Какие виды личного страхования относятся к обязательным. Обязательное социальное страхование

обязательного социального страхования является обособленной частью общей финансовой системы государства. Ее основная отличительная чертацелевой характер создаваемых фондов. Развитие финансовой системы социального страхования неотъемлемая функция социального государства.

В настоящее время к этим фондам относятся: РФ, РФ, (федеральный и территориальные). Они являются организациямистраховщиками.

Существуют две формы социальной защиты человека. Первая — материальная поддержка за счет средств, аккумулируемых в бюджетах всех уровней, включая бюджеты местного самоуправления. Эта форма получила название социального вспомоществования. Она предназначена для граждан, в основном нетрудоспособных, которые не могут социально защитить себя самостоятельно. Средства, которые государство и органы местного самоуправления могут выделить на социальное вспомоществование, зависят от собранных налогов. С уменьшением бюджетных доходов неизбежно снижаются размеры средств, выделяемых на социальное вспомоществование.

Вторая форма социальной защиты человека от рисков — социальное страхование , т. е. создание целевых фондов денежных средств. Это форма социальной защиты предназначена для трудоспособных граждан, имеющих самостоятельный заработок, но рискующих потерять его полностью или частично. Такая угроза постоянно существует изза наличия социальных рисков.

К социальным рискам относятся: временная утрата трудоспособности в результате заболевания, потребность в медицинской помощи, профессиональное заболевание и инвалидность, потеря работы, потеря кормильца в семье. Кроме того, социальными рисками признаются события, которые отражаются на материальном положении людей (материнство и наступление старости).

Социальное вспомоществование и социальное страхование часто называют социальным обеспечением. В таком случае это понятие адекватно понятию социальной защиты. Понятие "социальное обеспечение" содержится в действующей , в документах Международной организации труда, в РФ (часть II, глава 24 "Единый социальный налог (взнос)". Оно используется в сфере правовых отношений. Под правоотношениями по социальному обеспечению понимаются урегулированные нормами права отношения граждан с органами социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий и пособий.

Принципы обязательного социального страхования

Социальное страхование гарантировано государством. Это значит, что в случае нехватки средств на выплаты установленных законом пособий, средства должны быть выделены из . В управлении обязательным социальным страхованием участвуют через своих представителей сами застрахованные, т. е. лица наемного труда. Обязательное социальное страхование основывается на солидарной ответственности застрахованных за индивидуальные страховые риски.

Представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения работающих граждан, подверженных социальным рискам.

Обязательное социальное страхование начинается с момента заключения работником трудового договора. Следовательно, всякий работник, допущенный к работе, является застрахованным. Страховые взносы поступают в специализированную организацию, являющуюся страховщиком.

В федеральном законе РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. оговорены страховые случаи, при наступлении которых застрахованное лицо получает в той или иной форме материальную поддержку от страховщика. Такая поддержка называется страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию. (Не путать с социальным обеспечением, которое адекватно понятию социальной защиты!)

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая эквивалентностью страховых выплат и страховых взносов;
  • обязательный характер социального страхования;
  • государственные гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей работников, работодателей и государства в управлении обязательным социальным страхованием;
  • обязательность уплаты страхователями (работодателями) страховых взносов;
  • целевое использование средств;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Необходимо отличать обязательное социальное страхование от обязательного государственного страхования, которому подлежат лица некоторых профессий, например, военнослужащие, космонавты, доноры, персонал ядерных установок.

Обязательное социальное страхование (в отличие от социального вспомоществования) имеет собственную финансовую базу, не зависящую от доходов, поступающих в бюджеты всех уровней .

Обязательное государственное страхование

Обязательное страхование может выступать в виде обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета .

Обязательное личное государственное страхование установлено для всех сотрудников налоговых органов, милиции, прокурорских работников, судей, военнослужащих внутренних войск, граждан, призванных на военные сборы. Обязательное государственное имущественное страхование предусмотрено на случай причинения ущерба уничтожением или повреждением имущества в связи с осуществлением служебной деятельности (например, катастрофа на Чернобыльской АЭС). Страховые возмещения по обязательному государственному страхованию производятся в основном за счет бюджетных средств.

Отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имуществ и личных интересов отдельных категорий граждан .

В отличие от правоотношений по обязательному страхованию в отношениях по обязательному государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган и страхование осуществляется (для застрахованного) бесплатно — за счет средств бюджета.

Страхование можно разделить на обязательное и добровольное в соответствии с Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и ГК РФ (ст. 927 ГК РФ).

Обязательное страхование - это такая форма страхования, при которой страховые отношения возникают в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации. Инициатором обязательного страхования является государство, которое в форме закона обязывает юридических и физических лиц вносить средства для обеспечения общественных интересов.

Существуют следующие принципы обязательного страхования:

1. Принцип обязательности, то есть страхование является обязательным в силу Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (п. 3 ст. 3);

2. Принцип сплошного охвата. Данный принцип заключается в том, что страховые фирмы, на которые возложено обязательное страхование, должны обеспечить 100%-ный охват объектов этой формой страхования, для чего должны ежегодно регистрировать объекты, подлежащие страхованию;

3. Принцип автоматичности, то есть автоматический характер распространения обязательного страхования. Объекты обязательного страхования включаются в планы страховых фирм по мере их регистрации последними, после чего наступает автоматическое обязательство страхователя увеличивать страховые взносы по условиям и в сроки, установленные законодательством;

4. Принцип действия независимости внесения страховых платежей. Если страхователь не уплатил взносы, то их взимают с него через суд. Если в это время имущество было повреждено или погибло, то страховщик выплатит страховое возмещение, удержав при этом задолженность (на задолженность начисляется пени);

5. Принцип бессрочности обязательного страхования. Данный принцип заключается в том, что страхование действует до тех пор, пока не будет отменен закон (указ) об обязательном страховании или пока страхователь владеет, пользуется и распоряжается застрахованным имуществом;

6. Принцип нормирования страхового обеспечения - при обязательном страховании для упрощения страховой оценки и порядка выплаты страхового возмещения устанавливаются нормы страхового обеспечения в процентах от страховой оценки или в рублях на единицу объекта страхования.

При этом следует отметить, что не все вышеперечисленные принципы действуют по личному обязательному страхованию по сравнению с имущественным.

Рассмотрим более подробно обязательную форму страхования в Российской Федерации.

Основы обязательного страхования регулируются Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", ГК РФ (ст. 935-937 , 969 ), Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и рядом нормативных актов, в которых предусмотрены перечень объектов, подлежащих страхованию, объем страховой ответственности, права и обязанности сторон, участвующих в страховании, и другие вопросы.

Обязательное страхование можно разделить на социальное, регулируемое Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования", и обязательное государственное страхование, регулируемое специальным законодательством РФ.

Государство устанавливает обязательную форму страхования в тех случаях, когда защита тех или иных объектов страхования связана с интересами всего общества, а не только отдельных страхователей.

Можно выделить следующие особенности правоотношений, возникающих при обязательном страховании:

1) государство устанавливает виды, порядок и условия обязательного страхования;

2) непосредственное участие государства (либо уполномоченного органа) в отношениях по обязательному государственному страхованию;

3) применение императивного метода при регулировании данных правоотношений.

Обязательное страхование может выступать в виде:

Обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств из бюджета;

Обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей.

Законодательством предусмотрено обязательное страхование принадлежащего гражданам недвижимого (животные - тоже имущество) имущества (жилые дома, дачи, садовые домики, хозяйственные постройки), а также животных (крупный рогатый скот, лошади и верблюды).

Обязательное страхование строений производится: на случай их уничтожения или повреждения в результате пожара, удара молнии, землетрясения, бури, урагана, ливня, обвала, оползня, паводка, селя, выхода подпочвенных вод, продолжительных дождей и обильного снегопада, аварии отопительной системы, водопроводной и канализационной сетей и т.д. Следует отметить, что не подлежат обязательному страхованию ветхие строения, если они не используются для хозяйственных нужд, а также строения, принадлежащие гражданам, местопребывание которых неизвестно.

Обязательное страхование животных производится на случай их гибели в результате болезней, стихийных бедствий, несчастных случаев, вынужденного убоя. Стоимость животного зависит от вида животного, возраста и определяется по средней цене на той или иной территории.

Существует также обязательное личное страхование пассажиров.

Данный вид страхования осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 г. "Об обязательном личном страховании пассажиров". Обязательное личное страхование пассажиров осуществляется путем заключения договора между соответствующими транспортными предприятиями и страховщиками. Страховая сумма для пассажиров по данному виду страхования установлена в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездных документов минимальных размеров оплаты труда.

Обязательное страхование не распространяется на пассажиров: всех видов транспорта международных сообщений; железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения; морского и внутреннего водного транспорта внутригородского сообщения и переправ, а также автомобильного транспорта на городских маршрутах.

Все вышеуказанные виды обязательного страхования осуществляются без оформления специальных договоров страхования между страхователем и страховщиком, а путем внесения страхового платежа.

Однако законодательством предусмотрены случаи, когда необходимо обязательное заключение договора страхования:

1. Это страхование определенных видов деятельности (нотариусы, таможенные перевозчики) в целях гарантий возмещения страхователями возможного ущерба в случае причинения вреда третьим лицам в процессе деятельности страхователя.

2. Обязательное заключение договора страхования в пользу других лиц. Такие договоры заключаются на случай возмещения ущерба самим страхователем либо третьими лицами, но в процессе использования страхователями трудовых навыков (например, донор подлежит обязательному страхованию на случай его заражения при выполнении им донорской функции).

3. Обязательное страхование культурных ценностей и иного имущества (например, в соответствии со ст. 30 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. "О вывозе и ввозе культурных ценностей" при вывозе культурных ценностей государственными хранилищами должен быть приложен документ, подтверждающий коммерческое страхование временно вывозимых ценностей с обеспечением всех случаев страховых рисков, либо документ о государственной гарантии покрытия всех рисков, предоставленной страной, принимающей культурные ценности.

Законодательство Российской Федерации предусматривает обязательное личное государственное страхование и обязательное государственное имущественное страхование.

Однако обязательное личное государственное страхование можно также разделить на:

1) страхование для лиц, находящихся на государственной службе;

2) страхование для лиц, пострадавших от радиационных аварий, иных чрезвычайных катастроф;

3) страхование для лиц, занятых научными исследованиями в области вирусологии, оказанием медицинской, психиатрической и других видов помощи, проведением спасательных работ.

Если рассматривать государственное обязательное страхование лиц, находящихся на государственной службе, то порядок и условия данного страхования закреплены в законодательных и подзаконных актах, регулирующих конкретный вид государственной службы.

В настоящее время государственному обязательному личному страхованию подлежат сотрудники милиции, прокурорские работники, судьи, сотрудники государственных налоговых инспекций, налоговой полиции, военнослужащие внутренних войск, военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, и ряд других сотрудников. Страховым случаем здесь является: гибель (смерть); увечье (ранение, контузия, травма); заболевание, полученное в период прохождения службы; причинение тяжких, менее тяжких, легких телесных повреждений, исключающих возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью.

Следует отметить, что, кроме обязательного государственного личного страхования, для сотрудников милиции, судей, военнослужащих установлено и обязательное государственное имущественное страхование. При обязательном государственном имущественном страховании указанных выше сотрудников страховым случаем является - причинение ущерба уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего застрахованному лицу или членам его семьи в связи с осуществлением служебной деятельности.

Также обязательному государственному страхованию подлежат лица, пострадавшие от радиационных аварий на объектах военного и гражданского назначения и при иных чрезвычайных катастрофах. Например, согласно Закону РСФСР от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" все граждане РФ, подвергшиеся радиоактивному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от места их проживания, подлежат обязательному бесплатному государственному страхованию личности от риска радиационного ущерба. Размер страхового возмещения установлен в 200-кратной сумме минимального размера оплаты труда на день выплаты страхового возмещения.

Закон предусматривает ряд иных видов обязательного страхования. В соответствии с этим к числу важнейших видов обязательного страхования следует отнести:

Обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств, работодателей, отдельных категорий производителей продукции, работ и услуг;

Ряд программ обязательного государственного страхования (страхование военнослужащих, государственных служащих, государственного имущества).

Существо обязательного страхования заключается в том, что специальные законодательные акты устанавливают обязанность осуществлять страхование для определенных лиц. Объектами обязательного страхования для этих лиц являются: жизнь, здоровье или имущество других, определенных в законе лиц, на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу, а также риски гражданской ответственности страховщиков, которая может на- ступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или вследствие нарушения договоров с другими лицами. Кроме того, установлена обязанность, в случаях, предусмотренных законом, юридических лиц, в чьем ведении или оперативном управлении находится имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью, осуществлять страхование этого имущества.

Обязательное страхование осуществляется как за счет Федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов Российской Федерации, так и за счет самых страхователей. По мнению специалистов финансового права первая форма носит название обяза­тельного государственного страхования, однако понятие «обязательное государственное страхование» намного шире и распространяется на все виды страхования, обязательные в силу закона (решения) представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Обязательное государственное страхование подразделяется на: обязательное личное и обязательное имущественное государственное страхование.

1. Обязательное личное государственное страхование установлено рядом законодательных актов для лиц, находящихся на государственной, в том числе и на военное службе. Оно распространяется на судей, работников прокурорского надзора, военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, сотрудников милиции, налоговой инспекции, на должностных лиц таможенных органов, на должностных лиц, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, на сотрудников кадрового состава органов внешней разведки. Обязательное личное страхование осуществляется за счет средств, выде­ляемых из бюджетов министерствам, федеральными службами и агентствами, которые выступают в роли страхова­телей. Так, военнослужащие внутренних войск, судьи, прокурорские работники подлежат страхованию за счет Фе­дерального бюджета, сотрудники милиции - за счет соответствующих бюджетов и средств, поступающих в специальные фонды на основе договоров от учреждений и орга­низаций, которые пользуются услугами милиции.

При обязательном государственном личном страховании страховыми случаями для лиц гражданских ведомств - судей, прокурорских работников, чиновников налоговой инспекции являются: гибель (смерть) застрахованного лица, при­чинение телесных повреждений разной степени тяжести, исключающих и не исключаю­щих возможность заниматься профессиональной деятельностью.


Правовой базой обязательного личного государственного страхования является комплекс законодательных актов, принятых в разное время за последние годы. Нормы об обязательном страховании включались в закон «О милиции», закон «О прокуратуре», за­кон «О внешней разведке» и т.д. В каждом отдельном случае в конкретных законах опре­делялись объекты и субъекты обязательного страхования, порядок заключения догово­ров, система финансирования расходов на обязательное государственное страхование. Важно отметить, что в принципе эти юридические конструкции имеют много общего, так как регулируют сходные правоотношения.

Размеры всех выплат по обязательному личному государственному страхованию установлены соответствующими законодательными актами. Так, например, в случае ги­бели сотрудника налоговой инспекции, сотрудника милиции или прокурорского работ­ника, если она произошла в период работы, или после увольнения, или ухода в отставку и наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, полу­ченного в связи с исполнением служебных обязанностей, наследникам выплачивается денежная сумма в размере 10-летнего содержания умершего. В аналогичной ситуации наследникам умершего судьи выплачивается сумма в размере его 15-летней заработной платы 1 . В тех случаях, когда сотруднику милиции или налоговой полиции причинено увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им служебных обязанностей и результатом этого стала утрата возможности заниматься профессиональной деятельно­стью, пострадавшему выплачивается страховая сумма (пособие) в размере 5-летнего де­нежного содержания. В такой же ситуации судья получает пособие в размере 3-летней заработной платы.

В соответствии с Федеральным закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граж­дан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». Закон вступил в действие с 1 июля 1998 года. Данный акт регламентирует обя­зательное страхование самой многочисленной категории лиц, подлежащих государст­венному страхованию, и его принятие способствовало совершенствованию правового ре­гулирования и правоприменение в данной сфере.

Объектом страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравнен­ных к ним в обязательном страховании лиц. Названные объекты подлежат страхованию со дня начала службы по день ее окончания.

Страховыми случаями являются: гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения службы или заболевания, полученные в этот период, а также установление застрахованному лицу инвалидности вследствие увечья или заболевания, полученных в означенный период.

Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию поми­мо застрахованных лиц, в случае их гибели (смерти), являются супруг (супруга), состоя­щий (состоящая) на день гибели застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители или усыновители застрахованного лица, а в случае их отсутствия у него -дедушка и бабушка, если они воспитывали и содержали его не менее трех лет, отчим и мачеха - при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет. Кро­ме того, выгодоприобретателями являются дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в обра­зовательных учреждениях до окончания обучения или до достижения 23 лет.

Страхователями по обязательному государственному страхованию являются фе­деральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, военные сборы и служба.

Страховщиками по данному страхованию выступают страховые организации, по­лучившие лицензию в установленном законом порядке. При этом имеются особые усло­вия для получения таких лицензий. К означенной страховой деятельности допускаются страховые организации, уставный капитал которых сформирован без участия иностран­ных инвестиций и которые функционируют как страховщики в области личного страхо­вания не менее одного года.

Размеры страховых сумм военнослужащим и приравненным к ним по страхова­нию лицам, а в случае их гибели (смерти) выгодоприобретателям определяются исходя из месячного денежного содержания застрахованных. Тяжесть последствий страхового случая определяет параметры выплат, выраженные в окладах месячного денежного содержания.

В случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения службы, во­енных сборов или до истечения одного года после увольнения со службы или после окончания сборов в результате увечья или заболеваний, полученных в период прохожде­ния службы, каждому выгодоприобретателю выплачивается страховая сумма в размере 25 окладов застрахованного лица.

В случае установления застрахованному лицу инвалидности по тем же основаниям и в те же сроки страховые суммы, выплачиваемые застрахованному лицу, соответственно составляют для инвалида I группы - 75 окладов, II группы - 50 окладов и III группы - 25 окладов.

Закон точно устанавливает основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы. Это ситуации, когда страховой случай наступил вследствие соверше­ния застрахованным лицом деяния, признанного судом общественно опасным, когда страховой случай находился в установленной судом прямой причинной связи с опьяне­нием застрахованного лица, и наконец, когда страховой случай явился результатом дока­занного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью и самоубийства. Из последней позиции закон предусматривает существенное исключе­ние. Если смерть последовала в результате самоубийства застрахованного лица, которое находилось на службе, военной службе не менее двух лет, страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы.

2.Обязательное личное государственное страхование установлено также для лиц, пострадавших от радиационных аварий на объектах гражданского и военного назначе­ния, пострадавших при испытании атомного и термоядерного оружия, от экологических и иных чрезвычайных катастроф . Например, все граждане Российской Федерации, пострадавшие от радиационного воздействия вследст­вие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежат государственному страхованию лич­ности. Размер страхового возмещения соответствует 200-кратной сумме установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на день выплаты возмещения. Страховым случаем при этом считается заболевание застрахованного, установление ему группы инвалидности или смерть, последовавшие вследствие Чернобыльской катастро­фы. Все установленные в законе «О социальной защите граждан, подвергшихся воздей­ствию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», льго­ты, компенсации и страховые выплаты были распространены на лиц, пострадавших в ре­зультате радиационных аварий на других ядерных объектах как военного, так и гражданского назначения, а также персонала гражданской авиации и служебных пасса­жиров самолетов, выполнявших полеты с целью радиационной разведки и научных ис­следований в регионах ядерных испытаний, проводившихся в период с 1958 по 1990 гг.

3. Обязательному государственному страхованию подлежат лица, прожи­вающие и работающие в так называемых «закрытых административно-территориальных образованиях» , т.е. населенных пунктах, находящихся в непосредственной близости от ядерных и других особо опасных предприятии и объектов и имеющих определенный ста­тус. Страховыми случаями для застрахованных лиц является причинение ущерба имуще­ству, здоровью или смерть в результате воздействия каких-либо факторов при аварии на предприятии или объекте. Такое страхование предусмотрено в законе «О закрытом административно-территориальном образовании».

4. Обязательному государственному страхованию подлежат лица, по роду своей работы осуществляющие оказание медицинской и психиатрической помощи, а также занятые проведением научных исследований по проблемам вирусологии и производ­ством вирусных препаратов . Страховым случаем при этой разновидности страхования является инфицирование вирусом иммунодефицита человека при исполнении служеб­ных обязанностей, инвалидности или смерти от последствий инфицирования.

5.Обязательному государственному страхованию подлежат лица, входящие в состав военизированной горноспасательной службы в транспортном строительстве . Страховой случай - увечье, инвалидность или смерть в связи с выполнением служебных обязанностей.

6. Такой вид обязательного страхования, как обязательное личное страхование пас­сажиров в пути , в принципе не относится к страхованию за счет средств бюд­жета. Такое страхование осуществляется за счет взносов страхователей. Подлежат страхованию от несчастных случаев пассажиры воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта. Не подлежат обязательному страхованию пасса­жиры всех видов транспорта международных сообщений, пассажиры внутригородских рейсов и переправ, автомобильного транспорта на городских маршрутах. Сумма страхового платежа включается в стоимость билета и, соответственно, уплачивается пассажи­ром, автоматически становящегося страхователем.

Однако эту специфическую форму страхования следует отнести к сфере обязательного государственного страхования, так как речь идет отчасти об использовании средств бюджета. Лица, пользующиеся правом бесплатного проезда, подлежат бесплатному обяза­тельному страхованию за счет бюджетных средств. Наличие подобных льгот и опреде­лило необходимость включения данного вида страхования в обязательное государственное страхование. Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров - 120 мини­мальных размеров оплаты труда на момент приобретения проездных документов. Обязательное личное страхование пассажиров осуществляется посредством заключения договоров со страховщиками, в роли которых выступают страховые компании, имеющие лицензии на страховую деятельность.

7. Обязательному страхованию за счет средств государственного медицинского учреждения подлежат доноры . Страховым случаем при этом является заражение донора инфекционным забо­леванием при выполнении им донорской функции.

8. Кроме того, государство устанавливает порядок обязательного страхование конкретных видов деятельности . Эта разновидность страхования предусмотрена для обеспечения гарантий возмещения страхователями воз­можного ущерба, могущего быть причиненным третьим лицам в процессе деятельности страхователя. Так, все частные нотариусы обязаны заключать договоры страхования сво­ей деятельности. Юридическое содержание данного вида страхования можно было бы квалифицировать как подобие страхованию ответственности. Точно так же обязательно по закону заключение договоров страхования своей деятельности для таможенных бро­керов и таможенных перевозчиков, антикризисных управляющих и др. По своему юридическому содержанию к означенным видам обязательного страхования близко и обязательное страхование авто ответственности за дорожно-транспортные происшествия.

9. Отдельной отраслью обязательного государственного является страхование в банковской сфере : страхование вкладов физических лиц; защита интересов вкладчиков путем обязательного резервирования средств коммерческих банков на счетах ЦБ РФ и др.

10.Обязательное страхование имущества распространяется на конкретные виды имущества, прямо поименованные в нормативно-правовых актах. Во-первых, федеральное и муниципальное имущества, которое сдается в аренду – за счет средств арендатора.

Нормативно-правовая база обязательного страхования постоянно совершенствуется и распространяется на различные объекты – космические аппараты, жилье граждан, находящееся в личной собственности и т.д.

38. Правовое регулирование государственных (муниципальных) расходов: понятие; формы и способы осуществления государственных расходов

Государственные (муниципальные) расходы - это непрерывное использование государством или муниципальным образованием денежных средств из бюджетов, внебюджетных фондов и собственных средств унитарных предприятий и организаций на цели и объекты, определенные законами о бюджете, внебюджетных фон­дах, нормативными актами правительства, министерств, федеральных служб и агентств и уставами предприятий и организаций.

Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансирова­нию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Государственные и муниципальные расходы осуществляются из фондов:

Централизованных бюджетов различных уровней, государственных вне­бюджетных фондов;

Децентрализованных - фондов унитарных предприятий и организаций.

Государственные расходы осуществляютсяна основе действующего законо­дательства в соответствии с финансово-плановыми нормативными актами, утверждаемыми компетентными органами. Органы федерального казначейства допускают только такие расходы, которые предусмотрены нормативными актами. Также обяза­тельным требованием осуществления государственных расходов является вклю­чение их в утвержденный финансово-плановый документ: бюджет, смету или баланс.

Государственные расходы осуществляются следующими способами, фи­нансированием и путем предоставления ссуд и кредитов.

Обязательное страхование - страхование, осуществляемое в силу требований закона.

Обязательное страхование означает, что страхование должно осуществиться в силу веления государства независимо от того, хочет или не хочет этого сам страхователь.

Поскольку инициатива осуществления страхования принадлежит здесь государству, то такое страхование всегда носит социальный оттенок и выражает заботу государства либо по поводу определенного слоя граждан (например, страхование пассажиров воздушного и железнодорожного транспорта, где риск причинения вреда наиболее велик), либо по поводу определенного имущества (например, страхование жилых строений, принадлежащих гражданам, страхование посевов сельскохозяйственных культур и т.п.). Иначе говоря, обязательное страхование означает установление страховой защиты объектов, имеющих значение для всего общества.

Для обязательного страхования характерно также и то, что при большинстве его видов страхование осуществляется в пользу третьих лиц. Причем эти третьи лица при данном страховании фактически защищаются от действий самого страхователя. Это хорошо видно на примере одного из самых, пожалуй, распространенных видов обязательного страхования - страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Страхователем здесь выступает владелец транспортного средства, представляющего собой источник повышенной опасности. Выгодоприобретателем является потерпевший от транспортного происшествия, случившегося в результате действий владельца транспортного средства, т.е. самого страхователя. В итоге вся конструкция направлена на оказание помощи лицу, пострадавшему от действий страхователя. Поэтому такое страхование в принципе не особенно привлекательно для самих страхователей, что и заставляет его делать обязательным, т.е. для страхователя принудительным.

Отметим также, что обязательное страхование применяется практически во всех странах мира, имеющих развитую страховую систему.

Признаки обязательного страхования можно подразделить на экономические и юридические.

К экономическим признакам относятся:

1) массовость - вовлечение в страхование значительного количества застрахованных лиц;

2) широта охвата - достижение большого количества объектов страхования;

3) всеобщность - все лица, подпадающие под категорию страхователя или застрахованного лица, должны выступить в этом качестве. Данным признаком обязательное страхование отличается от добровольного, где решение вопроса, быть или не быть страхователем, зависит от усмотрения гражданина или юридического лица;

4) всеобъемлемость - все объекты, подлежащие страхованию, должны быть застрахованы. Этим обязательное страхование отличается от добровольного, где решение вопроса, что страховать, определяется соглашением между страхователем и страховщиком;

5) доступность - должна быть создана такая страховая инфраструктура, которая позволит страхователю осуществлять страхование без особых хлопот и затруднений;

6) унифицированность - порядок и условия страхования устанавливаются законом, что обеспечивает единообразие страхования, независимо от того, кто конкретно выступает страхователем и страховщиком и в каком месте это страхование осуществляется. Здесь также наблюдается определенное отличие обязательного страхования от добровольного, условия которого могут быть индивидуализированы применительно к конкретному страхователю (а соответственно, к конкретному объекту страхования и конкретному страховому случаю);

7) экономичность - учитывая, что в страхование могут быть вовлечены лица, не имеющие значительных доходов, размер страховых премий устанавливается в возможно минимальном размере. При этом благодаря широте охвата объектов страхования (т.е. большому количеству заключенных договоров страхования и значительным суммам поступивших по ним страховых взносов) страховые операции приобретают высокую финансовую устойчивость.

К юридическим признакам обязательного страхования относятся следующие:

1) обязательное страхование является установлением государства;

2) это страхование устанавливается правовым актом, имеющим форму федерального закона;

3) условия обязательного страхования в большей своей части определяются нормативными правовыми актам (обычно это делается непосредственно законом, установившим данный вид обязательного страхования), а не договором, как это свойственно добровольному страхованию;

4) оно носит принудительный характер - страхователь должен осуществить страхование вне зависимости от того, хочет он этого или нет;

5) обязательное страхование сопровождается установлением особой защиты интересов как лиц, которые должны быть застрахованы, так и лиц, которые выступают в качестве выгодоприобретателей;

6) уклонение страхователей от обязательного страхования влечет установленную ответственность.

Обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования. Исключение из этого правила составляет государственное обязательное страхование, которое может осуществляться в бездоговорной форме.

Страхователем по договору обязательного страхования выступает лицо, на которое возложена обязанность такого страхования.

Гражданский кодекс устанавливает следующие виды страхования, которые могут выступать в качестве обязательных:

1) страхование жизни, здоровья или имущества определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу.

Обращает на себя внимание, что применительно к страхованию указанных предметов (жизнь, здоровье, имущество) обязательное страхование может вводиться в отношении третьих лиц, но не самого страхователя.

Подчеркивая это обстоятельство, ГК устанавливает, что обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону;

2) страхование риска гражданской ответственности страхователя, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами;

3) страхование имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью и принадлежащего юридическим лицам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Из приведенного перечня видов обязательного страхования вытекает, что обязанность страховать имущество, находящееся в частной собственности, не может быть возложена законом на собственника этого имущества.

В связи с этим представляется ошибочным мнение В.В. Шахова, который указывает, что обязательное страхование обязывает "всех обладателей ценностей" страховаться, а достоинством этого страхования выступает то, что "владельцы ценностей не будут откладывать деньги до последней крайности". Страхование "владельцами своих ценностей" не только не является признаком обязательного страхования, но и прямо запрещено действующим законодательством. Поэтому такого "обязательного страхования" не только не существует в действительности, но и существовать не может.

По общему правилу обязательное страхование осуществляется за счет страхователя. Это означает, что страхователь не вправе тем или иным способом компенсировать свои расходы, связанные с уплатой страховых премий, за счет застрахованных лиц (путем, например, удержания из заработной платы застрахованного работника), а равно переложить на выгодоприобретателя обязанность по уплате страховой премии.

Исключение составляет обязательное страхование пассажиров, которое в предусмотренных законом случаях может осуществляться за их счет.

По поводу осуществления страхования за счет застрахованного лица отметим, что главной обязанностью страхователя по страховому обязательству является уплата страховой премии. Поэтому переложение обязанности по уплате страховой премии со страхователя на застрахованного означает, что, во-первых, фактическим страхователем становится застрахованное лицо. Тем самым застрахованного заставляют, во-вторых, страховать свою жизнь, что противоречит одному из принципов страхового дела, согласно которому обязанность страховать свою жизнь не может быть возложена на гражданина. Наконец, при такой конструкции, в-третьих, получается, что возмещение причиненного страховым случаем ущерба производится путем его расклада на застрахованных лиц, не выступающих в договоре страхования в качестве его стороны. Все это противоречит как экономической, так и социальной сущности данного страхования. Получается, что лицо, ответственное за причинение вреда, перелагает посредством механизма страхования свою ответственность за возмещение вреда на самих потерпевших, которые, выступая в качестве застрахованных, фактически сами себе возмещают причиненный им вред. Другими словами, страховой фонд формируется не за счет страховых премий, плательщиками которых выступают страхователи, являющиеся одновременно лицами, ответственными за причинение вреда пассажирам, а за счет самих пассажиров.

Особой разновидностью обязательного страхования выступает обязательное государственное страхование.

В настоящее время установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества ряда категорий государственных служащих, исполнение которыми своих служебных обязанностей связано с повышенным риском (страхование военнослужащих, работников органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и т.п.).

В целом же обязательное государственное страхование характеризуется следующими признаками:

1) интерес к страхованию определяется заинтересованностью государства в нормальном кадровом обеспечении своего аппарата, что достигается путем предоставления определенных материальных гарантий своим служащим в виде их страхования;

2) страхование осуществляется за счет того или иного государственного денежного фонда;

3) либо в качестве страхователя выступает государство в целом, либо оно обязывает выступить в данном качестве определенные государственные организации;

4) страхование осуществляется в целях защиты третьих лиц (а именно государственных служащих определенных категорий), т.е. для данной страховой конструкции характерно отделение фигуры страхователя от застрахованного лица, одновременно являющегося выгодоприобретателем. В силу этого объектом страхования выступает определенный законом имущественный интерес застрахованного лица. Предметом страхования могут выступать жизнь, здоровье и имущество застрахованного;

5) страховой случай увязывается с выполнением служебных обязанностей государственными служащими.

Таким образом, при обязательном государственном страховании в качестве застрахованных лиц выступает особая категория граждан - государственные служащие, которые одновременно являются выгодоприобретателями.

Однако здесь возникает целый ряд вопросов.

Государство заинтересовано в стабильности своего аппарата, чему служит защищенность его служащих: человек, поступая на службу в государственный аппарат, должен быть уверен, что если он пострадает на этой службе, то государство не оставит его и его семью в беде. Тогда он будет верно служить своему государству, добросовестно выполняя возложенные на него функции. Таким образом, институт обязательного государственного страхования призван обеспечить защиту государственных служащих с целью формирования стабильного и высококвалифицированного государственного аппарата. Однако непосредственным предметом страхования выступают жизнь, здоровье и имущество государственных служащих. Каких-либо других объектов обязательного государственного страхования законодательство России не предусматривает.

В качестве страхователей по обязательному государственному страхованию выступают министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.

Особенностью обязательного государственного страхования выступает то, что оно может осуществляться не только путем заключения договора страхования, но и непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании (т.е. допускается бездоговорное страхование). Кстати, имеется особенность и в юридической форме актов, которыми устанавливается страхование: просто обязательное страхование может быть установлено только законом, обязательное государственное страхование может быть установлено, как сказано, и "иными правовыми актами".

При обязательном государственном страховании используются два вида страховщиков, определяемых в зависимости от формы страхования:

1) при осуществлении страхования в бездоговорной форме в качестве страховщиков выступают государственные страховые и иные государственные организации, указанные в актах, установивших это страхование. При этом упомянутые "иные государственные организации" хотя и выполняют функции страховщиков, но страховыми организациями в полном смысле этого понятия не являются. Следует отметить, что это ставит под сомнение принадлежность данного страхования к собственно страхованию, так как страхование - это всегда такое экономическое отношение, субъектами которого выступают страховщик и страхователь. В качестве страховщика выступает специализированная страховая организация;

2) при осуществлении страхования в договорной форме в качестве страховщика выступают обычные страховые организации, в том числе, очевидно, и негосударственные.

Финансирование обязательного государственного страхования осуществляется по следующей схеме. Источником финансирования выступает бюджет, из которого денежные средства выделяются страхователям, а те оплачивают страховщикам их страховые услуги в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании. При этом денежные отношения между бюджетом и страхователями, связанные с выделением государственных денежных средств на цели страхования, являются финансово-правовыми, а отношения между страхователями и страховщиками, связанные с оплатой страховых услуг последних, - гражданско-правовыми.

На основании изложенного можно назвать следующие признаки, выделяющие обязательное государственное страхование из общей системы обязательного страхования:

1) государственное страхование может устанавливаться подзаконными правовыми актами, в то время как по общему правилу обязательное страхование вводится только законом;

2) эти акты имеют приоритет по отношению к Гражданскому кодексу;

3) государственное страхование может осуществляться в бездоговорной форме; по общему же правилу обязательное страхование осуществляется путем заключения договора;

4) при осуществлении государственного страхования в качестве страховщиков могут выступать субъекты, не являющиеся страховыми организациями;

5) в качестве страхователя выступают органы исполнительной власти, для которых обязанность осуществления страхования выступает элементом их правового статуса.

Таким образом, обязательное государственное страхование - достаточно специфическая категория, и не все в страховании, связанное с государством, его собственностью и его деньгами, может быть отнесено к этой категории. Так, с точки зрения ныне действующего российского страхового законодательства то обстоятельство, что страхователем выступает государственная организация, объектом страхования - государственное имущество, а страховые платежи выплачиваются за счет денежных фондов, имеющих государственную форму собственности, еще не является свидетельством наличия государственного страхования. Разумеется, в других странах могут быть иные подходы.

Завершая рассмотрение вопроса об обязательном государственном страховании, отметим, что его установление имеет не только юридическое значение, но и свою социальную и экономическую подоплеку: любое государственное страхование осуществляется за счет бюджета, который формируется за счет налогов и иных платежей с населения. Поэтому в конечном счете все государственное страхование осуществляется за счет налогоплательщиков. Спрашивается, почему материальные проблемы определенной категории граждан в виде государственных служащих должны решаться за счет других граждан, которые решают такого рода проблемы собственным путем и за свой счет? В этом усматривается социальная несправедливость, а чрезмерное расширение сферы государственного страхования ложится дополнительной нагрузкой на бюджет, лишая его возможностей по финансированию действительно социально значимых программ. В итоге нельзя, на наш взгляд, согласиться с установкой, согласно которой абсолютно все категории государственных служащих должны быть застрахованы в порядке обязательного государственного страхования. Такое страхование может иметь место лишь в отношении тех видов государственной службы, наличие которых, во-первых, определяется первоочередными потребностями общества, где прохождение службы, во-вторых, связано с повышенной опасностью для служащего.

В целом же механизм компенсации вреда, причиненного государственным служащим в связи с исполнением ими должностных обязанностей, в виде обязательного государственного страхования вряд ли можно признать удачным, поскольку этот механизм не только усложнен, но и отдает некоторой искусственностью. Действительно, для того, чтобы компенсировать причиненный государственному служащему вред, деньги должны пройти путь от бюджета к страхователю в виде бюджетного трансферта, от страхователя к страховщику в виде страховой премии, от страховщика к потерпевшему в виде страховой выплаты. Собственно, с экономической точки зрения здесь и страхования как такового нет и речь идет лишь о возмещении вреда нанимателем (в данном случае - государством) своему работнику. Введение же в эту конструкцию страховщиков лишь усложняет процесс получения потерпевшим причитающихся ему денег, приводит к созданию лишних бюрократических структур в виде специально создаваемых государственных страховых организаций либо к обогащению за счет государства частных компаний, чья "страховая" деятельность сводится к автоматической прокачке через себя государственных денежных средств. Компенсировать вред, причиненный государственному служащему, - это прямая обязанность государства. И этот вред государство может компенсировать прямым путем, не перегоняя деньги через страховые организации (тем более негосударственные), создавая для последних дармовую кормушку за счет денег налогоплательщиков.

Страхование (в собственном смысле) в зависимости от объекта страхования подразделяется на две основные отрасли - имущественное и личное. В законодательстве выделяются следующие основные виды страхования: страхование имущества, личное страхование, страхование юридической ответственности и, наконец, предпринимательского риска. Кроме того, особо выделяются специальные виды страхования: пенсионное, медицинское, морское, вкладов и иностранных инвестиций от некоммерческих рисков.

Объектами имущественного страхования могут выступать имущественные интересы, связанные, в частности, с: а) владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества); б) обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности); в) осуществлением предпринимательской деятельности, т. е. страхование предпринимательских рисков (ст. 929, 931, 932 ГК РФ, п. 2 ст. 4 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

Объектом личного страхования выступают личные блага гражданина, связанные с его жизнью, здоровьем, трудоспособностью (п. 1 ст. 4 указанного Закона). На страхование некоторых интересов государством наложен запрет (например, противоправных, убытков от участия в играх, лотереях и пари, а также расходов, к которым может быть принуждено лицо в целях освобождения заложников).

Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ст. 3), как и ГК РФ (ст. 927), предусматривает две формы страхования: добровольную и обязательную. Первая осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком самостоятельно в соответствии с законодательством. Конкретные условия страхования устанавливаются при заключении отдельно взятого договора страхования в соответствии с ГК РФ. Вопросы, касающиеся порядка формирования и использования резерва предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования, регулируются нормами финансового права (см. Примерное положение о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования, утвержденное Росстрахнадзором 18 января 1995 г.).

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. По каждому конкретному виду обязательного страхования должен быть принят федеральный закон, содержащий установленные законом элементы, в том числе: субъекты; объекты, подлежащие страхованию; минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения и др.

Обязательное страхование может выступать в виде: обязательно государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета, и обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей.

Среди характерных черт правоотношений, возникающих при обязательном страховании, позволяющих отнести их к кругу финансовых правоотношений, можно назвать следующие: во-первых, установление государством видов, порядка и уело-вий обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей, наличие государственного надзора в этой сфере либо непосредственное участие государства (уполномоченного им органа) в качестве обязательного субъекта отношений; во-вторых, применение при регулировании возникновения, изменения и прекращения этих правоотношений императивного метода.

Обязательное страхование подразделяется на обязательное государственное, обязательное (негосударственное) страхование. В первом случае страховые взносы уплачиваются за счет средств соответствующего бюджета (либо внебюджетных фондов), во втором - за счет средств страхователя либо иных лиц.

Обязательное (негосударственное) страхование, в свою очередь, может быть имущественным и личным, а также платным и бесплатным.

К основным видам обязательного и обязательного государственного страхования относится следующее.
1. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенное на территории Российской Федерации с 1 января 2004 г. Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»1. Осуществляется за счет средств владельцев транспортных средств. Страховая сумма составляет 400 тыс. руб., в том числе 240 тыс. руб. - на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших и не более 160 тыс. руб. - иа одного потерпевшего. В части возмещения вреда, причиненного имуществу, - соответственно 160 тыс. руб. и не более 120 тыс. руб. (при причинении вреда имуществу одного потерпевшего). Государство регулирует страховые тарифы по данному виду страхования.

2. Разновидностью обязательного страхования имущества является противопожарное страхование имущества, находящегося в ведении, пользовании либо распоряжении предприятий (в том числе иностранных юридических лиц), осуществляющих на территории России предпринимательскую деятельность, за счет средств названных предприятий (ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»).

3. Основным видом обязательного личного страхования является обязательное личное страхование пассажиров, осуществляемое на основании Указа Президента РФ от 7 июля 1992 г. «Об обязательном личном страховании пассажиров» (в редакции от 22 июля 1998 г.)2. За счет взносов страхователей осуществляется страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо-экскурсионных организаций на время поездки или полета. Сумма страхового платежа включается в стоимость билета (путевки). Страховая сумма установлена в размере 120 минимальных размеров оплаты труда на дату приобретения проездных документов. В некоторых случаях предусмотрено бесплатное обязательное страхование. Например, обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных и охранных действий подлежат граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму (ст. 19 Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).

Обязательное заключение договоров страхования предусмотрено законом в ряде случаев. К ним относятся: 1) страхование определенных видов деятельности, предусмотренное в целях гарантий возмещения страхователями возможного ущерба в случае причинения его третьим лицам в процессе деятельности страхователя: например, нотариусы, занимающиеся частной практикой, таможенный брокер, таможенный перевозчик (ст. 18 Основ законодательства РФ о нотариате; ст. 95, 140 ТК РФ); 2) обязательное заключение договоров страхования в пользу других лиц" например обязательному страхованию за счет средств службы крови подлежит донор на случай заражения его инфекционными заболеваниями при выполнении им донорской функции (ст. 8 Закона РФ от 9 июня 1993 г. «О донорстве крови и ее компонентов»1); 3) обязательное страхование некоторых культурных ценностей и иного имущества: например, при временном вывозе культурных ценностей государственными музеями и т. п. (ст. 30 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей»).

Законодательством предусмотрено обязательное как личное, так и имущественное государственное страхование. Перечень случаев обязательного личного страхования более широк по сравнению"с обязательным имущественным страхованием. Обязательное государственное страхование, помимо общей классификации на личное и имущественное, можно подразделить на:
1) установленное для лиц, находящихся на госслужбе (см. ст. 15 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы»3 (действует до вступления в силу 1 февраля 2005 г. Федерального закона от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»4) и Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»);
2) установленное для лиц, пострадавших отрадиационных аварии на объектах гражданского и военного назначения, от экологических и иных чрезвычайных катастроф (см. ст. 28 Закона РФ от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»);
3) установленное для лиц, занятых медицинскими и иными научными исследованиями в области вирусологии, оказанием медицинской, психиатрической и других видов помощи, а также лиц, занятых проведением разнообразных спасательных работ (ст. 22 Закона РФ от 2 июля "1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

Все названные виды обязательного страхования (в том числе и государственного) проводятся вне зависимости от соглашения сторон (страховщика и страхователя) на условиях, установленных государством. Значение обязательного страхования заключается в том, что оно дает возможность оказания существенной материальной помощи при сравнительно небольших по размеру страховых взносах, что становится возможным только при максимально широком круге лиц, участвующих в правоотношениях по обязательному страхованию и, кроме того, гарантирует использование части страховых взносов на создание резервов для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев.