Что является основанием для списания основных средств. Выбытие основных средств: бухгалтерский учет

Одним из способов выбытия основных средств является его ликвидация.Ликвидация основных средств осуществляется в результате:

    списания в случае морального и (или) физического износа;ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, вызванных форс - мажорными обстоятельствами;по другим аналогичным причинам.
Порядок ликвидации и списания с баланса объектов основных средств установлен п.п.94 - 97 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н.

1) Создание комиссии.

Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.В компетенцию комиссии входит:
    осмотр объекта, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд);выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и оценка исходя из цен возможного использования, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;составление акта на списание основных средств (форма N ОС-4), акта на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причин, вызвавших аварию, если они имели место).
2) Составление акта на списание основных средств. Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств. Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 утверждены новые формы первичной учетной документации по учету основных средств.Для оформления и учета списания пришедших в негодность основных средств применяются следующие формы:
    Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) - форма N ОС-4 ;Акт о списании автотранспортных средств - форма N ОС-4а;Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) - форма N ОС-4б.
Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации и утверждается руководителем или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. При списании автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекции). В показателях граф "Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная стоимость":
  • - по объектам основных средств, проходившим переоценку, указывается восстановительная стоимость по итогам последней проведенной переоценки;
  • - по объектам, не проходившим переоценку, - первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
  • В показателях граф "Сумма начисленной амортизации (износа)" указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.
  • Затраты по списанию объектов основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки объектов основных средств, отражаются:
  • - в разделе 3 "Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания" (форма N ОС-4);
  • - в разделе 5 "Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания" (форма N ОС-4а);
  • - в разделе 2 "Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основных средств" (форма N ОС-4б).
3) Оприходование материальных ценностей. Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов.4) Отметка в инвентарной карточке (книге) . На основании оформленных актов на списание основных средств или на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) производится отметка о выбытии объекта. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся в документе, открываемом по месту его нахождения.Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 утверждены следующие формы для учета наличия и движения объектов основных средств:
    Инвентарная карточка учета объекта основных средств - форма N ОС-6 ;Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств - форма N ОС-6а;Инвентарная книга учета объектов основных средств - форма N ОС-6б (для малых предприятий).
Указанные формы ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре.Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.

2. Бухгалтерский учет

Согласно п.101 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н списание стоимости объектов основных средств отражается в бухгалтерском учете развернуто: по дебету счета учета списания (реализации) основных средств - первоначальная стоимость объекта, учитываемая на счете учета основных средств, и затраты, связанные с выбытием основных средств, которые предварительно аккумулируются на счете учета затрат вспомогательного производства (начисленная оплата труда и произведенные отчисления на социальное страхование работников, участвующих в операциях по выбытию основных средств, налоги и сборы, уплачиваемые из выручки при реализации основных средств и др.), а по кредиту указанного счета - сумма начисленных амортизационных отчислений, сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к основным средствам. Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы, расходы и потери от списания объектов основных средств с бухгалтерского баланса подлежат зачислению со счета учета списания (реализации) на финансовые результаты организации (п.103 Методических указаний) . Согласно п.75 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.06.2000 N 60н расходы, связанные со списанием основных средств, включая их остаточную стоимость, учитываются в составе:
  • внереализационных расходов – в случае списания при моральном и физическом износе основных средств;
  • чрезвычайных расходов - в случае списания в результате аварий, стихийных бедствий и в иных чрезвычайных ситуациях.
Доходы в виде материальных ценностей, оставшихся после списания основных средств отражаются соответственно в составе внереализационных или чрезвычайных доходов.В бухгалтерском учете списание объекта основных средств отражается следующими проводками: Дт 01-"Выбытие основных средств" Кт 01 - отражена первоначальная (восстановительная) стоимость списываемого объекта основных средств; Дт 02 Кт 01-"Выбытие основных средств" - списана сумма начисленной амортизации; Дт 91-2 (99) Кт 01-"Выбытие основных средств" – списана остаточная стоимость объекта основных средств; Дт 91-2 (99) Кт 23 (25, 69, 70, другие счета) – списаны затраты, связанные с ликвидацией (списанием) объекта основных средств; Дт счета 10 Кт 91-1 (99) - оприходованы материальные ценности, оставшиеся от списания объекта основных средств (по рыночной стоимости) .

3. Налоговый учет

В целях исчисления налога на прибыль необходимо руководствоваться главой 25 НК РФ. Согласно пп.8 п.1 ст.265 НК РФ в составе внереализационных расходов , уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль учитываются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы. При этом, необходимо учитывать требования ст.252 НК РФ о том, что расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. Согласно п.13 ст.250 НК РФ в составе внереализационных доходов должны учитываться доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств. Исключение составляют доходы, указанные в п.18 ст.251 НК РФ, а именно, доходы в виде стоимости материалов и иного имущества, которые получены при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со статьей 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и с частью 5 Приложения по проверке к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Указанные доходы не учитываются в целях налогообложения.Дата признания дохода в виде стоимости полученных материальных ценностей определяется в зависимости от метода определения доходов и расходов.При методе начисления такие доходы признаются на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета (пп.8 п.4 ст.271 НК РФ).При кассовом методе такие доходы признаются в момент оприходования имущества (п.2 ст.273 НК РФ).В целях исчисления налога на добавленную стоимость необходимо руководствоваться главой 21 НК РФ. Основной вопрос, возникающий при выбытии недоамортизированных основных средств – нужно ли восстанавливать НДС с остаточной стоимости выбывающих основных средств? Позиция налоговых органов. Уплаченная при приобретении ОС и принятии их к учету сумма налога, на которую уменьшен подлежащий уплате в бюджет НДС, должна быть восстановлена в части НДС, которая приходится на остаточную стоимость объекта, недосписанную на издержки производства и обращения через амортизацию. Данная позиция изложена, в частности, в Письме УМНС России по г. Москве от 02.11.2001 N 02-11/50849.Аргументы против. Налоговым Кодексом РФ не предусмотрено, что при выбытии основных средств до их полной амортизации налогоплательщик обязан возвратить в бюджет налог на добавленную стоимость, приходящийся на остаточную стоимость основных средств. Таким образом, выбытие основных средств до их полной амортизации не влечет возникновения обязанности налогоплательщика по возврату в бюджет налог на добавленную стоимость, приходящегося на остаточную стоимость выбывших основных средств. Такое решение было принято ФАС Северо-Западного округа от 17.03.2003г. по делу № А44-1997/02-С9 .При исчислении налога на добавленную стоимость необходимо так же учитывать, что согласно пп.2 п.1 ст.146 НК РФ передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций признается объектом обложения НДС.Пример. Организация производит ликвидацию оборудования в связи с полным моральным и физическим износом. Первоначальная стоимость оборудования 30 000 руб., сумма начисленной амортизации - 26 000 руб. Расходы по ликвидации (демонтаж) оборудования составили: - заработная плата и ЕСН работников, занимавшихся разборкой оборудования - 1000 руб., общепроизводственные расходы - 500 руб. Стоимость деталей и узлов, полученных от ликвидации - 2000 руб. В бухгалтерском учете организации будут оформлены проводки:В бухгалтерском учете списание объекта основных средств отражается следующими проводками: Дт 01-"Выбытие основных средств" Кт 01 – 30 000 руб. - отражена первоначальная стоимость списываемого оборудования; Дт 02 Кт 01-"Выбытие основных средств" – 26 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации; Дт 91-2 Кт 01-"Выбытие основных средств" – 4000 руб. - списана остаточная стоимость оборудования; Дт 91-2 Кт 69, 70 – 1000 руб. - списаны затраты на заработную плату и ЕСН работников, занимавшихся разборкой оборудования связанные с ликвидацией (списанием) объекта основных средств;Дт 91-2 Кт 25 – 500 руб. - списаны общепроизводственные расходы, связанные с ликвидацией оборудования; Дт счета 10 Кт 91-1 - 2000 руб. - оприходованы материальные ценности, оставшиеся от списания объекта основных средств (по рыночной стоимости) . Дт 99 Кт 91-9 – 3 500 руб. - на сумму убытка от ликвидации оборудования.В целях налогового учета: сумма внереализационных расходов составит 5 500 руб. (4000 + 1000 + 500); сумма внереализационных доходов составит 2000 руб.

Евгений Маляр

Навигация по статье

  • Как списать основные средства с баланса
  • Особенности списания в бюджетных структурах
  • Общая логика действий
  • Действия бухгалтера
  • Приказ о списании
  • Причины списания
  • Акт о списании основных средств
  • Таблицы формы акта о списании
  • Протокол списания основных средств

Все основные средства рано или поздно приходят в негодность. Станки, оборудование, да и сами капитальные здания ветшают и больше не могут использоваться по прямому назначению. В конечном счёте судьба этих внеоборотных фондов – быть списанными с баланса. О том, как правильно это сделать, будет рассказано в этой статье.

Как списать основные средства с баланса

К основным фондам относятся дорогостоящие средства производства, служащие более года. Они списываются с баланса предприятия по следующим возможным причинам:

  • Фонды устарели (физически или морально), то есть отслужили свой срок эксплуатации;
  • Их продали стороннему субъекту;
  • Их обменяли на что-то полезное, для чего заключён договор мены;
  • Подарили какому-то юридическому или физическому лицу;
  • Оборудование или прочее имущество безнадёжно вышло из строя в результате аварии;
  • Оно преждевременно износилось;
  • Его украли (чаще бухгалтеры и юристы употребляют слово «похитили», впрочем, от этого суть не меняется).

В каждой из перечисленных ситуаций требуется документальное оформление, предусматривающее фиксацию на бумаге причин, и отражение в бухгалтерской отчётности соответствующих хозяйственных операций.

Согласно пункту 28 Правил бухгалтерского учёта (ПБУ 6/01), списанию подлежат основные фонды, использование которых не может приносить предприятию финансовой выгоды.

Особенности списания в бюджетных структурах

В бюджетных учреждениях порядок списания устаревших, уничтоженных или похищенных внеоборотных активов несколько отличается от норм, действующих для коммерческих структур. Обусловлено это тем, что собственником основных фондов в данном случае является государство, и потому во многих случаях требуется разрешение вышестоящей инстанции на право распоряжения особо ценным имуществом, стоящим на балансе (перечень позиций приведен в Законе № 7-ФЗ, статья 9.2 п. 11). Есть объекты, списать которые руководители бюджетных организаций могут и сами, если они при этом не вносятся в уставной капитал других фирм. Общий принцип снятия с баланса, тем не менее, остаётся одинаковым.

Общая логика действий

В ситуации, когда списание пришедшего в негодность имущества, стоящего на балансе, становится актуальной задачей, вопрос об исполнении решает руководитель предприятия, издающий приказ о создании ликвидационной комиссии.

В свою очередь, комиссия, выполняя это распоряжение, составляет акт. О том, как должны проходить эти процессы, рассказ впереди, однако следует понимать, что именно они дают основание бухгалтерии делать проводки. Всё остальное – «дело техники».

План счетов в 2019 году изменений не претерпел, и есть основания предполагать, что в ближайшее время он останется неизменным. Заключение комиссии состоит в констатации фактического состояния имущества, оценке целесообразности его дальнейшего использования и обоснованности ликвидации. В некоторых случаях (когда прийти к каким-то выводам самостоятельно трудно или невозможно) приглашаются сторонние эксперты.

Списание основных средств производится согласно установленной для каждого конкретного случая формы, утвержденной Минфином. Если при заполнении бланков возникают сложности, можно использовать образец.

Скачать образец

Действия бухгалтера

В зависимости от причины, по которой имущество требуется снять с баланса, меняются корреспондентские счета, участвующие в данной операции. Наиболее распространённые типы проводок рассмотрены ниже.

Имущество частично или полностью изношено

Самый простой случай – когда объект «умер естественной смертью», то есть полностью исчерпал свой срок эксплуатации, а после этого благополучно вышел из строя. В этом случае он не обладает никакой ценностью в стоимостном выражении, так как полностью амортизирован. После того как акт составлен и подписан членами комиссии, а затем завизирован руководителем, бухгалтерия может снимать актив с учёта, не нарушая при этом баланса, проводя запись между субсчётом 01.1 (по первоначальной стоимости) и 01.2 (сумма полной амортизации).

При преждевременном моральном или физическом износе задача усложняется. На активе баланса числится полная сумма начальных затрат на приобретение объекта (субсчёт 01.1), с другой же стороны амортизация начислена неполная, то есть списанию подлежит объект с остаточной стоимостью, определить которую очень просто (нужно отнять от начальной стоимости сумму амортизации). Проводка будет выглядеть так:

По кредиту сч. 01–1 списывается полная стоимость ликвидируемого актива на дебет 01.2. Затем списывается амортизация со сч. 02. Затем следует проводка сумм амортизации (Дт 02 – Кт 01.1). В результате на счёт 01.2 попадает остаточная стоимость имущества (разница между дебетом и кредитом счёта 01.2). «Недоамортизированная» часть учитывается как расходы и списывается на счёте 91.2 (Дт 91.2 – Кт 01.2). Счёт закрыт.

Актив продан

Основанием для списания служат два документа – акт ликвидационной комиссии и договор купли-продажи. Проводки следующие:

  • Дт01 – Кт01.1 – заносится первоначальная стоимость имущества;
  • Дт02 – Кт01 «Выбытие» – на сумму амортизации;
  • Дт91.2 – Кт01 – на остаточную стоимость объекта продажи;
  • Дт62 – Кт91.1 – выручка (сумма договора);
  • Дт91.2 – Кт68.2 – начисляется НДС.

Имущество перешло в уставной капитал другой фирмы (паевой взнос)

Имущество, не представляющее ценности для одного владельца, может быть нужным для другого. Если списанный актив приобретает качество паевого взноса, бухгалтерия пользуется счётом 58. Проводки:

  • Дт01 – Кт01.1 – на первоначальную стоимость;
  • Дт02 – Кт01 – на накопленную амортизацию;
  • Дт91.2 – Кт01– на остаточную стоимость;
  • Дт58 – Кт01 – сумма взноса в уставной капитал предприятия, получающего актив.

НДС не начисляется, так как паевой взнос – это не реализация.

Объект передан безвозмездно (подарен)

Да, такое может быть, но важно, чтобы за актом безвозмездной помощи не стояла скрытая продажа (за наличные), что является нарушением закона. Порядок списания примерно такой же, как и при продаже или износе (НДС начисляется исходя из рыночной цены актива), с той разницей, что выполняется проводка Дт99 – Кт91.9 на сумму финансового результата (фактически жертвуемого убытка).

Частичная ликвидация

Чаще всего эта ситуация возникает в отношении недвижимости. Что-либо другое сложно списать не полностью, а вот часть строений, к примеру, внутри завода, действительно можно снести. При этом основная часть цехов остаётся и функционирует, но общая стоимость активов и суммы их амортизационных отчислений снижаются. Операции отражаются в счёте 91.

Приказ о списании

Процедура списания основных фондов не предусматривает приказа как такового. Руководство, издавая такой документ, выражает своё намерение ликвидировать какой-либо дорогостоящий объект, «висящий» на балансе, а заодно назначает исполнителей, что, вероятно, и составляет важнейшую часть текста подобного распоряжения. Основанием для действий бухгалтерии служит не приказ, а договор (если речь идёт о мене, дарении, продаже или любом другом способе отчуждения) или акт о полной непригодности объекта к эксплуатации.

Тем не менее, на многих фирмах действует практика, согласно которой инициация списания выражается приказом. Какой-либо строгой утверждённой его формы нет (в отличие от акта), но примерный образец может выглядеть так:

Образец приказа

В документе кратко обосновывается решение о ликвидации названного объекта, чаще всего экономической нецелесообразностью дальнейшей эксплуатации и (или) ремонта, а также:

  • Назначается комиссия, в которую, как правило, входит кто-то из руководителей предприятия (замдиректора, главный инженер), начальник подразделения, для нужд которых использовался актив, представитель бухгалтерии (чаще главбух) и т. д.;
  • Формулируется цель;
  • Устанавливается председатель комиссии, отвечающий за её работу.

Приказ подписывают все лица, упомянутые в нем, для чего в нижней части листа печатаются их фамилии с «полочками».

Причины списания

Процесс списания основных средств на любом предприятии неизбежен. Мало того что оборудование закономерно стареет, появляются новые его типы, но случаются и аварии, и стихийные бедствия, в результате которых имущество, движимое и недвижимое, приходит в негодность. Многочисленные примеры того, как фонды выходят из строя преждевременно и неожиданно, могут занять не одну страницу убористого текста. Нередки случаи, когда автомобили, совсем ещё новые, разбиваются в ДТП до такой степени, что ремонтировать нечего, и хорошо, если при этом не страдают люди. Из-за перепадов напряжения или других нарушений условий нормальной эксплуатации портится электронное и электрическое оборудование. Есть и такое явление, как моральное устаревание, часто случающееся внезапно, когда ещё не износившаяся физически техника оказывается ненужной или предназначенной для производства более невостребованного товара.

Наиболее распространённой и целесообразной причиной списания основных фондов является невозможность их дальнейшего коммерческого использования, а затраты на восстановление при этом неоправданно велики.

В последние годы появились новые термины, обозначающие ранее не учитываемые причины для досрочного вывода оборудования:

Экологическое старение. Под ним понимается несоответствие новым природозащитным требованиям, принятым на законодательном уровне. Если, к примеру, очистные сооружение предприятия не отвечают установленным стандартам, их следует менять, а старые списывать вместе с расходами на демонтаж;

Социальный износ. В этом случае причиной списания может стать принятие законодательных актов, отображающих более жёсткие требования к производственным отношениям, и, как следствие, основным фондам.

Акт о списании основных средств

Требования к оформлению актов списания основных фондов жёсткие. В утверждённых Госкомстатом РФ (Постановление 7 от 21 января 2003 г.) формах допустимы (при необходимости) дополнения, но любое редактирование возможно по письменному разрешению руководителя организации и должно быть обосновано, исключать же какие-либо графы нельзя.

Однотипный бланк ОС-4 является наиболее универсальным и потому используется чаще других. Его легко можно скачать бесплатно на нашем сайте:

Скачать бланк ОС-4

Эта форма предполагает возможность утилизации пригодных деталей, механизмов или узлов и служит основанием для их оприходования на склад, а также дальнейшего полезного использования в производственных целях или продажи.

Форма акта ОС-4 предназначена для списания широкого спектра активов, но для снятия с баланса автотранспорта используется другая, ОС-4а (или ОС-4б для нескольких объектов) которая выполняется в трёх экземплярах (один предназначен для снятия машины с государственного учёта в ГИБДД).

Если имущество отчуждается по причине безвозмездной передачи другому собственнику или продаётся, то следует применять форму акта ОС-1 (приёма-передачи).

В любом случае документ содержит ряд общих обязательных для заполнения пунктов:

  • Причины ликвидации имущества;
  • Описание технического состояния объекта, выявленного в результате произведенного комиссией обследования;
  • Возможность и целесообразность восстановительных работ;
  • Степень пригодности работоспособных комплектующих узлов, частей или деталей объекта и их цена в денежном выражении;
  • Обоснованная аргументация списания ОС;
  • Дефектный акт в случае выхода из строя по причине естественного эксплуатационного износа с перечислением всех имеющихся изъянов.

При моральном износе дефектный акт к форме ОС-4 не нужен, а вместо него прилагается приказ руководителя.

Таблицы формы акта о списании

Главная обязанность членов ликвидационной комиссии состоит в заполнении трёх таблиц, содержащихся в бланках форм ОС.

  • Первая из них предназначена для внесения информации, содержащейся в акте приема-передачи, на основании которого оборудование использовалось в производстве в течение предшествовавшего списанию срока, общие сведения о нём (срок эксплуатации и начисленная амортизация);
  • Вторая таблица должна содержать сведения о списываемом имуществе, наличии в его деталях драгметаллов и другую информацию из актов ОС-1, ОС-1а и ОС-1б.
  • В третьей части фиксируются издержки на разборку и утилизацию объекта с целью извлечения полезных компонентов, а также их стоимость.

За исключением формы ОС-4б, все остальные выполняются в двух экземплярах, один из которых передаётся бухгалтеру и служит основанием для проводок, а второй вручается сотруднику, назначенному ответственным за сохранность списываемых основных средств, который сдаёт утилизированные изделия на склад.

Протокол списания основных средств

Венчает процесс списания объектов, относящихся к основным фондам (сейчас их чаще называют внеоборотными активами) заседание ликвидационной комиссии. Её ориентировочный состав уже перечислялся, и остаётся лишь добавить, что он может собираться отдельно при каждом подобном случае или быть постоянным, но в любом случае включает представителей руководства, бухгалтерии и производственных подразделений.

Результат заседания комиссии оформляется протоколом с прилагаемым к нему пакетом документов, которые составляются в произвольной форме. При этом, протокол должен соответствовать нескольким обязательным условиям, указанным в Постановлении Правительства РФ № 834 от 14 октября 2010 года и более поздних приложениях к нему, а именно:

  • Наличие кворума (не менее 2/3 состава комиссии);
  • Решение принято простым большинством присутствующих членов комиссии.

Типовой образец протокола комиссии по списанию ОС в расширенном виде содержит:

  • Полное название предприятия или организации;
  • Слово «Протокол»;
  • Номер и дату составления;
  • Место проведения заседания (обычно достаточно названия населённого пункта);
  • Состав комиссии с указанием присутствовавших;
  • Повестка дня (то есть списание какого именно имущества обсуждается);
  • Информация о прениях («слушали»);
  • Итог («постановили»);
  • Результат голосования;
  • Подписи членов комиссии.

После этого, в случае достижения согласия, процесс списания можно считать успешно завершённым.

Процедура списания основных средств бюджетных учреждений является одной из наиболее документоемких и продолжительных по времени среди всех операций, отражаемых в бухгалтерском учете. При этом существуют свои особенности списания имущества как у казенных, так и у бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, особенности списания существуют в отношении недвижимого и движимого особо ценного имущества. Рассмотрим данные вопросы подробнее.
Если организация не располагает нормами субъекта Российской Федерации, муниципального образования либо ведомственными нормами по порядку списания основных средств, то следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" (далее - Постановление N 834).
По аналогии с Постановлением N 834 организациями принимается решение о списании имущества в отношении:
- движимого имущества, находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем (органами государственной (муниципальной) власти), в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - указанными учреждениями самостоятельно;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - бюджетными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономными учреждениями учредителем либо приобретенного автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - автономными учреждениями по согласованию с учредителем;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, а также особо ценного движимого имущества, находящегося у бюджетных и автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, - указанными учреждениями самостоятельно.
При этом основаниями для списания бюджетными учреждениями основных средств являются:
- непригодность для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, их длительное неиспользование для управленческих нужд;
- выбытие из владения, пользования и распоряжения вследствие передачи их другому юридическому лицу;
- утрата вследствие хищения, гибели или уничтожения (в том числе помимо воли владельца);
- невозможность установления их местонахождения;
- иные причины (по решению комиссии по выбытию), которые привели к необходимости списания.
Имуществом, пришедшим в негодность, признаются основные средства, имеющие значительный физический или моральный износ, препятствующий эффективному их использованию владельцем по первоначальному назначению, а также не подлежащие восстановлению (ремонту) основные средства, получившие повреждения в результате пожара, наводнения, крушения, взрыва и т.д. При этом под физическим износом понимается несоответствие свойств основного средства его первоначальному состоянию, а под моральным износом понимается несоответствие основного средства современному уровню техники или иной области знаний.
Данный порядок применяется в отношении недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества организаций (учреждений) и имущества с предполагаемым сроком использования более 12 мес. и стоимостью более 3000 руб. То есть данный порядок применяется в отношении основных средств, учитываемых на балансовых счетах, переданных учреждению на праве оперативного управления в безвозмездное пользование, либо приобретенных за счет средств бюджетной сметы или субсидии.
Основными принципами при принятии решения о списании основных средств являются:
- обеспечение достоверности сведений, на основании которых принимается решение;
- приоритет решения о дальнейшем использовании имущества перед решением о его уничтожении;
- направленность на максимальное получение пользы для общества и материальной выгоды для государства от имущества, пришедшего в негодность, в том числе необходимость принятия решения об использовании его частей и материалов;
- надлежащее и своевременное отражение в бухгалтерской и иной отчетности действий, совершаемых с имуществом, пришедшим в негодность.
Общий Порядок представления учреждениями документов для согласования решения о списании имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н "Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления".
Инициатором списания основных средств выступает государственное (муниципальное) учреждение. Списание недвижимого, особо ценного движимого имущества, имущества, приобретенного за счет средств бюджетной сметы или субсидии, проводится только при наличии согласования с учредителем. Поэтому государственное (муниципальное) учреждение готовит и передает учредителю на согласование следующий пакет документов в составе:
- надлежащим образом заверенной копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- надлежащим образом заверенной копии приказа (распоряжения) о назначении руководителя учреждения;
- надлежащим образом заверенной копии приказа о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества с приложением положения о данной комиссии и ее состава, в случае если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение и состав внесены изменения;
- надлежащим образом заверенной копии протокола заседания комиссии с принятым решением об основных средствах, пришедших в негодность, с приложением заявления с обязательным указанием согласия на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств, поименованных в протоколе (заявлении), и подписанное руководителем и главным бухгалтером;
- списка основных средств, позволяющего однозначно индивидуализировать имущество, пришедшее в негодность, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и др.), год выпуска и принятия к учету, количество единиц, стоимость, остаточную стоимость, срок полезного и фактического использования. На практике такой список составляется на основе инвентаризационной описи, инвентарных карточек, где имеются все необходимые сведения об основных средствах;


- акта (заключения) комиссии о списании основных средств, содержащего сведения о непосредственном осмотре основных средств с использованием при этом документов технического учета (в отношении объектов недвижимости) и данных бухгалтерского учета;
- об установлении факта невозможности восстановления или иного использования имущества;
- об установлении конкретных причин прихода имущества в непригодное состояние;
- о мерах по выявлению лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества из эксплуатации, и предложениях по привлечению этих лиц к ответственности, указанию причин невозможности привлечения к ответственности виновных лиц;
- о возможности использования составных частей и об их оценке;
- о способах утилизации без вреда для третьих лиц;
- акта (заключения) специализированной экспертизы (возможно, с приложением фото-, кино-, видеоматериалов), позволяющего сделать вывод о возможности (невозможности) и целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего использования основного средства или отдельных его составных частей;
- в случае если первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства превышает сумму начисленной амортизации, в пакете документов требуется приложить акт проведения независимой экспертизы. При необходимости наличия у эксперта (физического или юридического лица) лицензии к акту (заключению) прилагается надлежащим образом заверенная копия лицензии;
- сведения о наличии в основном средстве или его составных частях веществ, свойств, потенциально опасных для человека и (или) окружающей среды, а также цветных, драгоценных или редкоземельных металлов;
- сведения об отнесении основных средств, пришедших в негодность, к числу объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
- иные сведения по решению учредителя.
Для автономных учреждений потребуется еще утверждение (одобрение) списания наблюдательным советом, поскольку контроль за использованием имущества входит в его компетенцию. Форма утверждения (одобрения) устанавливается учредителем, он же делегирует в наблюдательный совет своего представителя.
Срок рассмотрения представленного учреждением пакета документов и подготовки заключения определяется локальным нормативным актом учредителя. В случае обнаружившихся противоречий, неточностей либо недостаточности представленных документов учредитель вправе приостановить рассмотрение вопроса и возвратить учреждению документы для устранения противоречий, неточностей либо недостаточности сведений и документов. В представляемых учреждением документах запрещены любые помарки, исправления, подчистки.
При отсутствии претензий к представленному пакету документов учредитель в установленном им порядке подготавливает заключение и в составе пакета документов государственного (муниципального) учреждения направляет их в соответствующий орган государственной (муниципальной) власти, осуществляющий ведение реестра государственного (муниципального) имущества. При этом установленной формы заключения учредителя нет, однако оно должно содержать:
- информацию о владельце основных средств (учреждении или предприятии, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения);
- информацию об обстоятельствах, подтверждающих возможность (невозможность) и целесообразность (нецелесообразность) дальнейшего использования основных средств, в том числе другим лицом;
- предложения о наиболее целесообразном способе утилизации и за чей счет она будет осуществлена;
- информацию о дальнейшем использовании составных частей (если такое предложение учреждения содержалось);
- предложения о дальнейшем использовании земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в отношении которого принято решение об уничтожении имущества, пришедшего в негодность;
- предложения о мерах, необходимых для привлечения лиц, виновных в приведении имущества в негодность, к ответственности (в случае установления вины).
С 01.01.2013 Минздрав России Приказом от 17.12.2012 N 1059н "О перечне документов, необходимых для согласования решения о списании движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за подведомственными федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за подведомственными федеральными государственными учреждениями" утвердил конкретный Перечень представляемых документов, чем значительно упростил учреждениям сбор материалов обоснования списания имущества.
Так, для списания особо ценного движимого имущества (от 200 000 руб.) учреждение должно представить вместе с протоколом комиссии и списком имущества:
- копии инвентарных карточек;
- копии отчетов о техническом состоянии объекта движимого имущества, подтверждающих его непригодность к дальнейшему использованию, т.е. экспертное заключение.
При списании транспортного средства помимо указанных выше документов учреждение представляет:
- заверенную копию паспорта транспортного средства;
- заверенную копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
- заверенную копию документа о прохождении последнего техосмотра;
- заверенную копию отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства, произведенной не ранее чем за 3 мес. до представления отчета (с приложением копий документов, подтверждающих право организации, проводившей оценку рыночной стоимости транспортного средства, заниматься оценочной деятельностью).
При списании относящегося к недвижимому имущества в связи со строительством, реконструкцией, сносом (кроме указанных выше документов) учреждение должно представить:
- сопроводительное письмо с указанием года постройки объекта недвижимого имущества с обоснованием причин его списания и с приложением документов, являющихся составной частью проектной документации;
- копию свидетельства о государственной регистрации права учреждения на объект недвижимого имущества;
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества;
- копию правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества (с приложением копии кадастрового плана земельного участка);
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества;
- копию технического паспорта или кадастрового паспорта на объект недвижимого имущества, подлежащий списанию, выданного организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации по результатам технической инвентаризации, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921;
- выписку из реестра федерального имущества, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447.
При списании имущества, у которого срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо прочего учреждения должны дополнить пакет документов:
- актом проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании либо хранении федерального имущества с указанием виновных лиц;
- письмом о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение либо утрату федерального имущества.
В случаях же списания федерального недвижимого имущества, пришедшего в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, пакет представляемых на согласование документов дополняется копией акта о причиненных повреждениях (следственных органов, служб МЧС и т.д.) и справкой учреждения о стоимости нанесенного ущерба.
Как правило, в нормативных актах РФ и субъектов РФ на рассмотрение, обработку и издание распоряжения устанавливается срок "в течение одного месяца". В реальности этот срок с учетом доведения до учреждения заверенной копии распоряжения растягивается до двух месяцев. Это необходимо учитывать, определяя сроки списания. Так, списание основных средств по результатам инвентаризации по состоянию на 1 декабря текущего года для целей составления годовой отчетности произойдет фактически только в I квартале следующего финансового года. До тех пор имущество находится на балансе учреждения.
Таким образом, до утверждения собственником списания основных средств реализация мероприятий, предусматривающих утилизацию и отражение в бухгалтерском учете, не допускается.
Если собственник в составе пакета документов на списание основных средств не требует сразу оформления акта о списании, то только после издания им распоряжения заявитель - государственное (муниципальное) учреждение оформляет акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. ОС-4) или акт о списании автотранспортных средств (ф. ОС-4а), которые утверждаются его руководителем. Один экземпляр утвержденного акта о списании, а также акта об утилизации направляется собственнику в том случае, если речь идет об имуществе, включенном в реестр собственности.
В свою очередь, процедура списания основных средств при передаче их другому юридическому лицу схожа с вышеописанной. Различия заключаются только в составе пакета представляемых на списание документов.
Если передача имущества осуществляется внутри одного ведомства, то в состав документов должны быть включены:
- письмо заявителя о передаче основных средств с указанием причины передачи (например, изменение видов деятельности, реорганизация, ликвидация) и согласием на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств;
- письмо принимающего юридического лица с указанием причин приема, согласием на прием в оперативное управление или хозяйственное ведение основных средств;
- список основных средств, позволяющий однозначно индивидуализировать каждый объект учета, который оформляется грифами согласования передающей и принимающей сторон, а также грифом утверждения учредителем в лице руководителей этих трех организаций;
- в отношении объектов недвижимости такие сведения подтверждаются документами технического и кадастрового учета объекта недвижимости, а также кадастровой картой (планом) земельного участка, занятого таким объектом недвижимости и необходимого для его использования;
- в отношении имущества, подлежащего учету в реестре государственной (муниципальной) собственности, сведения подтверждаются надлежащим образом удостоверенной копией выписки из реестра собственности;
- письмо (заключение) учредителя на имя должностного лица собственника.
На основании распоряжения собственника организация, передающая имущество, также составляет акт о списании (ф. ОС-4 или ОС-4а). В строке "Причина списания" указывается "Передача основных средств (наименование принимающей организации) на основании распоряжения (наименование органа государственной (муниципальной) власти)". Физическая передача основных средств осуществляется по договоренности между учреждениями не позднее 1 мес. с момента издания распоряжения собственника.
Также отметим, что в случаях невозможности установления местонахождения основных средств, например в результате хищения после несанкционированного проникновения на территорию учреждения неустановленных лиц или недостачи, выявленной после форс-мажорных событий (аварии, крушения здания и т.д.), процедура списания имущества аналогична описанной выше. Однако помимо указанного перечня пакет документов на списание должен быть дополнен надлежащим образом заверенными копиями заявления государственного (муниципального) учреждения в органы внутренних дел и постановления об открытии уголовного дела и розыске заявленного имущества, а также документами завершенного внутреннего расследования комиссией обстоятельств утраты в результате форс-мажора.
На практике списание имущества можно проводить при наличии документа органов внутренних дел о безуспешных результатах розыска. Как и в двух предыдущих случаях, списание можно оформить лишь после издания соответствующего распоряжения собственником.
Кроме того, отметим, что списание инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете, проводится на основании решения комиссии, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом - актом. Однако в соответствии с п. 52 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, к отражению в бухгалтерском учете принимаются акты при наличии согласования решения о списании объекта основного средства с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте.
При этом в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если речь не идет о крупной сделке, размещении денежных средств на депозитах кредитных организаций, а также о наличии заинтересованности в сделке, о которой собственник должен знать.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества автономного учреждения являются соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Пример. В бюджетном учреждении после проведения процедуры списания с балансового и забалансового учета списаны следующие основные средства:
- вследствие физического износа списана дрель, приобретенная за счет средств от приносящей доход деятельности, стоимостью 2800 руб.;
- вследствие физического износа списан телефон стоимостью 4500 руб. и суммой начисленной амортизации 4500 руб., приобретенный за счет средств от приносящей доход деятельности;
- списан персональный компьютер, пришедший в негодность по причине морального и физического износа, стоимостью 28 000 руб. и суммой начисленной амортизации 26 000 руб., приобретенный на средства субсидии собственника.
Следовательно, дрель и телефон списаны учреждением самостоятельно в соответствии с общим порядком списания основных средств. Для списания персонального компьютера применена процедура согласования и утверждения списания.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение может распоряжаться самостоятельно.
Поскольку на балансовом учете учреждений находятся и основные средства, полученные от собственника на праве оперативного управления, и основные средства, приобретенные в ходе осуществления деятельности, приносящей доход, то при оформлении документов на списание и далее при отражении хозяйственных операций по выбытию основных средств следует указывать, за счет какого финансового обеспечения основные средства были приобретены: от приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения) или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Список литературы

1. Беспалов М.В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 г. // Налоги и финансы. Санкт-Петербург. 2011. N 1.
2. Беспалов М.В. Реформирование учета в бюджетных организациях // Налоговый вестник. 2011. N 6. Июнь.
3. Беспалов М.В., Абдукаримов И.Т. Анализ эффективности использования средств, инвестированных в основные фонды компаний. // Финансы: планирование, управление, контроль. 2011. N 5. Сентябрь.
4. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
8. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
9. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
10. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
11. Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: Приказ Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н.
12. Петрова В.И., Петров А.Ю., Сорокин А.Н., Суглобов А.Е. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях (Россия). М.: КноРус, 2010.
13. Полещук Т.А., Митина О.В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: Инфра-М, 2010.
14. URL: http://www.consultant.ru.
15. URL: http://www.garant.ru.

Одним из видов бухгалтерской отчетности является акт списания групп ОС. Его используют в тех случаях, когда требуется списать целую группу материальных средств, относимых к ОС предприятия.

Документ составляется на предприятии в количестве 2 экземпляров, заверены подписями членов комиссии, директора, а затем передается для дальнейшей учетной работы бухгалтеру.

Акт о списании групп объектов основных средств является разновидностью документа, составляемого по форме ОС-4б, и учитываемого бухгалтерией в качестве более непригодных для эксплуатации объектов. Документ применяется наравне с другими актами: по объектам основных средств (форма ОС-4) и по автотранспортным средствам (форма ОС-4а).

Предназначение формы

ОС-4б относится к унифицированным формам, и утверждена Постановлением Госкомстата №7 от 21.01.2003г. Подлежит обязательному использованию при списаниях.

В отличие от ОС-4, данный акт предполагает введение информации о групповых объектах. После составления акта о списании групп объектов основных средств, прежде, чем передать его бухгалтеру, форма должна быть подписана специально созданной комиссией и утверждена директором организации.

Если один экземпляр подлежит передаче в работу бухгалтеру для дальнейшего учета, то второй поступает на хранение ответственному сотруднику, в чьих полномочиях контроль за сохранностью ОС. Сотрудник на основании данного документа может сдать указанные в нем группы на склад, реализовать материальные ценности и металлолом.

Списание производится в ситуации, когда часть ОС юридического лица признана изношенной с точки зрения физических и моральных показателей. Объекты списания не могут быть далее использованы, и их эксплуатация в будущем является экономически нецелесообразной.

Основанием для проведения процедуры списания служит отдельный приказ о ликвидации за подписью руководителя, а также составленный комиссией акт о недопустимости последующего использования указанных ОС в деятельности компании.

Образец акта о списании групп объектов ОС:

С бухгалтерской точки зрения формой ОС-4б подтверждается факт выбытия группы объектов, а также списание указанных ОС с соответствующего счета 01. Подписание акта служит для бухгалтера поводом прекращения начисления сумм по , а также корректировки базы для расчета , начиная с месяца, последующего за процедурой списания.

По результатам списания в организации могут возникнуть материалы, годные для дальнейшего использования в процессе обеспечения деятельности предприятия. Примером служит использование отдельных деталей, которые после списания ОС, признаны годными. При наличии таковых оформляется приход данных комплектующих по предполагаемым ценам. Приемка документируется по форме М-11.

Сведения о произошедшей ликвидации должны быть занесены в инвентарные карточки ОС-6 или отражены в книге ОС-6б (используются организациями, относимыми к категории малого бизнеса).

Правильное заполнение акта о списании групп объектов ОС

Как и любой документ бухгалтерского учета, форма ОС-6б должна быть заполнена согласно утвержденным требованиям к составлению:

  1. Особое внимание уделяется правильному заполнению сведений о дате списания и присвоенном табельном номере.
  2. Титульная страница должна содержать информацию о сотруднике, ответственным за ликвидацию, его фамилию и имя.
  3. Табличная часть формы заполняется сведениями о состоянии интересующих групп ОС к моменту ликвидации. В случае, если списывается какой-либо объект отдельно, заполняется форма ОС-4.
  4. При указании наименования объектов рекомендуется указывать его особые параметры и отличия.
  5. Заносится инвентарный номер объекта, срок службы, стоимость (первоначальная или восстановительная).
  6. После отражения износа в денежном выражении, определяется остаточная стоимость.

В обязательном порядке должна быть упомянута причина списания (в подавляющем большинстве случаев, упоминается износ физических показателей). Если в числе списываемых объектов есть материалы, в которых содержатся драгметаллы, их указывают в отдельной таблице вместе со стоимостью, видом, количественном значении.

На обратной стороне содержится заключения, принятое комиссией. В тексте заключения делают выводы относительно дальнейшей пригодности/непригодности. Описываются случаи ремонта, производившегося ранее, и указывается о невозможности дальнейших восстановительных работ по причине исчерпания ресурса.

После внесения информации о поступлении части материальных ценностей, оставшихся после списания и занесения результата списания с полученной от реализации выручки.

Образец

При составлении акта важно достоверно отразить информацию и предоставить полное описание, как списываемых объектов, так и их количественные значения: объем, стоимость.

Форма бланка состоит из текстовой и табличной части, представленной следующими параметрами:

  • порядковый номер группы;
  • наименование объектов с указанием отличительных характеристик;
  • инвентарный номер;
  • срок службы по факту;
  • стоимость объектов при приходе или после восстановления;
  • начисленная амортизация;
  • стоимость остаточная;
  • информация о наличии драгоценных металлов в объектах списания.

На оборотной стороне бланка комиссия оформляет свое заключение об исчерпании ресурса прочности, принимая решение о дальнейшей нецелесообразности использования указанных в табличной части средств и невозможности проведения мер по дальнейшему восстановлению для эксплуатации в интересах компании.

В качестве причины чаще всего указывается физический износ. В завершении заключения назначают ответственного работника, который будет производить демонтаж или ликвидацию, а также дальнейшие действия со списанными объектами.

После заключения предусмотрено описание прилагаемых к акту документов по ликвидации групп объектов.

Ниже заключения в бланке содержится еще одна табличная часть, в которую вносят сведения обо всех оставшихся после списания материалах, которые возникли в процессе списания (ликвидации и демонтажа). Таблица отражает факт поступления мат.ценностей, образовавшихся после списания.


Помимо описания полученных материалов (деталей, комплектующих), в табличную часть вносится следующая информация:

  • дип документа, на основании которого произошло поступление материала (приходный ордер) и его номер;
  • тата составления документа;
  • название материальных ценностей;
  • количество и единица измерения;
  • цена отдельной единицы и общая стоимость;
  • сведения относительно корреспонденции счетов.

После отражения всех сведений о приходе вносится запись о получении выручки в результате сдачи с указанием договорной стоимости. Также ставится отметка о том, что списание отмечено в соответствующих инвентарных карточках по учету ОС предприятия.

При заполнении бланка придерживаются определенных правил. Так, при внесении записи о первоначальной стоимости на момент постановки на учет по объектам, которые подвергались переоценке, должна быть отражена информация о восстановительной стоимости по итогам переоценки. В случае, если объект не подвергался данной процедуре, вносится изначальная стоимость на момент начала учета.

При занесении информации в графы о суммах начисленной амортизации или износа, отражается суммарное значение начислений по амортизации с момента ввода объекта ОС в эксплуатацию.

Если необходимо указать затраты, понесенные при ликвидации и стоимостные значения полученных ценностей (при разборке, демонтажных работах при ликвидации групп объектов), информация заносится во второй раздел формы.

Образец позволит наглядно иметь представление о способе внесения информации. После составления акта, необходимо завершить процесс оформления ликвидации путем внесения полученных результатов в книгу учета групп объектов или инвентарные карточки по учету групп объектов, имеющихся в составе основных средств организации. Для этого используются формы отчетности ОС-6 (по отдельным объектам основных средств), ОС-6а (автотранспортные средства в составе ОС) и ОС-6б (групповой учет).