Сводный финансовый баланс и его структура. Сводный финансовый баланс

Сводный финансовый баланс - это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составляться в 30-х годах. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли Н.М. Валуйский, В.А. Галанов, А.М. Ляндо, Н.С. Марголин, B. C. Павлов, В.Г. Пансков, Г.Я. Шахова.

Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т.е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономики РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей. Схему основных показателей сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне, иллюстрирует таблица 1.

Таблица 1. Структура сводного финансового баланса (общегосударственный уровень)

1. Прибыль

2. Налог на добавленную стоимость и акцизы

3. Подоходный налог с физических лиц

4. Налоги на имущество

5. Средства для образования Фонда социального страхования. Пенсионного фонда. Фонда страховой медицины и Фонда занятости

6. Средства других бюджетных целевых фондов

7. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

8. Амортизационные отчисления

9. Доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи госимущества

10. Налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности

11. Прочие доходы

Итого доходов

1. Затраты на государственные инвестиции, включая погашение кредиторской задолженности (кроме военного строительства)

2. Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы

3. Государственные дотации

4. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации

5. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений)

6. Расходы на науку за счет бюджета

7. Расходы за счет средств других бюджетных целевых фондов

8. Расходы на оборону

9. Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и прокуратуры (без капитальных вложений)

10. Расходы на содержание органов государственной власти (без капитальных вложений)

11. Расходы по внешнеэкономической деятельности

12. Расходы на образование резервных фондов

13. Прочие расходы

Всего расходов

Территориальное сводное финансовое планирование. Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Хотя первые попытки подготовки сводных финансовых балансов в союзных республиках СССР были сделаны еще в 30-х годах, разрабатываемые в них финансовые балансы охватили лишь финансовые ресурсы, создаваемые и используемые в хозяйстве, подведомственном республиканским исполнительным органам власти.

Вопрос о разработке сводного финансового баланса, отражающего движение всех финансовых ресурсов на территории, стал ставиться экономистами лишь в 70-е годы. Существенный вклад в создание методологии разработки сводных финансовых балансов союзных республик внесли И.А. Аветисян, O.Д. Василик, Т.Т. Тулебаев.

Еще сложнее обстояло дело с разработкой сводного финансового баланса на областном, городском, районном уровнях. Только в середине 70-х годов в НИФИ Минфина СССР Г.Б. Поляк приступил к разработке методических основ составления такого баланса. Подготовленные им впервые в нашей стране Методические рекомендации по составлению сводного финансового баланса города прошли экспериментальную апробацию в отдельных городах и послужили основой составления таких балансов для областного и районного уровня. В середине 80-х годов такие балансы стали составляться во всех автономных республиках, краях, областях и крупных городах СССР.

Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов:

1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;

2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса;

3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы;

Основная задача территориального сводного финансового баланса - определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).

Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.

Сводный финансовый баланс на территориальном уровне имеет следующий состав показателей (приложение 1).

Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:

достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;

точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;

сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;

повысить качество бюджетного планирования;

скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;

концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретных период направлениях экономического и социального развития территории;

изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;

наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;

осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;

активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;

добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.

Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ


№ группы и варианты ХХХХХХХХХХХ

Ф.И.О студента ХХХХХХХХХХХХ

Дата сдачи студентом к.р.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Финансовый баланс города


по Финансы

(наименование дисциплины)

Ф.И.О. преподавателя Закревская Г.С.

Дата проверки к.р. оценка

Контрольная работа предъявляется экзаменатору при сдаче экзамена (зачета)

Калининград 2004


1. Финансовый баланс РФ, территории города, его содержание. Необходимость полного учета аккумулированных ресурсов страны в условиях рынка... 3

1.1. Финансовый баланс РФ......................................................................... 3

1.2. Финансовый баланс территории........................................................... 7

1.3. Баланс финансовых ресурсов города................................................ 12

2. Доходы регионального бюджета............................................................ 18

Литература....................................................................................................... 23


В бюджетном кодексе Российской Федерации (статья 175) регламентировано, что «баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета».

В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составляться в 30-х годах прошлого века. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли В.А.Галанов, А.М.Ляндо, Н.С.Марголин, В.С.Павлов, Т.Я.Шахова.

Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом, выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, провести прогнозные финансовые расчеты, разработать направления финансовой политики.

Финансовый баланс государства разрабатывается в министерстве экономического развития и торговли РФ с участием министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей и представляется в Правительство РФ для рассмотрения и последующего направления в Федеральное собрание в комплекте документации по проекту федерального бюджета на очередной год.

В таблице 1.1 приведены основные , составляемого на общегосударственном уровне.

Таблица 1.1

Показатели сводного финансового баланса

1. Прибыль

1. Затраты на государственные инвестиции, включая погашение кредиторской задолженности (кроме военного строительства)

2. Налог на добавленную стоимость и акцизы

2. Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы

3. Государственные дотации

4. Налоги на имущество

4. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации.

5. Средства для образования фонда социального страхования, пенсионного фонда, фонда страховой медицины и фонда занятости

5. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений)

6. Средства других бюджетных целевых фондов

6. Расходы на науку за счет бюджета

7. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

7. Расходы за счет средств других бюджетных целевых фондов

8. Амортизационные отчисления

8. Расходы на оборону

9. Доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы о продажи государственного имущества.

9. Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и прокуратуры (без капитальных вложений)

10. Налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности

10. Расходы на содержание органов государственной власти (без капитальных вложений)

11.Прочие доходы

11. Расходы по внешнеэкономической деятельности


12. Расходы на образование резервных фондов


13. Прочие расходы

Итого доходов:

Итого расходов:

Доходы и расходы всегда «привязаны» к определенному субъекту хозяйствования (экономической единице), относящейся по типу своего экономического поведения к тому или иному сектору экономики:

Таких секторов пять:

нефинансовые предприятия, охватывающие производителей товаров и рыночных услуг (кроме финансовых услуг);

кредитные организации, выполняющие финансовые операции и услуги на коммерческой основе, включая и услуги по страхованию (страховые организации);

государственные и муниципальные (бюджетные) учреждения, предоставляющие нерыночные услуги для коллективного пользования, а также фонды социального обеспечения.

общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства и занятые оказанием нерыночных услуг для особых социальных групп населения;

домашние хозяйства, охватывающие семейные ячейки как потребителей товаров и услуг.

Финансовый баланс страны позволяет отразить: во-первых, финансовые взаимосвязи между отдельными экономическими секторами; во-вторых, процессы образования всех элементов ВВП и его дальнейшего использования. Такая финансовая модель наиболее наглядна при ее матричном построении, позволяющем совместить образование финансовых ресурсов и их использование. С одной стороны, матрица (в подлежащем) отражает доходы экономических секторов, а с другой (в сказуемом) – их расходы. Таким образом, доходы каждого экономического сектора являются расходами других секторов (таблица 1.2).

Таблица 1.2

Финансовый баланс в разрезе экономических секторов




№ строки

Секторы - плательщики

Всего доходов

Нефинансовые организации

Кредитные предприятия

Общественные организации

Домашние хозяйства

Секторы - покупатели

Нефинансовые предприятия








Промежуточное потребление

Прибыль, амортизационные отчисления

Кредитные организации

Государственные и муниципальные учреждения

Общественные организации

Домашние хозяйства

Всего расходов

Каждый сектор фигурирует в финансовом балансе как получатель доходов и как плательщик. В приводимой таблице каждый блок финансов, образующийся на пересечении строки и столбца, характеризует взаимосвязи двух секторов. Например, блок 6.1 «Домашние хозяйства» - «Нефинансовые предприятия» показывает, с одной стороны, доходы домашних хозяйств в виде оплаты труда, полученные от нефинансовых предприятий, а с другой – расходы нефинансовых предприятий на оплату труда своих работников.

Таким образом, финансовый баланс, построенный в разрезе экономических секторов, может служить для моделирования макроэкономических процессов, «проигрывания» различных вариантов финансовой политики и социально-экономической политики государства в целом.

В отличие от финансового планирования на общегосударственном уровне, которое базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, сводный финансовый баланс территорий составляется сравнительно недавно, хотя первые попытки подготовки сводных финансовых балансов в союзных республиках СССР были еще в 30-х годах 20 – го века. Разрабатываемые в них финансовые балансы охватили лишь финансовые ресурсы, создаваемые и используемые в хозяйствах, подведомственных республиканским исполнительных органам власти.

Вопрос о разработке сводного финансового баланса, отражающего движение всех финансовых ресурсов на территории, стал ставится экономистами лишь в 70 – е годы 20 – го века. Существенный вклад в создание методологии разработки сводных финансовых балансов союзных республик внесли И.А.Аветисян, О.Д.Василик.

Необходимость разработки территориальных финансовых балансов обусловлена рядом факторов.

Одна из важных целей территориального планирования – разработка программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию. Осуществление таких программ связано со значительными финансовыми затратами. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных такими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса.

В связи с этим возникает необходимость сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.

Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Следует отметить, что территориальный финансовый план должен учитывать национальный доход, созданный на территории региона и используемый там, и часть национального дохода, созданную за пределами региона, но поступающую на его территорию в порядке распределения и перераспределения.

Следовательно, в доходную часть такого баланса включаются средства, созданные в регионе, но направленные в вышестоящий бюджет, в ведомственные фонды и по другим каналам. Это платежи из прибыли, часть налога на добавленную стоимость и налога с физических лиц, направляемые в вышестоящие бюджеты, отчисления предприятий в фонды ведомств.

Финансовый баланс региона не является оперативным финансовым планом и не подменяет собой оперативных планов финансово-кредитной системы (бюджета, финпланов предприятий и др.). С его помощью осуществляется увязка всех звеньев финансово-кредитной системы, предопределяются общие рамки и структура всех её оперативных планов.

Информационную базу при разработке финансового баланса территории составляют: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов; функциональных подразделений территориальных органов власти; экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона; показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.

Состав показателей территориального финансового баланса приведен в таблице 1.3

Таблица 1.3

Показатели сводного финансового баланса


Продолжение таблицы 1.3

3. Подоходный налог с физических лиц

3. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета, а так же внебюджетных фондов (без капитальных вложений), из них:

Народное образование, профессиональная подготовка кадров; культура, искусство и средства массовой информации;

Здравоохранение и физическая культура;

Социальное обеспечение;

Государственные пособия и компенсационные выплаты населению;

4. Налоги на имущество

4. Расходы на содержание предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства за счет средств бюджета и внебюджетных фондов (без капитальных вложений).

5. Доходы от приватизации и коммерческого использования объектов государственной и муниципальной собственности

5. Расходы на научно-исследовательские работы (без капитальных вложений)

6. Ресурсные платежи

6. Расходы на содержание правоохранительных органов (без капитальных вложений)

7. Региональные и местные налоги

7. Расходы на содержание органов государственной власти и управления (без капитальных вложений)

8. Амортизационные отчисления

8. Текущие расходы на целевые программы, в том числе: региональные, местные.


Продолжение таблицы 1.3

9. Средства для образования государственных и других специальных бюджетных и внебюджетных фондов - всего, в том числе:

Пенсионного фонда;

Фонда социального страхования;

Фонда страховой медицины;

Фонда занятости населения;

Дорожных фондов;

Экологических фондов;

Муниципальных фондов;

9. Резервные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

10. Прочие налоги и доходы

10. Погашение долгосрочных кредитов, выданных на капитальные вложения.

11. Долгосрочные кредиты для финансирования капитальных вложений.

11. Прочие расходы.

Итого доходов:

Итого расходов:

Средства, выделяемые:

Взносы средств:

1. Из вышестоящих бюджетов, в том числе:

Дотации и субвенции;

Средства Федерального фонда финансовой поддержки регионов;

Средства Фонда государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

1. В вышестоящие бюджеты - всего, в том числе:

Налог на прибыль;

Подоходный налог с физических лиц;

2. Из государственных и муниципальных внебюджетных фондов.

2. Отчисления в государственные и другие специальные и внебюджетные фонды.

Всего доходов

Всего расходов и использования средств:

Составление территориального финансового баланса позволяет:

Достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;

Точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;

Сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;

Скоординировать использование финансовых ресурсов, как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;

Концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретный период направлениях экономического и социального развития территории;

Повысить качество бюджетного планирования;

Изыскать внутри региональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;

Наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;

Осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;

Активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;

Добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов;

Баланс финансовых ресурсов позволяет выявить действительный объем и движение всех финансовых ресурсов, отразить последовательно и во взаимосвязи их движение, включая образование финансовых ресурсов, передачу в централизованные фонды государства (федеральный и региональный уровни), получение ресурсов, формирование доходов и их использование. Он выражает экономические отношения, возникающие по поводу движения денежных средств на цели воспроизводства, социального развития и другие потребности жизнеобеспечения муниципального образования. С помощью финансового баланса можно определить основные финансовые связи и взаимоотношения в процессе распределения и перераспределения вновь созданной стоимости на данной территории.

Финансовый баланс содержит финансовое обоснование заданий плана экономического и социального развития. Для разработки баланса используются основные параметры прогноза социально-экономического развития территории на планируемый период, отчетная и прогнозная информация финансовых, налоговых, статистических органов, данные местного бюджета, финансовые балансы предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования, отчетные данные баланса финансовых ресурсов за предшествующий финансовый год. Баланс финансовых ресурсов составляют в текущих ценах.

В финансовый баланс фиксируются только годовые обороты финансовых ресурсов и не отражаются остатки на начало и конец года. Принятая форма сводного финансового баланса не включает баланс денежных доходов и расходов населения. Баланс финансовых ресурсов города разрабатывают, как правило, в укрупненных показателях, в данной связи в целях его совершенствования следует конкретизировать расчеты доходов и расходов во вспомогательных аналитических таблицах.

Финансовый баланс содержит четыре раздела, характеризующие важнейшие составляющие системы финансовых потоков территории:

I раздел – доходы;

II раздел – расходы;

III раздел – превышение доходов над расходами, расходов над доходами;

IV раздел - источники финансирования дефицита бюджета;

По разделу I сумма показателей по вертикали отражает объем имеющихся на территории города финансовых ресурсов, по горизонтали – ресурсы по их основным видам.

По разделу II сумма показателей по вертикали показывает объем расходов, произведенных на территории города, по горизонтали – расходы по основным видам.

Итоги раздела III представляют собой разницу между показателями разделов I и II и характеризуют превышение доходов над расходами или расходов над доходами.

Показатели раздела IV иллюстрируют источники финансирования дефицита бюджета.

Доходы, отражаемые в балансе финансовых ресурсов, включают следующие основные виды финансовых ресурсов:

Прибыль;

Амортизационные отчисления;

Налог на добавленную стоимость;

Налог на доходы физических лиц;

Налоги на имущество;

Средства государственных бюджетных фондов;

Средства целевых бюджетных фондов;

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности, включая доходы от продажи имущества;

Платежи за пользование природными ресурсами, прочие налоги, пошлины, сборы;

Прочие доходы;

Безвозмездные перечисления от других уровней власти (дотации, полученные из вышестоящих бюджетов);

Субвенции, полученные из вышестоящих бюджетов;

Средства, полученные по взаимным расчетам из других бюджетов;

Трансферты, полученные из вышестоящих бюджетов;

Прочие безвозмездные перечисления, в том числе от государственных предприятий и учреждений;

Доходные источники финансовых ресурсов могут подразделяться на возмездные и безвозмездные, текущие и капитальные, а также классифицироваться по функциональному или целевому назначению.

Расходная часть финансового баланса может быть построена с помощью такого методического приема, как сочетание экономической и функциональной бюджетной классификации. Имеющиеся убытки отражают в составе расходов, в то время как полученную прибыль показывают в доходах.

Расходы, отражаемые в финансовых балансах, включают следующие основные виды:

Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, а также за счет амортизации;

Инвестиции (кроме инвестиций, осуществляемых за счет прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий);

Государственное и муниципальное управление;

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

Промышленность, энергетика и строительство;

Сельское хозяйство и рыболовство;

Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

Развитие рыночной инфраструктуры;

Жилищно-коммунальное хозяйство;

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, последствий стихийных бедствий;

Социально – культурные мероприятия;

Обслуживание государственного и муниципального долга;

Расходы на образование резервных фондов;

Перечисления в вышестоящие бюджеты;

Платежи в государственные внебюджетные фонды;

Прочие расходы;

Финансовые балансы подавляющей части российских муниципальных образований характеризуются превышением расходов над доходами. В разделе IV указываются основные источники покрытия дефицита средств, в том числе средства федерального и регионального бюджетов (субвенции и дотации), средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований, муниципальные ценные бумаги, другие источники.

Сводный финансовый баланс дает возможность точнее определять совокупный объем финансовых ресурсов, в том числе и тех средств, которые остаются в распоряжении муниципального образования, концентрировать ресурсы на ведущих направлениях с учетом задач конкретного этапа развития, выявлять дополнительные резервы финансирования муниципальных программ, осуществлять эффективный контроль за аккумулированием финансовых ресурсов и их целевым использованием.

Формирование финансовых ресурсов в полном объеме, их рациональное использование, имеют огромное значение, поскольку финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства, роста материального и культурного уровня жизни народа. Снижение их объема ограничивает возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, решение актуальных экономических и социальных задач. Оно ведет к сокращению масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы, уменьшению фонда потребления в составе используемого национального дохода. Нехватка финансовых ресурсов приводит к несбалансированности натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорциям.

Поэтому в настоящее время особую значимость приобретают проблемы формирования финансовых ресурсов, взаимосвязи финансового и бюджетного планирования.

Перестройка прогнозного финансового и бюджетного планирования в условиях перехода крыночной экономике предполагает усиление роли баланса финансовых ресурсов как стратегического документа, определяющего перспективы финансового обеспечения территории как по объему и структуре, так и по их использованию.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности территориальных бюджетов, их государственной финансовой поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.


Общая схема собственных и регулирующих доходов региональных бюджетов можно представить в следующем виде (рис.1).

Рис. 1 Схема собственных и регулирующих доходов региональных бюджетов.

Собственные доходы региональных бюджетов включают следующие налоги и сборы:

1. Налоги, сборы и другие поступления, включающие местные налоги и сборы. Из них наиболее крупные:

Поступления по административным штрафам и санкциям;

Сборы, взимаемые автомобильной инспекцией, сборы за регистрацию предприятий, общественных организаций, банков и их филиалов;

Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

Сбор за право торговли;

Целевые сборы с граждан и предприятий всех организационно - правовых форм на содержание милиции, благоустройство и другие цели;

Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

Сбор со сделок, произведенных на товарных биржах и при продаже и покупке валюты;

Сбор за уборку территорий населенных пунктов;

Поступления от лицензирования отдельных видов деятельности;

Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;

Лицензионный сбор за право производства и торговли спиртными напитками и пивом;

2. Налоги на имущество, в том числе:

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

Налог на имущество предприятий;

Налог на имущество физических лиц;

3. Доходы от приватизации собственности, принадлежащей субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе:

Доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

Доходы от продажи земли;

Доходы от продажи квартир гражданам.

4. Земельный налог, включающий:

Земельный налог и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельхозугодия в составе лесного фонда;

Земельный налог и арендную плату за земли несельскохозяйственного назначения;

Доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;

Возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельхозугодий.

5. Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

6. Платежи за пользование недрами и природными ресурсами, в том числе:

Платежи за пользование недрами;

Лесные подати, включая арендную плату и плату за земли лесного фонда;

Плату за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов;

Отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов.

Территориальные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваясь увеличения платежей в бюджет.

Собственные доходы не являются основными источниками формирования региональных бюджетов, их удельный вес составляет примерно 20%.

Постоянно увеличивающиеся расходы региональных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывают необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществляется главным образом за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

В число главных регулирующих доходов региональных бюджетов входят отчисления от:

Налога на добавленную стоимость;

Акцизов;

Налога на прибыль (доход) предприятий;

Подоходного налога с физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов территориального бюджета и объема их собственных доходов.

Так как темпы роста расходов территориальных бюджетов превышают темпы роста их доходов (несмотря на отчисления от результирующих налогов), иногда возникает необходимость в дотациях, субвенциях и субсидиях из вышестоящего бюджета.

С 1994 года в Российской Федерации в качестве регулирующих доходов бюджетов регионов РФ стали использовать трансферты, т.е. средства, полученные из фонда финансовой поддержки регионов, созданного за счет источников федерального бюджета.

Позже подобные фонды были созданы в регионах за счет средств региональных бюджетов для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям.

Новизна и преимущества этого способа регулирования региональных бюджетов заключается в том, что средства территории выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей:

Территориальные бюджетные доходы (налоговый потенциал территории), т.е. бюджетные доходы, поступившие в бюджетную систему с соответствующей территории;

Численность населения, поживающего на соответствующей территории.

Тем самым выделение средств территориям осуществляется на объективной основе – общей для всех формуле расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки.

Существующая система регулирования региональных бюджетов позволяет обеспечить необходимыми средствами региональные бюджеты независимо от производительности местных источников; создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц; стимулирует территориальные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.

В то же время используемый метод регулирования региональных бюджетов имеет недостатки. Главный из них – наличие элементов субъективности при формировании регулирующих доходов региональных бюджетов, что не всегда выражается в объективном установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава. Этот недостаток будет устранен введением в практику бюджетного планирования государственных минимальных социальных и финансовых норм. Речь идет о том, чтобы разработать и утвердить нормы минимальной обеспеченности каждого жителя набором социальных благ, в том числе по народному образованию, здравоохранению, жилищно-коммунальному обслуживанию и т.д. Эти нормы должны быть дифференцированы по отдельным регионам страны с учетом климатических, исторических, этнических особенностей и уровня обеспеченности населения этими услугами.


Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145- ФЗ

Государственные и территориальные финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л.И.Сергеева. – Калининград: Янтарный сказ, 2000.

Игонина Л.Л. Муниципальные финансы: Учебное пособие. – М: Экономистъ, 2003.

Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. М: ИНФРА-М, 2002.

Деева А.И. Финансы: Учебное пособие. М: издательство «Экзамен», 2004

Региональные финансы и кредит: Учебное пособие / Под. ред. Л.И. Сергеева. - Калининград: БИЭФ, 1998.

Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. Г.Б.Поляка. – М: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. М.В. Романовского, О.В.Врубелевской, Б.М.Сабанти. – М: Юрай-М, 2002.

Финансово-экономические проблемы регионального развития: Сборник научных трудов. Вып. 10. – Калининград: БИЭФ, 2001.

Шуляк П.Н., Белотепова Н.П., Финансы: Учебное пособие. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К 0 », 2002.

Яндиев М.И. Финансы регионов. – М: Финансы и статистика, 2002.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Территориальный сводный финансовый баланс.

17.09.2012

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ.

Д/З: министерство финансов

Постановление о ГЧП

Закон Самарской области от 02.106.2010 ГД №72 ʼʼОб участии С.О. в государственных частных партнерствахʼʼ

СРП - ϶ᴛᴏ договор, в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору на возмездной базе и на определœенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу мин.сырья на участке недр указанном в соглашении. Инвестор обязуется провести указанные работы за свой счёт и на свой риск.

ГЧП – участие частного сектора в капитале гос.предприятия может предполагать акционирование и создание совместных предприятий.

Разнообразные контракты, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ государство предоставляет частным компаниям: на выполнение работ и оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для гос.нужд, контракты технической помощи и д.р.

Для проектов, реализуемых на условиях ГЧП, определяются цели, объёмы, ресурсы. Т.е. организация проекта ГЧП - ϶ᴛᴏ процесс, обеспечивающий подготовку, принятие, исполнение решения органа гос.муницип.управления по реализации проекта ГЧП. Ответственность лежит на органах гос.муницип.управления.

Лучшая практика управления финансами.

Правительство любой страны вне зависимости от количества уровней органов власти несет ответственность за предоставление определœенных общественных услуᴦ. По этой причине необходим контроль за качеством управления финансами на региональном и местном уровне. Исходя из этого, возникла крайне важно сть создания системы стандартов, требований и рекомендаций для более эффективного использовании я фин.ресурсов на уровне регионов и местного уровня. Большой опыт в данном вопросœе у развитых стран.

Рассмотрим отдельные принципы внедрения лучших практик.

Лучшие практики в области управления региональными и местными финансами применяются во всœех странах.

Выделяют 2 базовых подхода:

1. Состоит в развитии соответствующего федерального законодательства, устанавливающего стандарты и требования, которые должны выполняться региональными и местными органами власти. Этот метод применяется в странах континœентальной Европы. Οʜᴎ разрабатывают нормы национального законодательства. Все процедуры и технологии в области управления финансами, которые нац.правительства считают лучшей практикой.

2. Присущ странам ʼʼобщего праваʼʼ, представленным англо-саксонскими странами. Разрабатывается 2 вида документов – рекомендации для реᴦ. и местн. органов власти, коллекции практик, которые считаются лучшими. В некоторых случаях рекомендации или коллекции включаются в Кодексы.

В федеральных государствах субнациональные образования обычно пользуются сравнительно большей автономией в принятии решений в сфере региональн. и муницип.финансов, играют ведущую роль в Бюдж.системе страны или даже доминирует в ней. В унитарных государствах нац.правительство обычно доминирует в сфере управления финансами.

Различаются страны и по уровню контроля гражданского общества над управлением общественными финансами. Страны общего права разрабатывают детальные законодательства с нормами и правилами (доминирование государства). Это страны, не придерживающиеся принципов общего права. Страны, придерживающиеся общего права, дают больше возможностей для контроля регионального и местного органа власти. Англосаксонские страны применяют концепцию составления рекомендаций для распространения лучших практик.

К примеру, в США Ассоциация гос. финансистов формирует библиотеку лучших практик, постоянно обновляемую по 5 основным направлениям:

2. Аудит и финансовая отчетность

3. Управление бюджетом и финансовый менеджмент

4. Управление ликвидностью

5. Управление долгом

В таких странах как Франция или Германия региональные и местные органы власти выполняют требования нац. законодательства.

Лучшие практики выносятся на обсуждение и затем утверждаются в нац./фед. законодательстве.

Оба способа имеют одну цель – повышение эффективности использования общественных средств на региональном и местном уровне. Соответствие строго определœенным нормам, достижение определœенных результатов, предложение готовых процедур для реᴦ./местн. уровней власти.

В 2008 году Правительство С.О. подготовило постановление №103, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ принято называть ʼʼО подготовке докладов о результатах и базовых направлениях деятельности органов исполнительной власти С.О.ʼʼ.

Данное положение устанавливает основные принципы и правила подготовки, предоставления и рассмотрения докладов.

Главная цельэффективная деятельность органов исполнительной власти. Доклад состоит из нескольких разделов, кроме того к докладу прилагаются документы, подтверждающие достоверность представленных в них данных о размере бюджетных расходов.

Доклад подписывается руководителœем и направляется губернатору.

Достоверность содержания Доклада проверяется путем:

· Сравнения данных о значениях показателœей за отчетный год, указанных в докладе, с данными Органов статистики или Минфина области

В случае если выявлена неполнота или недостоверность сведений, то крайне важно уточнить данные с учетом результатов проверки.

Методика содержит ряд формул, на основании которых делаются расчёты по показателям, установленным для каждого ГРБС.

Доклад должен содержать цели и задачи для каждого ГРБС, при определœении целœей рекомендуется руководствоваться следующими требованиями – релœевантность, специфичность, измеримость, краткость формулирования целœей.

18.09.12 СЕМИНАР

Автономные учреждения:

1. Казенные учреждения, работают по смете

2. Бюджетные учреждения (доход в форме субсидий)

3. Автономные учреждения имеют право счета в коммерческом банке.

Переход в рейтинг автономного учреждения. Получают средства в виде субсидии в расчете на 1 услугу или человека. При муниципалитете создается попечительский совет, в ведение автономного учреждения передается недвижимое и особо ценное движимое имущество.

ТЕМА №3

Территориальное сводное планирование

1. Территориальный сводный финансовый баланс

2. Реестр расходных обязательств Самарской области

3. Роль региональных целœевых и целœевых ведомственных программ в развитии экономики региона.

Основным инструментом анализа движения всœех создаваемых и располагаемых в регионе финансовых ресурсов служит сводный финансовый баланс, в котором отражается совокупность финансовых ресурсов, созданных и использованных на данной территории. Предполагает сведение во едино различных видов финансовых планов: фин.планов организаций, террит.бюджета͵ баланса денежных расходов и доходов населœения.

С помощью баланса можно определить всœе фин.ресурсы административной-террит. единицы. В нашей стране сводный фин.баланс на общем гос.уровне стал составляться с 30х гᴦ. прошлого века. На областном и городском уровнях только в серединœе 70х гᴦ. составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана. Необходимость разработки терр.
Размещено на реф.рф
сводных фин. планов обусловлено рядом факторов:

1. Разработка программ, предусматривающих объединœение усилий терр.органов власти и предприятий, расположенных на их территории по экономическому и социальному развитию.

2. Значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ.

3. Необходимость сведения воедино различных фин. планов, отражающих отдельные стороны и этапы пере/распределœения национального дохода, созданного и используемого на данной территории.

Как экономико-организационный процесс сводное планирование призвано решать следующие задачи:

· Обеспечить возможности фин.обеспечения стратегических целœей и базовых задач развития региона на конкретный период с учетом уровня развития общества.

· Определить источники фин.ресурсов.

· Обосновать рациональные и эффективные пути использования фин.ресурсов для достижения поставлены целœей.

Планирование фин.ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня, мобилизации и использования фин.ресурсов, выявление степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Территориальный сводный финансовый план должен учитывать доход, созданный на территории региона и использованный там же, часть НД, созданная за пределами региона, но поступающими на его территорию в порядке распределœения и перераспределœения. Доходную часть сводного баланса включаются средства, созданные в регионе, но направляемые в вышестоящий бюджет. Платежи из прибыли, налоги.

Промежуточным звеном в системе сводного финансового планировании является фин.обеспечение комплексных целœевых программ. Информационной базой при разработке сводного фин.баланса региона является: данные территориальных эк., фин., стат. органов, функц.подразделœений террит.органов власти, показатели проектов планом эк.-соц. развития территории, данный террит.бюджета͵ внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всœех организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчинœенности.

Доходы:

1. Амортизационные отчисления

3. Безвозмездные перечисления от других уровней власти

4. Прибыль (убыток) – сальдо

5. Средства целœевых бюджетных фондов

6. Средства для образования гос.внебюджетных фондов

Расходы:

1. Расходы организаций за счёт прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, а также за счёт амортизации

2. Субсидии/субвенции

3. Отдельно учитываются затраты на капитальное вложение

В отличие от бюджета͵ являющегося законом, региональный фин.баланс служит аналитическим документом, составление которого позволяет: сопоставить потребности территорий и реальные возможности для их покрытия; определить фин.обеспеченность конкретной территории; выявить потенциал регионального бюджета и внебюджетного фонда; представить вклад территории в государственные ресурсы и вклад гос.ресурсов в развитие региона; выявлять узкие места; позволяет контролировать эффективность использования ресурсов; позволяет добиваться террит. и ведомств. интересов.

Территориальный сводный финансовый баланс. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Территориальный сводный финансовый баланс." 2017, 2018.

Финансовое планирование и прогнозирование

2. Сводный финансовый баланс

Сводный финансовый баланс - это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составляться в 30-х годах. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли Н.М. Валуйский, В.А. Галанов, А.М. Ляндо, Н.С. Марголин, B. C. Павлов, В.Г. Пансков, Г.Я. Шахова.

Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т.е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономики РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей. Схему основных показателей сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне, иллюстрирует таблица 1.

Таблица 1. Структура сводного финансового баланса (общегосударственный уровень)

1. Прибыль

2. Налог на добавленную стоимость и акцизы

3. Подоходный налог с физических лиц

4. Налоги на имущество

5. Средства для образования Фонда социального страхования. Пенсионного фонда. Фонда страховой медицины и Фонда занятости

6. Средства других бюджетных целевых фондов

7. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

8. Амортизационные отчисления

9. Доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи госимущества

10. Налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности

11. Прочие доходы

Итого доходов

1. Затраты на государственные инвестиции, включая погашение кредиторской задолженности (кроме военного строительства)

2. Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы

3. Государственные дотации

4. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации

5. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений)

6. Расходы на науку за счет бюджета

7. Расходы за счет средств других бюджетных целевых фондов

8. Расходы на оборону

9. Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и прокуратуры (без капитальных вложений)

10. Расходы на содержание органов государственной власти (без капитальных вложений)

11. Расходы по внешнеэкономической деятельности

12. Расходы на образование резервных фондов

13. Прочие расходы

Всего расходов

Территориальное сводное финансовое планирование. Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Хотя первые попытки подготовки сводных финансовых балансов в союзных республиках СССР были сделаны еще в 30-х годах, разрабатываемые в них финансовые балансы охватили лишь финансовые ресурсы, создаваемые и используемые в хозяйстве, подведомственном республиканским исполнительным органам власти.

Вопрос о разработке сводного финансового баланса, отражающего движение всех финансовых ресурсов на территории, стал ставиться экономистами лишь в 70-е годы. Существенный вклад в создание методологии разработки сводных финансовых балансов союзных республик внесли И.А. Аветисян, O.Д. Василик, Т.Т. Тулебаев.

Еще сложнее обстояло дело с разработкой сводного финансового баланса на областном, городском, районном уровнях. Только в середине 70-х годов в НИФИ Минфина СССР Г.Б. Поляк приступил к разработке методических основ составления такого баланса. Подготовленные им впервые в нашей стране Методические рекомендации по составлению сводного финансового баланса города прошли экспериментальную апробацию в отдельных городах и послужили основой составления таких балансов для областного и районного уровня. В середине 80-х годов такие балансы стали составляться во всех автономных республиках, краях, областях и крупных городах СССР.

Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов:

1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;

2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса;

3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы;

Основная задача территориального сводного финансового баланса - определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).

Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.

Сводный финансовый баланс на территориальном уровне имеет следующий состав показателей (приложение 1).

Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:

достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;

точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;

сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;

повысить качество бюджетного планирования;

скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;

концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретных период направлениях экономического и социального развития территории;

изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;

наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;

осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;

активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;

добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.

Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.

Виды основных финансовых прогнозов

Инвестиционный проект складского комплекса

Сводные сметные расчеты стоимости строительства (ремонта) предприятий, зданий и сооружений составляются на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат...

Особенности калькулирования и бюджетирования в производстве

ООО «Молочное» также приобретает у поставщиков рыбу- сырец и выпускает мороженую рыбную продукцию. Предприятие имеет два холодильника, для быстрой заморозки, и для храненияч продукции...

Оценка финансового состояния предприятия ООО "УК "Сфера"

Табл. 5. Матрица SWOT для определения сильных и слабых сторон предприятия Параметры оценки Сильные стороны Слабые стороны 1. Организация - Наличие базы для деятельности (помещение, укомплектованный штат...

Баланс активов и пассивов отражает их состояние на предприятии на определенную дату. При его составлении используются подготовленные ранее план доходов и расходов и баланс денежных поступлений и выплат. Схема баланса имеет такой вид...

Разработка финансового плана предприятия (на примере ЗАО "Фармакон")

Как итоговый документ в системе планирования сводный баланс активов и пассивов предприятия несет важную самостоятельную нагрузку в финансовом планировании...

Разработка финансового плана предприятия (на примере ЗАО "Фармакон")

тыс. руб. АКТИВ Код строки На начало 2004 г. На конец 2004 г. На конец 2005 г. На конец 2006 г. На конец 2007 г. I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы (04,05) 100 109 928 125 188 166 500 221 445 294 522 В том числе: патенты, лицензия...

Управление корпоративными финансами

Баланс есть таблица, в которой один и тот же объект представлен как совокупность двух разных структур. Балансы могут быть денежные и натуральные, отчетные и прогнозные. «Шахматный» баланс есть баланс...

Финансовое планирование в организации

Сводный агрегированный финансовый план компании, включающий в себя основные планы и бюджеты отдельных подразделений, представляет собой генеральный финансовый план. Группа сводных бюджетов представлена прогнозным балансом...

Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовый план хозяйствующего субъекта представляет собой баланс его доходов и расходов. В состав доходов включаются прежде всего доходы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств...

Финансовое планирование на предприятии

Баланс активов и пассивов отражает их состояние на предприятии на определенную дату. При его составлении используются ранее подготовленные, план доходов и расходов, а так же баланс денежных поступлений и выплат...

Финансовые прогнозы: виды, сферы применения, роль

Для осуществления государством своих функций по регулированию финансовых ресурсов необходимо располагать информацией о финансовых потоках в экономике, которые формируют ресурсы финансов...

Финансовый баланс города

Финансовый баланс города

В бюджетном кодексе Российской Федерации (статья 175) регламентировано, что «баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации...

Финансовый баланс города

В отличие от финансового планирования на общегосударственном уровне, которое базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, сводный финансовый баланс территорий составляется сравнительно недавно...

Введение 2
1 Методы прогнозирования и планирования финансов 4
2 Сводный баланс финансовых ресурсов, его содержание и методика разработки 5
3 Государственный бюджет, его прогнозирование и планирование. Дефицит бюджета и способы его покрытия 8
4 Прогнозирование кредитно-денежных отношений 11
5 Прогнозирование платежного баланса и валютного курса 15
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Введение
Использование материальных и нематериальных ресурсов в условиях товарно-денежных отношений сопровождается движением денежных средств, в процессе которого осуществляются экономические операции между субъектами экономических отношений. Такие операции в большинстве случаев представляют собой обмен товаров и услуг на финансовые активы (продажа за деньги) или финансовых активов на другие финансовые активы (продажа ценных бумаг за деньги).
Совокупность экономических операций за некоторый период времени обозначается как поток. Применяется также термин запас (ресурс), отражающий остаточную величину какого-либо показателя на данный момент времени. Потоки рассматриваются как нефинансовые (реальные) и финансовые.
Нефинансовые потоки относятся к операциям, которые совершаются в процессе производства, приобретения товаров или услуг; финансовые включают в себя изменения в финансовых активах и пассивах.
В условиях функционирования командно-административной системы движение товарных и денежных потоков рассматривалось через призму жесткой плановой организации процесса воспроизводства. Рыночным отношениям присуще более свободное движение товаров, услуг, капитала, рабочей силы. Перераспределение средств из отрасли в отрасль осуществляется через рынок финансовых ресурсов.
Рынок финансовых ресурсов выполняет множество различных функций. Основные из них - перемещение финансовых ресурсов из одной отрасли в другую и обеспечение тем самым структурных пропорций и балансов и их движение к более эффективным сферам применения.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что финансы (от франц. finance - денежные средства) - это система экономических отношений по поводу образования, распределения и использования денежных средств всеми субъектами хозяйствования (экономическими единицами), или совокупность экономических операций, связанных с изменениями в активах и пассивах денежных средств.
Финансовые ресурсы характеризуют финансовое состояние экономики и одновременно являются источником ее развития. Различают централизованные (на уровне государства) и децентрализованные (на уровне предприятий, организаций, объединений) финансовые ресурсы.
Эффективное управление финансовыми ресурсами требует их прогнозирования и планирования. Таким образом, тема работы является весьма актуальной.
Цель работы Ц изучение теории и методологии составления сводного финансового баланса государства.
Задачи работы:
− Изучение методов прогнозирования и планирования финансов.
− Изучение сводного баланс финансовых ресурсов, его содержания и методики разработки.
− Изучение прогнозирования и планирования государственного бюджета.
− Изучение прогнозирования кредитно-денежных отношений.
− Изучение прогнозирования платежного баланса и валютного курса.
Объект исследования Ц процесс составления сводного финансового баланса государства.

Заключение

Сводный финансовый баланс - это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.
В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составляться в 30-х годах. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли Н.М. Валуйский, В.А. Галанов, А.М. Ляндо, Н.С. Марголин, B.C. Павлов, В.Г. Пансков, Г.Я. Шахова.
Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т. е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.
Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). - М., 1993.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М., Норма, 1998.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. I - М., 1998.
4. О бюджетной классификации Российской Федерации: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ.
5. О финансовых основах местного самоуправления: Закон Российской Федерации от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ.
6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2003.
7. Поляк Г.Б. Финансовое обеспечение социальной сферы. - М.: Финансы и статистика, 2002.
8. Финансовый менеджмент: Учебник/Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2003.
9. Финансы предприятий: Учебник/Под ред. Н.В. Колчиной. - М.: ЮНИТИ, 2003.
10. Финансы: Учебник /Под ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 2004.
11. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник/Под ред. Дробозиной Л.А. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.