Экономическая роль налогов в целом. Понятие налогов, их роль и система

Роль налогов в экономике в основном имеет регулирующий, стимулирующий и фискальный характер: они стимулируют приток денег в бюджет, регулируют как международные, так и местные рыночные отношения, привлекают зарубежные инвестиции и увеличивают оборот денег в стране. При правильной налоговой политике страна «расцветает» и увеличивает свой уровень жизни. Для этого государство осуществляет налоговое регулирование.

Налоговое регулирование представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития.

Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты различного рода пособий, т.к. налоги являются определяющим источником бюджетно-финансового регулирования национальной экономики. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств (например, сельского хозяйства), способствует решению актуальных для общества проблем.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства путем создания необходимых условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя yсловия налогообложения, вводя одни и отменяя дрyгие налоги, госyдарство создает yсловия для yскоренного развития определенных отраслей и производств, способствyет решению актyальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет, пожалyй, более важной для нас задачи, чем подъем сельского хозяйства, решение продовольственной проблемы. В связи с этим в Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы (включая рыболовецкие), совхозы, дрyгие сельскохозяйственные продyкции. Если доля доходов от несельскохозяйственной деятельности в колхозе или совхозе менее 25%, то и они освобождаются от налогов, если более 25%, то прибыль, полyченная от такой деятельности, облагается налогом в общем порядке. Приведенные положения могyт слyжить примером использования госyдарством возможностей налоговой системы для воздействия на развитие экономики в необходимом обществy направлении.

С помощью налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия, осуществляется развитие наукоемких производств и ликвидация убыточных. С помощью налогов можно обеспечить стабилизацию финансовой системы государства и регионов, проводить антимонопольную политику и решать социальные проблемы через налоговые льготы и разумные ставки.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др.

Налоги - важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Налоги являются наиболее существенным источником доходов бюджета. С их помощью мобилизуются средства предприятий, населения и других налогоплательщиков.

Налоговые доходы бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

Системy налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могyт вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были yстановлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могyт определить целесообразность снижения на 2-3 пyнкта или необходимость повышения на 2-3 пyнкта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарyшают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствyют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительнyю неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с госyдарственным бюджетом. Если иметь в видy сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленнyю стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же дрyгие налоги и сам состав системы налогообложения могyт и должны меняться вместе с изменением экономической ситyации в стране и в общественном производстве.

Налоги - это те же экономические нормативы, но только подлинно единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц. Индивидуализация налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям. Налоги относятся к классy экономических нормативов, они формируются по принципам, присyщим нормативам. Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но yстановленный на общегосyдарственном yровне. Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет системой налогообложения прибыли была целесообразна, даже необходима, независимо от перехода к рыночным отношениям в стране, но последний yскорил этy заменy и сделал ее неизбежной, так как предпринимательская деятельность не может развиваться эффективно в yсловиях неопределенности экономических взаимоотношений с госyдарством, с бюджетом. Нормально фyнкционирyющая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь yплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, yкрываемого от налогообложения ввидy его незаконности преследyется госyдарством.

Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в госyдарственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой кyльтyры общества. При достижении определенного yровня грамотности населения налоги бyдyт восприниматься им с пониманием, как форма yчастия своими средствами в решении общегосyдарственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов бyдyт отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и госyдарства. Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствyют о преимyществах налоговой системы перед любой дрyгой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в госyдарственный бюджет.

Налоги – это обязательные к уплате платежи, взимаемые с граждан и организаций в пользу государства. Они составляют наибольшую часть доходов государства. Именно благодаря налогам государство получает денежные суммы, которые оно может потратить на такие расходные части бюджета как пенсии, стипендии, оборона и другие. Поэтому роль налогов в экономике государства значительна и оно заинтересовано в их сборе.

Существует несколько признаков налогов:

1. С точки зрения экономической науки налоги есть особая форма перераспределения, узаконенное нарушение отношений собственности. Снять это противоречие призван такой институт, как парламент, первой функцией которого исторически являлось санкционирование, а позднее и установление налогов. С тех пор существует принцип, отраженный в конституциях большинства государств, гласящий, что только парламент правомочен устанавливать налоги. Таким образом, законодательноеоформление является первым признаком налога.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса, введенного в действие с 1 января 2004 года и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. 1

Согласно ст.4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам налогообложения, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. 2

Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, т.е. носят рекомендательный, методический характер и могут применяться лишь при условии соответствия закону.

2.Налоги взимаются государством без какого-либо встречного предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог. Поэтому можно говорить о другой черте налога –это индивидуально-безвозмездные платежи.

Слово «индивидуально» необходимо, так как в широком смысле средства, полученные с помощью налогов, все равно используются на нужды общества, и в этом смысле налог есть платеж возмездный. Данный признак позволяет отличить налог от других платежей; в частности от сборов и пошлин, которые уплачиваются за определенное встречное предоставление.

Наука финансового права понимает под сбором плату за предоставление какого-либо права (сбор за право торговли), а под пошлиной –плату за совершение юридически значимых действий (госпошлина за подачу искового заявления в суд или за оформление загранпаспорта).

В Российском законодательстве не приводится различие между налогом, сбором, пошлиной, которые объединяются в одном слове «налоги».

3. Налог является обязательным платежом, что выражается в одностороннем его установлении и взимании при наличии объекта налогообложения вне желания налогоплательщика. Кроме того, его обязательность поддерживается государственным принуждением, наличие которого также необходимо для получения полного представления о природе налога. Ведь без угрозы применения государственного принуждения налог превращается в добровольное пожертвование.

4. Налог не носит характер санкции за совершенное правонарушение, не носит характер наказания. Этот признак позволяет отличить его от конфискации имущества, штрафа.

Различные типы налогов и методов их расчета представляют налоговую систему. В каждой стране правительство устанавливает путем издания законов, какие виды налогов, в какой сумме и форме будут изыматься с организаций и граждан.

Главными составляющими налоговой системы выступают:

1. Налоговая ставка, которой называется часть дохода, рассчитываемая в процентах и подлежащая отчислению в бюджет государства.

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %).

Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

Размер налоговых ставок оказывает влияние на увеличение или уменьшение национального объема производства.

2. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую и иную характеристики объекта налогообложения (ст.53 НК), т.е. – это количественное измерение объекта налога. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ. 3

Налогоплательщики:

Организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

Физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций, данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Налоговыми льготами называют установленное законодательством снижение для некоторых налогоплательщиков налоговой базы либо налоговых ставок. Льготы могут устанавливаться, например, для учебных заведений, больниц, театров, пенсионеры и инвалиды.

Смысл налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т. е. централизованных финансовых ресурсов. 4

Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей. Налоги и займы - два определяющих источника процветания любой страны. Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения. В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. Так, в США налоги формируют 90% бюджета, в Германии - 80%, в Японии - 75%. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям. Кроме того, налоги опосредованно (через систему льгот и санкций) воздействуют на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, а также обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Таким образом, посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

С этих позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов.

1. Регулирующая. Налоги являются одним из финансовых рычагов, управляющимися рыночной экономикой. Манипулируя налоговыми ставками и льготами, меняя условия налогообложения, устанавливая одни и отменяя прочие налоги, правительство может создать условия для быстрого развития некоторых отраслей производств, а кроме того решения задач социальной сферы.

2. Стимулирующая. С целью способствования техническому прогрессу, увеличению количества рабочих мест, наращиванию производства, государство стремится либо предоставить льготы, либо освободить вложения в эти сферы от налогообложения.

3. Распределительная. Путем взимания налогов в доходной части бюджета концентрируются средства, подлежащие направлению затем на важнейшие нужды государства. При таком перераспределении финансовых средств приоритеты выбирает само государство.

4. Фискальной функцией налогов является изъятие доли доходов организаций и граждан на непроизводственные сферы, содержание госаппарата и оборону страны.

Современная налоговая система включает различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество.

Косвенные налоги (непрямые)- это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиками и государством опосредованно через объект обложения.

Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агентов. Таким образом, под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода. Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода. То есть: Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные.

Подходные налоги сами делятся на 3 типа: 5

Прогрессивные налоги - налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.

Регрессивные налоги - налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается.

Пропорциональные налоги - налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Введение

1. Концепция реформирования налоговой системы Украины и конкурентоспособность национальной экономики

1.1.Связь влияния налогов на экономику с необходимостью реформирования налоговой системы в Украине и повышением конкурентоспособности национальной экономики

1.2.Рассмотрение отдельных положений Концепции реформирования налоговой системы Украины

1.3.Обобщение о необходимости и роли реформирования налоговой системы

2.1. Функции налогов

2.2. Виды налогов

2.3. Классификация налогов

2.4. Развитие концепции налогообложения

2.5. Принципы налогообложения

2.6. Система выплаты налогов

2.7. Тяжесть налогообложения. Кривая Лаффера

3.Бюджетно-налоговая политика. Налоги и потребительский спрос

3.1. Понятие бюджетно-налоговой политики

3.2. Налоги и потребительский спрос

3.3. Налоговая политика

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


ВВЕДЕНИЕ.

Государство не может существовать без налогов. Это знали еще в древности. Изобретались самые причудливые формы налогообложения: на окна и дымовые трубы, на соль и,конечно же, на спиртные напитки. Основы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом: налоги должны соответствовать состоянию плательщика; способ и время взимания должны быть заранее и точно известны и удобны для плательщика; сам процесс сбора налогов нужно проводить с минимальными затратами. Современная система налогообложения многоступенчата, национально и регионально специфична.

Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что

фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую

В данной курсовой работе раскрыта роль налогов в экономике и рассмотрены цели и структура, а также налоговая политика. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика и налоговая сфера, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования. В первом разделе курсовой работы рассматривается концепция реформирования налоговой системы Украины и её связь с влиянием налогов на национальную экономику. Второй раздел полностью раскрывает налоговую структуру (функцию, виды и классификацию налогов). Также в ней рассматриваются принципы налогообложения. В третьем разделе данной курсовой работы я рассмотрел структуру бюджетно-налоговой политики и её влияние на экономику.


1.КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.

1.1.Связь влияния налогов на экономику с необходимостью реформирования налоговой системы в Украине и повышением конкурентоспособности национальной экономики.

Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности национальной экономики в большей мере определяется эффективностью системы налогообложения. В соответствии с Концепцией реформирования налоговой системы Украины на период до 2015 года, одобренной Кабинетом Министров Украины 19 февраля 2007 года, совершенствование системы налогообложения должно осуществляться исходя из стратегических целей нашего государства – построения конкурентоспособной социально ориентированной рыночной экономики и интеграции в европейское сообщество.

Вопросам теории и практики влияния бюджетно-налоговых рычагов на экономическое развитие страны посвящены научные труды отечественных и зарубежных ученых В.Андрианова, В.Андрущенко, В.Базилевича, С.Буковинского, А.Гальчинского, В.Гейца, Я.Жалило, М.Крупки, И.Лютого, Р.Нельсона, Ю.Пасечника, М.Портера, А.Соколовской, Р.Фатхутдинова, В.Федосова,И.Чугунова, А.Чухно, С.Юрия и других.

Отдавая должное наработкам ученых-экономистов, осуществленным в области теории, методики и организации финансового регулирования конкурентоспособности экономики, следует заметить, что многие проблемы до настоящего времени не нашли окончательного решения. Качественно новый этап в реформировании системы общественных отношений,начинающийся в Украине, требует теоретического переосмысления многих аспектов государственного регулирования ее социального развития, в частности – вопросов, связанных с применением налоговых рычагов в формировании конкурентных преимуществ отечественной экономики.

1.2.Рассмотрение отдельных положений Концепции реформирования

налоговой системы Украины.

Целью этого подраздела является анализ отдельных положений Концепции и разработка на этой основе конкретных предложений по усилению регулятивного влияния налоговой политики государства на повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Разработка налоговой политики, направленной на решение задач повышения конкурентоспособности как отечественных субъектов хозяйственной деятельности, так и национальной экономики в целом, должна базироваться на исследованиях, связанных с выяснением вопроса, на какой именно стадии конкурентоспособности находится экономика нашей страны. Как известно из экономической теории, существуют четыре стадии конкурентных преимуществ национальной экономики, соответствующие основным движущим силам, определяющим её развитие в отдельные периоды: факторы производства, инвестиции, нововведения и богатство. Согласно такому подходу осуществляют классификацию стран по уровню конкурентоспособности их экономик в мировом хозяйстве.

Украина находится на первой из этих стадий, на которой предприятия достигают преимуществ в конкурентной борьбе исключительно благодаря основным факторам производства: природным ресурсам и/или избыточной и дешевой рабочей силе.

Вторая стадия характеризуется готовностью и способностью субъектов хозяйствования к инвестированию. Украина демонстрирует готовность идти по такому пути, но пока заметных успехов добиться не удалось.

Особенность третьей стадии заключаются в том, что национальные предприятия не только применяют и совершенствуют существующую технику и технологию, но и создают новые. Украина по некоторым параметрам находится на третьей стадии, в силу чего вероятным и имеющим существенные преимущества является переход отечественной экономики к третьей стадии конкурентоспособности наряду с максимальным использованием конкурентных преимуществ её первой стадии, что и должно обуславливать выбор приоритетных направлений и методов государственного регулирования процесса повышения конкурентоспособности национальной экономики, среди которых одним из наиболее влиятельных является налоговая политика.

Влияние налогообложения на конкурентоспособность украинской экономики является многоаспектным. Прежде всего, налоги влияют на уровень цен. Это касается как косвенных налогов,так и обязательных платежей. В частности, в соответствии с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий»,это сумма внесенных (начисленных) налогов и сборов (обязательных платежей), установленных Законом Украины «О системе налогообложения», за исключением налога на прибыль предприятий, налога на недвижимость, стоимости торговых патентов, а также НДС, включенного в цену товаров (работ, услуг), приобретаемых налогоплательщиком для производственного и непроизводственного использования, налогов на доходы физических лиц, отчисляемых за счет сумм их выплат согласно Закону Украины «О налоге с доходов физических лиц».

В контексте проблем, связанных с формированием конкурентных преимуществ национальной экономики, где важным фактором конкурентоспособности остается ценовой, принципиальное значение приобретает налоговая политика государства в отношении общего уровня налогового давления. В Украине этот показатель в 2005 году повысился до 36,6%,а к концу 2006 года – до 40%.

Учитывая такую тенденцию, Правительство Украины приняло решение о существенном снижении налоговой нагрузки на отечественную экономику и пересмотре соотношения действующих налоговых регуляторов. Согласно Концепции, реализация этого направления до 2015 года будет связана с поэтапным уменьшением ставок налога на прибыль предприятий (с 25% до 20%), НДС и социальных взносов.

Не менее важна для обеспечения конкурентоспособности на национальном уровне структура налоговой нагрузки. Система налогообложения, в которой акцент делается на налоги с юридических лиц, сдерживает предпринимательскую активность и ограничивает возможности отечественных товаропроизводителей в части повышения их конкурентоспособности. В силу этого предусмотренное Концепцией перенесение налоговой нагрузки со сферы производства на сферу потребления можно было бы расценивать как положительный фактор национальной конкурентоспособности, но при тех обстоятельствах, которые сложились в Украине в сфере распределительных отношений, успешная реализация этого направления возможна только при условии роста реальных доходов населения и оптимизации структуры совокупного спроса.

Среди проблем, препятствующих повышению конкурентоспособности национальной экономики, одной из основных является недостаточное использования государством стимулирующей роли налогового регулирования научно-инновационной деятельности.

Концепцией предусмотрено введение конкретных налоговых механизмов стимулирования научно-технического прогресса, среди которых – применение принципа «ускоренная амортизация» к приоритетным инновационным технологиям; введение с 2007 года инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль предприятий для отечественных субъектов хозяйствования: стимулирования инвестиционной деятельности путем введения инновационно-инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль предприятий для всех субъектов хозяйствования.

Несомненно, указанные методы налогового стимулирования инновационно-инвестиционной деятельности в Украине являются важным шагом на пути создания условий для повышения конкурентоспособности национальной экономики.

1.3. Обобщение о необходимости и роли реформирования налоговой системы.

Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке Тунтеева Г. Н., Карагулов М. Ж. Налоговое право Кыргызской Республики. Бишкек 2000 с. 76.

Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В Кыргызстане основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе КР.

Принципы налогообложения:

Справедливости - все субъекты должны ставиться в равные условия;

Разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один - два вида поступлений с высокими ставками изъятия;

Универсализация налогообложения, обеспечивающая, во - первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйственной деятельности, не зависящие от видов собственности, организационно - правовых форм хозяйствования и так далее, а, во - вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики;

Однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период;

Научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящей в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный подход исключает как механический перенос на нашу страну ставок налогообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальный подход к их установлению

Дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая тем не менее не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования;

Стабильность (устойчивость) ставок налогообложения, действующих в течении довольно длительного периода и простота исчисления платежа;

Использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том числе гарантируемый гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех;

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют пять важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

3. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

4. Стимулирующая функция.

5. Контрольная функция

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию -- изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных

источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - учреждения культуры, здравоохранения, образования и др.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах -- это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами -- путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ -- научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения Тунтеева Г. Н., Карагулов М. Ж. Налоговое право Кыргызской Республики. Бишкек 2000 с. 79.

Контрольная функция налогов. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина, в известной мере, зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Принципы формирования налоговой системы

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в кыргызском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части бюджета.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:

1)Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.

2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.

4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог.)

Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности

Эссе

по дисциплине «Налогообложение п/п»

на тему «Функции и роль налогов в экономике современной России.»

Введение

Налоги - один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций". С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное предназначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, сохранилось, хотя роль их стала гораздо более многоплановой.

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономической сферы.

Цель данной работы - охарактеризовать функции и роли налогов в экономике Российской Федерации.

Функции и роль налогов в экономике современной России

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги выполняют, как известно, две основные функции: фискальную и регулирующую, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем вторая из них не может развиваться в ущерб первой. В свою очередь, регулирующая функция делится на распределительную и стимулирующую. Первая функция предполагает перераспределение доходов юридических и физических лиц в соответствии с принятыми в обществе критериями целесообразности и социальной справедливости, вторая функция реализуется посредствам представления льгот и привилегий для развития в нужном правительству направлении. При этом основная функция налогов-фискальная по обеспечению заполняемости государственной казны, (от латинского слова fiscus-государственная казна).

Фискальная функция-основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т. е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества. Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач.

В период становления буржуазного общества налоги в основном имели фискальную функцию. Однако ближе к концу 19 века, во времена больших социальных потрясений, формируется новая теория, рассматривающая налоги как социальный регулятор, своего рода орудие социальных реформ, направленных на постепенное выравнивание доходов населения.

Во второй половине 30-х годов 20 века на Западе возникла концепция использования налогов в качестве средства регулирования экономики и обеспечения стабильного экономического роста. С середины 20-го века регулирующая функция налогов получают всеобщее признание и широкое применение.

Мировой опыт свидетельствует о том, что функции налогов меняются по мере развития государства. Если в странах рыночной экономики налоговая система является одним из регуляторов экономики, а налоговые службы осуществляют связь предпринимателя с государством, то в нашей стране законодательные нормы в области налогообложения носят пока ярко выраженный фискальный характер, а налоговые органы выполняют функцию контроля по уплате налогов, тогда как регулирование экономики с помощью налогов развито пока слабо. Положение действующего законодательства не только не способствуют в полной мере активизации и росту эффективности предпринимательской деятельности, но стимулирует затратные, ресурсо- и трудоемкие методы хозяйствования. В нормативных актах закреплен недифференцированный подход к предприятиям разных отраслей, а также не отражены интересы регионов. Кроме того, в общественном сознании граждан не сложилось еще убеждение, что уклонение от налогов - тяжкое зло.

Функции налогов выявляют их социально - экономическую сущность, внутренее содержание. Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. она обусловливает регулирующую функцию.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса воспроизводства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

Рост производительных сил в условиях НТР вызывает потребности государственного вмешательства в производственный процесс. Это подняло на новую ступень налоговое регулирование. С расширением обложением доходов главными налоговыми объектами становится доходы населения и прибыль предприятий, а главными субъектами - физические и юридические лица.

Стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель. Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Опыт развитых стран совершенно однозначно свидетельствует о том, что налоговая система в основном является функцией двух аргументов - экономической политики государства и состояния народного хозяйства в данный период. Если экономическое положение страны и, решаемые в данном периоде задачи, требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности – с нового хозяйственного года.

Нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения, ввиду его незаконности, преследуется государством.

Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц, в государственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения, налоги будут восприниматься ими с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.

По своей структуре, принципам построения и наборов налогов действующая в России налоговая система в основном соответствует общераспространенным в рыночной экономике налоговым системам.

Список литературы:

    Налоговый кодекс РФ (Часть первая) 2011г.

    Барулин С. В. Теория и история налогооблажения: учеб. пособие. – М. : Экономистъ, 2006. – 319 с. – (Homo faber).

    Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.В. Качур. – М.: КНОРУС, 2007. – 304 с.

    Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 509 с. – (Высшее образование).

    Перов А.В., Толкушкин А.В.Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 720 с.

    Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007

    Коровкин В. В. Основы теории налогооблажения: Учеб. пособие./ – М.: Экономистъ, 2006. – 576 с.