Финансовую систему рф составляют. Финансовая система: понятие, назначение

  • 5. Система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.
  • 6. Полномочия Министерства финансов рф в сфере финансовой деятельности.
  • 7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
  • 8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
  • 9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.
  • 10. Правовые основы финансового контроля.
  • 11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
  • 12. Основные методы финансового контроля.
  • 13. Государственный финансовый контроль.
  • 14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.
  • 15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.
  • 16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.
  • 17. Правовые основы аудита.
  • 18. Государственный бюджет: Понятие, правовая сущность, структура государственного бюджета.
  • 19. Закон о бюджете. Его структура.
  • Часть 1. Общие положения
  • 21. Бюджетный процесс и его стадии.
  • 23. Правовое регулирование составления бюджета.
  • 26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.
  • 27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
  • 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.
  • 29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.
  • 30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.
  • 31. Налоговая система рф.
  • 33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.
  • 35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.
  • 36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
  • 37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
  • 38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
  • 39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.
  • 40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
  • 41. Правовые основы банковской системы рф.
  • 42. Правовое положение Центрального банка рф. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.
  • 43. Субъекты финансовых правоотношений.
  • 44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.
  • 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.
  • 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
  • 47. Страхование Понятие, значение и функции.
  • 48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.
  • 49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.
  • 50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.
  • 51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
  • 52. Правовое регулирование страхового надзора.
  • 53. Правовые основы регулирования денежного обращения в рф.
  • 54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
  • 55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
  • 56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
  • 57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
  • 58. Правовое регулирование расчетов инкассо.
  • 59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.
  • 60. Понятие и структура валютных правоотношений.
  • 61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в рф.
  • 62. Понятие и виды валютных операций.
  • 63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.
  • 64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
  • 2. Финансовая система рф Понятие, принципы, институты.

    Финансовая система – это совокупность финансовых учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность и институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов.

    В финансовую систему РФ входят следующие институты:

      Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований. К их числу относятся отношения по формированию, распределению и использованию денежных средств в бюджеты и из бюджетов – федерального, субъектов РФ и муниципальных образований. Это звено наиболее мобильное и на его долю приходится наибольший денежный поток в стране.

      Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды – пенсионный фонд, фонд государственного обязательного медицинского страхования, фонд государственного социального страхования.

      Имущественное и личное страхование.

      Государственный и банковский кредит.

      Финансы хозяйствующих субъектов.

    Данную систему образует совокупность финансовых институтов, т.е. групп взаимосвязанных, однородных отношений. К ним относятся:

    1. Государственные финансы.

    2. Финансы юридических лиц (учреждений, организаций, предприятий с различной формой собственности).

    3. Кредитование.

    4. Страхование.

    Государственные финансы образуют:

    1. Бюджетная система – т.е. совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

    2. Внебюджетные целевые фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования).

    3. Государственный кредит.

    Финансы юридических лиц состоят из:

    1. Финансов коммерческих предприятий.

    2. Финансов общественных организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.

    3. Финансов учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность.

    Кредитование . Данный институт образуют отношения между коммерческими банками и лицами, заключившими с ними договоры банковского счета или банковского вклада, отношения по поводу предоставления банковских ссуд.

    Страхование . Этот институт образуют социальное страхование, личное страхование, страхование имущества, ответственности, страхование предпринимательских рисков.

    Принципы построения финансовой системы могут быть различными. В настоящее время и Россия, и большинство стран СНГ перешли к построению своих финансовых систем на принципе фискального федерализма , при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. Так например, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом - расходы на оборону, космос, внешних сношений государства, а местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка, уборку населенных пунктов и т. п.

    Принципы построения финансовой системы предполагают:

    ♦ экономическую самостоятельность и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения - оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы - развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т. д. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;

    ♦ формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;

    ♦ взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашений;

    ♦ доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов.

    В основе построения финансовой системы положены следующие принципы:

    1) Принцип единства:

    a. Единая материальная база, на которой происходит формирование финансовых ресурсов в различных сферах и звеньях финансовой системы.

    b. Единая нормативно-правовая база, с помощью которой осуществляется управление всеми сферами и звеньями финансовой системы.

    c. Единые финансовые планы, которые составляются в различных сферах и звеньях финансовой системы и взаимосвязаны между собой основным финансовым планом страны - бюджетом.

    2) Принцип функционального назначения отдельных элементов финансовой системы, который выражается в том, что каждому звену финансовой системы присущи конкретные задачи, оно выполняет свои функции, а управление финансовыми отношениями в этих звеньях осуществляют определенные органы управления.

    Деньги.

    От состояния финансовой системы полностью зависит уровень жизни страны. В макроэкономике она занимает одно из самых главных мест. По этой причине следует подробно изучать финансовую концепцию России и осознавать всю важность этой системы. Нужно глубоко вникать в принцип действия ее функционирования и механизмов.

    Общие сведения

    В настоящее время финансовая система Российской Федерации - это объект неугасающих споров и дискуссий. Существует множество современных проблем, с которыми она должна справляться. Например, недостаточный уровень удовлетворения потребностей каждого конкретного человека, большая социальная напряженность, непропорциональность развития экономических элементов, отрицательное воздействие на процесс воспроизводства, заметное отставание в приспособлении к изменениям финансовых и внешних товарных рынков и медленный темп развития. Финансовая система Российской Федерации - это экономические отношения, которые сгруппированы между собой по определенному признаку. Подобная взаимосвязь затрагивает практически все аспекты современной человеческой жизни. Эти отношения могут возникать между физическими лицами, несколькими юридическими сторонами, а также различными государствами. Таким образом, одну из сфер экономических взаимодействий представляют следующие элементы: семейный бюджет, финансы личных и домашних хозяйств. Проще говоря - капиталы населения.

    Детальная информация

    Понятие финансовой системы РФ рассматривается в качестве совокупности экономических отношений. В ее структуре выделяют отдельные сферы и звенья. На любом уровне хозяйствования финансы представляют собой элементы общественного производства, без которых существование и функционирование системы попросту неосуществимо. Также без них не представляется возможным:

    1) скорейшее введение новых достижений науки и техники;

    2) поддержание расширенного кругооборота фондов производства (как общественных, так и индивидуальных);

    3) регулирование территориальной и отраслевой экономических структур;

    4) удовлетворение остальных потребностей населения.

    Определенные виды нужд есть у государства и хозяйствующих субъектов. Этим объясняется появление различных типов отношений, которые включает в себя финансовая система России. Сейчас некоторые специалисты в данной области не признают взаимодействие двух физических лиц экономической взаимосвязью. Тем не менее, существуют разнообразные издания, в которых освещается организация финансовой системы. Литература посвящена семейному и личному расходно-доходным планам, активам домашнего хозяйства.

    Состав и структурные элементы

    России состоит из нескольких взаимосвязанных органов и институтов. Главной целью экономики является удовлетворение великого множества общественных потребностей. Взаимодействием финансов охвачена вся система страны и сфера социальной деятельности. Общностью этих явлений объясняется существование специальных институтов внутри финансовой структуры. Исходя из всего вышеперечисленного, можно выделить несколько понятий экономики Российской Федерации. Финансовая система страны представляет собой:

    1. Совокупность различных институтов, каждый из которых участвует в образовании и последующем использовании соответствующих ему денежных фондов.

    2. Общность специальных учреждений и органов, которые осуществляют финансовую деятельность в пределах своей компетенции.

    Экономика образуется из взаимосвязи различных институтов, которые отвечают за регулирование создания, перераспределения и использования денежных фондов. Особенности развития страны в период перехода к рыночным условиям сильно отражаются на финансовой системе. Таким образом, в экономическую структуру России входят следующие денежные фонды и правовые институты, соответствующие им:

    1. страны. Она включает в себя бюджеты органов местного самоуправления, субъектов Федерации и непосредственно Федеральный.

    2. Фондовый рынок.

    3. Государственный кредит.

    4. Внебюджетные фонды страны.

    5. Финансы хозяйствующих субъектов.

    6. Фонды страхования.

    Общегосударственные финансы. Понятие, структура и назначение

    Основой общегосударственных финансов являются различные бюджеты соответствующих уровней. В эту группу также включаются такие понятия, как государственное кредитование и социальные внебюджетные фонды страны. В регулировке разнообразных экономических операций и распределительных отношений макроуровня главная роль принадлежит именно этому типу финансов. Их формирование и распределение централизованы. Данный элемент системы находится в распоряжении у местных органов самоуправления и самого государства. На микроуровне за урегулирование экономических операций отвечают финансовые элементы предприятий, страхования и кредитно-банковской системы. Тем не менее, нельзя считать, что эти звенья экономики связаны только на уровне хозяйствующих субъектов в их широком понимании. Это обусловлено существованием плотной взаимосвязи между всеми составляющими частями финансовой системы. Государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных ресурсов посредством экономики. Для осуществления подобной деятельности используются различные нормативные акты и соответствующие законы. Также его инструментами выступают механизмы ценообразования, система кредитования, налоги и многое другое. Общегосударственные финансы России неразрывно связаны с остальными элементами экономики. Однако здесь присутствует некая двойственность. ВВП является главным источником пополнения доходов бюджетов на всех уровнях. Он формируется в сфере материального производства. Затем посредством налогообложения создаются бюджет РФ и социальные фонды. В то же время процесс расширенного воспроизводства осуществляется предприятиями не только за собственный счет. Ими используется государственный кредит или прямые ассигнации из бюджета.

    Роль привлеченных средств

    Собственные финансы предприятия неразрывно связаны с системой кредитования. В случае недостатка денежных средств можно воспользоваться услугами банков. Чаще всего заемный капитал задействован в пополнении оборотного. Также для решения своих экономических проблем предприятия могут прибегать к средствам иных хозяйственных субъектов. Например, к таким как различные организации, компании и прочие. Подобную деятельность можно проводить разными способами. Например, для того, чтобы увеличить собственный капитал, прибегают к помощи акционирования. В свою очередь, выпуск векселей и облигаций проводится для осуществления займов. В конечном итоге взаимосвязь разнообразных элементов финансовой системы объясняется их единой сущностью. Государство играет важнейшую роль в развитии общества, как в экономическом, так и в социальном плане. По этой причине в его распоряжении сосредоточена большая часть денежных ресурсов. Оно осуществляет их использование через бюджет РФ, государственный кредит и различные фонды. Активы разных банковских структур и страхования образуются посредством привлечения свободных капиталов. Собственными средствами коммерческих организаций являются их накопления.

    Характеристика финансовой системы РФ. Особенности

    Управление экономикой и финансами государства осуществляется при помощи важнейшего инструмента - многоуровневой структуры. На всех ступенях данной конфигурации решается в масштабах страны ключевая задача: формирование и расходование общего фонда денежных средств. Вся структура включает в себя местный, региональный и Федеральный бюджеты. В условиях современной глобализации хозяйственной деятельности активы каждой страны становятся основой ее экономической безопасности. От их размера и свойств зависит:

    Проведение социальных программ;

    Обеспечение органов управления всех уровней;

    Развитие наукоемких и стратегически важных отраслей производства;

    Поддержка экономики и ее субъектов в рамках государства, а также многое другое.

    Финансовая система страны состоит из множества элементов. Одни из них финансируются в рамках принятого другие - нет. Например, для реализации программ, носящих социальную или медицинскую направленность, создаются внебюджетные фонды. Государство, как участник внутренней рыночной системы, может выступать в качестве заемщика денежных средств у других субъектов рынка. Кредиторами в таком случае будут являться юридические и физические лица, имеющие в своем распоряжении свободные денежные активы. Необходимости в займах наступают при образовании дефицита в бюджете. Кредитование используется и для кратковременного вливания денежных средств в определенные секторы экономики с целью поддержания финансовой стабильности страны. В случае, когда государство прибегает к займу у сторонних организаций или физических лиц, возникает госдолг. По своим характеристикам он делится на два типа: внутренний и внешний (в зависимости от места регистрации кредитора). По своей форме взятые на себя государством, могут быть представлены в виде:

    Кредитов;

    Государственных займов, проведенных с использованием выпуска на рынок ценных бумаг;

    Иных задолженностей.

    Изменения, внесенные после распада СССР

    Развитие финансовой системы Российской Федерации в последние годы заметно приостановилось. В некоторых секторах государственной экономики наблюдается рост показателей, однако большинство отраслей переживают период застоя и незначительного прироста. Банковская система смогла после года практически полностью восстановить свою функциональность. Активно развивается сфера кредитования, тем самым оказывая существенное влияние на экономическую ситуацию в стране. При этом доля займов, выданных частному сектору, постоянно увеличивается, что свидетельствует об улучшении благосостояния населения в целом. В последнее десятилетие выросли фондовые индексы, повысились международные рейтинги финансовой устойчивости России. Тем не менее, доля привлеченного иностранного капитала в финансовую систему страны, по сравнению с экономикой развитых государств (Германия, США, Франция), остается на сравнительно низком уровне. Однако стабильный рост индексов и рейтингов создает благоприятную обстановку для иностранных и отечественных инвесторов. В последние годы наблюдается положительная динамика роста финансовых ресурсов и падения процентных ставок по кредитам. Предпосылками для возникновения этих явлений следует считать увеличение объемов внешней торговли, рост продаж сырья в валютах иностранных государств, а также общую внешнеэкономическую политику государства. Доступность денежных средств в результате понижения кредитных ставок благоприятно сказалась на работе крупнейших предприятий страны, которые увеличением финансовой активности стимулировали рост экономики. Современная финансовая система РФ после череды преобразований стала выполнять свою основную задачу - обеспечение роста экономики страны.

    Реформы в данной области

    Управление финансовой системой в России долгое время не подвергалось существенным изменениям. В 2006 году в законодательстве происходят кардинальные реформы. Они коснулись, в первую очередь, формирования и расходования средств бюджета Российской Федерации. Появились новые структурные единицы. В частности были сформированы бюджеты отдельных муниципальных образований и городских поселений. В дальнейшем законодательная база этих проектов подверглась существенной переработке. Один из основных рисков, которым подвержена финансовая система Российской Федерации, - это просроченная задолженность по кредитным банковским обязательствам. Величина этого совокупного долга постоянно растет, что оказывает негативное воздействие на различные секторы экономики. В свою очередь, банки для продления кредитных обязательств нуждаются в постоянном притоке денежных средств. По расчетам экономистов, доля таких долгов может вырасти до 10 % от общей структуры кредитного портфеля, что отрицательно скажется на всей экономической структуре. Правительство РФ ищет пути решения данной проблемы. Предлагается увеличить капитализацию крупнейших банков за счет государственных облигаций. Также рассматриваются варианты повышения страховой части вклада и отзыва лицензий на ведение финансовой деятельности у ряда "ненадежных" финансовых учреждений.

    Истоки возникновения современных проблем

    Ряд крупнейших отечественных экономистов считают, что причина слабости, которую имеет финансовая система Российской Федерации, - это неумение быстро подстраиваться под динамично изменяющую конъюнктуру рынка, а также слишком большая сырьевая зависимость и отсутствие конкуренции в некоторых сегментах. Правительство, вводя новые экономические реформы, пытается выровнять непростое положение денежной сферы. Происходят регулярные вливания капитала из Резервного фонда, который, в свою очередь, сформировался в момент (до 2008 года). При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что его средства не безграничны и их хватит всего на несколько лет. Современная Россия переживает сложный процесс формирования своей экономической структуры. Многие отрицательные факторы, сопровождающие это действие, например, долги по кредитным обязательствам, в сложившейся ситуации сложно поддаются анализу и контролю. В таких условиях достаточно сложно наладить работу одной из основных функций стабильного рынка - перераспределение финансовых (ресурсных) потоков внутри него.

    Заключение

    Экономика, в основе которой находится система банковского финансирования, имеет широкие возможности оперативно реагировать на любые изменения. Центральный банк является конечным участником этой кредитной структуры. В связи с этим развитие финансовой системы в РФ предполагается начать с выделения банковского сектора, в котором будет происходить основное перераспределение ресурсных потоков. Для этого необходимо иметь устойчивую структуру, исключив из нее всех слабых участников. При этом необходимо параллельно развивать финансовые рынки Российской Федерации, которые, за исключением валютного, находятся на начальной стадии зарождения. Только в этих условиях возможно создать здоровую экономическую базу. Именно на нее в дальнейшем будет возложена основная задача перераспределения финансовых ресурсов в рамках страны.

    Финансовая система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

    Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

    Финансовая система РФ включает в себя: 1) государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления; 2) внебюджетные специальные фонды; 3) государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макро-уровне); 4) фонды страхования (имущественного и личного) и 5) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микро-уровне. Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При

    этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления

    контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ). Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное

    казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит а систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

    Финансовая система в экономическом аспекте – это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.

    На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

    – бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

    – внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;

    – финансы предприятий, организаций, учреждений;

    – финансы страхования;

    – кредит (государственный, муниципальный и банковский).

    Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия. Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет – денежный фонд общего назначения.

    Основное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны.

    Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды средства которых должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов. Внебюджетные средства – это денежные средства, получаемые учреждениями (например Пенсионный фонд РФ) помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета.

    Финансы предприятий, организаций, учреждений – обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Две группы: финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

    Государственный (муниципальный) кредит – это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов.

    Страхование – это система отношений по защите имущественных интересов граждан, организаций и государства. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

    Еще по теме Финансовая система России, её состав и структура:

    1. 85 Федеральная налоговая служба России: задачи, состав и структура
    2. Федеральная налоговая служба России: задачи, состав и структура
    3. 5.ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА
    4. Финансовые ресурсы государства и предприятий, их состав и структура.
    5. Финансовая система России как совокупность различных сфер финансовых отношений.
    6. 1.3. Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой
    7. Финансовая система Понятие и структура финансовой системы

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

    Финансовая система России

    Финансовая система РФ - совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

    1. Государственную бюджетную систему;
    2. Внебюджетные специальные фонды;
    3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);
    4. Фонды страхования (имущественного и личного);
    5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

    Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ. Система финансово-кредитных органов - система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

    Центральный банк РФ является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности.

    Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет . Финансовые институты:

    1. Бюджетные фонды (БФ).
    2. Внебюджетные фонды ВБФ.
    3. Децентрализованные Фонды (ДФ).
    4. Страховые фонды.
    5. Государственный и муниципальный кредит.
    6. Валютно-денежная система (ВДС).
    7. Финансы предприятий различных форм собственности.

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Финансовая комиссия кнессета
    • Финансово-промышленные группы Индии

    Смотреть что такое "Финансовая система России" в других словарях:

      Финансовая система России - включает государственную бюджетную систему, внебюджетные специальные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования, финансы предприятий различных форм собственности … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

      ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА - (англ. financial system) – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Состоит из финансовых институтов (орг ции, учр ния,… …

      Финансовая пирамида - (Financial Pyramid) Финансовая пирамида это денежная структура, которая аккумулирует денежные средства путем постоянного привлечения новых инвесторов Финансовая пирамида: список финансовых пирамид, борьба с финансовыми пирамидами, финансовые… … Энциклопедия инвестора

      Финансовая реформа Петра I - Рубль серебром. 1723 … Википедия

      Система (компания) - У этого термина существуют и другие значения, см. Система (значения). ОАО АФК «Система» Тип Открытое акционерное общество Листинг на бирже … Википедия

      Система чистого измерения

      ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - (англ. financial security) – понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне. На макроуровне… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

      Экономика России - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

      2000-е годы в экономике России - … Википедия

      Международная финансовая помощь - (International financial assistance) Международная финансовая помощь это помощь, которая предоставляется государствам при соблюдении определенных экономических условий Международная финансовая помощь государству предоставляется для развития… … Энциклопедия инвестора

    Книги

    • Финансовая грамотность. Материалы для учащихся. 10, 11 кл. Экономический профиль. , Киреев, Алексей Павлович. "Финансовая грамотность" - целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России. Для каждого курса создан… Купить за 898 руб
    • Финансовая аналитика: проблемы и решения № 43 (277) 2015 , Отсутствует. Научно-практический журнал – информационно-аналитическое издание, посвященное вопросам повышения эффективности управления финансами как на макро-, так и на микроуровнях экономики.…

    Введение

    1. Понятие финансовой системы в Российской Федерации

    1.2 Особое значение играет министерство финансов РФ

    1.3 Управления финансами

    2. История Финансов России

    3. Банковский сектор в Финансовой системе Российской Федерации

    3.1 Банковский вклад

    3.2 Кредитование малого и среднего бизнеса

    4. Финансовая система в вопросах

    4.1 Какая финансовая система нужна России?

    4.2 Какие задачи должен решать финансовый сектор?

    4.3 "Спящие резервы"

    4.4 В чем же проблема?

    4.5 "Продолжение финансовых спекуляций или фундамент экономики?

    4.6 Бюджетная "спичка" для "второй волны"

    4.7 Жизнь и смерть резервного фонда

    5. "От нынешней финансовой системы не останется и следа"

    5.1 Колоссальная финансовая накачка дает оживляющий результат

    5.2 "Болезнь доллара"

    Заключение

    Список литературы


    Введение

    Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

    Считается, что понятие финансовой системы является развитием общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему.

    Финансовую систему будем рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

    Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

    Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

    Не исключено, что тот состав и структура системы, которая является правильной сейчас, будет оставаться верной и в последующее время. Ведь в России за год происходит большое количество изменений в экономике, принимаются новые законы и вводятся поправки.


    Финансовая система - это сумма всех финансовых отраслей, которые очень тесно переплетаются между собой. Финансы - один из важнейших факторов, показывающий на уровень экономических отношений и расход валютных средств.

    Основная задача создания финансовой системы - контроль над расходами и доходами. Позволяет определить главные зоны, в которых должно создаваться и увеличиваться прибыль. Финансовая система РФ делиться на государственную, местную и на финансы юридических и физических лиц. Финансы юридических лиц делятся на финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Государственные финансы в свою очередь включает в себя государственный бюджет (главный фонд денежных средства) и всевозможные другие, более не значительные фонды такие, как пенсионный фонд, медицинский фонд, фонд занятости населения, фонд социального страхования - предоставляет страховую защиту и другие. Сам бюджет тесно связан со всеми отраслями и от него исходит помощь все финансовой системе. Что касается местной финансовой системы, то роль ещё так же высока. Все вышеперечисленное делиться на подгруппы и звенья по руде деятельности. Обычно финансовый план делиться на один год. Финансовая система разрабатывается, согласована со всеми законами. Через государственный бюджет проходит больше половины всех государственных доходов. Федеральный бюджет включает в себя бюджеты областей и больших мегаполисов, таких как Москва или Санкт- Петербург.

    1.1 Состав и структура финансовой системы

    Финансовая система может быть рассмотрена как совокупность определенных финансовых функций, в этом плане финансовые системы достаточно типичны и зависят от уровня развития экономики, государства.

    Структура финансовой системы – это совокупность её элементов и связей между ними.

    Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуют в совокупности единую финансовую систему.

    Финансовая система:

    Централизованные финансы:

    государственный бюджет;

    внебюджетные фонды;

    государственный кредит;

    страхование:

    социальное,

    имущественное,

    страхование ответственности,

    страхование предпринимательских рисков.

    Децентрализованные финансы:

    финансы коммерческих предприятий;

    финансы некоммерческих предприятий;

    финансы общественных объединений.

    Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

    Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.

    Функции финансовой системы:

    денежная – эмиссия, обращение, расчеты;

    налоговая (фискальная) - изъятие части продукта в форме средств, т.е. наполнение казны;

    бюджетная – превращение налогов в доходы, последних – в расходы;

    контрольно-надзорная – надзор за финансовыми институтами;

    государственного кредита – управление государственным долгом.

    Но возможен и организационный аспект, когда финансовая система рассматривается как совокупность органов, подсистема государственной власти.

    Финансовая система состоит из финансовых организаций (институтов) различных типов и уровней. Особенностью финансов как сферы государственной деятельности является первичное значение нормативной базы, так как любой финансовый институт создается на основе нормативных актов и действует в ее пределах. Следовательно, рассмотрение финансовой системы начнем с нормативно-законодательных институтов и их нормативных актов:

    Сами финансовые институты могут рассматриваться на разных уровнях:

    Федеральный - представлен федеральными финансовыми институтами, которые состоят из Центрального аппарата и территориальных органов

    Субъектный - представлен субъектными финансовыми институтами. Их сфера деятельности ограничена с одной стороны федеральными финансовыми институтами, и полномочиями субъектов в финансовой сфере - с другой.

    Муниципальный – местные финансовые институты, муниципальные образования.

    В современных условиях в системе государственного управления выделяются федеральные органы исполнительной власти – финансовые, полуфинансовые, нефинансовые.

    Финансовый блок Правительства (расширенного, так как ЦБ РФ формально не входит в Правительство РФ):

    Центральный Банк РФ (Центральный аппарат ЦА) + территориальные учреждения: Главные управления, национальные банки, расчетно-кассовые центры;

    Министерство финансов РФ (ЦА + Контрольно-ревизионные управления + Управления Федерального Казначейства по субъектам РФ + органы страхового надзора + органы валютного контроля + подведомственные организации);

    Министерство РФ по налогам и сборам (ЦА + межрегиональные инспекции + Управление МНС по субъекту);

    Государственный таможенный комитет (ЦА + региональное таможенное управление + таможня РФ + таможенный пост РФ);

    Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ЦА + региональное отделение);

    Министерство имущественных отношений (ЦА + региональное отделение);

    Разные финансовые органы, в т.ч. государственные внебюджетные фонды.

    Полуфинансовый блок:

    Министерства: по антимонопольной политике РФ, природных ресурсов РФ, труда и социального развития РФ, экономического развития и торговли РФ, юстиции РФ;

    Федеральная энергетическая комиссия;

    Федеральная служба финансового оздоровления;

    Российское агентство по государственным резервам.

    Все остальные федеральные органы исполнительной власти входят в нефинансовый блок.

    В учебниках советского периода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.