Не являются запасами профицит государственного бюджета. Профицитный и дефицитный бюджет

Финансы > Экономика > Положительные и отрицательные стороны профицита госбюджета

Госбюджет, как и любой другой, состоит из двух частей: доходов и расходов. Любое правительство стремится, чтобы обе части были в равновесии, которое на языке экономической науки называется балансом. Но на самом деле равновесия практически никогда не бывает. Поэтому необходимо знать, что такое дефицит и профицит, их плюсы и минусы.

Дефицит – ситуация, когда расходы превышают доходы, то есть, сальдо баланса получается со знаком минус. Такая структура чаще всего наблюдается у стран с развитой экономикой и возникает в связи с инфляцией. Дефицит свидетельствует о неустойчивости финансов и производства. Для того, чтобы уравновесить баланс, правительство ищет финансирование в своей стране и за ее пределами, что увеличивает долг государства.

Если говорить о том, что такое профицит бюджета, то его определение прямо противоположно определению дефицита – доходы превышают расходы. Что означает слово профицит бюджета? Это положительное сальдо. Плюс в подобной ситуации всего один – государство в состоянии выполнить все свои обязательства.

Что такое профицит государственного бюджета, чем он хорош или плох? Если профицит в госбюджете первичный, то из доходов вычитаются займы, из расходов – средства, потраченные на обслуживание долгов. При вторичной форме доходы покрывают все расходы, в том числе и те, которые требуются для обслуживания долгов государства.

Чем плох профицит бюджета?

Минусов гораздо больше, чем плюсов:

  1. избыток средств просто хранится, что приводит к их обесцениванию;
  2. уменьшаются возможности производственных предприятий, то есть финансы практически отнимаются у регионов;
  3. снижается эффективность работы органов власти в регионах.


Законодатели многих стран прекрасно понимают, что значит профицит бюджета, и принимают правовые нормы, запрещающие подобную структуру госбюджета. Что такое профицитный бюджет в условиях жесткой экономии? В этом случае ничего положительного нет, так как государство тратит недостаточный объем средств на финансирование материальных и финансовых активов и оплаты долгов.

Исключения составляют ситуации, когда большие доходы обусловлены экономным, рациональным использованием средств и сопровождаются достаточным финансированием на местах. Государство получает возможность создать стабилизационный фонд, который в последствии расходуется на социальную сферу.

Дефицит бюджета - это такое состояние государственной казны, когда доходов (даже с учетом заемных денег) не хватает на финансирование всех необходимых расходов.

Бюджетный дефицит - это превышение общей суммы государственных расходов над суммой полученных доходов. В обратной ситуации говорят о профиците бюджета.

Сам по себе, дефицит — не проблема, а скорее, отражение экономических процессов, происходящих в стране. Гораздо важнее, что конкретно является его причиной, и какими методами его покрывают. Уникальность госбюджета заключается в масштабе воздействия на экономику. Его возможности по распределению денежных потоков в разы выше, чем у любого хозяйствующего субъекта.

Структура доходов и расходов

Государственный бюджет — документ, состоящий из двух частей. Доходная — отражает поток поступающих в казну налогов, прибыли госпредприятий, дивидендов от акций. Расходная (бюджетная роспись) — определяет направления использования денег на финансирование задач и функций государства (рис.1). Если на доходную часть преимущественно влияют экономическая ситуация и налоговая политика, то структура расходов меняется в зависимости от текущих потребностей, и больше зависит от складывающейся внутренней и мировой социально-политической обстановки.

Рисунок 1. Главные источники поступления доходов в ФБ и направления расходования.

Причины дефицита

Дефицит федерального бюджета возникает по разным причинам:

  1. в результате резкого или внезапного роста военных расходов;
  2. снижения поступлений налогов в доходную часть при экономическом спаде;
  3. при расширении расходных статей и увеличении финансирования по ним;
  4. вследствие инвестиций в крупные проекты (строительство космодрома, Керченского моста);
  5. из-за ошибок планирования, неэффективности налоговой политики, коррупции.

К нему приводит не только «стечение обстоятельств», но и государственная политика. Правительство любой страны всегда стоит перед выбором. Что на текущий момент должно быть в приоритете: накопление или потребление; рост экономики или социальная справедливость. С помощью бюджета распределяется национальный доход, меняется структура потребления, стимулируются или сдерживаются темпы экономического роста.

Пример. Рассмотрим текущий бюджетный дефицит в России. С профицитом он был составлен последний раз в 2011 году. В 2012 году имело место отрицательное сальдо в размере 0,3%. За последующие два года оно увеличилось почти в 10 раз: в 2013 — 2,5%, в 2014 — 2,3%. С одной стороны, эта ситуация обусловлена падением цен на нефть и снижением объема доходов, а с другой — увеличением финансирования по отдельным статьям (рис.2). Всего за 3 года общий рост расходов составил больше 35%, и львиная доля их приходится на национальную экономику, оборону и безопасность.

Рисунок 2. Темпы роста расходов ФБ в 2014 г. по отношению к 2011 г. по отдельным направлениям, в %.

Финансирование дефицита

Независимо от природы, дефицит должен быть профинансирован, для чего используются разные методы и их комбинации. Их принято делить на две группы.

1 Неэмиссионные способы покрытия отрицательного сальдо: внутренние и внешние займы.

Основные инструменты: размещение государственных долговых обязательств (облигации, другие ценные бумаги), банковское кредитование, займы в международных финансовых организациях. Каждый тип заимствования оказывает разное влияние на экономику, и вызывают разные последствия.

Внутренние долги — приводят к увеличению спроса на деньги, что влечет за собой повышение процентных ставок, то есть удорожание кредитов, снижает экономическую активность предприятий. Второй негативный эффект: угроза стабильности национальной валюты и устойчивости ЦБ, которые могут привести к дефолту. Внутренний заем имеет как финансовые, так и политические пределы.

Внешнее заимствование — имеет больше плюсов. Оно не вызывает изъятия средств из национальной экономики, а напротив: увеличивает финансовые возможности страны. Средства направляются на увеличение госзаказа, на оплату валютных закупок, на возврат внешних кредитов и оплату процентов по ним. Вследствие санкционной войны мировые банки денег России не дают, и она все больше занимает на внутреннем рынке (рис.1).

Рисунок 1. Размер внутреннего государственного долга РФ в 2011 - 2015 г.г., млрд. руб.

2 Инфляционные методы (эмиссия денежных знаков).

Такое финансирование предусматривает дополнительный выпуск бумажных денег. Бюджетный дефицит, простыми словами, покрывают за счет «включения печатного станка». К каким последствиям это приводит? Эмиссия спасает от роста внешнего долга, и расходов на его обслуживание, не уменьшает инвестиционный поток в экономику — даже стимулирует совокупный спрос. Но она раскручивает инфляционную «спираль», поэтому допустима до определенного порога.

Профицит государственного бюджета — это… Дефицит и профицит бюджета

При его превышении — ситуация выходит из под контроля.

Нужен ли дефицит?

Сбалансированная бюджетная политика означает равенство доходной и расходной частей. Это желательно, но практически невозможно в реальных условиях. Если ценой баланса выступает слишком жесткий режим экономии (принцип «по одежке протягивать ножки»), то это фактически означает отказ от экономического развития.

Кроме того, рост оборонных расходов приводит к ущемлению других направлений, а по уровню «социалки» — мы всего лишь на 73 месте в мире. Стремление к ежегодному принятию бездефицитного бюджета, по мнению экономистов, может привести к двум последствиям: повышению налогов и снижению качества жизни. Чтобы этого не происходило — в текущих условиях и закладывается дефицит. Перспективное направление его покрытия — долговая политика по уменьшению внешнего долга, и замещению его внутренними займами.

Все страны имеют дефицит бюджета и покрывают его за счет кредитов. Причем их объем превышает размер национального ВВП. Так, в 2011 году у нас был профицитный бюджет, в то время как в других странах баланс был отрицательным: Америка - 14,3%; Англия - 8,4%, Германия - 2,3%; Франция - 6,0%; Япония - 10,0% от ВВП. В России этот показатель достиг 2,6% в 2015 году, и до критического показателя (60%) нам еще далеко.

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Что такое профицит бюджета?

Каждый человек может так или иначе сформулировать, что такое дефицит бюджета. Это ситуация, когда денег в государственной казне гораздо меньше, чем нужно - то есть, доходов страны не хватает на то, чтобы покрыть все необходимые расходы. И конечно, не вызывает вопросов оценка ситуации - ничего хорошего в дефиците нет.

Что такое профицит бюджета?

Сложнее обстоит дело с профицитом. Разберемся, как выглядит профицит госбюджета на практике, а главное, попробуем понять - почему он скорее плох, нежели хорош.

Доходы, превышающие уровень расходов - профицитный бюджет

Профицит бюджета – это положение в экономике страны, когда денег в казне не просто хватает на все текущие нужды, но еще и остается излишек.

В одном конкретно взятом периоде государство может:

  • покрыть все внешние долги;
  • выплатить пенсии, зарплаты и пособия;
  • профинансировать все важные сферы от промышленности до обороны и образования.

И при этом казна не останется пустой - в ней по-прежнему будут средства.

На первый взгляд кажется, что такой ситуации в экономике можно только порадоваться. Но на самом деле у профицита есть отрицательные стороны. А именно:

  • снижается конкурентоспособность денежных средств, поскольку часть из них просто не принимает участия в обороте;
  • увеличивается нагрузка на бизнес - очень часто профицит создается именно за счет высоких налогов;
  • растет внешний долг - новые займы со стороны других государств тоже могут служить причиной профицита бюджета, однако рано или поздно по этим займам придется расплачиваться.

Но конечно, положительных сторон у профицита тоже немало. Например:

  • экономика страны начинает вызывать большее доверие у инвесторов со всего мира;
  • при возникновении форс-мажорных ситуаций в разных сферах жизни страны всегда есть запас средств для решения проблем;
  • профицит бюджета позволяет создать или увеличить стабилизационный фонд страны, ее «неприкосновенный запас» - либо пустить дополнительные средства на погашение внешних долгов.

В целом можно сказать, что профицит нельзя оценивать однозначно - многое зависит от конкретных обстоятельств. Иногда излишек бюджета - это плохо, иногда ситуация создает удобные условия для дальнейшего развития экономики. Однако идеальным экономическим положением все равно считается баланс между доходами и расходами - лучше, если они находятся примерно в равном соотношении друг с другом.

Федеральное агентство по науке и образованию

Воронежский Государственный торгово-экономический университет

Факультет "Финансы и кредит"

Контрольная работа по Бюджету РФ

Сбалансированность бюджета. Дефицит и профицит бюджета

Воронеж 2007

Введение 3

1 Понятие и сущность бюджета 4

2 Д ефицит и профицит бюджета 8

3 Сбалансированность бюджета : понятие и условия 11

4 Параметры федерального бюджета РФ 15

Заключение 18

Литература 20

Введение

Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.

На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.

В связи с этим одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности.

Проведение экономических реформ в РФ изменило основы функционирования бюджетной системы страны и отношения между органами государственной власти различных уровней, что потребовало разработки методологии формирования нового бюджетного механизма.

Сокращение нерациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету, отказу от его эмиссионного финансирования.

Рассмотрим в этой работе вопросы бюджетного дефицита и профицита, а также проблему сбалансированности бюджета.

1 Понятие и сущность бюджета

Вмешательство государства в процессы экономической жизни в условиях рынка предполагает обязательное наличие некоторых финансовых и материальных ресурсов. В то же время, в распоряжении государства находится важный инструмент в виде узаконенной власти, которая способна устанавливать, охранять и изменять права собственности. Однако действия государства не сводятся только к непосредственному применению властных полномочий, хотя на нем основываются. Государство может брать на себя оказание услуг, которые связаны с естественной монополией или информационной асимметрией, поэтому оно должно располагать трудовыми, материальными и денежными ресурсами, необходимыми для производства и распределения услуг, и организовывать эффективное использование этих ресурсов.

Государственные ресурсы могут формироваться двумя способами: за счет прямого участия государства в рыночных сделках и в процессе перераспределения в виде налогообложения хозяйствующих субъектов. Осуществляя производство в условиях естественной монополии, государство обычно реализует продукцию (услуги) на рынке и, как правило, по ценам, существенно более низким, чем те, которые установила бы в аналогичных условиях частная фирма. Однако так или иначе государственные организации получают выручку, которая способна обеспечивать возмещение затрат и расширение производства.

В ряде случаев государство намеренно использует цены, не покрывающие издержек на товары и услуги, производимые государственными организациями. Это обусловлено стремлением государства, стимулировать потребление благ, обладающих важными достоинствами для граждан (например, посещение музеев).

Сниженные цены продаж могут также служить обеспечению доступности предметов первой необходимости для лиц с низкими доходами (например, в отношении ценообразования на жилищные и коммунальные услуги). В подобной ситуации убыточность деятельности государственных предприятий оправдывается перераспределительными приоритетами, что, впрочем, предполагает избирательное, адресное предоставление льгот. Поэтому для покрытия убытков, предоставления льгот и субсидий государству необходимы финансовые средства. Еще большая потребность в средствах определяется тем, что многие виды экономической активности государства вообще не направлены на производство продукции, которую можно было бы реализовать на рынке. Это касается, в частности, социальных программ, например пенсионных, и создания чистых общественных благ.

В силу полного отсутствия или в пределах средней нормы прибыли для рыночной реализации финансовых результатов, подобные виды деятельности непривлекательны для частного сектора. И тогда для реализации способности государством взять на себя выполнение соответствующих функций используются перераспределительные механизмы - принудительное изъятие части доходов.

Для этих целей основным источником денежных средств у государства является налогообложение. Государство обязывает лиц, осуществляющих коммерческую деятельность, участвовать в финансировании его расходов. По сути, оно ограничивает права граждан и организаций на получаемые ими доходы, присваивая себе их некоторую устанавливаемую законом часть. Мобилизуя ресурсы, государство затем их целенаправленно использует. Это означает, что оно выступает не просто в роли инстанции, обладающей регулятивными полномочиями, а в качестве субъекта экономической деятельности, который сопоставляет расходы с доходами, стремится к эффективному использованию своих ресурсов и т.д.

Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах. Вновь созданная производительным трудом стоимость объективно должна не только способствовать решению производственных задач, но и обеспечивать функционирование государственных институтов, гарантирующих конституционные права и свободы граждан.

Бюджет функционирует в рамках относительно обособленной финансовой системы государства. Такое обособление связано с тем, что любое государство призвано, защищать национальные интересы граждан. Бюджет задает исходные параметры баланса социальной и экономической политики, представляет собой соотношение целей развития общества и средств их достижения. Конкретными формами этого баланса являются соотношения между накоплением и потреблением, между экономической эффективностью и социальной справедливостью, между различными моделями экономического развития.

С одной стороны, отличительная особенность бюджета состоит в том, что он ориентирован непосредственно на интересы граждан. Но не менее важная особенность бюджета заключается и в том, что он имеет отношение к сфере перераспределения и потребления общественного продукта. Как известно, способ распределения определяется способом производства, однако перераспределительные отношения, обладая относительной автономией, могут либо тормозить, либо способствовать процессу производства, быть фактором повышения производительности труда. С другой стороны, специфика бюджета заключается в ориентации на экономический рост и преумножение материального богатства. Это расширяет свободу выбора в сфере перераспределения и открывает более широкие возможности для реализации экономической политики государства.

В бюджете отражается циклический характер развития общества и его диалектика, когда старое не отрицается абсолютно, а все положительное в нем воспринимается и ассимилируется на новом витке развития, что и является ключевым моментом в рассмотрении роли и значения бюджета. Бюджет необходимо рассматривать как историко-экономическую категорию, неразрывно связанную с функционированием государства.

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней: Федеральный бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты); бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов.

Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

Рассмотрим более подробно вопросы дефицита и профицита бюджета.

2 Дефицит и профицит бюджета

При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. Повторим, что в том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются.

Профицит (Surplus) — это

Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных расходов на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Страницы: следующая →

12Смотреть все

  1. Бюджетный Кодекс РФ

    Кодекс >> Финансы

    … Российской Федерации. Раздел IV. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ Глава 12. ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА И ПОРЯДОК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Исключена … бюджета . К основным характеристикам бюджета относятся общий объем доходов бюджета , общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета

  2. Государственные и муниципальные финансы (5)

    Учебное пособие >> Финансовые науки

    бюджета . Федеральный бюджет РФ: макроэкономическое значение, структура доходов, приоритеты и структура расходов, проблемы сбалансированности (дефицит , профицит … в макроэкономической сбалансированности , профиците бюджета , сокращении государственного …

  3. Курс лекций по Бюджетному праву

    Реферат >> История

    … доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов ; сбалансированности бюджета ; эффективности и экономности (результативности и … представительных органов муниципальных образований); дефицит (профицит ) бюджета ; верхний предел государственного …

  4. Сравнительный анализ структуры федерального и местного бюджета

    Дипломная работа >> Финансы

    … 5. Сбалансированность бюджета – каждый бюджет должен быть сбалансирован , т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов … расходов вдвое сокращает дефицит бюджета всего на пять … рублей (16% ВВП), профицит федерального бюджета в сумме 1632,8 млрд. …

  5. Шпаргалка по Бюджету

    Шпаргалка >> Финансы

    … и расходов бюджетов , бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета ; эффективности и … Дифицит (профицит ) бюджета -428026,3 18. Местные бюджеты : виды … статьям классификации доходов бюдже­тов ; расходы; де­фицит бюджета и источники его …

  6. Финансы, деньги и налоги

    Шпаргалка >> Финансовые науки

    профицит бюджета ). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета , то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета дефицит федерального бюджета : понятие, предельное значение, источники финансирования Сбалансированность бюджета

Хочу больше похожих работ…

Государственный бюджет – один из инструментов государственного регулирования экономики, основной финансовый план образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Основными элементами государственного бюджета являются доходы и расходы. К доходам относятся налоги и сборы; к расходам – финансирование экономики, социально-культурных программ, обороны и управления.

Баланс доходов бюджета означает равенство его доходов и расходов. Если расходы превышают доходы, то имеет место дефицит , а в случае превышения доходов над расходами – профицит, или излишек.

Существуют несколько понятий бюджетного дефицита:

- структурный дефицит – это разность между текущими государственными расходами и доходами, которые поступили бы в бюджет в условиях существующей налоговой системы при полной занятости населения;

- фактический дефицит – это разница между доходами и расходами фактически исполненного бюджета;

- циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом;

- первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму выплат по государственному долгу.

Форма проявления бюджетного дефицита - государственный долг.

Государственный долг – общая сумма непогашенных дефицитов государственного бюджета, накопленная за время существования страны.

Основные формы государственного долга:

Внутренний долг – задолженность государства своим собственным гражданам;

Внешний долг – задолженность государства гражданам и организациям других стран;

Пути преодоления бюджетного дефицита:

Сокращение бюджетных расходов;

Изыскание дополнительных источников доходов;

- заем денег ;

Денежная эмиссия.

Управление государственным долгом – совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного долга, а также по привлечению новых заемных средств.

Основные средства:

Бюджетные средства;

Выпуск новых займов;

Изменение условий займа.

Государственный долг уменьшается, если образовывается первичный бюджетный избыток и если темп прироста реального национального дохода превышает реальную ставку процента.

48. Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Конвертируемость валюты.

Международные валютные отношения возникли с началом функционирования денег в международном платёжном обороте.

Национальная валюта - денежная единица данной страны, используемая в международных расчётах с другими странами.

Национальная валютная система – это часть денежной системы страны, в которой формируются и используются валютные ресурсы и осуществляются международный платёжный оборот.

Мировая валютная система – форма организации валютных отношений, сложившихся на основе развития мирового рынка, закреплённая межгосударственными соглашениями.

Международный валютный фондмеждународная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН.

Основные цели:

Содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и устранения валютных ограничений;

Предоставление государством – членам кредитов в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

Валютный рынок – это система социально-экономических и организационных отношений по купле-продаже иностранной валюты.

Валютный курс – цена денежной единицы данной национальной валюты, выражается в денежных единицах валюты другой страны.

Виды валютных курсов:

Система жёсткофиксированных валютных курсов.

Система гибких или плавающих валютных курсов.

Действия правительства на регулирование валютного курса могут быть:

Номинальный валютный курс - цена одной валюты в единицах другой. Реальный валютный курс – относительная цена товаров, произведенных в двух странах.

Валютная интервенция – воздействие на курс национальной валюты путём купли/продажи иностранной валюты.

Продажа иностранной валюты способствует снижению обменного курса, покупка – повышению.

Меры правительства по регулированию валютного курса побуждает его проводить девальвацию или ревальвацию.

Девальвация направлена на снижение обесценивание и снижение курса своей национальной валюты.

Ревальвация направлена на повышение и укрепление курса национальной валюты.

Конвертируемость (обратимость) – это определенный валютно-финансовый режим, который позволяет в ходе всех или определенных внешнеэкономических операций осуществлять свободный обмен национальных денежных единиц на иностранные валюты. Конвертируемость означает, что национальная валюта в той или иной мере выполняет функцию мировых денег.

По степени конвертируемости валюты бывают:

Свободно конвертируемые;

Частично конвертируемая валюта;

Абсолютно неконвертируемая валюта.

С понятием «бюджет» все более или менее знакомы, хотя очень часто встречается примитивное представление о нем, как о сумме денег, казне, которую можно расходовать в этом году. На самом деле это планирование доходов и расходов на какой-то период времени, чаще всего на год. Он может быть сбалансированным, дефицитным или профицитным.


В разрабатывает Министерство финансов, утверждает в трех чтениях Государственная Дума. Ежегодно мы наблюдаем баталии, разворачивающиеся между депутатами различных фракций в процессе его обсуждения. Чаще всего становится уже заранее запланированный профицит федерального бюджета на следующий год. Давайте разберемся.

Что такое Говоря упрощенным языком, это превышение доходов над расходами. С первого взгляда такое положение не может не радовать. Если мы зарабатываем больше, чем тратим, то это прекрасно! С другой стороны, давайте разберемся, что стоит за такими сухими словами, как доходы и расходы. Первые формируются в основном за счет двух статей: продажи природных энергоносителей (нефти и газа) и собираемых налогов. Куда же тратятся средства? У всех на слуху такое словосочетание, как «бюджетная сфера» - это жизни общества, как то здравоохранение, образование, армия, наука, социальная защита, охрана правопорядка, сфера управления и подобные. Таким образом, ответ на вопрос о том, что такое профицит бюджета, становится более отчетливым. В условиях нашего государства это означает высокие налоги, большое количество проданных природных ресурсов и неразвитые, недофинансированные бюджетные сферы, ежегодно урезаемые, несмотря на существующие законы о минимальных процентах, которые должны выделяться для них. В этой связи становятся понятны и депутатские баталии по данному вопросу.

Еще один закономерный вопрос, возникающий у населения страны, о том, куда идут профицитные деньги. Существует так называемый «Стабилизационный фонд», где аккумулируются излишки доходов от продажи нефти. По-простонародному, это деньги «на черный день». На 1 июля 2013 года фонд составляет более 84 млрд. долларов, примерно 4,2% годовых ВВП государства. При этом средства из этого фонда размещаются в иностранных активах, в то время как собственная экономика испытывает недостаток инвестиций. С одной стороны, думать о будущем, конечно, нужно, тем более, дефицит - мы хорошо знаем, что такое. Профицит бюджета формируется благодаря высоким ценам на нефть, но стоит ли продавать ее в таком количестве, чтобы держать доходы в заначке?

В качестве иллюстрации такого поведения позволю себе привести простую притчу. Хозяин вырастил хороший урожай картошки. Часть его он продал, чтобы купить другие необходимые товары, оплатить счета. Потом решил продать еще, чтобы сохранить деньги на будущее, мало ли что. В конце концов, посреди зимы у него закончилась собственная картошка, ему пришлось доставать заначку и покупать свою же картошку у соседа, но уже дороже. Таким образом, что такое профицит бюджета для этого хозяина понятно, это неработающие средства. Хотя в сравнении с государством приведенный пример слишком упрощен, он показывает основной принцип распределения средств. Было бы понятно, если бы в России не было проблем со здравоохранением, образованием и так далее, но при их наличии нужда в профицировании очень сомнительна.

По статистике, страны с профицитным бюджетом - это экспортеры нефти. Развитые же страны имеют стабильный в несколько процентов от ВВП, который подстегивает правительства к новым поискам лучших форм организации экономики и ведения хозяйства.

Таким образом, государственного бюджета - это неоднозначные понятия. В некоторых условиях это положительные факторы, в других - негативные. Они не могут в целом отражать экономическую ситуацию в стране и уровень жизни населения. На вопрос о том, что такое профицит бюджета для страны, мы можем ответить - это дополнительные возможности, а вот использованные или нет, это решается индивидуально каждым правительством.

Финансовая тематика изобилует множеством терминов, понимание которых для новичка может стать весьма проблематичным. Для того чтобы интересоваться финансовыми новостями и делать первые шаги в этой сфере необходимо знать ключевые термины в сфере финансов. Подразумевается, что новости о фондовом рынке ориентированы на образованную аудиторию, поэтому написаны они более сложным языком. Одним из ключевых терминов в финансах является профицит бюджета. Наверняка многие из нас сталкивались с этим понятием, но не всем знакомо его значение. В данной статье мы расскажем вам все, что необходимо знать о бюджетном профиците новичку и ответим на ключевой вопрос – что такое профицит бюджета.

Значение термина «профицит бюджета»

Профицит бюджета – это термин из сферы экономики, который значит, что доходы бюджета превышают его расходы. Проще говоря, профицит бюджета – это положительное сальдо. Бюджетный профицит принято разделять на первичный и вторичный. В первичный профицит не входит стоимость обслуживания долга, тогда как вторичный профицит учитывает выплаты по заимствованиям.

Функции профицита могут быть различными, он может использоваться на направление денежных средств на погашение вторичных обязательств; на уменьшение доходов от продажи имущества, как государственного, так и муниципального; на увеличение расходов; на сокращение налоговых доходов посредством изменения налогового законодательства.

Тем не менее, профицит при составлении бюджета складывается крайне редко.

Бюджетный профицит и дефицит

Термин профицит тесно соотносится с понятием дефицит. Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами, то есть понятие противоположное профициту. Профицит принято указывать с положительным знаком, в то время как дефицит – с отрицательным. Важно, что дефицит покрывается путем финансирования, размер которого равен дефициту, но при этом имеет противоположный знак.

Если в течение многих лет бюджет остается дефицитным, необходимо делать первые шаги по его урегулированию, а именно – создать бюджетный профицит или выработать возможности по сокращению длительного дефицита.

Кроме того, бюджет может быть сбалансированным, если количество доходов и расходов одинаково.

Однако с другой стороны, важным вопросом в решении этой проблемы становится расход бюджетных средств. Если они в развитие науки, техники, производства, это может способствовать привлечению дополнительных доходов в будущем. Из ходя из этого, бюджетный профицит не может быть главной целью.

Плюсы и минусы профицита государственного бюджета

Мы уже упоминали, что до сих пор не существует единой точки зрения касательно сбалансированности бюджета, есть сторонники как профицита, так и дефицита. Рассмотрим более детально плюсы и минусы бюджетного профицита.

В первую очередь перечислим положительные стороны профицита. Естественно, что в случае профицита в бюджете всегда есть запас средств, следовательно, у правительства той или другой страны есть резервы для покрытия непредвиденных расходов, которые могут появиться в случае катастроф или финансовых проблем. Кроме того, излишки бюджета, как правило, направляются на благие цели, такие как: накопление средств на крупные инвестиционные проекты, создание финансовой подушки и т.д. Еще одним плюсом является то, что при профицитом бюджете ослабевает давление на бизнес, так как профицит позволяет вести либеральную налоговую политику, как следствие, развитие экономики набирает темпы. Также профицитная экономика способствует тому, что ценные бумаги растут в цене, не зависимо от того, принадлежат они государству или частным компаниям.

Что касается минусов профицита, их тоже можно перечислить немало. Во-первых, если доходы превышают расходы, часть денег изымается из экономики, а это значит, что темпы роста постепенно замедляются: денег становится меньше – конкуренция за них уменьшается. Профицитное положение госбюджета часто говорит о том, что власти попросту не умеют распоряжаться бюджетными средствами. Получается, что они бездумно накапливают денежные запасы, вместо того, чтобы разумно стимулировать отдельные секторы экономики или улучшать инфраструктуру государства. Кроме того, профицит может стать показателем того, что в государстве ведется непродуманная налоговая политика, когда для достижения сбалансированности бюджета компании должны платить повышенные налоги.

Исходя из вышесказанного можно заключить, что сам по себе профицит – это показатель наличия в государстве экономических проблем, а также способ их решения.

Центральной частью финансовой системы являются государственные финансы с их ведущим звеном - государственным (федеральным) бюджетом как сводным балансом доходов и расходов государства.

Государственный бюджет - это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке.

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале XX в.

Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства, существование единообразия финансовых документов и бюджетной классификации.

Принцип полноты - учет всех затрат и всех поступлений по каждой статье бюджета.

Принцип реальности - правдивое отражение доходов и расходов государства.

Принцип гласности - обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

Перераспределение национального дохода;

Государственное регулирование и стимулирование экономики;

Стимулирование научно-технического прогресса;

Финансовое обеспечение социальной политики;

Контроль за образованием и использованием централизо­ванного фонда денежных средств.

Одна из важнейших функций государственного бюджета -стимулирование научно-технического прогресса. Этой цели от­вечает прямое бюджетное финансирование приоритетных программ.

Структура расходов и доходов госбюджета в развитых странах представлена в таблице

Основные статьи бюджета

В отличие от бюджетов развитых стран в России па первом месте в расходах государственного бюджета стоят расходы на оборону (18%), на втором - финансирование государственных программ и инвестиций (около 18%), на третьем - вложения в народное хозяйство (15%). Затраты на социально-культурные нужды составляют менее 7% всех расходов, что почти в 4 раза меньше, чем в бюджете СССР. На обслуживание государственного внутреннего долга тратится более 15% всех расходов.

Государственные закупки - это спрос правительства на товары и услуги. Этот вид экономической деятельности правительства представлен закупками военного и гражданского назначения, последние могут предназначаться для собственных нужд госу­дарственных предприятий и учреждений или носить регули­рующий характер.

Трансфертные платежи - это:

Пособия по безработице;

Пособия многодетным семьям и т. п.

Трансфертные платежи - непроизводительные расходы госу­дарства, их доля в государственных расходах зависит от:

Социально-политической ориентации государства;

Границ государственного вмешательства в экономику;

Проводимой социальной политики.

Расходы на образование, науку, здравоохранение, культуру в сумме не превышают 10%. Этого явно недостаточно для покрытия нужд общества, однако все упирается в доходы.

Государственный бюджет - смета (роспись) государственных до­ходов и расходов по источникам поступления и основным каналам рас­пределения. Государственный бюджет может быть сведен с излишком или недостатком.

Если расходы правительства равны его доходам, то бюджет называется сбалансированным. Однако в большинстве стран, в том числе и в России, расходы правительства намного превышают его доходы.

Бюджетный профицит (излишек) - превышение доходов над рас­ходами.

Бюджетный дефицит (недостаток) - превышение расходов над доходами.

Бюджетный дефицит может быть заранее запланирован, что должно быть отражено в проекте подготовленного бюджета, или по тем или иным причинам может возникнуть в ходе его реализации. И эту разницу, как правило, необходимо покрывать за счет дополнительных ресурсов.

Способы финансирования бюджетных дефицитов представлены на схеме:

В экономике развитых стран бюджетный профицит встречается зна­чительно реже, чем бюджетный дефицит. Отметим, что государственный бюджет РФ на 2002 год был сведен с профицитом в размере 127 млрд. руб. Это излишек может быть получен за счет высоких мировых цен за баррель нефти. Если «нефтяная» цена упадет ниже заложенной при расчете доходов государственного бюджета, то профицита может и не быть. В этой связи сосредоточим внимание на проблемах, связанных с бюджетным дефицитом.

Крупные дефициты подталкивают вверх ставки процента, что:

а) вызывает вытеснение частного инвестирования;

б) увеличивает спрос на ценные бумаги со стороны иностранцев, так как более высокий уровень процента по правительственным и частным ценным бумагам делает фи­нансовые инвестиции более привлекательными для иностранцев;

в) вызы­вает рост международной стоимости национальной валюты вслед за воз­росшим спросом на ценные бумаги, что обусловливает сокращение экс­порта и рост импорта;

г) сдерживает развитие внутренней экономики вследствие сокращения чистого экспорта.

Стимулирующее воздействие дефицита может быть сглажено за счет, как эффекта вытеснения, так и отрицательного эффекта чистого экспорта, вызванного дефицитом. Крупные ежегодные бюджетные дефициты имеют тенденцию стимулировать импорт и сдерживать экспорт и нередко ведут к распродаже национального богатства. Эта цепочка причин-следствий длин­на, но она дает возможность понять внутренний ход развития явлений, связанных с бюджетным дефицитом.

Государственный долг

Устойчивый бюджетный дефицит, финансируемый за счет кредита, приводит к возникновению государственного долга.

Государственный долг представляет собой сумму бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков, это то, что государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит бюджета.

Государственные займы существенно отличаются от частных займов. Последние используются, как правило, для целей про­изводственного назначения. Выплата процентов по такому кредиту производится за счет прироста дохода. Государствен­ный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, в основном не связан с производственной деятельностью. Государство погашает свою задолженность, а также проценты по обязательствам за счет налогов.

Уровень государственной задолженности в целом, как правило, определяется в процентном отношении к ее валовому внутреннему продукту.

Поскольку для большинства стран рыночной экономики типи­чен бюджетный дефицит, государственный долг существует практически во всех странах. С учетом сферы размещения государственный долг подразделяют :

На внутренний;

И внешний.

Внутренний долг образуется обычно за счет займов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг (ГЦБ).

Основными держателями ГЦБ являются:

- правительственные учреждения и фонды;

- центральные и коммерческие банки;

- небанковские финансовые институты;

- население.

На долю ГЦБ приходится до 90% всей суммы государственно­го долга развитых стран.

По сроку погашения ГЦБ подразделяются:

на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года) казначей­ские обязательства (векселя);

среднесрочные - со сроком погашения до 5 лет;

- долгосрочные облигации со сроком погашения до 30 лет.

Вопрос о соотношении между различными видами задолжен­ности по их срочности имеет большое значение для управления государственным долгом. В условиях инфляции возрастает удельный вес краткосрочной задолженности, поскольку инве­сторы избегают вкладывать средства в долгосрочные прави­тельственные обязательства.

Внутренний государственный долг влияет на денежное обра­щение страны и состояние экономики в целом.

Основные последствия накопления внутреннего долга:

государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения;

все граждане страны как налогоплательщики оплачивают про­центы по государственному долгу, но эти проценты в свой до­ход получают лишь кредиторы государства (те, кто купил ГЦБ), а это, как правило, наиболее имущие слои населения;

возможно переложение долгового бремени на будущие поко­ления с сокращением объема потребления будущих налогопла­тельщиков в случае, если рост государственного долга и про­центов по нему не сопровождается соответствующим ростом инвестиций;

быстро растущие издержки по процентам все более затрудняют сокращение бюджетного дефицита: выплаты процентов по го­сударственному долгу оборачиваются новыми расходами госу­дарственного бюджета, новыми займами для выплаты процен­тов по старым долгам;

наблюдается "эффект вытеснения".

Внешний долг - это долг в иностранной валюте. Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга (кредиторами) выступают.

Компании;

Государственные учреждения различных стран;

Международные экономические организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.).

Бремя внешнего долга отличается от бремени внутреннего долга. Внутренний долг - это отношение между гражданами данной страны, при его возврате нет прямой потери товаров и услуг. Внешний же долг - это долг в иностранной валюте, и его по­гашение происходит фактически путем передачи товаров дру­гой стране. Для того чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сокращать импорт и увеличивать экспорт това­ров, при этом валютная выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни.

Кризис внешней задолженности - невозможность государством выполнить в установленные сроки и полном объеме свои дол­говые обязательства.

Однако даже в случае наступления такого кризиса государства стремятся как минимум сокращать внешнюю задолженность.

Механизмы сокращения внешней задолженности: