Повышение денежного содержания федеральным госслужащим в. Что собой представляют новые трудовые контракты

С января этого года всем бюджетным категориям граждан проиндексируют заработную плату. Напомню, что в течение последних нескольких лет у большинства из них уровень зарплаты не менялся совсем. Режим строгой экономии, который был введен правительством с 2014 года, не позволял при формировании бюджетов предыдущих лет, внести в них эту статью расходов. Индексация затронула лишь ежемесячные выплаты пенсионерам, да и то не всех (работающие пенсионеры каким-то образом выпали из этого привилегированного списка), и довольно незначительную часть бюджетных работников, упомянутых в «майских указах» Путина. Повышение зарплаты коснулось только учителей и врачей. Вся остальная «армия бюджетников», включая вооруженные силы, полицию и даже спецслужбы, вынуждена была довольствоваться тем, что есть. В начале нынешнего года наконец-то вспомнили не только о них, но и обо всех служащих, зарплата которым выплачивается из государственного бюджета – индексация коснулась даже высших чиновников федеральной власти. Повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2018 году и свежие новости о размерах и сроках введения индексированных окладов — станет главной темой этой публикации.

Какую прибавку к жалованью стоит ожидать чиновникам федерального уровня в этом году

В последнем месяце прошлого года президентом был подписан указ о четырехпроцентном повышении окладов для госслужащих федерального уровня с 01. 01. 2018 г. Последний раз упомянутой категории бюджетных работников, зарплата поднималась почти пять лет назад, в размере 5,5% от месячного оклада.

Если говорить о размере повышения, то трудно не обратить внимания, на довольно скромный цифровой показатель размера индексации. В учет, видимо, был взят беспрецедентно низкий показатель инфляции, который продемонстрировала финансовая система страны в 2017 году.

Индексация, как известно, призвана компенсировать разницу от инфляционных потерь. Инфляция прошлого года не достигла даже трехпроцентного барьера, установив своеобразный рекорд среди показателей ее уровня за весь постсоветский период.

Следовательно, процент индексации даже несколько превысил размер реальных потерь от инфляции. То есть, все работники бюджетной сферы, кроме медиков и преподавателей, получили в этом году полную компенсацию своих финансовых потерь, связанных с прошлогодним обесцениванием российского рубля.

Вполне естественно, что государство не смогло компенсировать все потери, связанные с резким падением курса валюты в 2014 году, но, видимо, оно перед собой такой задачи и не ставило. В конце концов, столь осторожные и взвешенные подходы к бюджетным расходам дали возможность ему стабилизировать рубль.

Попытки вернуть всё, привели бы к очередному витку девальвации российской валюты – в итоге, оказались бы в проигрыше и инициаторы столь щедрых надбавок и их получатели.

К тому же для государственных чиновников такого уровня, повышение окладов обычно рассматривается в последнюю очередь, поскольку кто как не они, имеют непосредственное отношение к текущему состоянию экономики в стране и обязаны нести за это определенную ответственность.

Кого конкретно коснется указ президента о повышении заработных плат

Четырехпроцентная индексация, в первую очередь, имеет отношение к федеральным служащим, работающим в следующих государственных учреждениях:

  • работники Кремля;
  • служащие правительственного аппарата;
  • аппарат Госдумы и Совета Федерации;
  • все федеральные министерства, а также их представительства в регионах;
  • Верховный и Конституционный суды, а также судебные учреждения, находящиеся под общей юрисдикцией;
  • аппарат арбитражного суда;
  • органы прокуратуры;
  • СК РФ;
  • Счетная палата.

Особым пунктом президентского указа индексация зарплат адресуется представителям дипломатических ведомств и другим сотрудникам МИД РФ.

Из каких составляющих складывается полная зарплата госслужащих федерального уровня

Схема оплаты труда гражданских госслужащих достаточно сложна. Общий ежемесячный заработок государственного служащего можно разделить на следующие составляющие:

  • денежные поощрения, выплачивающиеся каждый месяц;
  • месячный оклад, назначаемый в соответствии с классностью и чином;
  • ежемесячные начисления за стаж (выслуга лет);
  • надбавки, связанные с особыми служебными условиями (для гражданских служащих);
  • надбавки за работу с документами и информацией, представляющими государственную тайну;
  • премиальные выплаты.

При этом сам оклад, подлежащий индексации, насколько понятно из представленного списка, составляет довольно скромную часть общего заработка государственного чиновника. Исходя из этого, повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2018 году на четыре процента, никакого заметного влияния на их общее благосостояние, скорее всего не окажет.

Последний пункт этого перечня, касающийся премиальных вознаграждений, представляет наибольший интерес. Размер выплат, относящихся к работе особой секретности (гостайна) и премированию сотрудников, не регламентируются никем и могут иметь самый непредсказуемый финансовый эквивалент.

Что же касается министерских зарплат, то в прошлом году некоторые сведения о них Минфин опубликовал для всеобщего ознакомления. Если кому-то этот шедевр не попался на глаза, то мы с удовольствием его продублируем. Итак, ежемесячная заработная следующих членов правительства РФ составляет:

  • министра финансов - 1,74 млн. рублей;
  • министра эконом. развития - 1,28 млн. рублей;
  • министра энергетики - 1,17 млн. рублей;
  • главы МЧС - 954 тыс. рублей;
  • министра промышленности и торговли - 921 тыс. рублей;
  • министра здравоохранения - 507 тыс. руб;
  • министра науки и образования - 496,5 тыс. руб;
  • министра культуры - 468 тыс. руб.

Убеждения Правительства Российской Федерации о регулярном повышении зарплат для бюджетников в стране реализовываются медленно. Однако, согласно майским указам президента, ожидаемые подвижки намечены уже на январь. Учитывая то, что ее размер по регионам сильно разнится, повышение зарплаты госслужащим в 2018 году не произойдет одномоментно и с одинаковыми коэффициентами. Что это значит – описано далее.

Численный состав различных бюджетных отраслей в России

Наименьшая группа бюджетных работников занята в провластных структурах – 40 тысяч человек. В одной Москве депутаты ГД составляют более 1700 человек. Далее:

  • Городские и областные чиновники – в том числе федеральные, региональные и органы самоуправления. До 1,5 млн. человек.
  • Сфера образования – 5,2 млн. человек.
  • Здравоохранение – более 4 млн. человек.
  • Финансовые ведомства, в том числе налоговые службы – до 300 тыс. человек.
  • Судебная система – до 200 тыс. человек.

Логично предположить, что наиболее высокие зарплаты у чиновников всех рангов. Однако, их размер был заморожен еще в 2015 году, а сейчас урезан (включая аппарат президента) – на 10%. Если стабилизация экономики продолжится, несомненно, потребуется разморозить и начислять согласно прошедшей индексации, учитывая инфляцию в стране.

Зарплата иных категорий бюджетников

Несмотря на завышенный статистический показатель зарплат по стране, реальные доходы бюджетников существенно ниже. Учителя и медработники – наиболее уязвимые категории госслужащих. Приведем данные статистики:

  • Научные работники – 37 тыс. рублей.
  • Медики – от 13 тыс. рублей.
  • Преподаватели (ВУЗы, техникумы, колледжи) – 36 тыс. рублей.
  • Учителя и работники детских учреждения – 30 и 22 тыс. рублей, соответственно.
  • Работники социальной сферы – до 25 тыс. рублей.
  • Работники от культуры – 19 тыс. рублей.

Показатели, усредненные – это следует из отзывов работников на местах. Наблюдается слишком сильный перекос по регионам – наибольшие прибавки к зарплате у Москвы и Подмосковья, менее всего получают жители центральных и западных частей страны.

Кем регламентируется повышение зарплат бюджетникам в 2018 году

Зарплата обычно определена КЗоТом, тарифной сеткой и иными внутриотраслевыми актами. На повышение влияют следующие факторы:

  1. Федеральный бюджет. В работу Правительства РФ входит его контроль, а тот, в свою очередь, зависит от реформ, проводимых в стране, политической внешней обстановки, экономических факторов.
  2. Финансы местной казны. Распределяются органами местного самоуправления после уплаты всех налогов.

Кроме определенного оклада бюджетникам, выплатам подлежат премии, выработки, работа в сложных климатических условиях и прочее.

Что означают «майские указы» Президента РФ о прибавке зарплаты бюджетникам в 2018 году

Подписаны соответствующие указы были еще в 2012 году. Согласно им, прибавка зарплаты бюджетникам в 2017 году уже должна превышать двукратное увеличение суммы от средних показателей по регионам. Первоочередные категории работников, ожидающих повышения – это работники медицинской и образовательной сферы, имеющие высшее профильное образование.

Цель указов – удержать в регионах специалистов и повысить качество обслуживания граждан. Для этого, кроме финансовой поддержки, решено поощрять молодых профессионалов предоставлением жилья и материальной помощью. Однако, выполнение указов главы государства не было обеспечено или в ненадлежащем объеме. Наступивший кризис, западные санкции и обострение внешней политики и вовсе затормозили процесс.

Начинающийся подъем экономики, укрепление рубля и увеличение стоимости энергетических ресурсов позволяют оптимистично смотреть в будущее. Благодаря этим факторам, министерство финансов РФ планирует снизить дефицит бюджета до 2%. Освободившиеся средства и пойдут на увеличение зарплат бюджетников. Кроме того, поручения Президента включают индексацию зарплаты госслужащим в 2018 году, несмотря на то, что работники Минфина выступают за ее отмену – Госдумой этот законопроект отклонен.

Об индексации

Инфляция текущего года составила 4% (прогнозируемое значение). Следовательно, ожидается аналогичное повышение зарплат бюджетников. Кроме того, суммарные показатели инфляции с момента моратория могут способствовать повышению заработной платы госслужащим в 2018 году до 38% – хотя к такому сценарию в Минфине относятся довольно скептически.

Ожидается ли повышение зарплаты бюджетников в 2018 году? Свежие новости

Чтобы планы правительства наконец-то осуществились, важно соблюдение регламентационных актов. Это делается посредством следующих правовых актов:

  • Контроль доходов руководства. Назначение себе увеличенных окладов, ежегодных премий и других бонусов – не имеет за собой юридического права. За этим будут следить, а доходная ежегодная декларация зафиксирует моменты несанкционированного повышения доходов.
  • Осуществление реформ по производительности и эффективности любой сферы деятельности. К сожалению, в такое понятие входит и сокращение рабочих мест. Вопрос имеет множественные решения, однако, недобросовестные руководители выбирают наиболее простой.
  • Максимальный контроль над расходом поступающих бюджетных средств. Коррупция и «распил» бюджетных денег – на слуху уже давно. Пресечь действия недобросовестных государственных служащих призваны служители закона – Следственный Комитет, прокуратура и прочие ведомства. От их работы,несомненно, зависит сохранность средств.

Продуктивная работа ведется с 2012 года. Она изначально была поделена на этапы. Для повышения зарплат в период до 2014 года израсходовано боле 1 млрд. рублей. Из них 200 млн. – это доля федерального бюджета и более 900 млн. – деньги, поступившие в казну от региональных центров. В том числе сокращена разница в зарплатах между руководителями и подчиненными.

Фактор неопределенности повышения

Не стоит скидывать со счетов всевозможные задержки выполнения обязательств Министерств, отвечающих за повышение зарплат бюджетникам в 2018 году. Чтобы задуманное осуществилось, обязателен стабильный рост экономики. Это подъем ВВП, увеличение курса национальной валюты, подорожание нефти и газа, как наиболее востребованных энергоресурсов. Если все факторы будут неуклонно расти, возможно, замедление инфляции до 4%.

Благодаря этим процессам, власти смогут отказаться от моратория на рост зарплат. Но сиюминутного повышения все равно ожидать нельзя, так как отыграть назад почти пятилетнюю инфляции слишком дорого – чрезмерный рост зарплат представляет огромную нагрузку на бюджеты – федеральные и региональные.

Также в число решающих факторов, влияющих на индексацию заработной платы в 2018 году бюджетникам, входят конфликтные ситуации внешней политики. Благодаря западным санкциям, чиновники вынуждены оптимизировать бюджетные расходы. Отсюда «замораживание» зарплат, сокращение численности бюджетных мест и прочие негативные факторы, отражающиеся на жизни простых граждан.

На ближайшие годы, наиболее ожидаемым сценарием повышения бюджетных зарплат станет индексация в 4%. Если инициатива об отмене ежегодного перерасчета все-таки получит одобрение (это может случиться из-за обвала цен на нефть, падении рубля и так далее) повышение заработной платы будет происходить медленно и в рамках бюджетного процесса.

Маневр 22*22

Финансовая формулировка означает повышение НДС до 22% и снижение страховых платежей до аналогичного показателя. Подобные налоговые изменения позволят сэкономить более 200 млрд. государственных денег. Следовательно, профицит бюджета даст возможность для решения вопроса – поднимут ли зарплату бюджетникам в 2018 году?

Заверения министров

О повышении зарплат работникам бюджетной сферы в 2018 году даны разъяснения в СМИ. Действующий министр труда – Топилин, подчеркивает согласие ведомства об утверждениях соответствующих законопроектов. Кроме него, него эту позицию подтверждают министры финансов – Голодец и Силуанов. Однако, не исключают некоторой задержки. Того же мнения придерживается Глава Счетной Палаты – Голикова. По ее заверениям уже отмечается рост доходов госслужащих. К новым выборам Президента картина получит полную ясность.

Рейтинг бюджетных зарплат по регионам России

Многими службами проводятся региональные оценки заработных плат. Таблица ниже показывает результаты крупных городов в России. Логично предположить, что пункты с небольшим числом населения имеют низшие показатели. Итак:

Бюджетные сферы занятости

Жилищное хозяйство

Медицина Образование

Средняя зарплата, руб, по городу

Москва 50 40
Санкт-Петербург 42 32
Нижний Новгород 23 18
Новосибирск 30,6 19
Пермь 25 21
Уфа 20 19
Челябинск 24 19,5
Омск 18,6 18
Красноярск 28,9 17,7
Ростов-на-Дону 27,5 20,5
Самара 30 21
Волгоград 25 15,7
Воронеж 25,1 18,5
Екатеринбург 26,2 42 20,7

Отсюда можно проследить динамику востребованности любой сферы занятости и соответственно условия оплаты. Наиболее востребована медицина и фармацевтика. Однако, судить следует по общим показателям города.Например, общие показатели Ростова-на-Дону практически одинаковы зарплатам в каждой сфере.

Как итог

Повышение зарплат бюджетникам – всегда больной вопрос для страны. Однако, он первоочередной. Россия – наиболее стабильная страна в плане материальной поддержки сфер, определяющих ее дальнейшее развитие и процветание.

Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.

Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.

Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.

Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих

Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.

Кто относится к категории госслужащих?

Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.

По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.

Нынешние зарплаты госслужащих

Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.


Правительство РФ предлагает повысить зарплаты чиновников на 38%

Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:

  • самые высокие оклады имеют те, кто занят в президентской администрации – им положено около 216000 рублей ежемесячно, причем данная категория чиновников включает более 1700 человек;
  • в органах, представляющих исполнительную власть, лидируют служащие Спецстроя, оклад которых измеряется суммой в 122000. В данном органе трудится более 150 человек;
  • высокое место по окладам занимают высшие чины МЧС, получающие до 114000 ежемесячно. Штат данного ведомства измеряется 428 сотрудниками;
  • 410 человек, которые трудятся в Федеральной службе экологического, технического и атомного надзора, получают до 112000 рублей ежемесячно;
  • служащие федеральных судов и прокурорские работники также не обижены зарплатой. Так, средний оклад в Конституционном суде, состоящем из 251 человека, равен 135000 рублям, в Верховном суде в среднем по 119000 рублей получает 862 человека, в Судебном департаменте при Верховном суде РФ 436 человек получают по 75000 рублей, в Генпрокуратуре 451 сотрудник получает по 84000 рублей, а 16000 человек, занятых в Следственном комитете, имеют средний оклад в 66000 рублей;
  • в Центризбиркоме служат 275 человек, которым начисляется по 89000 рублей;
  • Счетная палата представлена более чем тысячей человек, получающих по 122000 рублей ежемесячно;
  • В Аппарате уполномоченного по правам человека занято 180 человек, получающих по 64000 рублей каждый месяц;
  • «аутсайдерами» по уровню оплаты труда являются сотрудники Федерального архива с окладами в 53000 рублей, а также представители Министерства по вопросам Северокавказского региона с окладом 38000 рублей в месяц.

Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.

В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.


Несмотря на мораторий, зарплата госслужащих все равно продолжает расти!

Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:

  • в Омской области увеличение заработных плат госслужащих собираются провести в рамках отраслевого плана. Власти данного региона не будут повышать оклады чиновников, оставив средний размер оплаты труда на уровне 39727 рублей. Вполне возможно, небольшое повышение получат врачи и учителя, чьи оклады на сегодняшний день измеряются 37944 рублями и 25774 рублями соответственно;
  • не запланировано индексировать оклады представителей органов местного самоуправления в Тюменской области. Отмечается только рост оплаты труда некоторых категорий бюджетников – например, заработная плата педагогов из Тюменского госуниверситета выросла на 8,8%. Данный регион, в принципе, можно назвать одним из лидеров по уровню зарплат. Нефтегазовая сфера способствует высоким окладам, так что средний уровень зарплат на предприятиях характеризуется цифрой в 45800 рублей, а к концу 2018 года обещано увеличить ее до 51400 рублей;
  • администрация Ростовской области также заявила, что чиновники не увидят повышенных окладов в 2017 и даже в 2018 году. Предусмотрен только рост окладов некоторых категорий бюджетников, в число которых попадут соцработники, медработники, сотрудники дошкольных учреждений и представители культмассового сектора. Тем не менее, несмотря на средний оклад в размере 25720 рублей, их реальный доход стал меньше на 3% из-за инфляционных проявлений;
  • власти Ставропольского края сообщили о необходимости поднять уровень оплаты труда чиновников. Сумму повышения краевой Минфин не озвучил, утверждая, что все зависит от состояния местного бюджета. Одновременно с этим стало известно, что в регионе отменили индексацию выплат социального характера, чтобы сэкономить в бюджете 320 миллионов рублей;
  • Приморский край также не проводил индексацию, однако с начала 2017 года тут были на 4,3% повышены оклады муниципальных работников казенных учреждений, а в конце года запланировано такое же повышение оплаты труда для тех, кто занят в бюджетных и автономных организациях. То есть рост заработной платы наблюдается у работников мэрии, дирекции по вопросам строительства и сотрудников, представляющих агентство по продаже муниципальной земли. Если говорить о «простых» бюджетниках, то обещают увеличение окладов сотрудников музыкальных и художественных школ;
  • не обидели себя чиновники Свердловской области, запланировав повышение окладов на 4% в 2017 году. Одновременно с этим в регионе наблюдается 2% уменьшение индексации социальных выплат;
  • в Пермском крае также решили, что оклады государственных служащих должны быть повышены в 2017 году на 5,3%, на что из местного бюджета будет выделено 64 миллиона рублей. А в 2018-2019 годах на данную цель собираются направить еще по 130 миллионов рублей. Кстати, в ответ на вопрос, не стоит ли направлять эти федеральные транши на развитие социальных программ, было сказано, что зарплата чиновников и так была слишком сильно подвержена инфляционному влиянию, так что средства будут выделены на «выполнение обязательств по государственным полномочиям», под которыми и подразумевается оплата чиновничьего труда.

Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.

Повысят ли зарплаты госслужащим?

В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.

Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.

Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.

Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.

Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:

  • оклада, положенного по должности;
  • оклада согласно имеющемуся классному чину;
  • надбавки за выслугу лет, которая составляет 10% за стаж от года до 5 лет, 15% – за 5-10 лет, 20% – за 10-20 лет, 30% за выслугу, превышающую 30 лет работы;
  • дополнительных выплат за особые условия, секретность и сложные виды работ, которые могут составить до 60% от суммы оклада для тех, кто занят на младших должностях, 60-120% оклада – для представителей старшей группы должностей, 150-200% оклада – для тех, кто относится к высшей должностной группе.

Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.

К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.

Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.


Исследования показали, что на сегодняшний день уровень оплаты чиновничьего труда никак не привязан к качеству и количеству выполняемой работы

По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.

По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.

Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.

В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.

Чиновники и прочий государственный люд с надеждой и тревогой ожидают 2018 года, ведь именно в этом году планируется изменение их заработной платы. А это касается почти третьей части трудоспособного населения нашей страны, более 30 миллионов человек.Правительство РФ планирует проведение реформ, касающихся оплаты труда госслужащих. Но система увеличения зарплаты не так проста, как хотелось бы гражданам, находящимся на службе у государства. Рассмотрим, каким именно способом будет проводиться реформирование.

Официальные источники о предстоящем повышении

Последние новости относительно повышения зарплаты госслужащим в 2018 году в России зачастую противоречат друг другу. Средства массовой информации не дают единого толкования Указа Президента от 11.08.2016г. № 403 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 – 2018 годы». Попробуем проследить красную нить данного документа и спрогнозировать, будет ли увеличен размер заработной платы российских госслужащих.

В Указе буквально прописано: «…завершить мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования государственных служащих, а также структуры их денежного содержания». Указ однозначно информирует о том, что прямого подъема зарплаты в определенном процентном соотношении не предвидится. Планируется увеличить роль фактора материальной мотивации работников. Разработать систему стимулирующих мер поручено Министерству труда РФ.

После издания Указа, в СМИ развернулись дискуссии о том, «кому на Руси станет жить хорошо» и даже назывались точные цифры увеличения заработка – 38 %. Ажиотаж по поводу повышения зарплат не оставил равнодушным правительство РФ: 8 ноября 2016 года кабинетом министров было сделано заявление о некорректности трактовки СМИ Указа Президента № 403. В данном заявлении правительство недвусмысленно дало понять, что 38 % — это общее суммарное увеличение оклада госслужащих за несколько лет, начиная с 2012 года.

До 2015 года оклады в среднем увеличились на 10 %. В 2015 данный показатель был заморожен. И, по мнению правительства, вряд ли даже в суммарном исчислении достигнет планки 38 % на начало 2019 года.

Средства массовой информации предполагают, что повышение денежного содержания российских госслужащих будет ничем иным, как индексацией заработка на величину инфляционного коэффициента. Официально же данная информация не подтверждается, напротив, Министерство финансов в октябре 2016 года внесло предложение об отмене регулярного пересчета заработка бюджетников, а Госдума приняла это предложение и продлила мораторий на индексацию до начала следующего года.

Таким образом, зарплата госслужащих в России в 2018 году будет зависеть от наполнения государственного бюджета и решения о прекращении моратория.

Методика дифференцированного подхода

В процессе выполнения положений, прописанных в 403 Указе Президента, чиновники планируют усовершенствовать систему материального стимулирования федеральных служащих путем внедрения во взаимоотношения государства и сотрудника «эффективного контракта». В чем же суть данного новшества?

Рассмотрим нововведения, планируемые Министерством труда:

  • разделение заработной платы работника на 2 условные части: оклад (должностной и за классность) и премиальную составляющую. Повысят, при наличии возможности, лишь оклад, прочие выплаты будут оставаться на прежнем уровне;
  • внесение в трудовой договор ряда обязанностей, которые должен выполнять служащий за определенное время, для получения оклада в полном размере и дополнительных выплат;
  • определение критериев, которым должны соответствовать результаты работы госслужащего.

Стоит обратить внимание, что при введении перечисленных новшеств работник будет получать зарплату либо в полном объеме, либо в урезанном. Размер выплат будет находиться в прямой зависимости от выполнения прописанных в контракте показателей. Для каждого вида деятельности разработают свой перечень оценки эффективности труда.

Откуда дровишки?

Финансирование увеличения окладов, даже самое незначительное, должно иметь свои источники. Их изысканием занимается Минфин РФ. Одним из источников финансирования стимулирования материальной заинтересованности служащих являются кадровые сокращения. Так, например, уменьшение количества госслужащих в 2012 — 2013 годах на 20 % позволило бюджету сэкономить около 18 млрд. рублей. Причем сокращения в этот раз коснулись в основном служащих высшего звена.

Половина сбереженных финансов была направлена на улучшение материальной мотивации государственных служащих. Планируется, что подобная практика будет осуществляться и дальше путем перераспределения функций и аннулирования их дублирования.

За прошедшие годы на повышение зарплат было потрачено 200 млрд. рублей из казны государства и 900 млрд. поступило из субъектов РФ.

Кроме сокращения численности, существует и другой источник финансирования – это налоги. Повышение налогов, в частности – налога на добавленную стоимость с 18 до 22 %, и уменьшение страховых выплат с 32 до 22 %, позволит федеральным бюджетным организациям сэкономить средства и направить их на увеличение зарплат. Если говорить о денежном эквиваленте – это около 230 млрд. рублей в год.

Государственные служащие находятся в ожидании улучшения своего финансового положения. Какое увеличение трудового пособия ожидают наши чиновники к 2018 году, скоро узнаем. Правительство РФ готовит ряд нововведений по повышению зарплаты госслужащим.

7 ключевых новостей об повышении зарплаты государственных служащих в 2018 году

  1. Трудовое вознаграждение гос. служащих будет напрямую зависеть от выполнения ими своих непосредственных обязанностей;
  2. Предположительный рост зарплат увеличится на 38 % в 2018 году;
  3. По данным Росстата средняя оплата труда чиновника составляет 208 000 рублей;
  4. Трудовая выплата низкооплачиваемому специалисту варьируется около 26 000 руб.;
  5. Федеральный закон «О гражданской службе» до конца 2017 года пополнится изменениями, дополнениями;
  6. В перспективе предусмотрены новые трудовые договоры (контракты) с прописанными критериями, показателям которых следует соответствовать.
  7. 2018 год - планируется массовое сокращение федеральных служащих из государственных органов.

Размер увеличения окладов федеральных госслужащих в России в 2018 году

Правительство РФ объявило, что к 2018 году ожидается повышение оплаты труда чиновникам. Но, как выяснилось, речь шла об увеличении только части оклада, которая напрямую зависит от высокого результата работы каждого отдельно взятого муниципального служащего.

Что необходимо предпринять служащим, чтобы остаться на должности и зарплату сохранить? В России запланировано мероприятие, где ведется усовершенствование гражданской службы. План мероприятий ограничен двухгодовым периодом, где просчитано: увеличение зарплаты госслужащим в 2018 году составит тридцать восемь процентов.

Эксперты финансов утверждают: эта мера необходима - зарплаты подобной категории работников не индексировались с 2014 г.

Надежды на светлое будущее

Повышение цен на нефть до 50-55 долл./барр. позволило правительству стабилизировать бюджетные поступления. В том числе представители Минфина рассчитывают сократить дефицит бюджета до 2% по итогам 2017 года. В результате правительство получает дополнительные финансовые ресурсы, которые могут быть направлены на увеличение оплаты труда.

Согласно поручению Владимира Путина, правительство будет прорабатывать вопрос индексации зарплат для тех категорий бюджетников, которые не входили в майские указы. Уже в 2018 году очередь может дойти до госслужащих, допускают эксперты. Однако власти еще не определились с итоговым форматом корректировки оплаты труда служащих различных категорий.

Осенью прошлого года в Минфине подготовили законопроект, который предлагает отменить ежегодную индексацию зарплат госслужащих согласно уровню инфляции. В условиях кризиса власти должны учитывать реальное состояние бюджета. Представители ведомства предлагали решать вопрос о будущем повышении оплаты труда для служащих исключительно в рамках бюджетного процесса. Однако данная инициатива не нашла поддержки в Госдуме.

Другой альтернативой решения данного вопроса является возврат к повышению зарплат в рамках инфляции прошлого года. В таком случае в феврале следующего года госслужащих ожидает повышение оплаты труда на 4% (прогнозное значение инфляции на 2017 год). При этом индексация не будет учитывать показатели инфляции прошлых лет, когда действовал мораторий.

Кроме того, власти рассматривали вариант полной индексации зарплат с учетом суммарного показателя инфляции. В результате в 2019 году оплата труда госслужащих могла быть увеличена сразу на 38%, однако в правительстве считают подобный сценарий маловероятным.

Итоговый формат повышения зарплат госслужащих будет зависеть от экономических факторов, подчеркивают эксперты. Финансовые возможности правительства определяются динамикой цен на «черное золото».

Фактор неопределенности

Оптимистичный прогноз на следующий год предполагает дальнейший рост нефтяных котировок, ускорение роста ВВП и сокращение дефицита бюджета. Кроме того, по итогам 2017 года инфляция замедлится до 4%, что значительно снизит стоимость будущей индексации зарплат.

В результате власти смогут отказаться от продления моратория и возобновить поэтапное увеличение оплаты труда. Однако отыграть инфляцию за три года, когда действовал мораторий, будет весьма проблематично. Подобное повышение зарплат станет чрезмерной нагрузкой для бюджета, который остается уязвимым перед внешними факторами.

Новый обвал цен на нефть станет вызовом для отечественного бюджета. В таком случае чиновникам придется возобновить оптимизацию расходов, что может привести к пролонгации моратория на индексацию зарплат. Еще один негативный фактор, который может привести к ухудшению экономической ситуации – рост геополитической напряженности. В результате отечественная экономика может столкнуться с новыми санкциями, что будет иметь негативные последствия.

Наиболее вероятным сценарием является индексация зарплат в следующем году на 4%. При этом в Минфине допускают отмену ежегодной индексации, предлагая обсуждать возможное повышение оплаты труда в рамках бюджетного процесса.

Зависимость повышения зарплаты от результата деятельности госслужащего в 2018 году

Для получения полной оплаты, включая доплаты, в 2018 году сотруднику госпредприятия потребуется регулярно исполнять соответствующие должностные инструкции. Таким образом, получается: оплата труда должностного лица должна напрямую зависеть от качества и количества результата его деятельности.

Правительством РФ было предложено подготовить дополнения и изменения в Федеральный закон «О государственной гражданской службе» к концу 2017 г.

Указанные дополнения предусматривают составление с должностными лицами трудового договора (контракта) где обозначены критерии, требующие у сотрудника надобность освоения их за какой-то срок. Также контрактом обозначатся индивидуальные показатели эффективности его деятельности.

От качества реализации пунктов трудового договора напрямую зависит повышение зарплаты отдельно взятого государственного служащего. Денежные средства будут выдаваться или в полном объеме при исполнении всех условий контракта, или нет.

Так как речь идет о росте денежного вознаграждения государственным лицам, то для заинтересованности служащих исполнять свои рабочие обязанности со всей профессиональностью и рвением, так же пропишут пункт в законе, предусматривающий премирование его добросовестного труда.

Многим экспертам по экономической деятельности данное предложение кажется более приемлемым для появления стимула у чиновника ответственно работать.

Сегодня вознаграждение за работу гос. служащего имеет несколько составляющих:

  • оклад, как должностного лица;
  • оклад, как чиновника (подразделяется по классам);
  • прибавка по выслуге лет;
  • особые условия при несении гражданской службы;
  • работа с секретными делами;
  • надбавки, добавки, премии;
  • бонусы, др. выплаты.

Основная оплата работы состоит из первых двух пунктов. Оплата ежегодного отпуска производится из тех же денежных средств. Т.е. основная заработная плата составляет около восьмой доли от суммы денежных средств. А при увеличении этой восьмой доли, соответственно уменьшится выплата надбавок и бонусов.

После изменения закона о государственной службе федеральный аппарат подвергнется немалым изменениям. Правительством будут пересмотрены должностные инструкции чиновников, результативность работы и представленные полномочия.

Вследствие чего в 2018 году можно ожидать сокращения довольно большого количества должностных лиц, так как повторяющиеся функции, которые дублировали несколько служащих, подлежат увольнению.