ВВП России по годам: динамика и структура. Летописная история моря

Практика использования частных силовых (военизированных) организаций в вооружённых конфликтах, привлечения на контрактной основе военных специалистов, советников и инструкторов для подготовки полицейских и вооружённых сил имеет длительную историю.

Первая в новейшей истории частная военная компания «Watchguard International» была создана в 1967 году в Великобритании , её основателем являлся полковник британской армии Дэвид Стерлинг (ранее создавший SAS).

Увеличение численности контрактников было отмечено уже в середине 1970-х годов. Один из первых крупных контрактов в новейшей истории был заключён в 1974 году, когда частная военная компания «Vinnell Corp.», принадлежавшая американскому военно-промышленному концерну «Northrop Grumman», заключила с правительством США контракты более чем на полмиллиарда долларов. Её сотрудники должны были заняться подготовкой Национальной гвардии Саудовской Аравии и защитой нефтяных месторождений в этой стране.

После начала войны в Анголе центры по вербовке наёмников для участия в войне были открыты в нескольких странах мира. На международном уровне получила широкую известность созданная в Великобритании частная фирма «Security advisory services», которая осуществляла вербовку наёмников из числа граждан стран Западной Европы, обеспечение их снаряжением и отправку для участия в войне. В июле 1976 года в Луанде состоялся судебный процесс над взятыми в плен иностранными наёмниками, в ходе которого было установлено, что из Великобритании были отправлены 96 наёмников (36 из которых были убиты, 5 пропали без вести и 13 были ранены в ходе боевых действий, и ещё один - расстрелян по приговору военного трибунала). Результаты процесса стали причиной рассмотрения вопроса английским парламентом, в ходе которого было установлено, что деятельность фирмы «Security advisory services» представляла собой прямое нарушение закона 1870 года, запрещавшего вести вербовку наёмников для участия в войне. Тем не менее, виновные в нарушении закона названы не были.

В дальнейшем, количество ЧВК и их сотрудников имело тенденцию к увеличению: «В последнее время растет численность „наёмников в белых воротничках“. Так называют военных и технических специалистов из США, Англии, Франции и других ведущих капиталистических стран, которые вербуются на работу в военных органах ряда развивающихся стран, например, Ирана, Омана, Саудовской Аравии, Египта. По данным государственного департамента США , в начале 1978 года за границей над реализацией военных программ работали около 11 300 американских граждан - в три раза больше, чем в 1975 году».

В связи с участившимися случаями использования наёмников в военных конфликтах, в 1979 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о необходимости разработать конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наёмников; был создан специализированный комитет, в состав которого вошли представители 35 государств (однако хотя до 20 января 1987 года состоялось шесть сессий комитета, нормативно-правовых документов по проблеме принято не было).

4 Moran Security Group



Moran Security Group - частная военная компания России, которая предоставляет комплекс услуг в области безопасности, консалтинга, транспортных перевозок, а также медицинского обеспечения и перевозок грузов. Вся деятельность Moran Security Group осуществляется на основе законодательства Российской Федерации. Основные выполняемые функции - вооруженное сопровождение и конвой судов, охрана различных объектов, логистика, разведка и т.д. Moran Security Group является владельцем военно-морского учебного центра, который расположен на территории Санкт Петербурга .

3 Антитеррор-Орел


Антитеррор-Орел - частная военная компания России, которая осуществляет свою деятельность с 1998 года. Организация была создана бывшими военнослужащими. Сотрудниками ЧВК являются военнослужащие запаса, а также ветераны ГРУ, ВЫМПЕЛА и ВМФ. Антитеррор-Орел занимается охраной объектов, подготовкой военных кадров, а также выполняет саперные работы.

2 ЧВК МАР

ЧВК МАР - частная военная компания Санкт Петербурга, которая осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации. Как заявляет МАР, она действует в строгом соответствии с законами страны, где оказываются ее услуги. ЧВК оказывает услуги следующего характера: тех.защита и разведка, военная деятельность, охрана автоколонн, физических лиц, газо- и нефтепроводов, иных объектов, конвоирование грузов, правовое/юридическое обеспечение и т.д.

1 РСБ-Групп

РСБ-Групп («Российские Системные Безопасности») - частная военная компания Москвы, которая имеет несколько направлений. Она имеет дивизион как сухопутных, так и морских операций. Дивизион морских операций оказывает услуги вооруженной защиты, сопровождения и охраны гражданских судов, проведения аудита безопасности нефтяных и газовых морских платформ. Дивизион сухопутных операций оказывает вооруженную охрану объектов, проводит разведку, а также обучение и т.д. Создателями данной ЧВК являются офицеры запаса ГРУ и ФСБ , профессиональные военные, которые имеют богатый командный и боевой опыт. Деятельность РСБ-Групп базируется на соблюдении законодательства Российской Федерации. Сотрудники РСБ-Групп не участвуют в вооруженных конфликтах в качестве наемников, а также не занимаются консультированием организаций и группировок, которые имеют какое-либо отношение к террористическим организациям.

Одним из пограничных объектов, разделяющих Узбекистан и Казахстан, является бессточное солёное море Аральское. В годы своего расцвета это море-озеро считалось четвёртым в мире по объёму содержащейся в нём воды, его глубина достигала 68 метров.

В XX веке, когда республика Узбекистан входила в состав Советского Союза, воды и дно моря были исследованы специалистами. В результате радиоуглеродного анализа было установлено, что этот водоём образовался в доисторическую эпоху, примерно 20-24 тысячи лет назад.

В то время постоянно изменялся ландшафт земной поверхности. Меняли свои русла полноводные реки, появлялись и исчезали острова и целые континенты. Главную роль в формировании данного водного объекта сыграли реки, в разное время наполнявшие море под название Аральское.

Каменную котловину, вмещающую большое озеро в первобытные времена, наполняли воды Сырдарьи. Тогда оно действительно было не больше обыкновенного озера. Но после одного из сдвигов тектонических плит река Амударья изменила своё исконное русло, перестав подпитывать Каспийское море.

Большие воды и периоды засухи в истории моря

Благодаря мощной поддержке этой реки, большое озеро пополнило свой водный баланс, став настоящим морем. Его уровень поднялся до 53 метров. Значительные изменения водного ландшафта местности, увеличившаяся глубина стали причинами увлажнения климата.

Через Саракамышенскую впадину оно соединяется с Каспием, и его уровень повышается до 60 метров. Эти благоприятные изменения происходили в 4-8 тысячелетиях до нашей эры.На рубеже 3 тысячелетия до нашей эры в районе Аральского моря происходят процессы аридизации.

Дно снова стало ближе к водной поверхности, а воды опустились до отметки 27 метров над уровнем океана. Пересыхает впадина, связывающая два моря – Каспийское и Аральское.

Уровень Арала колеблется между отметками 27-55 метров, чередуются периоды возрождения и упадка. Большая средневековая регрессия (высыхание) пришла 400-800 лет назад, когда дно было спрятано под 31-метровой толщей воды

Летописная история моря

Первые документальные свидетельства, подтверждающие существование большого солёного озера, можно найти в арабских хрониках. Эти хроники вёл великий хорезмский учёный Аль-Бируни. Он писал, что хорезмийцы уже с 1292 года до нашей эры знали о существовании полноводного моря.

В.В.Бартольди упоминает, что во времена покорения Хорезма (712-800 годы), город стоял на восточном побережье Арала, о чём сохранились подробные свидетельства. Древние письмена священной книги Авеста донесли до наших дней описание реки Вакш (нынешняя Амударья), которая впадает в Варахское озеро.

В середине XIX веке в приморском районе проводит работы геологическая экспедиция учёных (В.Обручёв, П.Лессор, А.Коншин). Обнаруженные геологами шоровые отложения дали право утверждать, что море занимало площадь Саракамышинской впадины и Хивинского оазиса. А во время миграции рек и усыхания резко повышалась минерализация воды и на дно выпадали соли.

Факты новейшей истории моря

Приведённые документальные свидетельства собраны в книге «Очерки истории исследований Аральского моря», написанной членом Российского географического общества Л.Бергом. Интересно отметить, что, по словам Л. Берга, ни древнегреческие, ни древнеримские исторические или археологические труды не содержат никаких сведений о таком объекте.

В периоды регрессий, когда частично обнажалось морское дно, обособились острова. В 1963 году по одному из островов, острову Возрождения, была проведена граница между территориями, которые занимают нынешние Узбекистан и Казахстан: 78,97% острова возрождения занимает Узбекистан, а 21,03% — Казахстан.

В 2008 году Узбекистан начал на острове Возрождения геологоразведочные работы, с целью обнаружения нефтегазоносных слоёв. Таким образом, остров Возрождения может оказаться «камнем преткновения» в экономической политике двух стран.

В 2016 год планируется завершить основную часть геологоразведочных работ. И уже в конце 2016 год корпорация ЛУКОЙЛ и Узбекистан на острове Возрождения пробурят две оценочные скважины с учётом данных сейсморазведки.

Экологическая ситуация в регионе Аральского моря

Что такое малое и большое Аральское море? Ответ можно получить, изучив высыхание Аральского моря. В конце XX века данный водоём посетила очередная регрессия – высыхание. Оно распадается на два самостоятельных объекта – Южный Арал и малое Аральское море.


Почему исчезло Аральское море?

Водная поверхность сократилась до ¼ первоначального значения, а максимальная глубина приблизилась к отметке 31 метр, что стало доказательством значительного (до 10% от начального объёма) сокращения воды в уже распавшемся море.

Промысел рыбы, когда-то процветавший на озере-море, из-за сильной минерализации воды покинул южный водоём – большое Аральское море. Малое Аральское море сохранило отдельные предприятия промысла, но и в нём запасы рыбы значительно сократились. Причинами, по которым обнажилось дно моря, и появились отдельные острова, стали:

  • Естественное чередование периодов регрессий (высыханий); во время одной из них, в середине I тысячелетия, на дне Аральского моря существовал «город мёртвых», о чём свидетельствует то, что здесь находится мавзолей, рядом с которым обнаружено несколько захоронений.
  • Дренажно-коллекторные воды и бытовые стоки с окрестных полей и огородов, содержащие пестициды и ядохимикаты, попадают в реки, и оседают на дно моря.
  • Среднеазиатские реки Амударья и Сырдарья, частично протекающие по территории государства Узбекистан, сократили подпитку Арала в 12 раз из-за отведения их вод на оросительные нужды.
  • Глобальные климатические изменения: парниковый эффект, разрушение и таяние горных ледников, а ведь именно там берут начало среднеазиатские реки.

Климат в регионе Аральского моря стал жёстче: похолодание наступает уже в августе, летний воздух стал очень сухим и горячим. Степные ветры, обдувающие дно моря, разносят по всему евразийскому континенту ядохимикаты и пестициды.

Арал судоходный

Ещё в XYIII-XIX веках глубина моря была проходимой для военной флотилии, включавшей пароходы и парусники. А научные и исследовательские суда проникали в тайны, которые скрывала глубина моря. В прошлом веке глубины Аральского моря изобиловали рыбой и были пригодны для судоходства.

До очередного периода усыхания в конце 70-х гг XX века, когда дно моря стало резко приближаться к поверхности, на берегах моря располагались порты:

  • Аральск – бывший центр рыболовной промышленности на Аральском море; ныне здесь находится административный центр одного из районов Кызылордынской области Казахстана. Именно здесь был дан старт для возрождения рыболовного промысла. Плотина, возведённая на окраине города, увеличившаяся до 45 метров глубина одной из частей, на которые распалось малое Аральское море, уже позволило заняться разведением рыбы. К 2016 год здесь налажен лов камбалы и пресноводной рыбы: судака, сома, аральского усача, жерека. В Малом Аральском море было выловлено более 15 тысяч тон рыбы в 2016 год.
  • Муйнак – расположен на территории государства Узбекистан, бывший порт и море разделяют 100-150 километров степи, на месте которой было дно моря.
  • Казахдарья – бывший порт находится на территории государства Узбекистан.

Новая суша

Обнажившееся дно стало островами. Выделяются наиболее крупные острова:

  • остров Возрождения, южная часть которого находится на территории государства Узбекистан, а северная принадлежит Казахстану; по состоянию на 2016 год остров Возрождения является полуостровом, на котором захоронено большое количество биологических отходов;
  • остров Барсакельмес; принадлежит Казахстану, расположен на расстоянии 180 км от Аральска; по состоянию на 2016 год на этом острове в Аральском море расположен Барсакальмеский заповедник;
  • остров Кокарал расположен на севере бывшего Аральского моря на территории Казахстана; в настоящее время (на 2016 год) является сухопутным перешейком, соединяющим распавшееся на две части большое море.

В настоящее время (на 2016 год) все бывшие острова соединены с материковой частью.

Местонахождение Аральского моря на карте

Путешественников и туристов, посещающих Узбекистан, интересует вопрос: где же находится таинственное море Аральское, глубина которого во многих местах равна нулю? А как выглядят в 2016 год Малый и Большой Арал?

Каспий и Аральское море на карте

Проблемы Аральского моря и динамика его усыхания хорошо заметны на спутниковой карте. На сверхточной карте, отобразившей территорию, которую занимает Узбекистан, можно проследить тенденцию, могущую означать гибель и исчезновение моря. А влияния изменившегося климата на весь континент, к которым может привести исчезающее море Аральское, будут катастрофическими.

Проблема возрождения усыхающего водного объекта стала международной. Реальной дорогой для спасения Аральского моря может стать проект поворота сибирских рек. Во всяком случае, Всемирный банк, когда начался 2016 год, выделил странам среднеазиатского региона 38 миллионов долларов для решения проблемы Аральского моря и смягчения климатических последствий в регионе, вызванных гибельными процессами в Аральском море.

Видео: Документальный фильм об Аральском море

Источник: АБ-Центр Экспертно-аналитический центр агробизнеса "АБ-Центр"

Животноводство России в 2016 году характеризуется существенным увеличением производства свинины, также наблюдается рост производства мяса птицы, баранины и козлятины, яиц. Производство говядины и молока снизилось.

Материал основан на данных Росстата, содержит оперативные сведения о поголовье скота, производстве мяса по виду, яиц и молока.

Поголовье скота

Поголовье крупного рогатого скота в России по состоянию на 1 октября 2016 года в хозяйствах всех категорий насчитывало 19 456,1 тыс. голов. В том числе, поголовье коров насчитывало 8 322,4 тыс. голов. По отношению к 1 октября 2015 года поголовье КРС сократилось на 1,8% или на 358,3 тыс. голов. Поголовье коров снизилось на 1,9% или на 161,0 тыс. голов.

Поголовье свиней в России в хозяйствах всех категорий по состоянию на 1 октября 2016 года насчитывало 23 256,8 тыс. голов. Рост поголовья за год составил 4,5% (1 003,0 тыс. голов).

Поголовье овец и коз в хозяйствах всех категорий за год сократилось на 1,3% или на 341,3 тыс. голов до 26 159,5 тыс. голов.

Производство мяса

Общий объем производства мяса всех видов в России в хозяйствах всех категорий в живом весе в январе-сентябре 2016 года составил 9 474,4 тыс. тонн (6 781,6 тыс. тонн в перерасчете на убойный вес). По отношению к январю-сентябрю 2015 года объем производства в живом весе вырос на 4,7% или на 423,5 тыс. тонн (в убойном весе рост составил 5,1% или 328,0 тыс. тонн).

Структура производства всех видов мяса в январе-сентябре 2016 года в убойном весе, по расчетам "АБ-Центр", распределилась следующим образом: 49,2% пришлось на мясо птицы, 34,8% - на свинину, 14,1% - на говядину, 1,6% - на баранину и козлятину, 0,4% - на другие виды мяса.

В общем объеме производства мяса всех видов в России удельный вес сельхозорганизаций составил 78,5%, хозяйств населения - 18,5%, крестьянско-фермерских хозяйств - 3,0%.

Производство свинины в 2016 году

В январе-сентябре 2016 года в России произвели 3 030,6 тыс. тонн свинины в живом весе (2 357,0 тыс. тонн в перерасчете на убойный вес). По отношению к аналогичному периоду 2015 года объем производства вырос на 10,9% (на 231,9 тыс. тонн в убойном весе). Структура производства свинины в январе-сентябре 2016 года распределилась следующим образом: 84,4% пришлось на сельхозорганизации, 14,3% - на хозяйства населения, 1,3% - на крестьянско-фермерские хозяйства.

Производство говядины в 2016 году

В январе-сентябре 2016 года производство говядины в России находилось на уровне 1 677,2 тыс. тонн в живом весе (953,0 тыс. тонн в перерасчете на убойный вес). По отношению к январю-сентябрю 2015 года оно снизилось на 1,3%. В структуре производства говядины в январе-сентябре 2016 года 39,5% пришлось на сельхозорганизации, около 52,1% - на хозяйства населения, 8,5% - на крестьянско-фермерские хозяйства.

Производство мяса птицы в 2016 году

Производство мяса птицы в России в январе-сентябре 2016 года составило 4 471,0 тыс. тонн в живом весе (3 334,2 тыс. тонн в перерасчете на убойный вес). Рост по отношению к январю-сентябрю 2015 года составил 3,3% или 143,9 тыс. тонн в живом весе (в убойном весе производство выросло на 107,3 тыс. тонн). В структуре производства мяса птицы в январе-сентябре 2016 года 93,7% пришлось на сельхозорганизации, 5,4% - на хозяйства населения, 0,9% - на крестьянско-фермерские хозяйства.

Производство баранины и козлятины в 2016 году

Объем производства баранины и козлятины в России в январе-сентябре 2016 года находился на уровне 241,3 тыс. тонн в живом весе (107,0 тыс. тонн в перерасчете на убойный вес). По отношению к аналогичному периоду 2015 года производство выросло на 2,6% или на 6,1 тыс. тонн в живом весе (в убойном весе - на 2,7 тыс. тонн). В структуре производства баранины и козлятины в январе-сентябре 2016 года самая большая доля пришлась на хозяйства населения - 67,6%, на крестьянско-фермерские хозяйства - 24,3%, на сельхозорганизации - 8,1%.

Овцеводство и козоводство России в 2001-2015 годы

Других видов мяса в России в январе-сентябре 2016 года произвели 54,4 тыс. тонн в живом весе (30,4 тыс. тонн в перерасчете на убойный вес). По отношению к январю-сентябрю 2015 года производство снизилось на 5,7% или на 3,3 тыс. тонн в живом весе (в убойном весе - на 1,8 тыс. тонн).


Производство молока

Производство молока в России в хозяйствах всех категорий в январе-сентябре 2016 года составило 24 031,9 тыс. тонн. По отношению к аналогичному периоду 2015 года надои молока снизились на 0,7% или на 163,0 тыс. тонн. В структуре производства молока в январе-сентябре 2016 года 48,0% пришлось на сельхозорганизации, 45,3% - на хозяйства населения, 6,7% - на крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей.

Производство яиц

Производство яиц в России в январе-сентябре 2016 года в хозяйствах всех категорий находилось на уровне 32 986,9 млн штук. По отношению к январю-сентябрю 2015 года рост объема производства составил 1,9% или 618,2 млн штук. Структура производства яиц в январе-сентябре 2016 года распределилась следующим образом: 77,3% пришлось на сельхозорганизации, 21,8% - на хозяйства населения, 0,9% - на крестьянско-фермерские хозяйства.

За последние два года в структуре внешнего долга Российской Федерации произошли существенные изменения. Прослеживается положительная динамика в уменьшении государственного долга более чем на 200 миллиардов долларов. Многие аналитики отмечают, что этот показатель сокращения является самым стремительным за всю историю Российской Федерации.

Как отмечалось выше в современном мире нет ни одного государства без государственного долга. Но очень важно его регулировать и отслеживать изменения в параметрах, таких как структура или величина по отношению к экономике.

Если проследить динамику изменения, то можно увидеть, что внешний долг на протяжении почти 12 лет стабильно рос и за это время увеличился почти на 600 миллиардов долларов. Пик пришелся на июль 2014 года, когда цифра достигла 732,7 миллиарда долларов.

С июля 2014 года тенденция изменилась. В результате, за последние два года внешний долг сократился почти на 30 процентов и составил 522 миллиардов по состоянию на 1 ноября 2015 года. Это является огромным достижением на фоне негативных экономических последствий, таких как девальвация рубля и экономические санкции со стороны Евросоюза.

Нельзя не сказать, что введение экономических санкций привело и к положительным результатам, например к стремительному снижению объема внешнего долга. Это произошло из-за того, что отечественные компании фактически стали изолированы от внешних рынков капитала. Эксперты отмечают, что если бы не это вполне вероятно, что уровень государственного долга продолжал бы стремительно расти. Причем, в основном, за счет корпоративных займов, с помощью которых банки и компании финансировали развитие бизнеса.

По официальным данным статистики на 1 декабря 2015 года государственный долг едва превысил 50 миллиардов долларов, а это в несколько раз ниже, чем у других крупных экономик, как в абсолютном значении, так и по отношению к ВВП - примерно 15 процентов. При этом долги банков и компаний с большой долей государственных вложений достаточно велики и составляют около 90 процентов от общего внешнего долга Российской Федерации.

По мнению известного финансового эксперта и аналитика Лазаря Бадалова Компании и банки пользовались своими высокими рейтингами, деньги для них были дешевые и западные банки с удовольствием инвестировали в российскую экономику. Сегодня же ситуация изменилась: отечественный бизнес должен будет погашать свои кредиты самостоятельно.

Рисунок 1. Динамика внешнего долга России

Научный сотрудник Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Андрей Чернявский отмечает, что при высоком уровне государственного долга происходит увеличивается отток капитала, а при нынешней неблагоприятной экономической обстановке это может привести к ряду негативных последствий. Таким образом снижение государственного долгая является положительной тенденцией, ослабляющей давление на экономику. Однако то, что банкам и компаниям раньше позволялось практически бесконтрольно наращивать объемы внешних займов, - будет осложнять ситуацию. В ближайшие год-два придется серьезно заниматься проблемой обслуживания и погашения этих долгов", - констатирует Андрей Чернявский.

Многие эксперты отмечают, что Россия может обратиться к опыту других стран, у которых функционирует более совершенная модель формирования долговой нагрузки. Данную модель активно применяют в США и Японии. Аналитики отмечают высокий уровень государственных долгов в этих странах, но при этом не учитывают, что основной долг именно внутренний, а не внешний. Для примера в США это порядка 60-70 процентов долгов, а в Японии почти 90 процентов. Конечно, в этих странах своя специфика экономики, с высокой долей сбережений населения. Но и россияне накопили достаточный инвестиционный потенциал, который можно направить как раз на развитие российского бизнеса - это вклады плюс сбережения в валюте, которые многие предпочли переложить в банковские ячейки в декабре 2014 года. Перед государством стоит важная задача, которая заключается в формировании благоприятных условий и инструментов развития инвестиционного рынка, который будет способствовать снижению государственных займов извне.

По прогнозам аналитиков в 2016 года уровень внешнего долга продолжит сокращаться в среднем на 40-50 миллиардов долларов и достигнет показателя 2008-2009 годов составит приблизительно 500 миллиардов долларов.

Как отмечала глава Банка России Эльвира Набиуллина, выплат по внешним долгам становится меньше с каждым годом. К примеру, в 2016 году они будут в два раза меньше, чем в 2015-м. В первом квартале их общая сумма составит 21,4 миллиарда долларов - на 43,8 процента меньше, чем в четвертом квартале 2015 года. Во втором квартале выплаты могут увеличиться до 30,1 миллиарда долларов.

По прогнозам минфина развитие внешнего долга не произойдет, хотя в бюджете на 2016 год предусмотрена возможность внешних займов в объеме до трех миллиардов долларов. На случай, если ситуация изменится. В настоящее же время министерство финансов будет проводить активную политику для развития национального долгового рынка. В программе развития появляется возможность внедрения выпуска выпуска облигаций федерального займа для населения объемом до 30 миллиардов рублей.

Речь идет о специальном долговом инструменте для жителей страны. Сегодня россияне могут купить облигации федерального займа через профессиональных участников рынка ценных бумаг. Ранее в минфине заявляли о намерении предоставить гражданам возможность покупать ОФЗ прямо в банках, как было во времена Советского Союза.

Одним из базовых положений финансовой политики со стороны России на 2016 год является отказ от кредитования других стран, в связи с тем, что в 2015 году объемы кредитования были существенны. Но в нынешней ситуации принятие новых обязательств по предоставлению кредитов иностранным заемщикам сопряжено с повышенными рисками. В том числе, и с рисками неисполнения этих обязательств в будущем, отмечают в минфине.

За последние годы прослеживается положительна тенденция по уменьшению доли внешнего долга Российской Федерации. В связи со сложившейся экономической обстановке РФ следует пересмотреть свою политику в области регулирования государственных долгов и сделать акцент на снижении доли внешнего долга, что поможет обеспечить независимость страны на мировой арене. Следует провести ряд реформ, направленных на развитие финансового и инвестиционного рынков.

В соответствии с 6 статьей Бюджетного Кодекса РФ внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

В динамике российского внешнего долга выделяют три этапа: период с 1992 года по 1998 год; период с 1999 года по 2001 год; период с 2002 года по настоящее время.

Первый этап (1992 - 1998 гг.) - многие специалисты высказывают мнение, что сегодняшний внешний государственный долг нашего государства - плод кропотливого одалживания взаймы СССР у других держав. На момент распада СССР ни одно новоиспеченное самостоятельное государство, кроме России, не смогло бы взяться за выполнение долговых обязательств своего предшественника. И по настоянию держав-кредиторов Запада сработал «нулевой вариант»: за два года (1992-1993 гг.) прежние республики Союза передали России свои зарубежные активы и обязательства по кредитам. Как некоторую компенсацию, Россия получила возможность также быть кредитором для Кубы, Ирака, Афганистана, Монголии, Сирии, Вьетнама, КНДР, Эфиопии, Алжира, Ливии, Индии.

Таким образом, к концу первого этапа общая сумма долга превысила 188 млрд. долларов. Прирост в размере около 92 млрд. долларов пришелся на долю новых долгов, да и долг бывшего СССР не только не сократился, но и значительно возрос. В конце 1993 года, внешний долг России превышал ее тогдашние международные валютные резервы в 13 раз, а пересчитанный в рубли по текущему валютному курсу составлял около 91% величины ВВП этого года. Уже в конце 1998 года внешний долг России превысил валютные резервы в 15 раз, тогда как в рублевом исчислении он почти на 48% превосходил размеры ВВП.

Второй этап (1999 - 2001 гг.) период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. В итоге за три года новый российский долг уменьшился на четверть с 90,2 до 67,9 млрд. долларов. Благодаря реструктуризации и частичному списанию, долг бывшего СССР также сократился до 78,4 млрд. долларов, так что общий внешний долг РФ снизился до 146,3 млрд. долларов.

Третий, нынешний этап (начиная с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита (нефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации. Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

  • - номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  • - объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства, по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
  • - объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Основными кредиторами Российской Федерации на сегодняшний день являются коммерческие банки из 24 европейских стран, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Европейский банк реконструкции и развития.

Лондонский клуб - неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с «Дойче банком»).

Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств; Россия - член Парижского клуба с 1997 года.

До введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательную основу в сфере управления государственным долгом составляли два основных закона: «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года №3877-1 и «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ.

С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые на законодательном уровне было прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств.

Управление и обслуживание внешнего долга РФ возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов РФ. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет государственного бюджета. Правительство РФ выполняет ряд действий для погашения кредитов. Это:

  • - реструктуризация (изменение условий кредитования) долга перед Парижским и Лондонским клубами;
  • - обмен государственных краткосрочных облигаций (ГКО) на евробонды (предъявительские ценные бумаги);
  • - переход ГКО в ОФЗ (облигации федерального займа);
  • - обмен ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) на ОГВЗ (облигации государственного валютного займа);
  • - смена коммерческих задолженностей на еврооблигационные займы.

Кроме названых стандартных операций по погашению внешних кредитов, правительство РФ использовало ряд нестандартных:

Финансирование экспортных поставок товаров (в счет погашения долга) в Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Китай, Польшу, Францию,

Финляндию, Италию, Южную Корею, Уругвай;

Дисконтирование с досрочной выплатой по кредитным обязательствам.

Как считают эксперты, такие нестандартные шаги приносят пользу России и помогают выплатить внешний долг. Если последовательно проводить все названные мероприятия, то существует перспектива выйти из долгового кризиса в течение ближайших десяти лет, а благодаря этому стабилизируется и экономическая ситуация в стране.

Важным экономическим итогом 2015г. стало сокращение (второй год подряд) внешней задолженности РФ.

Особенно актуальным это является в период рекордно низких цен на нефть и сохраняющихся секторальных санкций США и Евросоюза, включая финансовые.

Объем внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2017 года, по оценке Центрального Банка, составил 518,661 млрд. долларов США и за год практически не изменился (увеличение на 0,244 млрд. долларов США). В то же время вклад секторов экономики в динамику внешнего долга страны был разнонаправленным.

Внешние долговые обязательства банков за год уменьшились на 12,45 млрд. долларов, доля банковского сектора в структуре внешней задолженности по состоянию на отчетную дату составила 23,0 % против 25,41 % годом ранее. Внешние обязательства органов государственного управления за счет новых размещений и покупки нерезидентами суверенных инструментов на вторичном рынке, напротив, выросли на 6,949 млрд. долларов США, их удельный вес в структуре внешнего долга страны за год увеличился с 5,89 % до 7,23%. При этом надо заметить, что долг бывшего СССР снизился за рассматриваемый период на 724 млрд. долларов. Таким образом, долг бывшего СССР, принятый Россией в сумме 96,6 млрд. долларов, за двадцать лет практически выплачен.

Внутренний валовый продукт за 2016 год сократился на 0,2 % к предыдущему году и составил 3508,2 млрд. долларов. На фоне этого, на 0,3 % увеличилась доля внешнего долга к ВВП.

Прочие секторы экономики сохранили лидирующие позиции в объеме внешнего долга (67,68 % по состоянию на 1 января 2017 года), их внешняя задолженность за год выросла на 5,926 млрд. долларов.

Долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования выросли на 1,78 млрд. долларов, или на 101,3 %, при этом наблюдается снижение долга по кредитам и депозитам на 0,957 млрд. долларов, или на 0,5 %. Так же снижена задолженность по финансовому лизингу на 0,318 млрд. долларов, или на 6,2 %. Практически в два раза выросла в данном секторе внешнего долга прочая задолженность.

Введение экономических санкций привело к положительным результатам - к снижению объема внешнего долга. Это произошло из-за того, что отечественные компании фактически стали изолированы от внешних рынков капитала. Эксперты отмечают, что, если бы не это вполне вероятно, что уровень государственного долга продолжал бы расти. Причем, в основном, за счет корпоративных займов, с помощью которых банки и компании финансировали развитие бизнеса.

Любой внешний долг для страны является показателем доверия к ней со стороны других государств. Если в этой стране стабильная экономическая ситуация, то внешний долг не будет являться ключевой проблемой для правительства и населения. Эксперты определили пределы, переход за которые может привести экономику страны к упадку - это отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту свыше 80% (низкая - до 48%, умеренная - до 80%). Эти расчеты основаны на том, что любая задолженность страны другим государствам-кредиторам отдается из стоимости продуктов, производимых на своей территории.

Министерство финансов планирует в 2017 году погасить 69,574 млрд. долларов в счет погашения основного долга и 17,55 млрд. долларов в качестве погашения процентной ставки.

Выплата внешнего долга РФ во 2 квартале 2017г., предположительно, составит 28,241 миллиардов долларов, из них 24,091 млрд. - основная сумма, 4.15 млрд. - проценты.

В течение 3 квартала 2017г. внешние выплаты оцениваются в 14,432 миллиардов долларов, в том числе 10,93 млрд. - основная сумма, 3.502 млрд. - проценты.

В 4 квартале 2017г. предстоит заплатить 23,952 млрд. долларов, из них 20,361 млрд. - основная сумма, 3.591 млрд. - проценты.

Финансовые аналитики делают выводы: за 2017 год придется выплатить меньше, чем уже выплаченная сумма задолженности за первые два месяца в 2017 году.

Центробанк прогнозирует, что избыточного спроса на валютном рынке не будет. Также не ожидается и девальвации российского рубля, какая была в конце 2016 года, когда резко снизились цены на нефть и при этом доступность финансовых рынков для компаний нашей страны была ограничена. Поэтому специалисты советуют с оптимизмом строить планы на будущее.