обществе, поддержка социально уязвимых групп населения.

    Признается роль государства в реализации следующих нацио нальных приоритетов XXI в.:

    дальнейшая стабилизация роста экономики, выработка сбалансированной макроэкономической политики с целью достиже ния устойчивого развития с учетом экологических и социальных требований;

    содействие росту производительности труда в осуществлении инновационной политики, прежде всего по ускоренному развитию НТР и в первую очередь фундаментальной науки, поддерж ки информационных технологий;

    всемерное содействие развитию образования и повышению квалификации рабочей силы, усилению его влияния на экономи ческий рост и уровень жизни американцев;

    обеспечение социальной функции государства посредством оптимизации программ в сфере пенсионного и медицинского стра хования и вспомоществования, поддержка семейных ценностей;

    Реализация позитивного эффекта от глобализации американской экономики.

    Принципиально важным является повышение степени приори тетности в бюджете государства инвестиционных вложений в чело веческий капитал, т.е. в образование, профессиональную подго товку и переподготовку специалистов, а также в здравоохранение.

    Так, государственное финансирование системы образования всех уровней (начального, среднего и высшего) из фондов федерального правительства, а также местных властей в США составило в 1999 г. около 500 млрд долл. Свыше 46% всех расходов на здравоохранение (более 1000 млрд долл.) в конце 90-х гг. приходилось на долю США.

    Американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской активности, «обогащения» наиболее активной ча сти населения. Для уменьшения социальной напряженности мало­ обеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уро вень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Эта модель учитывает социально-культурные особенности нации - массовую ориентацию на достижение личного успеха.

    Политика правительства США в области занятости направлена на обеспечение стабильного функционирования рынка труда, отличающегося крайней мобильностью, а не на формирование за­конодательной базы, ограничивающей увольнения. Это объясня ется в основном быстрым ростом сектора малых предприятий, создающих новые рабочие места. Законодательство США защища ет работников от дискриминации. Об увольнении или необходи мости переподготовки работники извещаются за 60 дней, причем закон не требует предварительных консультаций с профсоюзами. В правовом регулировании трудовых отношений суд исходит из признания банкротства периодом экстремальной ситуации, а также из того, что является высшей целесообразностью в этой ситу ации: расторжение трудового договора, ликвидация самой орга низации, попытка сохранения производственной деятельности организации-должника. Законодательством предусмотрены про­цедуры выплат работникам, увольняемым из организации-долж ника.

    Джордж Буш сменил практически весь экономический блок своей администрации. Спустя два года после своего избрания он всерьез занялся модернизацией экономической модели США. Доллар - главная резервная валюта планеты, поэтому весь мир с тревогой наблюдает, что происходит в Америке. Если президент и его новые советники сделают ставку на американский экспорт, им неизбежно придется ослабить курс национальной валюты. От того, как поведет себя доллар, напрямую зависит экономический баланс мира. Учитывая войну в Ираке, претензии США на полный контроль за нефтеносным Ближним Востоком, интрига становится более запутанной. Мало хороших новостей и из сектора высоких технологий. Так, компания Gateway, третий по объемам производитель компьютеров в США, в 2002 г. отказалась оплачивать своим сотрудникам, рождественские каникулы; о своем банкротстве объявила вторая по величине авиа-компания - United Airlines..

    Слабые показатели демонстрирует розничная торговля - глав ный двигатель американской экономики. В ноябре 2002 г. без­ работица охватила 6% активного населения - это самый высо кий уровень за последнее десятилетие.

    Экономическую модель США сильно деформировала война в Ираке, изменившая характер распределения рисков: не частный капитал, а именно государство, призванное представлять публичные интересы, станет наиболее активным агентом в ры ночных операциях. Активные военно-политические интервен­ ции потребуют увеличения федеральных расходов, а следова тельно, увеличения налогового бремени и более активного вме­ шательства государства в экономическую жизнь страны. Противоречивость такой позиции отражает колебания внутри политической элиты.

    2. Германская модель

    Благодаря мудрой исследовательской стратегии, своевремен­ ным и плодотворным реформам, проведенным Л. Эрхардом, современная Германия по величине ВВП является лидером среди стран ЕС и занимает одно из ведущих мест в мире. Для герман ской модели характерна рыночная экономика с высокой долей свободы выбора предпринимательской деятельности, профессии, распоряжения частным имуществом (включая средства производ ства), стиля потребления и т.д.

    Государственный контроль сводится в основном к контролю за сохранением конкуренции, опасность подавления которой возникает при сосредоточении в одних руках производства какого-то вида из делий. Неблагоприятное положение мировой экономики, трудности перехода бывшей ГДР от командной экономики к рыночной в условиях слабой конкурентной способности предприятий обнажили слабые места в экономике Германии, которая стала отставать в информационных технологиях, в тех отраслях, где была традиционно сильнее других европейских стран. Традиционно высокая средняя зарплата рабочих обусловливает дороговизну немецких товаров на мировом рынке. В связи с этим предполагается реформация доро гостоящей системы социального обеспечения и народного образо вания, отступление государства из многих областей частной эконо­мики, сокращение бюрократического аппарата.

    Необходимо найти оптимальный компромисс между большими социальными гарантиями и свободой действия предпринимателей.

    В экономическом плане Германия является классическим государством-экспортером: практически не имея природных ресурсов, она занимает второе место в мире (после США) по экспорту това ров и услуг, и прежде всего по экспорту автомобилей и станков. Стабильность германской экономики обеспечивают мелкие и сред ние фирмы, которых насчитывается около 3 млн.

    После объединения Восточной и Западной Германии пришлось уравнять их системы социального обеспечения. Огромное количество восточных немцев (до 20%) осталось без работы, а значит, без средств к существованию; пособия по безработице едва хватает на самое необхо димое. Часто можно слышать мнение, что ФРГ взвалила на себя груз объединения, не просчитав многих последствий этого процесса. В пос леднее время благодаря усилиям федерального правительства безрабо­ тица уменьшилась на 11-12%.

    В Германии очень развита система тарифных соглашений: за круглым столом собираются представители руководства предприятия, всех организаций - как общественных, так и политических, которые рассматривают вопросы заработной платы, отпусков, со циальных страховок, пособий.

    Социальная политика основана на предоставлении всем фор мам хозяйства (крупным, мелким, средним) возможностей ус тойчивого развития. Особым покровительством пользуются мел кие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. На одной из встреч министров финансов стран ЕС было решено, что Германия и другие страны должны увеличить экспорт в страны Азии, Америки, чтобы обеспечивать появление новых рабочих мест, выполнять требования профсоюзов об открытости вопро­сов зарплаты. Принятый во Франкфурте европейский пакт ус тойчивости европейских национальных валют должен способствовать стабилизации в экономике и уменьшению социальных проблем. Но при этом рекомендовано учитывать следующее: а) в области занятости нельзя руководствоваться только конъюнктурой рынка;

    б) стоимость работы не должна быть слишком вы сокой.

    3. Шведская модель

    Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Шве ции как одного из самых развитых в социально-экономическом от ношении государств. В конце 60-х гг. в экономической модели Шве ции стало наблюдаться успешное сочетание экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. На протяжении многих десятилетий в Швеции использовалась централизованная система переговоров мощных организаций профсоюзов и предпринимателей о заключении коллективных договоров в области заработной платы.

    Шведская модель преследует две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы эко номической политики. Активность на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде -всего сфера перераспределения, а не госу­дарственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

    Доминирование указанных целей шведской модели может быть объяснено уникальной активностью рабочего движения. Начиная с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) у власти находится Социал- демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ), с которой в течение десятилетий тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движе ние в стране. Швеция отличается от других стран главной и неизмен ной целью экономической политики - полная занятость населения, что, естественно, вызывает активную поддержку и одобрение народа.

    Перечислим принципы, которые обеспечили этой стране раз витие на протяжении длительного времени без социальных потрясений и глубоких политических конфликтов при одновременном наличии высокого уровня жизни и социальных гарантий:

    в политической сфере - высокий уровень развития политичес кой культуры, кооперационный характер отношений между разны ми социальными слоями и политическими партиями на основе вза имного понимания коренных интересов, социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);

    в экономической сфере - высокая конкурентоспособность в промышленности, основанной на интеграции науки, образования и производства; взаимодействие государственных институтов с частным бизнесом; интеграция различных сфер деятельности, от производства новых знаний до их освоения инновационным пред принимательством и создания инновационного климата;

    в социальной сфере - возрастание значения человеческого фактора - высококвалифицированного и творческого труда, со­циальной направленности государства и экономической стабиль­ ности общества.

    Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обес печенных слоев населения.

    Главный фактор данной модели - сохранение основных средств производства в частном владении. Доля государственных расхо дов составляет около 70% ВВП, причем более половины из них направляется на социальные цели.

    Шведская модель организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жиз ненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за счет высокого качества продукции.

    4. Французская модель

    Особенность экономической модели Франции - высокая доля государственного сектора, сформированного в результате троекратной (1936, 1945, 1982 гг.) национализации. Даже после реа лизации двух масштабных программ приватизации (1986-1988 и 1993-1997 гг.), проводившихся правыми правительствами, доля государства в ВВП остается одной из наиболее высоких.

    После победы на президентских выборах 1995 г. Жак Ширак начал проводить политику ослабления хозяйственной деятельно сти государства. Однако проведение правительством реконструк ции и оздоровления государственных предприятий только усилило позиции государства в экономике.

    В 1997 г. изменилась концепция приватизации: произошел отказ от универсальных для всех компаний моделей разгосударств ления; государство взяло на себя реструктуризацию приватизируемого предприятия, его подготовку к выходу на рынок акционер ного капитала; сохраняется высокая степень контроля государства над приватизированными объектами.

    Государственные предприятия Франции традиционно разде ляются на две группы: административные учреждения и акцио нерные компании. Статус административного учреждения (госу дарственного предприятия общественной службы) содержит отдельные элементы административного права, хотя в целом де­ ятельность этих учреждений регулируется нормами коммерческого права.

    Таковыми являются предприятия, выполняющие функции обще ственной службы и, как правило, являющиеся монополиями: в от-, расли транспорта - Национальное общество французских железных дорог, Автономная компания парижского транспорта, Эр Франс; в отрасли энергетики - Электрисите де Франс, Гас де Франс, Наци ональная компания Роны, Генеральная компания ядерных веществ; в области связи - Генеральная дирекция почты и связи.

    Государственное предприятие может быть также юридическим лицом частного права и иметь статус акционерной компании (промышленные предприятия коммерческого сектора, крупные банки и др.). В этом случае большая часть капитала компании должна принадлежать либо государству, либо другому государственному пред приятию. Государственными считаются также предприятия, в прав­ лениях которых государство имеет большинство голосов, не обладая при этом большинством в капитале, что позволяет ему контролиро вать управление. Правительство, местные власти в ряде районов стра­ ны предоставляют компаниям значительные средства из специаль­ных фондов финансирования программ профессионального обуче ния и подготовки кадров. Важной целью структурной политики стало содействие внедрению на малых и средних предприятиях новейших научных и технологических разработок.

    Основная роль в осуществлении этого курса принадлежит Наци ональному агентству по внедрению изобретений «АНВАР». Оно было организовано в 1970 г. с целью популяризации и распространения технологических разработок в области промышленного производства и сначала выполняло лишь функции обычной консалтинговой и посреднической фирмы при правительстве и министерстве исследова ний и технологии.

    Франция отличается от других стран ЕС тщательной проработкой страхования рисков, связанных с предварительным изучением рынка, изменением курсов иностранных валют, организацией за границей ярмарок, выставок, складов, зарубежных инвестиций, непредвиденным повышением цен в период изготовления экспорт ной продукции.

    Социальная политика позитивно решается за счет наличия во Франции отличных от общепринятой западной практики критериев градации кредитов по срокам: ссуды от двух до четырех лет счи таются среднесрочными, а свыше четырех лет - долгосрочными.

    В рамках предупреждения потребительских рисков во Франции действуют жесткие санитарные требования к ввозимым раститель­ ным и животным продуктам, медикаментам, отдельным продуктам химической промышленности. Для сдерживания импорта сельско­ хозяйственных товаров во Франции наряду с таможенными сбора ми используется система компенсационных сборов, которые пред ставляют собой разницу между высокой, как правило, ценой сообщества на конкретный вид сельхозпродукции и ее мировой ценой. Единые цены устанавливаются Комиссией ЕС и ежегодно пересмат риваются. Разница между едиными и мировыми ценами может колебаться в зависимости от товара от полутора до пяти раз.

    Пример Франции демонстрирует высокую степень политичес кого воздействия на реализацию отдельных элементов политики дерегулирования (например, приватизации), непосредственно свя занных с циклической сменой правящих коалиций левых и пра­ вых сил. Большую долю социальной ответственности при прове дении реструктурирования принимает на себя деловая среда Фран ции. Процедуру высвобождения рабочей силы здесь жестко регулирует закон о коллективных увольнениях.

    Суть этого документа - оказание помощи служащим в поиске новых рабочих мест. О сокращении работодатель обязан проинформиро вать как представителей трудового коллектива и профсоюзов, так и орга ны власти и государственного управления, обсудив в ходе переговоров и консультаций социальные вопросы. Если компания вступила в стадию банкротства, то процедура увольнения, как правило, упрощена.

    Общим принципом является сведение увольнений к миниму му за счет сокращения рабочей недели, выплат компенсаций ра ботникам в связи с переездом на новое место жительства, профес сиональной переподготовки, финансового стимулирования досрочного выхода на пенсию, займов по льготным процентным ставкам для желающих открыть собственное дело. Средняя сто имость увольнения работника во Франции составляет около 40 тыс. долл. Правительство оплачивает от 20 до 80% стоимости про цедуры увольнения, а компания покрывает остальные расходы.

    При этом правительство оплачивает расходы по переподготовке (до 100%), зарплату служащим, проходящим профподготовку (до 70%), расходы при реформировании предприятия (до 50%), а так же транспортные расходы. Кроме того, правительство оказывает по мощь, сокращая размер налогов, взимаемых с фонда оплаты труда.

    Итак, экономическая политика Франции ориентирована на долгосрочную конкурентоспособность, гарантированность занято сти населения при ведущей роли государства, особенно государственных предприятий, в реструктурировании. Оно инвестирует автоматизацию производственных процессов и, допуская существенные издержки, сохраняет высокий размер минимальной за работной платы. Несмотря на возрастание экономической напря женности, по мнению экспертов международной организации труда (МОТ), французская модель экономики нацелена на реше ние двуединой задачи: поддержание мировой конкурентоспособности и проведение в жизнь политики социальной ответственно сти, что в итоге приводит к общественному согласию.

    5. Китайская модель

    Одним из важнейших событий мировой экономики последней четверти XX в. стали беспрецедентные успехи Китая. Сотрудни ки института экономического анализа сформулировали несколь ких гипотез, объясняющих «китайское чудо»:

    гипотеза первая: уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран опережают темпы роста развитых стран.

    Исследования показывают, что такой закономерности не суще ствует. Темпы роста Китая оказались уникальными для всей ми ровой экономики;

    гипотеза вторая: ускорение экономического роста было обу словлено низкой долей промышленности и высокой долей сель ского хозяйства.

    Вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в совре менной России. Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста, и наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией;

    гипотеза третья: высокий удельный вес сельскохозяйственного населения в начале реформ.

    Темпы экономического роста не зависят непосредственно от структуры занятого населения;

    гипотеза четвертая: уникальные особенности китайского на ционального характера: трудолюбие, самоотверженность, непри хотливость.

    Однако в условиях той же ментальное™ в течение первых трех четвертей XX в. отмечались очень низкие темпы роста китайской экономики, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным стра нам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь не сколько лет назад;

    гипотеза пятая: успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования.

    В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (так называемая шоковая терапия), в Ки тае реформы носили постепенный характер. В отличие от России, где государство «ушло» из экономики, в Китае государство сохра нило значительный контроль за экономикой, а его роль в эконо мическом развитии заметно возросла. Государство активно участ вовало в каждом из основных направлений экономической поли тики (политика занятости, социальная, внешнеэкономическая, денежно-кредитная, бюджетная политика). Именно это является спецификой китайской модели экономических реформ.

    Общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП, тогда как в России эти расходы не только не уменьшились, но и суще ственно возросли - с 6,3 до 12,6% ВВП. Уровень безработицы в Китае сократился почти вдвое - с 5,3 до 2,9%, а доля занятых во всем населении повысилась с 42,3% (1978 г.) до 53% (1997 г.), что способствовало ускорению экономического развития. Либерали зация внешнеэкономической деятельности в Китае привела к со­ кращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г.

    В России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму - импортные по­ шлины по отношению к общему объему импорта возросли с 0,7% (1992 г.) до 5,3% (1997 г.).

    Одна из значительных причин успеха китайской модели за ключается и в том, что Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики, как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютно го курса в 1979-1997 гг. были весьма умеренными (8,3%) - в от личие от России, где они оказались почти в 12 раз выше. Денеж­ но-кредитную политику китайские власти в течение всего перио да реформ проводили весьма сдержанно, благодаря чему среднегодовые темпы инфляции составили немногим более 10%.

    Таким образом, главная причина ускоренного развития Китая - характер проводившейся экономической политики. Вопреки ши роко распространенным заблуждениям в Китае проводились ли­ беральные экономические реформы, причем степень их либе ральности и радикальности, по всей видимости, не имеет анало гов. Результатом стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее рекордные темпы роста китайской экономики.

    Методологические подходы современных российских экономистов к исследованию социально-экономических процессов

    Современная Россия находится в состоянии трудного поиска собственной модели экономического развития. По утверждению многих отечественных экономистов-теоретиков и практиков, вы бор варианта экономического регулирования определяется нали чием многообразных ресурсов; формированием новых методов хозяйствования, эффективных для привлечения инвестиций; оптимальным использованием традиционно сложившейся хозяй ственной культуры; менталитетом.

    Экономика России последних лет находится в некотором равно весном состоянии, однако в отличие от классического конкурентного равновесия это равновесие явно неэффективно: ни труд, ни капитал, ни природные ресурсы не используются оптимально. Имеет место хронический дефицит оборотных средств. Экономисты указы­ вают на то, что такие равновесия можно описать в рамках современ ной экономической теории, если предположить, что существует систематическая разница покупных и продажных цен на товары. При­ чина возникновения такой разницы цен конкретно в России - это сохранившаяся номенклатурная форма распределения ресурсов (осо бенно в бюджетных организациях), крайне нерациональные для раз вития хозяйственного механизма налоги, рэкет, коррупция чинов­ ников и менеджеров предприятий, излишне жесткая кредитная политика, неопределенность цен.

    В экономических публикациях российских экономистов часто упоминается успех послевоенного перехода Германии от эконо­ мики централизованного планирования, существовавшего в тече­ ние более 15 лет, к социально-ориентированной рыночной экономике. Подобный переход был шоковым и для Германии, одна­ ко здесь вначале были созданы надежные правовые рамки для функционирования рынка и только потом постепенно произош ла его либерализация. В России выбор осуществлялся жестко меж ду командно-административным и либерально-рыночным типом организации экономики.

    В результате исследовательской деятельности российских уче­ ных четко разграничилось несколько методов оздоровления рос­сийских социально-экономических процессов: с одной стороны, методы фундаментальной неоклассики с ее математическим ап паратом, позволяющим достичь предельной строгости и непроти­ воречивости; с другой стороны, методы отпочковавшихся неоинституциональных течений в сочетании с традиционным институ ционализмом и неокейнсианством, не претендующими на абсо лютную точность, но более реалистичными. Идентифицируя ме тодологические принципы каждого из подходов, необходимо определить, насколько они применимы к российским реалиям (учи тывая особенности этноса и менталитета).

    Спор между сторонниками экспортно-ориентированной и импортно-замещаемой моделей развития получает новое измерение в свете успеха китайской модели и поражений других моделей - Индии, стран Латинской Америки.

    Смена механизмов и типов общего равновесия, которая происходит в экономике, вызывает к жизни правовую экономику как осо бую дисциплину научных знаний, повышает значение трудовой эти ки, общей культуры населения, нравственных устоев общества.

    Более конкретные параметры российской экономической модели сформулировал один из ведущих российских ученых, академик РАН Д. Львов. Основные надежды он возлагает на наукоемкие, высокие российские технологии которые на мировом рынке за после днее десятилетие снизились в восемь раз.

    По мнению Львова, в результате «шоковой терапии» в экономи ке возникли две социальные структуры: 15% населения аккумулиру ет в своих руках 85% всех сбережений банковской системы, 57% де нежных доходов, 92% доходов от собственности и 96% расходов на покупку валюты; 85% населения имеет лишь 8% доходов от собствен ности и 15% всех сбережений.

    К сожалению, российская экономическая модель идет вразрез со сложившейся мировой тенденцией: уровень заработной платы в России ниже в 10 раз и более; такой высокой эксплуатации наем ного труда нет ни в одной стране мира с развитой экономикой; цены на услуги и товары приблизились к мировым, а во многих случаях уже превысили их. Таким образом, провалы в проведении экономи ческих реформ, как и раньше, покрываются за счет не только продажи нефти и газа, но и снижения жизненного уровня основной массы населения. По утверждению многих отечественных экономи стов, ликвидация диспропорций в оплате труда возможна за счет природно-ресурсного потенциала России. Учитывая сырьевую струк туру нашей экономики, так называемая нераспределенная чистая прибыль должна на 5% формироваться за счет труда, на 20% - за счет основного капитала и на 75% - за счет природной ренты. В реальности же главная составляющая налоговых поступлений страны - фонд оплаты труда. Но заработная плата в России одна из самых низких в мире. Отсюда парадокс: наиболее угнетенный фактор эко номики якобы создает основную часть дохода России. На самом деле это результат искаженных пропорций между первичными факторами производства, следствием чего является неоправданно высокая нагрузка на бизнес и население. В ведущих странах мира ин теллектуальная рента уже превратилась в фундаментальный источ­ ник социально-экономического развития. Россия за последнее де сятилетие снизила и без того низкую долю в мировом наукоемком секторе в 8 раз; отставание от США увеличилось почти в 40 раз! На мировых рынках резко снизилась конкурентоспособность оте­ чественной наукоемкой продукции. Науке необходимы налоговые льготы, прямые целевые дотации, законодательные акты по охране авторских прав и обеспечению соответствующих авторских вознаг раждений, по расширению прав авторов открытий и изобретений на интеллектуальную собственность. Доля наукоемкого сектора России и передовых стран Запада в мировом наукоемком секторе представлена в таблице.

    Доля наукоемкого сектора разных стран, %

    Страны

    1992 г.

    1995г.

    2000 г.

    США

    28,1

    29,3

    33,9

    Япония

    23,8

    21,6

    18,9

    ФРГ

    Россия

    Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритет ных задач, решаемых государством, сложились следующие модели современного рыночного хозяйства: социально-ориентированное хозяйство, смешанная экономика и корпоративная экономика.

    При первой модели государственные программы направлены на защиту интересов граждан, а принципы регулирования экономики получают выражение в долгосрочных программах (Германия).

    При смешанной экономике государство создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно так тические методы. Доля государственного сектора здесь относительно мала (США).

    Корпоративная экономика предполагает направленность госу дарственных программ на защиту интереса крупного бизнеса и определение основных приоритетов (Япония, Швеция).

    Российская экономика исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собствен ности, что отчасти обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ, хотя Китаю этот же фактор не по мешал войти в рыночную экономику.

    Зарубежная Европа отличается большим региональным разно­образием. Одни из государств - членов ЕС, входят в число наиболее развитых и богатых государств мира, другие являются странами со средним уровнем развития. Внутри многих стран также есть ярко выраженные различия между регионами.

    В настоящее время диспропорции в уровнях социально-эконо­мического развития между регионами ЕС довольно значительны. Так, ВВП на душу населения между 10 наиболее «бедными» и наиболее «богатыми» регионами отличаются более чем в четыре раза. Расши­рение ЕС только обострило имевшиеся региональные различия.

    На сегодняшней день в региональном развитии Европы наме­тились две противоположные тенденции. С одной стороны, в ЕС складывается конкуренция между регионами. Многие крупные известные фирмы переводят часть своего производства в другие стра­ны Евросоюза, в основном в ЦВЕ, где более низкий уровень зара­ботной платы и налоговой нагрузки снижает общие издержки про­изводства (этот процесс называется делокализацией).

    С другой стороны, в Едином европейском акте, одном из основополагающих документов ЕС, поставлена цель сокращения разры­ва между различными регионами ЕС и уменьшения отставания ре­гионов, находящихся в менее благоприятных условиях. Для дости­жения этой цели в Евросоюзе проводится целенаправленная регио­нальная политика, которая осуществляется через Европейский фонд регионального развития, Европейский социальный фонд и Европей­ский инвестиционный банк.

    В настоящее время существует три основных направления ре­гиональной политики в ЕС: развитие и структурная перестройка районов с уровнем благосостояния ниже 75 % среднего по ЕС; под­держка районов, меняющих свою хозяйственную специализацию (особенно старопромышленных и сельскохозяйственных); большие средства тратятся на развитие человеческого капитала.

    Ежегодные расходы на региональную политику являются вто­рой по величине статьей европейского бюджета (около 35 %), при том они постоянно увеличиваются. Как и сельскохозяйственная политика, это направление совместной деятельности европейских государств является предметом жестких споров на международном уровне, в том числе и внутри ЕС, особенно по поводу распределе­ния средств между старыми и новыми членами ЕС.

    3.3. Модели социально-экономического развития стран Европы

    Социально-экономическое устройство стран Западной Европы имеет много общих черт. Это, прежде всего, единый макрорынок, развитый частный сектор, высокая доля малого и среднего бизнеса, свобода предпринимательства и конкуренции, мощная банковская система и, главное, - социальная защищенность граждан на основе широкого государственного финансирования социальной сферы. Ведущие страны Старого Света перераспределяют через свои госу­дарственные бюджеты от 31 % (Ирландия) до 54 % (Франция) свое­го ВВП. Однако на первом месте по этому показателю находится Швеция, через госбюджет которой перераспределяется государ­ственных расходов и трансфертных платежей на сумму, равную почти 60 % ее ВВП. Таким образом, европейская экономическая модель, в отличие, например, от американской, характеризуется большей ориентацией на социальную сферу (в США доля госу­дарственных расходов составляет 30 % ВВП) и поэтому называется социально ориентированной, а европейская экономика - социальным рыночным хозяйством. Но это означает, что европейская экономи­ка несет большую общественную нагрузку на свой бизнес, чем американская, что приводит одновременно и к большей нагрузке на конкурентоспособность бизнеса. Неслучайно средняя ставка налогообложения в Европе выше, чем в США.

    В экономике многих европейских стран имеется значительный государственный сектор, и государство принимает прямое участие в производстве товаров и услуг. Так, доля госпредприятий во Фран­ции, Италии, Великобритании в начале 80-х годов XX в. составляла 15-25 % ВВП, 20-45 % - капвложений, 10-25 % - численности за­нятых. В ФРГ эти показатели были на уровне 10-12 %, а в США -значительно меньше. Известно, что уровень производительности труда, эффективности и конкурентоспособности производства на государственных предприятиях обычно намного меньше, чем на ча­стных, прежде всего, из-за избыточной занятости и не всегда высо­кокачественного менеджмента. Так, в Австрии, например, уровень производительности труда на госпредприятиях составляет всего 35 % от средних общенациональных показателей. Следует отметить, что, начиная с 80-х годов, в европейских странах идет приватизация го­сударственных предприятий, и государственный сектор в экономи­ке интенсивно сокращается. В настоящее время наибольший гос­сектор среди стран ЕС имеют (по нисходящей): Франция, Италия (около 20 %), Австрия, Испания и Португалия.

    Для европейских стран характерен т. н. дирижизм в государ­ственной экономической политике, что выражается в управлении гос­предприятиями, а также в практике государственного планирования экономики таких стран, как Франция, Швеция, Италия. Правда, это планирование не похоже на советское - централизованное и дирек­тивное. Оно не командное, и тем более, не директивное, а индика­тивное, указующее, намечающее всего лишь основные ориентиры для будущего производства. Тем не менее, это важная составляю­щая прямого госрегулирования экономики на базе пятилетних и го­довых планов производства.

    Хотя социально-экономическое устройство стран Западной Ев­ропы имеет много общих черт, вряд ли правильно говорить о суще­ствовании единой западноевропейской социально-экономической модели. Ведь она представлена в жизни разными модификациями, которые достаточно сильно различаются: англо-саксонсая модель, реализуемая в Великобритании и Ирландии существенно отличает­ся от германской модели, а последняя, в свою очередь, весьма непо­хожа на французскую модель госкапитализма.

    Национальная модель развития относится к числу наиболее привлекательных для исследования экономических категорий и вызывает большой интерес как инструмент анализа взаимодействия государства и экономики и как инструмент анализа воспроизводственных процессов в национальной экономике . Это объясняется накопленным в развитых странах опытом применения различных форм хозяйствования с разной степенью социально-экономической эффективности и возможностями реализации потенциала на основе следования той или иной модели развития. Для большинства специалистов становится очевидным, что устойчивое развитие рыночной экономики есть производная от способности экономических структур и институтов эффективно координировать хозяйственную деятельность страны в рамках глобальной экономики с целью обеспечения экономического роста и повышения жизненного уровня своих граждан. Таким образом, национальную модель развития определяют как системное представление институционального взаимодействия субъектов рынка и механизмов, обеспечивающих дееспособность этих институтов. Исследование национальных моделей развития позволяет ответить на вопросы: в чем состоят движущие силы социально-экономического развития стран, какие факторы позволяют сохранять устойчивость национальных экономических систем?

    Ключевыми элементами модели развития страны выступают экономические стимулы и мотивации; отраслевая структура национального хозяйства; институциональная структура; система саморегулирования и регулирования социально-экономического развития; характер, масштабы и пределы взаимодействия государства и экономики; социальное устройство. В течение длительного времени выстраивается цепочка взаимодействий и взаимовлияний между составляющими, что обеспечивает целостность конструкции национального хозяйства и формирует национальную модель развития, дееспособность институтов взаимодействия субъектов рынка.

    Современные национальные экономические модели условно группируют по следующим критериям:

    • - институциональный приоритет собственности;
    • - принципы, методы и инструменты государственного регулирования;
    • - границы государственного вмешательства;
    • - социальная дифференциация общества;
    • - социальная политика;
    • - принципы и методы внешнеэкономической стратегии.

    Для становления моделей большое значение имеют характеристики, которые не переносятся из одной страны в другую: географическое положение, природно-ресурсный потенциал, менталитет населения, религиозные установки. В комплексе они создают стартовые условия для формирования моделей и усиливают страновую специфику. В этом смысле важны также моральные и этические качества граждан, их отношение к труду, к продукту труда, к вознаграждению и пр.

    Наибольшее распространение получила следующая классификация национальных моделей развития развитых стран:

    • - либерально-ориентированная модель (типичные примеры: США, Канада и Австралия);
    • - социально-ориентированная модель (типичные примеры: Австрия, Франция, Германия);
    • - социал-демократическая модель (типичные примеры: страны Северной Европы).

    Либеральная модель развития в чистом виде характерна для США до Великой депрессии 1929 г. и повторяет контуры классической рыночной модели. Эта модель характеризуется абсолютным преобладанием частной собственности, минимизацией регулирующей роли государства в экономике, максимальным использованием рыночного механизма, законодательным поддержанием свободы субъектов рынка и конкурентной среды. В результате постоянного поиска оптимального сочетания государства и рынка либеральная модель трансформировалась в неолиберальную. На этот процесс оказал влияние и политический фактор, а именно конкуренция Республиканской и Демократической партий. Рыночной экономике США во второй половине XX в. была придана большая социальная направленность. Наиболее радикальные меры социальной направленности приняты при Дж. Кеннеди (политика «Новых рубежей») и Л. Джонсе (политика «Великое общество»).

    В неолиберальном виде модель развития США характеризуют: неприкосновенность частной собственности и частной жизни; институциональная поддержка свободы выбора и проявления предпринимательской инициативы; преобладание акционерного капитала в структуре частной собственности; обеспечение минимального уровня социальной защиты со стороны государства; приоритетное использование денежно-кредитных методов регулирования в макроэкономической политике; использование рыночного механизма для решения социальных проблем; поддержание интересов отечественного бизнеса как в стране, так и за рубежом; активное продвижение национальных интересов и неолиберальных идей в других странах в сочетании с моделью американской демократии.

    Национальная модель развития США складывалась в ходе длительного исторического процесса практически в идеальных условиях. На каждом этапе ее развития можно выделить факторы, способствовавшие становлению либеральной модели. На первоначальном постколониальном этапе (рубеж XVIII-XIX вв.) были заложены институциональные основы модели: законодательно закреплены права человека и неприкосновенность собственности. Такие факторы, как наличие прогрессивных демократических институтов, обширных природных ресурсов, свободных земель, выгодное географическое положение, близость сырьевой базы (Латинская Америка), постоянный приток наемной рабочей силы, стимулировали предпринимательскую активность и развитие рыночных механизмов. Избранная политика протекционизма во внешней торговле и, напротив, открытая политика для иностранных инвестиций способствовали развитию национальной промышленности.

    Американская социально-экономическая модель традиционно опиралась не только на рыночные ценности, но и на ценности протестантизма - независимость, прагматизм, личную ответственность и инициативу. Здесь традиционно действует принцип «помоги себе сам», а не расчет на помощь со стороны, в частности на помощь от государства .

    Американская экономическая модель остается ведущим звеном в мире. Однако многие исследователи сходятся во мнении, что современный мировой финансово-экономический кризис является следствием кризиса неолиберальной модели, а именно провалами государственной политики в США. Неизбежно в ходе финансово-экономических кризисов происходит выявление слабых сторон национальных моделей развития, и в этих условиях от государства требуется не только усиление влияния, но и корректировка траектории развития. Поэтому на этапе преодоления кризиса национальное правительство США опиралось на традиционные институты и механизмы (инструменты монетарной политики, помощь отдельным финансовым институтам) в сочетании со стимулированием спроса населения, расширением государственных инвестиций в образование, здравоохранение, социальное страхование, инфраструктуру, экологически чистую эффективную энергетику и поддержкой уязвимых слоев населения.

    Модель социально-ориентированной экономики («государство всеобщего благосостояния» по Л. Эрхарду, «социальное рыночное хозяйство» по А. Мюллеру-Армаку) прошла становление в послевоенные десятилетия в Германии и Франции. Наиболее разумным в условиях растущего экономического давления США и политического со стороны СССР признавалось смешение систем и введение элементов планирования. Восстановление разрушенных экономик Западной Европы опиралось на использование государственных инструментов, что было вполне естественным для разоренных стран.

    Социально-ориентированная модель основывается на принципе социальной справедливости и характеризуется следующими основными чертами: значительная доля государственной собственности; поддержание баланса между рыночными и государственными инструментами (смешанная экономика); высокая доля государственного бюджета в ВВП; антициклическое регулирование, осуществляемое бюджетно-налоговыми и денежно-кредитными методами; проведение государством структурной политики; активная государственная политика поддержания конкуренции; государственная политика в области малого и среднего бизнеса; регулирование трудовых отношений на наднациональном уровне; развитая система социальной поддержки и системы социального страхования населения. В значительной степени следование этой модели и провозглашение ценностей справедливого социально-ориентированного государства позволило странам Западной Европы реализовать интеграционный проект. Об успехах ЕС на данном этапе - этапе кризиса - трудно говорить, но в целом - это амбициозный проект, доказавший свою эффективность.

    Социал-демократическая модель («шведская модель») в чистом виде представлена в странах Северной Европы - Швеции, Норвегии и Финляндии. Модель является модификацией социально-ориентированной модели, отличительной чертой которой является социальная ответственность государства. Приведем основные характеристики социал-демократической модели: значительный государственный сектор, весомая роль перераспределения ВВП; широко используемая бюджетно-налоговая политика; государственная социальная политика, направленная на минимизацию безработицы и снижение дифференциации населения по уровню доходов. Такое общество характеризуется межклассовой солидарностью, которая опирается на широкую систему социального обеспечения и финансирования за счет высоких налогов при прогрессивной шкале налогообложения.

    Выбранная модель обеспечила странам Северной Европы развитие без социальных потрясений и глубоких политических конфликтов на протяжении длительного времени.

    В 1980-1990-е гг. социально-демократическая модель подверглась серьезной критике вслед за замедлением экономического роста в странах Северной Европы. Суть критики сводилась к выводу: существуют не только «провалы рынка», но и «провалы государственной политики». Перераспределение национального дохода в пользу малоимущих вызывает привыкание людей к определенному уровню благосостояния, а следовательно, к ослаблению экономических стимулов и мотиваций, побуждающих человека к действию, раскрытию своего потенциала. В этих условиях, по мнению исследователей, принципиальная задача государственной политики состоит в максимальной реализации экономического потенциала на основе принципа свободы личности и хозяйственных отношений.

    Несомненно, опыт европейских «государств благосостояния» прогрессивен и позволяет выделить ряд характерных для них общих черт: наличие крупного среднего класса с относительно высоким уровнем жизни; отсутствие крайней дифференциации в доходах различных слоев населения; государственные социальные гарантии населению (бесплатные медицинская помощь, образование, предоставление нуждающимся социального жилья, достойные пенсии и др.); значительная роль государства в перераспределении доходов, практика государственно-частного партнерства, участие социал-демократов в политике; эффективные формы демократического устройства и гражданского общества .

    После распада СССР прекратила свое существование мировая социалистическая система. КНР, Вьетнам и ряд других бывших соп- стран не отказались от социалистических принципов и коммунистической идеологии, но восприняли рыночную мотивацию труда и конкурентную среду как наиболее эффективный на данном этапе механизм развития экономики. В РФ с начала 1990-х гг. ускоренными темпами и со значительными социальными издержками реализовывался либеральный вариант рыночной экономики. Общество не готово было воспринять рыночные ценности, а национальное хозяйство - рыночные принципы, поэтому процесс реформирования экономики затянулся на два десятилетия. Современную национальную модель развития РФ характеризуют как государственно-корпоративный капитализм, который в значительной мере соответствовал реалиям современных развитых государств с начала XX в. до конца 1960-х гг.

    • Понятия «национальная модель развития», «национальная экономическая модель»и «модель развития экономики» авторами рассматриваются как тождественные.
    • Кудров В. Почему России полезен опыт формирования американской социально-экономической модели? // Россия и Америка в XXI в. 2007. № 1. URL: www.rusus.ru/?act=read&id=31
    • Богомолов О. Роль государства в современной экономике. Кого и чему учит глобальныйкризис // Международная экономика. 2009. № 7.

    Лекция 1 Общая характеристика стран и регионов мира

    Модели социально-экономического развития ведущих стран мира. Конкурентоспособность национальных экономик. «Конкурентный ромб» М. Портера. Конкурентоспособность ведущих стран мира. Вопросы для самоконтроля.

    Модели социально-экономического развития ведущих стран мира

    В современной глобальной системе мирохозяйственных связей сложилось несколько моделей макроэкономического развития. Естественно, что каждая страна имеет свои индивидуальные особенности развития, но для ведущих стран мира обобщенно можно выделить следующие модели. Во-первых, для стран с развитой экономикой принято говорить о трех основных моделях: неолиберальная экономика англосаксонского типа (США, Великобритания, Ирландия, Новая Зеландия), социально-рыночное хозяйство (континентальные страны ЕС, Канада, Израиль) и восточноазиатская модель (Япония и ведущие страны Юго-Восточной Азии).

    Неолиберальная англосаксонская модель сложилась к концу 1980-х - началу 1990-х гг., она отличается относительно невысокой ролью государства в экономике и высокой предпринимательской активностью. По сравнению с остальными развитыми странами в отмеченных государствах довольно значительно сократилась доля государственной собственности, уменьшились по отношению к доходам государственные расходы, несколько снизился уровень социальной защиты населения. Англосаксонские страны демонстрируют в настоящее время довольно высокую динамику экономического развития. Недостатком модели является неоднородность общества, довольно резко дифференцированного по уровню доходов.

    Второй моделью является социальное рыночное хозяйство, характерное для континентальных европейских стран, Канады и Израиля. Здесь исторически велика роль государства, соответственно большая доля государственной собственности, высокий уровень государственных расходов, широкомасштабные программы социальной защиты населения. Доходы частного сектора экономики государство перераспределяет через налоговую систему, которая довольно обременительна для предпринимателей и круга лиц с высоким заработком. По существу, такая модель - это социал-либерализм, своеобразный компромисс между социализмом и капитализмом, она способствует достижению общественной гармонии. Говорить о том, что такая модель идеальна, преждевременно. К числу ее недостатков относятся высокий уровень безработицы, дефицит государственных финансов, неэффективность государственного предпринимательства в ключевых отраслях экономики.



    Третья модель действует в странах Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур). Её особенности - в своеобразной восточной клановости, тесном переплетении интересов предпринимателей и государства, экспортной ориентации национальной экономики. Совсем недавно такая модель считалась «азиатским чудом», но валютно-финансовый кризис конца 1990-х гг. и 20 летний экономический спад в Японии на исходе второго тысячелетия показали ее отрицательные черты.

    Делать вывод о том, какая модель является самой лучшей, довольно затруднительно. У каждой страны есть свои неповторимые особенности, и применять одну и ту же, пусть даже самую идеальную модель ко всем странам мира одновременно просто невозможно. Едва ли конкурентоспособная неолиберальная американская модель понравится жителям Германии или Франции, которые привыкли к государственной опеке и поддерживают «государство благоденствия». Маловероятно, что коммунистический Китай полностью откажется от государственной поддержки своей экономики и изберет для себя социально-ориентированный рынок по-европейски, в котором крайне велика доля частной собственности. В России, несмотря на некоторое сходство с кумовским капитализмом по-азиатски, не удалось реализовать его основные характерные черты и положительные последствия и т.п.

    Стоит также заметить, что на протяжении всей истории развития капиталистической экономики случаются волнообразные откаты то к свободному рынку, то к этатизму(расширение государственного предпринимательства). Никто не будет спорить о том, что рыночное развитие прогрессивно. Крах СССР продемонстрировал несостоятельность социалистической модели экономики, и страны с нерыночными принципами развития изменили курс - так на руинах социализма появился глобальный капитализм. Действительно, свобода рыночных отношений дает национальному хозяйству значительные конкурентные преимущества, способствует стабильному экономическому росту, развитию научно-технической базы.

    Встав на путь догоняющего развития, страны с нарождающейся рыночной экономикой (особенно Азиатского региона) стали эксплуатировать свое естественное конкурентное преимущество - дешевую рабочую силу. Неудивительно, что за последние несколько десятилетий развивающиеся экономики оказались в лидерах экономического роста. Догонять легче, чем прокладывать дорогу.

    За исключением нескольких примеров, в первую очередь «азиатских тигров», которые уже прошли весь путь «из третьего мира в первый», большинство развивающихся стран все еще находятся в начале пути, однако существующая модель роста постепенно перестает работать. На очередном витке технологической революции относительно низкая себестоимость труда, определяющая роль этих стран в глобальной экономике, перестает быть конкурентным преимуществом.

    Если ранее большинство производств переместилось в страны с дешевой рабочей силой, так как дополнительная стоимость транспортировки готовой продукции оправдывалась экономией на трудозатратах, то в последнее время ситуация стала меняться.

    В течение предыдущих 200 лет станок, за которым стоял человек, становился все более сложным. За современным станком человек зачастую вовсе не нужен. Промышленные роботы становятся все более сложными, а их стоимость постоянно снижается. На смену людям, делающим машины, приходят машины, делающие машины.

    Автоматизация производства, как в формате роботизированных промышленных конвейерных лент, так и в виде локальных производственных точек, основанных на технологии 3D-печати, начинает затрагивать большинство индустрий - от производства автомобилей и электроники до производства одежды и музыкальных инструментов.

    Важность труда как определяющего фактора производства, как и во времена индустриальной революции, снова отходит на второй план. Размещать новые производства и даже переносить существующие становится экономически выгоднее рядом с рынками потребления (Америка, Европа), а не в места сосредоточения дешевой рабочей силы (Азия). Знаменитое «Made in China» вследствие конкуренции между развивающимися рынками уже постепенно уступает место «Made in Vietnam», а в будущем, скорее всего, все больше будет встречаться «Сделано в (стране потребления)».

    Технологический прогресс уже не в первый раз в истории выводит важность знаний как фактора производства на первый план. Производство знаний становится источником роста. «Экономика знаний» нужно все меньше людей, которые бы стояли у станка, и все больше людей, которые бы эти станки создавали. XXI век предъявляет запрос на инженеров, дизайнеров и программистов, в то же время существенно повышая требования к компетенциям «синих воротничков».

    Все это означает, что догоняющим странам необходимо менять модель развития. В то время как лидерство развитых стран, активно включенных в производство знаний, будет только усиливаться. Разница в уровне экономического развития между развитыми и развивающимися странами в течение последних десятилетий сокращалась, но это не означает, что эта разница может двигаться только в одном направлении. Со сменой приоритетов в средствах развития (от труда к знаниям) «развивающимся рынком» XXI века может оказаться не Китай, а США.

    Рыночное общество порождает побочные эффекты в виде резкой дифференциации доходов, низкого качества общественных товаров и услуг (в том числе образования). Именно социальное рыночное хозяйство призвано сгладить такие отрицательные результаты неолиберализма. Таким образом, компромисс идёт между моделями социально-рыночной и либерально-рыночной экономики. Причем даже на протяжении 1990-х гг. можно наблюдать откаты как в ту, так и в иную сторону.

    Выбор соответствующей модели развития страны зависит от многих факторов: географического положения страны, особенностей развития её национальной культуры, социально-экономических факторов и т.д.

    К критериям типологизации национальных моделей относятся : соотношение государственного и частного секторов хозяйства, характер социальной политики государства, масштабы государственного участия в экономике.

    Факторы экономического роста: исторические, географические, социально-культурные.