Принцип построения налоговой системы. Налоговая система РФ и принципы её построения

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

Принцип законности налогообложения . Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.

Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).

Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Принцип экономической обоснованности налогообложения . Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Принцип единства экономического пространства Российской Федерации . В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Принцип установления налогов и сборов в должном порядке . Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.

Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений , противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

Однократность налогообложения . Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

В современных государствах существует большое количество разнообразных налогов, а также сборов и пошлин. Между ними есть определенная взаимосвязь, нашедшая выражение в понятии «налоговая система».

Как и любая другая система, налоговая система - это целостное явление, состоящее из отдельных частей, элементов. Они объединены общими сущностными признаками, целями и задачами, а также находятся в определенной соподчиненности между собой.

Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

В настоящее время налоговая система России, с точки зрения структуры (элементов системы), представлена:

Видами налогов и сборов (федеральные, региональные и местные);

Законодательной базой (Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, законы, подзаконные акты, инструкции, письма и т.д.), определяющей функционирование налоговой системы;

Федеральной налоговой службой РФ, структурно входящей в состав Министерства финансов РФ;

Федеральной таможенной службой РФ, структурно входящей в состав Министерства экономического развития и торговли РФ;

Налогоплательщиками (субъектами налога – юридическими и физическими лицами) как основными участниками и носителями налогового бремени;

Органами государственных внебюджетных фондов и их региональными и местными подразделениями и другими государственными структурами.

Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, формы и методы налогового контроля и ответственности за нарушения, нормы налогового права.

В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:

Налоговое законодательство должно быть стабильно;

Взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;

Тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;

Взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков;

Способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщиков;

Существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип не дискриминации);

Издержки по сбору налогов должны быть минимальны;

Нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;

Доступность и открытость информации по налогообложению;

Соблюдение налоговой тайны.

Рассмотрим кратко содержание этих основных принципов.

Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодателем. Не меньшее значение имеет и стабильность налогового законодательства в течение ряда лет, т.е. реформы и изменения существенного характера не могут проводиться каждый год. Всеми крупными инвесторами в мире нестабильность налогового законодательства рассматривается как основание для отнесения страны (или территории) к зонам, не благоприятным для инвестирования и предпринимательства.

Пересмотр норм налогового законодательства во всех развитых странах осуществляется в соответствии с действующими процедурами по утверждению законов. В большинстве стран изменение норм налогового права невозможно не только в текущем финансовом году, но и в году наступающем. Во всех странах действуют нормы, в соответствии с которыми обязательно должен существовать длительный период между моментом принятия каких-либо налоговых изменений и моментом вступления их в силу.

Правовой характер взаимоотношений государства и налогоплательщиков может существовать только в странах, где невозможно издание актов правового характера в сфере налогообложения отдельными государственными учреждениями. В правовом государстве все взаимоотношения налогоплательщиков и государства могут регулироваться только законами.

Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает также взаимную ответственность сторон в сфере налогового права.

Нарушения принципа правового характера взаимоотношений налогоплательщиков и государства выражаются в налоговом произволе властей и могут проявляться как на уровне актов центральных органов исполнительной власти, так и на уровне правотворчества органов местного самоуправления.

Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Добиться равенства, справедливости и научной обоснованности в распределении налогового бремени не удавалось и не удается ни одному государству в мире. Вероятно, никто и никогда не создаст налоговую систему, которая подходила бы для всех налогоплательщиков и всеми гражданами страны воспринималась как справедливая. Но законодатель любой страны должен стремиться к тому, чтобы не допустить значительной неравномерности в распределении тяжести налогового бремени по разным категориям налогоплательщиков, различающихся по социальному составу, роду занятий, месту жительства и т.д., а также не допустить разного уровня налогообложения лиц с приблизительно равными доходами. Пропорциональность изымаемых с помощью налогов доходов разных категорий населения не должна быть обязательной целью законодателя, тем не менее, значительные диспропорции являются нежелательными.

Грубейшее нарушение принципа равномерности распределения тяжести налогового бремени – уклонение от уплаты налогов.Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения.

Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.

Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика – это не только установление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира, однако ни в одной стране эту цель нельзя считать достигнутой.

Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие:

Каждый используемый термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом;

Количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным;

Законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг другу;

Тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования;

При изменении каких-либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст.

Один из важнейших принципов построения налоговых систем - принцип равенства налогоплательщиков перед законом. Про этот принцип можно сказать, что он неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться такие права или ответственность, которые не могли бы быть распространены на других. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.

К наиболее грубым проявлениям налоговой дискриминации относятся индивидуальные налоговые льготы, т.е. какие-либо преимущества, предоставляемые не категории налогоплательщиков, а определенному лицу или определенным лицам. Запреты на предоставление индивидуальных льгот содержатся в законодательстве подавляющего большинства стран.

Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиков о том, чтобы не все поступления по налогам использовались для сбора налогов. Подобная ситуация нередко возникала в истории в сфере налогообложения отдельных видов недвижимого имущества, где расходы государства на разработку и заполнение документации, обмеры, обсчеты, аэрофотосъемки, перерасчеты, в сочетании с многочисленными льготами для широкого круга категорий налогоплательщиков, приводили к тому, что сумма налоговых поступлений была меньше осуществленных затрат. Традиционно высокими издержками отличается система налогообложения доходов физических лиц, особенно в условиях относительно низкого уровня доходов среднего класса. С большими издержками связаны, как правило, все вновь вводимые налоги, а также существенные изменения, требующие замены старых форм отчетности.

Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции.

Оправданным является использование налогов для стимулирования притока капитала в передовые отрасли промышленности, создания благоприятных условий для национальных производителей товаров и услуг, для сдерживания перенаселения столиц или сверхкрупных городов, снижения потребления промышленными предприятиями энергетических и природных ресурсов. Налоги могут быть эффективным средством предотвращения переноса на территорию страны вредных производств и притока низкокачественных товаров. При этом налоги не должны влиять на формы предпринимательской деятельности и поведение граждан в тех случаях, когда в таком влиянии нет смысла. Приобретение оборудования, сырья, материалов, иностранной валюты, привлечение кредитов, создание новых предприятий, подразделений, филиалов, учреждение различного рода объединений, ассоциаций и фондов предприятия должны осуществлять на основе целей и задач повышения эффективности, а не в зависимости от условий налогообложения, особенностей или специфических требований налогового законодательства.

Об отсутствии нейтральности налогообложения в отношении форм экономической деятельности можно говорить в тех случаях, когда условия налогообложения индивидуальных, семейных предприятий и акционерных обществ существенно различаются. Основное внимание при создании предприятия должно уделяться распределению участия в капитале, увязке взаимных обязательств, учету специфики отрасли и условиям распределения дохода, а не расчетам того, сколько придется платить налогов при выборе того или иного варианта организационной формы предприятия.

Свидетельство грубого нарушения принципа нейтральности налогов в отношении форм и методов экономической деятельности - быстрое распространение (часто в абсурдных количествах) банков, бирж, страховых компаний, инновационных фирм, предприятий с высокой долей инвалидов и пенсионеров, «предприятий с иностранными инвестициями», т.е. таких предприятий, для которых установлены отличные от общих условия налогообложения (способы определения налоговой базы, специфические льготы, особые порядки уплаты налогов).

К основным последствиям нарушения принципа нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности относятся: искажение данных и материалов государственной статистики, большое число «бумажных предприятий», резкое увеличение доли мнимых сделок. Получая незначительные суммы от регистрации новых юридических лиц, государство теряет колоссальные налоговые поступления, а также возможности по эффективному регулированию предпринимательской деятельности в стране.

К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы можно отнести также принцип доступности и открытости информации по налогообложению , а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип, он должен выполняться неукоснительно. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить. Открытость и доступность информации может ограничиваться лишь областью правил по контролю над взиманием налогов и отдельными данными о поступлениях по определенным категориям налогоплательщиков и по отдельным территориям и регионам.

Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений не только по отдельным налогоплательщикам, но и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или каким-либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них.

Основные принципы налоговой системы Российской Федерации – это, по сути, основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала российского налогового права. Ведь эти общие начала налогообложения находят свое выражение непосредственно в нормах налогового права, закрепленных в Налоговом кодексе РФ.

Указанные принципы представляют собой, с одной стороны, систему координат, в рамках которой развивается российское налоговое право, и одновременно (с другой стороны) являются вектором, определяющим направление развития налогообложения.

В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. На наш взгляд, понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением.

Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

  • виды налогов и сборов;
  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;
  • права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.

Принципы налоговой системы Российской Федерации

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.

  1. Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).
  2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  3. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  4. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  5. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.
  6. Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  7. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Понятие налога и сбора в налоговой системе РФ

Понятие налога и сбора установлено в статье 8 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно:

  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами;
  • налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
  • таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

В налоговой системе России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ).

При установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ):

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Федеральные налоги и сборы

Устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13 НК РФ):

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

Региональные налоги

Устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).

К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Местные налоги

Устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12 НК РФ).

К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы

Налоговым кодексом также устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать не перечисленные выше федеральные налоги. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ).

К специальным налоговым режимам относятся (ст. 18 НК РФ):

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговая система России представляет собой организованную на конкретных принципах систему отношений между государством через уполномоченные органы и организациями или простыми гражданами по вопросам взимания и установления налогов и сборов в бюджет.

В основе любой налоговой системы лежат налоги. Система налогообложения в России позволяет государству реализовать свои функции по управлению государственными финансовыми потоками.

Региональные, включающие такие налоги, как на игорный бизнес, имущество организаций и транспорт;

Местные включают с физических лиц и на землю.

Эффективное налогообложение в России невозможно без введения в стране специальных налоговых режимов:

Единый сельскохозяйственный налог (налогообложение для сельскохозяйственных предприятий и организаций);

Единый налог, представляющий собой упрощенную систему налогообложения определенных видов деятельности.

Контролирующая роль в налоговой системе отведена налоговым органам. Данная государственная структура призвана следить за соблюдением соответствующего законодательства, правильностью и полнотой налоговых начислений, а также своевременностью поступлений платежей в бюджет. Структура налоговых органов предполагает федеральные органы и территориальные подразделения.

Современная налоговая система России основывается на таких принципах:

Единство налоговой системы, закрепленное в конкретных статьях Конституции и обеспечивающее единство финансовой, кредитной и денежной политики. Данный принцип обеспечивает единство в экономическом пространстве страны.

Принцип подвижности или эластичности, предусматривающий изменение некоторых налогов или соответствующих механизмов в сторону увеличения или уменьшения для удовлетворения государственных нужд.

Принцип стабильности. Согласно этому принципу, налоговая система России должна быть неизменной на протяжении хотя бы нескольких лет. Из практики зарубежных стран любые должны происходить только в крайней необходимости и, желательно, с начала финансового года.

Множественность налогов. Этот принцип включает в себя ряд аспектов, главным из которых принято считать совокупность налогов и объектов налогообложения. Комбинирование объектов и налогов должно составлять систему, отвечающую требованиям перераспределения бремени между плательщиками налогов.

Рис. 2.9. Особенности установления налогов и сборов и их обязательность

Налоговая система современной России, несмотря на короткий срок существования, прошла значительный путь, полный поражений и побед. Совокупность налогов и сборов, введенная с 1 января 1992 г. строилась по федеративному принципу исходя из особенностей нового бюджетного устройства страны. Согласно Закону РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. При этом налоговую систему образовывали: совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

В настоящее время основы законодательства о налогах и сборах представлены в Налоговом кодексе Российской Федерации (часть I), в ст. 3 сформулированы основные моменты, которые схематично можно представить следующим образом (рис. 2.1 ):

Первая часть НК РФ была принята в 1998 г., очевидно, что за прошедшие годы она претерпела весьма существенные изменения (поправки были внесены более, чем тридцаттью федеральными законами, Определением и Постановлением Конституционного суда РФ, Таможенным кодексом РФ).

В НК РФ (ст. 3) установлены основные принципы налогового законодательства РФ:

1. принцип всеобщности налогообложения - каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2. принцип равенства налогообложения - предполагается равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом;

3. принцип справедливости - учитывается фактическая способность налогоплательщика уплачивать налог при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства;

4. принцип недискриминационности - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Кроме того, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

5. принцип экономической целесообразности - налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

6. принцип единства налоговой системы и экономического пространства - не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

Кроме того, определено, что ни на кого не может быть возложена обязанность, уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ.

Таким образом, нормативно-правовые акты, регулирующие законодательство о налогах и сборах, должны соответствовать положениям, установленным НК РФ, должны быть сформулиро­ваны таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Прежде, чем рассматривать классификации налогов и сборов, необходимо дать определения таким важным понятия как налог и сбор.

Согласно п.1 ст.8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором согласно п. 2. ст.8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Рассматривая общность и различия налогов и сборов, следует отметить отличительный признак сбора - обязательность. Те услуги, за которые уплачивается сбор, могут быть оказаны исключительно тем органом, в пользу которого он взимается. Таким образом, плательщик сбора ограничен в возможности удовлетворения своих потребностей (никто более не может оказать ему требуемые услуги), отсюда и вытекает обязательность сбора. Однако данный признак не дает нам возможности отграничить налог от сбора, но для этого рассмотрим другой признак сбора - возмездность. Возмездность проявляется в том, что орган, оказание услуг которого сопровождается уплатой сбора, должен оказать плательщику встречную услугу. При этом встречность имеет односторонний характер, т.к. в случае уплаты сбора именно встречность требований отсутствует. Уплата сбора - одно из условий совершения юридически значимых действий публичным субъектом. Кроме этого, можно рассмотреть и третий признак сбора (несмотря на то, что он непосредственно не следует из законодательного определения сбора) - цель взимания сбора. В Определении Конституционного Суда N 284-О от 10.12.2002 указано на компенсационный характер сбора и отмечено, что сборы «предназначены для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти». При этом, конечно, следует отметить ограниченность такой позиции, т.к. из нее следует, что размер сбора должен соответствовать реальным затратам органа, осуществляющего юридически значимые действия. На самом деле, цель уплаты сбора - финансирование общих затрат публичной власти.

Рассматривая сборы, можно отметить, что они имеют как общие с налогами признаки, так и существуют различия (см. табл. 2.1 ).

Таблица 2.1. Общность и различия признаков налогов и сборов

Согласно ст.17 НК РФ, налог является установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Впервые бегло о составе налога сказал А. Смит, включив в него следующие элементы:

  • размеры налога,
  • время его уплаты,
  • порядок исчисления налога.

А. Смит писал: «Налог, который обязывается уплатить каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица».

Российский экономист И.И. Янжул рассматривал 3 элемента:

  • субъект налога;
  • объект (или источник);
  • мера налога.

В соответствии с действующей редакцией НК РФ, условия установления налогов можно представить следующим образом (рис. 2.2 ).

Обязательные элементы налога представлены на рис. 2.3 .

К дополнительным (факультативным) элементам НК РФ относит льготы. Согласно п.2 ст.17 НК РФ, при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При этом под льготами согласно п.1 ст.56 НК РФ признаются предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Однако налогоплательщик может отказаться от использования льгот, в том числе и приостановить действие льготы на один или несколько налоговых периодов (если иное не предусмотрено НК РФ). Законодательство допускает установление льгот по федеральным законом, установленных региональным или местным законодательством в части сумм, подлежащих зачислению в региональный или местный бюджет.

При определении сборов также должны быть определены плательщики сборов и конкретные элементы.

Рассмотрим основные понятия, связанные с процессом установления налогов и сборов.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов согласно ст. 19 НК РФ признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (см. рис. 2.3 ).

Согласно п. 2 ст.11 НК РФ, к физическим лицам относятся:

  • граждане Российской Федерации;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

При это следует учитывать особый статус некоторых физических лиц в случае регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей или глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

К организациям в НК РФ отнесены (рис. 2.4 ):

  • юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации);
  • иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

В зависимости от продолжительности периода времени пребывания на территории РФ физические лица могут быть налоговыми резидентами и налоговыми нерезидентами, что, в свою очередь, может повлиять на порядок и условия налогообложения. Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Соответственно, можно рассмотреть подход к классификации налогов и сборов, основанный на налогоплательщиках (плательщиках сборов) (рис. 2.5 ).

Рассмотрим более детально обязательные элементы налога. Начнем с объекта налогообложения. Достаточно сложно дать определение объекта налогообложения, учитывая все многообразие условий, которые, по мнению законодателя, должны порождать обязанность налогоплательщика уплатить налог. Фактически, объектом налогообложения следует признать некое условие, знаменующее собой возникновение отношений между государством и налогоплательщиком по поводу уплаты налога. Именно появление объекта налогообложения приводит к возникновению отношений по поводу уплаты налогов, в которых государству принадлежит право требовать уплаты налога, а обязанному субъекту - налогоплательщику навязывается юридическая обязанность произвести налоговый платеж.

В соответствии со ст. 38 НК РФ «объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога». Фактически, законодатель не дает легального определения, ограничившись приведением открытого перечня отдельных видов объектов. Такой подход к определению важнейшего элемента налогообложения представляется не совсем удачным, поскольку не дисциплинирует законодателя при конструировании им соответствующих норм права, определяющих объект налогообложения по отдельным налогам.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью Второй НК РФ. Следует обратить внимание, что объект налогообложения относится к тем элементам налогообложения, которые определяются на федеральном уровне НК РФ независимо от вида налогов, включая региональные и местные налоги.

Налоговая база - элемент налогообложения, который позволяет преобразовать объект налогообложения в количественную форму, для того чтобы к ней можно было применить налоговую ставку при исчислении налога. Иными словами, налоговая база - это облагаемый объект, выраженный в тех или иных единицах.

Согласно ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Законодатель не очень удачно сформулировал определение налоговой базы, не указав на то, что именно количественная характеристика объекта налогообложения рассматривается в качестве налоговой базы. Вместе с тем последующее определение налоговой ставки позволяет судить, что налоговая база имеет единицу измерения, а следовательно, представляет собой количественную характеристику объекта. Налоговая база должна определяться НК РФ независимо от вида налога.

Ставка налога представляет собой сумму налога, взимаемую с единицы измерения налоговой базы. Статья 53 НК РФ устанавливает, что налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК. Данное требование напрямую является следствием правовой позиции Конституционного Суда РФ, который неоднократно заявлял, что наделение законодательного органа РФ конституционными полномочиями устанавливать налоги означает также обязанность самостоятельно реализовывать эти полномочия.

Что касается ставок по региональным и местным налогам, то тут законодатель предоставляет право органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления определять налоговые ставки по региональным и местным налогам, но в пределах, определяемых федеральным законодательством.

Налоговые ставки могут быть достаточно разнообразны. Это объясняется особенностями объекта налогообложения и способом определения налоговой базы по каждому налогу.

Можно выделить следующие виды ставок (рис. 2.6 ), где:

  • твердые ставки (специфические) устанавливаются в абсолютных величинах к налоговой базе;
  • пропорциональные ставки (адвалорные) устанавливаются в едином проценте от налоговой базы вне зависимости от ее изменений;
  • комбинированные ставки (смешанные) объединяют два вышеназванных способа определения ставок и представляют собой единство двух частей: специфическую - абсолютную величину налоговых начислений и адвалорную - процент от налоговой базы;
  • прогрессивные ставки - увеличиваются по мере роста налоговой базы, при этом в налоговых системах бывает две разновидности - простая и сложная прогрессия;
  • регрессивные ставки - уменьшаются с уменьшением налоговой базы.

Твердые ставки достаточно просты с точки зрения исчисления налогоплательщиком и контроля со стороны налоговых органов. Они применяются в тех случаях, когда налоговая база представляет собой любую количественную характеристику объекта налогообложения, за исключением стоимостной характеристики. Однако, существенный недостаток этого вида ставки состоит в том, что в условиях инфляции необходимо эту ставку периодически повышать, для того, чтобы сохранить должный уровень изъятия имущества в виде налога.

Пропорциональные ставки применяются в случаях использования стоимостных характеристик объекта налогообложения в качестве налоговой базы. Такие ставки достаточно универсальны, поскольку при сохранении общей государственной политики налогообложения не требуют индексации.

Комбинированные ставки традиционно используются при установлении таможенных пошлин (напомним, что таможенные пошлины не входят в состав налогов и сборов и регулируются Таможенным кодексом РФ). По примеру Европейского союза комбинированные ставки стали использоваться при установлении акцизов, в частности - акцизов на табак.

Прогрессивные ставки наиболее часто применяются в отношении налогообложения доходов физических лиц (в современной России это было в период действия закона РСФСР от 7 декабря 1991 г. №1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц», т.е. до введения 23 главы НК РФ «Налог на доходы физических лиц». Например, в последней редакции закона, ставки были следующие (табл. 2.2 ):

Таблица 2.2 Ставки подоходного налога в РФ (последняя редакция закона 1998-1)

Регрессивные ставки в отечественной налоговой системе наиболее были ярко представлены в Едином социальном налоге (ЕСН), который отменен с 1 января 2010 года. Регрессия, т.е. уменьшение ставок при росте налоговой базы была сделана для того, чтобы работодатели не стремились уводить «в тень» заработную плату, т.е. чтобы победить зарплату «в конвертах» и при этом стимулировать работодателей повышать заработную плату, выплачиваемую официально.

Можно сказать, что «налоговая база по сути представляет собой объект налогообложения, подвергшийся необходимой корректировке и «готовый» для применения налоговой ставки и исчисления суммы подлежащего уплате налога». Однако налоговая база, как количественная характеристика объекта налогообложения, с течением времени может меняться в силу разных причин, например: стоимость имущества может увеличиваться или уменьшаться, доход налогоплательщика может со временем увеличиваться и т.п. При этом, поскольку налоговая база является основой для исчисления налога, необходимо определить тот временной промежуток времени, за который следует определять налоговую базу. Для решения проблемы используется такой элемент налогообложения, как налоговый период. В соответствии со ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Каждый налог имеет самостоятельный налоговый период, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ. Как правило, налоговым периодом признается год, однако иногда и квартал, и месяц. Более того, при установлении некоторых налогов законодатель определяет различные налоговые периоды применительно к разным налогоплательщикам. Следует обратить внимание, что налоговый период относится к тем элементам налогообложения, которые определяются на федеральном уровне Налоговым кодексом независимо от вида налогов, включая региональные и местные налоги.

Однако важно отличать понятие «налоговый период» от понятия «отчетный период», причем налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. Несмотря на отсутствие четкого определения отчетного периода, исходя из положений части второй НК РФ, что отчетным периодом признается временной промежуток, за который налогоплательщик обязан отчитаться перед налоговыми органами. При этом, поскольку отчетный период не отнесен ст. 17 НК РФ к числу элементов налогообложения, отсутствие законодательного закрепления отчетного периода не позволяет считать, что налог не установлен.

Элемент «Порядок исчисления налога», несмотря на название, не содержит каких-либо методик или правил определения размера налогового платежа. Порядок исчисления налога представляет собой законодательное закрепление за тем или иным лицом обязанности исчислить налог. Статья 52 НК РФ предусматривает возможность использования трех способов исчисления налога (рис.2.7 ).

При установлении налога выбирается тот или иной способ в зависимости от вида налога и статуса налогоплательщика. Так, например, в тех случаях, когда налогоплательщиком является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, целесообразно не возлагать на налогоплательщика обязанность исчисления налога, лучше переложить это бремя либо на налогового агента, либо на налоговый орган. Например, налог на доходы физических лиц (в основном исчисление и уплата налга роисходит через источник выплаты доходов), а по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу налоговый орган присылает физическом лицу уведомления для уплаты налога.

Порядок уплаты налога определяет механизм перечисления денежных средств в виде налогового платежа. При этом законодатель должен определить следующие особенности определения порядка уплаты:

  • уплата налога производится единовременно или по частям;
  • уплата налога производится самим налогоплательщиком или налоговым агентом.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Пункт 2 ст. 17 НК РФ устанавливает, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера, то есть не могут распространяться на конкретного налогоплательщика. Конечно же, существует достаточно много способов такого определения «группы налогоплательщиков», при котором в эту группу попадет только лишь один субъект, однако норма законодательства должна быть сформулирована таким образом, чтобы хотя бы теоретически в дальнейшем она могла быть применена и к кому-то еще.

Налоговые льготы не являются обязательным элементом налогообложения, поскольку отсутствие этого элемента в актах законодательства о н алге не влияет на решение вопроса, установлен или не установлен налог.

Рассмотрим вопросы, связанные с порядком вступления в силу законодательства о налогах и сборах, а также действие нормативно-правовых актов во времени. В связи с тем, что осенью 2008 года нашу страну, как и другие страны, затронул экономический кризис, в НК РФ были внесены изменения. «Антикризисные поправки» отменяли обязательный месячный срок с момента опубликования закона для тех норм, которые улучшают положение налогоплательщика (они вступили в силу с момента опубликования). В общем порядке акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных в НК РФ. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. (ст. 5 НК РФ). Особенности вступления в силу законов о налогах и сборах представлен в табл.2.3 .

Таблица 2.3 Вступление в силу законов о налогах и сборах

Налоговые законы

Момент вступления в силу

Акты законодательства о налогах, вносящих изменения в действующий закон

Не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

Акты законодательства о сборах, вносящие изменения в действующий закон

Не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования

Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы

Не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования

Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. С другой стороны установлено правило, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей имеют обратную силу. При этом необходимо иметь в виду, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Наглядно вышесказанное можно представить следующим образом (табл.2.4 ):

Таблица 2.4 Действие во времени актов законодательства о налогах и сборах

Налоговые законы

Действие во времени

Устанавливающие новые налоги и (или) сборы

Повышающие налоговые ставки, размеры сборов

Устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах

Устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов

Обратной силы не имеют

Акты законодательства о налогах и сборах:

Устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах

Устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей

Имеют обратную силу

Акты законодательства о налогах и сборах:

Отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов)

Устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение

Могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это

Поскольку понятия «налог» и «сбор» очень многогранны, очевидно, что в вопросе их классификации существуют различные подходы. Одним из главных подходов к классификации исторически явилось разделение налогов на прямые и косвенные. Впервые деление налогов на прямые и косвенные было дано в XVII веке Д. Локком, и в качестве базового критерия классификации выдвигалась способность того или иного налога к переложению. Так, например, Дж. Милль, А. Вагнер полагали, что прямой налог - это тот налог, который должен лечь на налогоплательщика непосредственно, а косвенный - это налог, который должен быть им так или иначе переложен на другого экономического субъекта. Несмотря на эволюцию теоретических воззрений на природу налогов, их функции, до сих пор одним из важнейших оснований при классификации налогов.

В настоящее время рассматриваются следующие подходы к классификации налогов и сборов:

  • по способу взимания;
  • по объекту налогообложения;
  • по субъекту налогообложения;
  • по органу, устанавливающему налог;
  • по бюджету, в который зачисляется налог;
  • по цели установления;
  • по лицу, исчисляющему налог;
  • по порядку введения;
  • по форме;
  • по регулярности уплаты и др.

По способу взимания во многих странах налоги классифицируются как прямые и косвенные. Прямые налоги выплачиваются из валовых доходов, т.е. они участвуют в стоимостном распределении общественного продукта на уровне хозяйствующего субъекта, оказывая прямое влияние на формирование его финансовых результатов. В то же время косвенные налоги уплачиваются до стоимостного распределения общественного продукта на уровне предприятия-налогоплательщика. Это вызвано тем, что объектом косвенного налогообложения является оборот, т.е. реализация товара, услуги. Особенность косвенных налогов заключается в том, что на счет поставщика в банке поступают суммы косвенного налога, уплачиваемого покупателем в составе цены, которые не являются доходами поставщика и должны быть внесены. Косвенные налоги участвуют в стоимостном распределении общественного продукта на уровне общества.

Возможность уплаты в бюджет прямых налогов связана с получением хозяйствующим субъектом прибыли от реализации, величина которой и определяет его финансовую и инвестиционную активность.

Финансовую и инвестиционную активность хозяйствующих субъектов в рамках государственного регулирования можно повысить путем установления оптимального уровня прямого налогообложения, поскольку прямые налоги непосредственно влияют на финансовые результаты. В целях сокращения бюджетного дефицита, создавшегося в результате снижения ставки совокупного прямого налога, государство может повысить ставки косвенных налогов, хотя их повышение также оказывает сдерживающее влияние на финансовую активность хозяйствующих субъектов.

Рассмотрим структуру налогов и сборов, действующую в настоящее время (рис. 2.8 ) и обусловившую структуру Второй части НК РФ.

Статья 12 НК РФ детально прописывает и дает определения налогам и сборам каждого уровня. Так, зная, к какому уровню системы налогов и сборов относится тот или иной законно установленный обязательный платеж, можно определить территорию его действия - федеральные налоги и сборы обязательны для уплаты на всей территории РФ, региональные - только на территории соответствующего субъекта РФ, местные - на уровне соответствующего муниципального образования. Установлено, какими актами устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать - федеральные налоги только на основании НК РФ, региональные на основании НК РФ и законов субъектов РФ, а местные на основании НК РФ и актов представительных органов местного самоуправления. Также определено, какими актами возможно установление тех или иных элементов налога или сбора - все элементы федеральных налогов обязательно устанавливаются НК РФ, тогда как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, а также льготы региональных и местных налогов могут устанавливаться соответственно законами субъектов и актами представительных органов местного самоуправления.

Следует учитывать, что принадлежность налога или сбора к конкретному уровню системы не означает полного поступления сумм этого налога или сбора в бюджет соответствующего уровня, поскольку законодатель может закрепить иное распределение доходов от налогов и сборов.

На рис. 2.8 в составе налоговой системы РФ были упомянуты специальные налоговые режимы, которые представляют собой особый порядок определения элементов налогообложения или же освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Действующий НК РФ устанавливает 4 специальных налоговых режима (см. таблицу 2.5 ).

Таблица 2.5 Специальные налоговые режимы

На рис. 2.10 представлены федеральные налоги и сборы.

К региональным НК РФ относит: (рис. 2.11 ).

Местные налоги в налоговой системе РФ представлены следующими налогами (рис. 2.12 ):

Следует учитывать, что налогообложение имущества физических лиц производится в соответствии с Законам Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", при этом уплата налога осуществляется на основе налогового уведомления, форма которого утверждена Приказом ФНС от 31 октября 2005 г. N САЭ-3-21/551@

НК РФ (ст. 9) определяет участников налоговых отношений следующим образом (рис. 2.13 ):

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) определены ст. 21 НК РФ. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:

  • получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
  • получать от Минфина РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований - по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
  • требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
  • обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
  • на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
  • на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст. 22 НК РФ, налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК РФ и иными федеральными законами.

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, нарушают его права. Они могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (ст. 138 НК РФ).

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд согласно арбитражному процессуальному законодательству, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, - путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (ст. 139 НК РФ). К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы указанный срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать посредством письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

В последние годы налоговые органы стремятся к снижению количества обращений налогоплательщиков в суды, для чего создаются специальные подразделения налогового аудита, предназначенные для досудебного урегулирования споров между налоговыми органами и налогоплательщиком. Например, Федеральная налоговая служба Приказом от 10.11.2008 N ММ-3-4/588@ утвердила Положение об Управлении налогообложения и Положение об Управлении досудебного аудита. Управление досудебного аудита занимается рассмотрением налоговых споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие должностных лиц, а также на акты ненормативного характера налоговых органов, связанные с применением законодательства о налогах и сборах.

Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) определены ст. 23 НК РФ следующим образом:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если это требуется по законодательству о налогах и сборах;
  • подавать в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации на основании названного Закона не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;
  • представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, перечисленных выше, должны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

  • об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня их открытия (закрытия). Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;
  • о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим права и обязанности таких участников налоговых отношений, как налоговые агенты. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (ст. 24 НК РФ).

Институт налоговых агентов не является новым для современного российского законодательства. Лица, на которых законом возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, упоминаются в целом ряде налоговых законов, действовавших до введения НК РФ(например, в законе РФ «О подоходном налоге с физических лиц», законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», в законе РФ «О налоге на добавленную стоимость»). При этом характерной особенностью правового статуса налоговых агентов, действовавшего до принятия НК РФ, было отсутствие в законодательстве четко обозначенных и закрепленных общих начал их деятельности. НК РФ не только дает определение понятия «налоговый агент», но и устанавливает им права и обязанности, ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей.

Права налоговых агентов не отличаются от прав налогоплательщиков. Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются согласно ст. 22 НК РФ.

Что касается обязанностей налоговых агентов, то кроме исчисления, удержания и перечисления налогов на них возлагаются обязанности по учетно-отчетной работе с налоговыми платежами. Таким образом, обязанности налоговых агентов сводятся к следующему:

  • правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на счета Федерального казначейства;
  • письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  • вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
  • представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, которые нужны для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиками.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность по законодательству РФ. Наиболее существенна роль налоговых агентов при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц и налога на добавленную стоимость.

Прежде, чем рассматривать права и обязанности налоговых органов, следует рассмотреть их структуру.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Становление современных налоговых органов было начато еще в 1990 г., когда была образована Главная государственная налоговая инспекция Минфина СССР, а в 1991 г. - Государственная налоговая служба - отдельный и независимый от Минфина России орган исполнительной власти федерального уровня. В 1998г. Госналогслужба России переименована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

В целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" утверждена новая структура органов, согласно которой Министерство по налогам и сборам РФ преобразовано, его функции переданы Министерству финансов РФ. Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ и руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, а также Положением о Федеральной налоговой службе Российской Федерации, которое было утверждено Постановлением Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004г. и в настоящее время действует в редакции от 15.07.2009. Согласно Положению, ФНС России находится в ведении Минфина РФ и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

Структура ФНС на Интернет-сайте ФНС представлена следующим образом:

  • центральный аппарат ФНС;
  • межрегиональные инспекции;
  • территориальные налоговые органы.

Налоговые органы

Права налоговых органов определены ст. 31 НК РФ. НК РФ установлено, что вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Налоговые ставки: сущность, классификация.

  • Укажите структуру налоговой системы РФ.
  • В чем различия между налогоплательщиком и налоговым агентом?
  • Назовите способы исчисления налогов.
  • Какова структура налоговых органов РФ?
  • Назовите участников налоговых отношений.
  • В чем суть различий между прямыми и косвенными налогами?
  • Какова роль специальных налоговых режимов в налоговой системе РФ?