Порядок выявления операций 32 группы сомнительных операций. Сомнительные операции

Как правильно выявить сомнительные операции? CRM-системы для выявления сомнительных банковских операций и не только. Финансовый мониторинг в банке (Anti Money Laundering) - обязательная функция, которая должна реализовываться на постоянной основе. Именно финансовый мониторинг позволяет качественно контролировать положение дел в организации, выстраивать на его основе новые стратегии развития и роста. Финансовый мониторинг как процесс, предназначен не только для контроля текущего положения дел, это - очень важный инструмент выявления сомнительных операций.

Что из себя представляют сомнительные банковские операции?

Сомнительные банковские операции - это некие операции, не несущие за собой видимых экономических целей, законного смысла, а также несущие подозрительный, неоправданный характер. Осуществляются такие операции, как правило, сомнительными лицами и имеют некие признаки, по которым их можно выявить среди других операций. Сомнительные банковские операции достаточно часто подразумевают под собой реализацию коррупционных схем разного рода, финансирование “серого” импорта, различные схемы уклона от налогообложения и другие действия, часто имеющие под собой противозаконный характер. Естественно, для банка, остающегося в неведении эта ситуация крайне опасна, незнание закона не освобождает от ответственности, а невыявление сомнительных операций, реализующихся через банк - тем более. Именно поэтому такие операции необходимо выявлять и, в идеале, - на корню пресекать.

Как выявлять сомнительные банковские операции?

Существуют некоторые тенденции в поведении таких клиентов и в характере таких операций. Обычно они характеризуются следующими признаками:

  • Клиент отказывается предоставлять о себе какие-либо данные по требованию банка;
  • Можно пронаблюдать постоянные снятия крупных сумм наличных, особенно когда этим суммы составляют около 80% от счета в целом;
  • Необоснованная срочность в проведении операций;
  • Переводы средств на счета за пределами страны;
  • Клиент может пренебрегать более выгодными условиями осуществления услуг, а также вносить ощутимые правки в ранее согласованные схемы;
  • Регулярное поступление на счет средств от различных физических лиц, а также снятие наличных в скором времени после;
  • Ощутимое несоответствие осуществляемых операций определенной схеме их осуществления, существующих на рынке;
  • Сложные инструкции к определенным операциям от клиента, отличные от операций, производимых обычно или от операций, сущестсвующих на рынке в целом;
  • Сложность проверки информации, существующей о клиенте;
  • Участие в операции посредников;
  • Невозможность установления контрагентов клиентов;
  • Отсутствие очевидных логических связей между родом деятельности клиента и банковскими операциями, им совершаемыми.

Все эти признаки, особенно существующие не в единичных ситуациях, а повторяющихся тенденциозно, могут указывать на сомнительность операций, производимых в данном банке.

Какие существуют автоматизированные способы выявления сомнительных банковских операций?

Все этим признаки достаточно сложно отследить вручную. Именно в таких случаях на помощь банку и его работникам приходят различные системы автоматизирующие работу сотрудников отделов финансового мониторинга банков. Такие системы предполагают удобную и качественную автоматизацию всех процессов и, в том числе - выявление сомнительных банковских операций (и сомнительных клиентов), в соответствие с вышеперечисленными и другими признаками. Так, программный продукт "Финансовый мониторинг" (Anti Money Laundering - AML), от компании ФБ Консалт, разработанный на базе платформы QlikView (и Qlik Sense) позволяет в режиме "онлайн" выявлять сомнительных Клиентов и сомнительные Операции по ряду гибко настраиваемых признаков и правил.

Обновлено 01.02.2018.

В последнее время в различных новостях часто встречаются такие термины, как «сомнительные и подозрительные операции», «антиотмывочный закон», «противодействие легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путём», «финансирование терроризма» и т.д.

Кто-то может подумать, что его это не касается, поскольку никаких подозрительных операций он не совершал и совершать не планирует. Хотелось бы уточнить: а какие конкретно операции являются сомнительными, где список действий, которые нельзя совершать?

Ответ на этот вопрос прост: такого списка просто не существует, есть только некий набор рекомендаций и общих критериев. Причём подозрительными операциями могут оказаться и совсем безобидные транзакции, например, покупка лекарств в аптеке или приобретение экипировки для активного отдыха. Также могут вызвать подозрение ваши поведенческие характеристики, круг общения (правда, не совсем понятно, как банк будет это отслеживать, неужели по социальным сетям?). Ещё, оказывается, есть список территорий с повышенной террористической активностью, где любые операции также попадают под пристальный контроль:

Бороться с «легализацией денежных средств, полученных преступным путём, и финансированием терроризма», конечно, необходимо, но за пределы здравого смысла выходить тоже не стоит. Очень неприятно остаться с заблокированной картой и отключенным интернет-банком, например, на курорте в Тунисе, Египте или Турции за покупку средства от простуды и за выложенную в соцсеть фотографию с каким-нибудь местным жителем.

Подозрительные операции согласно 115 ФЗ

Прежде всего, нужно понимать, что застраховаться от блокировки карты или отключения от ДБО невозможно, можно только сократить вероятность наступления этих событий. И всё благодаря закону 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Чтобы понять всю суть данного законопроекта, достаточно прочитать всего несколько статей.

Статья 7, пункт 1.1

Банк обязан запрашивать у вас сведения о происхождении средств. Причём не указывается, что является достаточным обоснованием, а что нет.

Статья 7, пункт 14

Клиенты обязаны предоставлять всю необходимую банкам информацию.

Статья 7, пункты 11 и 12

Банк может отказать в проведении операции, сославшись на правила внутреннего контроля.

Обратите внимание, что согласно 115-ФЗ в случае отказа в операции гражданско-правовая ответственность для банка не наступает. А вот в ст. 845 Гражданского Кодекса РФ говорится, что банк не вправе определять и контролировать использование денежных средств клиента:

Ещё в ГК РФ есть замечательная статья 3, которая утверждает, что нормы гражданского права, принятые в Федеральных законах не должны противоречить Кодексу:

Помимо права банка отказать в проведении операции, сославшись на правила внутреннего контроля, в 115-ФЗ есть отдельный список операций, которые подлежат обязательному контролю. Подобные «сомнительные» операции перечислены в статье «Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю» . Некоторые из пунктов действительно требуют особого контроля, например, проведение операций, где одним из субъектов является лицо, причастное к террористической деятельности. Однако в этот перечень попали и вполне обычные операции, которые совершают физические лица в повседневной жизни:

1 Любые операции, сумма которых превышает 600000 рублей:

2 Внесение на счёт юридического лица наличных денежных средств:

3 Покупка или продажа наличной иностранной валюты:

4 Обычный обмен банкнот также попадает в список операций, подлежащих обязательному контролю:

5 Любой выигрыш в лотерее или на тотализаторе:

6 Сделка с любым недвижимым имуществом на сумму больше 3 млн рублей (непонятно, зачем нужен данный пункт, если в 1 пункте говорится, что любые операции больше 600000 рублей попадают под обязательный контроль):

Стоит отметить, что количество сообщений в Финмониторинг от банков о наличии подозрительных операций за год увеличилось в 2 раза:

Действительно ли подозрительные операции участились, или просто в когорту подобных операций добавились ранее неподозрительные операции благодаря более тщательному мониторингу?

Подытожим данный раздел: подозрительными могут быть любые операции , чётких критериев нет. Банки имеют право «подозревать» любые операции с любыми параметрами, которые сочтут нужными включить в свою программу внутреннего контроля.

Сомнительные операции согласно письмам ЦБ РФ

«Сомнительные операции — это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей».

Более или менее чёткий классификатор признаков, указывающий на «необычный характер» сделки можно посмотреть в приложении к Положению Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» . Перечень довольно большой, предлагаю каждому ознакомиться с ним самостоятельно, чтобы проникнуться всей сутью термина «сомнительные операции». Вот лишь некоторые интересные пункты из признаков, указывающих на необычность операций (которые могут послужить отказом в проведении операции или стать поводом для отключения от дистанционного банковского обслуживания):

1 Запутанный характер сделки, не имеющий экономического смысла (правда, непонятно, как определить степень запутанности и экономической осмысленности):

2 Излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции:

3 Пренебрежение клиентом более выгодными условиями получения услуг (тарифы комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам (депозитам) и вкладам (депозитам) до востребования):

4 Необоснованная поспешность в проведении операции:

5 Несоответствие операций, совершаемых клиентом, общепринятой рыночной практике совершения операций (что конкретно имеется в виду — непонятно):

6 Операции станут сомнительными, если вы долго не предоставляете подтверждающие документы по ним, или если банк просто не сможет проверить предоставленную информацию:

7 Если вы откажетесь от операции, которая вызывает подозрение у банка, и захотите закрыть счёт, то это тоже вызовет подозрение:

8 Обналичивание возвращенных на счет денежных средств:

9 Сомнительной является операция, совершенная через ДБО, если банк заподозрил, что её совершают третьи лица (даже близкие родственники):

10 Очень забавный пункт с кодом 1199 «Иные признаки»:

11 Значительное увеличение суммы на счете с последующим переводом в другую кредитную организацию:

«Неожиданное»:)

12 Регулярные зачисления на счёт переводами с использованием электронных средств платежа с последующей обналичкой (сюда относятся всякие Qiwi-кошельки, Элекснеты, Яндекс Деньги и пр.):

13 Регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц с последующим снятием или переводом:

14 Разбить крупную сумму операции (больше 600000 рублей) на более мелкие суммы в течение маленького промежутка времени не получится, т.к. для анализа «сомнительности» учитывается общая сумма всех операций за определенный промежуток времени:

15 Безналичное зачисление со своих счетов и последующее снятие также выглядит сомнительным:

16 Регулярные покупки с помощью банковской карты в сети интернет также подпадают под «сомнительные операции», причём на любые суммы:

17 Сомнительными операциями являются покупки лекарств, средств связи и продуктов длительного хранения:

В общем, как видите, практически любого клиента можно заподозрить в совершении «сомнительных операций». Нет чётких критериев, «регулярность» или «необычность» операций определяется самим банком.

Стоит отметить, что банки сами-то не очень заинтересованы отказывать клиентам в проведении операций, ведь так можно вообще всех распугать. Однако банки вынуждены следовать рекомендациям ЦБ РФ в плане выполнения 115-ФЗ, ведь несоблюдение этого закона довольно часто становится основанием отзыва лицензии у кредитной организации:

Операции, невыгодные для банка

В последнее время на различных порталах появилось много отзывов клиентов, которым заблокировали карту, или отключили от ДБО, сославшись на «антиотмывочный» ФЗ-115. Причём, судя по описаниям ситуаций, при которых произошли подобные отключения, отказывают в проведении различных операций, в основном, невыгодным банку клиентам (это сугубо моё личное мнение). Вот список операций, за злоупотребление которыми банк может отключить вас от ДБО, отказать в проведении операции и запросить дополнительные документы:

1 Частые обналичивания в банкоматах.
Я имею в виду не то, что наличные — это, в принципе, плохо, с точки зрения «антиотмывочного закона». Просто любое снятие средств с карты даже в собственных банкоматах для банка стоит дополнительных денег, которые выплачиваются платежной системе (небесплатна для банка даже ваша операция запроса баланса по карте).

А уж если банк позволяет своим клиентам снимать деньги бесплатно в чужих банкоматах, он несёт довольно существенные дополнительные потери (банкам-партнёрам платится соответствующая комиссия).

2 Частые банковские переводы.
, теряют на этом деньги. Банк России обрабатывает безналичные переводы совсем не бесплатно:

Причём плата за перевод фиксированная, поэтому большое количество переводов на небольшие суммы банку очень невыгодно.

3 Частое использование бесплатного сервиса C2C.
Речь идёт о банках, которые позволяют бесплатно пополнять свои дебетовые карточки с карт других банков. Бесплатно «стягивать» деньги можно на карты , . Данная операция бесплатна для вас, но не для банка. Вот, например, сколько возьмет НСПК «Мир» за сервис card2card:

Теперь посчитайте, во сколько вы обходитесь банку, если просто используете выданную карту (довольно часто это бесплатно, хотя производство карты банку стоит денег) просто для удобного пополнения с помощью бесплатного сервиса С2С и последующего бесплатного межбанка в другие кредитные организации или снятия в банкоматах.

Формально вы ничего не нарушаете, вы следуете тарифам и условиям, которые составил сам банк. Заставить вас совершать реальные покупки по карте никто не может. Тут банку на помощь и приходит 115 ФЗ: банк начинает запрашивать у вас документы, отключает от ДБО, отклоняет операции. Найти повод очень легко. В итоге вы вынуждены перестать пользоваться услугами данного банка, а кредитная организация, мягко говоря, не сильно и переживает по этому поводу.

Повторюсь, это всего лишь моё мнение, с которым любой может не согласиться и поспорить. Однако, как мне кажется, лучше всё-таки иметь в виду данный список «невыгодных банку операций» и не сильно нагружать ими какую-либо одну кредитную организацию.

Что нужно делать, чтобы не отключили от ДБО и не заблокировали карту

— Заведите себе несколько карточек, откройте счета в нескольких банках, которые предлагают и сервис бесплатного пополнения С2С.

— Откройте расходно-пополняемые депозиты в этих банках.

— Хотя бы иногда совершайте реальные покупки по «нужным» вам картам.

— Старайтесь не делать банковских переводов на крупные суммы.

— Не снимайте наличность сразу, дайте деньгам немного «отлежаться» в банке, например, на расходно-пополняемом вкладе. Пускай вы немного потеряете в потенциальном процентном доходе (по сравнению с ситуацией, если бы вы сразу переправили деньги из транзитного банка в нужное место), зато сэкономите нервы, избежав спора с банком по поводу экономического смысла вашей операции и происхождения ваших денег. Не мелочитесь, дайте банку тоже немного на вас заработать:)

— Не забывайте правильно заполнять платёжные поручения. В графе «Назначение платежа» креатив лучше не использовать, чтобы не привлекать лишнего внимания. Если вы переводите деньги юридическому лицу, то постарайтесь описать данную процедуру максимально подробно (№ договора, дата, наименование услуги и т.д.)

UPD: 01.02.2018
В последнее время идёт активное обсуждение статьи в «Коммерсанте» от 30.01.18 под громким заголовком «Подозрительных банковских клиентов смогут оставить без наличных». Портал banki.ru перепечатал эту новость под заголовком «Банки могут отказывать в выдаче вклада наличными при подозрении в легализации средств»:

Эксперты из статьи сошлись во мнении, что данное решение создает опасный прецедент, поскольку банки, испытывающие недостаток ликвидности, смогут удерживать средства добросовестных клиентов по надуманным основаниям.

Я, честно говоря, ничего особенного здесь не увидел. Клиент перевел со своего счета ИП в другом банке на свой счёт физлица в Сбербанке 56 млн рублей и на следующий же день решил получить их наличными. Вполне логично, что Сбер запросил документы, подтверждающие происхождение денежных средств. По результатам проверки банк предложил клиенту перевести деньги в банк-отправитель.

Надеюсь, моя статья была вам полезна, о всех уточнениях и дополнениях пишите в комментариях.

В связи с блокировкой Телеграма создано зеркало канала в ТамТам (мессенджер от Mail.ru Group со сходным функционалом): tt.me/hranidengi .

Подписаться в Телеграм Подписаться в ТамТам

Подписывайтесь, чтобы быть в курсе всех изменений:)

Какие меры могут применять банки к клиентам?

Когда банк имеет право приостановить операции по счетам и расторгнуть договор банковского счета?

Какие операции признаются сомнительными и транзитными?

Как клиентам банка избежать зон риска?

Государство усилило борьбу с обнальщиками и компаниями, которые уходят от налогов. К налоговым органам присоединился Центробанк, который обязал кредитные организации контролировать счета клиентов, отказывать подозрительным клиентам в совершении операций по счетам. Банки теперь не просто помогают налоговикам с отмыванием денег — они превратились в их дублеров.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели являются клиентами банка, они обязаны использовать безналичные расчеты и сдавать выручку в банк. Поступления от покупателей, платежи за материалы, выполненные работы и услуги подрядчикам осуществляются с расчетного счета в банке, который открывается одновременно с регистрацией компании в ЕГРЮЛ.

Условия обслуживания клиента, порядок открытия и закрытия счета прописываются в договоре банковского обслуживания. Банки контролируют операции клиентов в соответствии с требованиями законодательства РФ и внутренними правилами кредитной организации. И банки, и клиенты банка заинтересованы в долговременном взаимовыгодном сотрудничестве.

Чтобы деятельность компаний и банков соответствовала законодательству, государство создает условия, при которых самим банкам не выгодно иметь дело с сомнительными операциями.

В частности, Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» внесены существенные поправки в некоторые ключевые законы. Они направлены на борьбу с фирмами-однодневками, расширяют полномочия налоговых органов.

К сведению

Банки по запросу налоговых органов обязаны представлять информацию о счетах, вкладах (депозитах), остатках средств на них, банковских операциях (в т. ч. электронных переводах) организаций, ИП и физлиц. Налоговые органы получили право на приостановление операций по банковским счетам организаций.

Кроме того, в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) 1 сентября 2016 г. были внесены изменения. С этой даты уполномоченным органном, осуществляющим надзор за операциями по банковским счетам, стал ЦБ РФ, т. е. государственный контроль и противодействие легализации преступных доходов отныне находятся в компетенции банка России.

Последнее письмо, касающееся контроля за незаконным обналичиванием денежных средств с участием банков, — № ИН-01-12/40 «О критериях определения признаков высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и (или) наличных операций» — вышло 27.07.2017. В нем Банк России пересмотрел критерии, указывающие на высокую степень вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и (или) наличных операций.

Новые критерии применяются территориальными учреждениями, которые уполномочены осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций при проведении оценки кредитных организаций по итогам работы за IV квартал 2017 г. и последующие периоды.

Раньше банки могли закрыть счета по двум основным причинам:

1. Недостаточная сумма средств на банковском счете (прописывается в договоре). Российским законодательством не оговаривается минимальный размер суммы, которая должна всегда быть на счету. Банк сам ее устанавливает и прописывает в договоре в момент открытия счета. Обычно банки таким правом не пользовались, а договаривались с клиентом и пересматривали условия договора.

2. Отсутствие в течение двух лет (или срока, прописанного в банковском договоре, обычно это год) денежных средств на счете клиента и операций по счету при условии, что по истечении двух месяцев со дня направления банком предупреждения денежные средства не поступили на счет клиента (п. 1.1 ст. 859 «Расторжение договора банковского счета» Гражданского кодекса РФ; далее — ГК РФ)

Сейчас банкам дано право блокировать счет клиента в случае выявления признаков, установленных в Федеральном законе № 115-ФЗ. В основном это счета клиентов, которые попали под подозрения банков как «сомнительные» фирмы.

Отметим, что сами банки не заинтересованы отказывать в проведении операций — так можно потерять клиентов, а это неблагоприятно скажется на доходах самих банков. Однако они вынуждены следовать рекомендациям ЦБ РФ и выполнять требования Федерального закона 115-ФЗ — его несоблюдение может стать основанием отзыва лицензии у кредитной организации.

Контроль за сомнительными операциями

О том, что конкретно понимает Банк России под термином «сомнительные операции», можно узнать из письма от 04.09.2013 № 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора»: «Сомнительные операции — это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования “серого” импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей».

Последние предписания банкам по выявлению сомнительных операций даны в Методических рекомендациях ЦБ РФ от 21.07.2017 № 18-МР.

Сомнительные операции согласно письмам и указаниям ЦБ РФ:

1. Запутанный характер сделки, не имеющий экономического смысла (хотя не совсем понятно, как определить степень запутанности и экономической осмысленности).

2. Излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции.

3. Пренебрежение клиентом более выгодными условиями получения услуг (тарифы комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам (депозитам) и вкладам).

4. Операции станут сомнительными, если клиент долго не предоставляет подтверждающие документы по ним или если банк просто не сможет проверить предоставленную информацию.

5. Значительное увеличение суммы на счете с последующим переводом в другую кредитную организацию.

6. Регулярные зачисления на счет переводами с использованием электронных средств платежа с последующей обналичкой (сюда относятся Qiwi-кошельки, Элекснеты, Яндекс Деньги и пр.).

7. Операции по банковским счетам более 600 000 руб. Разбить крупную сумму операции на более мелкие суммы в течение небольшого промежутка времени не получится, так как при анализе «сомнительности» учитывается общая сумма всех операций за определенный промежуток времени.

8. Безналичное зачисление со своих счетов на депозиты клиента — физического лица, открытого этому лицу в другом банке, и последующее снятие этих средств в наличной форме также выглядит сомнительным.

9. Регулярные покупки с помощью банковской карты в сети интернет также подпадают под «сомнительные операции», причем на любые суммы.

10. Значительные поступления на счет клиента, операции по которому не производились в течение более 3 последних месяцев или были незначительными в этот период по сравнению с обычной деятельностью этого клиента, с последующим снятием наличных денежных средств на хозяйственные расходы или снятием наличных денег с использованием платежных карт.

По перечисленным критериям под ярлык «сомнительная фирма» может попасть даже обычная мелкая компания, у которой временные финансовые трудности.

Контроль за транзитными операциями

Кроме того, ЦБ РФ в письме от 31.12.2014 № -Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» указал признаки транзитных операций, которые не имеют экономического смысла и законной цели, и обязал банки уделять им особое внимание.

Так, транзитные операции могут характеризоваться совокупностью (одновременным наличием) следующих признаков :

  • зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в российских банках, с последующим их списанием;
  • списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
  • зачисления и списания проводятся регулярно (как правило, ежедневно) в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);
  • деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
  • с расчетного счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему РФ не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.

Контроль за сомнительными фирмами

В зону повышенного внимания банков попадают и следующие компании:

  • со счетов которых не выплачивается заработная плата работникам клиента, а также связанные с ними перечисления по НДФЛ и взносам;
  • платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента;
  • фонд заработной платы сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
  • по счету проходит уплата НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
  • остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
  • основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим виду деятельности компании;
  • отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;
  • происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств;
  • со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и др.);
  • денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС.

Итак, чтобы не вызвать подозрений у банка, надо не нарушать выше перечисленные установки Центробанка. Поговорим о том, как это сделать.

Оформляйте всех сотрудников в штат согласно штатному расписанию

Есть компании, которые оформляют нескольких сотрудников (генерального директора, главного бухгалтера, менеджера продаж), причем на полставки, а остальным платят зарплату в конверте. При этом деловая активность компании и ее обороты по банковскому счету показывают, что два или три человека не в состоянии справиться с таким объемом работ. Такая компания автоматически попадает под наблюдение банка и налоговых служб.

Пример 1

В штате ООО «СтройКомплект» 5 сотрудников: генеральный директор, он же главный бухгалтер (принят на полставки), инженер и трое рабочих.

Компания имеет деревообрабатывающее оборудование и выпускает пиломатериалы — обрезную доску, вагонку, половую доску.

Оборот компании — около 1,2 млн в месяц.

Фонд заработной платы — 74 тыс. в месяц Официальная зарплата по банку выплачивается нерегулярно.

Понятно, что такой объем работ 3 рабочих выполнить не могут. На самом деле в компании трудятся 15 человек.

Сохраняйте остаток на счете

Организации, обналичивающие денежные средства, не держат деньги на счете — как только получают их от покупателей, в этот же или на следующий день снимают наличные или переводят их на корпоративную карточку или карточки сотрудников.

Добросовестная компания так не поступает, обычно проходит время между платежом от покупателя и оплатой расходов компании.

Кроме того, в зависимости от вида и особенностей договора между компанией и кредитной организацией банк может требовать, чтобы сумма денежных средств на счете клиента не опускалась ниже минимального размера, установленного банковскими правилами или договором (п. 2 ст. 859 Гражданского кодекса РФ).

Центробанк обязывает кредитные организации наблюдать за компаниями, у которых нет остатка на счете или он значительно меньше оборота по счету или остатка, установленного в банковском договоре. Такая ситуация может повлечь закрытие счета клиента.

К сведению

Центробанк не уточняет, какой должен быть остаток на счете — это решает банк согласно внутренним установкам и договору с клиентом. Многие банки устанавливают этот размер в пределах 500 000 руб.

Чтобы избежать конфликтных ситуаций с банком, организациям стоит соблюдать условия банковского договора, снимать денежные средства не сразу, а через какое то время, и расходовать их на хозяйственные нужды или выплату заработной платы сотрудникам.

Отражайте расходы на хозяйственную деятельность

«Обнальные» конторы не платят за аренду, коммунальные услуги, электричество, сопровождение бухгалтерских программ, канцелярские принадлежности, т. е. у них отсутствуют расходы на осуществление хозяйственной деятельности.

Бывает, что компания часть расходов оплачивает наличными, например, за канцтовары, питьевую воду, но расходы за аренду, коммунальные услуги, электроэнергию осуществляются по безналу на основании договоров, заключенных с юридическими лицами.

Если банк видит вышеперечисленные платежи, то у него не возникает подозрений относительно такой компании.

Обосновывайте минимальный порог налоговой нагрузки

Еще один критерий, по которому банки должны оценивать своих корпоративных клиентов, — минимальный порог налоговой нагрузки.

Налоговая нагрузка в данном случае — это соотношение суммы налогов, уплаченных компанией в бюджет со своего расчетного счета, к ее обороту по этому счету.

Предписания банкам даны в методических рекомендациях ЦБ РФ № 18-МР от 21.07.2017. Размер уплачиваемых с банковских счетов налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации должен составлять в среднем от 0,5 % до 0,9% от дебетового оборота по счету либо до значений, незначительно его превышающих (как правило, это 1 %).

Банки фиксируют все поступления и списания с расчетных счетов компаний, а также операции по уплате налогов по присвоенным каждой операции кодам.

При оценке налоговой нагрузки банкам рекомендовано принимать во внимание особенности налогообложения клиента, оценивать сопоставимость его реальных возможностей по ведению хозяйственной деятельности и объемов уплаченных налогов и сборов с объемами операций, проводимых по его счетам.

Пример 2

Компания на общей системе налогообложения производит и реализует бытовую технику. Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2016 г. — 35 млн руб.

В штате компании 20 сотрудников. Фонд заработной платы — 6 млн в год.

Компания перечислила в бюджет согласно платежным поручениям:

  • НДС — 2,2 млн руб.;
  • налог на прибыль — 1,5 млн руб.;
  • НДФЛ — 780 тыс. руб.;
  • страховые взносы в ПФР — 1,56 млн руб.

С расчетного счета компании было произведено платежей на сумму 32,5 млн руб. в год.

(2 200 000 + 1 500 000 + 780 000 + 1 560 000) / 32 500 000 = 0,2.

Полученный результат ниже установленного Центробанком.

Низкой налоговая нагрузка при больших оборотах на счетах может быть по уважительным причинам, например:

  • компания получает предоплаты за этапы выполненных работ по договору подряда. Работы будут приняты в следующем отчетном периоде, тогда компания отразит выручку, начислит с нее НДС и налог на прибыль;
  • компания оплатила за счет полученных от заказчика авансов материалы, аренду строительной техники, коммунальные услуги, выплатила заработную плату сотрудникам. Выручка будет отражена в следующем периоде, тогда и будут начислены и уплачены основные налоги — на прибыль и НДС;
  • компания работает по агентским договорам и является посредником в сделках. Деньги, которые поступают на ее расчетный счет от покупателей и перечисляются принципалу, не являются собственностью компании;
  • у компании открыты расчетные счета в нескольких банках, движения происходят по всем открытым счетам, а налоги оплачиваются с одного из них.

При низкой налоговой нагрузке компании следует предоставить объяснительную для банка, в которой указать причины низкой налоговой нагрузки.

Пример 3

Компания на общей системе налогообложения выполняет строительно-монтажные работы по договору строительного подряда, заключенного с заказчиком. В договоре не предусмотрена поэтапная приемка работ. Акт приемки-передачи работ будет подписан после выполнения всего объема работ.

Компания получила авансы на сумму 15 млн руб. На полученные авансы были закуплены материалы на сумму 10 млн руб., арендована строительная техника на сумму 200 тыс. руб., выдана заработная плата в сумме 1500 тыс. руб. и перечислено в бюджет согласно платежным поручениям:

  • НДФЛ — 195 тыс. руб.;
  • страховые взносы в ПФР — 390 тыс. руб.

С расчетного счета компании было произведено платежей на сумму 12 285 млн. руб.

Налоговая нагрузка компании: 195 000+ 390 000 / 12 285 000 = 0,05 %.

Пример 4

Компания занимается розничной торговлей через магазин, который находится в Московской области. Площадь магазина — 100 м 2 .

Компания уплачивает ЕНВД. Ставка налога — 15 % от вмененного дохода. Вмененный доход в данном случае — это площадь магазина.

В компании посменно работают 4 продавца-кассира, главный бухгалтер и директор. За квартал им начислена заработная плата в сумме 615 тыс. руб. С нее удержан и перечислен НДФЛ 79 тыс. руб., начислены и уплачены страховые взносы 160 тыс. руб.

Определим налоговую нагрузку.

Рассчитываем ЕНВД:

1. Определяем базовую доходность для деятельности «Розничная торговля (через объекты с торговыми...» (код — 07).

К сведению

Доходность ЕНВД назначается правительством для каждого вида предпринимательской деятельности, попадающего под действие данного налогового режима.

В нашем случае доходность определяется в расчете на 1 м 2 торговой площади. Для розницы она равна 1800 руб.

2. Считаем налоговую базу по каждому месяцу (базовая доходность × физический показатель × К1 × К2):

1800 руб. × 100 × 1,798 × 1 = 323 640 руб.

3. Рассчитываем общую налоговую базу за квартал:

323 640 руб. × 3мес. = 970 920 руб.

4. Считаем первоначальный ЕНВД за квартал (налоговая база × налоговая ставка):

970 920 руб. × 15 % = 145 638 руб.

Определяем вычет (страховые взносы, которые не превышают первоначальный ЕНВД / 2):

160 000 руб. (взносы) > 72 819 руб. (145 638 руб. / 2).

Вычисляем налог (первоначальный налог − вычет):

145 638 руб. − 72 819 руб. = 72 819 руб.

Начисленный и уплаченный налог за квартал — 72 819 руб.

Сумма всех налогов, уплаченных в бюджет и внебюджетные фонды за квартал:

72 819 руб. + 79 000 руб. + 160 000 руб. = 311 819 руб.

Выручка за квартал составила 2,2 млн руб. При этом согласно кассовому плану организации, утвержденному банком, компания имеет право тратить наличную выручку на выплату заработной платы и выдавать наличные денежные средства под отчет сотрудникам.

В кассе по кассовому плану разрешено хранить не более 150 тыс. руб., т. е. остаток по кассе организации не должен превышать указанной суммы.

Из кассы была выплачена заработная плата сотрудникам — 535 тыс. руб., выданы под отчет на хозяйственные нужды 120 тыс. руб.

Сдано наличной выручки в банк 1545 тыс. руб.

С расчетного счета организация оплатила налоги и страховые взносы, аренду магазина, электроэнергию, приобретенные товары, услуги связи, сопровождение компьютерных программ — всего на сумму 1,5 млн руб.

311 819 руб. / 1 500 000 руб. = 0,21.

Контроль за IP-адресами компаний

IP-адреса белой и сомнительной фирмы не должны совпадать. В Методических рекомендациях ЦБ РФ от 21.07.2017 № 18-М указано, что если IP-адреса, телефоны, цифровая подпись компании совпадают с контактами фирмы, которая была замечена в отмывании средств, это должно насторожить банки и белая фирма попадет под подозрение не только работников банка, но и налоговой.

Контроль за предприятиями розничной торговли

Особый интерес банки уделяют предприятиям розничной торговли, которые работают с наличными денежными средствами и участвуют в «обнальных» схемах.

Методические рекомендации ЦБ РФ от 04.12.2015 № 35-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» адресованы кредитным организациям. Однако они будут интересны и компаниям, которые занимаются розничной торговлей продовольственными товарами, стройматериалами, автомобилями, легкими автотранспортными средствами и т. д. Особенно тем, которые по каким-либо причинам не сдают в банк наличные, но при этом на их расчетные счета регулярно (больше одного раза в неделю) поступают зачисления от других организаций. Такие операции Банк России называет сомнительными, и банк вправе отказать клиенту в совершении операции по счету.

В частности, отмечает, что полученные организацией розничной торговли наличные денежные средства, которые должны храниться на банковских счетах, на счетах не хранятся, а передаются другим организациям. Эти организации перечисляют полученные денежные средства в безналичной форме на расчетный счет торговой организации, как правило, по договорам, исполнение которых не предполагает уплату налога на добавленную стоимость — по агентским договорам, договорам займа, уступки прав требования и т. п.

В целях выявления обнальных схем Банк России рекомендует кредитным организациям обращать внимание на расчетные счета организаций розничной торговли, на которые:

  • наличная выручка не вносится;
  • вносится в незначительных объемах;
  • вносится реже одного раза в неделю.

Также ЦБ обязал коммерческие банки запрашивать у организаций розничной торговли сведения, являющиеся основанием для зачисления денежных средств на их расчетный счет, обосновывающие экономический смысл и законные цели этих зачислений. Теперь коммерческие банки будут требовать доказательств, что все эти безнальные операции действительно нужны были организации розничной торговли и были законны.

По оценкам Банка России, действительными целями указанных операций с наличными денежными средствами могут являться уклонение от уплаты налогов, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и иные противозаконные цели.

Так, если в течение календарного года банк дважды откажет организации розничной торговли в проведении банковской операции, он будет вправе расторгнуть договор банковского счета.

Контроль за использованием платежных карт

Банк России обращает внимание кредитных организаций на незаконные схемы по обналичиванию денежных средств при участии платежных агентов.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежными терминалами денежных средств, направленных на исполнение обязательств физического лица перед поставщиком по оплате работ, услуг, регулирует Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон № 103-ФЗ).

Платежный агент — это лицо, которое принимает средства в счет оплаты товаров и услуг физлицами для зачисления их на банковский счет.

Под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается:

  • прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательства перед поставщиком;
  • проведение платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Согласно Федеральному закона № 103-ФЗ агенты могут:

  • выдавать денежные средства клиентам;
  • привлекать субагентов;
  • осуществлять идентификацию плательщиков без открытия счета;
  • проводить операции с электронными средствами платежа, т. е. агент может осуществлять операции с пластиковыми платежными инструментами.

Деятельность платежного агента заключается исключительно в приеме денег в пользу третьего лица. Агент получает наличные от покупателей, всю сумму полученной денежной наличности он должен перечислить на свой специальный банковский счет (до этого момента вычесть свое вознаграждение ему нельзя). Только со спецсчета можно будет перечислять средства на другие счета (п. 4 ч. 16 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ).

По закону платежные агенты должны зачислять выручку на специальный банковский счет, оттуда уже средства идут поставщикам услуг. Но на практике делают это не всегда и не в полном объеме, порой передавая неучтенную наличку организациям, получая от них взамен через фирмы-однодневки безналичные деньги на свои расчетные счета, т. е. занимаются обналичиванием.

В этой связи разработаны Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов (утверждены Банком России 02.04.2015 № 9-МР), которые направлены на минимизацию вовлечения кредитной организации в незаконные схемы.

  • обращать внимание на то, соблюдают ли платежные агенты режим использования специального банковского счета;
  • отказывать в проведении по банковскому счету непредусмотренных законодательством операций;
  • рассматривать возможность реализации права на расторжение договора банковского счета (вклада) с клиентом.

Пример 5

Оптовая торговая компания реализует бытовую технику. Розничная продажа не предусмотрена, кассовых аппаратов нет. Населению техника продается через платежных агентов.

Платежный агент принимает наличные от покупателей и зачисляет их на свой специальный счет в банке; вознаграждение — 5 % от поступившей от покупателей суммы. Дальше со специального счета деньги перечисляются на расчетный счет торговой компании за минусом комиссионного вознаграждения агента.

Оптовая торговая компания хочет иметь наличные денежные средства. По договоренности с платежным агентом не все наличные деньги, полученные от покупателей, перечисляются на специальный счет агента — часть наличных передается торговой компании за определенное вознаграждение, допустим 8% от причитающейся наличной суммы. Эту часть торговая компания проводит у себя как скидку.

За квартал платежный агент от покупателей физический лиц получил 1,5 млн руб., из полученных денег 1075 тыс. руб. он положил на специальный счет. Затем 1 млн перечислил торговой компании, на свой расчетный счет перевел комиссионное вознаграждение в сумме 75 тыс. руб.

Оставшиеся 425 тыс. руб. торговая компания пожелала получить наличными. 391 тыс. руб. платежный агент передал наличными, 34 тыс. оставил себе как специальное вознаграждение за услуги.

425 тыс. руб. торговая компания оформила как скидку по акции «черная пятница».

Специальный счет агента и расчетный счет торговой компании открыты в разных банках. В данном случае платежный агент кладет денежные средства на специальный счет и именно с него осуществляет платежи юридическому лицу. Требования законодательства исполняются. На первый взгляд такая сделка подозрений у банка не вызывает. Проблемы могут возникнуть при непосредственной налоговой проверке.

Местонахождение организации

Помимо выше перечисленного банк обращает пристальное внимание на местонахождение организации.

Непредставление достоверной информации о местонахождении организации может стать причиной проблем с банком, впрочем, как и с остальными контрагентами (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 № 1307/10 по делу № А40-50083/09-29-388).

В 99 процентах случаев договоры банковского счета содержат клиентские обязательства об извещении банка о смене наименования, организационно-правовой форме, смене номеров телефонов, печати, состава лиц, имеющих право подписи расчетно-кассовых документов, и т. д. Данные правила направлены в первую очередь на защиту и сохранность денежных средств клиента.

По вышеперечисленным критериям «сомнительной» может оказаться даже обычная мелкая компания, которая невовремя предоставила данные.

Такой термин, как сомнительные операции, появился не так давно, и касаться он может каждого из граждан, достаточно только ознакомиться с перечнем критериев и рекомендаций, указывающих на факт сомнительности или подозрительности выполненной сделки или проведенного платежа.

Сомнительная операция – это передача средств или заключение банковской сделки , которая со стороны кажется для клиента невыгодной или противоречит законодательству.

Клиент банка, проводящий подобную сделку, преследует цель – вывод средств из страны или избегание налогообложения при получении наличности. В частности, к таким финансовым операциям относятся :

  • покупка или перепродажа ценных бумаг и иностранной валюты, обмен банкнот с различным номиналом;
  • получение средств на предъявителя от нерезидента государства;
  • снятие средств со счета юрлица, в особо крупных размерах и непредусмотренных ситуациях;
  • приобретение доли в уставном капитале предприятия.

При этом согласно ст. 6 ФЗ №115 сомнительными могут стать любые операции, даже в процессе покупки повседневных товаров, на сумму не менее 600 000 рублей.

Чтобы дать определение, операции, вызвавшей подозрение, банк должен взять во внимание следующие характеристики :

  • круг общения клиента;
  • территория проживания или проведения транзакции, так как существует перечень, согласно которому есть местности с повышенной опасностью возникновения террористических актов.

Операции, вызывающие подозрение, должны иметь повышенный интерес со стороны уполномоченных лиц и банковских структур.

Согласно вышеназванному закону к сомнительным операциям также могут относиться сделки и другого характера :

  • выполнение финансовых операций или передача кредита в отношении лица, проживающего в государстве, не подчиняющегося требованиям ФАТФ;
  • действия, связанные со счетами или вкладами такого характера, как перевод средств за границу, открытие счета на третье лицо или в пользу предъявителя.
  • мероприятия с движимым имуществом оформление лизинга, передача ценностей в ломбард, сделки по беспроцентному займу.
  • операции относительно недвижимости на сумму свыше 3 млн. рублей.

Выявлять проведение подобных операций должна Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Самые яркие признаки данных операций

Чтобы действию дать определение сомнительного необходимо, чтобы характер его выполнения имел следующие признаки :

  • отсутствие экономической выгоды для инициатора ее проведения;
  • цель операции – несоблюдение законодательства;
  • превышение лимита дозволенного законом, обычно это операции на сумму свыше 600 000 рублей;
  • законодателем субъектный состав.

В большинстве случаев проведение подобных мероприятий выполняется с целью :

  • уклонения от налогообложения;
  • вывода средств за границу;
  • обналичивания средств на счетах;
  • поддержки финансовой коррупции.

Чтобы предотвратить подобные сделки, банки обязали к проведению тщательного мониторинга.

Перечень сомнительных операций

  • соотношение уплачиваемых налогов в бюджет и получаемой прибыли;
  • со счета предприятия отсутствуют платежи относительно расчета с работниками или они гораздо выше/ниже численности штата;
  • происходит частичная уплата средств по социальным выплатам;
  • фонд зарплаты ниже прожиточного;
  • отсутствуют остатки по счетам, что несопоставимо с объемами оборота средств;
  • отсутствует взаимосвязь относительно поступления средств и их расходов;
  • происходит резкое увеличение оборотов по счетам;
  • перечисление средств за услуги и товары без начисления НДС;
  • отсутствие оплаты со счетов относительно деятельности предприятия.

По сути, Федеральная служба рекомендует банкам сравнивать платежи клиента и производить расчет соответствия уплаты налогов в отношении оборотов предприятия. При этом банки обязаны кодировать подобные операции в качестве их идентификации.

Нормативная база, в частности 115-ФЗ

Основные требования, предъявляемые к банкам относительно контроля следок и транзакций между гражданами, а также предприятиями, указаны в ФЗ №115 от 2001 года насчет легализации средств, полученных незаконным путем, так как именно данные финансовые учреждения участвуют во всех финансовых операциях населения.

При этом в процессе выполнения подобной сделки банк наделен рядом полномочий , которые необходимо применить:

  • блокировка проведения транзакции, так как поступил отказ в предоставлении документов, сопровождающих подобные сделки, или у сотрудников банка возникли подозрения относительно прозрачности сделки (согласно Письму №17 БК РФ от 2010 года финансовое учреждение вправе самостоятельно определить принадлежность операции к подозрительным);
  • расторжение договора относительно обслуживания клиентского счета – самым главным основанием для этого является отказ в выполнении клиентом операций в количестве от 2 раз в год.

Банк вправе выполнить подобное расторжение в случаях, предусмотренных ст. 859 ГК РФ.

Однако следует помнить, что банк несет за свои действия ответственности, в частности, если его решение было неправомерным согласно ст. 866 ГК РФ . Если же банк действовал на основании ФЗ №115, а именно, ст. 11 данного закона, его привлечь к ответственности не получиться в процессе реализации банком своих полномочий, однако после разрыва договора, как показывает судебная практика, такие иски вполне реальны и имеют место.

Заключение

Исходя из обязательств, которыми уполномочены банки на основании законодательных актов, учреждения вправе проводить мониторинг и анализ проводимых клиентами сделок и самостоятельно определять их прозрачность и чистоту.

Новые сомнительные операции с позиции Центробанка представлены ниже.


Налоговики имеют достаточно действенный инструмент, который позволяет в прямом смысле воспитывать налогоплательщиков, которые время от времени "забывают" либо налог заплатить, либо отчетность представить. Такая забывчивость "лечится" . Причем подобная "воспитательная" работа является более чем эффективной. И именно поэтому день ото дня перечень оснований, при наличии которых налоговики вправе "заморозить" счета налогоплательщика, становится все больше. Однако аналогичная беда может прийти и с другой стороны - банк может по собственной инициативе отказать клиенту в дистанционном обслуживании счета... И Банк России уже спустил банкирам соответствующую "Методичку".

В последние пару лет Банк России заметно ужесточил надзор в банковском секторе - лицензий лишаются не только мелкие банки, но и достаточно крупные "игроки". Причем причины подобного рода развития событий могут быть различными - от слишком рискованной , до... вовлечения банка в проведение сомнительных операций, цель которых вывести деньги за рубеж, незаконно обналичить и т.д. и т.п. При таких обстоятельствах очевидно, что банкиры, желающие остаться на плаву, должны, можно сказать, по струнке ходить и все рекомендации и указания, исходящие от Банка России, моментально принимать как руководство к действию. А с Методическими рекомендациями о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов, утвержденными Банком России 13 апреля 2016 г. N 10-МР, стоит ознакомиться и самим клиентам банков. Ведь из них можно узнать не только причины, по которым банк должен отказать в проведении той или иной операции, но и алгоритм действий, направленных на возобновление операций по счетам в обычном режиме.

Сомнительные операции

Еще в Письме Банка России от 31 декабря 2014 г. N 236-Т отмечался рост транзитных операций, возможными действительными целями которых могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели. Тогда же главные банкиры страны выработали и признаки таких операций:
  • зачисление денежных средств от большого количества других резидентов с последующим списанием;
  • регулярность;
  • небольшой срок между зачислением и списанием;
  • проведение операций в течение длительного времени;
  • минимальность обязательств по уплате налогов при осуществлении деятельности клиента;
  • незначительный объем налоговых или иных обязательных платежей, осуществляемых по счету.
По оценке Банка России деятельность таких клиентов не имеет очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, а соответствующие операции требуют повышенного внимания со стороны кредитных организаций. Банк России настоятельно рекомендовал запрашивать у таких клиентов информацию и документы, подтверждающие уплату налогов, или же документы, свидетельствующие о том, что оснований для уплаты таковых не имеется. Если же документы клиент не предоставляет, то по совету Банка России банки должны отказаться исполнять его "платежки" и "стучать" на него в Росфинмониторинг.

Игра на опережение

Методические рекомендации Банка России от 13 апреля 2016 г. N 10-МР интересны клиентам банков тем, что в них приведены критерии, позволяющие выявить "сомнительных" владельцев счетов еще до того, как они начали использовать средства со счета в противоправных действиях. Об этом могут "говорить" следующие факты:
  1. со счета списывается в месяц не более 3 млн руб. (в том числе в счет уплаты коммунальных услуг, аренды недвижимого имущества, а также иных платежей, связанных с деятельностью клиента);
  2. операции по банковскому счету носят нерегулярный характер;
  3. уплата налогов или других обязательных платежей в бюджет с этого не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5 процента от дебетового оборота по такому счету.
Данные клиенты, по мнению Банка России, как правило, обладают двумя или более нижеследующими признаками:
  • размер их УК равен или незначительно превышает минимальный размер уставного капитала, установленный законом для создания юрлица соответствующей организационно-правовой формы;
  • учредитель (участник) клиента, его руководитель и (или) лицо, осуществляющее ведение бухгалтерского учета клиента, совпадают в одном лице;
  • в качестве адреса постоянно действующего исполнительного органа клиента указан адрес "массовой" регистрации;
  • - гендиректор отсутствует по адресу, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ.
Названные клиенты должны быть под пристальным контролем банкиров. В Банке России отмечают, что обычно примерно после трехмесячного затишья они начинают активно использовать свои счета в сомнительных операциях. Так что же должны сделать банки, если обнаружат такие счета, которые либо не используются, либо их использование подпадает под названные признаки? Представители Банка России рекомендуют отказывать клиенту в предоставлении услуг в части использования технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг). То есть от такого клиента не будут приниматься распоряжения о совершении операции по банковскому счету, подписанному аналогом собственноручной подписи. Правда, это возможно, если такие условия предусмотрены договором между кредитной организацией и клиентом.
Отметим, что Банк России еще в Письме от 27 апреля 2007 г. N 60-Т рекомендовал банкам включать в договоры право кредитной организации отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи. Теперь же главные банкиры предлагают уточнить данное условие, прописав в нем право кредитной организации по приостановлению услуг в части использования клиентом технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг).

Возобновление дистанционного обслуживания

Для клиентов банка интерес представляет порядок возобновления банковского обслуживания. Согласно "Методичке", с этой целью как минимум гендиректору компании придется лично посетить банк. При этом банкиры потребуют от него обновить представленные ранее им сведения. В частности, им понадобится информация о целях финансово-хозяйственной деятельности (сведения о планируемых операциях по счету в течение определенного периода - за неделю, месяц, квартал, год):
  • количество операций, сумма операций, включая операции по снятию денежных средств в наличной форме и операции, связанные с переводами денежных средств в рамках внешнеторговой деятельности;
  • виды договоров (контрактов), расчеты по которым юрлицо собирается осуществлять через банк;
  • основные контрагенты компании, планируемые плательщики и получатели по операциям с денежными средствами, находящимися на счете;
  • сведения (документы) о финансовом положении компании, данные о ее рейтинге и т.п.
Также банкиры могут запросить у клиента документы с расчетом сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных им в качестве налогового агента, как минимум за последний отчетный период. И, разумеется, потребуется объяснить, с чем вдруг связана возросшая активность использования счета.

Последствия

Ну а теперь скажем, что будет, если "просьбы" банкиров не выполнить. Во-первых, при таких обстоятельствах банкиры вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет юридического лица). Данное право предоставлено кредитным организациям п. 11 ст. 7 Закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Если же в течение календарного года банк дважды примет решение об отказе в выполнении распоряжения клиента, банк вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом на основании п. 5.2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ.