Понятие внешнего долга. Проблема внешнего долга в мире

Растущее долговое бремя может привести к тому, что страна оказывается в так называемой долговой петле, когда новые внешние заимствования используются большей частью на погашение ранее полученных займов, кредитов и ссуд.

Подобная ситуация сложилась во многих развивающихся странах и грозит ряду постсоциалистических государств, у которых растущая часть их ВВП

и экспортных· доходов уходит не на собственное развитие, а на обслуживание внешнего долга, если у них вообще хватает средств на это обслуживание. В результате у таких стран возникает долговой кризис, как, например, у России.

В прошлом такие кризисы нередко приводили к отказу стран- должников от обязательств по обслуживанию внешнего долга (такая ситуация называется дефолтом). Так, дефолт по внешнему долгу был объявлен Турцией в IS75 г., Перу и Египтом -- в 1876 г., Грецией - в 1893 г., Бразилией -в 1898 г. и 1914 г., Россией - в 1917 г. Однако в наше время страны-должники и страны-кредиторы стараются не доводить ситуацию до дефолта.

Для того, чтобы внешний долг не превратился в острую экономическую проблему для страны, ей требуется активное управление своим внешним долгом. Этот термин применяется для обозначения набора мер по предотвращению или смягчению долгового кризиса. В их числе меры экономические (минимизация величины внешних заимствований, реструктуризация накопленной задолженности, повышение эффективности использования привлеченных финансовых ресурсов, повышение возможностей госбюджета по обслуживанию внешнего долга), политические (поддержание политической стабильности в стране и хороших отношений с внешними кредиторами), социальные (обеспечение социальной стабильности), а также по обеспечению национальной безопасности (прежде всего сохранение независимой от кредиторов внешней и внутренней политики). Ключевым условием при проведении политики управления внешним долгом является ВОЗМОЖНОСТЬ страны так использовать внешние заимствования, чтобы это обеспечило ей как достижение собственных целей, так и уменьшение внешнего долга. Подобная политика оказалась эффективной в конце XIX - начале XX вв. у США (бурное экономическое развитие страны в тот период во многом базировалось на больших внешних заимствованиях), а в послевоенные годы - у Южной Кореи.

Еще по теме Проблема внешнего долга в мире:

  1. Проблемы внешнего долга и его реструктуризация. Платежный баланс России.
  2. 12.4. Государственный долг (внутренний и внешний). Социально-экономические последствия бюджетногодефицита и государственного долга.Проблемы бюджетного дефицита и государственногодолга в Республике Беларусь

Внешний долг страны по определению, данному МВФ, — это объем непогашенных текущих, не связанных никакими условиями обязательств в виде основной суммы и процентов, принятых резидентами одной страны по отношению к нерезидентам, а также обязательства резидентов страны к нерезидентам, подлежащие погашению в определенное время в будущем.

Внешний долг страны включает в себя государственный и частный долг (долг государственного и частного сектора). Внешний долг, с одной стороны, способствует увеличению финансовых ресурсов стран, с другой — увеличивает финансовые риски экономического кризиса. Величина суммарного внешнего долга и просроченной задолженности существенно влияет на рейтинг страны на международном кредитном рынке. Чем ниже кредитный рейтинг страны или ее резидентов, тем жестче условия предоставления новых кредитов. Странам, имеющим высокий уровень просроченной задолженности, фактически закрыт доступ на мировые кредитные рынки. Для них единственным источником внешних заимствований становятся ресурсы МВФ и группа Всемирного банка.

Возникновение просроченной задолженности вынуждает государство вести переговоры с иностранными кредиторами по урегулированию внешнего долга. Урегулирование внешнего долга — это принятие заемщиком мер по ликвидации просроченной внешней задолженности со снижением выплат процентов и основного долга. Наибольшая часть официального внешнего долга находится в руках стран — членов Парижского клуба, а частного долга — в ведение банков, входящих в Лондонский клуб.

Парижский клуб - неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 г. в целях реструктуризации задолженности развивающихся стран.

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

  • начичие непосредственной угрозы прекращения платежей;
  • обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику;
  • равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.

Реструктуризация долга - это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей. В рамках Парижского клуба реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран. В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные методы.

Проект под названием «Инициатива HI PC» предусматривает целенаправленные усилия по снижению бремени долга самых бедных развиваются стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.

Внешний долг Российской Федерации

Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживание своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 г. составил около 70 млрд долл. (внешний долг СССР в 1987 г. составил 40 млрд долл.). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки было крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в сшс большей степени сократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия могла ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 млрд долл., что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней задолженности. В 1993 г. Парижский клуб отсрочил на несколько лет выплату основой части российского долга.

Внешний долг России условно можно разделить на семь составляющих:

  • займы международных организаций (64%, или 128,3 млрд долл.);
  • реструктурированный долг СССР;
  • кредиты и займы российских банков (9%);
  • кредиты и займы российских компаний (12,5%, или 25 млрд долл.);
  • валютные облигации внутреннего займа (6%, или 11,4 млрд долл.);
  • еврооблигации (8%, или 16,2 млрд долл.);
  • субфедеральные внешние займы и кредиты (1 %, или 2,8 млрд долл.).

17 сентября 1997 г. в Париже Правительством РФ был подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника. Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему.

1999-2001 гг. — пик расчетов страны по внешнему долгу. Ежегодно Россия на выплату процентов и погашение собственно кредитов и займов должна была тратить 18-20 млрд долл. (сумма, сопоставимая с доходной частью бюджета). Надвигающийся пик был обусловлен тем, что обязательства по старым, еще советским долгам наложились на обязательства по кредитам и займам, полученным после 1 января 1992 г. В принципе размер суверенного российского долга сравнительно невелик. На начало 1998 г. общая задолженность перед внешними кредиторами составила примерно 130 млрд долл., из них 100 млрд долл. остались от СССР.

Россия полностью погасила долг бывшего СССР перед Парижским клубом кредиторов в июне 2006 г. Общая сумма выплат составила 23,7 млрд долл.

В 2006 г. были осуществлены плановые платежи в 1,3 млрд долл. В то же время Внешэкономбанк заплатил сшс 22,5 млрд долл. в счет досрочного погашения долга. К. обшей сумме долга Россия дополнительно должна была выплатить 1 млрд долл. премии крупнейшим кредиторам. Из этих средств 700 млн долл. получила Германия. Экономия от досрочного погашения составила 7,7 млрд долл. в течение ближайших 15 лет.

На 1 января 2008 г. внешний долг России составил 459,6 млрд руб., в том числе долг частного сектора — 249,6 млрд руб., частных банков — 163,7 млрд руб.

Внешний долг страны

Образуется вследствие притока в страну ссудного капитала и появления отсюда обязательств по погашению этих кредитов, ссуд, займов и выплате процентов. Общая величина внешнего долга в мире приближается к 2,4 трлн долл. Заметим, это долг только стран с неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валютой. Для стран с конвертируемой валютой проблемы внешнего долга формально не существует — ведь они могут оплачивать обязательства перед нерезидентами своей национальной валютой, свободно меняя ее на иностранную, т.е. погашая свой долг за счет своих внутренних активов, а не только внешних, как страны с неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валютой. Неформальный же анализ говорит, что именно в этой группе стран наиболее велик внешний долг (только в США в начале 2004 г. от составил 7 трлн долл.).

Внешний долг делится на государственный (около 1,7 трлн долл. во веем мире) и частный (около 0,7 трлн долл.). Государственный внешний долг состоит из внешних обязательств государственных органов (включая местные власти), а также гарантированных государством внешних обязательств частного сектора. Частный долг образуется из внешних обязательств фирм и банков. По объему внешнего долга лидируют Бразилия, Россия, Китай, Мексика, Аргентина, Индонезия, Южная Корея, Турция. У всех этих стран в начале нашего десятилетия внешний долг превышал 100 млрд, а у Бразилии — даже 200 млрд долл.

Однако тяжесть внешнего долга определяется не только его величиной, но и платежами по этому долгу. Рассмотрим тяжесть внешнего долга на примере России.

Внешний долг нашей страны к началу 2004 г. равнялся 182 млрд долл. По отношению к ВВП по обменному курсу (433 млрд долл. в 2003 г.) это составляет 42%, а по отношению к годовому экспорту товаров и услуг (152 млрд долл. в 2003 г.) — 120%. Подобные показатели можно расценить как умеренные. Для сравнения укажем, что в начале текущего десятилетия из вышеуказанных стран они составляли 94 и 200% у Индонезии, но всего 14 и 53% у Китая. Таковы показатели тяжести внешнего долга.

О тяжести обслуживания внешнего долга говорит другой показатель. В 2003 г. на платежи по внешнему долгу (обслуживание внешнего долга) Россия потратила, по оценке, около 35 млрд долл., в том числе более 14 млрд в рамках обслуживания государственного внешнего долга. По отношению к главному источнику иностранной валюты — доходам от экспорта товаров и услуг в размере 152 млрд долл. — это составило около 23%, в том числе 9% пришлось на платежи по государственному внешнему долгу. Считается, что опасным порогом для этого показателя является величина, превышающая 20-25%. Поэтому и этот показатель для России можно считать умеренным.

Тем не менее проблема внешнею долга остра в России, хотя ее содержание изменилось: если в прошлом десятилетии это была скорее проблема государственного внешнего долга, то теперь это скорее проблема частного внешнего долга. Государственный внешний долг России вследствие большого притока нефтедолларов в государственный бюджет и золотовалютные резервы имеет тенденцию к сокращению (уменьшился со 156 млрд долл. на начало 1999 г. до 107 млрд долл. на начало 2004 г.), хотя платежи по нему нарастали, достигнув пика в 2005 г. — 18,9 млрд долл. В то же время частный долг имеет тенденцию к росту (с 30 млрд долл. на начало 1999 г. до 75 млрд долл. на начало 2004 г.) вследствие дороговизны и недостаточной доступности банковских кредитов в России, т.е. из- за слабости банковской системы нашей страны даже в условиях большого притока нефтедолларов.

Внешний долг страны имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Обычно современные экономисты под влиянием долгового кризиса развивающихся стран и некоторых государств с переходной экономикой сосредоточиваются на негативных аспектах — тяжести обслуживания внешнего долга, появления экономической и политической зависимости от кредиторов, неэффективном использовании заемных средств. Однако не будем забывать, что половина существующих в России железных дорог была построена на иностранные займы (преимущественно французские), что американская промышленность во многом выросла на иностранные ссуды (в основном английские), что в наше время новые индустриальные страны активно используют дешевые и обильные зарубежные источники ссудного капитала для своего быстрого экономического роста.

Баланс между негативными и позитивными аспектами внешнего долга провести сложно, но, вероятно, можно прийти к выводу, что позитивные аспекты перевешивают негативные, если в стране с нехваткой капитала заемные средства из-за рубежа используются настолько эффективно, что это не порождает трудностей с обслуживанием долга и высокой зависимости от кредиторов. А для этого заемные средства должны направляться не столько на финансирование дефицита государственного бюджета (как в России 90-х гг.), сколько на долгосрочные инвестиции в национальную экономику, в том числе приводящие к росту поступлений иностранной валюты для последующей оплаты внешнего долга.

Внешний долг стране

Образуется вследствие оттока из страны ссудного капитала и появления отсюда у ее резидентов внешних активов в виде предоставленных кредитов, ссуд, займов и процентов по ним. Внешний долг нашей стране на начало 2004 г., если судить поданным международной инвестиционной позиции России, составлял 86 млрд долл. Он образовался прежде всего в результате предоставления Советским Союзом экономической и военной помощи своим союзникам и партнерам, особенно экономически отсталым. Поэтому к наиболее крупным должникам России сейчас относятся Куба, Ливия, Ангола, КНДР. Но одновременно среди новых стран — должников России числятся многие страны СНГ, прежде всего Украина, которые не всегда полностью расплачиваются за российский экспорт товаров и услуг в эти страны, особенно тот, что гарантируете я м еж п ра вител ьстве иным и соглашения м и.

В отличие от внешнего долга России перед другими странами, этот внешний долг порождает очень малые платежи — в 2003 г. Россия получила из-за рубежа, по опенке, менее 6 млрддолл. платежей в счет внешнего долга, в том числе менее 2,5 млрд по линии государственного долга. Причина столь малых платежей по государственной линии состоит прежде всего в низкой платежеспособности стран-должников, многие из которых не в состоянии вообще или в срок обслуживать свой долг перед Россией. Отсюда и списание (полное или частичное) этого долга некоторым должникам — Монголии, Вьетнаму или же его реструктуризация, т.е. переоформление на других условиях — Украине и другим странам СНГ. В результате внешний долг других государств России сокращается (в начале 90-х гг. составлял, по оценке, более 150 млрддолл.).

Одна из серьезных проблем в функционировании глобальной экономической системы - кризис международной задолженности 1980-1990-х годов и рост международных долгов в эти и последующие годы. Внешние заимствования оказывают положительное влияние на экономическое развитие до определенного уровня доходов хозяйствующих субъектов. При превышении этого уровня воздействия долга становится негативным. В определенных условиях оно приводит к нарушениям функционирования мировой хозяйственной системы.

Кризис внешней задолженности начался в августе 1982 г., когда ряд латиноамериканских стран оказались не в состоянии выплачивать свою задолженность иностранным коммерческим банкам и объявили о прекращении части своих платежей по долгам. Кризис внешней задолженности быстро распространился на большое число государств и превратился из регионального в мировое явление.

Появлению кризиса международной задолженности способствовал целый ряд условий:

  • 1. Широкое кредитование развивающихся стран частным сектором в начале 1970-х годов. Этому способствовала отмена золотодолларового стандарта и фиксированных валютных курсов, снизивших значение валютного регулирования.
  • 2. В середине 1970-х годов произошло образование относительного избытка ссудного капитала в развитых странах в результате спада деловой активности и рециклирования нефтедолларов. Низкие процентные ставки, резкое повышение цен на международных рынках цен на минеральное сырье вызвало повышенное предложение и спрос на заемные средства, особенно со стороны развивающихся стран-нефтеимпортеров. Внешний долг развивающихся стран резко возрос: с 78,5 млрд в 1973 г. До 180 млрд в 1976 г., из которых почти 60% было представлено частными банками в форме синдицированных займов.

Основная доля международного банковского кредитования приходилась на страны Латинской Америки (более 50%).

  • 3. Способность обслуживать долг зависит от величины долга, от условий заимствования, характера использования займа, перспектив развития заемополучателя и экономической обстановки. В начале 1980-х г. В условиях экономического кризиса, повышения курса доллара, процентов погашение основной части долга, выплата процентов и других платежей оказались непосильными для целого ряда стран.
  • 4. Образование кризиса внешней задолженности сопровождался бегством капитала за границу. По оценкам, только за1976-1985 гг. страны с высокой задолженностью в результате бегства капитала потеряли 200 млрд. долл.

Долговой кризис оказал отрицательное влияние на экономическое развитие стран-должников.

Бремя долгов затормозило экономический рост, привело к росту процентных ставок и вынуждало государство использовать ссудный капитал для финансирования внешних и внутренних дефицитов. Это обычно сокращало возможности расширения капиталовложений.

В результате в 1980-е годы кризисные страны в 2-3 раза отставали по темпам экономического роста от других развивающихся стран, не испытывавших трудностей с обслуживанием внешнего долга, а уровень инфляции у них был выше в 9-22 раза.

Попавшие в долговой кризис страны в елях выравнивания платежного баланса сократили импорт, что в свою очередь повлекло сокращение ввоза средств производства, сырья и материалов. Все это сдерживало рост производства и экспорта. В итоге из-за снижения темпов экономики кризисные страны оказались отброшенными на 10 лет по уровню экономического развития.

Проблема урегулирования долгового кризиса представляет собой сложный процесс, в котором участвуют правительства стран-кредиторов и заемщиков, МВФ, МБ, и крупнейшие частные банки.

На первом этапе 1983-1988 гг. происходило ужесточение позиций стран-кредиторов. Правительства и ТНБ стремились вынудить должников по одиночке решать свои долговые проблемы. Но должного результата это не принесло.

В 1988г. Были объявлены предложения, получившее название план Брейди. План Брейди, признал, что крупные международные долги не могут быть оплачены только за счет положительного сальдо платежных балансов стран-должников, не причиняя ущерба их экономическому развитию.

Состояние международных долгов за 1990-2000-е годы изменилось. Общий объем внешних долгов значительно увеличился. Их мировой объем составляет порядка 20% ВМП.

1990-е годы характеризовались новыми ситуациями в динамике международных долгов: появилась новая группа крупных должников страны - СНГ. В 1999 г. Их внешний долг достиг 222,8 млрд долл. Это создало новое явление в глобальной структуре рынка ссудного капитала, определяемое движением ссудного капитала с Запада на Восток. В ряде случаев бремя обслуживания долгов оказалось высоким для этих стран.

В тяжелом положении оказались многие беднейшие страны. В связи с этим, в 1999 г. Развитые страны стали снижать долги беднейших стран, находящихся в тяжелом положении до уровня, обеспечивающего их устойчивое развитие. Тем не менее, общая сумма долгов периферийных стран продолжала увеличиваться: с 2,5 до 3,2 трлн долл. в 2005 г., в 1,3 раза.

В 2005 г. норма обслуживания долга снизилась до 15%.

Значительный прогресс был достигнут в пересмотре частного долга латиноамериканских стран - Аргентины, Бразилии. В 2000 г. Величина обслуживания долга - 52%, в 2005 г. - понизилась до 35,6%.

Страны Тропической Африки имели саму высокую долга - она превышала 70%. В результате списания долгов и оживления экономической деятельности бремя внешних долгов африканских стран снизилось до 11,2% в 2005 г.

Изучив главу 20, вы будете знать проблемы внешнего долга в современной мировой экономике, имеющиеся подходы к определению внешнего долга, понятие государственного и частного внешнего долга, позиции России

Пеппер Дж. Антиоффшор. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. Ч. 2. М.: Ирбис-Пресс, 2002. С. 10.

кок кредитора и должника, вопросы урегулирования задолженности России Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов.

Проблемы внешнего долга в современной мировой экономике

Как уже отмечалось выше, по характеру использования формы вывоза капитала различают вывоз предпринимательского и ссудного капитала. При этом к международному движению ссудного капитала относится предоставление на коммерческих условиях займов, кредитов, ссуд, которые принимающая сторона обязана погашать. Кредитование выступает как один из важнейших инструментов проникновения на новые рынки, внешний долг (особенно крупномасштабный) во многом ограничивает государственный суверенитет страны-должника, предопределяя принятие важнейших решений этой страной в области внутренней и внешней экономической политики (и политики вообще). Тем самым проблемы внешнего долга являются важнейшим аспектом национальной экономической безопасности любой страны.

Однако многие страны мира нередко оказываются в положении, связанном с невозможностью не только погашать полученные займы, кредиты, ссуды, но и нормально их обслуживать (т.е. своевременно совершать текущие платежи основной суммы и процентов по долгам). Таким образом, в мировой экономике возникает проблема внешнего долга (внешней задолженности), которая является одной из наиболее острых и сложных проблем мировой экономики конца XX и начала XXI в. Многие исследователи относят ее к глобальным проблемам современной мировой экономики. При этом рассматривается понятие так называемой долговой экономики (с учетом и внешнего, и внутреннего долга), основным признаком которой является постепенное приближение объема средств на обслуживание долга (т.е. на погашение текущих платежей и выплату процентов) к объему новых заимствований на внутреннем и внешнем рынке. Данная проблема актуальна и для современной России - в связи со значительными масштабами самого внешнего долга нашей страны, необходимостью отвлечения крупных средств для его обслуживания и сокращения, что существенно ограничивает возможности экономического роста в стране и т.д.

Государственный внешний долг выступает в качестве составной части государственного долга вообще, который в широком смысле слова можно охарактеризовать как взятые на себя и непогашенные финансовые обязательства государства и уполномоченных им органов перед резидентами и нерезидентами (юридическими и физическими лицами).

Долговые обязательства страны, способность их обслуживать и сокращать, сочетая с продуманной политикой управления внешними государственными активами, - одна из важнейших характеристик эффективности управления страной.

В международной практике к настоящему времени существуют два различных определения внешнего долга. В первом случае главным признаком внешнего долга является сумма обязательств, выраженных в иностранной валюте (а внутреннего долга - сумма обязательств в национальной валюте). Такой подход имеет место, как правило, в странах с частично конвертируемой валютой. Во втором случае внешний долг рассматривается как совокупный долг нерезидентам (независимо от того, в какой валюте - иностранной или национальной - он выражен).

В методологических разработках к объединенной статистике внешнего долга МВФ, Всемирного банка, Банка международных расчетов и ОЭСР (Debtor Reporting System, DRS) валовой внешний долг определяется как сумма на данный момент погашаемых или подлежащих погашению контрактных обязательств резидентов нерезидентам по выплате основного долга с процентами или без них. Поэтому внешний долг в данном учебнике рассматривается как долг нерезидентам вне зависимости от валюты, в которой он выражен.

О степени остроты данной проблемы свидетельствует нарастание количества дефолтов (долговых кризисов) стран-должников по официальным долговым обязательствам: если за десятилетие 1956- 1965 гг. было отмечено 18 дефолтов, то за десятилетие 1986-1995 гг. (30 годами позже) - уже 203 дефолта. В последние годы в качестве примеров такого рода можно назвать дефолт 1998 г. в России, 2001 г. - в Аргентине, 2002 г. - в Нигерии и др.

Государственным (официальным) внешним долгом является та часть внешнего долга, по которой отвечают официальные государственные органы (если они сами брали в долг за рубежом или давали свои гарантии по оплате долговых обязательств частных фирм, банков и местных органов власти). Кроме того, есть и частный внешний долг - долговые обязательства частных компаний, банков и местных органов власти, не гарантированные государством.

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой государственный внешний долг, как правило, существенно больше частного долга. Россия имела до недавнего времени значительный государственный внешний долг (а в последние годы стал возрастать и частный внешний долг). Однако государственный внешний долг нашей страны не является самым большим в мире.

Самым крупным должником в современном мире являются США. Достаточно сказать, что по состоянию на 31 марта 2012 г. задолженность США составила более 15 трлн долл., т.е. фактически была равна по стоимости ВВП США.

Однако ясно, что сами по себе абсолютные масштабы внешнего долга еще не свидетельствуют о степени остроты обслуживания и погашения этого долга. Степень тяжести проблемы внешнего долга для экономики той или иной страны определяется такими показателями, как отношение суммы внешнего долга страны-должника к ее ВВП или объему экспорта товаров и услуг из этой страны; отношение суммы обслуживания внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг из данной страны.

При этом предельными показателями считаются отношение внешнего долга к ВВП в 80% и внешнего долга к стоимости экспорта в 220%. Для оценки отягощенности долгом часто используют еще один показатель - коэффициент обслуживания долга. Его определяют как отношение очередных платежей в погашение долгосрочных и краткосрочных кредитов и процентов по всем кредитам и валютным поступлениям к валютным поступлениям (экспорту товаров и услуг). Эта характеристика, как и большинство других показателей, не остается неизменной. Если в начале 1960-х гг. было распространено мнение, что уровень безопасности по данному показателю составляет 7%, то в конце 1960-х гг. он был поднят до 10%, а в настоящее время показатель в 30% рассматривается как умеренный. На практике многие страны, сильно отягощенные долговыми обязательствами, как правило, имеют два или даже три критических значения по указанным выше показателям.

Однако, оценивая, например, степень остроты долговой проблемы для США, мы должны иметь в виду, что эта страна имеет и самый большой в мире ВВП, и многие годы является одним из ведущих экспортеров товаров, и ведущим экспортером услуг в мире. США нужно рассматривать как особого должника, поскольку эта страна является главным эмитентом мировой резервной валюты, и показатели соотношения внешнего долга к ВВП у нее могут быть выше, чем у других стран. Во многом за счет эмиссии доллара как резервной валюты США имеют и будут иметь возможность жить в долг в той мере, в какой США остаются и будут оставаться крупнейшим эмитентом валюты, а также центром экономического и политического влияния.

Развитые страны одновременно являются и крупнейшими кредиторами, поэтому степень доверия к ним как должникам высока.

Другое дело - бедные страны, которые готовы брать в долг под высокие проценты, но, как правило, оказываются не в состоянии этот долг вернуть. Растущий внешний долг у таких стран в конечном итоге создает ситуацию так называемой долговой петли (когда все новые внешние заимствования идут главным образом на погашение ранее полученных займов, кредитов, ссуд). Иногда страны-должники отказываются от своих обязательств по обслуживанию внешнего долга. Подобную ситуацию называют долговым кризисом или дефолтом. Подобные примеры были в Турции в 1875 г., Перу и Египте - в 1876 г., Греции - в 1893 г., в России - в 1917 г. В современных условиях и страны-должники, и страны-кредиторы стараются не доводить ситуацию до дефолта, хотя примеров такого рода, как уже отмечалось в настоящей главе, и в последние годы встречается достаточно много.

Для того чтобы не оказаться в ситуации «долговой петли», правительства стран-должников должны проводить активную политику по управлению своим внешним долгом. Главным в этой политике является, с одной стороны, такое использование внешних заимствований, которое позволяло бы стране достичь намеченные ею цели (социально-экономические, научно-технические, производственные, структурные), а с другой стороны - и решение самих проблем уменьшения внешнего долга.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2.1 Развитые страны

2.2 Развивающиеся страны

2.3 Внешний долг РФ

Заключение

Список литературы

Введение

На сегодняшний день практически во всех странах сложилась долговая экономическая система, т.к. подавляющее большинство стран в мире испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Одни страны являются одновременно и кредитором, и заемщиком, другие - чистым должником.

Уже с начала 80-х годов стала проявляться тенденция к резкому возрастанию объемов внешнего долга и необходимых платежей по нему, что создавало проблемы не только для самих стран-реципиентов, но и для всей мировой экономики.

Кризисы платежеспособности отдельных и даже нескольких стран переросли в долговой кризис развивающегося мира. Сложившаяся за 70-е годы система зависимости платежеспособности стран-должников от чрезмерно высоких экспортных доходов или крупных внешних заимствований не выдержала снижение доходов и увеличение оттока финансовых ресурсов. Проблема внешнего долга стала главным фактором резкого ухудшения социально-экономической ситуации в странах-неплательщиках, а также в ряде государств, сумевших своевременно выполнять свои долговые обязательства за счет снижения экономического роста, сокращения доходов и других краткосрочных и долгосрочных негативных последствий.

Долговой кризис продолжался в острой форме до конца десятилетия, пройдя несколько этапов. В первые годы он носил характер кризиса международного кредита, угрожавшего банкротством странам-должникам, банкам-кредиторам и дестабилизацией странам их базирования и международной кредитно-финансовой системе в целом. В эпицентре кризиса оказались транснациональные банки, преимущественно американские, и крупные латиноамериканские страны-заемщики.

Масштабы и концентрация внешнего долга развивающихся стран и платежей по его обслуживанию, огромные суммы выданных банками кредитов, значительно превысившие их собственные капиталы, достигли критического уровня. В этих условиях банкротство какой-либо одной крупной страны-дебитора угрожало цепной реакцией банкротства среди кредиторов, и, прежде всего частных банков. Вслед за этим были неизбежны банкротства и среди стран должников, т.к. платежеспособность многих из них к этому времени уже полностью зависела от периодического возобновления внешних заимствований.

Во второй половине 80-х годов долговой кризис в ряде стран усилился, во всех кризисных странах он перерос в общеэкономический, охватив сферу производства и потребления с тяжелыми социальными последствиями. Однако угроза массовых банкротств коммерческих банков и краха системы международного кредита миновала.

Только в начале 90-х годов платежный кризис стал терять свою остроту. При сохранении различий по странам и их группам выявилась тенденция к снижению показателей задолженности. Ослаблению долгового кризиса содействовали изменение политики Запада и частных кредиторов, создание международной системы урегулирования внешней задолженности, усилия самих развивающихся стран. Многим развивающимся странам-должникам удалось провести мобилизацию внутренних ресурсов, значительные стабилизационные и структурные преобразования, направленные на развитие рыночных отношений, открытие экономики по отношению к внешнему миру, повысить ее конкурентоспособность. Они восстановили экономический рост, расширили экспорт, значительно диверсифицировали его структуру.

К концу столетия глобальный долговой кризис перешел в хронический кризис внешней задолженности, который переживают не только развивающиеся страны, но и государства Центральной и Восточной Европы, а также Россия.

Проблема международного долгового кризиса актуальна и на сегодняшний день. Почти все страны имеют внешний долг и обязательства по кредитам. Цель моей курсовой работы - рассмотреть причины возникновения долгового кризиса и подходы кредиторов и должников к его разрешению, а также раскрыть понятие внешней задолженности, причины ее образования.

Глава I. Возникновение и формирование международного долгового кризиса

Финансовый кризис - резкое ухудшение состояния финансовой системы, при котором быстро ухудшается финансовое состояние и государственных, и частных финансов и субъекты хозяйствования оказываются не в состоянии выполнять большую часть своих обязательств.

Финансовый кризис бывает разных видов:

Валютный (ведет к девальвации национальной валюты);

Банковский (требует большой государственной финансовой поддержки пошатнувшихся банков);

Долговой (связан с обострением проблемы внутреннего или внешнего долга);

Системный (затрагивает всю финансовую систему страны).

Причины финансовых кризисов многообразны. Прежде всего, это несостоятельная макроэкономическая политика, слабая национальная финансовая система, неблагоприятные внешние условия, неправильный обменный курс, политическая нестабильность. Далее мы более подробно рассмотрим долговой кризис.

1.1 Понятие и причины внешнего долга

Внешний долг -- суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг есть совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам. Различают текущий внешний долг данного года, который надо вернуть в нынешнем году, и общий (накопленный) государственный внешний долг, который предстоит вернуть в текущем году и в последующие годы. К внешнему долгу

обычно относят долги, платежи по которым производятся в иностранной валюте либо в товарах и услугах и которые влияют на платежный баланс.

Долговой кризис является следствием растущей внешней задолженности. Причинами роста могут послужить: бюджетный дефицит, недостаток собственных средств, утечка капитала, неправильная внутренняя и внешняя политика.

Начало кризиса внешней задолженности обычно датируют августом 1982 года , когда правительство Мексики ввергло в шок весь финансовый мир, объявив, что оно не способно выполнять обязательства по долгам в соответствии с графиком платежей. В некоторых странах (Ямайка, Перу, Польша, Турция и др.) кризис задолженности начался еще раньше, но теперь десятка стран немедленно последовали примеру Мексики, признав наличие существенных трудностей по обслуживанию долга.

Кризис внешнего долга является единственным существенным препятствием на пути экономического прогресса развивающихся стран.

Причины долгового кризиса

Причины возникновения долгового кризиса объяснить не так-то просто. Как и все сложные явления, долговой кризис определяется не одним, а множеством факторов. Поскольку десятки стран одновременно попали в тиски кризиса, это дает основание предполагать, что основную роль в его возникновении сыграли международные факторы (например, повышение мировых процентных ставок). Кроме того, нельзя исключать влияние внутренних факторов, т.к. одни страны все же пострадали больше других.

Внешние факторы

Рост цен на нефть во всем мире в 1973-1974 годах способствовал быстрому развитию рынка евродолларов, сети оффшорных банков, расположенных в Европе, которые занимали и ссужали международные средства (иногда думают, что нефтяной шок сыграл более непосредственную роль, заставив, развивающиеся страны-импортеры нефти занимать средства на мировых рынках для оплаты дополнительных счетов за нефть, фактически и страны-экспортеры, и страны-импортеры нефти быстро наращивали суммы заемных средств, и долговой кризис поразил и те, и другие). Ближневосточные страны-экспортеры нефти помещали огромные суммы дополнительной выручки в международные банки Европы; банки, в свою очередь, ссужали средства с этих депозитов заемщикам из развивающихся стран. Таким образом, нефтяной шок внес свой вклад в существенный прирост мировых кредитов, предоставляемых развивающимся странам.

Правительства ряда развивающихся стран внезапно обнаружили, что коммерческие банки готовы ссужать средства. Большинству крупнейших заемщиков (Аргентина, Бразилия, Мексика) казалось, что благодаря низким ставкам процента в сочетании с быстрым ростом доходов от экспорта (частично за счет высоких мировых цен на сырьевые ресурсы, экспортируемые из этих стран) в будущем у них не будет никаких проблем с обслуживанием долга. Интересно отметить поведение коммерческих банков в то время. Большинство из них последовали примеру одного из наиболее влиятельных банков "Ситикорп", председатель которого Уолтер Уристон заявил, что "государства не могут быть банкротами".

Однако в начале 80-х годов произошли драматические изменения в экономической ситуации. Мировые процентные ставки резко взлетели вверх в результате проведения антиинфляционной политики в развитых странах; в то же время падение цен на сырьевые ресурсы, экспортируемые странами-должниками, привело к ухудшению торгового баланса. Таким образом, быстрый рост экспортных доходов развивающихся стран замедлился, а в некоторых случаях даже стал падать. Совокупное действие высоких процентных ставок и падение экспортных цен означали, что должники стали платить очень высокие реальные проценты по внешним долгам, что не замедлило привести к тяжелым последствиям.

Экономика стран-заемщиков была крайне подвержена влиянию роста процентных ставок, поскольку их займы осуществлялись на условиях плавающего процента. Это означает, что в момент получения долгосрочного кредита заемщик не знает и не может знать процентной ставки, по которой он будет расплачиваться за кредит. Большинством кредитных соглашений между правительствами государств-заемщиков и коммерческими банками предусматривалось, что выплаты по процентам будут зависеть от процентных ставок мирового рынка на момент выплат. Примерно 65% долга Латинской Америки было взято под плавающий процент, поэтому, когда в начале 80-х годов процентные ставки вдруг подскочили, счет Латинской Америки за обслуживание долга резко и неожиданно вырос. Одновременно с этим резко сократился приток иностранных инвестиций.

Внутренняя политика

Большая доля вины за разразившийся кризис должна быть возложена на внутреннюю экономическую политику. В начале 70-х годов, когда получение кредитов было легким делом, ни банкиры, ни заемщики не уделяли должного внимания тому, как страны-должники использовали предоставленные им кредитные ресурсы. Инвестировались ли они в проекты, сулящие доходы, достаточные для выплаты долга? Или они просто «предались»? Может быть, заемные средства «уплывали» из государства? Выбор направления использования заемных средств во многом определялся внутренней экономической политикой.

Фискальная политика

Доступность внешних кредитов позволила многим правительствам во много раз увеличить расходы, не вводя новых налогов и не прибегая к инфляционному финансированию. Конечно, большие размеры внешнего долга могли поддерживаться только в течение ограниченного периода. Когда в начале 80-х годов приток капитала из-за рубежа внезапно сократился, правительства стран-должников не смогли сократить расходы и увеличить налоговые поступления на величину, достаточную для компенсации этого сокращения. Таким образом, дефицит стал финансироваться не за счет средств других государств, а за счет внутренних источников.

В странах с наибольшей внешней задолженностью (Аргентина, Бразилия, Мексика) долговой кризис был связан главным образом с дефицитов государственного бюджета. Политика латиноамериканских стран может быть охарактеризована как популистская. Это означает, что правительства пытались заручиться поддержкой населения, реализуя крупные государственные программы, даже если у правительства не хватало на это средств.

По-видимому, одной из причин, породившей такую популистскую политику, являлось существенное неравенство доходов в странах Латинской Америки. На одном полюсе находились очень богатые люди, на долю которых приходилась большая часть национального дохода, и, пользуясь своим экономическим могуществом, они оказывали политическое давление на правительство, чтобы избежать больших размеров налогообложения. На другом полюсе находились низшие классы, которые распоряжались лишь незначительной частью национального дохода, но чья огромная доля в общем, количестве населения требовала существенных расходов на общественные нужды. Такое соотношение порождает необходимость роста расходов при низкой способности правительства к увеличению налоговых поступлений.

Торговая политика

Другим существенным отличием стран, попавших в кризис, от стран, его избежавших, являлось их отношение к международной торговле. Страны, которые избежали кризиса, имели более свободные условия для мировой торговли, реалистичные обменные курсы, обеспечивающие прибыльность экспортера, и в целом они следовали политике, стимулировавшей конкурентоспособность экспортного сектора в международном масштабе.

Утечка капитала

Побочным эффектом крупных бюджетных дефицитов и завышенных обменных курсов в странах Латинской Америки явилась широкомасштабная утечка капитала. Это происходит тогда, когда отечественные резиденты конвертируют собственные накопления в иностранную валюту, чтобы хранить их за пределами страны. В экономике с фиксированным обменным курсом и открытым рынком капитала это может быть сделано легально, путем простой конвертации национальной валюты в иностранную. В стране с регулируемым капиталом приходится прибегать к нелегальным средствам (таким, как занижение выручки от экспорта).

Связь между утечкой капитала и бюджетным дефицитом часто бывает непосредственной (существуют и другие причины утечки капитала: например, политическая нестабильность может заставить владельцев богатств переправлять средства за рубеж; кроме того, причиной утечки капитала является стремление уклониться от выплаты налогов). Мы знаем, что при фиксированном обменном курсе попытка правительства финансировать бюджетный дефицит приводит к избытку предложения национальной валюты, находящейся у домашних хозяйств. В свою очередь, домашние хозяйства конвертируют эти средства в иностранную валюту по официальному курсу. Резервы иностранной валюты центрального банка сокращаются, в то время как объемы средств в иностранной валюте у населения растут (если при этом средства перемещаются за границу, то растет и утечка капитала). Утечка капитала возрастет и при ожиданиях будущей девальвации национальной валюты.

Проблема иностранного долга и бюджетный кризис

Поскольку основная доля взятых развивающимися странами иностранных кредитов приходилась на государство, долговой кризис имел серьезные последствия для государственного бюджета: правительства оказались между двух огней: с одной стороны, резко и неожиданного возросли затраты на обслуживание внешнего долга, с другой стороны, государства лишились возможности получать иностранные кредиты, чтобы покрыть бюджетный дефицит. Нужно было или уменьшит бюджетный дефицит, или использовать внутренние средства для его финансирования.

Бюджетная проблема начала 80-х годов была порождена и другими причинами. Во многих странах торговый баланс значительно ухудшился, что снизило экспортную выручку государственных предприятий, производивших продукцию на экспорт, и сократило налоговые поступления от экспорта. Многие частные фирмы в этот период также переживали финансовые затруднения, в некоторых странах правительства частично или полностью взяли на себя их долги, что в конечном итоге провело к росту задолженности государственного сектора. Кроме того, как только разразился долговой кризис, реальные обменные курсы резко упали (т.е. цены экспортируемой продукции в терминах неэкспортируемой выросли). Поскольку обслуживание долга осуществлялось в долларах, а налоговые поступления правительства в основном зависели от производства неэкспортируемой продукции, реальное снижение обменного курса значительно усилило бремя обслуживания долга за счет части внутренних налоговых поступлений. Возможные действия, которые могли бы предпринять правительства, столкнувшись с серьезным бюджетным кризисом, с политической, экономической и социальной точек зрения были малопривлекательными. Расходы государственного сектора были значительно сокращены во всех развивающихся странах. В частности, реальная заработная плата и инвестиции в государственном секторе резко сокращались, создавая большую политическую и социальную напряженность. Были значительно урезаны даже расходы на социальные нужды, что отрицательно сказалось на здоровье и питании людей, особенно беднейших слоев населения; также были снижены расходы на образование. При росте бюджетного дефицита правительства вынуждены были искать альтернативные источники финансирования. Поскольку внутренние финансовые рынки не могли удовлетворить растущих потребностей государства в кредитах, правительства вынуждены были обратиться к печатанью денег.

Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег подстегивает инфляцию. Таким образом, одним из результатов долгового кризиса явилось распространение инфляции по всему миру.

1.2 Система управления внешним долгом

Уже в начале 80-х гг. стало ясно, что дальнейшее развитие долгового кризиса могло привести к крупным потерям не только развивающихся стран, но и Транснациональных банков сдерживать развитие экономики ведущих капиталистических стран. В кризисных странах оказалось замороженной большая часть вложений Транснациональных банков в развивающихся странах. Уменьшение валютных поступлений данных стран привело к сокращению сбыта товаров промышленно развитых стран, поэтому их правительства и международные экономические организации предприняли ряд мер, чтобы стабилизировать мировую кредитно-финансовую систему. Они оказывали давление на коммерческие банки с тем, чтобы те продолжили кредитование должников.

Подход кредиторов: первая половина 80-х годов. В подходе кредиторов к проблеме кризиса задолженности выделяется несколько периодов:

I период. В 1983-1985 гг. Транснациональные банки стремились вынудить должников по одиночке решать свои долговые проблемы. Это осуществлялось в форме отсрочки или предоставления новых займов для обслуживания старых. В основу пересмотра задолженности был положен принцип регулярной выплаты процентов. Пересмотр банковской задолженности сопровождался ужесточением условий для должников. Была повышена надбавка к ставке ЛИБОР до 2%, а комиссионные - до 1,1% стоимости пересматриваемого долга. Было заключено 67 соглашений по пересмотру задолженности, которые затронули почти половину всех банковских кредитов, полученных развивающимися странами. Следует отметить, что структурализация долга по сути не решала проблемы внешней задолженности, а переносила их на более поздние сроки.

Международные валютно-кредитные учреждения выполняли центральную роль в решении проблемы внешней задолженности. МВФ для каждого должника разрабатывал стабилизационную программу, которая обычно предусматривала либерализацию или отмену валютного и импортного контроля, снижение валютного курса, открытие экономики страны, принятие жестких антиинфляционных мер. Последние включали контроль за кредитами банков, сокращение дефицита государственного бюджета, контроль за зарплатой, отмену контроля за ценами и поощрение свобод рынка. С принятием этих программ увязывалось предоставление новых банковских кредитов.

Наряду с получением кредитов от МВФ или МБРР организовывались также гарантированные кредиты частных банков. С этой целью кредитные ресурсы Международного Валютного Фонда в 1983 г. были увеличены в 1,5 раза.

II период. В 1986-1987 гг. произошло смягчение условий пересмотра долгов. Было заключено 31 соглашение. Общая сумма пересмотренных долгов увеличилась в три раза, но объем новых кредитов сократился. Соглашения о пересмотре долговых обязательств еще в большей мере стали увязываться с программами МВФ.

III период. С 1998 г. предоставление новых кредитов несколько увеличилось, но они концентрировались в основном на Мексике и Аргентине. И хотя произошло улучшение условий пересмотра долгов, общее количество соглашений значительно уменьшилось.

Подход должников. Среди кризисных развивающихся стран в первое время отмечался политизированный подход к решению проблем международной задолженности. Был, выдвинут тезис об ответственности за сложившуюся ситуацию, как должников, так и кредиторов, раздавались призывы к полному отказу от платежей. Некоторые страны - Заир, Замбия, Нигерия, Перу - ограничили платежи по обслуживанию долга. Бразилия в 1987 г. отказалась на несколько месяцев платить западным частным кредиторам по долгам, которые за время моратория ежемесячно недополучали 400 млн. долл. платежей по процентам. Во второй половине 80-х годов развивающиеся страны отошли от политизированных заявлений, стали подчеркивать необходимость налаживания диалога на основе разделения ответственности и сотрудничества между всеми участниками долговых отношений. Преодолев разногласия, развивающиеся страны в составе группы 77 выдвинули совместную программу урегулирования проблем внешней задолженности. В ней предлагалось увязать размер платежей по долгам с фактическим возможностями заемщиков, ограничить эти платежи определенной долей доходов от экспорта или долей ВВП. Развивающиеся страны выступали за значительное снижение уровня процентов по государственным и гарантированным государством займам, за списание задолженности по государственным кредитам, полученным наименее развитыми странами. В программе отмечалась необходимость принятия западными странами мер, облегчающих банкам пересмотр размеров и сроков процентных платежей, продление сроков консолидации кредитных обязательств и погашение основной суммы долга, а также предоставление новых кредитов. В программе содержалось предложение вести переговоры о пересмотре условий задолженности без предварительного заключения соглашений с Международным валютным фондом.

Выдвижение единой позиции явилось одной из предпосылок изменения подходов международных экономических организаций и индустриальных стран Запада к разрешению долгового кризиса. Кроме того, первая половина 80-х годов показала, что решение проблем задолженности должно дифференцироваться от страны к стране, а увеличение тяжести обслуживания долгов - бесперспективное дело. Дальнейшее обострение проблемы задолженности, связанное с истощением внутренних ресурсов стран-должников, привело к потере многими их них кредитоспособности на международных рынках ссудного капитала. В результате они не смогли откликнуться на экономический подъем западных стран ко второй половине 80-х годов. В промышленно развитых странах осознали невозможность выхода из тупика лишь на основе стихийного действия рыночных сил.

Политика Запада. В 1988 г. был объявлены предложения, получившие название план Брейди , по имени министра финансов США. Они были положены в основу политики стран-кредиторов. Уменьшение долга, снижение процентных ставок стало частью международной стратегии в отношении задолженности коммерческим банкам. Это предполагало перевод необслуживаемой задолженности в меньшие обязательства, которые можно было полностью обслуживать, поощрение банков обменивать их требования к стране-должнику на новые обязательства с различной степенью гарантий. Новые обязательства должны были финансироваться из валютных резервов страны-должника и специальными кредитами МВФ и Мирового банка. При этом страна-должник должна была принимать жестокую программу структурной перестройки в соответствии с рекомендациями МВФ, включая ликвидацию бюджетного дефицита, изменение ценообразования, либерализацию внешнеторгового и валютного режима, установление реального валютного курса. Облегчение тяжести долга достигалось в каждом конкретном случае. Согласование условий пересмотра долгов осуществлялось между страной-должником и комитетом, представляющим банки-кредиторы. Каждое соглашение должно было отвечать интересам всех кредиторов. Согласованный подход западных стран обращали внимание на ослабление тяжести долгов наименее развитых стран, предусматривая частичное или полное списание задолженности по льготным правительственным кредитам в счет помощи. Значительные льготы предусматривались в отношении задолженности по государственным экспортным кредитам.

План Брейди также рекомендовал внести коррективы в методы решения долговых проблем стран со средним уровнем дохода, включая продление сроков долговых платежей, перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную, снижение общей суммы задолженности. В число рекомендаций входило увеличение притока внешних ресурсов в кризисные страны. Для этого предусматривалось увеличить средства в существующих международных фондах и создать новые. В целом данные предложения западных средств были направлены на содействие восстановлению темпов экономического рост стран-должников, усиление роли Транснациональных компаний на рынках развивающихся стран.

В конце 80-х - начале 90-х годов число коммерческих банков, снизивших долг, минуя переговоры о пересмотре задолженности, увеличилось. Банки проводили различные операции по разрешению кризисной ситуации, включая обратную покупку долга, обмен долга на национальную валюту и обмен долга на акции.

Обмен долга на акции заключается в том, что потенциальный инвестор покупает со скидкой на вторичном рынке ценных бумаг долг у коммерческого банка, представляет его центральному банку страны-должника для получения средств в национальной валюте, которые затем инвестируются. Такая операция по пересмотру долга получила значительное распространение.

Обмен долговых бумаг - это операция, когда кредиторы продают задолженность развивающейся стране со скидкой по отношению к номинальной стоимости в национальной валюте. Эти операции первоначально разрабатывались, чтобы достичь две главные цели - погасить часть обязательств развивающихся стран по долгу и обеспечить их источниками капитала. Для снижения задолженности использовался также обмен в национальной валюте одного долга на другой. В частности, это происходило при пересмотре официальной двусторонней задолженности Бразилии. При осуществлении такой операции правительство-должник покупает со скидкой на вторичном рынке бразильские долговые обязательства и обменивает их по полной стоимости на свой долг Бразилии. Подобные операции были проведены на основе договоренностей Бразилии с Боливией, Гайаной, Парагваем, что позволило последним существенно уменьшить их задолженность Бразилии. Уменьшение внешней задолженности в ряде случаев создавало проблемы для стран, участвующих в этих операциях. При обмене долга на акции правительство может платить наличными за долговые бумаги или выпустить инвестиционные сертификаты или другие ценные бумаги, чтобы финансировать приобретение акций.

Урегулирование внешнего долга, таким образом, заменяет его на внутренний государственный долг, что также требует его обслуживание. Чистый бюджетный выигрыш зависит, среди прочего, от скидки, с какой правительство перевело долг. Хотя операции по переводу долга в акции могут вызывать инфляцию, при приватизации государственных предприятий это не отмечается, поскольку не происходит обычно увеличение денежной массы, а обмениваются активы. Подобного рода конверсия долга использовалась для финансирования программ приватизации в Чили, Аргентине, на Филиппинах. Обычно считается, что конверсия долга в ценные бумаги помогает увеличивать приток капитала в страны-должники, стимулируя дополнительные иностранные прямые капиталовложения. Оценки чистых выгод от притока прямых инвестиций противоречивы, но в любом случае эти операции требуют расходов иностранной валюты. Перевод прибылей и дивидендов может вызывать давление на платежный баланс в будущем. Проблемы обычно возникают в периоды экономических спадов, когда компании стремятся репатриировать свои капиталы. В отношении официальной задолженности западные страны проводили различную политику в зависимости от кредиторов. Пересмотр долгов, которыми владели международные институты, осуществлялся отдельно от долгов, принадлежащих банкам. Обязательства перед международными институтами, в частности МВФ и МБРР, должны были выполняться в полном объеме и не подлежали пересмотру, хотя целый ряд стран имел просроченные платежи. В связи с этим в 1990 г. Фонд принял определенный механизм разрешения проблем просроченных платежей. Ряд промышленно развитых стран Запада выделил дотации или займы странам с просроченными платежами для их погашения. Одна из причин подобного подхода заключается в том, что международные институты, за исключением МВФ, мобилизируют их ресурсы не через правительства, а на финансовых рынках, где размещаются их ценные бумаги. Правительства выступают держателями акций международных институтов, вносят основной капитал, большая часть которого может быть не оплачена, что имеет существенное значение для нормального функционирования институтов. Рынок сохранят конфиденциальность, обеспечивая институтам высокий кредитный авторитет, что позволяет им устанавливать по их долговым бумагам относительно низкие проценты. В результате произошли важные изменения в перестройке государственных долгов - долгов, принадлежащих отдельным правительствам развивающихся стран. Часть задолженности была списана, большая доля пересмотрена. Списание долгов прошло по официальной помощи развитию, основная масса которой была предоставлена до 80-х годов. Общая сумма пересмотренной задолженности увеличилась в среднем за год с почти 5 млрд. долл. в 1984-1985 гг. до 12 млрд. долл. в 1969-1990 гг. и до 14 млрд. долл. в 1994-1995 гг.

1.3 Международные валютно-кредитные и финансовые организации

В современном мировом хозяйстве, в международных финансово-экономических и валютно-кредитных отношениях заметную роль играют международные финансовые организации. Наиболее значимыми в современных условиях международными финансовыми институтами являются Международный валютный фонд (МВФ) и Группа Всемирного банка.

Они были созданы в соответствии с решениями Бреттон-Вудской конференции 1944 г. и были призваны играть одну из центральных ролей в Бреттон-Вудской валютной системе (роль мировых денег наряду с золотом выполнял доллар США) и в финансовом устройстве послевоенного мира.

Международный валютный фонд - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

МВФ устроен по принципу акционерного общества. Его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Возможность каждого участника оказывать влияние на деятельность Фонда с помощью голосования определяется долей в капитале МВФ. Каждый член МВФ имеет свою долю в совокупном капитале фонда - квоту, выражаемую в международных счетных единицах - СДР (специальные права заимствования - эмитируемые МВФ между ее членами международные резервные и платежные средства).

В своей деятельности МВФ сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции, определяемые целями, для достижения которых Фонд был основан, чтобы:

Содействовать сбалансированному росту международной торговли;

Поддерживать устойчивость валют;

Содействовать созданию многосторонней системы платежей, относящихся к текущим расчетам между членами Фонда, и способствовать устранению валютных ограничений, затрудняющих рост международной торговли;

Предоставлять кредитные ресурсы членами Фонда в целях урегулирования несбалансированности платежей, не прибегая к ограничениям торговли и платежей;

Предоставлять форум для консультаций и сотрудничества в области международных валютных вопросов.

Фонд занимается не только проблемами отдельных стран, но и регулирует деятельность международной валютной системы в целом. Его деятельность направлена на поощрение методов и стратегии, посредством которых члены Фонда могут сотрудничать в деле обеспечения стабильной мировой финансовой системы и непрерывного экономического развития. Фонд также осуществляет надзор над режимом валютных курсов своих членов. Методы надзора, применяемые Фондом, разработаны с целью выявления неадекватных режимов валютных курсов и проведение мер по их корректировке. Каждый член Фонда обязан предоставлять информацию, необходимую для надзора. Фонд отвечает за отлаженное функционирование международной валютной и платежной системы, он уделяет особое внимание глобальной ликвидности, то есть уровню и составу резервов, доступных государствами-членами для удостоверения их торговых и платежных потребностей. Одна из важных функций Фонда - быть источником дополнительной ликвидности посредством распределения среди своих членов СДР (special drawing rights) - резервных средств. Фонд играет стимулирующую роль в превращении СДР в основные резервные средства международной валютной системы. Он является также хранилищем международных ликвидных резервов своих членов в форме сальдо-резервов и заемных требований под гарантию организации.

Международный валютный фонд оказывает поддержку странам, испытывающим кратковременные или среднесрочные проблемы с платежным балансом. В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны-члены могут получить от него кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. В качестве таких условий МВФ обычно выдвигает сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции.

Кредиты МВФ являются своеобразной лакмусовой бумажкой для частного капитала. Это объясняется тем, что, получая кредит, страна обязуется проводить экономическую политику, в результате которой она накопит валютные резервы и, следовательно, сможет погашать долги частных кредиторов. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами-казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономики стран-членов.

Группа Всемирного банка включает следующие международные организации:

Международный банк реконструкции и развития (МБРР),

Международная ассоциация развития (МАР),

Международная финансовая корпорация (МФК),

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).

Центральным звеном группы Всемирного банка, безусловно, является Международный банк реконструкции и развития, в который входит наибольшее число государств и который имеет самый большой объем операций. Членами этой организации могут быть только страны, принятые в МВФ.

Акционерный капитал банка образован путем подписки в соответствии с квотой, определенной для каждого государства, исходя из его экономического потенциала.

В отличие от МВФ, деятельность которого актуальна в периоды кратковременных макроэкономических кризисов, МБРР занимается проблемами долгосрочного экономического развития. Приоритетными для МБРР являются такие структурные преобразования, как либерализация внешней торговли, приватизация, реформы системы образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. МБРР выдает долгосрочные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам предоставляются кредиты по льготным, сильно заниженным процентным ставкам. Банк специализируется на двух видах кредитов. Целевые кредиты предназначены для финансирования конкретных инвестиционных проектов. Программные кредиты призваны помочь правительству осуществить структурные реформы в ключевых областях экономики.

МБРР предоставляет займы или гарантии только суверенным заемщикам, т.е. правительствам стран - участниц. За счет займов и гарантий МБРР финансируются отдельные проекты, прошедшие тщательный отбор и проверку специалистами Банка.

Эти проекты должны удовлетворять жестким критериям рентабельности и гарантировать существенную отдачу для заемщика. Банк содействует тому, чтобы кредиты, предоставляемые освободившимся странам, использовались для закупок товаров и услуг у корпораций развитых капиталистических государств. Как правило, доля займов банка, расходуемая на закупку товаров в странах Запада, превосходит ежегодные размеры их взносов в эту организацию.

МБРР не финансирует полностью не одного проекта, ни одной программы, а привлекает к участию в займах частные банки развитых капиталистических государств. Тем самым он способствует их проникновению в развивающиеся страны и гарантирует им участие в прибылях.

Валютно-кредитные и финансовые организации европейских стран:

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), 1990 г. - Лондон, Великобритания;

Европейский инвестиционный банк, г. Люксембург;

Европейский валютный институт, выполняющий задачу подготовки перехода к заключительному этапу создания экономического и валютного союза в рамках ЕС.

ЕБРР - международная организация, созданная в 1990 году. Учредители 40 стран: все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Япония, другие страны, а также ЕЭС (ныне Европейский союз - ЕС) и Европейский инвестиционный банк.

ЕБРР был образован с целью содействия переходу к рыночной экономике стран Центральной и Восточной Европы, а также для поддержки там частной и предпринимательской инициативы.

ЕБРР совмещает в себе следующие черты:

1) межгосударственной организации (членами ЕБРР являются независимые государства; в соответствии с главой VIII Соглашения ЕБРР обладает правосубъектностью (полной правоспособностью и дееспособностью международной организации); ЕБРР имеет право заключать международные договоры; сотрудники банка, а также их семьи обладают дипломатическим иммунитетом и не привлекаются к гражданской, уголовной и иной ответственности; имущество и активы ЕБРР освобождены от налогообложения, таможенных и иных пошлин и обладают иммунитетом от досмотра и обыска, ареста, реквизиции, конфискации, экспроприации до вступления в законную силу соответствующего судебного решения);

2) инвестиционного банка (т. е. ЕБРР гарантирует размещение выпуска ценных бумаг предприятий, в случаях если иные методы финансирования являются менее приемлемыми; ЕБРР является генеральным инвестором в рамках банковских консорциумов или синдицированных кредитов, кроме того, он выступает в качестве консультанта и советника при подготовке инвестиционных проектов; ЕБРР оказывает также техническое содействие по инвестиционным проектам);

3) коммерческого банка (ЕБРР вправе привлекать финансовые средства с мировых финансовых рынков, с последующим финансированием финансово-кредитных и иных коммерческих институтов; предусматривается статус ЕБРР как гаранта инвестиционных проектов и займов).

Большинство проектов, реализуемых ЕБРР в Восточной Европе, направлено на развитие инфраструктуры и телекоммуникаций. В Венгрии, Чехии, Словении, Польше и Румынии деятельность ЕБРР сосредоточена на оказании содействия приватизации, развитии кредитно-финансового сектора, решении экологических и транспортных проблем, совершенствовании систем телекоммуникаций.

Основными целями использования ресурсов ЕБРР при сотрудничестве с Россией были: поддержка нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса; создание региональных венчурных фондов для направления средств в производство потребительских товаров. Суммарная стоимость проекта 520 млн. долл. США; приобретение акций российских банков, открытие кредитных линий банкам; реализация проекта развития финансовых учреждений; кредитование отдельных рискованных проектов, от которых отказываются частные банки (судостроительство и пр.).

Парижский клуб стран-кредиторов - неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. В Парижский клуб входят более двух десятков стран - крупнейших кредиторов. Кредиторы ведут переговоры с должниками “лицом к лицу” об условиях пересмотра внешних займов.

С 1956 года Парижский клуб занимается урегулированием официального долга, т.е. межгосударственных или банковских кредитов правительствам стран-заемщиков, имеющих гарантии иностранных правительств.

Клуб не является постоянно действующей организацией. Он всегда созывается для принятия решения по пересмотру сроков платежей, касающихся отдельной страны-должника и отдельных видов задолженности.

Лондонский клуб кредиторов объединяет около 1000 крупных зарубежных коммерческих банков. В отличие от Парижского, Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не имеют государственных гарантий или страхования.

В начале 70-х годов коммерческие банки развитых стран предоставляли кредиты развивающимся странам, а те не проводили эффективное инвестирование в свою экономику, а фактически «проедали» данные средства. Тогда же разразился мировой долговой кризис. По причине не возврата крупных займов, коммерческие “проедали” данные средства. В этой ситуации Федеральная резервная система США предложила не доводить страны-должники до банкротства, а реструктурировать их задолженность в соответствии с условиями экономических реформ в этих странах. Для осуществления этой программы коммерческие банки объединились в Лондонский клуб.

Глава II. Проблема внешнего долга в мире

Общая величина накопленного в мире официального и частного внешнего долга приближается к 2,5 трлн долл, в том числе официального - 2,1 трлн долл. Примерно 1/7 общего государственного внешнего долга приходится на наименее развитые страны, остальная сумма распределяется в основном между крупными должниками из числа развивающихся и постсоциалистических стран. По величине внешней задолженности Россия занимает пятое место в мире. Лидером по объему внешнего долга на протяжении последних десятилетий остаются США. Самыми крупными должниками в Латинской Америке являются Бразилия и Мексика.

2.1 Развитые страны

Внешний долг США образовался во второй половине 80-х годов и представляет собой разницу между объемом всех разновидностей инвестиций иностранного капитала в США и объемом всех видов инвестиций американского капитала за границей. С каждым годом объем внешней задолженности неуклонно растет и по данным на 1992 г. он превышал 500 млрд долларов. В конце апреля 2004 года внешний долг США впервые в истории страны достиг 7,015 трлн долл. Когда как 10.04.04г. его объем составлял 6,983 трлн долл.

Примечательно, что в США законодательно установлен потолок этого показателя в 7,384 трлн долл. По прогнозу Минфина США, лимит будет, достигнут в период с июня по октябрь, и тогда, чтобы не допустить дефолта, администрации страны придется просить Конгресс увеличить его . Кроме того, инициативы Джорджа Буша по снижению налогов привели к сокращению доходов казны. В 2003 году финансовом году дефицит достиг рекордной суммы - 734 млрд долл. Буш винит в дефиците недостаточно быстро растущую экономику, а также необходимость осуществлять многомиллиардные расходы на национальную оборону и безопасность.

Что же служит причиной столь быстрого роста внешней задолженности Соединенных Штатов?

Войны - какая-то часть государственного долга стала результатом дефицитного финансирования военных действий. Долг существенно возрос в период первой мировой войны и увеличился более чем в 5 раз за время второй мировой войны. Основная задача в тот период состояла в том, чтобы перераспределить значительную часть экономических ресурсов, направив их из производства гражданской продукции на нужды военного производства. Государственные расходы на вооружение и содержание военнослужащих существенно возросли.

Для решения этой проблемы можно было выбрать один из трех вариантов финансовой политики: повысить налоги, напечатать необходимое количество денег или прибегнуть к дефицитному финансированию. Правительство опасалось, что при налоговом финансировании ставки налогов придется поднять настолько, что этот полностью подорвет стимулы к труду, в то время как национальные интересы требовали вовлечения все большего числа людей в состав рабочей силы и создания уже работающих эффективных побуждений к удлинению рабочего времени.

Слишком высокие налоговые ставки, очевидно, могли послужить препятствием к достижению этих целей. Эмиссия дополнительных денег для финансирования расходов усилила бы инфляцию. Таким образом, участие США во второй мировой войне финансировалось в основном за счет продажи облигаций населению, позволившей "оттянуть" из обращения расходуемый доход и высвободить ресурсы из гражданского производства, с тем, чтобы направить их в распоряжение оборонных отраслей. Не стала исключением и Иракская компания, которая полностью велась на заемные средства. Крепкая военная мощь США гарантирована иностранным капиталом.

Спады - вторая причина государственного долга. В периоды, когда национальный доход сокращается, налоговые поступления автоматически уменьшаются, и образуется бюджетный дефицит. Так, государственный долг увеличивался в период Великой депрессии 30-х годов, и - совсем недавно - во

время спадов 1974-75, 80-82 и 90-91 гг.

Снижение налогов - основной причиной крупных бюджетных дефицитов, начиная с 1981 г., послужил третий фактор. Закон о налогах для стимулирования экономического возрождения 1981 г. обеспечил значительное снижение, как индивидуального подоходного налога, так и налога на прибыль, создав, тем самым, структурный дефицит федерального бюджета, то есть такой дефицит, при котором бюджет не был бы сбалансированным, даже если бы экономика функционировала при полной занятости на всем протяжении начала 80-х г.

Недостаток политической воли - также можно утверждать, что дефицит бюджета и растущий государственный долг есть не что иное, как результат отсутствия политической воли и решимости. Расходы зачастую приносят дополнительные голоса на выборах, а повышение налогов влечет за собой политическую опалу. Хотя политики и их избиратели выступают против бюджетного дефицита, конкретные предложения сократить расход или повысить налоги обычно встречают больше сопротивления, чем поддержки. Особенно трудно поддаются сокращению программы социальных льгот.

2.2 Развивающиеся страны

Как было сказано ранее, именно Мексика в 1982 г. заявила о своей несостоятельности выплачивать свою задолженность иностранным коммерческим банкам. В начале 80-х гг. стало очевидным, что стратегия, ориентированная на регулярное получение иностранных займов в расчете на покрытие их доходами от экспорта сырья, в первую очередь нефти, себя не оправдала, к тому же в этот период на мировом финансовом рынке росли проценты по кредитам. В стране стал проводиться курс жесткой экономии, направленный на ограничение внутреннего спроса. Почти все частные банки были национализированы, причем иностранные инвесторы не имели права участвовать в акционерном капитале мексиканских банков. Активное сальдо торгового баланса использовалось в основном для погашения обязательств по внешнему долгу, что в свою очередь блокировало возможности капиталовложений в развитие национальной экономики. В результате среднегодовой прирост ВВП в 80-е гг. составлял 2,5%, то есть экономика страны развивалась не намного быстрее темпов прироста населения (2,3% - в 80-е и 1,8% - в 90-е гг.), и Мексика работала исключительно на обслуживание внешнего долга - соответствующие расходы в 1986 г. достигали 44% стоимости экспорта товаров и услуг (в 1993 г. - 24%) .

Резкое сокращение поступлений в народное хозяйство потребовало новых внешних займов. Для спасения экономики Мексики МВФ предложил банкам-кредиторам предоставить ей дополнительные кредиты. В результате внешний долг Мексики увеличился к середине 90-х гг. примерно в три раза по сравнению с началом последнего десятилетия века, достигнув примерно 160 млрд. долл., а отношение внешнего долга к ВВП возросло с 24% в 1980 г. до 42% в 1989 г. и 44% в 1996 г. В 2000 году Мексика занимала 4 место по объему внешнего долга, который составлял 150 млрд. долл .

Бразилия

В течение последнего столетия Бразилия является крупным объектом приложения капитала в ссудной и предпринимательской форме со стороны западных стран.

Капитал в больших масштабах стал направляться в Бразилию после предоставления массированной экономической помощи ряду стран Восточной Азии и Турции. Его приток усилился после кубинской революции 1958 г. и объявления американской программы «Союз ради прогресса».

Основные потоки ссудного капитала поступили в конце 60-х -- начале 80-х годов, что привело к быстрому росту внешней задолженности. Если в 1964 г. Ее величина составляла 3 млрд., то в 1975 г. -- 22 млрд. долл. Уже в конце 70-х годов она превосходила задолженность любой другой страны.

В конце 70-х годов обслуживание долгов превзошло критический уровень, превысив 40% стоимости экспорта товаров и услуг. Если валютно-кредитный кризис начала 60-х годов разрешился отсрочкой выплат долгов со стороны западных кредиторов, то в начале 80-х годов бразильское правительство ради поддержания национального экономического развития частично прекратило обслуживание внешнего долга. Кризис международной задолженности тяжело отразился на экономическом развитии страны: сократилось производство на душу населения, происходил чистый отток капитала из страны. В конце 80-х годов было достигнуто соглашение с кредиторами о рефинансировании основной части задолженности, а в 1992 г. был разработан с МВФ «документ о намерениях», по которому Бразилия получила новые займы в обмен на жесткую программу социально-экономических мер.

2.3 Внешний долг РФ

Внешний долг России обычно делится на обязательства, взятые российским правительством, и обязательства, унаследованные от СССР. До августа 1998 г. Россия выплачивала оба внешних долга, но августовская девальвация снизила возможности государства обслуживать внешние долги. Было принято решение прервать выплаты основной части основной части долга и процентные платежи по советским обязательствам, но выплачивать по долгам, взятым РФ как суверенным государством.

Серьезное ухудшение экономической ситуации вынудило советское руководство прибегнуть к серьезным займам за рубежом. В 1985-1989 гг. большая часть внешнего заимствования использовалась на инвестиционные цели, но в производительности были достигнуты только скромные успехи. Средства, полученные в 1990-1991 гг., в основном использовались в целях поддержания потребления домашний хозяйств за счет импорта. Из-за хронической нехватки свободно конвертируемой валюты для оплаты импорта дефицитов товаров и услуг из стран Запада (оборудование, технологии, продовольствие) СССР постоянно прибегал к заимствованиям в этих странах. Западные кредиты отличались тем, что они привлекались и погашались на обычных рыночных условиях, причем исключительно в денежной форме - в свободно конвертируемой валюте, - которую можно было получить либо за счет экспорта на западные рынки, либо за счет новых кредитов. На 1 января 1992 г. внешний долг СССР оценивался в $107,7 млрд. На ранних стадиях общее бремя долга предполагалась разделить между суверенными государствами. Однако в течение 1993 г. новые государства согласились передать свои внешние активы и обязательства РФ. В 1992-1993 гг. необходимо было выплатить по внешним долгам 40 млрд долл.

Подобные документы

    Теоретические основы международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Развитие новых форм и методов кредитования под влиянием мирового финансово-экономического кризиса. Формы валютно-кредитной деятельности Международного валютного фонда в Украине.

    дипломная работа , добавлен 29.07.2017

    Причины возникновения мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. История долгового кризиса в Греции: резкое возрастание государственного долга мировому сообществу; введение жесткой политики экономии. Прогнозирование финансового оздоровления Греции.

    презентация , добавлен 31.05.2014

    Банк международных расчетов: история и цель создания, страны-участники БМР управление его деятельностью. Основные функции, направления деятельности Международного валютного фонда, группы Всемирного банка, региональных кредитно-финансовых институтов.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2014

    Определение международных валютно-финансовых организаций. Изучение деятельности Мирового банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития, Банка международных расчетов, кредитных клубов. Раскрытие понятия ISO, рассмотрение принятого обозначения валюты.

    контрольная работа , добавлен 28.10.2015

    Проблемы и методы управления государственным долгом на основе международного опыта. Анализ финансовых стратегий реструктуризации государственного долга. Мероприятия по обмену одних долговых обязательств на другие ("облигации-акции") или досрочному выкупу.

    реферат , добавлен 14.02.2010

    Международный финансовый рынок: функционирование и тенденции развития. Участие РФ в международных валютно-кредитных организациях. Анализ внешнего долга России по состоянию на 2008 год. Способы укрепления позиций России на мировых финансовых рынках.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2011

    Общее понятие и основные концепции международного экономического права. Сущностная характеристика источников международного экономического права. Всемирная торговая организация, ее задачи и функции. Решения (постановления) международных организаций.

    презентация , добавлен 02.02.2014

    Международный кредит: сущность, принципы и функции. Понятие, причины и способы обслуживания внешнего долга, его структура. Механизмы регулирования внешней задолженности. Роль международных финансовых организаций. Проблема финансовой нестабильности.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2015

    Понятие мирового экономического кризиса. Специфика экономических кризисов в России с начала 90-х по 2009 год. Основные причины кризиса с позиций международной экономики. Уникальность кризиса 1998 года в мировой истории. Динамика внешнего долга России.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2010

    Возникновение Кипрского государства как субъекта международного права. Кипрский вопрос после 1974 года. Кипр в политике иностранных государств. Роль международных организаций в решении проблемы Кипра. Ход переговорных процессов в настоящее время.