Главной функцией налогов является. В чем заключается суть налогов

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов .

Выделяют четыре функции налогов: фискальную, распределительную, регулирующую и контрольную.

Фискальная функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Это основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку она состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан - от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы , устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.

Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма .

Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

1) стимулирующую, направленную на развитие определенных социально-экономических процессов; она реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений);

2) дестимулирующую, посредством сознательно увеличенного налогового бремени она препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны воспроизводиться. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра - всегда. Поэтому, эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;


3) воспроизводственного назначения, реализуемую посредством платежей, например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который тем не менее достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

Функции налогов взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. В период становления буржуазного общества налоги в основном выполняли фискальную функцию. Однако во второй половине 1930-х гг. на Западе возникает тенденция использования налогов в качестве средства регулирования экономики и обеспечения стабильности экономического роста. С середины XX в. регулирующая функция налогов получает всеобщее признание и широкое применение.

Классификация налогов

Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

Тот или иной способ классификации налогов основан на ряде критериев. Множественность способов классификации налогов имеет то положительное свойство, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к различным группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению и познанию. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его содержание и суть.

Современные специалисты классифицируют налоги в соответствии с несколькими критериями, причем каждый исследователь вправе предлагать свою собственную классификацию.

Тем не менее многие экономисты и юристы склоняются к следующей классификации:

1) по способу взимания;

2) по объекту обложения;

3) по субъекту налогообложения;

4) по органу, устанавливающему налог;

5) по бюджету, в который зачисляется налог;

6) по цели установления налога;

7) по лицу, исчисляющему налог;

8) по порядку введения налога;

9) по форме;

10) по регулярности уплаты.

1. В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные. Предваряя дальнейшее изложение, отметим, что различия между ними сводятся к следующему (приложение 3).

Прямые налоги взимаются на том основании, что у организации либо у физического лица возникает доход в той или иной форме (прибыль, дивиденды, проценты и пр.) либо право на имущество в той или иной форме (право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды). Поскольку получение нового дохода и рост наличного имущества составляют суть расширенного воспроизводства, прямое налогообложение сопровождает процесс накопления материальных и нематериальных благ.

Налоговые отношения складываются непосредственно между плательщиком и бюджетом.

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества конкретного физического или юридического лица.

К таким налогам Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относит:

Налоги на доходы физических лиц резидентов и нерезидентов;

Налоги на доходы корпорации, включая налоги на прибыль (состоит из налога на нераспределенную прибыль и налога на дивиденды), на прирост стоимости имущества (в том числе на проценты по вкладам и доходы от ценных бумаг), на перевод прибыли за рубеж;

Налоги на собственность (землю и другую недвижимость, в частности домовладения), наследство и дарение, транспортные средства, финансовые операции и непериодические поимущественные доходы;

Так называемые социальные взносы и налоги: налоги на фонд заработной платы и рабочую силу, взносы на социальное страхование.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные .

Реальные прямые налоги взимаются с предполагаемого среднего дохода, получаемого от того или иного объекта обложения. В основу исчисления таких налогов положены данные различных кадастров (специальных реестров), в которых учитывается средняя, а не действительная доходность конкретных плательщиков. Реальными налогами облагаются продажа, покупка, владение имуществом, но размер взимания этих налогов не зависит от индивидуальных финансовых возможностей плательщика. Примерами реального обложения являются земельный налог, налоги на имущество организаций и физических лиц.

Личные прямые налоги - это важнейшая форма прямого обложения, при которой налогом облагается факт получения плательщиком дохода или владения имуществом с учетом предоставляемых льгот. Такие налоги взимаются у источника или по декларации, при этом учитываются действительное финансовое положение налогоплательщика и его фактическая платежеспособность. Примерами личного обложения могут служить налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налоги на наследование или дарение.

Косвенное налогообложение осуществляется посредством взимания налогов следующих видов:

Универсальных косвенных налогов;

Индивидуальных косвенных налогов;

Государственных фискальных монополий;

Таможенных пошлин.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени спроса на товары и услуги. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая - уплачивается за счет прибыли. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов ведет к сокращению потребления. При высокой эластичности предложения рост косвенных налогов может привести к уменьшению размеров чистой прибыли, вызвать сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Универсальными косвенными налогами облагаются все товары (работы, услуги), за исключением ограниченного их перечня. Примерами таких налогов являются: налог с оборота, налог с покупок, налог с продаж и налог на добавленную стоимость.

Налог с оборота , или универсальный акциз, - это налог, который взимался на конечной стадии производства со стоимости произведенных предметов потребления в виде процента от стоимости валового оборота. Причем первоначально облагался валовой оборот товара на каждой стадии его производства и обращения. Иными словами, применялся многоступенчатый (или, что то же самое, каскадный или кумулятивный) метод обложения вплоть до потребителя. При этом на каждой стадии цена товара прирастала. Поэтому в дальнейшем порядок взимания налога с оборота был изменен, и налог стал взиматься один раз - на заключительной стадии.

Налог с оборота толковался как планово установленная часть создаваемого в сфере материального производства чистого дохода общества. Недостатком этого налога было то, что он взимался не со всех товаров, а только с тех, которые находились в конце технологической цепочки (т.е. такой налог взимался с холодильников и автомобилей, но не взимался с чугуна, хлопка или руды). Налог с оборота более чем на 80% взимался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. Переход же России к рыночной экономике, для которой характерно свободное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения, исключил возможность формирования бюджетных налоговых доходов за счет налога с оборота. Разновидностью налога с оборота является налог с покупки .

Этим налогом облагаются обороты при реализации товара организацией-производителем организациям оптовой торговли.

Налог с продаж - это вид косвенного налога в процентах от стоимости реализованной продукции производственно-технического назначения, ряда товаров народного потребления (выполненных работ, оказанных услуг). Плательщиками такого налога признавались все потребители товаров (выполненных работ, оказанных услуг). В России налог с продаж просуществовал с 1 января 1991 г. до 1 января 1992 г. Затем этот налог был установлен в большинстве субъектов РФ с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г. Из экономически высокоразвитых стран аналог такого налога применяется в США.

На протяжении трех последних десятилетий самым распространенным универсальным косвенным налогом считается налог на добавленную стоимость (НДС). Он взимается в государствах - членах Европейского Сообщества (ЕС) и СНГ. С 1 января 1992 г. НДС установлен и в России. Этим налогом облагаются операции реализации товаров (работ, услуг), а также некоторые другие операции организаций и индивидуальных предпринимателей. Обложению НДС подлежит добавленная каждым налогоплательщиком стоимость на всех этапах движения товара (работы, услуги) вплоть до конечного потребителя.

Индивидуальными косвенными налогами облагается ограниченный перечень товаров, определенный национальным налоговым законодательством. Это акцизы на отдельные группы и виды товаров. Критерии отнесения товаров к категории подакцизных не раз менялись. Так, вплоть до XX в. акцизами облагались товары повседневного спроса, такие как хлеб, соль, мука, спички. Позже подакцизными стали предметы роскоши.

В настоящее время акцизами облагаются главным образом товары:

Приносящие производителю или продавцу сверхприбыль, не обусловленную высокой эффективностью его деятельности, а являющуюся результатом того, что на рынке на эти товары объективно складываются цены, многократно превышающие затраты на производство и реализацию;

Пользующиеся повышенным спросом и одновременно относящиеся к «социально вредным» (спиртные напитки, табачные изделия, пиво).

Акцизы являются дополнительными косвенными налогами, поскольку операции с подакцизными товарами облагаются и НДС, и акцизами.

Государственные фискальные монополии взимаются не во всех странах. Например, в современной российской налоговой системе таких налогов нет. Впрочем, некоторое время в дореволюционной России существовала винно-водочная монополия; налог с оборота в бывшем СССР также имел признаки фискальной монополии. Государственные фискальные монополии взимаются с тех товаров и услуг, производство и оборот которых монополизированы государством (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво и др.). Цены на такие товары и услуги устанавливаются и регулируются государством.

Поскольку монополизация имеет разную степень, то и названные фискальные монополии делятся на полные и частичные. Порядок их исчисления зависит от того, какие сферы - производство, оборот либо и то и другое - монополизированы. Например, при полной монополизации обложению подлежит общая выручка от реализации товара без торговых издержек. При монополизации же оборота облагается разница между стоимостью реализации товара исходя из государственных розничных цен (по которой торговая организация продает товар в розницу) и оптовой ценой (по которой торговая организация покупает товар у производителя).

До 1 января 2005 г. таможенные пошлины в России рассматривались как федеральные налоги. В настоящее время официально таможенные пошлины отнесены к категории неналоговых доходов бюджета. Между тем эти пошлины обладают всеми признаками налогов. Поэтому мы будем рассматривать пошлины как налоги. Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием ввоза или вывоза.

Таможенные пошлины классифицируются по различным критериям.

В зависимости от метода исчисления выделяют следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные , начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические , начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; комбинированные , сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

По объекту взимания различают ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины. Транзитные пошлины в России не взимаются. Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике (ст. 14 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Ввозные пошлины выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от конкурентов, а вывозные - фискальную функцию таможенно-тарифного регулирования. В настоящее время вывозные пошлины в России отменены.

В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительство РФ устанавливает сезонные пошлины. Кроме того, существуют так называемые особые пошлины, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. К числу таких пошлин относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям; либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств или их союзов. Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию товаров по цене более низкой, чем их нормативная стоимость в стране вывоза на момент этого ввоза. Компенсационные пошлины применяются к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, при производстве или вывозе которых прямо либо косвенно использовались субсидии.

2. По объекту налогообложения налоги могут быть классифицированы на :

Налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов ), - налог на прибыль организаций (в том числе налогообложение доходов от долевого участия в деятельности других организаций, дивидендных и процентных доходов), налог на доходы физических лиц;

Налоги, взимаемые в связи с осуществлением операций реализации и передачи товаров (работ, услуг ), - НДС, акцизы;

Налоги с имущества - налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц. С определенной долей условности к этой классификационной группе можно отнести транспортный налог, поскольку транспортные средства также включаются в состав принадлежащего плательщику имущества;

Платежи за пользование природными ресурсами - земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых;

Налоги с фонда оплаты труда - единый социальный налог; налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера - государственная пошлина.

3. По субъекту налогообложения налоги объединяются в три группы:

Взимаемые только с физических лиц;

Взимаемые только с юридических лиц. Большую часть поступлений в виде налогов дают отчисления именно плательщиков - юридических лиц;

Взимаемые как с юридических, так и с физических лиц.

При определении круга плательщиков в НК РФ используются несколько терминов: плательщиками являются либо «организации (российские или иностранные)», либо «организации и индивидуальные предприниматели», либо «лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации», либо «лица, производящие выплаты физическим лицам», либо «индивидуальные предприниматели, адвокаты», либо «организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели», либо «лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства».

Налоги, взимаемые только с физических лиц. В налоговых системах стран Запада для обозначения этих налогов применяют термин «индивидуальные налоги». К этой группе относятся налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог с наследований или дарений.

Налоги, взимаемые только с юридических лиц. На Западе эти налоги именуют корпоративными. К данной группе относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес.

Налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц (смешанные налоги) , - самая многочисленная группа налогов. В их числе: единый социальный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина, транспортный налог, земельный налог, государственная пошлина.

Региональные налоги в российской налоговой системе представлены налогом на имущество организаций, налогом на игорный бизнес и транспортным налогом.

В настоящее время в налоговой системе России лишь два местных налога : земельный налог и налог на имущество физических лиц. Процессы политической и экономической интеграции между государствами объективно приводят к необходимости гармонизации налогообложения. Налоговые системы активно взаимодействующих стран должны соответствовать друг другу, строиться на одних принципах, содержать налоги с аналогичным порядком исчисления и уплаты.

Более того, формирование наднациональных органов управления, выполняющих важные экономические, политические, социальные и другие функции, привели в рамках Европейского Сообщества к установлению межгосударственных налогов, поступающих в бюджет ЕС. Примером может служить введенный Сообществом единый налог на импортную продукцию сельскохозяйственного производства из третьих стран. Интеграция в рамках СНГ, формирование единого экономического пространства со временем также приведут к установлению межгосударственных налогов.

5. В зависимости от бюджета, в который зачисляется налог,налоги объединяются в две группы:

Закрепленные налоги;

Регулирующие налоги.

Как было сказано ранее, по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Впрочем, поскольку налоги являются регулирующими доходами бюджета, из того, что тот или иной налог относится, например, к федеральным, вовсе не следует, что все поступления от него предназначаются федеральному бюджету. Налог может распределяться между уровнями бюджета. Таким образом реализуется регулирующая функция налогов. Названный критерий классификации налогов находится в тесной связи с методами бюджетного регулирования. Известно, что бюджетное регулирование - это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечение равенства его доходной и расходной частей.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в бюджет того или иного уровня бюджетной системы, закреплены за ним как доходный источник. Среди таких налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональные и местные бюджеты.

К регулирующим налогам относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год. Нормативы отчислений могут вводиться и на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ. Собственные доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов, а также от закрепленных за этими субъектами федеральных налогов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов РФ на срок не менее 3 лет.

Иными словами, регулирующие налоги закреплены за определенным уровнем бюджетной системы, но при бюджетном регулировании могут передаваться с верхнего уровня на нижний в целях достижения баланса бюджетов нижнего уровня. К такому методу регулирования прибегают, если собственных, закрепленных за региональными и местными бюджетами доходных источников оказывается недостаточно для покрытия расходов этих бюджетов. Таким образом расширяется доходная часть нижестоящего бюджета, т.е. ресурсная база нижестоящего бюджета отчасти формируется за счет закрепленных доходов вышестоящего бюджета.

Однако законодательством не допускается использование доходов (в том числе закрепленных налогов) нижестоящих бюджетов для регулирования вышестоящего бюджета. Отсюда следует, что местные налоги не могут выступить в качестве регулирующих для регионального бюджета, а региональные налоги - в качестве регулирующих для федерального бюджета.

6. По цели установления налоги делятся на абстрактные и целевые.

Абстрактные налоги (их еще называют налогами общего назначения) устанавливаются без обозначения целей, на финансирование которых будут в дальнейшем использоваться доходы от этих налогов. Собранные при налогообложении средства обезличиваются в бюджете и используются на общебюджетные цели: на финансирование государственного управления, образование, здравоохранение, оборону и пр. Так, не обозначена цель взимания налога на прибыль организаций, НДС, акцизов и большинства других налогов.

Целевые налоги (по другому их называют специальными налогами) устанавливаются с целью финансирования определенных видов расходов. По общему правилу поступления от налогов не могут предназначаться для финансирования конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога).

Однако известно, что нет правил без исключений, например таким исключением является единый социальный налог. Глава 24 НК РФ в первой редакции начиналась со следующей нормы: «Настоящей главой Кодекса вводится единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации - и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь».

Этот налог в определенной пропорции поступает либо напрямую, либо через бюджет в соответствующие внебюджетные фонды. Названные фонды используют поступившие средства по назначению. История развития налогообложения свидетельствует о том, что тенденцией является сокращение доли целевых налогов в налоговой системе.

7. В зависимости от лица, исчисляющего налог , налоги бывают окладными и неокладными.

Окладные налоги исчисляют не налогоплательщики, а налоговые органы. В современной налоговой системе России к числу окладных относятся транспортный и земельный налоги (если плательщиком является физическое лицо), а также налог на имущество физических лиц. После исчисления суммы налога налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление. Обязанность уплаты налога возникает только после получения плательщиком названного уведомления. В уведомлении указываются размер налога, налоговая база и сроки уплаты налога. Как видно, окладными налогами облагаются физические лица. Если обязать этих лиц самостоятельно исчислять указанные налоги, то неизбежны ошибки и судебные разбирательства.

Неокладные налоги налогоплательщики исчисляют самостоятельно. Налоговые органы лишь контролируют правильность исчисления налогов (камеральный контроль деклараций либо контроль в форме выездной проверки) и своевременность их уплаты. Практически все налоги с организаций и индивидуальных предпринимателей - неокладные. Упомянутые в связи с окладным обложением транспортный и земельный налоги также рассматриваются как неокладные, если их уплачивают организации.

8. В зависимости от порядка введения выделяют общеобязательные и факультативные налоги. Общеобязательные налоги устанавливаются НК РФ и вводятся федеральными законами. Эти налоги обязательны к уплате на всей территории России. К общеобязательным относятся все федеральные налоги, предусмотренные в ст. 13 НК РФ.

Факультативными признаются все региональные и местные налоги, предусмотренные ст. 14, 15 НК РФ. Эти налоги также устанавливаются НК РФ, но вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ (муниципальных образований) в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ (нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований) о налогах. Факультативность налогов означает, что их введение на той или иной территории не обязанность, а право местных властей.

Впрочем, поскольку в современной отечественной налоговой системе установлены лишь три региональных и два местных налога, их факультативность только декларируется. Действительно, вряд ли субъекты РФ и муниципалитеты в условиях недостаточности финансовых ресурсов откажутся от введения на своей территории этих налогов. Региональные и местные власти не могут устанавливать налогии сборы, не предусмотренные НК РФ.

9. По форме налоги объединяются в две группы:

Изымаемые в натурально-вещественной форме;

Изымаемые в денежной форме.

Натурально-вещественные налоги - исторически исходная форма налогообложения, когда публичная власть изымала определенную часть созданного налогоплательщиком продукта. Объясняется это неразвитостью товарно-денежных отношений. К натурально-вещественному обложению обращались и в более позднее время в периоды нарушений денежного обращения, гиперинфляции, когда мобилизованные в бюджет средства обесценивались раньше, чем осуществлялись бюджетные расходы.

В СССР подобная система применялась в первые послереволюционные годы, когда был установлен натуральный продовольственный налог. Его заменили в 1925 г. на денежные налоги после успешного проведения денежной реформы. В настоящее время в России есть лишь один пример натурально-вещественного обложения - в рамках системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. В качестве натуральной формы уплаты налога выступает доля добытого полезного ископаемого, передаваемая пользователем недр государству в соответствии с соглашением о разделе продукции.

В современном мире денежные налоги - это превалирующая форма налогообложения. В НК РФ налог определен как платеж, взимаемый в форме отчуждения принадлежащих налогоплательщику денежных средств. Что касается сборов, то в НК РФ не содержится требования к форме этих обязательных взносов. Однако в налоговой системе отсутствуют сборы, взимаемые в натурально-вещественной форме. В экономической и юридической литературе налоговые отношения рассматриваются как особый вид денежных отношений.

10. По регулярности уплаты выделяют регулярные и разовые налоги.

Регулярные налоги уплачиваются в соответствии с законодательно установленной периодичностью. Такие налоги взимаются все то время, пока налогоплательщик владеет каким-либо налогооблагаемым имуществом на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо осуществляет деятельность, направленную на получение налогооблагаемого дохода. Почти все налоги в современной налоговой системе - регулярные.

Разовые налоги взимаются по основаниям, которые возникают достаточно редко. К числу таких платежей относится государственная пошлина. Понятно, что далеко не все лица обращаются с исковыми заявлениями в суд.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Таблица. Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

· упрощенная система налогообложения;

· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Общая характеристика налоговой системы РФ. Система налогов и сборов РФ

Система налогов и сборов РФ

Еще до принятия общей части НК в Российской Федерации в соответствии с ее территориальным устройством сформировалась трехуровневая система налоговых отчислений:

Федеральные налоги и сборы;

Региональные налоги и сборы;

Местные налоги и сборы.

Этот подход был сохранен законодателем и в НК. Однако до 1 января 2005 г. перечень налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, содержался в сохранявших свою силу нормах ст. 18-21 Закона об основах налоговой системы (Глава 2. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ). Нормы ст. 12-15 и ст. 18 общей части НК, посвященные определению видов налогов, взимаемых на территории РФ, до этого момента не действовали.

С 1 января 2005 г. система российских налогов и сборов определяется исключительно на основании норм НК. При этом на региональном и местном уровнях в настоящее время предусмотрена уплата только налогов и не установлено ни одного вида сбора.

Федеральные налоги и сборы - это налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ.

Статья 13. Федеральные налоги и сборы (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) утратил силу. - Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Статья 14. Региональные налоги (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Статья 15. Местные налоги (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Региональные налоги - это налоги субъектов РФ. Региональными признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Принятие федерального закона о региональном налоге порождает право субъекта РФ своим законом установить и ввести в действие такой налог независимо от того, вводят ли его на своей территории другие субъекты РФ. При этом законодатель субъекта РФ может осуществлять правовое регулирование регионального налога при условии, что оно не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.

Местные налоги - это налоги, устанавливаемые НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводимыми в действие в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Квазиналогами следует именовать обязательные платежи, у которых отсутствует какой-либо юридический признак налога, например, индивидуальная безвозмездность, принудительность взимания или предусмотренность в налоговом законе. К таковым можно отнести: страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, патентную пошлину, портовый сбор, парафискалитет и др.

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды имеют очень много общего с налогами. Отличие заключается в том, что признак индивидуальной безвозмездности у страховых взносов отсутствует, т.е. они являются возмездными. Однако факт уплаты или неуплаты страховых взносов не влияет на право получения социальных пособий, так как они гарантированы государством.

Патентная пошлина не предусмотрена налоговым законом. Согласно ст. 33 Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1, патентные пошлины уплачиваются в Патентное ведомство за совершение юридически значимых действий, связанных патентом. При этом перечень действий, за совершение которых взимаются патентные пошлины, их размеры и сроки уплаты, а также основания для освобождения от их уплаты, уменьшение их размеров или возврата пошлин, устанавливаются Правительством РФ.

Консульские сборы взимаются за консульские действия и иные консульские услуги, предоставляемые гражданам и юридическим лицам в соответствии с тарифом, утвержденным Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Портовые сборы также фактически представляют собой государственные регулируемые тарифы, взимаемые за услуги, оказываемые судам в морских торговых судах Российской Федерации. К регулируемым портовым сборам относятся: корабельный, маячный, канальный, причальный, якорный, экологический, лоцманский и навигационный. Ставки портовых сборов определяются Министерством транспорта РФ по согласованию с Министерством экономики РФ, при этом начальники морских администраций портов вправе предоставлять отдельным судовладельцам (судоходным компаниям) скидки. Полученные от уплаты портовых сборов средства используются на ремонт, развитие и строительство портовых сооружений и объектов.

Парафискалитет - обязательный сбор, устанавливаемый в пользу организаций публичного или частного права, не являющихся органами государственной власти и управления. Примером парафискальных платежей могут служить третейские сборы, идущие на покрытие общих расходов, связанных с деятельностью Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

План

I. Введение……………………………………………………………………….стр.2

1.Функции налогов и их взаимосвязь………………………………………….стр.4

2.Налог на доходы физических лиц: экономического содержания и назначение; категории плательщиков; ставки……………………………………………...стр.11

II.Заключение…………………………………………………………………..стр.14

Список использованной литературы…………………………………………стр.16

I .Введение.

Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

- защита территории;

- выполнение управляющих и распределительных функций;

- поддержание внутреннего порядка;

- сбор налогов и податей с населения.

По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным примером может служить то, что в XVIT веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами).

Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов».

По мере развития государства как социального института, налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция, исходящая из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого-то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и некоторые другие провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала, и стимулирование деловой активности. В этих целях снижена ставка налога на прибыль корпораций.

В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании. Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.

Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. За последние годы схема подоходного налогообложения в России неоднократно менялась, но законодатели и государственные чиновники до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц.

1.Функции налогов и их взаимосвязь.

Функции налогообложения - это проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

На практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

Рассматривая современную систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:

1. Фискальная;

2.Распределительная (социальная);

3.Регулирующая;

4.Контрольная;

5.Поощрительная.

Рассмотрим эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Фискальная функция.

Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

Распределительная функция.

Распределительная (или как её ещё называют -перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Регулирующая функция.

С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.

Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:

Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.

Налоговое регулирование стало активно практиковаться, начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.

Социально-экономическая сущность и роль налогов проявляется в их функциях, т.е. в основных направлениях воздействия налогов па развитие общества и государства. Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Налоги используются всеми рыночными государствами как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия па производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и другие общественные проблемы.

С этих позиций налоги выполняют четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует то или иное практическое назначение налогов.

  • 1. фискальная;
  • 2. контрольная;
  • 3. распределительная.

Между собой эти функции взаимосвязаны и взаимозависимы. Ни одна из них не может развиваться в ущерб другой.

  • 1) Фискальная функция (от слова «фиск» -- казна, хранилище денег или совокупность финансовых ресурсов государства) обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Эта функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Расходование бюджетных средств производится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу. Перераспределение средств с помощью фискальной функции, с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой -- не нарушить нормальный ход воспроизводства. За счет фискальной функции налогов достигается перераспределение части ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах.
  • 2) Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
  • 3) Регулирующая функция налогов проявляется через систему особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы. Эта функция предполагает влияние налогов на разные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс; склад или рост производства, а также его структуру; научно-технический прогресс; распределение и перераспределение национального дохода; спрос и предложение; объем доходов и сбережений населения и др.

Суть регулирующей функции общественного воспроизводства в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые па накопление производственных фондов. Поэтому выделяют три составляющие регулирующей функции:

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через системы льгот, исключений, предпочтений, увязанных льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объектов обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Законом предусмотрены следующие виды льгот:

  • 1. необлагаемый минимум объекта налога;
  • 2. изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  • 3. освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;
  • 4. понижение налоговых ставок;
  • 5. целевые налоговые льготы;
  • 6. прочие налоговые льготы.

Предпочтения установлены в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инновационных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется договором между предприятием и соответствующим налоговым органом.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

Перечисленные функции налога тесно связаны между собой. Рациональность действующего законодательства определяется и I степенью относительного равновесия налоговых функций. На практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, ибо их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков.

2.1. Функции налогов как проявление их сущности

Налоги как финансовая категория выражают отношения, связанные с процессом изъятия части стоимости национального дохода в бюджет страны. Налоги имеют свои отличительные признаки, особенности, свойства, внутреннее содержание, собственную форму движения, которые раскрывается через определенные функции, присущие налогам, и именно эти функции выделяют их из совокупности других финансовых категорий.

Отечественная финансовая наука при изучении природы налога традиционно уделяет значительное внимание исследованию проявлений конкретных функций этой категории, без определения которых невозможное раскрытие общественного назначения налогов.

Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств .

Авторы разделяют точку зрения российских ученых о том, что в современной экономической среде до сих пор нет единого мнения о составе и содержании функций, которые выполняют налоги. Также, среди исследователей в области налогообложения есть мнение о том, что налоги являются составляющей системы налогообложения, и «теоретический потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны опраделенные функции» .

В соответствии с первой из них, характерным представителем которой является И. В. Горский , исключительной функцией налогов является фискальная (от лат. fiskus – государственная казна), так как именно она в процессе эволюции налогов осталась неизменной, является самодостаточной и не нуждается в «регулирующих противовесах».

Другая группа ученых, к которым можно отнести А. В. Брызгалина, В. Г. Панскова , считают, что сущность налогов многофункциональна, и раскрывается через регулирующую, распределительную, контрольную и некоторые другие функции.

Третья группа ученых, таких как Г. Б. Поляк, А. Н. Романов , Д. Г. Черник , В. П. Вишневский, А. С. Веткин, Е. Н. Вишневская и др. , считают, что налогам присущи две функции: фискальная и регулирующая. Это мнение разделяют авторы даного учебного пособия. Фискальная и регулирующая функции находятся в тесной взаимосвязи, несмотря на то, что каждая из них отражает отдельную сторону внутреннего содержания категории „налог”.

Весьма интересным является схематичное представление И. А. Майбуровым различных воззрений на количество функций через понимание сущности налогов как «добра» и «зла». С небольшой доработкой авторов учебного пособия эта схема представлена на рис. 2.1.

Как видно на рис. 2.1, общей для всех подходов, вне зависимости от методологического посыла является только фискальная функция, другие же, по мнению разных исследователей в области налогов, могут существовать на разных этапах социально-экономического развития той или иной страны в соответствии с приоритетными целями ее налоговой политики.

Таким образом, сущность налогов как экономической категории раскрывается в двух функциях: фискальной и регулирующей, а также через ряд подфункций последней: экономической, социальной, стимулирующей, сдерживающей, воспроизводственного назначения (рис. 2.2).

Указанные на рис. 2.2 функции носят объективный характер и существуют с момента возникновения налогов. Вместе с тем, конкретные проявления их черт связаны с условиями общественного развития. Поэтому поиск основных функций – это ошибочный путь исследования налогов как экономической категории .

Интересным является рассмотрение функций налогов украинскими учеными в области налогообложения В. П. Вишневским, А. С. Веткиным, Е. Н. Вишневской и др. , которые сформулировали характерные цели реализации фискальной и регулирующей функций налогов на макро- и микроуровне (рис. 2.3).

Характеризуя налоги также можно отметить, что первоначально они во всех государствах вводились с целью выполнения фискальной функции, то есть финансирование государственных расходов осуществлялось через обеспечение государства плательшиками налогов источниками денежных средств. Позднее государства, в большей или меньшей степени, начали использовать налоговые ставки и налоговые льготы с целью регулирования социально-экономических процессов. Таким образом, налоги стали выполнять регулирующую функцию, то есть влиять на экономические процессы в государстве путем: стимулирования или сдерживания темпов экономического роста; увеличения или уменьшения накопления капитала и платежеспособного спроса населения. Другим важнейшим аспектом налогового регулирования является возможность воздействия на решение разнообразных социальных задач (таких, как защита граждан с низкими доходами, перераспределение доходов для обеспечения социально незащищенных слоев населения, осуществление эффективной демографической политики и т.п.).

Однако на современном этапе развития и модернизации механизмов налогообложения происходит своего рода диверсификация функционального назначения фиска. Поэтому теоретически, в составе названных двух функций налогов можно условно выделить подфункции, которые представлены на рис. 2.2. Каждая из подфункций проявляется в зависимости от того, на достижение какого эффекта направлена ее реализация.

Такой подход, во-первых, существенно не усложняет понятийного аппарата финансовой науки. Во-вторых, дает возможность четко и с достаточной степенью детализации понять специфическое назначение налогов как самостоятельного финансового явления и в то же время избежать концентрации внимания на «побочных, внешних для фиска последствиях» налогообложения.

Таким образом, на основе сказанного выше, можно сделать вывод о наличии широкой палитры мнений относительно количества и названий функций налогов. В этой связи предлагается рассмотреть две основные функции – фискальную и регулирующую, с выделением в рамках последней ряда подфункций.

2.2. Роль фискальной функции в процессе налогообложения

Суть фискальной функции заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства. Фискальная функция обеспечивает объективные условия для образования материальной основы функционирования общества. С ее помощью реализуется большая часть общественного назначения налогов, проявляются конкретные формы образования денежных фондов государства, которые обеспечивают выполнение положенных на нее функций. Налоги выступают основным (важнейшим) источником доходов бюджетов разных уровней. Объективное существование налогов как основного источника доходов предусматривает:

а) поступление их равномерно в календарном разрезе;

б) стабильность поступления;

в) налоги должны равномерно поступать по всем территориальным уровням управления.

В современной финансовой литературе наблюдается использование смешанной марксистской и немарксистской научной терминологии, связанной с различной интерпретацией фискальной функции. Так, одна группа научных работников и практиков считает, что налоги аккумулируют в бюджетных фондах государства часть созданного национального дохода (стоимости необходимого и дополнительного продукта). Вторая – уже применяет понятийный аппарат западной экономической науки, где налоги выступают частью стоимости ВВП или ВНП, а третья – комбинирует оба подхода. Такая запутанная ситуация расценивается как объективно неминуемая, поскольку финансовая наука также переживает трансформацию. Так или иначе, государство, будучи участником распределительных процессов, принудительно отчуждает в виде налоговых изъятий часть стоимости созданных в обществе благ (продукта) для формирования своей казны и финансирования неотложных потребностей общества.

Фискальная функция, в отличие от регулирующей, присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает возростать в условиях развития рыночных отношений. Усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному росту государственных расходов, а, следовательно, и увеличению доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Значение фискальной функции с развитием рыночных отношений резко увеличивается. Это связано, с одной стороны, с процессами разгосударствления собственности и соответствующим уменьшением удельного веса неналоговых источников формирования доходной части бюджета, а с другой, – с необходимостью реализации социальных программ и финансирования бюджетной сферы.

Несмотря на то, что в отдельные исторические периоды действие фискальной функции ослабевало, в более значительных промежутках времени неизбежно сказывалось ее усиление . Так, период с 1996 по 1998 годы в Украине характеризовался стабильными по абсолютной величине налоговыми поступлениями (табл. 2.1 и рис. 2.4), хотя с учетом инфляции, имело место сокращение доходов сводного бюджета.

Таблица 2.1

Динамика налоговых поступлений в Сводный бюджет Украины

Показатели

Доходы Сводного бюджета,

Налоговые поступления, млн. грн.

в том числе:

В государственный бюджет,млн. грн.

абсолютные значения

в процентах

В местные бюджеты, млн. грн.

абсолютные значения

в процентах

Рис. 2.4. Изменение налоговых поступлений и доходов сводного бюджета независимой Украины

Однако, начиная с 2000 года, вновь наблюдается тенденция увеличения и доходов сводного бюджета и налоговых поступлений, которая особенно сильно проявилась в период после 2004 года.

Степень реализации фискальной функции налогов характеризуется также налоговой нагрузкой, которая на макроуровне изменяется налоговым коэффициентом (К н ):

(2.1)

где: НП – общая сумма поступлений налогов и сборов в государственный бюджет и государственные целевые фонды, млн. грн;

ВВП – величина валового внутреннего продукта, млн. грн.

Экономический смысл налогового коэффициента заключается в том, что он показывает, какая доля ВВП перераспределяется через налоговую систему. Чем выше этот показатель, – тем более фискальный характер имеет налоговая система страны.

Анализ динамики налогового коэффициента в Украине за период 1998 – 2006 годы (рис. 2.5) свидетельствует о том, что до 2001 года налоговая нагрузка на экономику имела тенденцию к снижению, а с 2004 года отмечается существенный рост налогового коэффициента.

Рис. 2.5. Динамика налогового коэффициента в Украине

К 2006 году в Украине был достигнут исторический максимум налоговой нагрузкиналоговый коэффициент составлял 39,27%, что с учетом реалий экономической ситуации свидетельствует о чрезмерном увлечении фискальным аспектом налогообложения. Отметим, что такой уровень интегральной налоговой нагрузки намного превышает аналогичные показатели таких стран – новых членов Евросоюза, как Латвия (29,4%), Литва (28,9%), Эстония (30,9%), Румыния (28,0%), Словакия (29,3%) . В среднем по странам ЕС-10 налоговый коэффициент составлял в 2005 году 33,9%. Правда, в Европе существуют и государства с более высоким, чем в Украине, налоговым коэффициентом. К ним относятся, в первую очередь, такие скандинавские страны, как Дания (50,4%) и Швеция (51,3%).

В современной налоговой политике существует несколько путей повышения эффективности реализации фискальной функции налогов.

Наиболее простым, с точки зрения его реализации, и наименее приемлемым с позиций стимулирования экономического роста, является экстенсивное увеличение налоговых поступлений за счет введения новых налогов и увеличения налоговых ставок. Этот вариант, как правило, встречает наиболее резкое сопротивление со стороны налогоплательщиков и таит в себе политические угрозы.

Поэтому наибольшего внимания заслуживает интенсивный путь. В этом плане авторы полностью поддерживают позицию И. А. Майбурова , в том, что эффективность фискальной функции характеризуется показателем роста налоговых поступлений при неменяющемся составе и неизменных ставках налогов. Расчитывая и анализируя такой показатель можно получить рост налоговых поступлений, который обеспечивается не за счет увеличения доли налоговой нагрузки (перераспределения посредством налогов общественного продукта), а за счет роста налоговых баз, увеличения количества плательщиков и объектов налогообложения. Следует добавить, что существенным резервом повышения эффективности реализации фискального потенциала налогов является совершенствование механизмов налогового администрирования, инструментария борьбы с уклонением от налогообложения и сокращение масштабов теневой экономики. В таком случае, при достаточном (рассчитанном для определенного периода развития экономики страны) уровне налоговой нагрузки фискальная функция будет иметь минимум противоречий с регулирующей функцией.

2.3. Регулирующая функция налогов и особенности ее реализации

Налоги и налогообложение оказывают непосредственное влияние на все стороны жизни общества, причем, иногда в самых неожиданных аспектах.

Характерным примером такого влияния является архитектурный облик старой части многих городов центральной Европы. Большинство тесно прилегающих друг к другу домов в таких кварталах имеет 2-3 (максимум 4) окна на фасадной части домов, но зато эти дома, как правило, имеют 2-4 этажа, что не характерно для средневековой архитектуры других регионов мира. А в Амстердаме отдельным туристическим объектом является дом с одним окном на каждом этаже. Связан такой своеобразный архитектурный облик с распространенным в то время в европейских государствах имущественным налогом, базой которого было определено количество окон по ширине фасада дома (пооконный налог). Такое налогообложение повлияло не только на внешний облик европейских городов, но и на внутреннюю планировку этих домов. Ширина лестниц не позволяла заносить мебель на верхние этажи. Эта проблема была решена путем установки специальных блоков для лебедок, при помощи которых мебель заносилась на верхние этажи через окна, следствием чего явилось формирование специальной культуры художественного оформления таких механизмов.

Другим историческим примером использования регулирующей функции налогов является введение в России Петром І налога на бороды, что позволило привести внешний облик бояр в соответствие с действовавшими в то время европейскими стандартами.

Основы регулирующей функции налогов лежат в области экономических интересов участников процесса налогообложения.

С позиций общества, налоги рассматриваются, прежде всего, как основной источник формирования доходной части бюджетов всех уровней, и, исходя из этого, государство объективно заинтересовано в увеличении налоговых поступлений, что обеспечит финансовую основу для расширения масштабов предоставляемых государственных услуг, реализации социальных программ и выполнения других присущих ему функций. Вместе с тем, чрезмерная фискализация налогообложения (т. е. повышенная налоговая нагрузка) лишает плательщиков стимулов к расширению масштабов деятельности, способствует развитию теневой экономики, что уменьшает размер базы налогообложения и суммы налоговых поступлений в долгосрочной перспективе. Поэтому в интересы государства входит и обеспечение условий для экономического роста, в том числе и условий налогового характера.

Для налогоплательщика налоговые платежи, хотя и являются обязательными, но все же, непроизводительными затратами. Вполне понятно, что плательщики не заинтересованы в их увеличении с точки зрения обеспечения необходимых финансовых результатов (прибыли – для юридических лиц или дохода для граждан). Вместе с тем, в целом негативное воздействие налогов на финансовое положение плательщиков отчасти может быть компенсировано соответствующим доступом их к общественным благам. Иными словами, плательщик достаточно легко воспринимает высокие налоги при условии, что он видит соответствующую «отдачу» от этих платежей.

Таким образом, условия налогообложения являются одним из факторов, непосредственно воздействующих на хозяйственные решения налогоплательщиков и соответствующие социально-экономические процессы в обществе.

Регулирующая функция проявляется в том, что с помощью налогов происходит перераспределение стоимости валового внутреннего продукта между государством и его субъектами. Через элементы налога (объект, субъект налогообложения, ставка налога, налоговые льготы и т.п.) государство имеет возможность регулировать стоимостные пропорции такого перераспределения. Изменяя пропорции функционирования ресурсов в экономике, налогообложение существенно влияет на процесс производства, накопление капитала, инвестирование, платежеспособный спрос и предложение. Благодаря налогам государство получает возможность регулировать разные аспекты социально-экономической жизни на макроуровне, а на микроуровне – влиять на конкретное поведение налогоплательщика. Так, манипулируя пропорциями и режимами изъятия у субъектов хозяйствования или домохозяйств доли их доходов, налог может соответственно менять направления их деятельности.

На основе регулирующей функции осуществляется :

    регулирование спроса и предложения;

    стимулирование сбережений граждан страны;

    выравнивание доходов отдельных социальных групп;

    развитие малого и среднего бизнеса, а также частного предпринимательства;

    регулирование экспортно-импортной деятельности;

    стимулирование научно-технического прогреса.

Важную регулирующую роль играет налоговая политика, которую проводит правительство путем вмешательства в систему налогообложения.

Подчеркивая роль регулирующей функции налогов, А. Крисоватый выделяет политику налогового регулирования в отдельный вид налоговой политики, которая представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию стоимостных пропорций распределения и перераспределения части валового внутреннего продукта с целью поддержания на определенном уровне экономических процессов, обеспечения общественного спроса и предложения, а также инициации деловой активности субъектов хозяйствования .

Влияние государства на изменение ставок прямых налогов может привести к возникновению или уменьшению определенных стимулов для капиталовложений плательщика, а регулирование величины непрямых налогов может воздействовать на фонд потребления и на уровень цен .

Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику, государство, изменяя таможенные пошлины, получает от торговых партнеров либо встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта. Понижение или отмена пошлин влечет за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

По мере осуществления и совершенствования государственного регулирования налоги все шире используются для изменения структуры национальной экономики. В экономически развитых странах налоговые ставки все более дифференцируются по регионам с учетом их отраслевой специализации. Они оказывают усиливающее воздействие на отраслевую и подотраслевую структуры производства, на изменение роли отдельных земель, штатов, департаментов в национальной экономику. Так, на добычу нефти и газа традиционно устанавливают более высокие налоги, а в малоосвоенных, экономически менее развитых депрессивных районах применяются относительно низкие .

В современных условиях при сохранении основ и структуры налогового законодательства налоговая система становится все более гибкой. Регулирующая функция, содействуя рациональному использованию производственных факторов, «амортизируя» кризисные явления, устраняя диспропорции в рыночной экономике, стабилизирует и расширяет налоговую базу и соответственно обеспечивает успешное осуществление фискальной функции, а это еще один аргумент в пользу тесной взаимосвязи и взаимообусловленности фискального и регулирующего аспектов функционирования налогов.

С точки зрения характера процессов, выступающих объектами налогового регулирования, регулирующая функция налогов может быть подразделена на такие подфункции, как экономическая, социальная, экологическая. Однако придавать им значение функций налогов вряд ли целесообразно, поскольку все они являются просто различными проявлениями одной и той же характеристики сущности налога, причем механизм воздействия налогообложения на экономические, социальные и экологические процессы, в принципе, одинаков.

В составе регулирующей функции налогов можно выделить стимулирующую и сдерживающую (в некоторых источниках – дестимулирующую) подфункции, а также подфункцию воспроизводственного назначения, которые так же, по мнению авторов вряд ли могут претендовать на статус самостоятельных функций по следующим причинам..

Во-первых, сам термин «регулировать» означает вносить определенный порядок в какую-то деятельность, направлять развитие или изменение чего-нибудь в определенное русло. Руководствуясь таким толкованием, считается, что «регулирование» объединяет в себе и стимулирование, поощрение, ускорение, усиление, побуждение к действию или к определенным изменениям процессов, явлений, и реверсное влияние – сдерживание, замедление, ослабление, ограничение.

Во-вторых, отрицание стимулирующей способности или, наоборот, выделение самостоятельной стимулирующей функции налогов в значительной мере обусловлены психологическими факторами. Так, депресивность отечественной системы налогообложения относительно предпринимательской и инвестиционной активности порождает отрицание любого стимулирующего действия налогов вообще. С другой стороны – преуменьшение их значения в директивно-плановой экономике советского типа и рост роли налогообложения на нынешнем этапе социально-экономического развития страны иногда вызывают определенную гиперболизацию его значимости как стимулятора экономического роста. Западные ученые к исследованию регулирующего влияния фиска на социально-экономические стороны жизни общества подходят на основе взвешеных позиций. Известно, что цикличность развития зрелых рыночных экономик нуждается в использовании налогового механизма не только для экономического оживления, но и для защиты от «перегрева» хозяйственной конъюнктуры рынка (кризиса перепроизводства).

В-третьих, говорить о выполнении налогами отдельной стимулирующей функции неуместно из-за того, что конкретные мероприятия налоговой политики влияют на экономику опосредованно, через процессы распределения и перераспределения стоимостных пропорций ВНП. Поэтому между применением форм налогового поощрения налогоплательщиков и проявлением результатов их влияния проходит определенное время. Иногда, вследствие наличия последнего, экономическая ситуация изменяется настолько, что налоговое стимулирование не только теряет целесообразность, а и может стать деструктивным фактором. Кроме этого, само стимулирующее влияние будет иметь противоречивый характер, вызывая одновременно рядом с положительными эффектами отрицательные.

Иначе говоря, экономическую реакцию субъектов хозяйствования на осуществление регулирующей функции налогов спрогнозировать весьма сложно, так как она зависит от ряда других факторов, которые могут влиять на механизм налогообложения, существенно отдаляя его от начального замысла.

Сдерживающая подфункция налогов заключается в формировании определенных барьеров для развития нежелательных экономических процессов в стране. Так, повышая ставки налогов для отдельных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение. Например, сдерживающая функция проявляется через увеличения величины акцизного сбора (табачные и алкогольные изделия), а также введение акцизов на некоторые товары, посредством чего увеличивается их продажная цена и, таким образом, может сдерживаться рост потребления этих изделий.

Однако, как отмечает И. А. Майбуров , избирательное значение этой подфункции не стоит преувеличивать, поскольку стимулировать развитие производства нежелательных продуктов или услуг будет сохраняющийся спрос со стороны потребителей. Вариации же с налоговыми ставками не безграничны, так как при сохранении спроса они будут повышать цены, а это может привести к тому, что часть производства вообще уйдет в теневой сектор.

Вполне понятно, что налоговое стимулирование и налоговое сдерживание, по сути дела, являются двумя разнонаправленными аспектами одного и того же процесса налогового регулирования.

В результате применения мер налогового стимулирования (налоговой поддержки), как правило, снижается налоговая нагрузка на плательщика, в результате чего непроизводительные расходы в виде налоговых платежей сокращаются, а собственные его оборотные средства увеличиваются. Следствием этого является возникновение реальной экономической заинтересованности такого субъекта хозяйствования в выполнении всех тех условий, которые предусмотрены нормами налогового законодательства, регламентирующими применение конкретного инструмента налогового регулирования. А выполнение таких условий, если, конечно, они сформулированы корректно и с достаточной полнотой, в конечном счете, должно нацеливать плательщика на решение именно тех задач социально-экономического развития, в которых непосредственно заинтересовано государство.

Налоговое воздействие сдерживающего характера, напротив, способствует увеличению налоговой нагрузки (в случае осуществления плательщиком именно тех операций или видов деятельности, в которых не заинтересовано государство), в результате чего увеличиваются непроизводительные расходы субъекта хозяйствования, а рентабельность его деятельности снижается. Именно этот результат воздействия таких мер заставляет плательщика соответствующим образом откорректировать свою хозяйственную политику и изменить те экономические решения, которые идут вразрез с налоговой составляющей экономической политики государства.

Вместе с тем, абсолютизировать противопоставление налогового стимулирования и налогового сдерживания было бы не совсем корректным. Дело в том, что эти два процесса неразрывно связаны между собой, поскольку реализуются они через один и тот же объект – экономические интересы плательщика. В результате одно и то же регулятивное воздействие при помощи налоговой политики может совмещать в себе как стимулирующий, так и сдерживающий потенциал. Так, например, налоговые льготы инвестиционной направленности имеют явно выраженные стимулирующий характер и назначение. В то же время, такие условия, как, например, соответствие инвестиций установленным государственным приоритетам определенным образом сдерживает плательщика от реализации инвестиционных проектов, не соответствующих условиям по этому критерию.

Подфункция налогов воспроизводственного назначения проявляется при аккумулировании денежных средств на восстановление потребленных общественных ресурсов: сбор за загрязнение окружающей природной среды взимается за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты, а также за размещение отходов; сбор за специальное использование природных ресурсов (за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, а также платы использование лесных ресурсов, пользование земельных участков лесного фонда, водных ресурсов и пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта). Чаще всего эти налоги имеют четко отраслевую принадлежность.

Таким образом, в процессе раскрытия сущности налогов и единства их функций вытекает важный в теоретическом плане вывод о том, что специфическое общественное назначение налогов находит свое выражение не в существовании каждой функции отдельно, а лишь в их единстве.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте существующие взгляды ученых, которые дают возможность выделения определенных группирований функций налогов.

2. Каково современное представление о количестве функций налогов?

3. Выделите характерные цели реализации фискальной и регулирующей функций налогов на макро- и микроуровне.

4. Что предусматривает объективное существование налогов как основного источника доходов?

5. В чем заключается суть фискальной функции?

6. Дайте характеристику степени реализации фискальной функции налогов.

7. Назовите существующие пути повышения эффективности реализации фискальной функции налогов в современной налоговой политике.

8. В чем проявляется сущность регулирующей функции?

9. Какие процессы осуществляются на основе регулирующей функции?

10. Дайте характеристику подфункций регулирующей функции.

В экономике России природоэксплуатирующие сектора занимают одно из центральных мест (25-30% ВНП). В то же время их доля в доходах консолидированного бюджета РФ, например, в 1992 г. составляла 7-8%. Остальная рента присваивается различными элементами технологической и трансакционной цепочек, по которым распределяется продукция прежде всего минерально- сырьевого комплекса. В 1993 г. был предусмотрен ряд мер, обеспечивающих увеличение поступлений в бюджет. Тем не менее их доля не превысила 15% бюджета.
В 1994 и 1995 г, не произошло кардинального улучшения в этой области. Оценивая потенциал существующей сегодня налоговой системы, приходится констатировать, что максимально возможный уровень доли поступлений доходов от эксплуатации природных ресурсов, обеспечиваемый налоговой системой в целом (включая прямые и косвенные налоги), не может превысить 20%. Что касается прямых (специализированных) налогов на эксплуатацию природных ресурсов, то они исчисляются долями процента.
Очевидно, что доля доходов от эксплуатации природоэксплу-

атирующего сектора в приходной части бюджета должна быть увеличена. Это можно сделать только в рамках осуществления общей реформы налоговой системы.
Существующая налоговая политика имеет чисто фискальный характер и направлена только на пополнение бюджета. Система налогов в России является трехуровневой и состоит из федеральных, областных, включая республики в составе России, и городских (местных) налогов. Сегодня существует около сорока различных налогов.
Меры по совершенствованию налоговой системы с целью приведения налоговых поступлений от природоэксплуатирую- щего сектора в соответствии с его значимостью и долей в ВВП могут быть осуществлены в процессе подготовки новых налоговых законов, разрабатываемых в связи с принятием налогового кодекса.

Еще по теме ПРОБЛЕМЫ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ ВОЗМОЖНОСТИ АККУМУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ОТ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ:

  1. Сокращение возможностей привлекать ресурсы по низкой цене