Учетная политика организации или предприятия. Нужно ли сшивать документ? Документооборот и технология обработки учетной информации

Термин «учетная политика» хорошо известен бухгалтерам организаций, что касается индивидуальных предпринимателей, то многие из них уверены, что раз они не ведут бухгалтерский учет, то и этот документ к ним никакого отношения не имеет. Это не совсем так, давайте разбираться.

Что такое учетная политика?

Учетная политика - это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

Что касается учетной политики для налогового учета , то требования к ней есть только разрозненные. Так, статья 167 НК РФ содержит общие указания для учетной политики по НДС, а статьи 313 и 314 НК РФ - по налогу на прибыль. Требований к порядку составления и оформления налоговой учетной политики кодекс не содержит.

В учетной политике закрепляют выбор способа учета из тех, которые допускает законодательство, если же способ учета какой-либо операции единственный, то указывать его не надо. В тех случаях, когда способ учета хозяйственной операции законом не предусмотрен, его надо разработать самостоятельно и прописать в учетной политике.

Чтобы быть уверенным в правильности ведения учетной политики, рекомендуем периодически проводить ревизию всех необходимых документов или привлечь к этому профессионалов, которые проверят вашу бухгалтерию и вовремя смогут выявить все недочеты и финансовые риски.

Обычно учетную политику формируют каждый год, но если на новый год ее не утвердили, то продолжает действовать прошлогодняя. В течение года документ можно только дополнять, если в деятельности налогоплательщика появился новый вид деятельности (например, торговая организация стала оказывать еще и услуги по сервисному обслуживанию этих товаров) или законом внесены изменения в положения о бухучете или налогах. Что касается уже закрепленных в ежегодной учетной политике положений, то изменять их можно только с нового года.

Только что созданная организация должна утвердить учетную политику для бухучета не позднее 90 дней со дня регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008), а для целей расчета НДС - до конца квартала, в котором она была зарегистрирована. При этом признается, что организация применяет учетную политику с момента государственной регистрации.

Разрабатывает учетную политику главный бухгалтер или другое лицо, отвечающее за учет, а утверждает - руководитель или индивидуальный предприниматель.

Индивидуальные предприниматели, которые могут не вести бухучет, разрабатывают учетную политику только для налогообложения, а организации - для бухгалтерского и налогового учета. Обязательно должны формировать учетную политику для целей налогообложения индивидуальные предприниматели:

  • являющиеся плательщиками НДС;
  • работающие на УСН Доходы минус расходы;
  • плательщики сельхозналога;
  • при .

Всем остальным ИП, во избежание споров с налоговыми органами, тоже рекомендуем сформировать учетную политику для налогового учета.

Санкции за отсутствие учетной политики

Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию. Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами. Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.

Если при запросе учетной политики окажется, что ее нет, то будет взыскан штраф в размере 200 рублей (статья 126 НК РФ). Кроме того, руководитель организации может быть наказан на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие или несоблюдение важных положений учетной политики, из-за чего была занижена налоговая база, может быть признано налоговыми органами грубым нарушением правил налогового учета. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 120 НК РФ в размере 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей, если нарушение выявят в нескольких налоговых периодах.

Структура учетной политики

Учетная политика организации может быть общей - для бухгалтерского и для налогового учета. Можно также разработать отдельную учетную политику для каждого вида учета. Учетная политика ИП формируется только для целей налогового учета.

Общая учетная политика организации состоит из трех основных разделов:

  • организационно-технический;
  • методологический для целей ведения бухгалтерского учета;
  • методологический для целей налогообложения.

Важные пункты учетной политики приведены в таблице:

Организационно-технический раздел

Способ ведения учета

Указать, кто ведет учет - руководитель; бухгалтер или отдел бухгалтерии; аутсорсинговая компания или сторонний бухгалтер.

Форма учета

Журнально-ордерная; мемориально-ордерная; автоматизированная.

Рабочий план счетов

Формы первичных учетных документов

Если применяются унифицированные формы, то их надо перечислить и указать реквизиты нормативного акта, которыми они утверждены. Если применяются самостоятельно разработанные формы, то их образцы надо привести в приложении.

Право подписи первичных учетных документов

Привести перечень лиц в приложении или указать, что право подписи определяется в должностных инструкциях.

Формы бухгалтерских регистров

Перечень и форму регистров укажите в приложении.

График документооборота

Утверждается отдельным приложением к учетной политике.

Инвентаризация

Указать сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций.

Методологический раздел для целей ведения бухгалтерского учета

Промежуточная бухгалтерская отчетность

Указать, что вы формируете промежуточную отчетность, согласно требованиям закона или учредительных документов. Привести перечень форм бухгалтерской отчетности.

Учет МПЗ, тары, готовой продукции и товаров

Надо выбрать единицу учета МПЗ (номенклатурный номер, партия, однородная группа). Определите, как происходит оценка поступающих МПЗ: по фактической себестоимости либо по учетным ценам. Укажите метод оценки материалов, списываемых в производство (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО).

Доходы и расходы организации

Пропишите, как организация признает коммерческие и управленческие расходы. Укажите порядок признания выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг с длительным циклом (более 12 месяцев).

Предусмотрите порядок оценки незавершенного производства.

Учет расчетов по налогу на прибыль

Малые предприятия должны прописать, применяют они ПБУ 18/02 или нет.

Создание фондов и резервов

Пропишите порядок создания резерва по сомнительным долгам. Зафиксируйте учет оценочных обязательств, малые предприятия могут не их формировать. Укажите, будет ли ООО создавать резервный фонд.

Учет основных средств

Пропишите, как определяется срок полезного использования. Укажите способ начисления амортизации и

способ списания ОС стоимостью не более 40 тыс. рублей за единицу. Определите, проводит ли организация компания переоценку ОС, если да, то зафиксируйте метод переоценки.

Методологический раздел для целей налогообложения

Источники данных для налогового учета

Определите, на основе чего ведется налоговый учет - бухгалтерских регистров или в самостоятельно разработанных регистрах (такие формы надо привести в приложении к учетной политике).

Метод амортизации ОС

Укажите, применяет ли организация амортизационную премию или повышающие коэффициенты амортизации.

Метод определения стоимости сырья и материалов, используемых в производстве

Выберите один из четырех способов (по средней себестоимости; по стоимости единицы запасов, ФИФО, ЛИФО).

Периодичность сдачи деклараций по налогу на прибыль

Определите отчетные периоды по налогу на прибыль (ежеквартально или ежемесячно).

Метод признания доходов и расходов

Выберите - метод начисления или кассовый метод (на применение кассового метода есть ограничения).

Распределение доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам

Если налог на прибыль организация платит ежемесячно, то такие доходы и расходы распределяют тоже раз в месяц. Если организация отчитывается ежеквартально, то доходы и расходы можно распределять ежемесячно или ежеквартально.

Определение перечня прямых расходов

Укажите, какие расходы являются прямыми (в качестве пример можно взять перечень из статьи 318 НК РФ)

"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2008, N 23

Учетная политика - это правила игры, которые налогоплательщик, приняв единожды, сможет изменить только в специальном порядке. Она должна содержать положения о правилах ведения бухгалтерского и налогового учета. Но всем ли организациям необходимо иметь учетную политику? Каким образом оформляется такой документ? Нужна ли учетная политика компаниям, применяющим специальные режимы налогообложения, а именно УСН и ЕНВД? В октябре было принято, а в 2009 г. начнет действовать ПБУ 1/2008 <1>, которое дает ответы на все эти вопросы.

<1> Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) утверждено Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н.

В 2008 г. еще будет продолжать действовать порядок принятия учетной политики, закрепленный в ПБУ 1/98 <2>. Недавно принятое ПБУ 1/2008 вступит в силу 1 января 2009 г.

<2> Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 утверждено Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н.

Учетная политика для налогообложения представляет собой выбранную компанией совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Для целей ведения бухгалтерского учета под учетной политикой организации понимаются принятые ею способы ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 1/98). Таким образом, учетная политика для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета преследует разные цели.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Компании самостоятельно формируют свою бухгалтерскую учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. При этом компании руководствуются законодательством РФ о бухгалтерском учете и нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; далее - Закон о бухгалтерском учете). Право самостоятельно формировать свою учетную политику вытекает из ст. 57 Конституции РФ как условие реализации обязанности по уплате налога (п. 2 Определения КС РФ от 9 июня 2005 г. N 222-О).

Поскольку ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель компании (п. 1 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете), то и учетную политику для целей бухгалтерского учета принимает он же. Однако за формирование учетной политики отвечает главный бухгалтер, если он есть в штате организации (п. 2 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете, п. 5 ПБУ 1/98). С 2009 г. формировать учетную политику сможет также лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации (п. 4 ПБУ 1/2008). При этом руководителю необходимо издать приказ об утверждении учетной политики (п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете, п. 9 ПБУ 1/98, п. п. 4, 8 ПБУ 1/2008). Сама учетная политика может быть оформлена отдельным документом либо включена в текст приказа. При формировании учетной политики главный бухгалтер и руководитель утверждают:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, формы документов для внутренней отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
  • перечень лиц, имеющих право подписи на документах;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • перечень лиц на выдачу денежных сумм под отчет;
  • положение о премировании;
  • положение о командировках;
  • положение о транспортных средствах;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета (п. 5 ПБУ 1/98, п. 4 ПБУ 1/2008).

Если у компании имеются филиалы, представительства или иные подразделения, то все они обязаны руководствоваться политикой, принятой компанией (п. 10 ПБУ 1/98, п. 9 ПБУ 1/2008). С 2009 г. в ПБУ 1/2008 особо отмечены филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ. Они имеют право выбора: их учетная политика формируется либо в рамках ПБУ 1/2008, либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) (п. 1 ПБУ 1/2008).

С 2009 г. компания при формировании учетной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета может выбрать тот или иной способ из нескольких допускаемых законодательством РФ и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если же закон не предусматривает вообще никаких вариантов, то компания может разработать свой способ, используя ПБУ и МСФО. При этом все ПБУ, кроме ПБУ 1/2008, применяются для разработки такого способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов (п. 7 ПБУ 1/2008).

В п. 5 ПБУ 1/2008 указано, что при формировании политики компания должна исходить из следующих допущений:

  • имущественной обособленности (активы и обязательства компании существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой компании и активов и обязательств других организаций);
  • непрерывности деятельности (компания будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке);
  • последовательности применения учетной политики (политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому);
  • временной определенности фактов хозяйственной деятельности (они относятся к тому отчетному периоду, в котором имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами).

Если компания при формировании учетной политики исходит из перечисленных допущений, то они не раскрываются в отчетности. Раскрытию подлежат только иные использованные допущения (п. 19 ПБУ 1/2008). В качестве функций учетной политики ПБУ 1/2008 (п. 6) выделяет обеспечение:

  • полноты отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременного отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, недопущение создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой). Очевидно, здесь Минфин России исходил из сложившейся в судебной практике по налоговым делам доктрины приоритета содержания перед формой;
  • тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рационального ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Принятие учетной политики для целей бухгалтерского учета и внесение в нее изменений

После создания или реорганизации компания обязана принять учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Причем политика считается действующей со дня создания компании (государственной регистрации) (п. 10 ПБУ 1/98). ПБУ 1/2008 подобного положения не содержит.

В п. 5 ПБУ 1/2008 закреплен такой принцип формирования политики, как допущение последовательности ее применения, согласно которому политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Данный принцип соответствует п. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете, устанавливающему, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года - с 1 января года, следующего за годом утверждения политики (п. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете, п. п. 10, 18 ПБУ 1/98, п. п. 9, 12 ПБУ 1/2008). О таких изменениях издается соответствующий приказ руководителя. Кроме того, в пояснительной записке также должен быть отражен факт изменения учетной политики (п. 4 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).

Следовательно, сформировав учетную политику до конца этого года на 2009 г., компания сможет изменить ее положения только в 2010 г. Однако досрочное изменение бухгалтерской учетной политики можно производить в трех случаях:

  • изменение законодательства или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
  • разработка компанией новых способов ведения бухгалтерского учета. Причем в отличие от действующего ПБУ 1/98 в ПБУ 1/2008 указано, что новый способ должен обеспечивать более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенное изменение условий хозяйствования (деятельности компании). Например , реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности и т.п. (п. 16 ПБУ 1/98, п. 10 ПБУ 1/2008). Перечень изменения условий хозяйствования является открытым, поэтому организация вправе самостоятельно определить, изменились условия хозяйствования или нет.

Отметим, что утверждение способа ведения бухгалтерского учета вновь возникших или изменившихся фактов хозяйственной деятельности не считается изменением учетной политики (п. 16 ПБУ 1/98, п. п. 10, 11 ПБУ 1/2008).

Согласно п. 12 ПБУ 1/2008 изменение политики проводится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Таким образом, изменение учетной политики возможно и в течение финансового года, но только если компания сможет обосновать целесообразность изменений в течение отчетного периода. На взгляд автора, изменение законодательства в течение года является безусловным основанием для внесения в политику изменений до конца года.

Пунктами 13 - 16 ПБУ 1/2008 предусмотрено новое правило об оценке в денежном выражении, отражении и раскрытии в бухгалтерском учете и отчетности изменений учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств.

Хранить бухгалтерскую учетную политику нужно не менее пяти лет после года, в котором она использовалась для составления бухгалтерской отчетности в последний раз (п. 2 ст. 17 Закона о бухгалтерском учете).

Учетная политика для целей налогообложения

Налоговым кодексом РФ не предусмотрен единый порядок формирования учетной политики, поскольку в разных главах НК РФ содержатся различные указания по поводу составления и срока действия учетной политики для целей налогообложения. В налоговой учетной политике компания устанавливает порядок ведения налогового учета (ст. 313 НК РФ), составляет политику в произвольной форме и утверждает ее приказом руководителя (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).

Обычно политика состоит из трех разделов. В первом описываются организационно-технические вопросы: организация ведения налогового учета (силами работников бухгалтерии, путем создания отдельного специализированного подразделения, аутсорсинг), система налоговых регистров и система документооборота для заполнения налоговых регистров. Во втором указан выбор компанией способов налогового учета в тех случаях, когда НК РФ предоставляет налогоплательщику такое право (например, определение перечня прямых и косвенных расходов). Это основная часть учетной политики. Здесь желательно провести разграничение налогового учета по отдельным видам налогов. В разд. 3 даются разъяснения по вопросам исчисления налогов, по которым нормы налогового законодательства отсутствуют или не содержат определенного порядка действий. Это не менее важная часть, которая позволяет осуществлять налоговое планирование. Например , порядок ведения раздельного учета в НК РФ не определен, поэтому компания должна разработать и закрепить в учетной политике такой порядок исходя из специфики своей деятельности. Приложениями к налоговой учетной политике могут стать бланки учетных налоговых регистров, самостоятельно разработанные и утвержденные компанией.

Для целей исчисления НДС налоговая учетная политика, принятая компанией, является обязательной по отношению ко всем обособленным подразделениям организации (п. 12 ст. 167 НК РФ). Она должна быть принята не позднее окончания первого налогового периода работы организации. Для налога на прибыль сроков не установлено. Однако в ст. 313 НК РФ речь идет о том, что, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он обязан определить и отразить в учетной политике принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности. Таким образом, если для вновь созданной организации все ее виды деятельности будут новыми, то и учетная политика должна быть принята с момента государственной регистрации организации.

Принимать учетную политику компании на каждый текущий год не нужно, так как для целей налога на прибыль применяется принцип последовательности применения норм и правил налогового учета (ст. 313 НК РФ). Утвержденную учетную политику организация применяет с даты ее создания и до даты ликвидации. Если же политика принята на конкретный год, то, исходя из названного принципа, данная политика даже без пролонгации применяется в последующие налоговые периоды.

Поскольку по НДС изменение учетной политики возможно с 1 января года, следующего за годом ее утверждения (п. 12 ст. 167 НК РФ), то учетная политика по НДС может меняться один раз в год. Тем не менее, как и в случае с политикой по налогу на прибыль, с НДС должен действовать принцип последовательности учета. Поэтому, даже если политика принята на конкретный календарный год, это не исключает ее применения в последующие периоды без издания приказа о пролонгации. Однако во избежание споров с проверяющими лучше каждый год издавать приказ о продлении срока действия учетной политики либо принимать ее не на конкретный год, а на неопределенный срок.

Изменение политики для целей налогообложения прибыли возможно также лишь в трех случаях. Во-первых, при изменении применяемых методов учета. При этом изменения будут действовать с начала следующего (нового) налогового периода (ст. 313 НК РФ). Во-вторых, при изменении законодательства о налогах и сборах. Внесенные в учетную политику изменения начнут действовать не ранее, чем начнет действовать закон в измененной редакции. В-третьих, если компания начинает осуществлять новый вид деятельности. В последних двух случаях изменения в политику могут вноситься в течение года. По другим основаниям изменить политику в течение года не получится. Например , реорганизация не может служить основанием для изменения учетной политики (Письмо Минфина России от 24 декабря 2007 г. N 03-03-06/1/889). Все изменения и дополнения, так же как и учетная политика, должны утверждаться приказом (распоряжением) руководителя.

По мнению автора, учетную политику для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета удобнее оформлять отдельными документами, поскольку такой подход облегчит внесение изменений в учетную политику: при внесении изменений в налоговую учетную политику (а налоговое законодательство у нас меняется достаточно часто) не будет необходимости менять бухгалтерскую политику.

При подготовке политики будьте внимательны и помните, что, избрав конкретный вариант такой политики, компания лишается возможности использовать другой механизм налогообложения (Определение КС РФ от 12 мая 2005 г. N 167-О).

При подготовке политики на 2009 г. следует иметь в виду, что в связи с изменением правил начисления амортизации компаниям, имеющим основные средства (ОС) и нематериальные активы (НМА), до 1 января 2009 г. необходимо выбрать один из двух методов начисления амортизации, который они станут применять в 2009 г.: линейный или нелинейный, так как в 2009 г. уже нельзя будет комбинировать эти методы. Только один из них компания может применять в отношении всего имущества. Исключение составят здания, сооружения, передаточные устройства, нематериальные активы из восьмой - десятой амортизационных групп, срок полезного использования которых соответственно составляет более 20 лет (п. 3 ст. 259 НК РФ). Менять метод начисления амортизации с нелинейного на линейный можно будет не чаще одного раза в пять лет (п. 1 ст. 259 НК РФ). Обратный переход законодатель не ограничил.

Срок на хранение учетной политики для целей налогообложения НК РФ не установлен. На взгляд автора, хранить ее для целей налогообложения нужно три года, следующих за годом применения, поскольку в течение этого срока может быть проведена выездная проверка. За отсутствие учетной политики по истечении этого срока ответственность не установлена (Постановление ФАС Поволжского округа от 16 августа 2007 г. по делу N А65-29278/2006).

Кто обязан иметь учетную политику

В Налоговом кодексе РФ не указано, кто обязан иметь налоговую учетную политику. Однако положения об учетной политике для целей налогообложения содержатся и в гл. 21, 25, 26 и 26.4 НК РФ. Следовательно, ее должны иметь все плательщики НДС и налога на прибыль.

Что касается учетной политики для целей ведения бухгалтерского учета, то ПБУ 1/98 распространяется в части формирования учетной политики на организации независимо от их организационно-правовых форм, а в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе (п. 3).

С 2009 г. формировать учетную политику обязаны только организации, являющиеся юридическими лицами. А кредитные организации и бюджетные учреждения могут ее не иметь (п. 1 ПБУ 1/2008). Иными словами, в 2008 г. для целей бухгалтерского учета наличие учетной политики обязательно для всех компаний, а в 2009 г. - только для компаний, зарегистрированных как юридические лица и не являющихся бюджетными учреждениями или кредитными организациями.

Учетная политика для специальных режимов налогообложения

Начнем с тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения (УСН). Очевидно, что принятие учетной политики для целей бухгалтерского учета обусловлено необходимостью ведения такого учета. Если бухгалтерский учет не ведется, то и соответствующая политика не формируется. В п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете сказано, что организации, применяющие УСН, освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет. Они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ, а учет ОС и НМА - в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете. Таким образом, компания, применяющая УСН, ведет бухгалтерский учет лишь в отношении ОС и НМА, следовательно, только при учете этих активов есть необходимость принятия учетной политики.

Отметим, что до 2006 г. арбитражные суды поддерживали организации, применяющие УСН, если последние не вели бухгалтерский учет (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 19 апреля 2006 г. по делу N Ф03-А04/06-2/589, ФАС Западно-Сибирского округа от 24 января 2006 г. по делу N Ф04-9833/2005(18956-А03-8), ФАС Уральского округа от 17 мая 2005 г. по делу N Ф09-1313/05-С5). Однако если компания подлежит обязательному аудиту (предметом которого является ведение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, и аудируемая компания обязана представить на проверку именно бухгалтерскую отчетность), планирует выплачивать дивиденды учредителям или обязана ежегодно публиковать годовой отчет и бухгалтерский баланс (например, в связи с публичным размещением облигаций и других эмиссионных ценных бумаг), то ведение бухгалтерского учета и принятие соответствующей учетной политики необходимы.

Согласно п. 1 ст. 88 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) акционерное общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность. Если акционерное общество применяет УСН, то это требование противоречит бухгалтерскому законодательству. Нормы акционерного права как специальные имеют приоритет перед общими нормами бухгалтерского законодательства. Поэтому ЗАО и ОАО обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность. Исходя из положений законодательства об ОАО, Конституционный Суд РФ, рассматривая не налоговое дело, а иск акционера, сделал вывод, что особенности АО как наиболее сложной формы организации бизнеса, притом что его участником может стать любое лицо, требуют публичного ведения дел, в том числе и обязательной ежегодной открытой публикации для всеобщего сведения годового отчета, бухгалтерского баланса и счетов прибылей и убытков, подтвержденных независимым аудитом.

Освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности ОАО не исключает необходимости составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленной законом форме для обеспечения информационной открытости и возможности реализации акционерами своих прав, в частности права получать информацию о деятельности ОАО (Определение КС РФ от 13 июня 2006 г. N 319-О). Таким образом, обязанность иметь учетную политику вытекает даже не из положений Налогового кодекса РФ, а из положений Гражданского кодекса РФ и Закона об АО.

Конечно, выводы КС РФ сделаны не в рамках рассмотрения дела, вытекающего из налоговых правоотношений, поэтому, безусловно, не должны приниматься во внимание при решении вопроса об обязанности иметь учетную политику. Однако после принятия Определения N 319-О появились ссылающиеся на него судебные решения по гражданским (а не налоговым) делам, согласно которым юридическое лицо, применяющее УСН, обязано составлять бухгалтерскую отчетность, необходимую для реализации акционерами, участниками и другими лицами прав, предоставленных законодательством, в том числе права на получение информации о крупном характере сделки. Иными словами, хозяйствующие субъекты, перешедшие на УСН, обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27 ноября 2007 г. N Ф08-7767/07 по делу N А25-790/2006-13).

Что касается ООО, то их обязанность утверждать годовые бухгалтерские балансы, публиковать отчетность и извещать о величине совершаемых сделок и распределении чистой прибыли между участниками и т.д. предусмотрена Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО). Без ведения бухгалтерского учета в установленном порядке ООО выполнить указанные требования не сможет. Однако речь идет об обязательности бухгалтерского учета, а не об обязательности принятия учетной политики. Значит, учетная политика для целей бухгалтерского учета при УСН является необязательной, но желательной.

Необходимость принятия учетной политики для целей бухгалтерского учета компаниями, применяющими УСН, диктуется и тем, что в случае потери права на применение специального режима придется восстанавливать бухгалтерский учет. Кроме того, без отчетности инвесторы и кредиторы не смогут объективно оценить финансовое состояние организации. Самое главное - без ведения бухгалтерского учета у организации будет затруднена выплата своим учредителям дивидендов. Ведь чистая прибыль и стоимость чистых активов определяются в соответствии с правилами бухгалтерского учета (Письма Минфина России от 10 января 2006 г. N 03-11-05/2, от 15 декабря 2005 г. N 03-11-04/2/154, от 11 марта 2004 г. N 04-02-05/3/19).

Налоговым кодексом РФ обязанность принятия учетной политики для целей налогообложения не предусмотрена, поскольку положения о необходимости принятия учетной политики распространяются на плательщиков НДС и налога на прибыль, а компании, применяющие УСН, эти налоги не уплачивают (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Но это не значит, что данные компании не могут иметь такую политику. Согласно ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов. Таким образом, в политике можно определить порядок ведения книги учета доходов и расходов, например, на бумажном носителе или в электронном виде (п. 1.4 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения <1>).

Кроме того, при объекте налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" компания может в учетной политике определить, какой порядок признания расходов она будет применять в целях уплаты единого налога при УСН. Так, организация, работающая на УСН, вправе самостоятельно установить способ определения величины процентов по полученным кредитам или займам, принимаемой для целей налогообложения, исходя из двух вариантов: сопоставление суммы начисленных по договору процентов и среднего уровня процентов по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях, или расчет предельной величины процентов исходя из ставки рефинансирования Банка России.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрена обязанность иметь учетную политику для целей налогообложения для компаний, уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Что касается учетной политики для целей бухгалтерского учета, то обязанность иметь ее корреспондируется с обязанностью вести бухгалтерский учет. И если для компаний, применяющих УСН, ведение бухгалтерского учета не предусмотрено, то организации, уплачивающие ЕНВД, должны его вести и, соответственно, иметь учетную политику.

Если компания совмещает два специальных режима (УСН и ЕНВД), то обязанность иметь налоговую учетную политику тоже НК РФ не предусмотрена. Однако п. п. 6 и 7 ст. 346.26 НК РФ установлена обязанность компании, уплачивающей ЕНВД, вести раздельный учет в случае применения параллельно с ЕНВД других систем налогообложения, в том числе УСН, а также в случае ведения нескольких видов деятельности, переводимых на уплату ЕНВД. Чтобы организовать раздельный учет, необходимо определить методы его ведения, т.е. принять учетную политику. Поэтому хотя прямо обязанность принятия налоговой учетной политики при совмещении режимов НК РФ не установлена, по мнению автора, надо утвердить налоговую учетную политику, чтобы избежать споров по поводу методологии ведения раздельного учета. Например , расходы могут распределяться пропорционально выручке от каждого вида деятельности или фонду оплаты труда. В НК РФ не закреплен единый порядок расчета пропорций, поэтому компания может определить его самостоятельно (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2006 г. по делу N Ф04-8258/2006(29252-А45-7), ФАС Волго-Вятского округа от 25 января 2005 г. по делу N А28-12862/2004-519/15).

По вопросу о необходимости иметь учетную политику для целей бухгалтерского учета компаниями, совмещающими режимы налогообложения, существуют две точки зрения. По мнению Минфина России, организация, применяющая по разным видам деятельности два специальных налоговых режима, один из которых не освобождается от ведения бухгалтерского учета, должна вести такой учет, составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в целом по всей организации. На это указано в Письмах от 19 марта 2007 г. N 03-11-04/3/70, от 31 октября 2006 г. N 03-11-04/2/230, от 16 декабря 2005 г. N 03-11-04/2/156, от 24 августа 2004 г. N 03-03-02-04/1/7, от 26 марта 2004 г. N 04-02-03/69. Аналогичные выводы делает и УФНС России по г. Москве в Письмах от 6 июня 2007 г. N 18-11/3/052731@ и от 1 марта 2005 г. N 18-11/3/12959.

Согласно другой точке зрения УСН применяется по организации в целом, а ЕНВД уплачивается по отдельному виду деятельности. Следовательно, фирма не обязана вести бухгалтерский учет по основному виду деятельности. Такой подход был отражен в Письме Минфина России от 20 июня 2006 г. N 03-11-04/2/151.

На взгляд автора, положения п. 3 ПБУ 1/98 говорят о том, что на компаниях, применяющих ЕНВД, лежит обязанность принятия учетной политики, поскольку от обязанности вести учет освобождены лишь организации, применяющие УСН. Иначе говоря, компании, осуществляющие деятельность, переводимую на ЕНВД, не освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 декабря 2007 г. по делу N А44-1375/2007). Поэтому если применяются два специальных режима, один из которых не освобождается от ведения бухгалтерского учета (ЕНВД), то необходимо вести бухгалтерский учет, а значит, и принять учетную политику для целей бухгалтерского учета. В ней следует закрепить кроме порядка распределения расходов рабочий план счетов с учетом совмещения двух режимов налогообложения (введение дополнительных субсчетов), а также форму бухгалтерского расчета (справки) по распределению расходов.

Ответственность за отсутствие учетной политики

Налогоплательщики не обязаны представлять в налоговую инспекцию свою налоговую учетную политику сразу же после ее составления. Такая обязанность не предусмотрена НК РФ, в том числе ст. 23 Кодекса, где перечислены основные обязанности организаций. Но в ходе проверки учетная политика может быть запрошена налоговым органом, которому она должна быть представлена в 10-дневный срок с момента получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). Имеющаяся практика свидетельствует о том, что в случае непредставления учетной политики компания привлекается к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Штраф составляет 50 руб. за каждый непредставленный документ.

На должностных лиц компании (руководителя и главного бухгалтера) может быть наложен и административный штраф согласно п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в размере от 300 до 500 руб. за непредставление в определенный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Также существует мнение, не поддерживаемое автором, что за непредставление учетной политики компании грозит и более суровое наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. согласно п. 1 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода. Если правила учета нарушались в течение как минимум двух налоговых периодов и из-за нарушения была занижена налоговая база, то размер санкций составит 10% суммы недоимки, но не менее 15 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).

По мнению автора, если учет не велся, а налоговые органы не могут устанавливать обязательные формы документов налогового учета, то подсчитать количество документов, которое организация должна представить, невозможно. Следовательно, нельзя определить и сумму штрафа согласно п. 1 ст. 126 НК РФ, поскольку штраф взыскивается за каждый непредставленный документ. По мнению судей, если у организации нет регистров налогового учета, то и привлечь ее к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ нельзя, так как их отсутствие не образует состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. по делу N А13-6442/03-21). О параллельной административной ответственности должностных лиц компании по ст. 15.11 КоАП РФ тоже не может идти речь, поскольку отсутствие учетной политики само по себе не может привести к искажению сумм начисленных налогов и сборов или любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Новые правила учетной политики

Новеллой ПБУ 1/2008 является установление процедуры раскрытия учетной политики организаций, публикующих в обязательном порядке полностью или частично свою бухгалтерскую отчетность (п. 3 ПБУ 1/2008). Например , в обязательном порядке раскрытию подлежит вся годовая отчетность ОАО (п. 3 ст. 88, ст. 92 Закона об АО), а также ООО, если последнее публично размещает облигации и иные эмиссионные ценные бумаги (п. 2 ст. 49 Закона об ООО). Если отчетность публикуется не в полном объеме, то информация об учетной политике подлежит раскрытию в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным (п. 18 ПБУ 1/2008).

Раскрывать компании обязаны только учетную политику для целей бухгалтерского учета. Ведь ни НК РФ, ни иные законы аналогичной нормы не предусматривают. Раскрывать необходимо принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются те способы, без знания о применении которых пользователями невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств (п. 17 ПБУ 1/2008). В п. 18 ПБУ 1/2008 перечислены все подлежащие раскрытию способы ведения учета. Перечень не является закрытым. Существенным согласно перечню является метод начисления амортизации. Однако, по мнению автора, не указанный в списке способ учета долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов также может быть признан существенным, поскольку влияет на оценку платежеспособности организации.

Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими ПБУ (п. 18 ПБУ 1/2008). Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении политики должны быть раскрыты в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности (п. п. 24, 25 ПБУ 1/2008). При внесении в учетную политику изменений компания раскрывает причину и содержание изменения учетной политики и иные факты, перечисленные в п. 21 ПБУ 1/2008. Если эту информацию нельзя обнародовать, то этот факт подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики (п. 22 ПБУ 1/2008).

М.А.Щербакова

Налоговый юрист

г. Санкт-Петербург

Учётная политика - совокупность способов ведения бухгалтерского учёта - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учётной политики предприятия впервые были раскрыты в ПБУ 1/94 «Учётная политика предприятия», утверждённом Приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100. Вследствие реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами впоследствии указанное Положение было заменено на ПБУ 1/98 (Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н), а в 2008 г. - на ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации».

Понятие «учётная политика» в данных нормативных актах тождественно. Под учётной политикой организации понимается «принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».

В соответствии с утверждённой Правительством РФ в 1998 году Программой реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности, целью реформирования системы бухгалтерского учёта является приведение национальной системы бухгалтерского учёта в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчётности.

За период реформирования не претерпели изменения допущения, используемые при формировании учётной политики организации, к которым относятся:

· допущение имущественной обособленности: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций;

· допущение непрерывности деятельности: организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у неё отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

· допущение последовательности применения учётной политики: принятая организацией учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому;

· допущение временной определённости фактов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Почти не изменились требования, предъявляемые к качеству информации, полученной в бухгалтерском учёте в результате применения учётной политики организации (в ПБУ 1/98 по сравнению с ПБУ 1/94 добавлено требование своевременности).


ПБУ 1/2008 предъявляет следующие требования к качеству информации:

· требование полноты (полнота отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности);

· требование своевременности (своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности);

· требование осмотрительности: учётная политика организации должна обеспечивать бо́льшую готовность к признанию в бухгалтерском учёте расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

· требование приоритета содержания перед формой: отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;

· требование непротиворечивости: тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта на последний календарный день каждого месяца;

· требование рациональности: рациональное ведение бухгалтерского учёта исходя из условий хозяйствования и величины организации.

Следует заметить, что присутствие в Законе N 129-ФЗ нормы о том, что первичный учётный документ является основой бухгалтерского учёта, не отвечало требованию приоритета содержания перед формой.

С 1 января 2013 г. вступил в силу новый закон о бухгалтерском учёте от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Важным новшеством является отсутствие в нём требования об обязательном применении унифицированных форм первичной учётной документации, утверждённых Госкомстатом РФ.

Теперь используемые в организации формы первичных документов утверждает её руководитель.

Принятая во вновь созданной организации учётная политика должна применяться из года в год. Если:

· изменилось законодательство

· вводятся новые способы ведения бухгалтерского учёта

· происходит смена собственника и т. д.,

то учётную политику можно дополнить или изменить. В частности с 1 января 2013 года в России действует новый закон о бухгалтерском учёте от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Согласно этому закону унифицированные формы первичных документов перестают быть обязательными. То есть, компания как и прежде может их использовать в своей деятельности, но для этого она должна их утвердить в учётной политике.

Виды учётной политики:

· Учётная политика для целей налогового учёта

· Учётная политика для отчётности по международным стандартам (например US GAAP, IFRS)

· Учётная политика для целей бухгалтерского учёта

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта закреплена в следующих нормативно-правовых документах:

· Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ

· Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 1/2008

В учётной политике для целей бухгалтерского учёта в зависимости от специфики деятельности организации могут рассматриваться следующие основные вопросы:

1. Рабочий план счетов.

2. Формы первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта, применяемых организацией.

3. Способ учёта приобретения и заготовления материалов.

4. Способ начисления амортизации:

линейным (равномерно в течение всего срока полезного использования);

5. Методы учёта поступления и выбытия материально-производственных запасов:

по средней себестоимости; по себестоимости единицы запасов; ФИФО.

6. Способ учёта транспортно-заготовительных расходов в отношении товаров для торговых организаций:

в себестоимости приобретения товаров и их погашение по мере реализации этих товаров;

7. Способ учёта товаров организациями розничной торговли:

по покупным ценам (без учёта наценки);

8. Способ распределения доходов в зависимости от специфики деятельности организации по следующим статьям:

доходы от обычных видов деятельности;

9. Способ определения выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления (строительство, научные и проектные работы, судостроение и т. п.):

по мере готовности работы, услуги, продукции;

10. Способ учёта специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды:

как материалы.

Учётная политика для целей налогового учёта

Для целей налогового учёта учётная политика формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В учётной политике для целей налогового учёта в зависимости от применяемой системы налогообложения могут рассматриваться следующие основные вопросы:

Метод признания доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль. В настоящее время Налоговым кодексом предусмотрены два метода:

· метод начисления - доходы и расходы признаются в учёте по мере их возникновения, то есть в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от факта их оплаты;

· кассовый метод - доходы и расходы признаются в учёте в день поступления или выбытия денежных средств в качестве оплаты по сделке. Этот метод в настоящее время в России применяется редко из-за возможности применения упрощённой системы налогообложения.

Метод определения стоимости материально-производственных запасов:

· по стоимости единицы запасов (товара);

· по средней стоимости;

· по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

Федеральным законом № 81-ФЗ от 20.04.2014 метод ЛИФО исключён из правил налогообложения.

Метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов:

· линейный (равномерно в течение всего срока полезного использования);

· нелинейный (сумма амортизации меняется ежемесячно, постепенно уменьшаясь).

Нелинейный метод не применяется в бухгалтерском учёте, поэтому при его использовании необходимо учитывать возникающие разницы в бухгалтерском и налоговом учёте в отношении амортизации.

Возможность формирования резервов, регулируя этим исчисление налога на прибыль:

· резерв по сомнительным долгам;

· резерв по гарантийному ремонту;

· резерв по ремонту основных средств;

· резерв на оплату отпусков и вознаграждений;

· резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.

Метод исчисления налога на добавленную стоимость:

· «по отгрузке» - по мере отгрузки и предъявления покупателю расчётных документов или поступления предоплаты;

· «по оплате» - по мере поступления денежных средств за выполненные работы, оказанные услуги. Метод «по оплате» с 01.01.06 г в соответствии с законодательством РФ не применяется.

Учетная политика организации (ПБУ 1/2008)

(утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

I. Общие положения

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) (далее организации). Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

в части формирования учетной политики - на все организации;

в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

II. Формирование учетной политики

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

· формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

· порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

· способы оценки активов и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· порядок контроля за хозяйственными операциями;

· другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

5. При формировании учетной политики предполагается, что:

· активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

· организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

· принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

· факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

· полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

· своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

· большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

· отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

· тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

· рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

7. При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

8. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно - распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения. Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

III. Изменение учетной политики

10. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

· изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

· разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

· существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

IV. Раскрытие учетной политики

17. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

18. К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованию, приведенному в пункте 17 настоящего Положения. Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

19. Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности. При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

20. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

21. В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

· причину изменения учетной политики;

· порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

· суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

· сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

22. В случае, если раскрытие информации, предусмотренной пунктом 21 настоящего Положения, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

23. В случае, если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации запериод, в котором начнется применение.

24. Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации. В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.25. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Существование многих видов учета призвано удовлетворять интересы разных групп пользователей учетной информации, и это предопределяет учетную политику. Принципы и правила ведения различных видов учета существенно отличаются друг от друга, поэтому для каждого вида учета может существовать самостоятельная учетная политика.

Механизм финансового управления предприятием во многом сосредоточен в учетной политике, которая в современной организации состоит из четырех частей: 1)

бухгалтерского учета; 2)

налогового учета; 3)

управленческого учета; 4)

производственного учета.

Учетная политика предприятия включает правила ведения указанных видов учета. Она принимается до наступления нового финансового года, применяется последовательно из года в год, утверждается приказом или распоряжением руководителя. Изменение в учетной политике может осуществляться в исключительных случаях:

изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, предполагающих более достоверное отражение фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации и т.п.

Основу национальной учетной политики составляют учетные стандарты. Для России - это положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), на международном уровне - МСФО 1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений). Под учетной политикой понимается выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности в соответствии с особенностями его хозяйственной деятельности и применяемая им на постоянной основе в течение отчетного периода.

Учетная политика для целей налогообложения основывается на налоговом законодательстве и должна быть документально закреплена. Она предполагает удовлетворение интересов двух основных пользователей - государства в лице налоговых органов и собственника бизнеса.

Налоговая политика организации должна быть сформирована в составе следующих разделов: а) по налоговому учету в полном объеме; б) по бухгалтерскому учету в части порядка учета объектов обложения налогами; в) по управленческому учету в части документирования операций с объектами обложения налогами, а также порядка планирования и принятия управленческих решений по поводу формирования и/или изменения объектов налогообложения; г) по производственному учету в части объектов обложения налогами.

Учетная политика для целей управленческого учета законодательно не регламентируется, поэтому предусматривает использование альтернативных вариантов ведения учета и отчетности.

В учетной политике предприятия принято выделять методологический и организационный аспект. Методологический аспект (методы ведения учета) определяет варианты отражения в учете информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности исходя из применения альтернативных приемов и способов. Организационный аспект определяет формы ведения и организации бухгалтерского учета на предприятии. При формировании учетной политики по организационным вопросам ведения учета предприятие осуществляет выбор одного из нескольких вариантов, допускаемых законодательными актами, входящими в систему регулирования учетного процесса в Российской Федерации.

Положения учетной политики должны соответствовать нормативным актам, но методы учетной политики в налоговом, управленческом, бухгалтерском и производственном учете не могут совпадать.

Например, в бухгалтерском учете запланировано формирование полной себестоимости продукции (работ, услуг), а в управленческом - формирование себестоимости, включающей переменные затраты. В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» предприятия имеют право выбора одного из методов оценки стоимости материалов, израсходованных на производство, - по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, методом ЛИФО или ФИФО. В учетной политике для целей управленческого учета также отражают выбор способа оценки при списании материальных затрат. Кроме того, в ней описывается важная часть учетных процедур, связанных с порядком формирования и признания расходов по конкретным видам изделий, работ, услуг и калькуляционным статьям, а также этапы формирования информации, необходимой менеджерам.

В методологическом разделе учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета фиксируется порядок создания резервов предстоящих расходов и платежей, учет и финансирование ремонта основных средств, метод начисления амортизации. Все указанные выше вопросы одновременно являются прерогативой управленческого учета, так как напрямую связаны с формированием издержек производства.

Многие положения по бухгалтерскому учету тесно связаны с другими видами учета. Например, ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» имеет непосредственное отношение к вопросам составления сегментарной отчетности по местам возникновения затрат и центрам ответственности, что непосредственно относится к ведению производственного и управленческого учета в организации.

Ведение производственного учета не только служит источником информации для формирования налоговой политики, но и существенно влияет на нее. Для исчисления налогов важны отраженные в производственном учете правила учета запасов и расходов на их приобретение и хранение; порядок документирования передачи товаров в производство; применение методов полуфаб- рикатного учета и методов нормативного учета затрат; оценка незавершенного производства; списание и оформление затрат на брак; недостачи и порчи ценностей и пр.

Политика в области управленческого учета должна включать описание процедур и содержание документов по учету вспомогательных производств всех видов, порядок распределения косвенных расходов по видам производимой продукции, работ, услуг, возможность применения различных методов учета («директ- костинг», «АБ-костинг» и т.п.).

Одновременно политика в области управленческого учета должна предопределять порядок планирования деятельности организации, этапов формирования бюджетов, принятия решений, формы и порядок документооборота и многое другое. Учетная политика в этой области должна содержать не только описание процедур принятия решений, но и указывать компетенцию должностных лиц, а также перечень и содержание документов, которые оформляют соответствующие решения.

Организация может утвердить единую учетную политику, состоящую из четырех разделов, каждый из которых касается ведения отдельного вида учета.

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта

Учётная политика для целей налогового учёта

Учётная политика для отчётности по международным стандартам (например US GAAP, IFRS)

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта закреплена в следующих нормативно-правовых документах:

    Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ

    Положение по бухгалтерскому учётуПБУ 1/2008

В учётной политике для целей бухгалтерского учёта в зависимости от специфики деятельности организации могут рассматриваться следующие основные вопросы:

    Рабочий план счетов.

    Формы первичных учётных документовирегистров бухгалтерского учёта, применяемых организацией.

    Способ учёта приобретения и заготовления материалов.

    Способ начисления амортизации:

    линейным (равномерно в течение всего срока полезного использования);

Методы учёта поступления и выбытия материально-производственных запасов:

  • по средней себестоимости; по себестоимости единицы запасов; ФИФО.

Способ учёта транспортно-заготовительных расходов в отношении товаров для торговых организаций:

  • в себестоимости приобретения товаров и их погашение по мере реализации этих товаров;

Способ учёта товаров организациями розничной торговли:

  • по покупным ценам (без учёта наценки);

Способ распределения доходов в зависимости от специфики деятельности организации по следующим статьям:

  • доходы от обычных видов деятельности;

Способ определения выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления (строительство, научные и проектные работы, судостроение и т. п.):

  • по мере готовности работы, услуги, продукции;

Способ учёта специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды:

  • как материалы.

Учётная политика для целей налогового учёта

Для целей налогового учёта учётная политика формируется в соответствии сНалоговым кодексом РФ.

В учётной политике для целей налогового учёта в зависимости от применяемой системы налогообложения могут рассматриваться следующие основные вопросы:

    Метод признания доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль. В настоящее время Налоговым кодексом предусмотрены два метода:

    метод начисления - доходы и расходы признаются в учёте по мере их возникновения, то есть в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от факта их оплаты;

    кассовый метод - доходы и расходы признаются в учёте в день поступления или выбытия денежных средств в качестве оплаты по сделке. Этот метод в настоящее время в России применяется редко из-за возможности примененияупрощённой системы налогообложения.

Метод определения стоимости материально-производственных запасов:

  • по стоимости единицы запасов (товара);

    по средней стоимости;

    по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

    Метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов:

    линейный (равномерно в течение всего срока полезного использования);

    нелинейный (сумма амортизации меняется ежемесячно, постепенно уменьшаясь).

Нелинейный метод не применяется в бухгалтерском учёте, поэтому при его использовании необходимо учитывать возникающие разницы в бухгалтерском и налоговом учёте в отношении амортизации.

    Возможность формирования резервов, регулируя этим исчисление налога на прибыль:

    резерв по сомнительным долгам;

    резерв по гарантийному ремонту;

    резерв по ремонту основных средств;

    резерв на оплату отпусков и вознаграждений;

    резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.

Метод исчисления налога на добавленную стоимость:

  • «по отгрузке» - по мере отгрузки и предъявления покупателю расчётных документов или поступления предоплаты;

    «по оплате» - по мере поступления денежных средств за выполненные работы, оказанные услуги. Метод «по оплате» с 01.01.06 г в соответствии с законодательством РФ не применяется.

ЛЕКЦИЯ 4.

Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств и расчетов

Порядок ведения кассовых операций. Учет безналичных расчетов. Формы расчетов. Учет операций по расчетным и другим счетам. Учет денежных документов. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами. Учет расчетов по налогам и сборам. Учет расчетов с подотчетными лицами .

Все предприятия обязаны хранить денежные средства в банке, а для осуществления расчетов наличными деньгами (приема, хранения и расходования) каждая организация должна иметь кассу и вести всю необходимую документацию по установленной форме.

Основными нормативными документами, регламентирующими ведение кассовых операций, являются:

    Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П, утв. Советом директоров Банка России;(в послед. ред.)

    Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 22.09.1993 № 40;

    Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 № 745.

В соответствии с этими документами все предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы обязаны:

    приходовать полученные наличные средства в кассу, хранить свободные денежные средства в учреждениях банков;

    производить платежи по своим обязательствам перед другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке, а наличными деньгами – в пределах установленной ЦБ РФ суммы (предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами - 100 000 руб. по одному платежу);

    для осуществления наличных расчетов иметь кассу и кассовую книгу. Хранить в кассе наличные деньги в пределах установленного банком лимита;

    прием наличных денег от населения производить с обязательным применением контрольно-кассовых машин и с соблюдением требований Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.

В штате предприятия предусмотрена должность кассира, который несет материальную ответственность за сохранность всех принимаемых им ценностей. После издания приказа о назначении на работу кассира, руководитель предприятия обязан под расписку ознакомить его с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, вслед за тем с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности.

Отсутствие договора о полной материальной ответственности исключает возможность взыскания сумм допущенных недостач в полном объеме. В этом случае к кассиру может быть применена только ограниченная материальная ответственность: взыскан ущерб в размере, не превышающем его оклад.

На малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя предприятия при условии заключения с ним договора.В случае необходимости временной замены кассира, исполнение его обязанностей возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя предприятия. Договор о материальной ответственности с ним заключается в обычном порядке.

Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам.

Помещение кассы для обеспечения необходимых условий сохранности денежных средств должно быть специально оборудовано (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег). Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается, а двери в кассу во время совершения операций – заперты с внутренней стороны.

Всю полноту ответственности за создание условий сохранности денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк, несет руководитель (директор) предприятия.

Кассы предприятий могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством.

Перед открытием помещения кассы и металлических шкафов кассир обязан осмотреть сохранность замков, дверей, оконных решеток и печатей, убедиться в исправности охранной сигнализации.