Основы хозяйственного права. Юридические основы маркетинга и менеджмента

Налоги выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением валового общественного продукта, национального дохода и валового внутреннего продукта в целях развития производства и удовлетворения разнообразных потребностей государства и населения. Следовательно, они являются экономической категорией, характеризующей финансовые отношения государства с хозяйствующими субъектами и населением. Экономическое содержание налогов состоит в том, что они выражают часть финансовых отношений по формированию доходов субъектов хозяйствования и граждан, а также по аккумулированию определенной доли их доходов государством для осуществления своих функций и задач.

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечить эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государств. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги представляют собой предусмотренные законом обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан в определенных размерах и в установленные сроки.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономические выраженные существования государства», - подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значения налогов стало усиливаться: для содержания армий, флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта:

работники, своим трудом создающие материальные блага и получающие определенный доход;

хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан с одной стороны, и государства, с другой стороны, поводу формирования государственных финансов.

Первые исследования о налогах принадлежат Д. Рикардо и А. Смиту. По Д. Рикардо налоги представляют собой ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, всегда выплачивается в конечном счете из капитала или дохода.

А. Смит в своем классическом сочинении «исследовании о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Поданные государства, отмечал его российский последователь Н.И. Тургенев, должны давать средства к достижению цели общества или государства каждый по возможности и соразмерно своему доходу по за ранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобны для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Более подробное определение дает русский ученый начала ХХ века Андрей Соколов. По А. Соколову под налогами нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих субъектов или лиц для покрытия ее расходов для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента.

Во всех определениях подчеркивается следующие особенности налогов:

тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются источником доходов;

принудительный характер платежа на основе законодательства;

участие в экономических процессах общества.

Налогообложение основывается на двух принципах распределения налоговой нагрузки (налогового времени):

принцип выгоды;

принцип пожертвований.

В первом случае предполагается, что разные субъекты должны облагаться налогом пропорционально той выгоде, которую они могут ожидать от деятельности государства: тех, кто получает больше благ и услуг предлагаемых правительством общественных товаров, должны платить налоги, необходимые для финансирования этих товаров и услуг. Например, отчисления пользователей автомобильных дорог.

Вместе с тем использование этого принципа затруднительно в отношении таких благ, как оборона, общественная безопасность, система образования и другие виды услуг государства. Этот принцип невозможно использовать в случае финансирования благотворительных пособий для бедных и безработных.

Согласно второму принципу, субъекты должны облагаться налогом таким образом, чтобы «пожертвования» были для них приемлемыми, т.е тяжесть налога должна быть поставлена в зависимость от конкретного дохода и уровня благосостояния. Данный принцип гласит: отдельные лица, предприниматели и предприятия с более высокими доходами выплачивают высокие налоги - как в абсолютном, так и в относительном выражении, чем те, кто имеет меньшие доходы. Суть этого исходит из предположения, что каждая дополнительная часть дохода влечет за собой все меньшее приращение удовлетворения. Так происходит потому, что субъекты хозяйствования денежные средства тратят не одинаково: первые части полученного дохода в любой период времени будут потрачены на товары и услуги первой необходимости, т.е на товары и услуги, которые приносят наибольшую пользу или удовлетворение. Последующие части доходов тратятся на менее необходимые товары и услуги. Это означает, что деньги, изъятые у бедного путем налогов, составляют большую жертву, чем изъятые у богатого. Таким образом, для сбалансирования ущерба при получении доходов, которые влекут за собой налоги, предусматривается, что они могут быть распределены в соответствии с величиной получаемых доходов.

Использования принципов налогообложения получаемых благ и платежеспособности сводится к установлению налоговых ставок и их изменению по мере роста доходов.

Экономическое содержание доходов проявляется в их функциях. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуются общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Одной из основных функций налогов является регулирующая их функция, оказывающая влияние на развитие производства. При этом используется выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуру и пропорции общественного воспроизводства, объема накопления и потребления; их применение эффективной при стимулировании научно-технического процесса. Налоговые регуляторы весьма действенны и способны обеспечить необходимый во взаимодействии с другими экономическими рычагами.

Вторая функция налогов - фискальная, обеспечивающая наступление средств в государственный бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов.

Пере распределительная функция налогов состоит в распределении части доходов хозяйствующих субъектов в пользу государству. Масштабы действия этой функции определяются долей налогов в валовом внутреннем продукте.

В последние годы доля налогов и других платежей в бюджет в валовом внутреннем продукте составило в Казахстане более 40 %; это гораздо выше чем в других странах (20-30%). Такое положение свидетельствует о централизации ресурсов у государства в ущерб интересам низовых звеньев хозяйствования.

Государство, используя вышерассмотренные функции налогов, определяет систему налогов и разрабатывает механизм их функционирования, проводит различные мероприятия в области налогов в соответствии с выработанной экономической политикой в зависимости от социально-экономических целей и задач общества каждого периода его развития.

В условиях формирования рыночных отношений основным направлением в области налоговой политики является определение налогов, эффективно выражающих новые отношения между государством и налогоплательщиками. Следовательно, через налоговую систему должна обеспечиваться развитие производства, эффективная и надежная защита нетрудоспособных людей.

Вариант №1

1. Сущность налога – это…

а) изъятие государством в пользу общества части прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности организации;

б) изъятие государством в пользу общества части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа;

в) изъятие государством в пользу общества части добавленной стоимости;

г) изъятие государством в пользу общества части дохода, полученного юридическими и физическими лицами.

2. Экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями между…

а) хозяйствующими субъектами и государством по поводу формирования государственных доходов;

б) организациями, индивидуальными предпринимателями и государством по поводу формирования государственных доходов;

в) хозяйствующими субъектами, гражданами и государством по поводу формирования государственных доходов;

г) хозяйствующими субъектами, признаваемыми налоговыми резидентами, и государством по поводу формирования государственных доходов.

3. Налог – это…

а) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

б) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;

в) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

г) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.

4. Сбор – это…

а) обязательный взнос или платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий;

б) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий;

в) обязательный взнос, взимаемый только с организаций, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами значимых действий;

г) обязательный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.

5. Налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны:

а) только юридические лица;

б) организации и физические лица;

в) юридические лица и их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;

г) организации и индивидуальные предприниматели.

6. Субъект налога – это:

а) организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

б) индивидуальные предприниматели и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

в) организации, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

г) организации и физические лица, которые являются резидентами РФ и на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы.

7. Налоговая ставка – это:

а) размер налога на единицу налогообложения;

б) размер налога на налогооблагаемую базу;

в) размер налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

г) размер налога, подлежащий уплате за календарный месяц.

8. Срок, установленный законодательством о налогах и сборах, определяется:

а) календарной датой;

б) истечением периода времени, но не более года;

в) календарной датой или истечением периода времени, указанием на событие, которое должно произойти;

г) календарной датой или указанием на событие, которое должно произойти в зависимости от того, что отражено в налоговой политике организации.

9. Источник выплаты доходов налогоплательщику:

а) организации или физическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;

б) юридическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;

в) организации и физические лица, или иной источник, от которого налогоплательщик получает доход;

г) государственное учреждение, выплачивающее доход налогоплательщику.

Вариант №2

1. Объектами налогообложения могут являться…

а) объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога;

б) объект, имеющий стоимостную характеристику, относящийся к имуществу, за исключением имущественных прав;

в) объект, имеющий стоимостную характеристику и относящийся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ, за исключением имущественных прав;

г) только операции по реализации товаров, работ и услуг на территории РФ.

2. Налоговый период – это…

а) календарный год, квартал, месяц, декада;

б) календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база;

в) любой период времени применительно к отдельным налогам;

г) год или квартал по согласованию с налоговыми органами в соответствии с учетной политикой организации.

3. Налоговая база – это…

а) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

б) только стоимостная характеристика объекта налогообложения, выраженная в рублях или иностранной валюте;

в) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, учитываемая по правилам бухгалтерского учета;

г) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, находящегося на территории РФ.

4. Какое из следующих положений является одним из принципов построения налоговой системы установленных НК РФ…

а) порядок предоставления налоговых кредитов;

б) уголовная ответственность за совершение налоговых правонарушений;

в) формы налогового контроля;

г) научный подход при установлении элементов налога.

5. Принципом налогообложения, сформулированным Адамом Смитом является…

а) принцип справедливости;

б) принцип срочности;

в) принцип эластичности;

г) принцип достаточности.

6. Сущность принципа удобства состоит в том, что…

а) налог должен взиматься в такое время и таким способом, который представляет наибольшее удобство для плательщиков;

б) система налогообложения должна быть рациональна;

в) способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;

г) уплата налога производится в денежном или натуральном выражении.

7. Недоимка – это…

а) сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

б) сумма налога или сбора, которая недоначислена и не уплачена в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

в) сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

г) сумма налога или сбора, не уплаченная по окончании календарного года.

8. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой

а) могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации;

б) имеют материальное выражение и могут быть реализованы в процессе внутренней деятельности организации;

в) имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц;

г) могут быть реализованы для удовлетворения потребностей только другой организации.

9. Не признается реализацией товаров, работ, услуг…

а) их передача на безвозмездной основе;

б) товарообменная операция;

в) передача основных средств при реорганизации организации;

г) передача товаров для собственного потребления.

Вариант №3

1. Пошлина – это…

а) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах только физических лиц;

б) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах только юридических лиц;

в) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах физических и юридических лиц;

г) денежная плата или сбор за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах физических и юридических лиц.

2. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложена обязанность…

а) по исчислению налогов налогоплательщика;

б) по исчислению и удержанию налогов только у физических лиц;

в) по исчислению и удержанию налогов только у физических лиц;

г) по исчислению и удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

3. Доходом признается экономическая выгода, выраженная…

а) только в денежной форме;

б) в денежной или натуральной форме, определяемая в соответствии с положениями НК РФ;

в) в денежной или натуральной форме, определяемая по данным бухгалтерского учета;

г) в денежной или натуральной форме, определяемая по данным бухгалтерского учета для резидентов России.

4. Дивидендами признается любой доход, полученный…

а) акционером организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим ему акциям;

б) работником организации при распределении прибыли;

в) акционером организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения;

г) налоговым резидентом РФ, при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим этому резиденту акциям.

5. Цена товара (работ, услуг) для целей налогообложения принимается…

а) как рыночная цена на момент совершения сделки;

б) как средневзвешенная величина, рассчитанная исходя из цен сделок, совершенных за календарный месяц;

в) как цена, указанная сторонами сделки, если иное не предусмотрено налоговым законодательством;

г) как рыночная цена на момент оплаты товаров (работ, услуг).

6. Взаимозависимыми лицами признаются…

а) головная организация и ее подразделения;

б) организации, расположенные на территории одного муниципального образования;

в) организации и физические лица, подлежащие постановке на учет в федеральной налоговой службе, расположенной на территории одного субъекта РФ;

г) физические лица и организации отношения между которыми могут оказать влияние на условия или экономические результаты деятельности.

7. Рыночной ценой товаров (работ, услуг) признается…

а) цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров на территории данного субъекта РФ;

б) цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров на территории данного экономического района;

в) средневзвешенная цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров на всей территории РФ.

г) цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров в сопоставимых экономических условиях.

8. При отсутствии на соответствующих рынках товаров (работ, услуг), сделок по идентичным товарам (работам, услугам) для определения рыночной цены используется

а) затратный метод;

б) цена однородных товаров, ввезенных на территорию России;

в) цена идентичных товаров, производимых в странах Западной Европы;

г) цена идентичных товаров, производимых в государствах – бывших республиках СССР, с которыми заключены договоры о торговом соглашении.

9. При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам) для целей налогообложения принимаются

а) рыночные цены (тарифы);

б) указанные цены (тарифы);

в) рыночные цены, определяемые в соответствии с НК РФ;

г) рыночные цены (тарифы), сложившиеся по месту постановки на учет налогоплательщика.

Вопросы для самоконтроля

1.Как взаимосвязаны изменения государственного устройства и налоговой системы?

2. Почему налоги являются необходимым условием существования государства?

3. Какова экономическая сущность налогов?

4.Дайте определение налога и сбора.

5. Между какими субъектами возникают налоговые отношения?

6. Какие функции присущи налогам?

7. Назовите элементы налогообложения.

9. Какие физические и юридические лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения?

10. Каково понятие «объекты налогообложения»?

11. Что такое облагаемая база и единица налогообложения?

12. Как определяется понятие «налоговая ставка»?

13. Что понимается под налоговым и отчетным периодом?

14. Может ли быть изменен срок уплаты налога или сбора региональным законодательством?

15. Какие существуют способы уплаты налогов?

16. Что представляет собой отсрочка или рассрочка по уплате налога?

17. Каково определение понятия «налоговый кредит»?

18. Назовите классические принципы налогообложения. Дайте их характеристику.

19. Назовите методы налогообложения.

20. По каким признакам можно классифицировать налоги:

* на федеральные, региональные и местные;

* на налоги с физических, юридических лиц, с физических и юридических лиц;

* на целевые, общие и чрезвычайные;

* на прямые и косвенные;

* на закрепленные и регулирующие.

Назовите в качестве примеров налоги, входящие в каждую из перечисленных групп.

21.Законодательные органы субъектов РФ установили новый региональный налог на граждан, не имеющих детей. Правомерны ли эти действия? Ответ обоснуйте.


Похожая информация.


Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Характерные черты налога как платежа (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ) следующие: обязательность; индивидуальная безвозмездность; отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления; направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

В экономическом смысле н-ги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национ. дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производств. отношений. При перераспределении национального дохода н-ги обеспечивают гос-венную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть нац. дохода, перераспределённая с помощью н-гов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов гос-ва. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы гос-ва формируются за счёт новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денеж. отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости нац. дохода в пользу общегос-венных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях гос-ва и хозяйств (ФЛ и ЮЛ) по поводу формирования гос-венных финансов. Налоги – один из основных способов формир. дох. бюджетов.

Классификация налогов - это система их группировки по определенным признакам.

По субъекту уплаты налога: с физических лиц (налог на доходы, налог на имущество физических лиц и др.); с юридических лиц (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество предприятий и организаций и др.); смешанные налоги, уплачиваемые как физ. лицами, так и юр. лицами (госпошлина, нек-рые тамож. пошлины, налог с владельцев трансп.

Средств).

По объекту налогообложения: операции на реализацию, имущество, землю, капитал, прибыль, доход, средства потребления.

По уровню бюджета , в кот. зачисляется налоговый платеж: закрепленные (непоср. и целиком поступ. в конкретный бюджет) и регулирующие (разноуровневые) (поступ. одновр. в бюдж. разл. уровней).

По объектам налогообложения: налоги на имущество; ресурсные налоги (зем. нал.); налоги на доход; налоги на действия и др.

По источнику уплаты: заработная плата, выручка, прибыль, себестоимость.

По назначению: общие налоги - расходуются на цели, определенные в бюджете; специальные налоги - имеют строго целевое назначение.

По способу обложения: кадастровые, представляющие собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доход), классифицируемый по внешним признакам: размер участка, объем двигателя; декларационные - официальное заявление налогоплательщика о поученных доходах за определенный период времени.

По методу исчисления: регрессионные; пропорциональные; твердые; кратные суммы (МРОТ).

По методу установления или способу взимания: прямые налоги - взимаются в процессе накопления матер. благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц; косвенные налоги: акцизы, НДС, налог с продаж, таможенные пошлины.

По принадлежности к уровню власти и управления: федеральные; региональные; местные.

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) налог на наследование или дарение;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Региональные налоги:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 68. Экономическое содержание и значение налогов. Классификация налогов.:

  1. 20. Налог на прибыль: экономическое содержание, элементы налога.
  2. 1. Объективная необходимость налогов.Сущность налогов как финансово-экономической категории.

Реферат: Налог на недвижимость содержание и перспективы развития

Кулешова Валентина Павловна, 209/1, реферат(30 октября), РГР (последнее практическое занятие), экзамен

Литература:

Налоговой кодекс

Рыманов Налоги и налогообложение 2007, 2009

milyakov - электронный ресурс // налоги

6.9.2011

Экономическая сущность налогов

  1. понятие налога и его признаки
  2. элементы налога
  3. функции и виды налогов
  4. принципы налогообложения

Д/з:1) теория налогообложения,2) принципы определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения (ст. 40 НК РФ) - ВСЕ

Сущность налога заключается в том, что государство изымает в пользу общества определенную стоимость ВВП в виде обязательного взноса.

Экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями между хозяйствующими субъектами гражданами с одной стороны и государством с другой стороны по поводу формирования государственных финансов.

НК (ст. 8) трактует налог: НАЛОГ - обязательно индивидуально-безвозмездный платеж, который взымается с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности хозяйственного ведения или управления денежными средствами в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Признаки налога:

  1. императивность (обязательность), предполагает правовую обязанность безусловной и своевременной уплаты налога государству налогоплательщика.
  2. Индивидуальная безвозмездность - при уплате налогов имеет место одностороннее движение стоимости от плательщика государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения.
  3. Абстрактность - поступление налогов на нужды всего государства, а затем их распределение по видам расходов.
  4. Законность - установление, взимание осуществляется в порядке установленных законом (НК РФ)
  5. относительная регулярность - выражается в периодической его уплате в установленные законом сроки.

Уплата налогов в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Финансовые ресурсы государства формируются и за счет сборов.

СБОР - обязательный взнос взымаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношения плательщиков сбора государственными органами, органами местного самоуправлении, иными уполномоченными органами, юридическими лицами юридически значимых действий, включая предоставления определенных прав, или выдачу разрешений.

Главное отличие сбора от налога состоит в отсутствии требования безвозмездной уплаты, то есть уплата сбора предполагает последующее совершение разрешительных действий плательщика.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определенны налогоплательщик и элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ).

Элементы налога, регламентированные налоговым законодательством составные части налога, определяющие условия его применения.

Элементы можно разделить на три группы:

  1. основные (ст. 17.1)
  2. дополнительные (ст. 17.2)
  3. специфические (источник уплаты налога)

К основным элементам относят: субъект налога - налогоплательщик

Субъект налогообложения - физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложена обязанность уплачивать налоги.

Носитель налога - лицо, на которое перекладывается тяжесть налогового бремени субъекта налогообложения.

Налоговый агент - лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налога.

Сборщики налогов и сборов уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие прием средств от налогоплательщика в уплату налогов и сборов и перечисления в бюджет.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резиденты и нерезиденты)

Следующий элемент налога - юридические факты, которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.

Объект налогообложения можно разделить на следующие виды:

имущественные права (транспортный налог)

действия субъекта (экспорт, импорт)

результат хозяйственной деятельности

Следующий элемент - налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Элемент - налоговая ставка - величина налоговых изъятий на единицу измерения налоговой базы (норма налогообложения).

Налоговые ставки делятся:

по методу установления

твердые ставки - в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода

процентные ставки (адвалорные)

смешанные ставки

по экономическому содержанию:

маргинальные ставки - предельные ставки установленные законом

экономические ставки - отношения всей суммы уплаченного налога ко всему полученному доходу плательщика

фактическая ставка - отношения реально уплаченной суммы налога к расчетной величине налоговой базы.

Размеры ставок могут изменяться от избранного метода налогообложения.

Метод налогообложения - порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы.

Выделяют:

равное налогообложение - установление равной суммы налога без учета имущественного положения налогоплательщика

пропорциональное налогообложение - предполагает, что ставка для каждого плательщика одинакова, а сумма налога возрастает пропорционально базе налогообложения.

Элемент - налоговый период - период по истечению, которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет.

Элемент - отчетный период - срок подведения итогов, период составления и предоставление в ый орган отчетности.

Порядок исчисления налогов - совокупность действий соответствующего лица по определению суммы налога подлежащего к уплате:

  1. ведение учета объекта налогообложения
  2. исчисление налоговой базы исходя из объекта налогообложения
  3. определение налоговой ставки
  4. применение налоговых льгот
  5. расчет суммы налога

Обязанность по исчислению налогов может быть возложена на налогоплательщика, на налоговых агентов (НДФЛ), и на налоговые органы.

Порядок и сроки уплаты налогов - установленные налоговым законодательством правило в соответствии, с которыми должен осуществляется переход предмета налогового платежа от налогового плательщика государству:

срок уплаты, который определяется календарной датой или истечением периода времени

способы уплаты

по декларации - при данном способе плательщик получает доход и лишь, потом уплачивает налог, при этом налогоплательщик должен предоставить налоговую декларацию - письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходов, источников доходов, налоговых льготах, и исчисленной суммы налога

У источника доходов - налогоплательщик получает доход за вычетом налога

кадастровый способ уплаты - данный способ предполагает создание реестра, величина уплачиваемого налога не связана с реальной доходностью облагаемого объекта.

3. Форма уплаты

Налоговые льготы - освобождение субъекта от уплаты налога по законодательству (освобождение, уменьшение, изменение сроков уплаты, упрощённое ведение налогового учета)

  1. По способу обложения и взимания:

косвенные

  1. По уровню управления:

федеральные

региональные

  1. В зависимости от субъекта:

налоги с организации

налоги с физических лиц

смешанные налоги

  1. По объекту обложения:

налоги на доходу

налоги на имущество

налоги на ресурсы

налоги на действие

  1. В зависимости от распределения налогов между различными бюджетами:

закрепленные налоги

регулирующие налоги

  1. В зависимости по назначению использования:

специальные

чрезвычайные

  1. По степени периодичности уплаты:

периодически календарные

  1. По источнику, к которому относится налоги

относимые на издержки производства и обращения

включаемые в продажную цену продукции

относимая на финансовый результат

на прибыль, за счёт прибыли

Налогом присущи следующие функции:

фискальная функция – проявляется в обеспечение государства финансовыми ресурсами необходимыми для осуществления его деятельности.

Экономическая – налоги активно учувствуют в парораспределительном процессе и оказывают серьезное влияние на производство. В составе нее выделяют подфункции:

Распределительная – определяется при распределение и перераспределение. Этот процесс происходит путем введение новых и отмены старых действующих налогов, изменения налоговых ставок, расширение и сокращение налоговой базы.

Стимулирующая – введение налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков с целью поддержания производства продукции социального с/х назначения, инновационной и внешней экономической деятельности.

Социальная – применение налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования.

Воспроизводственная – предполагает зачисление налогов на специальные счета и формирование внебюджетных фондов для осуществления мероприятий природо-охранного назначения

Контрольная функция – появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.

Принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом:

  1. Принцип справедливости (принцип всеобщности)
  2. Принцип определенности
  3. Принцип удобства
  4. Принцип экономии

В целом принципы налогообложения подразделяются на три группы (1. экономические принципы - эффективность налогообложения, прогнозирование, нейтральность. 2. Организационные принципы – удобство уплаты налогов, стабильность, гармонизация 3. Правовые – законность, приоритетность налогового законодательства, отрицание обратной силы закона ухудшающего положения граждан.)

Черты налоговой системы.

Экономическая целесообразность всех элементов с точки зрения как государства так и плательщика.

Отсутствие противоречия в нормативной базе.

Возможность быстрой адаптации к изменениям

Простота и удобство исполнения обязательств.

Рациональность и экономичность системы в целом.

Д/З: СТ. 3 НК РФ

13.9.2011

Налоговая система и налоговая политика

Д/з: доклад на тему эволюция налоговой системы РФ

Налоговая система – основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений складывающихся в сфере налогообложения.

Основные элементы:

Система налогов и сборов – совокупность взимаемых налогов и сборов федерального, регионального и местного уровня предусмотренных налоговым законодательством.

Налоговые отношения - охраняемые государством общественные отношения возникающие в сфере налогообложения. Данные отношения возникают (1. По установлению, ведению, взиманию налогов и сборов 2. По исчислению и уплате налогов и сборов 3. По налоговому контролю 4. По защите прав и субъекта налогового права 5. По привлечению к ответственности за совершение правонарушений в сфере налогообложения.)налоговые отношения имеют следующие специфические черты (1. Возникают и осуществляются исключительно с сфере налогообложения. 2. Публичные правовые и экономические отношения 3. Сложносоставные отношения, состоят из двух видов правоотношений- имущественных и смешанных 4. Характеризуются неравенством сторон. 5 особый состав участников)

Участники налоговых отношений (1 группа – субъекты налогового администрирования 2 группа – фискально-обязанные лица 3 группа – лица осуществляющие информационно-техническое обеспечение налогового администрирования)

Нормативно-правовая база сферы налогообложения (представляет собой иерархически выстроенную систему нормативных актов которые можно разделить на две группы (обязательные для исполнения(конституция, налоговое законодательство) и рекомендательные правовые акты - инструкции))

Информационное обеспечение налогообложения

Федеральные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль организации, налог на добычу полезных ископаемых, вводный налог, сборы за пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, налог на доходы физических лиц, государственные пошлины)

Региональные налоги (налог на имущество организации, налог на игорный бизнес, транспортный налог)

Местные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц)

Ст. 18 НК РФ наряду с общей системой налогообложения выделяют специальные налоговые режимы:

  1. Единый с/х налог
  2. Единый налог на вмененный налог
  3. Упрощённая система налогообложения
  4. Система при выполнении соглашения о разделе продукции
  5. Основные принципы функционирования налоговой системы:
  6. Подвижность и эластичность
  7. Единство правовой базы
  8. Справедливость и достаточность налогообложения
  9. Организационное единство системы налоговых органов

10.Стабильность налоговой системы

11.Единство налоговой политики

Налоговая политика – система целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических правовых и организационно-правовых мероприятий

Цели налоговой политики:

  1. Фискальная
  2. Экономическая
  3. Социальная
  4. Стимулирующая
  5. Экологическая
  6. Контрольная
  7. Международная

Типы налоговой политики:

Политика максимальных налогов – преследуется только фискальная цель

Политика разумных налогов – учитывает не только фискальные интересы, но и создает максимально благоприятные условия для развития экономики.

Политика высоких налогов с одновременно высоким уровнем социальных гарантий

Налоговая политика реализуется через налоговой механизм – совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается реализация налоговой политики.

Элементы налогового механизма:

Планирование – экономически обоснованная система прогнозов, налоговых поступлений с учетом реально экономических условий.

Регулирование – система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов. Осуществляется с помощью как предоставление льгот, и применение санкции, и методов – инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, трансферты, рассрочка. Конечная цель – уравновесить интересы трех субъектов (государства, хозяйствующего субъекта, граждан)

Контроль – комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых постуЁплений с целью принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения.

Диаграмма классов является центральным звеном объектно-ориентированного подхода.

Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов.

  1. Налоговые обязательства и его исполнения.
  2. Изменение сроков уплаты налогов и сборов.
  3. Способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов.
  4. Налоговая отчетность и налоговый контроль.

Изучить состав, структуру, функции, права и обязанности налоговых органов.

Изучить права и обязанности налогоплательщика и налоговых агентов.

Изучить механизм зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налога и сбора.

Обязанность по уплате налогов и сборов возникает у налогоплательщика с момента его государственной регистрации, а также с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату налогов и сборов.

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок. Налогоплательщик имеет право исполнить обязанность по уплате досрочно, несвоевременная уплата становится основанием для применения мер принудительного исполнения обязанностей по уплате налога или сбора. Налоговые обязательства исполняются на основании требования об уплате налога – это письменное извещение налогоплательщику о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить её в срок. Требование должно содержать следующие сведения:

  1. Сумму задолженностей по налогу.
  2. Размер пени, начисленной на момент направления и требования.

Анализ состояния предприятий взаимосвязано на основании этого формируется список предприятий.

Подсистема документальной проверки относится к контрольному виду деятельности.

Включает в себя задачи, связанные с делопроизводством, кадрами, бухгалтерским учетом, материально технических снабжением и другими видами деятельности налогового органа как отдельной структуры.

Камеральная проверка заключается в определении правильности заполнения бухгалтерской отчетности, исчисления сумм налогов в точности заполнения форм. Для этого данные отчетности представленные налогоплательщикам вводятся в компьютер и происходит пополнение электронной папки налогоплательщика новой информацией, позволяющей прослеживать основные показатели результатов финансово хозяйственной деятельности предприятия в различные периоды. Решение задач камеральной проверки связано с использованием не только данных сформированных в подсистеме регистрации предприятий, но и нормативно справочной информации по организационно-правовым формам, ставкам налогов, сроком платежей, различным льготам по налогам и другой информации, создаваемой в подсистеме «Ведения нормативно-правовой документации». Использование компьютерной технологии позволяет отслеживать динамику развития предприятия, соблюдения им налогового законодательства, начислять платежи в бюджет и формировать перечень предприятий для документальной проверки. Информация, сформированная в этой подсистеме, служит основой для решения задач остальных функциональных подсистем, связанных с обработкой данных по юридическим лицам налогоплательщика.

Организация имеет имущество, подлежащее налогообложению, остаточная стоимость которого приведена в таблице:

Остаточная стоимость имущества, подлежащее налогообложению (руб).

Период

Недвижимое имущество

Движимое имущество

1 млн 600 тыс

11 млн 980 тыс

1 млн 575 тыс

11 млн 960 тыс

1 млн 550 тыс

11 млн 940 тыс

1 млн 525 тыс

11 млн 920 тыс

1 млн 500 тыс

11 млн 900 тыс

1 млн 475 тыс

11 млн 880 тыс

1 млн 450 тыс

11 млн 860 тыс

1 млн 425 тыс

11 млн 840 тыс

1 млн 400 тыс

11 млн 820 тыс

1 млн 375 тыс

11 млн 800 тыс

1 млн 350 тыс

11 млн 780 тыс

1 млн 325 тыс

11 млн 760 тыс

1 млн 300 тыс

Определить сумму налога за налоговый период.

НБ=(С ­01­ +С 02 …С n)/12

НБ=(13600000 +13550000+ 13510000 + 13465000 + 13420000 + 13375000 + 13330000 + 13285000 + 13240000 + 13195000 + 13150000 + 13105000 + 13060000) / 12 + 1 = 13330000

(13330000*2,2%)/100=293260

У торговой организации созданной 5 мая отчетного периода стоимость основных средств составила 10 000 тыс. руб. В течение остальных месяцев организация приобретала и устанавливала торговое оборудование и контрольно-кассовую технику, благодаря чему стоимость основных средств постоянно возрастала: на 1.06 – 11 000 тыс. руб.; на 1.07 – 12 000 тыс. руб.; на 1.08 – 13 000 тыс. руб.; 1.099- 14 000 тыс. руб.; 1.10-15 000 тыс. руб.; 1.11 – 16 000 тыс. руб.; 1.12 – 17 000 тыс. руб.; 31.12 – 18 000 тыс. руб.

Рассчитайте авансовые платежи организации и суммы налога на имущества за налоговый период.

НБ=(11000000 + 12000000 +13000000 +14000000 +15000000 +16000000 +17000000 +18000000)/7=16571428.

(16571428*2,2%)/100=169359

В органах ГИБДД на организацию зарегистрированы транспортные средства: грузовой автомобиль (мощность двигателя 260 л.с.), автобус (мощность двигателя 100 л.с., приобретенный в феврале), легковой автомобиль (мощность двигателя 90 л.с., приобретенный в июле). В регионе установлены следующие ставки по транспортному налогу:

Для грузовых автомобилей 45 руб. за л.с.

Для автобусов 10 руб. за л.с.

Для легковых автомобилей 7 руб. за л.с.

Определить сумму авансовых платежей и транспортного налога по итогам налогового периода.

В 1 квартале на организацию приходилось 2 транспортных средства, причем автобус числился с февраля. Сумма исчисленного авансового платежа за 1 квартал составляет [(260 л.с. * 45 руб. * 3 месяца/12) + (100*10*2/12) = 3092 руб.

Во 2 квартале изменения в составе ТС не произошло. (260*45*3/12) + (100* 10 * 3/12)=3175.

В 3 квартале приобрели легковой автомобиль по условию задачи.

Сумма исчисленного авансового платежа в 3 квартале составит

(260*45*3/12) + (100* 10 * 3/12) + (90 * 7) = 3332,50.

Общая сумма авансовых платежей за 3 квартала (3092 + 3175 + 3332,50) = 9599,5.

Сумма транспортного налога составит (260 * 45 + 100 * 10 + 90 * 7)=13330.

По итогам налогового периода (календарного года) сумма налога к уплате составит (13330 – 9599,5) = 3730.

Предприятие игорного бизнеса на 1 марта имела 8 игровых автоматов и 6 игровых столов. 9 марта того же года 1 игровой автомат выбыл, а 20го марта было установлено еще 3 игровых стола. Определить сумму налога на игорный бизнес, если в регионе не введен налог на игорный бизнес, то применяются минимальные ставки. За 1 игровой стол 25 тыс. руб. За 1 игровой автомат 1,5 тыс. руб. Сумма, которую должно уплатить предприятие составит по автоматам по столам 6 * 25 + …

67 стр. №1.

Фирма владеет 2 кассами тотализатора и одной кассой букмекерской конторы. Определите сумму налога на игорный бизнес за год.

(2000+500+300)*15288=4586400*0,3=128419,2 рублей

200*15288*1,5%=45864.

1200000*1,5%*4/12=6000

1200000*1,5%*8/12=12000

Площадь земельного участка, зарегистрированная по состоянию на 1 января текущего года 18200 м­2, в т.ч. площадь, занята сооружениями и занятиями религиозного и благотворительного назначения 6200 м2. Площадь земельного участка, право собственности на который зарегистрировано 20 сентября составляет 2200 м2, кадастровая стоимость 1м2 – 940 руб., ставка земельного налога 0,3%

Рассчитайте земельный налог за налоговый период.

(18200-6200)*0.3/100*940=33840

2200*940*0,3/100*1/4=1551

2100*50*3*1,372*0,9*15%=58344,3 руб.

ЕНВД к уплате в бюджет = 58344,3*11000=47344,3.

(90+90+100)*1800*1,372*0,6*0,15=

1. Экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями между: А) хозяйствующими субъектами, гражданами и государством по поводу формирования государственных доходов;2. Налог - это Б) обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей для целей финансирования деятельности государства

3. Субъект налогообложения - это А) организации и физические лица, на которые НК РФ возложило обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы; 4. Налоговая ставка – это В) размер налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы

5. Налоговый период – это Б) календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам

6. Налоговая база – это А) стоимостая, физическая или иная характеристика объекта налогообложения

7. Недоимка – это В) сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок

8. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложена обязанность :

Б) по исчислению и удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов

9.Доходом признается экономическая выгода, выраженная:

В) в денежной или натуральной форме, определяемая в соответствии с положениями НК РФ

10.Только НК РФ устанавливаются, изменяются или отменяются:

В) федеральные налоги и сборы

11. К региональным налогам относится В) налог на имущество организаций лиц

12.К федеральным налогам не относится А) налог на имущество организаций

13. К специальным налоговым режимам относится: В) упрощенная система налогообложения

14.Неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются: А) в пользу налогоплательщика

15.К актам законодательства о налогах и сборах относятся федеральные законы

16.Арест на все имущество налогоплательщика -организации Б) может быть наложен

17.Налогоплательщики- организации обязаны письменно сообщить в налоговый орган об открытии и закрытии счетов: 10 дней

18.Обязанность по уплате налога или сбора прекращается:

В) С уплатой налога или сбора

19.Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган:

Б) По почте или лично налогоплательщиком

20.Участниками налогового контроля являются:

В) Налоговые органы

21.Налоговая проверка может проводиться:

В) За три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавшие году проведения проверки

22.Камеральные налоговые проверки проводятся уполномоченными должностными лицами:

В) Без специального решения руководителя налогового органа

23.НДС уплачивается:

Б) ежеквартально

24.К каким видам налогов относятся акцизы?

В) Федеральным косвенным

25.Налогоплательщиками акцизов являются: А) Организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ

26.Налоговый период для налогоплательщиков акцизов устанавливается как: А) Календарный месяц

27.Не являются плательщиками налога на прибыль:

Б) Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения

28.Налоговые вычеты применяются при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц:

В) Только в отношении доходов облагаемых по ставке 13%

29.В отношении дивидендов от долевого участия в деятельности организации ставка НДФЛ установлена в размере: А) 9%

30.Социальные налоговые вычеты предоставляются: А) По окончании налогового периода на основании документов, подтверждающих фактически произведенные расходы

31.Налоговой базой по земельному налогу является:

В) кадастровая стоимость земельных участков.

32.Налогоплательщик имеет право перейти на УСН, если средняя численность его работников не превышает:

в) 100 человек .

33.Кто из указанных субъектов является плательщиком налога на имущество организации?

В) Российские организации, а также иностранные организации, имеющие недвижимое имущество на территории РФ

34.Плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности являются предприниматели: А) Осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли

35.Земельный налог исчисляется исходя из:

В) Кадастровой стоимости земельных участков

36.Что является объектом для налогообложения единым налогом в упрощенной системе налогообложения? А) Доходы или доходы уменьшенные на величину расходов

37 . Какой орган в РФ принимает законы о налогах:

В.Государственная дума РФ

38. Как классифицируются налоги по способу их взимания:

Б. Прямые и косвенные

39 . К специальным налоговым режимам относят:

А. Упрощенную систему налогообложения

40. К местным налогам относят:

А. Земельный налог и налог на имущество физических лиц

41. В каком случае налог считается установленным и подлежит обязательной уплате:

А. Когда определены налогоплательщики и все элементы налогообложения

42.Налоговой базой по налогу на имущество организации является:

Б.Среднегодовая стоимость

43. Ставка налога по ЕНВД:

Б. 15% от величины вмененного дохода

44. Какая стоимость подарков, полученных физическим лицом от организации, облагается НДФЛ

В. 4000 и выше