Банковская тайна понятие. Кто обязан соблюдать банковскую тайну? Правовые гарантии банковской тайны

Банковская тайна – одно из центральных понятий банковского законодательства, так как отношения, возникающие по поводу банковской тайны, пронизывают всю сферу банковской деятельности. Прямое определение понятия банковской тайны в действующем законодательстве отсутствует, но ее содержание наиболее полно раскрыто в ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Закона о банках.
На основании проведенного анализа указанных норм действующего законодательства можно дать следующее определение банковской тайны. Банковская тайна – это защищаемая кредитной организацией, Центральным банком и Агентством по страхованию вкладов информация об операциях по счетам (вкладам) ее клиентов и корреспондентов, а также о самих клиентах и корреспондентах.
Режим банковской тайны определяет пределы доступа третьих лиц к сведениям, содержащим эту тайну, порядок получения таких сведений, полномочия кредитной организации по предоставлению такой информации. Как следует из смысла ст. 857 ГК РФ, сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а государственным органам и их должностным лицам – исключительно в случаях и порядке, предусмотренных законом.
В случае разглашения кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от кредитной организации возмещения причиненных убытков. Банковская тайна, таким образом, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента.
Предусматривая обязанность кредитной организации обеспечить банков-скую тайну и определяя ее основные объекты, включая тайну банковского вклада, субъекты права на банковскую тайну, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, ГК РФ одновременно устанавливает, что пределы возложенной на кредитную организацию обязанности хранить банковскую тайну определяются законом. В свою очередь, закрепление в законе таких пределов не может быть произвольным.
В соответствии с Законом о банках определены лица, которые могут получать информацию по банковским счетам клиентов. Перечень лиц, получающих информацию по счету клиента, зависит его юридического статуса.
Справки (информацию) по счетам любых лиц могут получать:

  1. сами клиенты;
  2. суды и арбитражные суды;
  3. органы предварительного следствия (по делам находящимся у них в производстве с санкции прокурора);
  4. Федеральная служба по финансовому мониторингу (в соответствии с Законом о противодействии легализации);
  5. бюро кредитных историй (в целях формирования кредитных историй с согласия клиента в соответствии с Законом о кредитных историях);
6) судебные приставы (для исполнения исполнительных документов в пределах установленных судом в соответствии с Федеральным законом «О судебных приставах»).
Справки по счетам только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут получать:
  1. Счетная палата РФ (в соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации»);
  2. Федеральная налоговая служба (в соответствии с Налоговым кодексом);
  3. Федеральная таможенная служба (в соответствии с Таможенным кодексом);
  4. органы внутренних дел (при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений).
Справки по счетам только физических лиц могут получать:
  1. Агентство по страхованию вкладов (при наступлении страховых случаев в соответствии с Законом о страховании вкладов);
  2. наследники, нотариусы или иностранные консульские учреждения (в случае смерти клиента).
Банк России и АСВ не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций. Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок. Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Законом о противодействии легализации. Исключения могут быть сделаны в случаях, предусмотренных федеральными законами.
За разглашение банковской тайны Банк России, АСВ, кредитные, аудиторские и иные организации, ФСФМ, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном законодательством. В частности, уголовная ответственность предусмотрена ст. 183 УК «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну», а административная – ст. 13.14. КоАП «Разглашение информации с ограниченным доступом».

Наверняка многие из нас регулярно пользуются самыми различными услугами коммерческих банков. Некоторые клиенты предпочитают хранить в кредитных организациях свои денежные сбережения, другие доверяют им свои ценности третьи становятся заемщиками, чтобы на полученную под проценты сумму приобрести в дальнейшем предмет заветных мечтаний. для удобного использования заработной платы, различные сервисы, срочные переводы с открытием персонального счета или же без него -сейчас каждый банк старается предложить своим клиентам что-то новое и составить здоровую конкуренцию «гигантам» данного сектора. Разумеется, нюансов здесь тоже хватает. Но каждый клиент должен принимать во внимание такую особенность, как банковская тайна. Что же таит в себе данное понятие, и какие гарантии, а также проблемы приобретает вместе с ним лицо, обслуживающееся в этой сфере?

Для начала стоит сразу разграничить такие определения, как коммерческая и банковская тайна. Первое, по сути, является более широким понятием, нежели второе. В некоторых источниках можно даже встретить такое толкование, которое определяет тайну кредитных организаций как одну из разновидностей коммерческой. Однако это не совсем верно. Банковская тайна - закон для данных учреждений, на основании которого все представители организации обязаны хранить всю имеющуюся у них на руках информацию о своих клиентах без доступа к ней третьих лиц, даже если сведения не имеют особой ценности.

Как и в большинстве подобных случаев, имеют место быть исключения из правил. Иногда банк просто не имеет права отказать определенным организациям в предоставлении информации, которая касается клиентов. Такими учреждениями являются, прежде всего, представители органов государственного уровня. Однако для такой процедуры необходимо веское основание, оправдывающее исключение. Например, сложный, запутанный или подозрительный характер совершаемой клиентом финансовой операции в случае, если её сумма равна или превышает 600 тысяч рублей. В таком случае законы о банках подразумевают обязательный контроль сделки. Это делается с целью предотвращения финансирования при помощи террористических сообществ, а также отмывания денежных средств.

Банковская тайна подразумевает обо всех счетах, а также суммах, полученных учреждением на хранение согласно условиям заключенных депозитных договоров, узкому кругу персон. Как в случае с физическими, так и юридическими лицами все сведения могут быть предоставлены исключительно самим клиентам, их официальным представителям, судебным органам, а также страховым компаниям и представителям органов предварительного следствия по уголовным и административным делам (должно быть наличие согласия прокурора).

Если владелец вклада или счета иного характера умирает, то в такой ситуации банковская тайна имеет следующие особенности. При наличии составленного завещания (нотариального или же оформленного непосредственно в кредитной организации) указанные в данном документе лица могут получить всю необходимую информацию. Для этого им нужно будет предъявить документы, удостоверяющие личность. Кроме того, информация поступает без какого-либо нарушения закона в полное распоряжение нотариуса. Для этого контора должна будет составить запрос. В таком случае сотрудник банка, ответственный за выполнение данных обязательств, оформляет ответ на фирменном бланке учреждения. Информация должна полностью отвечать на все вопросы, заявленные на запросе.

Если же речь идет о нерезидентах (лицах, имеющих иностранное гражданство), в таком случае банковская тайна подразумевает предоставление всех необходимых данных консульским учреждениям.

Банковская тайна (БТ) представляет собой данные о клиентах, запрещенные к разглашению и передаче третьим лицам. Законом установлена ответственность за разглашение подобной информации. Банковское учреждение в соответствии с существующим законодательством должно гарантировать клиентам сохранение в секрете всех данных, относящихся с БТ.

Нормативная база

Понятие банковской тайны регламентируется 26 статьей ФЗ от 28.06.2014 № 189-ФЗ. В частности, закон устанавливает следующие нормы:

  • Понятие БТ и ее составляющих.
  • Ряд структур, которые могут получить доступ к БТ.
  • Ряд структур, которые обязаны соблюдать БТ.
  • Ответственность за обнародование тайных сведений.

В ФЗ также указан перечень информации, которая может передаваться установленному перечню структур.

Сведения, относящиеся к банковской тайне

Перечень данных, которые включены в понятие БТ, дан в статье 26 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1. Рассмотрим подробнее, что именно относится к банковской тайне:

  • Личная информация о клиенте финансового учреждения: паспортные данные, информация о прописке или месте жительства, номер телефона, реквизиты ЮЛ, данные о руководстве ЮЛ.
  • Данные о финансовых аспектах: вид и номер счета, время открытия, вносимые суммы.
  • Информация о проводимых финансовых операциях: валюта, в которой открыт вклад, вносимые и списываемые суммы средств, выписки, первичная документация, оформляемая при проведении операций.
  • Сведения о корреспондентах финансового учреждения: даты осуществленных сделок, их порядок и условия, суммы средств.
  • Информация о иной деятельности в рамках банковского учреждения, относящейся к управлению финансовыми потоками, внутренним процессам, значимость которых заключается в соблюдении конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ! Все сведения, относящиеся к БТ, не могут передаваться третьим лицам или разглашаться посредством СМИ.

Что не может являться банковской тайной?

К БТ не могут относится следующие сведения:

  • Учредительные документы, а также Устав ЮЛ.
  • Бумаги, на основании которых лицо занимается предпринимательской деятельностью (к примеру, свидетельство о регистрации ИП, лицензия на осуществление конкретной работы).
  • Отчетность о финансовой деятельности ЮЛ.
  • Информация, нужная для контроля над расчетом и уплатой налогов и прочих обязательных платежей.
  • Документация, подтверждающая платежеспособность.
  • Данные о структуре учреждения: число сотрудников и их состав, зарплата, условия труда, наличие вакансий.
  • Бумаги, подтверждающие уплату налоговых отчислений и прочих платежей в бюджет страны.
  • Данные о правонарушениях: загрязнении природы, проблемы с антимонопольным законом, игнорирование необходимости обеспечить безопасные условия труда, продажа вредных для здоровья человека товаров.
  • Информация о предпринимательской деятельности должностных лиц банковского учреждения, их участии в акционерных сообществах, товарищеских союзах.

ВНИМАНИЕ! Важно помнить, что некоторые данные, относящиеся к банковской тайне, могут быть раскрыты по истребованию уполномоченных структур.

Кто обязан соблюдать банковскую тайну?

Банковскую тайну обязаны соблюдать не только банки, но и некоторые другие учреждения:

  • Кредитные структуры.
  • Организации, занимающиеся аудитом.
  • Платежные системы.
  • Банковские агенты по платежам.
  • Операционные центры.
  • Страховые компании.

Всем этим учреждениям приходится работать непосредственно с личными данными клиентов (включая производимые финансовые операции), чем обусловлен запрет на разглашение.

Кто имеет доступ к банковской тайне?

Рассмотрим структуры, которые имеют доступ к сведениям, относящимся к БТ:

  • Судебные органы всех юрисдикций.
  • Налоговые и таможенные структуры.
  • Орган контроля валюты.
  • Счетная палата страны.
  • Фонд социального страхования.
  • Пенсионный фонд.
  • Приставы, работающие на основании исполнительных документов.
  • Полиция при расследовании дела, в раскрытии которого может помочь банковская тайна.
  • Нотариусы.
  • Консульские структуры других стран.
  • Орган по предотвращению отмывания средств, добытых преступных путем.
  • Структуры по предотвращению финансирования террористических группировок.
  • Официальное бюро кредитных историй.
  • Определенные должностные лица.

Управляющие компании клиента банка могут получить только часть информации, содержащей БТ. Исключение – организации, расположенные в иностранных государствах. Они не имеют полномочий на истребование данных.

Представители данного перечня могут запрашивать следующие сведения:

  • Справки о наличии у ЮЛ, ФЛ или ИП расчетных счетов и вкладов.
  • Производимые финансовые операции.
  • Остаток на р/с.
  • Документацию о проведенных операциях с валютой или счетами (к примеру, их закрытие).
  • Информацию, касающуюся операций с электронными деньгами.
  • Информацию, касающуюся корпоративных платежных систем и операций с ними.

Запрос информации, относящейся к БТ, должен быть обусловлен конкретной необходимостью.

Ответственность за разглашение банковской тайны

Ответственность за разглашение секретных сведений могут нести только те лица, которые обязаны соблюдать банковскую тайну. Предусматривают следующие формы ответственности:

  • Гражданская . Предполагает возмещение банком убытков клиента. Для привлечения финансового учреждения к данной форме ответственности нужно доказать, что разглашение БТ повлекло за собой убытки или упущенную выгоду. Потребуется обосновать причинно-следственную связь между двумя событиями. Данное правило оговорено пунктом 2 статьи 15 ГК РФ. Сначала клиент подает в банковское учреждение требование о возмещении убытков. Если на претензию поступил отказ, подается иск в суд. Данный порядок должен быть обязательно соблюден: сначала подается претензия в банк, и только потом иск в суд. На судебных слушаниях нужно будет подтвердить, что клиент принимал попытки досудебного урегулирования дела, но банк отказал.
  • Административная . Для привлечения работника банковского учреждения к данной форме ответственности нужно подать соответствующее заявление в полицию или прокуратуру. Данный порядок установлен пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
  • Уголовная . Лицо привлекается к уголовной ответственности в ограниченном количестве случаев. К ним относится получение информации, относящейся к БТ, преступным путем (подкуп, угрозы). Также к уголовной ответственности можно привлечь и в том случае, если вследствие разглашения информации возник крупный ущерб или тяжкие последствия, раскрытие БТ было сделано из корыстных побуждений. Данные правила оговорены в статье 183 УК РФ. Для начала уголовного дела нужно составить соответствующее заявление и подать его в полицию. Порядок установлен пунктом 3 частью 1 статьи 140 УПК РФ.

Форма ответственности зависит от тяжести последствий разглашения банковской тайны. Как правило, это именно возмещение ущерба. Сложность привлечения к подобного рода ответственности заключается в том, что сложно доказать объем реального ущерба. Однако если все документы, подтверждающие нанесенный вред, присутствуют, можно смело идти в банк, а затем в судебный орган за получением своей законной компенсации.

А.С. Селивановский, кандидат юридических наук доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Государственного университета Высшая школа экономики

Банковская тайна: состояние и проблемы

Банковская тайна - один из основополагающих аспектов особых отношений, которые складываются между кредитными организациями и их клиентами, а также между кредитными организациями и лицами, которые желают получить информацию.

Законодатель сформулировал нормы о банковской тайне крайне небрежно. Действующее законодательство не содержит определения понятия «банковская тайна». Содержание банковской тайны вводится как Гражданским кодексом РФ , так и Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» . При этом содержание указанных норм существенно разнится, в связи с этим на практике возникает ряд проблем, которые в свою очередь нередко приводят к судебным спорам.

Рассмотрим основные блоки вопросов, связанных с банковской тайной.

Что такое «банковская тайна»

Под банковской тайной фактически понимается особый режим информации, которая становится известной кредитной организации в ходе осуществления банковской деятельности, а также некоторым другим лицам, которые получают такую информацию от/ в кредитной организации в ходе ее проверки или взаимодействия с ней.

Режим банковской тайны определяется нормами права, устанавливающими:

1) правовое положение субъектов правоотношений по использованию, предоставлению и охране информации, которой располагает кредитная организация;

3) условия и порядок предоставления и использования информации, которой располагает кредитная организация;

4) порядок правовой защиты информации, которой располагает кредитная организация, включая ответственность за разглашение такой информации.

В отличие от большинства европейских государств, в России объем информации, относящейся к банковской тайне, очерчен законом. Из этого, однако, не следует, что этот объем очерчен со всей требуемой однозначностью - формулировки законов предоставляют достаточно возможностей для проявлений творческой мысли при их толковании. Остановимся на сопоставлении норм ГК РФ и Банковского закона.

При толковании данных законодательных положений возникает несколько вопросов:

    каков смысл термина «операции клиентов и корреспондентов»?

    что понимается под «иными сведениями, устанавливаемыми кредитной организацией»?

«Клиент кредитной организации»

ГК РФ и Банковский закон оперируют понятием «клиент» банка. В ГК РФ статья о банковской тайне включена в главу о банковском счете . Поэтому понятие «клиент», очевидно, обозначает сторону в договоре банковского счета. Из этого часто делается вывод, что режим банковской тайны распространяется только на информацию, которая связана с контрагентами банков по договорам банковского счета. Учитывая, что правила о договоре банковского счета распространяются и на отношения кредитной организации и вкладчика - стороны по договору банковского вклада (депозита) , в круг клиентов включаются и вкладчики, соответственно, режим банковской тайны распространяется и на информацию о банковском вкладе.

Банковский закон также не содержит определения термина «клиент», что дает некоторым специалистам повод считать, что данный термин следует толковать точно так, как он используется в ГК РФ. Поскольку ст. 26 Банковского закона охватывает отношения банка с клиентом, которые в силу ст. 30 Банковского закона являются договорными, а сам Банковский закон не содержит специальных норм о порядке использования содержащихся в нем понятий, то в силу п. 1 ст. 2 ГК РФ можно рассматривать ст. 26 Банковского закона как специальную гражданско-правовую норму, которая, таким образом, не может противоречить ст. 857 ГК РФ. Соответственно понятия, содержащиеся в данных нормах, должны трактоваться именно в тех значениях и в соответствии с их содержанием, которое дает сам ГК РФ в других статьях. Однако при рассмотрении данного вопроса следует учитывать, что институт банковской тайны является публично-частным институтом. Банковский закон установил : «Отношения между… кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом». Отношения по охране банковской тайны возникают в силу закона, а факт заключения договора между банком и клиентом является лишь элементом юридического состава, необходимого для применения нормы статьи 26 Банковского закона. Более того, из Банковского закона вытекает, что под договорами между банком и клиентом подразумеваются, как минимум, договоры банковского счета, банковского вклада и кредитный договор. Анализ иных статей Банковского закона позволяет говорить о том, что этими видами договоров данный перечень не исчерпывается, но включает в себя договоры о предоставлении любых иных банковских услуг.

По общему правилу, если грамматическое толкование нормы права не позволяет с однозначностью установить ее смысл, следует прибегнуть к логическому толкованию - сопоставить данную норму с другими нормами данного нормативного акта для выявления их общего смысла. Именно на таком принципе основываются положения статьи 431 ГК РФ при разрешении вопроса о толковании условий договора, и именно на такой последовательности использования способов толкования настаивает теория права.

Если рассматривать Банковский закон в целом, очевидно, что термин «клиент» используется в нем в значительно более широком смысле, чем в ГК РФ. В нем говорится:

Таким образом, Банковский закон в использовании термина «клиент» вовсе не ограничивается узким смыслом стороны по договору банковского счета, поэтому не следует сводить значение этого термина к владельцам банковских счетов и вкладов. Субъектами отношений по охране банковской тайны могут быть, в принципе, любые контрагенты кредитной организации (юридические и физические лица, в т.ч. иностранные, публично-правовые образования, международные организации, а также организации, не имеющие статуса юридического лица), информация о которых подпадает под режим банковской тайны по содержанию.

Тот факт, что возникновение у лица статуса клиента банка в российском законодательстве зависит от заключения лицом договора с банком, не позволяет распространять положения о банковской тайне на преддоговорные и иные правоотношения с участием кредитных организаций.

Так, например, лицо обратилось в банк за кредитом, предоставив банку значительное количество документов и информации. Кредит не был выдан. Соответственно, данное лицо не стало клиентом банка. Следуя предписаниям закона, банк не несет обязанности по сохранению полученной от заявителя информации в тайне.

Или другой пример. Компания открыла счет в банке «Ручеек», и длительное время активно проводила по нему операции. По каким-то причинам данная компания закрыла счет в банке «Ручеек» и использует счета в других банках. Такая компания для банка «Ручеек» уже не является клиентом. И банк «Ручеек» не обременен обязанностью по сохранению банковской тайны в отношении документов и информации, полученных от компании, закрывшей счет.

Операции клиентов и корреспондентов

Понятие «операция» в ГК РФ не раскрывается. К операциям по банковскому счету можно отнести принятие и зачисление средств на счет, перечисление и выдачу средств со счета.

Используемые в Банковском законе термины следует толковать в логической связи с другими положениями данного закона. Банковский закон использует термин «операция» в значении «банковская операция» , а значит, включает в себя не только операции по счетам, но и все иные банковские операции. Таким образом, учитывая изложенное выше толкование понятия «клиент», к операциям клиентов, информация о которых защищается в силу Банковского закона, можно отнести также операции по вкладам и кредитам, операции по купле-продаже иностранной валюты, операции, связанные с выдачей банковских гарантий и осуществлением переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

Иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией

Вопрос о том, что российский законодатель имел в виду под «иными сведениями, устанавливаемыми кредитной организацией», входящими в объем банковской тайны также не получил однозначного разрешения в литературе.

Большинство специалистов согласны с утверждением, что сведения, в отношении которых действует режим банковской тайны, должны касаться непосредственно клиентов кредитной организации. Возникает вопрос, какие дополнительные («иные») сведения подлежат охране в режиме банковской тайны. Законодательством не предусмотрены ни порядок, ни основания отнесения банком сведений к банковской тайне. Распространение на банковскую тайну норм, регулирующих коммерческую тайну, не представляется возможным ввиду существенных различий между этими видами конфиденциальной информации . При установлении перечня кредитная организация должна исходить исключительно из интересов клиента и необходимости предотвращения возможности причинения ущерба клиенту.

Место банковской тайны среди других видов информации с ограниченным доступом

В российской правовой доктрине отсутствует единство мнений по поводу соотношения банковской тайны с иными видами информации с ограниченным доступом.

Соотношение банковской и коммерческой тайны

Некоторые исследователи считают, что банковская тайна представляет собой особую разновидность коммерческой тайны. С такой позицией сложно согласиться, так как банковская тайна существенно отличается от коммерческой.

Итак, степень различия между режимами коммерческой тайны и банковской тайны настолько велика, что не позволяет относить банковскую тайну к подвиду коммерческой. Однако институт банковской тайны, наравне с налоговой, нотариальной, аудиторской тайной, является одной из гарантий охраны коммерческой тайны.

Банковская тайна и служебная тайна

Действующее законодательство также не содержит легального определения понятия «служебная тайна».

ГК РФ лишь устанавливает, что информация составляет служебную тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Таким образом, закон выделяет некоторые характеристики служебной тайны:

    действительная или потенциальная коммерческая ценность,

    охрана конфиденциальности информации ее обладателем

Как мы уже выяснили при сравнении банковской и коммерческой тайны, приведенные характеристики могут отсутствовать в отношении банковской тайны.

Информация, составляющая охраняемую законом тайну третьих лиц (коммерческую, личную, семейную, банковскую) может подпадать под режим служебной тайны, если она была получена представителем государственного или муниципального органа в процессе исполнения служебных обязанностей в случаях и в порядке, установленных федеральным законом. В этой связи необходимо отметить, что банковские служащие не являются субъектами служебной тайны, а их обязанность хранить банковскую тайну возникает в силу их особого статуса пользователей информации, составляющей банковскую тайну.

Соотношение банковской тайны, личной тайны и семейной тайны

В соответствии с Конституцией РФ , каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, и это право не подлежит ограничению. Понятия «банковская тайна» и «личная и семейная тайна» могут пересекаться.

Но следует иметь в виду, что личная тайна является тайной «первичной», а банковская - «вторичной». Институт банковской тайны является одной из гарантий конституционного права на личную и семейную тайну, тем не менее, режим банковской тайны не совпадает с режимом личной тайны даже в отношении банковской информации, касающейся физических лиц. Конституционный суд РФ отмечает, что «поскольку сведения о вкладах и счетах граждан в банках представляют собой информацию персонального характера, законодатель установил специальный правовой режим банковской тайны».

Правоотношения по охране личной и семейной тайны являются абсолютными. Кредитная организация обязана не посягать на личную и семейную тайну любого лица как член того неопределенного круга обязанных лиц, которые противостоят в абсолютном правоотношении управомоченному лицу. Но эта обязанность не является обязанностью по охране банковской тайны. Как уже отмечалось, отношения по охране банковской тайны являются относительными, физические лица являются их участниками исключительно в качестве клиентов кредитной организации, информация о них становится известной кредитной организации в связи с осуществлением ею профессиональных функций.

Можно утверждать, что банковская тайна является гарантией личной и семейной тайны. Практическое применение данного вывода можно проследить в решениях Конституционного суда РФ . КС РФ, сославшись на конституционные гарантии неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия, указал, что Конституция РФ определяет основы правового режима и законодательного регулирования банковской тайны как способа защиты сведений о частной жизни граждан, в том числе об их материальном положении, и защиты личной тайны. Таким образом, банковская тайна (в отношении сведений о гражданине) не является личной тайной, а является одной из гарантий защиты личной тайны.

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что банковская тайна по российскому праву представляет собой особый режим информации с ограниченным доступом. С такими режимами информации как адвокатская тайна, врачебная тайна, тайна нотариальных действий и др., ее объединяет то, что все они являются видами профессиональной тайны, различающимися по свойствам субъекта, осуществляющего охрану сведений.

Гаранты и хранители банковской тайны

Субъекты правоотношений, связанных с охраной, предоставлением и использованием банковской тайны, могут быть разделены в зависимости от оснований получения информации и объема прав на информацию на три группы:

Банковский закон устанавливает:

Обязанность соблюдать специальный режим хранения и доступа в отношении банковской тайны предусмотрена также для:

Для иных субъектов, в частности для прокурорских работников, инспекторов Счетной палаты, обязанность соблюдения режима конфиденциальности сведений сформулирована в общем виде - «хранить охраняемую законом тайну».

Рассмотрим каждую из выделенных групп субъектов более подробно.

Обладатели информации, составляющей банковскую тайну

В настоящее время законом не установлена обязанность банков по охране банковской тайны в отношении предоставленной в целях заключения договора с банком информации о лице до момента заключения договора. Между тем, такая информация, касающаяся физических лиц, может охраняться как персональные данные. Степень их охраны существенно повысится в случае законодательного установления общих принципов и условий сбора и обработки персональных данных. Режим охраны персональных данных не может быть использован аналогичным образом для восполнения пробела регулирования в отношении информации о юридических лицах.

Раскрывая круг лиц, которые могут относиться к обладателям банковской тайны, следует обратить внимание на используемый статьей 26 Банковского закона термин «корреспондент кредитной организации». Использование этого понятия в данной норме не несет существенной правовой нагрузки, так как оно находится в отношениях субординации с понятием клиент, где «клиент» является подчиняющим, а «корреспондент» - подчиненным. Действительно, согласно статье 860 ГК РФ на договоры корреспондентского счета распространяются правила о договорах банковского счета, то есть, банки-корреспонденты являются клиентами того банка, где у них открыты счета. В связи с этим можно утверждать, что по российскому законодательству единственным обладателем информации, относящейся к банковской тайне, является клиент кредитной организации.

Владельцы информации, составляющей банковскую тайну

Банковский закон в список «гарантов» банковской тайны включает все кредитные организации, а также Банк России и АСВ. Статус последнего субъекта в отношении банковской тайны весьма любопытен. С одной стороны, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не состоит в договорных отношениях с обладателями информации, а получает сведения, уже отнесенные к банковской тайне, с соблюдением режима предоставления таких сведений. В этом смысле, статус такой организации сходен со статусом пользователя банковской тайны. С другой стороны, закон закрепляет за АСВ право не только пользоваться, но и распоряжаться информацией, относящейся к банковской тайне - правомочие, допустимое для владельцев информации.

Пользователи информации, составляющей банковскую тайну

Кредитная организация «гарантирует» тайну, при этом обязанность хранить тайну вменяется всем служащим кредитной организации. Если толковать Банковский закон буквально, обязанность соблюдать режим банковской тайны возникает только у физических лиц - работников кредитной организации, а у самой организации может возникнуть лишь обязанность нести субсидиарную ответственность, в случае разглашения банковской тайны и нехватки имущества виновного работника для удовлетворения требований клиента. Такой подход не согласуется с правовой природой банковской тайны, которая возникает из правоотношений между банком и клиентом, а служащий банка стороной этих отношений не является и действует исключительно от имени банка. Очевидно, что термин «гарантирует» в данном случае необходимо понимать иначе. Кредитные организации должны принять все меры к недопущению со стороны своих служащих прямого несанкционированного разглашения информации, составляющей банковскую тайну, или их попустительства, повлекшего раскрытие информации третьим лицам.

Банковские служащие и иные пользователи информации, относящейся к банковской тайне, также как и владельцы, обязаны соблюдать режим конфиденциальности.

Однако опять же возникают вопросы, если мы рассматриваем данную обязанность служащих не в статике, а в динамике. После прекращения трудовых отношений между кредитной организацией - работодателем и «служащим кредитной организации» - работником, последний утрачивает статус «служащего». Следовательно, прекращает действие и обязанность по сохранению банковской тайны… К сожалению, действующее законодательство не регулирует данный вопрос.

Банковский закон устанавливает запрет на раскрытие полученной в результате выполнения своих профессиональных функций информации для Банка России, организаций, осуществляющих функции по обязательному страхованию вкладов, аудиторских организаций и уполномоченного органа, осуществляющего меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов.

Среди пользователей информации в отдельную группу можно выделить субъектов, чья профессиональная тайна подлежит особой защите. В числе таких субъектов - аудиторы, нотариусы, налоговые органы, адвокаты. В случае получения указанными лицами доступа к банковской тайне в процессе осуществления ими профессиональных обязанностей, их права и обязанности в отношении приобретенных сведений регулируются, соответственно, нормами об аудиторской, нотариальной, налоговой или адвокатской тайне.

При рассмотрении вопроса о статусе пользователей банковской тайны следует иметь в виду, что их обязанность по соблюдению режима конфиденциальности сведений производна от самого факта получения таких сведений. Однако, право доступа к банковской тайне предусмотрено законом далеко не для всех тех субъектов, на кого нормативными актами возложена обязанность охраны банковской тайны. Другие субъекты могут быть лишь пользователями информации в обобщенном виде, но не могут получать справки о конкретных клиентах банка (органы статистики). Исходя из смысла положений ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Банковского закона, можно сказать, что определяющее значение для понятия банковской тайны является содержание информации, а не лицо, на которое возложена обязанность по ее охране.

Раскрытие информации, относящейся к банковской тайне

Вопрос о раскрытии информации, относящейся к банковской тайне, является основным и самым проблемным в данной теме.

Обязанность кредитной организации предоставить сведения, относящиеся к банковской тайне, основываются исключительно на положениях закона.

Исключения из банковской тайны можно условно разделить на прямо предусмотренные законом и имеющие иные основания.

Раскрытие в силу предписания закона

Статья 857 ГК РФ закрепляет, что сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть представлены исключительно в случаях и в порядке, установленном законом. Наиболее развернутый перечень таких случаев содержится в Законе о банках, при этом иные федеральные законы устанавливают детализацию полномочий и процедуры получения соответствующих сведений. Случаи предоставления сведений, относящихся к банковской тайне, можно классифицировать по нескольким основаниям. Во-первых, критерием классификации может являться наличие или отсутствие согласия клиента кредитной организации на раскрытие информации.

Во-вторых, случаи предоставления банковской тайны следует различать по порядку и форме их предоставления. Так, сведения могут представляться:

1) по специальным запросам государственных органов в форме справок или отдельных документов,

2) в составе отчетной или иной обобщенной документации кредитной организации (аудиторам, Банку России),

3) в порядке уведомления без предварительного запроса государственных органов о наличии определенных, предусмотренных законом обстоятельств в отношении конкретного клиента банка (налоговых органов об открытии и закрытии банковского счета),

4) в силу предписания закона при выявлении установленных признаков - Комитету по финансовому мониторингу.

Третьим основанием классификации является статус лица, которого касаются предоставляемые банком сведения. Так, Банковским законом предусмотрены различные основания предоставления сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях и о физических лицах, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Более того, предоставляемая банками информация различается по объему: в одних случаях предусмотрена обязанность давать справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в других - справки могут касаться только операций.

Налоговые органы

Очевидно, что самое важное значение институт банковской тайны имеет в отношениях между налоговыми органами и кредитными организациями. Налоговые органы стремятся получить максимально возможную информацию в наикратчайшие сроки от банков, напротив, банки заинтересованы в большей степени оберегать интересы клиентов, т.к. именно клиенты являются источником их благополучия. Таким образом, налицо очевидный конфликт интересов.

Банковский закон представляет налоговым органам право получать справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. Налоговый кодекс РФ наделил налоговые органы достаточно широкими полномочиями в отношении получения от банков информации по клиентам последних:

Также налоговые органы широко используют в своих запросах в банки Закон от 21 марта 1991 года № 943-1"О налоговых органах РФ" , который, по их мнению, дает им безусловное право истребовать в банке все, что необходимо. В Законе № 943-1 предусмотрено право налоговых органов «получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения».

Вопрос о конституционности п. 2 ст. 86 НК РФ и п. 3 ст. 7 Закона о налоговых органах был поставлен перед Конституционным судом ОАО «АКБ «Энергобанк». По мнению заявителя, норма Закона о налоговых органах ввиду ее неконкретности позволяет произвольно расширять и возлагать на банк не предусмотренные законом обязанности. Конституционный суд не принял жалобу банка к рассмотрению, но указал в соответствующем определении, что данная норма должна пониматься и применяться как не противоречащая НК РФ и, следовательно, «не налагающая дополнительные, сверх установленных им, обязанности на налогоплательщиков».

Положения налогового законодательства, закрепляющие право налоговых органов требовать от банка необходимые справки и документы по счетам и операциям клиентов при наличии мотивированного запроса , а также ответственность банка за отказ в предоставлении указанных в запросе сведений, имеют под собой объективные и не противоречащие Конституции РФ основания, а потому не могут рассматриваться как возлагающие на банк обязанности, не соответствующие его природе, нарушающие банковскую тайну и права налогоплательщиков.

Следует особо отметить, что в письме МНС РФ от 27 мая 2004 года № 24-2-02/410 указывается, что при отсутствии в запросе налогового органа мотивировки необходимости предоставления соответствующей информации либо при наличии ненадлежащей мотивировки, не связанной с целями и задачами налоговых органов, а также при отсутствии в запросе указания на конкретный период, за который запрашивается информация, данные запросы исполнению банками не подлежат.

Справка или документ?

Судебная практика, касающаяся споров банков с налоговыми органами о предоставлении банковских сведений, составляет основную массу всей судебной практики по вопросу банковской тайны. Во взаимоотношениях банков и налоговых органов часто возникают сложности с толкованием понятий «справка » и «документ » при определении допустимой формы предоставления сведений. Так, специалисты высказывают позицию, что «справка есть не что иное, как справочная информация, подготавливаемая непосредственно в банке для целей ответа на запрос. Документ же представляет собой какой-либо конкретный документ (оригинал, копия), обладающий идентифицирующими признаками, который уже имеет место быть на момент появления в банке запроса и не изготавливается исключительно для ответа на запрос налоговых органов.» Статья 86 НК РФ не обязывает банк предоставлять какие-либо документы - только справки. Документы могут быть истребованы должностным лицом налогового органа на основании статьи 87 НК РФ при проведении встречной налоговой проверки, или в целях подтверждения исполнения платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов.

Мнения судов по данному вопросу различны. Так в одном случае налоговым органом в банк были направлены требования о представлении 1) информации о движении денежных средств по счетам налогоплательщика и 2) копии документа, на основании которого банком совершена кредитная запись, подтверждающая зачисление денежных средств на счета проверяемых налогоплательщиков. Банк выполнил первое требование, но отказался выполнять второе. Арбитражный суд указал, что поскольку запрашиваемые налоговым органом документы не относятся к справкам по операциям и счетам организаций, а являются документами, содержащими банковскую тайну, у банка отсутствует обязанность представлять по запросу налогового органа копии расчетно-платежных документов. В других делах относительно представления банком запрошенных налоговым органом документов Федеральный арбитражный суд Уральского округа пришел к выводу, что «распечатка счета и документы, на основании которых совершены записи по нему, не являются справками по операциям и счетам, которые инспекция вправе требовать у банка на основании п. 2 ст. 86 НК РФ». Вопрос о том, что же считать документом, а что справкой остается открытым. Так ФАС Восточно-Сибирского округа, разрешая вопрос о законности требования налогового органа выписки из книги учета векселей и лицевых счетов (распечаток), по которым отражены операции по погашению (учету) векселей, постановил, что «справка - это документ, содержащий информацию о запрашиваемых сведениях», и признал правомерным привлечение банка к ответственности за непредоставление указанной информации.

В случае, когда банк выступает в качестве налогового агента , он обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов , в том числе и документы, охраняемые в режиме банковской тайны. Судебная практика сводится к тому, что обязанность банка как налогового агента по раскрытию информации распространяется и на сведения о физических лицах. Так, в одном деле арбитражный суд указал, что, согласно п. 1 ст. 93 НК РФ, истец является налоговым агентом и по требованию должностного лица, проводящего налоговую проверку, обязан представить все необходимые для проверки сведения, в том числе сведения, содержащие банковскую тайну. По мнению суда в данном случае сохранность тайны вклада физического лица должна обеспечиваться институтом налоговой тайны.

Правоохранительные органы

Банковский закон устанавливает, что справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по счетам и вкладам физических лиц предоставляются органам предварительного следствия при выполнении двух условий:

1) информация имеет отношение к делу, находящемуся в производстве данного органа и

2) имеется согласие прокурора.

В отношении налоговых преступлений закон допускает раскрытие банковской тайны даже без возбуждения уголовного дела. Так, предусматривается, что справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

В ходе досудебного производства доступ к банковской информации может быть получен в результате проведения следственных действий в порядке, предусмотренном УПК РФ. Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в кредитных организациях, может осуществляться только по решению суда . Конституционный суд распространил данные требования УПК РФ и на обыск, при проведении которого производится изъятие банковских документов, так как «требование о производстве выемки … только на основании судебного решения обусловлено не особенностями проводимого в этих целях одноименного следственного действия, а специфическим характером содержащейся в изымаемых предметах и документах информации». Поэтому решение суда требуется вне зависимости от того, как оформляется изъятие документов - как результат обыска или как выемка.

Законодательство РФ не содержит специальных указаний на то, в каких случаях суды должны давать санкцию на доступ к банковской информации, а в каких отказывать. Представляется, что решение данного вопроса должно зависеть от степени обоснованности подозрений следователя и остается на усмотрение суда.

Помимо вышеперечисленных положений статья 26 Банковского закона содержит норму о предоставлении кредитными организациями информации об операциях юридических и физических лиц соответствующему государственному органу на основании Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Указанным законом установлены конкретные случаи обязательного предоставления информации банками.

Судебные приставы-исполнители

Банковский закон предоставляет суда, и не предоставляет судебным приставам права доступа к банковской тайне. Федеральный закон "О судебных приставах" не содержит специальных положений о порядке доступа к банковской информации, а лишь предоставляет общее право «получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки». Несмотря на это, Конституционный суд РФ признал за судебными приставами-исполнителями право запрашивать и получать в кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц. Следуя логике решения, рассматриваемые правила распространяются и на юридические лица и индивидуальных предпринимателей. При этом из смысла постановления можно выявить три квалифицирующих признака этого права:

1) право реализуется в связи с исполнением постановления суда;

2) право реализуется в пределах, определяемых постановлением суда;

3) сведения предоставляются лишь в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа.

Такая правовая позиция Конституционного суда вызвала определенные опасения за судьбу института банковской тайны как такового. Так непосредственно после принятия Постановления 8-П А. Акимов писал: «Допущение мысли, что получить доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, используя абстрактное право на получение информации и документов, может обесценить само понятие банковской тайны, и, кроме того, оно способно породить новые споры, поскольку подобные нормы имеются, в частности, в Законе РФ "О милиции" и в некоторых других федеральных законах». С тех пор Конституционный суд неоднократно повторял выраженную в Постановлении 8-П правовую позицию о взаимосвязи конституционных гарантий ст. 23, ст. 24 и ст. 55 Конституции и института банковской тайны для разрешения вопроса о полномочиях налоговых и следственных органов в отношении банковской информации. В последнем определении по данной проблеме, при рассмотрении вопроса о соотношении норм УПК РФ и Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", определяющих порядок производства обыска в адвокатском бюро, Конституционный суд сформулировал способ разрешения коллизий между различными правовыми актами. По мнению суда, приоритет имеет тот акт, который «предусматривает больший объем прав и свобод граждан и устанавливает более широкие их гарантии».

Полномочия иных пользователей информации, составляющей банковскую тайну

Право получать информацию, относящуюся к банковской тайне, в форме справок также принадлежит:

Правом ознакомления с банковскими документами, охраняемыми в режиме банковской тайны, обладает Банк России .

В Российской Федерации перечень лиц, которым кредитная организация обязана предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну, определен федеральными законами. В число таких законов входит не только Банковский закон, но и законы, регулирующие деятельность соответствующих государственных органов и организаций. Последние действуют даже в том случае, если Банковским законом данному государственному органу или должностному лицу вовсе не предоставлено право доступа к банковской тайне (судебные приставы).

Предоставление информации с согласия клиента

Согласие клиента на раскрытие банковской тайны освобождает банк от ответственности за разглашение конфиденциальной информации. Случаями раскрытия банковской тайны с согласия клиента являются предоставление информации ему самому или его представителю, а также в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, предусмотренных договором между банком и БКИ. Состав предоставляемой в БКИ информации определяется Федеральным законом «О кредитных историях». При этом специально предусматривается, что представление информации в БКИ с соблюдением положений закона не является нарушением служебной, банковской, налоговой или коммерческой тайны. Поправка о возможности предоставления сведений, составляющих банковскую тайну в бюро кредитных историй, внесена в ГК РФ .

Иные исключения из банковской тайны

Информация, относящаяся к банковской тайне, может стать известной третьему лицу также в случае уступки этому лицу требования банка к клиенту. Арбитражная практика допускает уступку требования банка о взыскании с клиента - должника суммы кредита и начисленных процентов, даже в случае, если новый кредитор не является кредитной организацией. Так, в одном деле арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что новый кредитор (не банк), становясь на место прежнего кредитора по кредитному договору (банка) приобретает все права и обязанности кредитора, в том числе и право на получение сведений, составляющих банковскую тайну заемщика. Поскольку отсутствие у нового кредитора обязанности охраны банковской тайны ограничивает гарантированные законом права клиента банка, договор цессии был признан ничтожным. Однако суд кассационной инстанции опроверг данный вывод и указал, что на момент вступления нового кредитора в отношения с ответчиком у кредитора имелось только одно право - истребование задолженности. Все иные права к этому времени «потеряли актуальность для кредитора». Кассационная инстанция также указала на отсутствие необходимости соблюдения правил о специальном субъектном составе кредитного договора, поскольку новый кредитор вступает в кредитный договор после исполнения первоначальным кредитором действий, требующих лицензирования. Был опровергнут и вывод должника о том, что личность кредитора имеет существенное значение в данном обязательстве, и решение арбитражного суда первой инстанции было отменено.

В другом случае банк уступил требование из кредитного договора другому банку, который, в свою очередь, переуступил его третьему лицу. Арбитражные суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что личность кредитора не имеет существенного значения в данном обязательстве.

Таким образом, суды допускают уступка требований по кредитным договорам, довод о нарушении банковской тайны не рассматривается как основания для признания недействительной сделки по передаче указанного права.

Ответственность за разглашение банковской тайны

Банковский закон предусматривает ответственность владельцев и пользователей банковской тайны за ее разглашение. В частности, ответственность несут Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники.

Ответственность других пользователей банковской тайны предусмотрена законами об их деятельности: для инспекторов Счетной палаты , для таможенных органов и т.д. Лица, которые в связи со спецификой профессиональной деятельности и в соответствии с законом являются субъектами иных видов профессиональной тайны, несут ответственность за разглашение банковской информации, ставшей им известной в процессе осуществления профессиональной деятельности, как за разглашение налоговой, нотариальной, аудиторской или др. тайны.

За разглашение банковской тайны законодательством РФ предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.

< ALIGN=CENTER>Уголовная ответственность

Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Данная статья находится в главе УК РФ - «Преступления в сфере экономической деятельности», чем и определяется видовой объект преступления. В объект данного преступления необходимо включать помимо отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, также отношения по осуществлению «иной экономической» деятельности.

Статья 183 УК РФ предусматривает четыре состава преступления, первые два из которых формальные (достаточно лишь факта нарушения, вредоносные последствия необязательны), а третий и четвертый - материальные (обязательными элементами являются вредоносные последствия). Так, часть первая предусматривает ответственность за собирание сведений, составляющих банковскую тайну, часть вторая - за распространение или использование таких сведений, часть третья - за совершение тех же деяний из корыстной заинтересованности или с причинением крупного ущерба, а часть четвертая распространяется на случаи, повлекшие тяжкие последствия. Характеристикой объективной стороны преступления является незаконность совершения указанных действий. В части первой выделяются такие способы собирания сведений: похищение документов, подкуп, угрозы, иной незаконный способ. Под последним в литературе понимается завладение информацией посредством использования специальной техники негласного получения информации, незаконное проникновение в компьютерную сеть.

Субъектом преступления по части первой ст. 183 УК РФ может являться любое деликтоспособное лицо, а по части второй к ответственности могут быть привлечены лишь специальные субъекты - лица, которым банковская тайна была доверена или стала известна по службе или работе, - например, служащие кредитных организаций.

Преступления по ст. 183 УК РФ наказываются штрафом до 80000 рублей , в том числе с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок, либо лишением свободы. Срок лишения свободы по формальным составам не может превышать соответственно двух и трех лет, а по материальным составам - соответственно пяти и десяти лет. На 24 апреля 2006 года справочно-поисковые системы и комментарии к статье 183 УК РФ не содержат информации о судебной практике по указанным составам преступлений. По данным статистики МВД за 2003 год, 2004 год, 2005 год и январь-март 2006 года преступлений по статье 183 УК РФ не выявлено.

Административная ответственность

Разглашение информации, относящейся к банковской тайне, подпадает под состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях . По данной статье ответственность наступает за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность). Субъектом данного правонарушения может быть только физическое лицо, получившее доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. При этом, указанная статья распространяется как на служащих кредитных организаций, так и на работников любых других пользователей банковской тайны (БКИ, Агентства по страхованию вкладов, правоохранительных, таможенных органов и т.д.). Совершение указанного правонарушение физическим лицом влечет наказание в виде административного штрафа (до 1000 рублей).

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах - клиентах банка может повлечь для физических и юридических лиц ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ. Данная статья направлена на охрану персональных данных о гражданах. Согласно ст. 2 Закона об информации, персональные данные - это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Такие данные могут одновременно являться данными о клиенте кредитной организации и входить в состав банковской тайны. Таким образом, нарушение режима банковской тайны в части персональных данных может повлечь административную ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ в форме административного штрафа. При этом субъектами данного правонарушения могут быть не только кредитные организации и их служащие, а любые пользователи банковской тайны.

В отдельных случаях, нарушение обязанности пользователя информации хранить банковскую тайну может стать основанием для лишения виновного лица специальной правоспособности. Так, неисполнение БКИ обязанности по защите информации может стать основанием для предъявления уполномоченным государственным органом в судебном порядке требования об исключении БКИ из государственного реестра БКИ.

Поговорим о том, что представляет собой банковская тайна вообще и конкретно банковская тайна в России на сегодняшний день. В последнее время мне часто задают вопросы вроде “Куда банк сообщает об операциях по счетам?”, “Может ли налоговая узнать о моих вкладах?”, “Что будет, если мне поступит перевод на крупную сумму?” и т.п. Ответы на все эти вопросы вы и найдете в сегодняшней статье.

Что такое банковская тайна?

Банковская тайна – это юридически закрепленная норма закона, согласно которой банковские учреждения обязуются защищать информацию о своих клиентах, их счетах, операциях и остатках по этим счетам.

Законодательством каждой конкретной страны определены конкретные сведения, составляющие банковскую тайну . За разглашение банковской тайны лицами, имеющими к ней доступ, предусматривается уголовная ответственность (в частности, банковские сотрудники при приеме на работу подписывают уведомление о неразглашении банковской тайны и предупреждаются об ответственности за такое правонарушение).

В определенной степени банковская тайна присутствует во всех странах, но только степень эта может быть разной. Так, например, в Швейцарии (страна, банковская система которой традиционно считается самой надежной в мире), Люксембурге, Сингапуре и ряде оффшорных зон законы о банковской тайне таковы, что не предусматривают ее разглашение даже в рамках заведенных уголовных дел, при поступлении официальных запросов из правоохранительных органов и решений суда. Именно по этой причине банки таких стран выбирают для хранения крупных сумм сбережений или открытия счетов компаний, ведущих сомнительную деятельность.

В других странах разглашение банковской тайны предусмотрено исключительно в рамках расследования уголовных дел, по официальным запросам из прокуратуры и решениям суда.

Однако в последнее время понятие банковской тайны в мире становится все менее жестким и более размытым. Так, например, 28-29 октября 2014 года представители 51 страны мира на международном форуме в Германии подписали соглашение о ежегодном автоматическом обмене данными по счетам нерезидентов для борьбы с укрывательством от налогообложения.

Банковская тайна в России.

На сегодняшний день банковская тайна в России практически отсутствует. С 1 июля 2014 года вступили в действие поправки к законодательству, согласно которым все банки автоматически подают в налоговую службу данные об открытии и закрытии любых счетов, в том числе, счетов физических лиц (вкладов, текущих счетов, банковских карт и т.д.).

При этом они обязаны предоставлять любую информацию об остатках и движении по этим счетам на запрос налоговой службы в течение трех дней после поступления запроса. Такие запросы ФНС имеет право подавать, когда ей заблагорассудится, например, при проведении налоговой проверки или при подозрении, что некое лицо уклоняется от уплаты налогов.

Такой закон о банковской тайне в России сразу же поставил под угрозу всех, кто так или иначе скрывает свои доходы: , предпринимателей, использующих серые схемы в бизнесе, наемных работников, получающих серые зарплаты через банковские счета и т.д.

Причем, действующие нормы закона не предусматривают наличия срока исковой давности по нарушениям в области налогового законодательства для физических лиц. То есть, например, в 2025 году ФНС может выявить неуплату налогов в 2015 году и взыскать с неплательщика штраф и пеню, начисленную за весь этот период (а чем дольше период – тем крупнее пеня). Причем, даже если денежные поступления, определенные как доход, были на счет, который уже давно закрыт и не используется.

Хорошо это или нет? С одной стороны – хорошо, поскольку стимулирует задекларировать свои доходы и честно оплачивать налоги, либо же оформить предпринимательскую деятельность: так и должно происходить в любой нормальной стране мира. С другой стороны, в условиях российских реалий такой закон о банковской тайне еще больше подрывает и без того слабое , заставляет их бояться хранить крупные суммы на , отправлять и принимать в крупных суммах. Ну а вдруг налоговая “прикопается”? Мало ли, чего от нее можно ожидать? Так считает большинство людей. А многие из тех, кто ранее использовал серые схемы в бизнесе, просто перешли на “черный нал”. Все это означает отток пассивов из банков, что негативно влияет на состояние банковской системы и экономику страны в целом.

Многих интересует, а подают ли банки данные о поступлениях на счета в налоговую самостоятельно? Нет, именно в налоговую не подают, но могут подавать в специальную службу финансового мониторинга, в случае, если операция содержит определенные признаки. К примеру, если физическое лицо получает от нерезидента или платежного агента перевод в сумме, превышающей эквивалент 100 тысяч рублей.

Стоит ли опасаться финансового мониторинга? Да, но лишь в том случае, если операция действительно незаконна, если же это обычный перевод, например, между родственниками – проблем возникнуть не должно. Только банк может запросить какие-то дополнительные документы, подтверждающие некоммерческий характер перевода (например, подтверждение родства). А может и не запросить.

К слову сказать, если налоговая выявит у вас какие-то проблемы и наложит арест на счет, то вы уже не сможете открыть счета в других банках, так как информация о наличии ареста будет находиться в доступной для всех банков базе, и они обязаны это проверять.

Помимо всего этого, российские законы предусматривают предоставление информации, содержащей банковскую тайну, по запросам правоохранительных органов, судов и в других случаях при проведении расследования преступлений.

Конечно же, законы, предусматривающие разглашение банковской тайны по запросам госорганов в России, вряд ли означают, что за всеми началась тотальная слежка и нужно ждать вызова в налоговую. Но риски нелегальных заработков однозначно повысились в несколько раз – это факт.

Как обезопасить себя от интереса со стороны налоговой?

1. Честно платить налоги и не нарушать законы. Но, к сожалению, этот, казалось бы, самый надежный способ, в реальных условиях может, наоборот, вызвать дополнительный интерес к вашей персоне, а действующие законы таковы, что при желании всегда можно найти нарушения, за которые можно оштрафовать.

2. Исключить получение на счета переводов, происхождение которых вы не сможете подтвердить. В первую очередь, это, конечно же, касается сумм, попадающим под действие финансового мониторинга.

3. Использовать правильные формулировки назначения платежа. Например, при переводах на счет частного лица нужно указывать “частный перевод, без НДС”, “перевод не связан с предпринимательской деятельностью”. Особенно это касается переводов, осуществляемых регулярно. Если речь идет об очень крупной сумме перевода, можно использовать формулировку “возврат долга”, предварительно составив с отправителем.

4. Подавая налоговую декларацию, не умалчивать об открытых счетах. Если при подаче декларации вы даже просто забудете указать какой-то открытый счет – это может сразу вызвать к вам интерес, поскольку ФНС выявит несоответствие (все данные о ваших счетах там уже есть). Кроме того, за это предусмотрена административная и даже уголовная ответственность.

Теперь вы имеете представление о том, что такое банковская тайна, что включают в себя сведения, составляющие банковскую тайну, и как ныне обстоят дела с банковской тайной в России. В заключение хочу отметить, что постепенный отказ от банковской тайны – это сейчас мировой, глобальный процесс, но, например, в России он происходит с большим опережением мировых тенденций.

На мой взгляд, чтобы бороться с теневой экономикой, нужно устранять не ее последствия, а ее причины. То есть, улучшать бизнес-климат, бороться с коррупцией, стимулировать развитие бизнеса. У нас же происходит борьба именно с последствиями, и отказ от банковской тайны – один из способов такой борьбы. Является ли он эффективным? Думаю, вы сами можете это увидеть, глядя по сторонам, тем более, с момента нововведений прошел уже год.

До новых встреч на ! Успехов вам в заработке, инвестировании и управлении личными финансами!