Незаконный дележ предназначенных для. Что такое отмывание денег в уголовном праве

Обналичка или обналичивание?

Вопрос перевода денег из безналичного оборота в натуральный вид стоял еще в советскую эпоху. Даже когда экономика была полностью плановая. Так, американские исследователи отмечали, что в 1973 году до 4% экономики СССР находилось в тени. А это все - расчеты наличными деньгами, которые находились вне поля зрения государства.

В 1988 году после закона о кооперации, в СССР вопрос наличных денег поднялся с особой остротой. Тогда же и появились первые "мутные" схемы с выводом наличных денег из поля зрения контролирующих органов, которые в то время попросту не понимали, как реагировать на действия ловких махинаторов.

В то же время появился термин "обналичка", который у всех на слуху и в ходу, однако ни один словарь не дает определения этому слову, нет этого термина и в Уголовном или Налоговом кодексах. Тем не менее, традиционно "обналичкой" называют любые схемы по получению наличных денег, которые используют лазейки или несовершенство закона. В настоящее время применение таких схем может привести к санкциям как со стороны банков, так и со стороны правоохранительных органов. Банки могут заморозить счета и потребовать документы от бизнесмена, подтверждающие, что этот вывод средств связан именно с предпринимательской деятельностью. А правоохранители находят для пресечения обналичивания денежных средств статьи УК, которые помогают начать расследование по подозрению в незаконной предпринимательской деятельности (ст. 171 УК РФ), незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ), уклонении от уплаты налогов (ст. 198, 199 УК РФ), отмывании денежных средств (ст. 174 УК РФ), мошенничестве (ст. 159 УК РФ) или спонсировании терроризма (ст. 205 УК РФ). В общем, причин стать объектом пристального внимания более чем достаточно.

Коментарий юриста

Илья Шенгелия, старший юрист юридической фирмы VEGAS LEX

Само по себе обналичивание денежных средств квалифицируется на практике не в качестве преступления, а как доказательство его совершения. Для применения наказания большее значение имеют цели и последствия этой операции - снижение налоговой нагрузки, получение средств для коррупционных расчетов, легализация незаконных доходов и т.д. При этом дозволяет ли закон использовать конкретную схему обналичивания значения не имеет.

Есть и другой термин - "обналичивание". Он относится к совершенно обыденной процедуре снятия денег, например, в банкомате или со счета в банке, либо к другим прозрачным для закона и понятным для государства вариантам перевода денег из безналичного в наличный формат. В конце концов невозможно везде и всегда платить только безналичными средствами, это понимают все.

Законодательство постоянно совершенствуется, но не успевает за новыми "схемами". Идет постоянная борьба между правоохранительными органами и законотворцами с одной стороны и представителями бизнеса - с другой. Как отмечают представители "обнальной" деятельности, если государство закрывает одну схему, тут же появляется другая. Эти теневые операции показывают поразительную устойчивость потому, что ими пользуются не только представители малого и среднего бизнеса. Так или иначе в них задействованы практически все банки и многие игроки крупного бизнеса национального масштаба.

Так какие же варианты для обналичивания денежных средств допускает законодательство РФ? Их несколько:

    вывод средств на хозяйственные нужды предприятия;

    выплата дивидендов учредителям ООО;

    выдача займов;

    обналичивание денег через ИП.

Несмотря на легальность, эти способы при неумелом использовании могут показаться "схемами", банки и государство уделяют им повышенное внимание. И при любом подозрении запускают механизмы, призванные усложнить получение наличных. И презумпция невиновности здесь не работает - коммерсанту придется доказывать свои честные намерения, вплоть до обращения в суд. Поэтому для обналичивания денежных средств следует досконально знать нормы права и все установленные ограничения, а также правильно оформлять всех бухгалтерские документы.

Обналичивание денежных средств входит в сферу профессиональной ответственности различных ведомств и служб России. Среди них - Центробанк РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная налоговая служба, а также Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности. Кроме того, контролем за такими операциями занимаются все службы безопасности банков.

Вывод денежных средств на хозяйственные нужды предприятия

Это одна из самых распространенных схем обналичивания денежных средств с расчетного счета ООО. Единственный нюанс - деньги должны быть потрачены на саму компанию. Это может быть закупка канцелярских товаров, офисная техника, аренда транспорта. Следует быть готовым к тому, что банк при выдаче наличных денег на хозяйственные нужды предприятия может удержать комиссию, которая зависит от условий договора обслуживания. В среднем она составляет до 0,5% от снимаемой суммы.

Самое главное при обналичивании денежных средств с расчетного счета на хозяйственные нужды - по этим расходам должны быть отчетные документы, оформленные надлежащим образом. Выглядит это так. Сотрудник компании пишет заявление о предоставлении наличных денежных средств, а руководитель компании указывает суммы и сроки выдачи денег, а также поставить подпись и дату. Есть прямое указание Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У, п. 6.3, о том, что нельзя выдавать деньги сотруднику компании, который еще не отчитался по ранее выданным денежным средствам. Законодательство не устанавливает ограничений на размер сумм, которые могут выданы сотруднику. Однако согласно указанию Центрального банка России от 7 октября 2013 года № 3073-У, предельный объем расчетов наличными установлен в 100 тысяч рублей по одному договору с одним юридическим лицом. Поэтому сотрудник, выступая от имени фирмы, должен соблюдать это ограничение. За нарушение этого предела предусмотрен штраф в размере до 50 тысяч рублей, который накладывается на того, кто расплатился наличными. Кроме того, на руководителя компании может быть наложен штраф до пяти тысяч рублей - статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Чтобы обойти это ограничение, предприятия заключают несколько договоров, в рамках которых каждый платеж не превышает установленного Центробанком лимита. Формально в этом случае придраться не к чему. Однако невнимательность и небрежность при оформлении отчетных документов могут сыграть против руководителя компании. Обычно для подтверждения платежа используются товарные чеки, накладные или акты о выполненных работах, а если они заполнены с ошибками, то траты по ним не признаются производственными. Определение об этом вынес Верховный суд РФ от 9 марта 2016 № 302-КГ16-450. Если в чеке или других документах не указана дата, не заполнены графы "цена товара", "количество", не стоит подпись продавца, допущены другие ошибки, тогда деньги включаются в доход сотрудника, а с этого дохода необходимо уплатить налог на доходы физических лиц.

Выплата дивидендов учредителям ООО для обналичивания денежных средств

Это одна из самых прозрачных, с точки зрения легальности, схем обналичивания денежных средств. ООО создаются с целью получения прибыли учредителями, это их законное право. Однако в этой процедуре есть ряд определенных формальностей и ограничений, которые необходимо соблюдать. Самое главное неудобство - выплата дивидендов может производиться не чаще одного раза в квартал. Это ограничение исключает оперативное получение наличных.

Есть ограничения, которые запрещают выплату дивидендов:

    не полностью оплачен уставный капитал компании;

    не выплачена стоимость доли общества;

    общество находится на стадии банкротства или может им стать после выплаты дивидендов;

    есть непокрытый убыток по данным бухгалтерского учета;

    стоимость чистых активов меньше уставного капитала и резервного фонда или станет таковой после выплаты дивидендов.

Если ограничений нет, то необходимо провести собрание учредителей, где будет утверждена бухгалтерская отчетность за итоговый период, будет принято решение о выплате дивидендов, а также их объем и сроки. По итогам встречи учредителей должен быть оформлен протокол собрания. Дивиденды выплачиваются из кассы общества, либо перечисляются с расчетного счета. С дивидендов обязательно удерживается налог на доходы физических лиц. Для резидентов РФ ставка составляет 13%, для нерезидентов - 15%.

Выдача займов

Займы, в отличие от кредитов, могут выдавать любые юридические лица. Также займ может быть выдан на любой срок и без процентов. При выдаче займа с формулировкой "до востребования", он должен быть возвращен в течение 30 дней после предъявления займодателем требования о возврате. Впрочем, такое требование может не произойти никогда.

Несмотря на то, что заем может быть беспроцентным, необходимо с него уплатить налог. Дело в том, что при процентной ставке ниже 2/3 от ставки рефинансирования, а в случае беспроцентного займа она нулевая, неначисленные проценты признаются доходом и подлежат обложению НДФЛ. Сам налог на доходы физического лица рассчитывается как 35% от суммы, составляющей разницу между суммой процентных выплат по договору займа и величиной, составляющей 2/3 ставки рефинансирования.

Несмотря на кажущуюся простоту сделки, она может быть признана "обналичкой", ведь в сущности - это просто вывод наличных денег.

Оплата услуг ИП

Это наиболее спорный, хоть и формально законный способ обналичивания денежных средств. Контролирующие органы знают о нем и при желании могут серьезно усложнить жизнь предпринимателю, если посчитают, что это "схема обналички", а не реальные траты, связанные с предпринимательской деятельностью. Тем не менее, этот способ работает и "прикрыть" его законодатели пока не могут.

Суть этого способа заключается в следующем. Согласно пункту 2 статьи 862 Гражданского кодекса РФ, все денежные операции между юридическими лицами и ИП ведутся в безналичном виде. А индивидуальный предприниматель может свободно распоряжаться имеющимися денежными средствами. Таким образом предприниматель, руководитель ООО заказывает у ИП услуги или выполнение работ, которые обязательно должны быть экономически обоснованными. И если эти услуги или работы нематериального характера, то отследить реальные расходы ИП на проведение - практически невозможно.

Индивидуальный предприниматель обязательно должен вести хозяйственную деятельность - оказывать компаниям или внешним заказчикам услуги, выполнять работы, вести торговлю с контрагентами и т. д. Кроме того, между участниками сделки не должно быть признаков взаимозависимости, иначе контролирующие органы могут признать сделку ничтожной. И обязательно документальное подтверждение сделки - договор и закрывающий акт. В зависимости от того, на какой системе налогообложения находится ИП, изменяется и налогооблагаемая база полученных средств. ИП получает денежные средства от заказчика, уплачивает налог и положенные комиссии банку. Дальше он может снять их и использовать по своему усмотрению. Де-юре - закон соблюден, де-факто - наличные могут быть переданы любому лицу по устной договоренности.

Борьба с незаконным обналичиванием денежных средств

Обналичивание денежных средств УК РФ прямо не запрещает, такой статьи попросту нет. Тем не менее, "обналичка" наносит серьезный ущерб экономике страны.

В 2015 году в России объем незаконно обналиченных денег составил порядка 200 млрд рублей - такие данные указывает Росфинмониторинг. Другой регулятор, Центробанк РФ заявляет о том, что 200 млрд рублей было выявлено только в первом полугодии 2015 года. Разница в данных возникла из-за различных методик подсчета "обналички". Тем не менее, эксперты отмечают, что этот теневой рынок значительно уменьшился, цена обналичивание выросла на четверть, а схемы стали более сложными.

Силовики в рамках борьбы с "обналичкой" руководствуются также ФЗ № 115 от 7 июля 2001 года "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

В нем указаны основания для определения сомнительных операций и их дальнейшего документирования:

    запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

    несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

    выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных действующим законодательством;

    иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Незаконное обналичивание в крупных и особо крупных размерах относится к сомнительным операциям, поэтому банки самостоятельно выявляют такие операции, документируют их и передают в уполномоченные органы власти, а также самостоятельно вырабатывают меры противодействия "обналичке".

Кроме упомянутых статей УК РФ, давление на теневой рынок обнала оказывает Центробанк России. Ведь в схемах так или иначе задействованы банки, и если ЦБ обнаружит, что банк не принимает никаких мер по противодействию таким операциям, то может лишить его лицензиию.

Обналичивание денег статья УК РФ – это отмывание финансовых активов. Уголовное законодательство закрепляет множество составов, которые прямо или косвенно связывают прибыль юридических лиц с преступными целями или при уклонении от налогообложения. Следует изучить все вопросы, которые касаются обнала начиная от момента появления мотива и заканчивая необходимыми ресурсами. Результаты легализации всегда несут собой потери бюджетных средств или дохода государства.

Коммерческие и некоммерческие организации используют безналичную форму расчётов между собой. Однако это не означает, что существует возможность свободного снятия денежных средств.

Государственные органы и банки следят за тем, чтоб доходы от деятельности юридических лиц не выводились в бесконтрольный оборот.

Финансовая организация выступает не только в качестве хранителя капитала, но и является распорядителем денег предприятий.

Следует отметить, что существуют определённые категории расходов, которые могут или в некоторых случаях должны быть погашены именно наличными средствами:

Таким образом, можно всё-таки получить некий уход от бдительного взора банка. Для того чтобы обналичивание было произведено необходимо доказать, что оно находится в рамках законного поля и не превышает установленных лимитов.

Единоличный учредитель может запросить деньги у банка (подать заявку), но получить их в полном объёме вряд ли получится.

Незаконное обналичивание различных денежных средств носит сегодня стихийный характер. Ещё несколько лет назад руководители крупных организаций стремились увести от налогообложения капиталы посредством переводов в офшорные банки, сведения о которых не подлежали разглашению.

Сегодня таких манипуляций никто не производит, но цель по укрытию доходов от перехода их части в казну государства в виде налогов и сборов.

Популярность обнала также обусловлена некоторыми особенностями такой операции:

Вышеназванные преступления являются наиболее тяжкими, так как несут особую негативную нагрузку на общество, угрожая стабильности его развития и мирного сосуществования.

Всё же главные цели, которые мотивируют учредителей компаний скрывать часть доходов – высокие налоговые ставки и большой размер обязательных выплат.

Эти действия носят массовый характер.

Законных методов всего пять и каждый из них имеет свои особенности. Следует вкратце рассмотреть каждый:


Таким образом, законные методы обналичивания денежных средств должны иметь подтверждение и финансовое обоснование.

Сокрытие таким образом доходов невозможно, если не существует сговора между сторонами перераспределения прибыли.

Однако стоит обратиться к тому факту, что даже при компании не единственные субъекты подобных преступлений. Граждане, которые получают от государства какие-либо субсидии или дотации стремятся использовать их по своему усмотрению без соблюдения целевого характера денежных средств. В этом им помогают как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие предприятия.

Отдельно стоит обратить внимание на замену маткапитала деньгами и расходом его отличные от законных методы (неподконтрольные). В данном случае сертификат заменяется на денежный эквивалент, за удержанием комиссии посредника. По документам осуществляется проводка нормальной процедуры. Владелец сертификата отчитывается за ее реализацию, а компании, которая сопровождала сделку выдаются денежные средства. Пенсионный фонд старается отслеживать все операции, связанные с денежными средствами, предназначенными для выдачи материнского капитала.

Такие же схемы обналичивания присутствуют в любой сфере социального обеспечения или назначения дополнительных мер поддержки граждан. Статьи за обналичивание денег заключены в одном разделе Уголовного кодекса Российской Федерации, который отвечает за денежные махинации.

Обязательные атрибуты любой схемы обналичивания представлены:
  • наличие посредника, который выдаёт отчётные документы и затем получает денежные средства от контролирующих органов;
  • большое количество документов, которое может как запутать следы притворной и нелегальной сделки, так и полностью снять сомнения с вопроса о надлежащем способе обналичивания.

Уголовную ответственность за обналичивание денежных средств могут применить только в том случае, если будет доказано, что преступление носило умышленный характер.

Предполагается, что если деньги даются в заём или под отчёт, то должны иметься следы, которые помогут отследить момент возникновения обязательств и до момента возврата средств или подготовки отчёта с подтверждением финансовой части. Налоговое законодательство даёт полное право не учитывать деньги, потраченные таким путём при расчёте налоговой ставки за определённый период.

Возвратные деньги впоследствии должны быть восприняты в качестве доходов. Случается, что работник лишается возможности отдавать заёмные средства (потеря трудоспособности вне зависимости от протяжённости).

В такие моменты оплатить налог обязан именно заёмщик, так как денежные средства приравниваются к доходу.

Правила оформления обналиченных средств подобным способом предусматривают:
  1. Оформление договора займа или распоряжения о выдачи средств под отчёт.
  2. Бухгалтерские проводки по погашению задолженностей или составленного отчётного документа.
  3. Отчёт на полученные деньги должен быть составлен с приложением чеков или иных платёжных документов. Недопустимо в отчёте указывать какие-либо суммы, подтвердить которые невозможно.

Условно такой вид обналичивания денежных средств является самым безопасным, с точки зрения законности. Оспорить действия сторон, привлечённых к обналу крайне сложно. Договор займа – гражданско-правовой договор, а отчётные документы составляются на специальных бланках.

Сложность доказывания, что обналичивание денег статья уголовного законодательства имеет соответствующий состав.

Оформление обнала проводится с помощью бухгалтерских документов, то есть с использованием расходных кассовых ордеров. Не всегда обналичивание предполагает выдачу денег на руки. В некоторых случаях средства переводятся на карточку физ.лицу, которое может без ограничений производить снятие в банкоматах или отделениях финансовой организации.

Абсолютно не важно внутри ли одной финансовой организации производятся проводки или средства выводятся на баланс чужого счёта в другом банке.

Статья за обналичивание денежных средств будет применена, если:
  • не соблюдён порядок проводки и официального обнала;
  • изначально применена незаконная схема перевода средств с целью снятия наличных.

Обязательно должно быть соблюдено правило о создании внутренних локальных актов на предприятии, которые бы регламентировали порядок увода денежных средств от налогообложения. Этот порядок утверждается руководителем приказом или собранием учредителей посредством принятия решения. Подобное положение или документ с иным наименованием должен содержать алгоритм действий всех участников схемы обналичивания.

Существует схема, в которую привлекается посредник, производящий отслеживание законности бухгалтерских проводок.

Банки нередко становятся участниками преступных схем, имея непосредственное отношение к оформлению поддельных или несоответствующих действительности документов.

Подобная схема предполагает следующие действия:

  1. Человек оформляет крупный кредит и берёт поручителем юридическое лицо.
  2. Невозможность выплаты делает обязательным истребование средств от поручителя.
  3. Денежные средства вместе с пеней и процентами возвращаются в банк.
  4. Третье лицо передаёт аналогичную сумму, удерживая комиссионные.

В качестве человека, участвующего в кредитном договоре, зачастую выступает гражданин, который никогда не имел взаимоотношений с организацией и не знает, что на его имя оформлена крупная ссуда.

Зачастую имеющаяся задолженность перед фирмой, списывается как недополученный доход.

Эта схема действует только когда речь идёт о больших денежных суммах и предполагает единичный случай её использования. Она представляет собой колоссальный риск для обеих сторон (юридическое лицо – банк).

Именно из-за подобных махинаций Банк России ведёт массовую чистку среди финансовых организаций, прекращая действия их лицензий.

Следует уделить несколько слов о набирающей популярность криптовалюте. Некоторые организации выводят деньги на накопительные счета и получают доход, другие (прогрессивные) ищут пассивного дохода от особых объектов, которые сегодня носят название Биткоин.

Уникальность этой валюты заключается в том, что

Ранее (до внесения в Трудовой кодекс изменений) часто использовались гражданско-правовые договоры при найме сотрудников. Это было возможным и привлекательным, поскольку не существовала процедура по уплате тех же налоговых ставок и пополнения тех же фондов, если бы речь шла об обычных работниках.

Назначались повышенные суммы оплаты оказания услуг физическими лицами, в связи с чем присутствовало не только уголовно наказуемое деяние, но и нарушение трудовых прав граждан.

Отличие гражданско-правового от трудового договора предполагает:
  • отсутствие тесной взаимосвязи сотрудника с работодателем;
  • отсутствие понятия трудовой дисциплины;
  • обязательное составление акта выполненных работ по результатам каждого отработанного месяца.

Сегодня найти подобную схему сложно, законодательно урегулированы вопросы о любых видах гражданско-правовых сделок, которые могут быть использованы в качестве махинации для обналички денежных средств.

Таким образом, обналичивать доходы через гражданско-правовые договоры законно нельзя. Незаконный обнал предполагает заключение фиктивных сделок по различным видам деятельности и деньги просто утекают с одного расчётного счёта на другой. Услуга не осуществляется, а средства выводятся уже получившей их стороной.

Обналичивание денежных средств по различным статьям УК РФ предполагает, что деньги передаются не за счёт каких-либо действий, а на основании оформления сделки.

Схема такова:
  1. Физическое лицо предполагает продать какую-либо вещь организации. Это может быть как движимое, так и недвижимое имущество.
  2. Оформляется предварительный договор, по которому производится платёж фирмы.
  3. Далее стороны по обоюдному согласию или по инициативе гражданина расторгается, и оформляется запрос на возврат суммы, обозначенной в договоре.

По истечении трёх лет без подачи искового заявления в суд, предприятие теряет право требования долга.

Никто не может заставить подать иск в суд, а, например, за незаконное обналичивание денежных средств статья будет переквалифицирована на 179 (принуждение к совершению сделки), что не является действительным и уводит в сторону вопрос обналички.

На практике существует мнение, что обналичивание всегда сопровождается легализацией (отмыванием) доходов. Это совсем не так. Весьма добросовестные фирмы желают уменьшить «прессинг» государства на доходную часть и вывести некоторые средства в собственное пользование простым способом.

Следует обратить внимание, что обналичивание может быть связано со лжепредпринимательством или мошенничеством и необязательно иметь в качестве конечной цели увод денег от налогового бремени.

Поэтому при квалификации преступления, если оно обнаружено, следователи изучают:
  • все существенные признаки состава противоправного деяния;
  • особенное внимание уделяется факультативным признакам;
  • субъектов, которые действовали в единой финансовой цепочки;
  • какие сопутствующие преступления были совершены.

Таким образом, незаконные схемы могут быть только «ширмой» для других более сложных преступлений, которые несут серьёзную угрозу общества.

Посреднические услуги можно встретить и в этой преступной деятельности. Описывать схемы не представляется целесообразным, так как их разновидностей великое множество.

Следует знать основные признаки обнала через посредников:

  1. Количество посредников может исчисляться десятками.
  2. Эта деятельность оплачивается в процентном соотношении от передаваемой суммы.
  3. Человек непосредственно передающий «шуршащие купюры» руководителю фирмы, может не подозревать что за объект у него в руках и что действия его могут носить преступный характер.

Посредники пользуются огромным спросом у тех, кто организовывает схемы вывода денег незаконно.

Однако в ходе судебного заседания может быть неправомерное обналичивание денежных средств статья установлен другой круг участников, о которых было неизвестно в момент передачи средств.

Сегодня реализована возможность проверки контрагентов (то есть других организаций, которые привлекаются к обналичиванию). Можно увидеть сколько компаний были зарегистрированы на одного человека и как эффективно они работают (исчисляет средства в бюджет и фонды).

Такие фирмы по роду деятельности могут быть представлены в любой организационно-правовой форме или сопряжены (иметь в качестве одного вида деятельности) выдача микрофинансовых займов.

Схема предельно проста:
  • по поддельным документам или персональным данным, пользование которых запрещено, оформляются зарплатные проекты в банке (могут быть даже совершены фото держателя зарплатной карты);
  • основная фирма переводит за мнимую услугу деньги и ждёт, когда деньги будут выведены через банковские карты;
  • производится передача налички с удержанием процента за посредничество.

Таких фирм открывается множество, некоторые из них перебрасывают денег между собой, чтоб запутать следы.

Может ли банк оказаться в доле?

Сегодня таких банков становится всё меньше и меньше. Ежемесячно Центробанк публикует списки тех участников финансового рынка, которые могут участвовать подобным образом.

Безусловно, вероятность такая существует. Некоторые банки были специально учреждены для обналичивания денег.

В этом случае они могут выступать и как конечное звено преступной схемы, и быть при этом посредником по оформлению обнала.

Как определить границу того, что банк участвует в преступных махинациях:
  1. У такой финансовой организации нет банковских продуктов по вкладам или они крайне невыгодны.
  2. Кредитные проекты не развиваются или не имеют клиентской привлекательности из-за небольшого количества.

Следует обратить внимание на ответственность банков. Помимо лишения лицензии (получение которой весьма затруднительно) реальные сроки и штрафы грозят руководителю или будет наказываться материально ответственному лицу, которое может быть идентифицировано по результатам расследования преступления.

Можно сделать вывод, что куда бы ни глянул потенциальный преступник по ряду финансовых организаций, везде существует благоприятная среда. Рубеж по увеличению обнала государство старается переломить не только по отношению к ужесточению наказания, но и в части совершенствования нормативно-правового регулирования определённых вопросов.

К серьезным преступлениям, совершаемым на территории РФ, относятся действия, связанные с отмыванием капиталов, иного имущества. Отмывание денег – это любые операции, связанные с финансами и имуществом, которое было приобретено в собственность незаконны способом. Уголовная ответственность и наказание за подобное преступление рассматриваются в статье 174 УК РФ.

Что такое отмывание денег

Особенно остро стоит вопрос извлечения незаконной прибыли в процессе реализации одной из теневых схем, включая финансирование террористический группировок, лиц, связанных с терроризмом. Введение закона №115-ФЗ призвано регулировать множество неясностей относительно процедуры выявления и превентивных мерах, пресекающих развитие негативных сценариев расширения сфер незаконной деятельности преступных организаций.

Положения закона №115, принятого в августе 2001 года, направлены на противодействие отмыванию незаконно полученных доходов (их легализации в экономике).

Законом №115-ФЗ приводятся разъяснения относительно того, что входит в понятие «отмывание денег», и каковы инструменты для выявления преступной деятельности, связанной с легализацией капитала.

В рамках определения понятия под отмыванием доходов понимают денежные поступления в виде наличности или безналичные перечисления, ставшие результатом незаконной деятельности преступников. Таким образом, доход, полученный преступным путем, представляет собой прибыль, полученную при проведении преступных схем, требующую дальнейшей легализации для свободного использования в коммерческих и личных целях.

Термин «отмывание денежных средств» (другое название – легализация) неотъемлемо связан с операциями, направленными на придание деньгам, полученным преступным путем, законного статуса в пределах правового поля.

Легализация предполагает переход денежных средств из наличности в безналичную форму, конечная цель которого — скрыть настоящий источник дохода. Первые шаги по легализации зачастую связаны с подделкой документов для создания видимости ложных сделок. Возврат денежной массы истинному владельцу уже происходит законным путем, выводя его капитал из теневого оборота, создавая репутацию добросовестного приобретателя.

Описание процесса легализации

Любая операция по отмыванию средств характеризуется определенной последовательностью, представляя собой несколько шагов:

  1. Совершение преступления с незаконным добыванием денег или имущества. К таким преступлениям могут относиться мошеннические действия, деятельность террористов, взятки, коррупция, торговля наркотическими веществами, доход от организованной преступности, иные способы.
  2. Размещение средств в потоке «чистых» коммерческих капиталов.
  3. Сокрытие следов реального источника появления капиталов с переводом средств на счета в иностранных банках, иные инвестиции, никак официально не связанные с преступниками.
  4. На стадии интеграции средства банковских счетов в других странах возвращаются преступникам на абсолютно законных основаниях в качестве их дохода.

В результате возникают ситуации обогащения, настоящая причина которого практически не отслеживается. Задача государственных служб – своевременное выявление и препятствие отмыванию незаконных капиталов, а также привлечение ответственных в этом деянии людей к ответу в рамках уголовного и административного законодательства.

Несение уголовной ответственности

Не только сами преступники, совершившие операции по легализации средств, несут уголовное наказание, но и лица, которые не оказали противодействия в момент отмывания средств. Правда, меры к таким гражданам применяются на основании Кодекса об административных правонарушениях (в частности, ст. 15.27 КоАП РФ). Ответственность применяется как к должностным лицам, так и к обычным физическим лицам. Если будет доказано, что лицо оказало прямое способствование отмыванию средств, вина рассматривается на основании уголовного законодательства.

Виновных в преступлениях по отмыванию средств или имущества ждет наказание согласно ст. 174 УК РФ:

  • штраф на сумму равную 120 тысячам рублей или годовому заработку осужденного (зарплата или иной доход);
  • если преступление связано с легализацией больших объемов отмытых средств, штраф увеличен до 300 тыс. рублей, альтернативным наказанием служит начисление штрафа в размере двухлетнего заработка, или нахождение в заключении сроком до 4 лет с возможным штрафом в пределах 100 тыс. рублей или полугодового заработка осужденного, судья также может назначить отбывание срока без выплаты штрафа;
  • возможно назначение принудительных работ или отбывание срока в течение 2 лет, а также дополнительное начисление штрафа до 50 тыс. рублей или трехмесячного заработка осужденного.

На видео о проведении проверок

Если речь идет об отмывании средств на особо крупные суммы, совершенном в результате сговора отдельной группы лиц злоумышленников (пункты «а» части 3 ст. 174 и ст. 174-1 Уголовного Кодекса), а также в случае легализации крупных сумм, совершенной должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (пункты «б» части 3 ст. 174 и ст. 174-1), предусмотрено более суровое наказание длительностью от 4 лет. Максимальный срок наказания – 8 лет. В качестве дополнительного наказания применяется штраф на сумму до 1 миллиона либо в размере пятилетнего заработка. Назначение штрафа выполняется по усмотрению судьи.

Термин «отмывание денег» впервые был использован в 1980-х гг. в США применительно к доходам от нарко­бизнеса для обозначения процесса преобразования нелегально полученных денег в легальные. С тех пор предложено много опре­делений этого понятия. Президентская комиссия США по орга­низованной преступности в 1984 г. ввела следующую формули­ровку: «Отмывание» денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или неза­конное использование доходов, и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхожде­ние».

В международном праве определение легализации («отмыва­ния») денег от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркоти­ческих средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988г., оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.

Согласно ст. 3 Конвенции, под легализацией («отмыванием») денег от преступной деятельности понимаются:

· Конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правона­рушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;

· сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, ме­стонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлин­ных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонару­шений или правонарушения, в результате участия в таком право­нарушении или правонарушениях;

· приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество полу­чено в результате правонарушения или правонарушений или в ре­зультате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

· участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, при­веденных выше, покушение на совершение такого правонаруше­ния или правонарушений, а также пособничество, подстрекатель­ство, содействие или консультирование при их совершении».

Как следует из положений Страсбургской конвенции и реко­мендаций Специальной финансовой комиссии по проблемам «отмывания» денег, подготовленных в 1990 г., «отмывание» де­нежных средств и иного имущества - это процесс, в ходе которого средства, полученные в результате незаконной деятельности, т.е. различных правонарушений, помещаются, переводятся или иным образом пропускаются через финансово-кредитную систе­му (банки, иные финансовые институты), либо на них (вместо них) приобретается иное имущество, либо они иным образом ис­пользуются в экономической деятельности и в результате возвра­щаются владельцу в ином «воспроизведенном» виде для создания видимости законности полученных доходов, сокрытия лица, ини­циировавшего данные действия и (или) получившего доходы, а также противозаконности источников этих средств.


Легализация («отмывание») дденег, полученных незаконным пу­тем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем.

Целью Отмывания денег является желание владельца таких денег скрыть или замаскировать незаконный источник их получения, что дает ему возможность эти деньги тратить, не вызывая подозрений у надзорных и правоохранительных органов.

Легализация денег, полученных преступным путем (что по сути своей и является отмыванием денег), - это фактическое внедрение «грязных» денег в финансовую систему. Незаконные доходы поступают в банковские структуры государств и путем проведения многочисленных операций принимают вполне легальный вид как с точки зрения обывателя, так и любого контролирующего органа. Для этого используются разнообразные средства, которые могут включать разделение (разбивку) наличных денег на меньшие денежные суммы, приобретение мелких предприятий, соучастие сотрудников кредитных организаций и др. Большое количество операций, успешно выполненных для сокрытия источника денежных средств, значительно затрудняет воспроизведение контролирующими органами всей их цепочки. Чем разнообразнее инструменты, используемые для размещения незаконных денежных средств для сокрытия источника средств, например чеки, дорожные чеки, акции, облигации и т.п., тем сложнее проследить происхождение денег. Определению происхождения доходов препятствует проведение денег через несколько стран, где отсутствует эффективная система противодействия легализации преступных доходов, или через офшорные финансовые центры. Общая схема лега­лизации доходов представлена на рис. 1.

Рис. 1 Схема легализации денег

Размещение - первый этап процесса отмывания денег. Он представляет собой видоизменение их начальной формы или адреса. Например, перевод денег (дистанцирование) дает возможность замаскировать их прямую связь с преступлением и вывести деньги за пределы досягаемости правоохранительных органов.

Формы размещения могут быть разными. Чаще всего используются следующие из них:

контрабандный вывоз наличных денег за границу;

превращение денег в другие финансовые инструменты;

обменные операции - обмен мелких банкнот на купюры более крупного достоинства или другую валюту без использования банковских счетов;

аккумуляция денег небольшими суммами на один банковский счет;

депонирование денег на банковские счета (обычно несколько счетов в нескольких кредитно-финансовых учреждениях);

превращение денег в товары, драгоценные металлы и камни;

использование хозяйственных предприятий с большим наличным оборотом (бары, ночные клубы, рестораны, салоны красоты, казино и пр.), к легальной выручке которых присоединяются преступно полученные средства;

создание собственных фиктивных предприятий, декларирующих нажитые преступным путем деньги в качестве выручки и пр.

Процесс отмывания денег легче всего раскрыть именно на первом этапе размещения полученных преступным путем денег. Поэтому законодательные, правоохранительные и регулирующие органы для решения проблемы противодействия отмыванию денег, полученных преступным путем, сосредоточили на нем основное внимание.

Если преступно полученные средства существуют в наличной форме (например, доходы от торговли наркотическими веществами или оружием), их владельцам необходимо разместить эти средства в банковской системе.

Если средства получены в безналичной форме (преступления в экономической сфере), то необходимость в первой стадии отмывания отпадает.

Рассредоточение представляет собой вторую стадию процесса, на которой происходит отделение преступных доходов от источника их происхождения. На этой стадии проводятся множественные финансовые операции между кредитными организациями для сокрытия следов преступления.

Перемещение денег на стадии рассредоточения маскирует происхождение незаконных источников доходов и владельцев денег. Таким образом, связь между деньгами и их владельцами теряется. С этой целью используются подставные лица и фиктивные фирмы, выставляющие фиктивные счета, служащие основанием для перевода денег. Как правило, подобные операции проводятся на международном уровне. В итоге, как уже отмечалось, установить источник происхождения денег практически невозможно. Здесь большую негативную роль играют офшорные финансовые центры, где следы преступно полученных доходов теряются окончательно.

Только на первом и частично на втором этапе легализации прослеживается связь между доходом, полученным от преступной деятельности, и лицом, совершившим основное преступление.

Интеграция - третья (последняя) стадия процесса отмывания денег. На этой стадии преступник имеет возможность вновь использовать деньги, полученные преступным путем, в реальном секторе экономики. Таким образом, эти деньги обретают легальный источник происхождения.

Основные формы интеграции легализованных преступных доходов в финансовую систему следующие:

операции с недвижимостью или произведениями искусства, аукционные сделки, где цену товара можно определить лишь условно. Используется заниженная или завышенная цена контракта. Разница с реальной ценой доплачивается неучтенными наличными денежными средствами;

экспортно-импортные операции, при которых составляются реальный и фиктивный договоры (с завышенной суммой сделки). Разница между реальной и фиктивной ценой товаров, работ, услуг, оплаченная выведенными из легального денежного оборота деньгами, остается на счете фирмы-посредника;

деньги депонируются на счете зарубежной фирмы и используются для выдачи ссуды, являющейся для заемщика легальными деньгами;

учреждение зарубежной корпорации в офшорной зоне, открытие ее счета в иностранном банке с последующим использованием этого счета для предоставления ссуд, платежей по фиктивным договорам аренды или за фиктивные услуги;

деньги преступного происхождения декларируются как легальный выигрыш в казино или лотерее.

В каждом отдельном случае могут применяться самые разные методы отмывания денег, но суть всех операций сводится к тому, чтобы придать незаконно полученным средствам вид дохода от законной деятельности. Анонимные денежные средства получают новый источник происхождения, и легализовавшийся доход перераспределяется в пользу преступника, совершившего основное преступление.

Эксперты ФАТФ отмечают, что иностранные источники нелегальных средств, поступающих в Россию и регионы бывшего СССР для «отмывания», малоизвестны.

Основу механизма уголовно-правового контроля за отмыванием криминальных денег в ПМР составляют статьи УК ПМР (ст. 169, 170, 171).