Сведения относящиеся к налоговой тайне. Данные о нарушениях налогового законодательства

Понятие налоговой тайны является относительно молодым в отечественной юриспруденции. Впервые в русском юридическом лексиконе этот термин появился 1 января 1999 года, когда был принят новый Налоговый кодекс.

Понятие

Согласно ст. 102 НК РФ, любая информация о лице, являющемся налогоплательщиком, которая поступает в различные занимающиеся взиманием налогов ведомства, а также в правоохранительные органы, является тайной. Все информационные сведения о налогоплательщике защищены режимом особой секретности. По закону, доступ к ним не может определяться юридическим статусом лица.

Не относятся к налоговой тайне те сведения, которые налогоплательщик разгласил сам или дал на это свое согласие. Также в свободном доступе находятся идентификационный номер (ИНН) и информация о нарушениях статей, устанавливающих порядок и сумму налоговых выплат. В случае наличия договоренностей о сотрудничестве между налоговыми службами разных стран, из категории тайны изымаются оговоренные в международных соглашениях сведения. Налоговой тайной также не является информация о доходах и их источников лиц, баллотирующихся на какой-либо государственный пост. Это же правило распространяется и на родственников таких лиц.

Налоговые службы любой страны имеют практически неограниченный доступ к информации о материальном состоянии любого гражданина. Поскольку разглашение такой информации вполне способно причинить серьезный вред как физическому, так и юридическому лицу, потребовалось введение особых статей в налоговое законодательство.

Говоря конкретно, к сведениям, составляющим налоговую тайну, относятся:

  • любая информация, находящаяся в документах налогоплательщика;
  • данные по доходам и расходам;
  • информация об имущественном и материальном состоянии;
  • информация об уплаченных налогах и сборах;
  • личные данные налогоплательщика.

Этим список засекреченных сведений не исчерпывается. Каждый человек имеет право на хранение личных или семейных тайн, которые тоже охраняются от разглашения.

В юридической литературе часто можно встретить классификацию различных тайн на "свои" и "чужие". Первые относятся к конкретному лицу, а вторые возникают в случае, если некто сообщил свои личные данные доверенному лицу (врачу или адвокату) в силу профессиональной необходимости. Ст. 102 НК РФ заявляет, что под защитой закона находятся лишь "свои" тайны. Для сохранности в секрете информации, полученной от другого лица, требуется апелляция к другим законодательным кодексам, где такие случаи рассматриваются.

Банковская тайна

Налоговый кодекс РФ предоставляет соответствующим органам право запрашивать в банках информацию по выполнению налогоплательщиком платежных обязательств, то есть уплате причитающихся сумм налогов и пени, если таковая имеется. Однако по закону банки обязаны хранить в секрете все сведения о производимых их клиентами финансовых операциях, если те не противоречат законодательству.

Ситуация двусмысленная, поэтому практически любая ситуация, связанная с запрашиванием сведений у банка, приводит в итоге к судебному разбирательству. Главным инструментом налогового органа становится ст. 86 НК РФ, в которой прописаны обязанности банков по учету налогоплательщиков. В частности, кредитная организация обязана в пятидневный срок сообщать в налоговую службу сведения о закрытии или открытии счетов как физическими лицами, так и различными организациями. Банки обязаны также по требованию информировать соответствующие органы налоговой системы об операциях, производимых предпринимателями.

Как следует из понятия налоговой тайны, содержание сведений, полученных налоговым органом в банке, где открыт счет налогоплательщика, тоже хранится в режиме секретности.

Получение информации о налогоплательщике

Налоговый кодекс определяет правила и способы получения налоговым органом сведений о налогоплательщике. Главным требованием здесь является необходимость получать данную информацию непосредственно при исполнении представителя того или иного органа своих полномочий. Если некая информация становится доступна представителю налоговой службы случайно, то она не относится к категории налоговой тайны. Налоговый кодекс заявляет, что в этом случае нет даже оснований говорить о какой-то секретности: по определению невозможно считать то, что становится известным третьим лицам в случайном порядке.

Получение информации о налогоплательщике регулируется тремя статьями. С. 31 НК РФ дает исполняющему свои полномочия представителю налогового органа запросить необходимые ему данные, а ст. 23 делает налогоплательщика обязанным такие данные предоставить. В случае невыполнения этой статьи, налогоплательщику грозят штрафные санкции, оговоренные в ст. 129.

Нужную информацию налоговые органы получают с помощью различных приемов. Наиболее распространены налоговые проверки источников доходов. Суть такой проверки зависит от характера собственности. Это может быть изучение показаний контрольно-измерительных приборов, осмотр хозяйственных помещений или получение разъяснений от налогоплательщика. Все данные, полученные в ходе этих мероприятий, являются информацией, защищаемой в режиме налоговой тайны.

Получение доступа

Секретную информацию о налогоплательщике хранят в первую очередь органы налоговой системы, следственный комитет и другие органы по охране правопорядка, таможня и посторонние эксперты, привлекаемые в случае необходимости.

Однако законодательство в некоторых случаях вынуждает налоговые органы раскрыть налоговую тайну. Это происходит либо по запросу представителей государственных и следственных органов, имеющих соответствующие полномочия, либо по требованию суда. Кроме того, получить доступ к некоторым сведениям, составляющим налоговою тайну, могут контрагенты, проверяющие благонадежность возможного партнера по бизнесу.

Последний пункт особенно интересен. В 2007 году ИФНС отказалась предоставить контрагентам запрашиваемые ими данные, мотивируя свое решение сохранением этой информации в режиме секретности. Позиция ИФНС была оспорена в суде и признана неправомерной. Решение суда объяснялось тем, что была затребована информация о нарушениях налогового законодательства. Для благонадежности партнера по бизнесу такие сведения просто необходимы. В связи с этим любой человек имеет право получить справку о благонадежности налогоплательщика.

Порядок получения доступа

Раскрытие налоговой тайны по требованию имеющего на это право органа или уполномоченного им представителя производится при соблюдении нескольких условий. Во-первых, необходимый запрос должен быть подан на бланке той организации, которая его делает. Такое заявление должно быть зарегистрировано как официальный документ. Текст запроса заверяется печатью и подписью руководителя организации, обратившейся за секретными сведениями. Запрос не будет считаться действительным, если в его тексте не будет произведена ссылка на нормативный акт, делающий возможным испрашивание секретной информации.

Очень важно для получения доступа к налоговой тайне подробно обосновать цели, преследуемые организацией, запрашивающей сведения о налогоплательщике. Возможность получения необходимой информации значительно увеличится, если привести реквизиты официальных документов (судебных постановлений, приговоров по уголовным делам), на основании которых осуществляется требование предоставления доступа.

Санкции за разглашение налоговой тайны

Прежде чем говорить о мерах по наказанию за нарушение режима секретности, следует определиться, в каких случаях речь может идти именно о разглашении секретной информацией. Закон определяет случаи, при которых налицо пренебрежение законными требованиями по соблюдению налоговой тайны: это либо разглашение тайных сведений сотрудником налогового органа, либо потеря документов, в которых содержится соответствующая информация.

Однако юридическая ответственность не распространяется на таких нарушителей по умолчанию. Требуется одновременная реализация трех дополнительных факторов:

  1. Разглашение налоговой тайны нанесло налогоплательщику значительный ущерб.
  2. Вина должностного лица, допустившего утечку информации, установлена и доказана.
  3. Доказано также, что именно разглашение секретных сведений стало причиной понесенного налогоплательщиком ущерба.

Если сработали все три фактора, то возможны несколько вариантов возмещения убытков пострадавшему. Прежде всего, материальный ущерб возмещается за счет средств государственного бюджета, так как именно государственный орган допустил утечку информации. Непосредственный виновник разглашения информации может быть наказан как за административное, так и уголовное правонарушение. В первом случае предусмотрен штраф в размере 4-5 тысяч рублей для юридических лиц и 500-1000 рублей для физических. Во втором случае нарушителю грозит ограничение свободы сроком на три года. Если ущерб, понесенный потерпевшим, был особенно значительным, то срок тюремного заключения может быть увеличен до 7 лет. Возможно также отправление на принудительные работы сроком до 5 лет.

Налоговая публичность

В западноевропейской юридической практике предусмотрена возможность открытого декларирования сведений о размерах и источниках доходов и других налоговых сведений. Возможность налоговой публичности базируется на гарантированном Конституцией праве каждого гражданина знакомиться с документами, выпущенными органами государственной власти, если те касаются соблюдения его прав и свобод. Уплата налогов по определению является публично-правовой обязанностью, и если некто, в особенности государственный или общественный деятель, уклоняется от ее исполнения, то это наносит ущерб всем гражданам. В западноевропейских законодательных кодексах приводится перечень сведений из налоговой декларации - налоговая тайна при этом продолжает существовать как одно из основных прав человека - который может быть опубликован. Реализация права каждого налогоплательщика на принятие мер, направленных на контроль исполнения каждым налоговой повинности, осуществляется ежегодной публикацией соответствующих сведений.

Изменения в НК РФ

В 2016 году были пересмотрены основания, на которых та или иная информация подлежит хранению в режиме секретности. К перечню данных, не входящих в категорию налоговой тайны, были добавлены три пункта:

  • информация о среднем количестве зарегистрированных сотрудников компании, подаваемая за один календарный год, который предшествует году размещения таких сведений на веб-странице организации;
  • сведения об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений на веб-странице организации или любом другом сайте, суммах налогов и сборов без учета сумм сборов, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕЭС, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом;
  • данные о доходах и расходах по документам, отражающим годовую финансовую отчетность организации за календарный год, предшествующий году публикации таких материалов в интернете.

Кроме того, изменения в законе теперь предписывают необходимость публикации сведений о недоимках и задолженностях налогоплательщика по каждому пункту, а также о возможностях применения к нему соответствующих мер, на официальном сайте федерального органа исполнительной власти. Однако размещение такой информации строго контролируется федеральным законодательством. Государство гарантирует, что информация, извлеченная из бухгалтерской отчетности, не будет раскрыта, а также оговаривает количество и характер запросов, согласно которым информация будет раскрываться. Введение такой поправки обусловлено загруженностью налоговой службы: количество запросов контрагентов на раскрытие сведений, подтверждающих добросовестность их партнера, уже давно превысило все возможные пределы. Реакцией налоговиков стало заявление, что они больше не будут предоставлять такую информацию, поскольку по закону им лишь предоставляется право на ее раскрытие, но это не является их обязанностью.

Значение института налоговой тайны

С правовой точки зрения этот институт обеспечивает защиту законных прав и интересов налогоплательщика по охране информации о размерах доходов и других личных сведений безотносительно того, является ли он физическим или юридическим лицом. Помимо гарантии сохранения определенных сведений в секрете, налогоплательщик защищен также институтом банковской тайны: как указывалось выше, кредитные организации крайне неохотно идут на раскрытие любой информации о своих клиентах, даже несмотря на требования, прописанные в Налоговом кодексе.

Налоговая тайна является одним из фундаментальных прав любого человека. Именно по этим соображениям законодательством предусмотрены различные меры по ее сохранению, вне зависимости от того, на каком носителе хранится информация. Впрочем, нельзя слишком полагаться на секретность и забывать о тех случаях, когда тайна может быть раскрыта, в особенности при требовании контрагентов, проверяющих благонадежность. Особенно важным это соображение становится в свете последних поправок к налоговому законодательству РФ в отношении некоторых видов информации, более не составляющих налоговую тайну.

Налоговую тайну составляют отдельные сведения, имеющиеся у налоговых органов о плательщиках налогов и сборов. В своих письмах Минфин неоднократно указывал на необходимость при выборе партнеров в бизнесе проявлять должную осмотрительность. Но тем, кто обращается в налоговые органы с просьбами предоставить данные о том или ином юрлице, налоговики говорят о невозможности раскрытия информации, прикрываясь налоговой тайной. Так какие же сведения относятся к налоговой тайне, каким образом эта информация должна охраняться, расскажем в этой статье.

Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной

Налоговой тайне отведена отдельная статья НК РФ с одноименным названием под номером 102. Налоговая тайна — законодательно установленный особый порядок доступа и применения информации о налогоплательщиках, полученной налоговыми органами в ходе взаимодействия с налогоплательщиками. В процессе работы компаний с налоговыми органами последние получают много информации, которая касается предпринимательской деятельности компаний. Что, безусловно, приводит к опасениям за сохранность такой информации. Согласно ст. 102 НК РФ информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является секретной и не должна быть раскрыта налоговыми органами и прочими государственными структурами, их служащими и прочими лицами, которым в силу служебных обязанностей эта информация стала известна.

Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну

Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют особый порядок доступа и хранения. Потеря документов с информацией, составляющей налоговую тайну, а также разглашение сведений, относимых к тайным, влечет ответственность должностных лиц в рамках законодательства РФ, вплоть до уголовной. Служащие не вправе разглашать информацию, которую они получили в ходе своей работы, без согласия обладателя этой информации, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ (по запросу судов, органов предварительного следствия или дознания). Не дозволено предоставление налоговыми органами баз данных, архивов, исключая случаи, установленные законодательством РФ.

Какие сведения о компании не включаются в состав налоговой тайны (ИНН, среднесписочная численность и прочие)

К налоговой тайне не относятся сведения, полученные налоговыми органами и другими госструктурами, относимые к исключениям, указанным в подп. 1-13 п. 1 ст. 102 НК РФ. Они следующие:

  • Сведения о налогоплательщике, ставшие общедоступными, включая те, которые стали такими с его согласия. В наиболее полном виде общедоступная информация содержится в выписке из ЕГРЮЛ. В настоящее время ее может получить на сайте ФНС любой заинтересованный пользователь, указав в запросе наименование и ИНН или ОГРН интересующего юрлица.
  • Сведения о нарушениях плательщика, связанных с налоговым законодательством, включая недоимки, пени и штрафы, имеющиеся у него.
  • Сведения, предоставленные налоговыми или правоохранительными органами других стран, переданные в рамках международных договоренностей о сотрудничестве указанных ведомств этих стран с РФ.
  • Информация о применении налогоплательщиком спецрежимов или участии его в консолидированной группе плательщиков налогов.
  • С июня 2016 года среднесписочная численность работников за предшествующий год не относится к данным, составляющим налоговую тайну .
  • С этого же периода не является тайной информация об уплаченных налогах, взносах и сборах организации за предыдущий год. Исключения — сведения о суммах таможенных сборов, взимаемых в рамках ЕАЭС, а также суммах, переведенных в рамках обязательств налогового агента.
  • Информация о размере доходов и расходов за предшествующий год, предоставленная в налоговые органы в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • С 2016 года открытой считается также информация о постановке на учет организаций и физических лиц других стран.

Какие сведения налогоплательщика относятся к налоговой тайне

Перечень предоставляемой в налоговые органы информации, разрешенной для разглашения, строго ограничен. Значит, в состав налоговой тайны включаются сведения, не указанные в вышеприведенном списке исключений. Сюда можно отнести любую информацию о производственных процессах, проходящих в компании, о партнерах организации и условиях сделок. Под данными, составляющими налоговую тайну , понимаются и сведения, полученные в рамках проведения налоговых проверок, данные, полученные от органов, выдающих лицензии, учреждений соцзащиты, медицинских и образовательных учреждений, нотариальных контор и банков. В частности, к тайным относятся сведения, содержащиеся в специальных декларациях, поданных гражданами в рамках закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках…» от 08.06.2015 № 140-ФЗ.

Являются ли налоговые декларации коммерческой тайной

Налоговая тайна — часть информации, носящей конфиденциальный характер. Организация заинтересована в сокрытии информации о своих клиентах и поставщиках, о способах и методах осуществления своей предпринимательской деятельности и пр. Данная информация защищена понятием коммерческой тайны. Коммерческая тайна регулируется одноименным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ. Ст. 5 данного закона устанавливает перечень сведений, которые не могут являться коммерческой тайной. Налоговые декларации не упомянуты в этом перечне. Следовательно, налоговые декларации могут являться коммерческой тайной, что организация может закрепить в своем нормативном документе — Положении о коммерческой тайне.

Узнать, утечку какой информации можно защитить положением о коммерческой тайне, скачать его образец можно в статье .

Итоги

Взаимодействуя с налоговыми органами, руководство любой организации надеется на сохранность конфиденциального характера передаваемой информации. Конфиденциальности, по мнению налогоплательщиков, должно способствовать наличие статьи в налоговом кодексе, посвященной налоговой тайне. Она регламентирует, какая именно информация обязана оставаться скрытой, а какая может быть доступна общественности. В последнее время наблюдается тенденция вывода все большей информации о налогоплательщиках из-под грифа «налоговая тайна».

Понятие и принципы налоговой тайны

Понятие налоговой тайны было введено в НК РФ относительно недавно. Налоговая тайна представляет собой особую информацию в сфере налогового права, содержание и получение которой, в соответствии с требованиями НК РФ, должно быть доступно лишь определенным уполномоченным лицам.

Налоговую тайну составляют определенные сведения, которые, по установленным причинам, признаются информацией, не подлежащей разглашению.

Например, данные о документах налогоплательщика, информация о его доходах и расходах, отраженных в поданной декларации, о текущем финансовом и имущественном положении и т.д.

Помимо этого, сведения, составляющие налоговую тайну, могут касаться уплаченных налогов или дивидендов, а также личную коммерческую информацию, получение и доступ к которой посторонними лицами являются недопустимыми.

Принципы налоговой тайны основываются, прежде всего, на действующей Конституции и положениях НК РФ, на защите прав и свобод граждан. Интересы налогоплательщика являются основным критерием для защиты.

Налоговая тайна также направлена на максимальное устранение финансовых и иных рисков для налогоплательщика, связанных с неправомерным распространением определенной информации.

Помимо этого, понятие и принципы налогового права строятся на действующих нормах и правилах, которые позволяют обеспечить защиту информации максимально правомерным путем, без совершения нарушений.

Иным важным принципом является согласие лица, налоговые сведения о котором составляют налоговую тайну. В отдельных случаях, официальное согласие дает право на распространение определенной информации, если такая необходимость действительно имеется.

Согласие должно быть оформлено официально, в письменной форме, с подписью физического лица и иными необходимыми сведениями, установленными действующим налоговым законодательством.

Сведения, не относящиеся к налоговой тайне

Положения НК РФ устанавливают, что не вся информация и сведения, относящиеся к особенностям и установленному порядку налогообложения, являются налоговой тайной и входят в данное понятие. К данным сведениям относятся следующие:

  • информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;
  • сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;
  • финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.

В этот список может быть включена и иная дополнительная информация, для которой действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается режим налоговой тайны.

Вся эта информация не входит в понятие налоговой тайны, следовательно, ее разглашение не будет составлять правовое нарушение и, в соответствии с положениями НК РФ, сам факт разглашения не может понести за собой абсолютно никакую ответственность.

Доступ к данным сведениям не будет ограничен только определенным кругом уполномоченных лиц, а согласие на разглашении этой информации не потребуется.

Разглашение налоговой тайны

Понятие «разглашение налоговой тайны», в соответствии с действующими положениями НК РФ, означает распространение определенных сведений, которые являются налоговой тайной, влекущее за собой нарушение существующих норм и несоблюдение интересов налогоплательщика.

Само разглашение и не соблюдение норм налогового права влекут за собой определенную ответственность, а зависимости от тяжести совершенного правонарушения и серьезности наступивших последствий для налогоплательщика.

Ответственность за разглашение может быть, как административной, так и уголовной. Административная ответственность за нарушение и разглашение налоговой тайны выражается в наложении денежного штрафа, размер которого зависит от конкретного случая и дополнительных обстоятельств.

Уголовная ответственность за разглашение применяется значительно реже, только в тех случаях, когда интересам, либо финансовому положению налогоплательщика был нанесен действительно серьезный ущерб, который стал следствием того, что раскрытие данной информации было осуществлено неправомерным путем.

Налоговая тайна и ее разглашение являются важнейшим пунктом в действующем НК РФ, доступ к ней должен обеспечиваться только при условиях полного соблюдения существующих норм.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну

В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.

Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.

Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.

В документе указывается список полномочий и точные сведения об информации, к которой должностное лицо получает доступ.

Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.

Особенности налоговой тайны

Данные налогоплательщика могут быть переданы другим лицам, как на безвозмездной основе, так и за определенное денежное вознаграждение. Безусловно, оба этих способа являются грубейшими нарушениями существующих норм и правил НК РФ и относятся к правовым налоговым преступлениям.

Однако не будет нарушением передача информации налогоплательщика ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. При условии, что передачу осуществил уполномоченный налоговый орган.

Положения налоговой тайны предусматривают установление ответственности и в том случае, если документы, какие содержали в себе тайные сведения, были утеряны ответственным лицом.

К таким документам могут относиться налоговые декларации и иные бумаги, в которых могут быть отражены сведения, составляющие государственную тайну. Чаще всего, потеря данных документов влечет за собой наложение штрафа, увольнение должностного лица с занимаемой должности иные правовые меры.

Условия признания налоговой тайной сведений специальной декларации

Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:

  • эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
  • факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
  • данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица - автора данной декларации;
  • уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.

Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.

Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

недоимка

развешаны списки должников по имущественным налогам,законно это?

Виктория 25.02.2019 08:33

Здравствуйте! Для качественной консультации необходимо знать все обстоятельства дела. Конкретизируйте вопрос!

Миронов Александр Константинович 25.02.2019 14:15

Задать дополнительный вопрос

Да, мало информации.

Медведько Владимир Олегович 26.02.2019 17:26

Задать дополнительный вопрос

налоговая тайна

в результате разглашения налоговыми органами сведений, составляющих налоговую тайну, организация понесла убытки в размере 50 000 рублей. организация потребовала возмещения убытков. оцените правомерность налогоплательщика

Юлия 21.09.2018 21:11

Малов Дмитрий Владимирович 22.09.2018 11:08

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна 23.09.2018 08:00

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Порядок досрочного прекращения налогового мониторинга
  • Порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга, принятия решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга
  • Общие положения о соглашении о ценообразовании для целей налогообложения
  • Проверка федеральным органом исполнительной власти полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
  • Подготовка и представление документации в целях налогового контроля
  • Общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица
  • Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
  • Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ
  • Особенности признания цен рыночными для целей налогообложения при применении регулируемых цен
  • Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами
  • Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций
  • Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля
  • Исполнение решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности
  • Вступление в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении в апелляционном порядке

Термин «налоговая тайна» распространен в юриспруденции с 1999 года. Именно с этого времени началось его широкое употребление в речи. Налоговая тайна - это информация о лице, которое является налогоплательщиком. Такие сведения поступают в службу налогообложения и правоохранительную систему, следственные органы и таможню.

Эта информация защищена, и поэтому доступ к ней органичен. Важно соблюдение ее секретности. На уровень доступности к таким сведениям не влияет юридический статус. Налоговую тайну составляют несколько аспектов.

Деятельность налоговой

В это понятие входит много государственных ведомств, которые выполняют свои функции. Это официальная структура, реализующая налоговую политику страны. Работа таких учреждений нужна для взыскания денежных средств с физических и юридических лиц для устойчивого функционирования РФ. Система считается централизованной и неделимой. В ней работают несколько органов, которые контролируют область пополнения бюджета налогами и сборами. В этом учреждении находится множество сотрудников, благодаря чему обеспечивается эффективная деятельность.

Что в нее входит?

У всех налоговых органов есть доступ к сведениям, относящимся к материальному и имущественному состоянию налогоплательщика. Из-за доступа к таким данным может быть причинен большой вред как одному человеку, так и всему учреждению. Именно поэтому появился такой термин, как налоговая тайна. Это понятие позволяет не предоставлять в широкий доступ информацию.

Что же входит в нее? Сведения, составляющие налоговую тайну, следующие:

  • данные о налогоплательщиках из документов первичного характера;
  • официальные доходы или расходы;
  • информация о налогах;
  • личные сведения.

Эти данные находятся в Их запрещено разглашать, так как это не разрешено законом. Запрос таких сведений возможен только в исключительных случаях, да и то с законным разрешением. Тогда лицо не будет нести за это ответственности.

Кто должен хранить тайну?

Все данные, входящие в понятие «налоговая тайна», - это важные сведения, которые не должны разглашаться лицами. Они передаются для выполнения профессиональных задач уполномоченными лицами. К ним относят сотрудников некоторых организаций, таких как:

  • налоговая система;
  • правоохранительные органы;
  • таможенные учреждения;
  • внебюджетные фонды;
  • эксперты.

Налоговой тайной является информация, которая доступна сотрудникам многих учреждений в связи с занимаемой должностью. Это не должно использоваться для других целей, иначе предусмотрена ответственность.

Что не включено в это понятие?

Налоговая тайна - это сведения, запрещенные к разглашению. Но есть информация, которая не входит в это понятие. Они указаны в статье 102 НК РФ. К ним относят:

  1. Общедоступные сведения. Есть ФЗ «О персональных данных» №152, по которому к информации общего доступа относят: Ф. И. О., дату и место рождения, номер телефона, профессию. Это относится к физическим лицам. Если же это ИП или компания, то к общедоступным сведениям относят название предприятия, форму собственности, адрес, структуру, данные об управляющем. Перечень может быть и больше, если было предоставлено согласие на раскрытие информации.
  2. ИНН. Это не требует секретности. Найти этот номер можно даже через интернет, обозначив данные физического или юридического лица.
  3. Нарушения. Такие сведения есть в открытых документах, к примеру, в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Помимо факта нарушения могут быть указаны предпринятые меры.
  4. Материальное положение. Эти данные обнародуются только в некоторых случаях, к примеру, во время проверки лица, которое баллотируется в депутаты. Информация отправляется в избирательную компанию. Узнать сведения о материальном состоянии простого гражданина не получится.
  5. Режим налогообложения. Это не является секретным.
  6. Информация для местного самоуправления. Обозначенные данные не входят в неразглашаемые сведения тогда, когда они передаются про определенных плательщиков сборов.

Такие данные являются доступными, поскольку их знание не угрожает ничьей безопасности.

Налоговые декларации

Сведения из налоговой документации являются конфиденциальными. Фирма заинтересована в сокрытии данных о клиентах и поставщиках, вариантах выполнения своей работы. Это коммерческая налоговая тайна. ФЗ «О коммерческой тайне» №98 в ст. 5 содержит список данных, которые не относятся к коммерческой тайне. Налоговых деклараций нет в перечне. Поэтому они могут относиться к коммерческой тайне.

Коммерческая тайна

В СССР понятие коммерческой тайны не было распространено, так как его считали пережитком капитализма. Но с переходом к рыночной экономике возникла необходимость в использовании этого термина. Коммерческая тайна - это режим секретности некоторой информации, необходимой субъекту экономики для увеличения доходов, снижения расходов. Список засекреченных данных должен быть:

  • реальным;
  • засекреченным от лиц, которые не входят в категорию посвященных;
  • легитимным.

Государственная, банковская, служебная тайны имеют свои нормы. Банки как вид коммерческих учреждений могут своими решениями вводить коммерческую тайну по ФЗ №98. В этих организациях охраняются данные о клиентах и их операциях. Выполнение контролируется государственными органами.

Данными, входящими в коммерческую тайну, банк может назначить информацию, которая дает преимущества по сравнению с другими организациями. Это может быть методика работы с клиентами, используемые компьютерные технологии, сведения о новых продуктах.

Виды

В эти сведения могут входить:

  • секреты производства;
  • экономические тайны;
  • интеллектуальная собственность.

Тайна относится к документации, компьютерным базам данных, сведениям на дисках, флэш-памяти, конференциям, устройствам.

Разглашение

Соблюдение налоговой тайны является обязанностью всех сотрудников. Это требование закона. Разглашение налоговой тайны предполагает применение сведений лицом, получившим их. Например, передачу другим гражданам. Информация находится в базах данных, к ней строгий режим доступа, организовано хранение. Это считается важной мерой, поскольку потеря документации или передача ее другим лицам ведет к ответственности.

Передача данных по запросу судебных органов или следствия не будет нарушением закона. Статья 102 НК РФ включает 2 варианта нарушения конфиденциальности:

  1. Поступление информации лицам, которые выполняют свою работу.
  2. Утеря документов с содержанием важных данных.

Конфиденциальность является важным аспектом в современном мире.

Ответственность

За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрены 3 вида ответственности:

  1. Материальная. По ст.1069 ГК РФ компенсация осуществляется из госбюджета.
  2. Административная. Виновное лицо оплачивает штраф в сумме 4-5 тыс. рублей.
  3. Уголовная. Ст.183 УК РФ предполагает лишение свободы на срок 3-5 лет в зависимости от ущерба.

Получение доступа к налоговой тайне

Для получения доступа к налоговой тайне надо направить запрос. Также должны быть соблюдены некоторые условия. Запрос выполняется на фирменном бланке с обозначением нужных реквизитов, поскольку это официальное письмо. Отправить его можно электронной почтой, курьером или Почтой России.

В письме обязательно должна быть подпись руководства организации. Электронная документация заверяется ЭЦП. В запросе должна быть ссылка на нормативно-правовой акт или другой документ, который подтверждает право передачи конфиденциальных данных. Нужно обозначить цель получения информации с указанием определенных документов, например, судебных постановлений.

Если при запросе не выполнено хоть одно условие, может быть отказ в Ответ поступает в бумажном или электронном виде, все зависит от технических возможностей.

Кто может делать запросы?

Такое право есть у государственных органов и их сотрудников. Обычно это требуется при судебных делах, проверках, следственных мероприятиях. Данными из налоговой интересуются контрагенты - поставщики, покупатели, поручители. Есть возможность запрашивать следующие сведения:

  1. Персональные данные.
  2. Материальное состояние.
  3. Коммерческая тайна - маркетинговые исследования, технологии, разработки.
  4. Банковская тайна.

Нередко запрашиваются устав, учредительная документация, лицензии на выполнение работы и другие разрешения. Целью получения данных считается контроль надежности партнера перед проведением сделки. Иногда законом предусмотрен обмен документацией такого вида до подписания договора, к примеру, при организации аукционов, тендеров, торгов.

В других ситуациях получение информации может быть подтверждением осмотрительности при определении, к примеру, поставщика. При отсутствии осторожности может быть отказ в предоставлении зачета по НДС и непризнание расходов, если контрагент недобросовестный. Но налогоплательщик может отказать в таком запросе. Тогда нужно направить в налоговую запрос на выдачу данных, которые не попадают под тайну.

Можно запрашивать:

У контрагентов есть право изучения бухгалтерской отчетности за последний год. Данные из бухгалтерского баланса будут интересны поставщикам, покупателям, инвесторам, кредитным организациям, поручителям. Сведения бухгалтерского учета публичные и могут быть общедоступными.

Другая ситуация складывается с информацией налогового учета, поскольку она считается налоговой тайной. Это закреплено в статье 84 (п.9) и 102 НК РФ. У госорганов и внебюджетных фондов нет права разглашения таких данных, кроме случаев, если это разрешает организация. По закону запрещено передавать данные заинтересованным лицам. Если какие-то сведения угрожают общественным интересам, то их нельзя отнести к коммерческой тайне.

Ирина Кушнарева, налоговый аналитик ИФД "Капиталъ".

Являются ли сведения о дебиторской задолженности налогоплательщика налоговой тайной? Каковы полномочия налоговых органов при предоставлении третьим лицам информации, составляющей налоговую тайну? Как компании-налогоплательщику защититься от необоснованных запросов налоговых органов по предоставлению документов, составляющих коммерческую тайну компании?

Что включает в себя налоговая тайна

Понятие "налоговая тайна" российскому законодательству до принятия части первой Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) не было известно. В ст. 16 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" лишь указывалось, что "налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и выполнять другие обязанности, предусмотренные Законом РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР". Самостоятельное значение термин "налоговая тайна" получил лишь с принятием НК РФ.

Итак, пункт 1 ст. 102 НК РФ закрепляет определение налоговой тайны путем перечисления сведений, ее составляющих, а именно: "Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

  1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  2. об идентификационном номере налогоплательщика;
  3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам)".

Таким образом, в п. 1 ст. 102 НК РФ дается исчерпывающий перечень сведений о налогоплательщике, не относящихся к налоговой тайне.

Сегодня понятие "налоговая тайна" охватывает не только сведения, которые являются коммерческой тайной налогоплательщика, но и такие сведения, которые, согласно правовым актам РФ, коммерческую тайну составлять не могут (например, учредительные документы организации, документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью, документы о платежеспособности, об уплате налогов и т.д., перечисленные в Постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну").

Информация, составляющая налоговую тайну, поступает в налоговые органы путем предоставления сведений самим налогоплательщиком в процессе исполнения требований налогового законодательства. Сведения о налогоплательщике поступают в распоряжение органов, перечисленных в п. 1 ст. 102 НК РФ, при осуществлении налогового контроля или в порядке взаимного информирования между указанными органами.

Налоговую тайну не могут составлять сведения, категории которых перечислены в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 102 НК РФ.

В пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ имеются в виду сведения о налогоплательщике, ставшие известными неопределенному кругу лиц по воле или с ведома налогоплательщика. Обратите внимание, что сведения, ставшие известными третьим лицам вопреки предпринимаемым налогоплательщиком мерам к охране их конфиденциальности, под данную категорию не подпадают.

Информация об идентификационном номере налогоплательщика (далее - ИНН), о котором говорится в пп. 2 п. 1 ст. 102 НК РФ, является открытой в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок присвоения, применения, а также изменения ИНН. В частности, организации и индивидуальные предприниматели обязаны указывать свои ИНН при оформлении, например, расчетно-платежных документов.

В связи с передачей функции регистрации юридических лиц налоговым органам они отвечают за предоставление сведений из Государственного реестра третьим лицам. Однако, несмотря на то что предоставление сведений, содержащихся в Государственном реестре, является открытым и общедоступным, не все сведения могут быть предоставлены налоговыми органами по запросу третьих лиц.

Так, в силу ст. 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предоставляются сведения о паспортных данных физических лиц и ИНН налогоплательщиков, кроме случаев, когда паспортные данные физических лиц и ИНН налогоплательщиков предоставляются по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией. Такую позицию, в частности, высказал С.В. Гладилин, советник налоговой службы III ранга, в письме от 28 ноября 2002 г. <1>

Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливает императивный запрет на разглашение паспортных данных учредителей и ИНН налогоплательщиков, однако предоставление уставов обществ предусмотрено по запросам третьих лиц. Зачастую, получив запрос от третьих лиц, налоговые органы при предоставлении учредительных документов в рамках такого запроса закладывают строчки, содержащие паспортные данные учредителей, листом бумаги, отсекая, таким образом, третьим лицам доступ к этой информации.

На практике иногда возникает вопрос о том, могут ли паспортные данные учредителей компании, ее уставы составлять налоговую тайну.

Ответ на такой вопрос будет отрицательным, так как отношения, которые возникают в связи с предоставлением сведений, содержащихся в Государственном реестре, и подпадающие под действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц), ст. 102 НК РФ не регулируются.

Из пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ следует, что налоговые органы обязаны сохранять конфиденциальность сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах, допущенных налогоплательщиками, а также о взысканных с нарушителей налоговых санкциях. По вопросу, касающемуся отнесения сведений о задолженности налогоплательщика к налоговой тайне, МНС России утвердило письмо от 5 марта 2002 г. "Об отнесении сведений о задолженности налогоплательщика к налоговой тайне". В нем делается вывод, что при отсутствии признаков налогового правонарушения неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок является нарушением порядка уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, и в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ сведения об указанном нарушении не могут составлять налоговую тайну.

С одной стороны, данная норма обеспечивает возможность контрагентов узнать о действительном положении дел (например, о неплатежеспособности). С другой, не являясь налоговой тайной, разглашенные сведения могут нанести серьезный урон деловой репутации фирмы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако с позицией налоговых органов по данному вопросу можно и не согласиться: если руководствоваться обычаями делового оборота при осуществлении предпринимательской деятельности, принятыми во всем мире, то такие сведения все же следует относить к налоговой тайне, а налоговый орган лишь вправе сообщить любому лицу сведения о том, что конкретный налогоплательщик не уплатил налог, но не вправе разглашать сведения о величине задолженности, т.е. о конкретной сумме долга перед государством.

Налоговую тайну не могут также составлять сведения, предоставляемые налоговым, таможенным органам других государств в соответствии с международными договорами (пп. 4 п. 1 ст. 102 НК РФ). В данном случае имеются в виду, прежде всего, двусторонние международные договоры (соглашения) РФ, в соответствии с которыми российские налоговые и таможенные органы, а также правоохранительные органы (в части сведений, предоставленных этим органам) сотрудничают с соответствующими зарубежными налоговыми или правоохранительными органами.

Например , международные соглашения об устранении двойного налогообложения содержат среди прочего нормы об обмене информацией в целях выполнения положений такого соглашения и предотвращения предоставления налогоплательщиками недостоверных сведений или уклонения от уплаты налогов. Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, заключенные РФ с рядом государств - членов СНГ, специально посвящены вопросам обмена информацией о налогоплательщиках между налоговыми органами <2>.

<2> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства (Киев, 28 мая 1997 г.); Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере (Минск, 4 июня 1999 г.).

Согласно ст. 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право требовать соблюдения налоговой тайны, а налоговые органы, в свою очередь, обязаны соблюдать эту тайну (ст. 32 НК РФ).

В РФ в соответствии с п. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна также не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, т.е. УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ и некоторыми др.

Вопрос о порядке предоставления налоговыми органами России конфиденциальной информации регламентировался Приказом МНС России от 3 октября 2000 г. "Об утверждении Порядка предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации", который в настоящее время утратил силу в связи с изданием Приказа МНС России от 21 августа 2002 г. "Об отмене Приказа МНС России от 03.10.2000 N БГ-3-24/346".

К сожалению, замены отмененному акту обеспечено не было. Остается только догадываться, чем министерство руководствовалось в данном случае, оставляя такую важную область без должного регулирования. Только 3 марта 2003 г. МНС издало Приказ "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов".

Когда ваша тайна - не тайна

Правовую основу доступа к конфиденциальной информации налоговых органов составляют: Конституция РФ, часть первая ГК РФ, часть первая НК РФ, Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации", Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об электронной цифровой подписи" и иные нормативные правовые акты.

Налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган. Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью пользователя. При направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью.

Стандарты, форматы и процедуры информационного взаимодействия с пользователями по телекоммуникационным каналам связи определяет ФНС России.

Основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающего право пользователя на получение конфиденциальной информации.

Обоснованием (или мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации).

Выемка предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну, отнесенную к конфиденциальной информации, производится в порядке, установленном УПК РФ.

Конфиденциальная информация предоставляется налоговыми органами с учетом требований законодательства РФ по защите информации. Форма предоставления конфиденциальной информации согласуется пользователями с руководителями налоговых органов с учетом имеющихся технических возможностей налогового органа и пользователя. Запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям вышеупомянутого Порядка, исполнению не подлежат.

Как защитить конфиденциальные сведения

Не допускается предоставление налоговыми органами баз, банков данных, архивов, списков налогоплательщиков и работников налоговых органов, содержащих конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или соглашением об информационном обмене между пользователем и ФНС России, заключенным в соответствии с федеральным законом.

Лица, нарушившие порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, несут уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей <3>.

<3> Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 N 317-О.

В настоящее время на практике стала очень распространенной ситуация, когда налоговый орган требует от налогоплательщика или налогового агента пояснения или документы, напрямую не имеющие отношения к подтверждению правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов (например, представить список дилеров налогоплательщика, Ф.И.О. руководителей дилерских организаций, сведения об объемах выпускаемой (продаваемой) продукции и т.д.).

Скорее всего, в этом случае налоговый орган выполняет "заказ" конкурента налогоплательщика, которому нужны эти сведения. Выражается это иногда в попытке заключить с налогоплательщиком (налоговым агентом) специальное соглашение "О предоставлении информации" на регулярной основе или в электронном виде.

При получении такого "предложения" компанию фактически ставят перед выбором "меньшего из двух зол" - это уголовное дело по факту разглашения коммерческой тайны (п. 2 ст. 183 УК РФ) или же административные штрафы за непредставление документов и информации налоговому органу.

Иногда налоговые органы достаточно туманно пытаются аргументировать свою просьбу: якобы у них имеются предположения о том, что некоторые налогоплательщики (почему и откуда такая уверенность, что в этот "злополучный секретный список предположений" попали именно те контрагенты, которые работают с вашей компанией? - вопрос остается всегда без ответа), несмотря на сдачу "нулевой" отчетности по своей компании, все-таки продают и покупают товары (оказывают работы и услуги), уводя из-под налогообложения значительную часть прибыли, "полученной от каким-то образом осуществляемой деятельности".

При направлении такого предложения о заключении вышеупомянутого соглашения налоговые органы, как правило, ссылаются на злополучную ст. 87 НК РФ, позволяющую им требовать документы о деятельности налогоплательщика у третьих лиц.

Однако налоговый орган, направляя такую просьбу налогоплательщику, забывает о том, что руководствоваться ст. 87 НК РФ при истребовании документов он может только в рамках проверки налогоплательщика. Таким образом, налоговое законодательство не обязывает ни одну компанию сообщать какие-либо сведения о своих контрагентах, независимо от того, проверяет ли их в данный момент налоговый орган или нет, и уж тем более направлять такие сведения налоговому органу на регулярной основе, закрепив это соответствующим соглашением между компанией и налоговым органом.

Следует обратить внимание и на то, что информация, запрашиваемая налоговыми органами в таких письмах-предложениях, а именно: объем произведенных/проданных товаров (оказанных/ потребленных услугах), сведения о предоставляемых/полученных скидках и бонусах, закупочных и отпускных ценах на продукцию и т.д., является предметом коммерческой тайны. Раскрывать ее компания имеет право только в том случае, если этого прямо требует НК РФ. А в упоминаемой в письмах-предложениях ст. 87 НК РФ такие требования довольны расплывчаты.

Мнения юристов-практиков по данному вопросу разделяются на две совершенно противоположные точки зрения: одни считают такие действия налоговых органов подстрекательством к разглашению коммерческой тайны, что для компании автоматически выливается в привлечение к уголовной ответственности по п. 2 ст. 183 УК РФ; а другие в качестве рекомендаций своим компаниям-клиентам советуют вступать в спор с налоговыми органами из-за уплаты штрафа в размере 5000 рублей за непредставление документов. Кто прав в данной ситуации, по мнению юристов, может определить только суд.

В качестве рекомендации по своей защите компания может взять на вооружение п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне), который обязывает государственные органы (в число которых, без сомнения, входит и ФНС России) при запросе информации, составляющей коммерческую тайну, обосновать необходимость ее получения.

В п. 4 ст. 6 Закона о коммерческой тайне определен порядок нанесения на документы грифа "коммерческая тайна". Компании как налогоплательщику и как обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, предоставлено право "требовать от... государственных органов... которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности" (пп. 5 п. 2 ст. 7 Закона о коммерческой тайне). Пункт 2 ст. 6 указанного Закона устанавливает судебный порядок истребования информации, составляющей коммерческую тайну, в случае отказа в ее представлении государственному органу.

Таким образом, компания, установив в отношении определенных сведений режим коммерческой тайны, вправе отказать налоговому органу в исполнении запроса о представлении документов, если такой запрос не соответствует требованиям п. 1 ст. 6 Закона о коммерческой тайне (например, когда в письме-запросе налогового органа встречаются такие слова, как "в связи с возникшей необходимостью", "имеются предположения" и т.д.).

При представлении документов налоговому органу компания в сопроводительном письме может указать на то, что представляемые документы содержат информацию, составляющую коммерческую тайну компании, и потребовать обеспечения надлежащей защиты такой информации.

Опять же, не будет выглядеть лишним или некорректным со стороны компании напоминание об уголовной ответственности за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, так как все поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. А доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно ФНС России, органами государственных внебюджетных фондов, МВД РФ и Федеральной таможенной службой России. Утрата же документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (гражданско-правовую, дисциплинарную, уголовную и др.).

Проблема сбора, хранения и предоставления сведений, попадающих под действие того или иного закона касательно их представления, разглашения и опубликования, до сих пор остается неурегулированной государством на законодательном уровне. Действующее законодательство защищает, например, сами базы данных, а не содержащиеся в них персональные данные или данные о финансово-хозяйственной деятельности организаций. Как результат - в последнее время на рынке любой человек может приобрести исчерпывающую информацию о любом гражданине, организации и т.д.

Учитывая то, что доказать похищение, разглашение данных, которые содержатся в тех или иных базах данных, в том числе в базах данных налоговых органов, практически невозможно, необходимо очень тщательно подойти к разработке механизма законодательной защиты таких сведений, а также ужесточить ответственность за их несанкционированное распространение для государственных органов и служащих, включая введение уголовной ответственности. Хотя многие специалисты полагают, что раз до сих пор не был осужден ни один государственный служащий, распространивший вверенную ему базу данных (а все попытки инициировать эту процедуру терпели фиаско в самой начальной стадии), то введение даже уголовной ответственности никак не отразится на такого рода преступлениях, пока не будет реальных прецедентов наказания.