Национальный доход и фискальная политика. Показатели образования и распределения доходов

Cтраница 1


Вторичные доходы образуются в результате перераспределения первичных доходов. Они составляют доходы государства, которое с помощью разного вида налогов формирует доходную часть своего бюджета.  

Производные и одновременно вторичные доходы, как правило, образуются при перераспределении национального дохода в те сферы занятости, существование которых диктуется социальными условиями, но, строго говоря, не является необходимым для общественного производства.  

ДОХОДЫ ПЕРВИЧНЫЕ - согласно марксистской политической экономии доходы, возникающие в сфере материального производства, которые затем перераспределяются, образуя вторичные доходы организаций и лиц, не участвующих в материальном производстве.  

В связи с несовпадением цены со стоимостью произведенных благ необходимо различать основные и производные доходы, с одной стороны, и первичные и вторичные доходы - с другой. Под основными подразумеваются доходы главных агентов капиталистического производства - рабочих, капиталистов, землевладельцев, те доходы, на которые распадается вновь созданная стоимость непосредственно при ее производстве.  

ПЕРВИЧНЫЕ ДОХОДЫ - согласно марксистской политической экономии: доходы, возникающие в сфере материального производства и являющиеся первичным источником доходов в сфере обращения, которые затем перераспределяются, образуя вторичные доходы организаций и диц, не участвующих в материальном производстве.  

Из таблицы видно, что Мел холл исчисляет сумму доходов или, как он называет, сумму заработков (Earnings или National Earnings), ибо в ней наряду с производственными источниками фигурируют заработки банковских и государственных служащих, армии, личных услуг и прочие вторичные доходы вне материальной сферы. Мелхолл не видит различия между суммой заработков и народным доходом, и в Статистическом словаре 1892 и 1899 гг, он начинает раздел дохода (Income) с отождествления этих понятий: годовая сумма заработков или (курсив наш. Конечно, путем исключения непроизводственных доходов можно было бы получить сумму народного дохода, более приближающуюся к нашему современному пониманию этой категории, если бы схема и методология исчисления в обоих источниках была одна и та же.  

В результате перераспределения образуют вторичные или производные доходы. Вторичные доходы определяют конечные пропорции использования национального дохода. При этом финансы считают, прежде всего, распределительной категорией.  

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.  

Возникает многоступенчатая система перераспределения доходов через гос. Получаемые таким образом вторичные доходы нередко служат предпосылкой создания первичных доходов в последующих звеньях капиталистич.  

За счет части первичных (основных) доходов классов общества формируются вторичные (производные) доходы. Одним из главных видов вторичных доходов является оплата услуг работников непроизводственной сферы.  

Все счета условно делятся на две группы: счета текущих операций и счета накопления. К первой группе текущих операций относятся счета производства, распределения первичных и вторичных доходов, распределения доходов в натуральной форме, использования располагаемого дохода, использования скорректированного дохода. К группе счетов накопления относятся счет операций с капиталом, финансовый счет, счет переоценки и счет других изменений в активах.  

Счет образования доходов.  

Показатель заработной платы наемных работников включает все виды денежных и натуральных выплат наемным работникам, выплачиваемых в виде компенсации за их труд. В СНС социальные выплаты учитываются как часть первичных доходов домашних хозяйств, которые последние на стадии распределения вторичных доходов передают в соответствующие фонды. В счетах сектора остальной мир по этой строке отражается заработная плата наемных работников, являющихся резидентами экономики, полученная в качестве компенсации за работу в нерезидентных единицах.  

Следовательно, и общественный продукт, и народный доход представляют собой единство стоимости и потребительной стоимости. В народный доход входят, таким образом, доходы только участников материального производства, являющиеся основными, или первичными доходами, работники же непроизводственной сферы и прочее население получают свои доходы (вторичные доходы) в порядке перераспределения первичных доходов.  

Возникновение внешней торговли относится к эпохе рабовлрдения, поэтому исторически она является предшественницей всех других форм мирохозяйственных связей, оставаясь главной и наиболее развитой формой международных экономических отношений. Внешняя торговля оказывает мощное влияние не только на общемировые экономические процессы, но и на развитие национальной экономики. Так, рост экспорта порождает вторичные доходы и ведет к увеличению совокупного спроса на национальном рынке, и, наоборот, рост импорта ведет к утечке денег за границу и сокращению совокупного внутреннего спроса. Наряду с другими формами мирохозяйственных связей внешняя торговля реализует открытость национальных экономик, вовлеченность их в мировое хозяйство, мировой рынок.  

В СНС производится изучение доходов на стадии их образования, распределения и конечного использования. Доходы, которые получают институциональные единицы в результате их участия в процессе производства или владение активами, принято называть первичными доходами. Они выплачиваются из добавленной стоимости, созданной в процессе производства.

Анализ распределительных процессов начинается с составления счета образования доходов по отраслям, секторам и экономике в целом. Его назначение заключается в том, чтобы показать, из каких компонентов состоит ВДС и ВВП, какие расходы, связанные непосредственно с процессом производства, должны быть возмещены.

Для этого составляется счет образования дохода. Он составляется как для экономики в целом, так и для отрасли (сектора) (табл.32).

В графе «Ресурсы» данного счета находится ВДС, которая переносится из раздела «Виды использования» счета «Производство».

В видах использования этого счета показывается расходы производителей. Но эти суммы представляют собой не только расходы производителей, но и одновременно доходы соответствующих институциональных единиц.

Валовую прибыль по экономике в целом можно определить путем суммирования валовой прибыли по секторам (отраслям) экономики.

Таблица 32

Счет образования дохода

Оплата труда наемных работников представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, которое должно быть выплачено работодателем наемному работнику в обмен за работу, выполненную в течение отчетного периода. Она складывается из двух основных компонентов:

валовой заработной платы; отчислений на социальную защиту работников.

Заработная плата в денежной форме включает:

сумму вознаграждения, начисленную работникам по сдельным расценкам, тарифным ставкам; должностным окладам; выплаты стимулирующего характера (премии, доплаты за стаж); выплаты компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда (выплаты за сверхурочную работу, ночные часы); оплата за непроработанное время в соответствии с законодательством (оплата ежегодных и дополнительных отпусков); зарплата работников во время обучения их с отрывом от производства в системе повышения квалификации и подготовки кадров.

Заработная плата в натуральной форме – товары и услуги, не являющиеся необходимыми для работы и используемые работниками для удовлетворения собственных потребностей или потребностей других членов домохозяйств.

В состав заработной платы не включаются:

расходы промежуточного потребления, осуществляемые в интересах производства (командировочные, стоимость выданной спецодежды и т. д.); выплаты рабочим, не являющиеся вознаграждением за труд (пособия по временной нетрудоспособности, на детей, пенсии и т.д.); стоимость передаваемого в собственность работников жилья и расходов на погашение ссуд, выданных работникам для улучшения жилищных условий.

Отчисления на социальную защиту работников образуются из фактических отчислений предприятий и условно исчисленных отчислений.

Фактические отчисления на социальное страхование состоят из взносов, производимых в государственные и негосударственные фонды социального страхования в соответствии с программами социального обеспечения и социального страхования населения. Данные платежи являются основным источником средств для выплат социальных пособий при определенных условиях, снижающий уровень благосостояния работника.

Условно начисленные отчисления на социальное страхование – это социальные пособия, выплачиваемые непосредственно предпринимателями своим работникам, бывшим работникам, их иждивенцам за счет собственных средств.

Они включают:

выходное пособие; выплаты на период трудоустройства уволенным работникам в случае реорганизации, ликвидации предприятия или сокращения; доплаты работникам в случае временной утраты трудоспособности; пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственной травмы.

Налоги на производство состоят из налогов на продукты, которые выплачиваются за товары и услуги, произведенные в качестве продукции, и другие налоги на производство.

Другие налоги на производство состоят из всех налогов, кроме налогов на продукты, которыми облагаются предприятия в результате их участия в процессе производства. Они прямо не зависят от объема и рентабельности производства. К ним относятся: налоги на заработную плату и рабочую силу, периодические налоги на землю, здания и сооружения, лицензии на ведение экономической и профессиональной деятельности, на ведение операций с финансовыми и материальными активами и др.

Субсидии – трансферты, обратные налогам. Они предназначаются для стимулирования государством производства, цены на продукцию которых ниже рыночных, на возмещение убытков торгующим организациям, занимающимся сбытом данной продукции.

Субсидии делятся на:

субсидии на продукты; прочие субсидии.

Они могут предоставляться на продукцию внутреннего производства и на импортную продукцию.

Валовая прибыль (валовые смешанные доходы) – часть ВДС, которая остается у производителей после вычитания расходов, связанных с оплатой труда наемных работников и уплаты налогов.

Эта статья измеряет прибыль (или убыток), полученную от производства до учета доходов от собственности. Понятие «смешанный доход» используется применительно к сектору домашних хозяйств и включает совокупный доход от труда самостоятельных хозяев и от капитала. Разделить эти виды дохода домашних хозяйств практически невозможно, поэтому они показываются вместе для данного счета производства:

ВПЭ = ВДС – ОТ – Н + С

Чистая прибыль экономики – это показатель макроэкономической прибыли в СНС. Он исчисляется путем вычитания из валовой прибыли экономики потребления основного капитала (ПОК):

ЧПЭ = ВПЭ – ПОК

В счете «Образование доходов» для секторов «Государственные учреждения», «Некоммерческие организации» нет элемента чистая прибыль, так как эти сектора создают нерыночную продукцию, которая оценивается по сумме текущих затрат, включая ПОК.

При определении валового внутреннего продукта распределительным методом он включает следующие виды первичных доходов, выплаченных производственными единицами-резидентами:

оплата труда наемных работников; чистые налоги на производство и импорт (налоги на производства и импорт минус субсидии на производство и импорт); валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы:

ВВП = ОТ + ЧНП + ДНП + ВПЭ,

где: ЧНП – чистые налоги на производство и импорт;

ДНП – другие налоги на производство.

Для статистического анализа необходимо определить структуру ВВП и выявить закономерности в его изменении.

Анализ факторов, влияющих на прирост отдельных видов первичных доходов, проводят с помощью индексного метода. В этом случае могут быть использованы индексы:

средней оплаты труда; средней валовой заработной платы; уровня оплаты труда.

Для анализа средней величины оплаты труда и средней валовой заработной платы можно рассчитать индексы переменного и постоянного состава, а также индексы структурных сдвигов.

Анализ изменения суммы оплаты труда можно также проводить с помощью следующей индексной модели:

Аналогично работают индексные модели для ЧНП и ВПЭ:

,

Таблица 33

Счет распределения первичного дохода

Доходы, получаемые за владение активами, называются доходами от собственности. Они образуются на стадии первичного распределения. Вместе с доходами от производства доходы от собственности учитываются на счете распределения первичного дохода. В нем институциональные единицы – резиденты или сектора выступают в качестве получателей первичных доходов, а не производителей, создающих первичные доходы. В отличие от счета образования дохода счет распределения дохода можно вести только для институциональных единиц и секторов.

В правой части счета (см. табл.33) показаны ресурсы, которые можно разделить на две группы:

первичные доходы, которые получают единицы – резиденты, участвующие в производстве продуктов и услуг; доходы от собственности.

В сумме первичных доходов, включающих оплату труда наемных работников, налоги (за вычетом субсидий), проценты, дивиденды и пр. учитываются также доходы, получаемые от институциональных единиц-нерезидентов.

Компенсация наемным работникам-резидентам институциональными единицами-нерезидентами представляет собой заработную плату и отчисления на социальную защиту граждан республики, работающих по найму в иностранных посольствах и консульствах, артистов, выезжающих на гастроли за границу и т.п.

Доход от собственности получают собственники финансовых и материальных непроизводимых активов. Владельцы финансовых активов получают доход в форме процентов, дивидендов, реинвестируемые поступления от прямых иностранных инвестиций; владельцы материальных непроизводственных активов – в форме ренты.

Рента представляет собой плату владельцам невоспроизводимых материальных активов (земли и недр) за разрешение другой институциональной единицы на эксплуатацию этих активов.

Проценты – доход, который получают владельцы ценных бумаг (кроме акций), вкладов (депозитов) и лица, предоставившие в пользование кредиты и денежные средства.

Дивиденды – доход от собственности, который получают владельцы акций.

Реинвестируемые поступления от прямых иностранных инвестиций характеризуются величиной нераспределенного дохода предприятий с прямым иностранным инвестированием, к которым могут относиться отделения иностранных предприятий, а также предприятия, имеющие хотя бы одного иностранного инвестора, владеющего долей капитала, достаточного для влияния на его управление. Реинвестируемые поступления могут выступать в форме процентов, дивидендов, изъятий из дохода квазикорпораций.

Сумма факторных доходов и сальдо доходов от собственности образует величину сальдо первичных доходов. Состав первичных доходов по секторам различается. Первичные доходы секторов нефинансовых предприятий и финансовых учреждений образуются из прибыли и приравненных к ней доходов и сальдо доходов от собственности; сектора общего государственного управления – из чистых налогов на производство и импорт и из сальдо доходов от собственности; сектора домашних хозяйств – из оплаты труда наемных работников, сальдо доходов от собственности и прибыли и приравненных к ней доходов от жилищных услуг; сектора некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства – из сальдо первичных доходов.

Сальдо первичных доходов является балансирующей статьей в счете распределения первичного дохода, которое получается путем суммирования всех первичных доходов институциональных единиц или секторов, уменьшенных на сумму первичных доходов, уплаченных другим институциональным единицам или секторам.

На основе счета распределения первичного дохода можно получить показатели чистого и валового национального дохода. Валовой национальный доход (ВНД) равен сумме валовых сальдо первичных доходов всех секторов экономики. ВНД идентичен валовому национальному продукту, однако ВНД является характеристикой дохода, а ВНП – характеристикой продукта. Валовой национальный продукт получается путем суммирования ВДС всех институциональных единиц и добавления к полученной величине суммы налогов, не включенных в стоимость выпущенной продукции.

Чистый национальный доход равен ВНД за вычетом потребления основных фондов:

ЧНД = ВНД – ПОК

На втором этапе распределения доходов происходит перераспределение дохода главным образом через текущие трансферты. Эти процессы осуществляются с помощью счета вторичного распределения дохода, в котором происходит переход от сальдо первичных доходов институциональной единицы или сектора к располагаемому доходу.

В ресурсной части этого счета учитывается сальдо первичных доходов и текущие трансферты. В составе текущих трансфертов показываются текущие подоходные налоги, взносы на социальное страхование, социальные пособия и другие текущие трансферты. В расходной части показывается использование текущих трансфертов и располагаемый доход. В правой стороне счета учитываются текущие трансферты, полученные институциональными единицами или секторами, а в левой – подлежащие передаче другим институциональным единицам или секторам. Переданные и полученные трансферты по величине могут не совпадать.

Таблица 34

Счет вторичного распределения дохода

Текущие налоги и налоги на материальные ценности состоят из подоходных налогов домашних хозяйств, прибыли корпораций и налогов на материальные ценности. Для секторов домашних хозяйств, финансовых, нефинансовых и некоммерческих учреждений они показываются в разделе «виды использования», а для сектора государственных учреждений – в разделе «ресурсы».

Взносы на социальное страхование могут быть фактическими или условно исчисленными. Они производятся работодателями, самостоятельными работниками или незанятыми лицами. На этом счете они учитываются как ресурсы для органов государственного управления и страховых корпораций. Для сектора домашних хозяйств они показываются на стороне счета «виды использования». Социальные пособия могут выступать в форме пособий по социальной помощи (медицинская помощь, лекарства). Этот вид текущих трансфертов учитывается на счете вторичного распределения дохода как ресурсы для сектора домашних хозяйств, а для всех других секторов экономики – в разделе «виды использования».

Группа прочих текущих трансфертов, учитываемых на этом счете, состоит из страховых премий и страховых претензий (кроме страховых премий и страховых претензий, связанных со страхованием жизни), текущих трансфертов между государственными органами различных уровней управления, между различными домашними хозяйствами (денежные переводы и подарки в натуральной форме), между центральным правительством и правительствами других государств.

Балансирующая статья этого счета – располагаемый доход, определяется путем суммирования сальдо первичных доходов и сальдо всех текущих трансфертов. Сальдо текущих трансфертов определяется как разность между полученными и переданными текущими трансфертами по сектору. Различают валовой и чистый располагаемый доход. Различие между ними определяется величиной потребления основного капитала. Для получения величины национального располагаемого дохода нужно к располагаемому доходу по экономике добавить сальдо текущих трансфертов между институциональными единицами.

Таблица 35

Счет перераспределения дохода в натуральной форме

Распределение доходов завершается на счете перераспределения дохода в натуральной форме. Он показывает процессы преобразования располагаемого дохода секторов государственных учреждений, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, и домашних хозяйств в скорректированный располагаемый доход этих секторов.

Процессы перераспределения заключаются в том, что государственные учреждения и некоммерческие организации передают домашним хозяйствам социальные трансферты в натуральной форме. К ним относятся социальные пособия в натуральной форме и трансферты нерыночных товаров и услуг индивидуального пользования.

Социальные трансферты в натуральной форме включают нетоварную продукцию органов государственного управления и некоммерческих организаций, которая была предоставлена домашним хозяйствам бесплатно или по незначительным ценам, а также товары и услуги, купленные у производителей и предоставленные домашним хозяйствам бесплатно или по незначительным ценам. То есть, на этом счете отражается межсекторное перераспределение располагаемого дохода, в результате которого сумма располагаемого дохода на счете домашних хозяйств увеличивается, а на счете секторов государственных учреждений и некоммерческих организаций уменьшается. В целом по экономике величина располагаемого дохода должна совпадать с суммой скорректированного располагаемого дохода.

I. Перераспределение охватывает все сферы хозяйственного комплекса: производственную и непроизводственную.

II. В соответствии с этим участниками перераспределения НД являются все предприятия, население, неработающие члены общества, государство.

III. В результате перераспределения образуются вторичные доходы:

Заработная плата работников непроизводственной сферы;

Платежи в госбюджет;

Платежи во внебюджетные фонды;

Различные виды доходов, выплат и льгот, получаемые всеми членами

общества, в т.ч. неработающими (пенсии, пособия, стипендии).

В результате вторичного распределения:

1. Перераспределяется часть прибыли в виде налогов в бюджет;

2. Осуществляются затраты на содержание непроизводственной сферы;

3. Формируются общегосударственные ресурсы для обеспечения затрат на нужды расширенного воспроизводства и выполнения комплексных народнохозяйственных программ;

4. Поддерживаются межотраслевые пропорции;

5. Формируются фонды потребления (затраты на нужды социального страхования, социального обеспечения, на здравоохранение, просвещение, культуру).

Имеется большое многообразие в направлениях и формах перераспределительных доходов:

1. Наибольший объем перераспределение охватывает центральную часть первичных доходов предприятий, населения, государства.

2. Затем осуществляется перераспределение в непроизводственную и производственную сферу

3. Перераспределение по территориям, республикам, областям, краям.

4. В результате вторичного распределения НД формируются и внебюджетные фонды.

5. Осуществляются затраты на пенсионное обеспечение, медицинское страхование

6. Выплачиваются пособия по безработице, по временной нетрудоспособности.

Инструментами реализации распределительной функции являются:

Госбюджет;

Имущественное и личное страхование.

Основная цель распределительной функции финансов:

Через распределительную функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта необходимыми ему финансовыми средствами, используемыми в форме денежных фондов целевого назначения.

Но распределительная функция не раскрывает полностью свойств, присущих финансам. Объективно присущее финансам свойство, заключающееся в их способности "сигнализировать" о течении распределительного процесса, что проявляется через другую их функцию контрольную.

II. ВОПРОС: Контрольная функция финансов.

Финансы, связанные с движением стоимости, выраженной в денежной форме, обладают особым свойством количественно (через финансовые средства и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы.



Благодаря этому свойству финансы способны "сигнализировать" о состоянии воспроизводственного процесса по нескольким направлениям:

1. Как складываются пропорции распределяемого ВНП;

2. Обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса;

3. Своевременно и полно ли формируются фонды денежных средств целевого назначения;

4. Насколько своевременно поступают денежные средства в распоряжение субъектов хозяйствования;

5. Экономно и эффективно ли субъекты хозяйствования распоряжаются финансовыми ресурсами.

Способность финансов "сообщать" о неполадках и отклонениях позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Эта способность проявляется через контрольную функцию финансов.

1. Контрольная функция действует, не изолировано, а в тесном единстве с распределительной.

2. Распределительная и контрольная функции - это стороны одного и того же экономического процесса. Объясняется тем, что контрольное свойство финансовых отношений может проявить себя лишь в условиях происходящего распределения, т.е. тогда, когда действует распределительная функция финансов.

3. Нельзя отождествлять понятия контрольной функции и финансового контроля.

4. Контрольная функция финансов - внутреннее свойство финансов.

5. Финансовый контроль - это деятельность людей по использованию контрольной функции финансов.

Особое значение функции финансов:

1. Оно заключается в том, что финансы как бы "сигнализируют" о положении дел на предприятии (снижение фондоотдачи, невыполнение плана прибыли и обязательств перед бюджетом или кредитной системой).

2. Такое положение свидетельствуют о неблагополучном положении дел на предприятии, что позволяет принять экстренные меры по улучшению финансового положения.

Налоги являются основным видом доходов бюджета. Это проявляется в нескольких элементах:

1. Не поступление в полном объеме денежных средств в бюджет ведет к недофинансированию основных статей госбюджета, такие как:

Социальная сфера;

Оборона и другие.

2. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, которая отражается в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

3. Финансовый контроль, который основан на контрольной функции финансов, приобретает все проникающий характер, что позволяет контролировать любые экономические показатели. Роль контрольной функции финансов значительна. В контрольной функции финансы выступают как мощный экономический рычаг в руках государства.

4. Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

ЛЕКЦИЯ № 3: Финансовая политика государства

Учебные вопросы:

2. Типы финансовой политики

3. Цели, задачи и назначение финансовой политики.

Национальный доход (НД) - это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. При его подсчете не включается сумма амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий.

НД - это чистый "заработанный доход" общества (з/плата, доходы населения, прибыль).

Различают произведенный и использованный НД.

Произведенный НД - это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг.

Использованный НД - это произведенный НД за минусом потерь (от стихийных потерь, ущерба и т. д.) и внешнеторгового сальдо.

В структуре национального дохода можно выделить следующие фонды:

Фонд потребления - это часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей людей и потребностей общества в целом (на образование, оборону и т. д.).

Фонд накопления - это часть НД, обеспечивающая развитие производства.

В развитых странах ФП - 90% от НД; ФН - 10%.

Рассмотрим особенности формирования национального дохода.

Общественный продукт, а с ним и валовой доход общества в процессе воспроизводства проходят стадии создания (производства), распределения и перераспределения, обмена и, наконец, использования (потребления в широком смысле этого слова, включая и производственное потребление). Фаза обмена во времени в общем совпадает с фазой распределения и перераспределения.

На стадии производства национальный продукт выступает как сумма чистой продукции (валовых доходов) отраслей материального производства.

В процессе распределения и перераспределения национальный доход принимает форму различных видов первичных и вторичных доходов населения. Именно на этой стадии происходит "раздвоение" национального дохода – денежные доходы временно обособляются и получают самостоятельное движение. Одновременно происходит и обмен потребительных стоимостей, в которых овеществлен национальный доход как вновь произведенная стоимость.

В фазе использования национальный доход представляет собой массу предметов потребления и средств производства, составляющих вещественное содержание доходов, направленных на потребление и накопление.

Непосредственно в результате процесса производства происходит первичное распределение национального дохода, в ходе которого образуются первичные доходы экономических субъектов.

К первичным доходам населения относятся заработная плата и все виды доходов типа заработной платы, доходы от индивидуальной трудовой деятельности, доходы от личного подсобного хозяйства.

Первичные доходы населения выступают как в денежной, так и в натуральной форме.

Первичные доходы предприятий и государства выступают в виде прибыли, налога с оборота, начислений на заработную плату, и т. д.

Образование первичных доходов представляет собой лишь первую ступень распределения вновь созданной стоимости и продукта, в котором она овеществлена. Вслед за первичным распределением национального дохода в сфере материального производства происходить перераспределение первичных доходов через финансово-кредитную систему, оплату услуг и цены. Цены играют весьма важную роль в перераспределении национального дохода. уже само образование первичных доходов связано с существенными элементами перераспределения дохода вследствие несовпадения цен с общественно необходимыми затратами труда.

При дальнейшем движении первичных доходов часть их переходит в другие руки, первоначально сложившиеся количественные пропорции в распределении дохода изменяются: доходы государства и предприятий становятся доходами населения и наоборот; часть доходов одной группы населения в результате купли-продажи может стать доходами другой группы; то же самое происходит в результате оказания личных услуг с соответствующей оплатой; в пределах государственного производственного сектора также происходит систематическое и непрерывное перераспределение в целях удовлетворения разнообразных материальных и культурных потребностей всех групп населения, обеспечения обороны страны и развития науки, формирования и поддержания определенного уровня бюджетной политики.

В результате перераспределения первичных доходов образуются вторичные доходы. К вторичным доходам государства, государственных предприятий и учреждений относятся, например, отчисления от прибылей и плата за используемые производственные ресурсы; налоги, поступления по займам и др.

Вторичные доходами населения являются: заработная плата и прочие разновидности оплаты труда работников непроизводственной сферы; пенсии, пособия и стипендии, выигрыши, проценты по вкладам и т. д. Вторичные доходы образуются и в результате обмена товарами и услугами между группами населения и отдельными лицами.

Сумма вторичных доходов и не поступивших в перераспределение первичных доходов не равна сумме первичных доходов. Чем интенсивнее идет процесс перераспределения, чем многократнее один и тот же доход переходит из рук в руки, тем больше оказывается объем вторичных доходов общества в целом, в том числе и населения. Сумма первичных доходов, оставшихся в руках их первоначальных владельцев, и всех вторичных таким образом превышает национальный доход.

Объем национального дохода на стадии распределения (распределенный национальный доход) может быть исчислен или как сумма первичных доходов или как сумма конечных доходов, но не как сумма первичных и вторичных доходов.

Процесс распределения и перераспределения национального дохода завершается формированием конечных доходов.

Конечные (реально используемые) доходы реализуются в материальных благах, которые используются для непроизводственного потребления, включая потребление населения и накопления во всех его формах.

Конечные доходы представляют собой национальный доход на завершающей ступени процесса распределения, в результате которого устраняется двойственность в выражении национального дохода (продукты и деньги), характерная для фазы его распределения, после чего национальный доход вновь предстает в форме материальных благ, предназначенных для удовлетворения определенных потребностей. Количественные конечные доходы, если отвлечься от потерь, возможных в последнем акте обмена, равны использованному национальному доходу.

Конечные доходы населения складываются из части его денежных доходов, которые остаются на руках у населения в результате процесса перераспределения и на которые приобретаются материальные блага, а также из стоимости благ, присваиваемых населением непосредственно в натуральной форме и стоимости элементов материального потребления, которым сопровождается оказание услуг.

В отечественной экономической литературе принято выделять три формы государственного воздействия на экономические процессы: правовую, административную и экономическую. Каждая из них имеет специфику и решает задачи особого рода, однако наряду с самостоятельным применением не отрицает использования в комплексе с другими формами. При этом любой форме соответствует свой набор инструментов, с помощью которого реализуется то или иное воздействие.

Правовая (законодательная) форма играет главенствующую роль. В современном мире все регулирующие действия правительства в рамках и административной, и экономической формы должны осуществляться на правовой основе, т. е. быть установленными законодательно. Экономическая форма государственного регулирования, согласно подходу, наиболее распространенному в настоящее время, включает два взаимосвязанных вида регулирующей деятельности: монетарную (денежно-кредитную) и фискальную (налогово-бюджетную) политику. Обе они оказывают решающее воздействие на деловую активность и изменение объема реального национального производства. Главными инструментами монетарной политики являются: 1) политика процентной ставки; 2) ограничение кредита; 3) резервные требования; 4) операции на открытом рынке; 5) рефинансирование и учетные операции; 6) политика избирательного кредитования и 7) политика обменного курса национальной валюты. К инструментам фискальной политики относятся государственные расходы, налоги, субсидии. Регулирующее воздействие фискальной и монетарной политики не только проявляется в рамках закрытой национальной экономики, но и распространяется на проблемы открытой экономики.

При большом разнообразии подходов к выбору используемых инструментов и их сочетаний, а также при очевидной неоднозначности результатов их воздействия на потоки капитала, можно говорить о некоторых тенденциях и закономерностях, характерных для большинства стран. В современных условиях роль главных источников и движущих сил развития мировой экономики все в большей степени начинают играть международные потоки капиталов, особенно в форме прямых зарубежных инвестиций. Главными субъектами международного инвестирования являются транснациональные корпорации. В начале 90-х гг., по данным центра ООН по ТНК, в мире насчитывалось 35 тыс. ТНК (из них около 30 тыс. из промышленно развитых стран) с 147,2 тыс. зарубежных филиалов. Совокупность ТНК и их зарубежных филиалов, а также разветвленная сисмеждународных межфирменных связей (научно-технических, производственных, финансовых, лицензионных и т.д.) образует систему транснационального бизнеса, который играет решающую роль в распределении мировых ресурсов, в повышении конкурентоспособности национальных экономик (как стран базирования субъектов инвестирования, так и принимающих стран), в ускорении процессов международной экономической интеграции. Проблемы участия в международном рынке капиталов путем привлечения зарубежных инвестиций актуальны и требуют оперативного научно обоснованного решения. Для этого необходимо внимательное изучение международного опыта в этой области и адаптация полученных выводов к национальной специфике нашей страны.

Мировой опыт показывает, что в равной степени нежелательны и недостаточный, и чрезмерный приток капитала (особенно в виде краткосрочных инвестиций). Для успешного регулирования потоков капитала важен учет особенностей форм и инструментов такого регулирования, их возможностей в решении конкретных задач, а также позитивных и негативных последствий их применения. Сравнительный анализ форм и инструментов государственного регулирования с точки зрения их эффективности позволяет выбрать оптимальное их сочетание в зависимости от целей и задач политики иностранных инвестиций, чтобы избежать ошибок и трудностей, с которыми в свое время столкнулись другие страны.

Большинство стран, которые испытали на себе сильный приток капитала в начале 90-х гг., принимали меры по ограничению воздействия этого притока на их экономики. Одним из подходов здесь является реагирование обменного курса национальной валюты на давление со стороны потоков капитала либо путем ревальвации при режиме фиксированных обменных курсов, либо путем удорожания при системе гибких обменных курсов. Альтернативным подходом служит использование монетарной или фискальной политики, что позволяет избежать удорожания валюты, которое опасно для эффективности политики фиксированного обменного курса. Кроме того, удорожание валюты считается неблагоприятным для международной конкурентоспособности и поэтому следует снимать давление на обменный курс, вызванное притоком капитала. Наряду с этим учитывается и то, что изменчивая природа международных потоков капитала делает уязвимой финансовую систему, в частности, если банковская сисиграет доминирующую роль в их обслуживании.