К инструментам экономической политики относятся. Основные виды мер экономической политики

Меры экономической политики – это инструменты, с помощью которых государство воздействует на внутреннюю экономику. Комплекс мер определяется в зависимости от цели, которую преследует государство. Экономические цели современных государств многогранны, поэтому и комбинаций мер существует большое количество.

Основные виды мер экономической политики

Наиболее распространенная классификация предлагает делить меры экономической политики на две категории: прямые и косвенные . С помощью мер прямого регулирования государство фактически лишает предприятия возможности самостоятельного экономического выбора – решения основываются на предписаниях регулирующих актов. Пример такой меры – юридическое регулирование в области амортизационных отчислений. Преимущество прямых мер заключается в том, что такой метод позволяет достичь результата в короткие сроки, но есть и минус – нарушение рыночного процесса.

Методы косвенного воздействия работают тоньше – они не лишают субъекты права выбора, но создают такие экономические условия, которые склоняют его к решению, выгодному государству.

Классификация экономических мер

Существует и другая классификация – она использует организационно-институциональный критерий. В рамках такой классификации экономические меры делятся на:

  1. 1. Административные . Задача административных мер – создать выгодные для частного правовые условия. Функции, которую они выполняют – поддержание конкурентной среды и сохранение возможности экономических субъектов принимать решения самостоятельно. Административные меры также классифицируются на
  • Меры запрета . Государство признает какую-либо деятельность вредной для экономики и запрещает ее. Примером такой меры может быть запрет транзита , то есть перевозки грузов через определенную территорию.
  • Меры разрешения. Государство в устной или письменной форме дает согласие на ведение деятельности, которая прежде была под запретом (например, ввоз лекарств из-за границы).

В России административные меры наиболее активно применяются в сфере защиты окружающей среды и малообеспеченных слоев населения.

  1. 2. Экономические . Такие меры чаще всего являются косвенными – они не предписывают поступать определенным образом, а воздействуют на некоторые аспекты рыночного процесса. С помощью экономических мер можно регулировать спрос и предложение, а также степень централизации капитала. Экономические меры проявляются в формах:
  • Финансовой политики.
  • Кредитной политики.
  • Программирования и прогнозирования.

Финансовая политика – достаточно общее понятие. Его можно понимать как механизм реализации целей экономической политики. С помощью кредитно-денежной политики государство влияет на банковские учреждения, заставляя их снижать или увеличивать предложение денег (например, через ставку рефинансирования) и контролируя таким способом инфляцию. Программы – рекомендательная мера, призванная обеспечить частных предпринимателей важными экономическими сведениями. Программирование – способ побудить бизнесменов к активности.

  1. Институциональные . К институциональным мерам экономического воздействия относятся:
  • Подготовка экономических прогнозов.
  • Создание организаций, в рамках которых опытные предприниматели и эксперты экономики и бизнеса могли быть оказывать консультативную помощь начинающим бизнесменам.
  • Правовая поддержка частного бизнеса.

Что такое встроенный стабилизатор?

Под встроенным стабилизатором (англ. Built - in Stabilizer ) понимается любая мера, направленная на стимулирование спроса и предложения в периоды застоя и сдерживание экономики в случае «перегрева». Вмешательства государства не требуется – встроенные стабилизаторы регулируют экономику самостоятельно (в этом заключается их главное преимущество). К стабилизаторам относятся:

  • Прогрессивные системы налогообложения. при таких системах зависит от прибыли предприятия, поэтому в периоды экономического подъема доход государства растет быстрее, чем доход отдельных домохозяйств и предприятий. При спаде ставка смягчается, и это помогает предприятиям остаться «на плаву».
  • Пособия по безработице. Взносы растут, когда экономика переживает стадию бума, а значит, резервы накапливаются. Когда наступает кризис, накопленные средства используются для выплаты пособий.

Встроенные стабилизаторы не способны нивелировать причины колебаний показателя ВВП – они призваны лишь ограничить их «размах».

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Сущность экономической политики государства

Определение 1

Экономическая политика представляет собой комплекс мер и действий правительства по выбору и осуществлению различных экономических решений на макроуровне. Реализация государственной экономической политики (в идеале) всегда направлена на достижение социально значимых целей. Сами же цели экономической политики государства определяются состоянием экономики страны на тот или иной момент.

Реализация государственной экономической политики возможна лишь при использовании согласованных и рациональных инструментов, мер, которые, в своей совокупности образуют механизм государственного воздействия на национальную экономику.

Методы прямого и косвенного воздействия

Существуют различные варианты классификации методов государственной экономической политики (в зависимости от выбранных критериев). Так, в частности, методы экономической политики государства часто разделяют на меры прямого и косвенного влияния на экономическую систему.

Методы прямого влияния подразумевают такое государственное регулирование, при котором субъекты хозяйствования вынуждены прибегать к решениям, которые основываются не на самостоятельном выборе, а на предписаниях правительства и законодательных органов (например, налоговое законодательство, правила начисления амортизации, бюджетные процедуры, связанные с государственными заказами и инвестициям и т. д.). Неоспоримым преимуществом прямых методов воздействия на экономику можно назвать высокую оперативность достижения результата. Тем не менее, у подобного рода методов есть довольно существенный недостаток – вмешательство в естественную работу рыночного механизма, что впоследствии часто становится причиной макроэкономических диспропорций.

Суть методов косвенного влияния состоит в том, что государство прямым образом не оказывает влияния на решения, принимаемые экономическими агентами, а лишь создает основы, предпосылки для того, чтобы субъекты хозяйствования, осуществляя вполне самостоятельный, свободный выбор, отдавали предпочтение вариантам, наиболее соответствующим целям экономической политики.

Основное преимущество косвенных методов состоит в том, что они кардинально не влияют на работу рыночного механизма и, таким образом, не создают резких дисбалансов и нарушений макроэкономического равновесия. Существенным недостатком методов косвенного воздействия можно считать определенный временной лаг, который наблюдается между принятием правительством тех или иных мер, восприятием их экономической системой и полученными конечными результатами.

Административные, экономические, институциональные методы

Существует и другая, не менее популярная классификация методов государственного регулирования. Итак, по организационно-институциональному критерию, меры государственного воздействия на экономику подразделяются на:

  • административные
  • экономические
  • институциональные.

В основе всей совокупности административных мер государственного регулирования экономики лежит правовая инфраструктура. Основная функция административных мер заключается в обеспечении стабильной, основанной на праве, социальной среды. В частности, административные меры направлены на:

  • защиту конкурентной среды
  • сохранение и защиту прав собственности
  • обеспечение гражданам возможностей свободного принятия экономических решений и т. д.

Административные меры, в свою очередь, можно подразделить на запретительные меры, разрешительные, а также меры принуждения.

К экономическим мерам можно отнести те действия государства, которые воздействуют на рыночные отношения при помощи экономических рычагов. В целом, они включают различные методы воздействия на совокупные спрос и предложение, степень концентрации и централизации капитала, структурные и социальные аспекты экономики и т. д.

К экономическим мерам относят:

  • финансовую политику (в частности, бюджетную-налоговую или фискальную);
  • монетарную (денежно-кредитную) политику;
  • макроэкономическое планирование и прогнозирование и т.д.

Под институциональными мерами государственного воздействия на экономическую систему подразумевается создание, развитие и поддержание определённых общественных институтов (самыми основными из которых являются «институт права», «институт собственности» и др.).

Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний. Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение: 1) стабильного экономического роста, 2) полной занятости ресурсов, 3) стабильности уровня цен, 4) равновесия платежного баланса.

Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только Центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики Центрального банка могут выступать: 1) контроль за предложением денег (денежной массы), 2) контроль за уровнем ставки процента, 3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия преследует цель увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция - предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономического подъема,илиснизить темпы инфляции. Поэтому, как и в случае с финансовой политикой, можно говорить о стимулирующей и сдерживающей кредитно-денежной политике.

Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении Центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются: 1) снижение нормы резервных требований, 2) снижение учетной ставки процента и 3) покупка Центральным банком государственных ценных бумаг. Механизм сдерживающей кредитно-денежной политики показан на рис. 34.

Рис. 34. Механизм сдерживающей кредитно-денежной политики

По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяютсяна административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административные инструменты имеют форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельностикредитныхучреждений. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капитала.

По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. С помощью количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей КБ, а следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долго- и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от одного года до нескольких десятилетий (например финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики (например, преодоление финансового кризиса в стране, как это было в России в 1998 г.).

К инструментам монетарной политики, дающим возможность Центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся: изменение нормы обязательных резервов; изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования); операции на открытом рынке.

Изменение норм резервирования – один из старейших и наиболее распространенных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы. Впервые нормы обязательных банковских резервов были введены в США в 1863 г. Они выполняют две основные функции: создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент жесткого регулирования, и одновременно являются ограничителем кредитной эмиссии, причем значение второй функции постоянно возрастает, поскольку ЦБ все большее предпочтение отдают более гибкому инструменту регулирования.

Как правило, нормы резервирования дифференцируются по степени «денежности» различных компонентов денежной массы. В большинстве случаев на депозиты до востребования устанавливается более высокая норма резервирования по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам. Но и в такой политике могут быть исключения. В ряде стран (Великобритания, Италия, Южная Корея) в последние годы действовали единые нормы резервирования.

Нормы резервирования неодинаковыв разных странах. Наиболее высокийих уровень наблюдается в Италии (25%) и Испании (17%). В России также достаточно высокая норма резервных требований (в 90-е гг. она колебалась от 22 до 16%). Политика установления норм резервирования в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы утратила свое значение. В большинстве стран все большую роль начинает играть такой инструмент, как операция на открытом рынке. В России таким инструментом пока остается ставка рефинансирования (учетная ставка).

Учетная ставка – это процент, под который ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Официальная учетная ставка – ориентир для банковских ставок по кредитам. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ. Именно поэтому политика из­менения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качест­венного параметра денежного рынка – стоимости банковских кредитов.

Посредством манипулирования учетной ставкой ЦБ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что в свою очередь обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг возрастает в связи с тем, что они дешевеют. При определенных условиях участники финансового рынка могут скупать иностранную валюту, как это неоднократно наблюдалось в России, особенно в периоды обострения финансового кризиса в 1998 г., что вынуждает ЦБ еще выше поднять ставку рефинансирования. Так, в мае 1998 г. ЦБ России повысил ее с 42 до 150%, но через неделю, когда спрос на валюту резко сократился, понизил до 60%. Понижение учетной ставки удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к повышению спроса на ценные бумаги, уменьшению их предложения, росту рыночного курса.

Операции на открытом рынке – наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, на экономику. Операции на открытом рынке представляют собой куплю-продажу ЦБ государственных ценных бумаг или первоклассных коммерческих векселей. Посредством их ЦБ воздействует на ликвидность банковской системы (количество денег в обращении) и процентные ставки.

Механизм операций на открытом рынке несложен, что делает его привлекательным для использования. Однако операции на открытом рынке имеют и слабые стороны. Во-первых, когда ЦБ продает ценные бумаги, многое зависит от того, покупают ли их банки и частные лица. Если их покупают банки, то воздействие на их коэффициент ликвидности будет незначительным, поскольку большинство таких ценных бумаг относится к ликвидным активам. Во-вторых, важно, насколько близко к минимально допустимому уровню банки поддерживают свой коэффициент ликвидности. Если коэффициент ликвидности банка близок к минимально допустимому уровню, то ему придется сократить суммарные депозиты или ссуды. Если же разрыв достаточно велик, то чтобы повлиять на банки, потребуется продать ценные бумаги на огромные суммы. В некоторых странах были времена, когда банки под­держивали очень высокий уровень ликвидных активов именно для того, чтобы помешать правительству использовать вышеописанный метод.

Рассмотренные инструменты не исчерпывают арсенал денежно-кре­дитного регулирования экономики. В некоторых странах ЦБ прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческим банкам, портфельные ограничения и др. Выбор и сочетания денежно-кредитных инструментов зависит прежде всего от задач, которые решает ЦБ на том или ином этапе экономического развития.

Очевидно, что инструменты кредитно-денежной политики действуют либо на количество денег, главным образом в форме банковских депозитов, либо на процентные ставки. Инструменты денежно-кредитной политики не должны обязательно использоваться по отдельности. Напротив, обычно используется сразу два инструмента или более, чтобы соответствующие эффекты взаимно усиливали друг друга. Мероприятия такого рода часто называют комплексной политикой.

Эффективность кредитно-денежной политики зависит от ряда условий, которые показаны в табл. 16.

Таблица 16

Условия эффективности кредитно-денежной политики

Условия со стороны AD

Степень влияния

Условия со стороны Md

Степень влияния

Воздействие на совокупный доход

Противодействующее влияние изменения спроса на деньги

Чувствительность Id к изменению r

Чувствительность Md к изменению Y

Чувствительность Md к изменению r

Использование кредитно-денежной политики имеет свои достоинства и недостатки. К преимуществам монетарной политики можно отнести отсутствие внутреннего лага, отсутствие эффекта вытеснения и действие эффекта мультипликатора. К недостаткам кредитно-денежной политики относят: возможность инфляции, наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии (передаточного механизма), наличие побочных эффектов, вызываемых изменением предложения денег, а также противоречивость целевых ориентиров (дилемма целей) монетарной политики. Дело в том, что Центральный банк не может одновременно регулировать и предложение денег, и ставку процента, поскольку оба эти показателя определяют координаты точки равновесия денежного рынка.

Сущность экономической политики государства

Определение 1

Экономическая политика представляет собой комплекс мер и действий правительства по выбору и осуществлению различных экономических решений на макроуровне. Реализация государственной экономической политики (в идеале) всегда направлена на достижение социально значимых целей. Сами же цели экономической политики государства определяются состоянием экономики страны на тот или иной момент.

Реализация государственной экономической политики возможна лишь при использовании согласованных и рациональных инструментов, мер, которые, в своей совокупности образуют механизм государственного воздействия на национальную экономику.

Методы прямого и косвенного воздействия

Существуют различные варианты классификации методов государственной экономической политики (в зависимости от выбранных критериев). Так, в частности, методы экономической политики государства часто разделяют на меры прямого и косвенного влияния на экономическую систему.

Методы прямого влияния подразумевают такое государственное регулирование, при котором субъекты хозяйствования вынуждены прибегать к решениям, которые основываются не на самостоятельном выборе, а на предписаниях правительства и законодательных органов (например, налоговое законодательство, правила начисления амортизации, бюджетные процедуры, связанные с государственными заказами и инвестициям и т. д.). Неоспоримым преимуществом прямых методов воздействия на экономику можно назвать высокую оперативность достижения результата. Тем не менее, у подобного рода методов есть довольно существенный недостаток – вмешательство в естественную работу рыночного механизма, что впоследствии часто становится причиной макроэкономических диспропорций.

Суть методов косвенного влияния состоит в том, что государство прямым образом не оказывает влияния на решения, принимаемые экономическими агентами, а лишь создает основы, предпосылки для того, чтобы субъекты хозяйствования, осуществляя вполне самостоятельный, свободный выбор, отдавали предпочтение вариантам, наиболее соответствующим целям экономической политики.

Основное преимущество косвенных методов состоит в том, что они кардинально не влияют на работу рыночного механизма и, таким образом, не создают резких дисбалансов и нарушений макроэкономического равновесия. Существенным недостатком методов косвенного воздействия можно считать определенный временной лаг, который наблюдается между принятием правительством тех или иных мер, восприятием их экономической системой и полученными конечными результатами.

Административные, экономические, институциональные методы

Существует и другая, не менее популярная классификация методов государственного регулирования. Итак, по организационно-институциональному критерию, меры государственного воздействия на экономику подразделяются на:

  • административные
  • экономические
  • институциональные.

В основе всей совокупности административных мер государственного регулирования экономики лежит правовая инфраструктура. Основная функция административных мер заключается в обеспечении стабильной, основанной на праве, социальной среды. В частности, административные меры направлены на:

  • защиту конкурентной среды
  • сохранение и защиту прав собственности
  • обеспечение гражданам возможностей свободного принятия экономических решений и т. д.

Административные меры, в свою очередь, можно подразделить на запретительные меры, разрешительные, а также меры принуждения.

К экономическим мерам можно отнести те действия государства, которые воздействуют на рыночные отношения при помощи экономических рычагов. В целом, они включают различные методы воздействия на совокупные спрос и предложение, степень концентрации и централизации капитала, структурные и социальные аспекты экономики и т. д.

К экономическим мерам относят:

  • финансовую политику (в частности, бюджетную-налоговую или фискальную);
  • монетарную (денежно-кредитную) политику;
  • макроэкономическое планирование и прогнозирование и т.д.

Под институциональными мерами государственного воздействия на экономическую систему подразумевается создание, развитие и поддержание определённых общественных институтов (самыми основными из которых являются «институт права», «институт собственности» и др.).

Экономическая политика - это взаимосвязанная система долгосрочных и текущих целей экономического развития, которые определены государством, а также совокупность мероприятий, направленных на достижение экономических целей с использованием государственной власти в сфере экономики. Экономическая политика есть постановка и достижение определенных целей, которые можно представить в виде следующей системы:

- высшая цель экономической политики - достижение максимального благосостояния всего общества;

- главные цели экономической политики:

Обеспечение свободного развития общества;

Создание правового порядка;

Обеспечение безопасности по отношению к внешней среде;

Раз­вертывание государством инфраструктуры.

Прикладные цели экономической политики:

1. Цель экономического роста. Такая цель конкретизируется в объемах производства ВНП, уровня жизни населения. Экономическая политика в таких условиях направлена на активизацию:

1. инвестиционных процессов;

2. реструктуризацию экономики;

3. эффективную занятость;

4. рост производительности труда;

5. достаточный платежеспособный спрос населения и др.

2.Цель эффективной занятости. Как правило, она связана с первой целью и предусматривает активную экономическую политику государства.

3. Цель роста экономической активности. Достижение такой цели предусматривает долгосрочные и стратегические планы развития национальной экономики. Основой таких планов является развитие НТП, образования, науки развитие национальной экономики в системе международного разделения труда. Здесь используются средства промышленной политики.

4. Цель стабильного уровня цен. В переходной экономике такая цель достигается путем поддержки национального производителя. В развитой рыночной экономической системе такая цель достигается средствами денежно-кредитной и бюджетной политики, которые имеют антиинфляционную направленность.

5. Цель защиты и поддержки конкретного хозяйственного порядка, принципов экономической свободы. Достигается средствами антимонопольной политики, контроля за использованием экономической власти, защиты прав человека и частной собственности. Такая политика вступает в некоторые противоречия с принципами активной государственной экономической политики государственного регулирования.

6. Цель социальной безопасности и стабильности. Достигается средствами социального страхования, эффективной занятости, прогрессивным налогообложением личных доходов населения.

7. Цель равновесия внешнеторговых операций и платежного баланса, эффективного курса национальной валюты. Достигается средствами экономической политики, политики центрального (национального) банка относительно курса национальной валюты.



Цели экономической политики реализуются с помощью применения государством набора инструментов государственного регулирования . Под инструментами экономической политики понимаются средства, с помощью которых государство добивается выполнения поставленных перед собой задач. Чаще всего инструменты имеют вид формального юридического документа, составленного в письменной форме, по которому предоставляется какое-либо право или составляется договор.

Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.

Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают прежде всего такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Наряду с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы).

Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.

Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.

Так, например, все используемые в области финансов ценные бумаги и срочные контракты (депозиты, акции, облигации, сертификаты и т.д.) представляют собой инструменты экономической политики. Необходимо отметить, что нельзя провести четкой грани между основными видами экономической политики (например, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической, антиинфляционной) и присущими только им инструментам. Это связано с тем, что задачи экономической политики решаются комплексно, а используемый арсенал инструментов гармонично переплетается и затрагивает смежные направления экономической политики. Ярким примером этому может служить инвестиционная политика как важнейшее направление экономической политики государства.

Так, инструментами государственного регулирования инвестиционной деятельности являются не только инвестиционные программы или прямое управление государственными инвестициями, но и система налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот; предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; инструменты финансовой, кредитной и амортизационной политики, полити­ки ценообразования; антимонопольные меры, приватизация объектов го­сударственной собственности и экспертиза инвестиционных проектов.