Создание одного рабочего места. Создавать новые рабочие места эффективнее, чем сохранять старые

Путин пообещал 25 миллионов рабочих мест

Ключевым моментом развития экономики страны должно стать создание новых высокопроизводительных рабочих мест и, прежде всего, за счет новой индустриализации страны. Этот тезис, предложенный председателем "Деловой России" Борисом Титовым, премьер-министр РФ Владимир Путин согласился зафиксировать в декларации Народного Фронта. Данное решение стало итогом VII Ежегодного бизнес-форума "Деловой России", который прошел сегодня в Москве.

При этом Путин предложил использовать возможности "Единой России", которая уже "является действующим политическим инструментом", а также "дать возможность другим политическим движениям, партиям и общественным организациям, объединениям предпринимателей и профсоюзов вводить свои идеи и доводить своих людей - носителей этих идей в муниципальные, региональные и федеральные органы власти".

"Прежде всего я имею в виду конечно же Государственную Думу. Это нужно для того, чтобы эти люди по каналам "Единой России" могли туда добраться, там обосноваться и продвигать эти идеи. Такое движение будет хорошо и для "Единой России" и для общества в целом", - пояснил премьер.

Владимир Путин поблагодарил "Деловую Россию", "ОПОРу России", РСПП, ТПП и другие организации бизнеса, которые поддержали идею создания Общероссийского народного фронта.

За 15 лет - 25 миллионов рабочих мест

Тема создания новых рабочих мест стала главной на сегодняшнем форуме. В ходе большой пленарной дискуссии Владимир Путин заявил, что в ближайшие 15 лет их должно быть создано до 25 млн - за счет модернизации действующих производств и открытия новых предприятий. По его словам, вокруг решения этой задачи должны объединить усилия государство, бизнес и общество.

Представители бизнеса моментально отреагировали на это заявление, предложив Путину так называемую концепцию "25х25" (ее полное название "Стратегия России - 25 млн новых рабочих мест"), которая соответствует задаче, сформулированной премьером. По словам председателя "Деловой России" Бориса Титова, средняя стоимость создания одного современного высокотехнологичного рабочего места составляет $100 тыс. - $200 тысяч. Следовательно, стоимость программы создания рабочих мест составляет по минимуму 2,5 трлн руб., что составляет примерно 200 млрд в год.

Помимо этого, Владимир Путин назвал принципиальной задачей государства и бизнеса развитие профессионального образования и повышения престижа рабочих специальностей. Он назвал ненормальной ситуацию, когда будущих специалистов учат на технике, "которая на практике уже не применяется 20, а то и 30 лет".

Россия станет крупнейшей экономикой мира

Россия ставит перед собой задачу в течение десяти лет войти в число пяти крупнейших экономик мира, но понимает, что за счет сырьевой модели развития добиться этого невозможно. "А по ВВП на душу населения должна подняться с сегодняшних 19,7 тысяч долларов - к отметке 35 и выше тысяч долларов на человека", - сказал глава правительства на форуме.

"Для нас очевидно, что таких ориентиров нельзя добиться за счет прежних источников роста, за счет выжимания всего и вся из сырьевой модели развития", - подчеркнул Путин.

По его словам, главной движущей силой этого проекта должен стать частный бизнес, так как государство создает условия для его работы. "Прежде всего, наш средний производственный бизнес, то новое поколение современных предпринимателей, которое все увереннее заявляет о себе в России, и связывает с ней свое будущее", - сказал премьер.

Несырьевая модель лучше

Глава государства отметил, что несырьевая модель социального государства гораздо лучше сырьевой модели несоциального государства. "Она у нас модель социальная, если посмотреть на структуру бюджета, действительно, огромное количество ресурсов, огромные деньги мы выделяем на решение социальных вопросов, опираясь, конечно, прежде всего на сырьевой сектор - 40% бюджета формируется только за счет "нефтянки", - подчеркнул премьер, добавив, что так дальше продолжаться не может.

Снижение страховых взносов и рост ВВП

Также в ходе форума Путин заявил, что страховые взносы нужно снижать - это общая консолидированная позиция у правительства с администрацией президента, с президентом. При этом он отметил, что пока не готов сказать, насколько именно они будут снижены. "Мы все исходим из того, что сделать это нужно. Но нужно посчитать, здесь нельзя сделать никаких ошибок", - заявил Путин.

Помимо этого, глава правительства сообщил, что инвестиции в основной капитал в РФ в ближайшее время должны вырасти как минимум до 25% ВВП. "России, безусловно, нужны современные технологии и инвестиции в развитие. В ближайшее время доля инвестиций в основной капитал должна вырасти как минимум до 25% ВВП. Это не запредельная задача, у нас уже сейчас 19,5%. Подчеркну, речь, прежде всего, идет именно о частных инвестициях - как российских, так и иностранных", - сказал Путин.

Бизнес и макроэкономические факторы

Владимир Путин обратил внимание предпринимателей на то, что бизнес не может существовать изолированно от макроэкономических факторов. Как пример он привел такой макроэкономический показатель, как инфляция, от которой всецело зависят ставки кредитов для бизнеса.

Глава "Деловой России" Борис Титов заявил, что большинству бизнесменов не понятны и не интересны такие термины, как сбалансированность бюджета, платежного баланса и прочие макроэкономические параметры. "Мы понимаем: "выгодно - невыгодно", "будет прибыль - не будет прибыли", - сказал Титов.

Путин, в свою очередь, возразил. "Всем понятно, что если инфляция большая, то и кредит нельзя получить по приемлемым ставкам", - отметил он.

США для России - не пример

По словам Путина, действия американского правительства в области госдолга не могут быть примером для российских властей, хотя у США есть чему поучиться. "Там действительно есть чему поучиться, но что они делают в последнее время: опять выпустили ценные бумаги правительства, Федеральная резервная система их благополучно скупила, и долг правительства запредельно растет. И это не может быть для нас примером", - сказал Путин.

Источник: www.utro.ru

Открытое письмо руководителя портала Superjob.ru Алексея Захарова Президенту Российской Федерации: "Реальная политика, проводимая в области кадров, ведет к тому, что к 2020 году будет создано дополнительно 25 миллионов рабочих мест для низкоквалифицированных мигрантов. Это в добавление к тем 10--15 миллионам рабочих мест, которые созданы для них уже сейчас. В результате проводимой государственной политики в ближайшие десятилетия количество привлеченных из-за рубежа низкоквалифицированных мигрантов составит более половины экономически активного населения страны".

Открытое письмо руководителя портала Superjob.ru Алексея Захарова Президенту Российской Федерации

Уважаемый господин Президент!

Вы ставите задачу создания 25 миллионов «хороших и высокооплачиваемых» рабочих мест к 2020 году. Это замечательная задача, и мы как работодатели обеими руками «за».

Но реальная политика, проводимая в области кадров, ведет к тому, что к 2020 году будет создано дополнительно 25 миллионов рабочих мест для низкоквалифицированных мигрантов . Это в добавление к тем 10-15 миллионам рабочих мест, которые созданы для них уже сейчас.

В результате проводимой государственной политики в ближайшие десятилетия количество привлеченных из-за рубежа низкоквалифицированных мигрантов составит более половины экономически активного населения страны.

Мы, конечно, понимаем, что взят курс на инновационное развитие России. А что такое инновация? Это повышение конкурентоспособности за счет применения передовых методов управления производством, снижения издержек и т.д. и т.п. В этом смысле привлечение большого количества низкооплачиваемой и низкоквалифицированной рабочей силы, работающей к тому же в большинстве своем вне правового поля на рабских условиях, - это безусловная инновация, позволяющая организациям снижать издержи и становиться конкурентоспособнее.

Это отличное решение! Но оно делает абсолютно неконкурентоспособными десятки миллионов наших сограждан. Они уже сейчас не могут конкурировать на рынке низкоквалифицированного труда. Не может и не должен гражданин России конкурировать за рабочее место и нищенскую зарплату с приезжим из Средней Азии. Не готовы и не должны граждане России жить в скотских условиях по 20 человек в комнате, получая за свою работу мизерную зарплату. И наши граждане не хотят.

Но, подчеркиваю, это не означает, что они не хотят работать. Они не хотят работать за зарплату, которая не позволяет родить и вырастить детей, нормально питаться и лечиться. Более того, по данным наших исследований, уже сегодня реальную конкуренцию с приезжими из Средней Азии ощущают 18% наших сограждан. Но это в целом, а среди низкоквалифицированной российской молодежи и низкоквалифицированных людей старшего возраста о конкуренции заявляют уже почти 25%! Это страшные цифры, господин Президент!

Какие мы имеем плюсы от привлечения десятков миллионов низкоквалифицированных мигрантов? Я не вижу ни одного. Мы размываем российскую культуру (подчеркиваю, не русскую, а российскую). Неконтролируемая миграция создает проблемы не только в и других «русских» мегаполисах – в наших «мусульманских» регионах приток дешевой рабочей силы из-за рубежа создает те же трудности.

Мог ли кто-то десять лет назад представить, что в московских школах будут классы, где дети плохо говорят по-русски или совсем не владеют государственным языком? Сегодня это реальность. Если поток не остановить, то через непродолжительное время появятся школы и районы, где будет сложно услышать русскую речь. Еще пять лет назад в русском языке не существовало слова «Москвабад». А сегодня это уже и за шутку не воспринимается.

О какой современной экономике и ее развитии может идти речь при использовании рабского труда? О каких прорывах мы говорим, если среднестатистический человек, проживающий на территории России, через двадцать лет будет с трудом читать и говорить по-русски?

Мы планируем по линии Министерства труда потратить в ближайшие годы сотни миллиардов рублей на привлечение и адаптацию мигрантов. Если те же деньги дополнительно направить на образование наших граждан, еще есть шанс, что через 20 лет мы все же не разучимся летать в космос.

Но просто денег недостаточно! Необходимо сегодня (завтра будет уже поздно) полностью закрыть российский рынок труда для неквалифицированной миграции из-за рубежа. Полностью! Никаких квот.

Невозможность привлекать дешевую рабочую силу заставит бизнес вкладываться в те самые инновации, повышать производительность труда, создавать «хорошие» рабочие места. Другого пути нет. Либо деградация (а ее скорость увеличивается), либо жесткие политические решения.

СНГ, военные базы, геополитика… Все это замечательно, только кому все это понадобится через 20-30 лет?

Я призываю Вас, господин Президент, принять жесткие политические решения, направленные на полное запрещение ввоза дешевой рабочей силы на территорию Российской Федерации.

Мир не рухнет. И цены не вырастут. Вырастут зарплаты значительной части российских граждан. Сначала низкоквалифицированных, затем и тех, у кого квалификация выше: все взаимосвязано. И эти деньги останутся в стране - они будут потрачены на развитие российской экономики. Они создадут новые для граждан Российской Федерации.

Почему я решил написать это письмо? Я говорю об этом уже несколько лет: газеты, радио, телевидение, интернет… И ладно бы я один. Обсуждаю эту тему с федеральными чиновниками высокого ранга, с которыми Вы, господин Президент, тоже лично знакомы. У всех волосы дыбом встают от того, что происходит. Но… Я спрашиваю своих знакомых: ну вы же власть, почему же вы молчите? А в ответ я слышу: нас ТАМ (многозначительно смотрят вверх) не слушают.

Услышьте нас, господин Президент!

Руководитель портала Superjob.ru

Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.

Прежде чем оценивать эффективность федеральной программы, рассмотрим мероприятия по содействию занятости населения. Группа мероприятий «Государственное регулирование, обеспечивающее сохранение и развитие рабочих мест» опирается на целевые программы типа «Электроэнергетика Дальнего Востока на 1993-1995 гг.», «Наукоемкие технологии на период до 1995 г.», «Топливо и энергия до 2000 г.», «Жилище на 1993-1995 гг. и на период до 2000 года» и др. Подобные целевые программы трудно связывать с созданием новых рабочих мест, к тому же в этих программах практически отсутствуют данные об их количественных и качественных изменениях. Такой учет в стране не ведется, и Госкомстат РФ должен (причем не только в этой связи, а и в целях отслеживания движения рабочих мест на всех стадиях процесса воспроизводства) организовать учет новых и дополнительных рабочих мест, которые статистикой не разграничиваются.

Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест. Очевидно, было бы целесообразнее разрабатывать федеральные и региональные программы содействия занятости на трехлетний период (по аналогии с программами Правительства РФ «Развитие реформ и стабилизация российской экономики» в 1993-1995 гг. и «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах») и с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ, обеспечивая при этом увязку показателей движения рабочих мест и рабочей силы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

Обусловленные переходом к рыночным отношениям кризисные явления в экономике России не сопровождаются массовым высвобождением работников и устойчивой хронической безработицей (в 1995 г. всего 8% выбывших работников были уволены по сокращению штатов, а 64% - по собственному желанию). Вместе с тем получила развитие скрытая (внутрифирменная) безработица, при которой трудовой потенциал по разным причинам недоиспользуется, что сказывается на эффективности производства и уровне производительности труда.

Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

    финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиямииз бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости. При нынешней ставке (2% фонда оплаты труда) социально допустимый уровень безработицы составит примерно 3% (заметим, что на 1 октября 1997 г. уровень зарегистрированной безработицы достиг 3,4%);

    социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному.

Так, в московском регионе крупном промышленном центре России при одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства двух субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить предприятия текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и другой финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство предприятий использует рабочую силу со стороны и расположено в районах, примыкающих к Центральному административному округу. Между тем земля в столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять льготные кредиты для пополнения оборотных средств.

Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин 23 мая 1996 г. утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 гг., обязал Правительство Российской Федерации в двухмесячный срок обеспечить разработку и принятие плана мероприятий по реализации Программы, возложить на Министерство труда Российской Федерации общее организационно-методическое руководство и контроль за обеспечением реализации Программы, а также координацию работ по проведению социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ и рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению реализации Программы.

Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг. включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестици­онных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принима­емых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

Основными задачами Программы являются:

    обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

    регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

    формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

    предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

Реализацию Программы предусматривается осуществлять в два этапа в течение 1996-2000 гг.

В рамках первого этапа реализации Программы, рассчитанного на 1996-1997 гг., федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить следующий комплекс мер:

1. Определение потребности в создании рабочих мест

2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест

3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ

4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест.

5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы

6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных мощностей

7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе общественных работ

8. Разработка механизма развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест

9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан

На втором этапе реализации Программы, охватывающем 1998-2000 гг. федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решения следующих задач:

1. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на создание рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации

2. Создание условий для повышения качества рабочих мест

3. Стимулирование формирования эффективной структуры занятости населения

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию и др.

В 1996 г. при содействии региональных служб занятости создано и сохранено 132 тыс. рабочих мест. Приоритет был отдан оборонному комплексу, текстильной и легкой промышленности. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФ составили почти 481 млрд. руб.

Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в фондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные территории - республики, края, области и автономии, а в каждом из них - города и районы.

Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетам ФСЗ РФ, ко второй группе (от 2 до 4% на конец 1994 г.) относились 27 регионов, а к третьей (от 4,3% в Ленинградской до 8,4% в Ивановской области) - 16.

Среди последних выделяются пять субъектов РФ, уровень безработицы в которых превышает средний показатель по группе (5,6%): Ивановская, Псковская, Ярославская и Владимирская области и Республика Ингушетия. Именно эти регионы следует квалифицировать как кризисные, присвоив их программам содействия занятости статус федеральных.

Для того чтобы представить в общих чертах специфику региональной политики, все регионы Российской Федерации были поделены на 9 групп в соответствии с уровнем безработицы (шаг - 1%), по каждому из них был рассчитана доля средств, расходуемых по различным направлениям.

Каждая страна богата не только своим войском или золотыми запасами, но и людьми. Чтобы государство процветало и двигалось вперед соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения должно преобладать в первую сторону. Но мало иметь молодых и активных людей, им нужно предоставить места работы с достойными условиями. Именно для решения этих задач в России разработана государственная политика занятости. Это направление занимается сбором информации о деятельности граждан, ищет пути решения проблем трудоустройства.

Понятие

После развала СССР миллионы людей оказались за бортом жизни. Разваливались крупные предприятия и даже отрасли, а там, где что-то работало, платили сущие копейки. Вся страна не скоро забудет выдачу зарплаты мягкими игрушками и вантузами, а также многотысячные пикеты безработных на площадях. Еще тогда, в 90-е годы, правительство задумалось о создании государственной политики занятости. Что это такое?

Это комплекс мер по содействию и контролю уровня безработных людей, выяснение причин такого положения. Кроме того, был создан ряд организаций, которые проводили политику стимулирования роста интереса к устройству на работу.

Основные направления политики занятости - это:

  • Увеличение числа рабочих мест.
  • Улучшение условий труда: поднятие зарплаты, расширенный социальный пакет, корпоративные привилегии и т. д.
  • Разработка программ, направленных на обучение и переподготовку рабочей силы.
  • Меры по работе с работодателями, стимулирование их сил и возможностей, содействие найму сотрудников.
  • Финансовая поддержка безработных, а именно выплаты социальных пособий.

По мнению специалистов, государственная политика занятости за последние 15 лет вполне оправдала себя. По последним данным показатель занятого населения приближается к показателю 62% от общего числа жителей. В это число также входят работающие пенсионеры, доля которых составляет около 7%. И по уровню безработицы Россия даже выигрывает по сравнению с Америкой и Европой.

Проблема трудоустройства в России

Но проблема остается и даже принимает новые формы. Так, сегодня много активных и хорошо образованных людей предпочитают работать не официально, в интернете или довольствуюсь временными подработками. Одно из направлений государственной политики содействия занятости населения сегодня как раз и является ведение пропаганды среди молодежи о важности и правильности официального положения. Трудоустройство по закону дает самое главное - социальный пакет, а это отчисления в пенсионный фонд, бесплатная медицина, оплачиваемые отпуска и т. д.

Большой проблемой России в последние годы стали массовые сокращения государственных ведомств, в первую очередь военизированных. Массовые увольнения коснулись армии, МВД, УФСИН, таможни, налоговой службы и т. д. Тысячи сотрудников остались без средств существования.

Чтобы поддержать людей в трудный период поиска работы, государство выделяет средства на выплаты по безработице. Согласно федеральному закону, эта сумма в первые три месяца должна составлять 75% от зарплаты, но в реальности у государства нет таких средства, поэтому сегодня установлена фиксированная оплата - 4990 рублей.

Мировой опыт

Все цивилизованные страны проводят политику, направленную на развитие социальной сферы в общем, и каждого ее члена в частности. Она предусматривает комплекс мер на разных уровнях: общегосударственном, региональном и муниципальном. Различают несколько популярных моделей политики регулирования занятости:

  • Американская - предусматривает создание рабочих мест с небольшой оплатой, фактически люди работают, но за низкую оплату и, таким образом, увеличивается число малоимущего населения.
  • Скандинавская - здесь упор идет на создания мест работы в государственной сфере со средними показателями дохода; модель оправдана, если в стране нет никаких кризисов, в обратном случае велика вероятность массовых сокращений и увольнений.
  • Европейская модель - рассчитана на создание высокооплачиваемых рабочих мест, а значит и привлечение высококвалифицированных специалистов; правда в этом случае для других слоев населения предусматривается большие социальные пособия; но в Европе система работает успешно.

Каждая из моделей имеет свои преимуществ и недостатки, применять одну из них в чистом виде в России невозможно. Необходимо учитывать менталитет наших граждан, а также особую экономическую обстановку. Хотя, если обратить внимание на последние события в стране, можно заметить тенденцию к тому, что многие компании хотят видеть в своих рядах действительно умеющих и могущих работать и платить им соответствующую заработную плату.

Социальная политика занятости населения в России

Выбор того или иного направления напрямую влияет на внешнюю и внутреннюю экономику. Увеличение производительности способствует большому потоку экспорта, однако существует проблема затрат на переподготовку кадров, обучение и практику хороших специалистов.

Так что сегодня цели политики занятости можно сформулировать следующим образом:

  • Развитие людских ресурсов, а здесь и увеличение рождаемости, и улучшение условий по получению образования в школе и институтах, и т. д.
  • Обеспечение соблюдения равных прав людей при устройстве на работу, а именно, исключение «блата» и «панибратства».
  • Создание социально благополучных условий для работы и отдыха граждан.
  • Проведение мер по обеспечению нуждающихся в работе граждан местами трудоустройства; совместно с предприятиями крупного и малого бизнеса создание новых рабочих мест.
  • Проведение мероприятий по предупреждению массовой безработицы в стране.
  • Работа с работодателями, поощрение создания новых рабочих мест, помощь из федерального бюджета.
  • Создание и координация профсоюзов, которые отстаивают права каждого гражданина.

Что касается последнего утверждения, то в России профсоюзы находятся пока на зачаточном уровне. Большинство граждан даже не знают, в чем суть их работы и просто бояться туда вступать. Тогда как на западе подобные организации являются мощных орудием в плане соблюдения прав работников.

Формы государственной политики занятости

Главные цели правительства - обеспечить полную занятость для населения с учетом «естественной» безработицы, то есть домохозяйки, инвалиды и т. д. Кроме того, стремиться к созданию гибкого рынка труда, а именно многофункционального использования работников. То есть люди могут быстро приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке: менять квалификацию, переходить на оптимизированный график и т. д.

Сегодня существует две формы политики государства:

  1. Активная - создание рабочих мест, обучение и переобучение людей.
  2. Пассивная - выплаты по безработице.

Первая форма предусматривает многоуровневую политику в социальной и экономической сфере. Стимулирование рынка, развитие бирж, служб занятости, улучшение социальных гарантий человека. А также содействие в переобучении, переезде в другое место и т. д. Пассивная форма включает выплату небольшого социального пособия для поддержания людей в период поиска работы. Эти выплаты носят временный характер и должны быть подтверждены.

Чтобы стимулировать безработных к официальному трудоустройству, правительство ведет сотрудничество со средствами массовой информации. Для молодежи проводятся регулярные фестивали профессий, где рассказывается о достоинствах тех или иных профессий.

Правовые основы

Меры по регулированию занятости в стране носят прямой и косвенный характер. С одной стороны перед правительством стоит задача увеличения ВВП быстрыми темпами, с другой - постепенно наращивание квалифицированного трудового населения. Чтобы найти компромисс государство разработало ряд программ содействия занятости населения. Этот документ был утвержден в 2014 году и все это время вносились изменения. Основные направления программы:

  • Предотвращение роста напряженности на рынке труда.
  • Усовершенствование нормативно-правового регулирования в сфере занятости населения.
  • Повышение эффективности содействия трудоустройству.
  • Оказание социальной поддержки.
  • Контроль и учет за безработными гражданами.
  • Содействие инвалидам в трудоустройстве.
  • Стимулирование региональных властей к воплощению различных экономических проектов и увеличению рабочих мест.

Стоит отметить, что из всего вышесказанного успешно работает только программа помощи в трудоустройстве для инвалидов. Правительство предусмотрело ряд хороших налоговых послаблений для компаний, выделяющих квотные места для людей с ограниченными возможностями.

Структура министерства

Федеральное министерство охватывает широкий круг проблем, в первую очередь, связанных с социальной политикой государства. В компетенцию Минтруда входит работа по регулированию демографического положения, обеспечение пенсий, выплата социальных пособий, обеспечение охраны труда, а также оказание услуг по трудоустройству.

Министерство включает тысячи региональных представительств по всей России, управления, образовательные учреждения и научные центры. Проблемами безработицы занимается Департамент занятости населения. В каждой области он представлен органами государственной службы занятости населения, а именно ЦЗН. Эти учреждения исполняют на местах государственные гарантии, а именно, работают с людьми, помогают в поисках работы.

Деятельность

Такие органы есть в каждой области и регионе. Цель их создания - повсеместный контроль уровня безработицы, возможность быстро принимать решения, касаемые отдельной территории. Центр занятости выполняет следующие задачи:

  • Оказания помощи населению по трудоустройству согласно законодательству.
  • Соблюдение прав и норм человека при поиске работы.
  • Создание условий, при которых бы можно было легко и эффективно вести контроль за работающими и неработающими людьми.
  • Работа с местными предприятиями и компаниями по созданию новых рабочих мест и улучшению условий в уже существующих.
  • Регулирование миграций как внутри региона, так и за его пределами.

Помимо основных функций по помощи в трудоустройстве, на таких центрах лежит ответственность за регистрацию граждан, нуждающихся в работе, за выплату пособий, организацию профессиональной переподготовки, психологической и правовой помощи.

ЦЗН активно занимаются работой с такими слоями населения, как бывшие заключенные. После выхода из тюрьмы те оказываются ненужными никому, им сложно получить документы и устроиться на хорошую работу. В этом плане ЦЗН совместно с местными властями создают специальные места для трудоустройства граждан с погашенной судимостью.

Порядок и объем помощи от государства

Если вы хотите получить статус безработного, а значит и помощь от государства, необходимо отработать на последнем месте не менее 3 месяцев. При обращении в центр занятости специалисты потребуют с вас трудовую книжку, паспорт, сведения о доходах за 3 месяца, а также заявление на получение особого статуса.

В течение 2 недель документы будут проходить проверку, если нарушений не было выявлено, человек признается безработным и имеет право на получение социальной и правовой помощи от государства.

Пособие для России сегодня составляет в первые полгода 4990 руб., последующие - 899 руб. Причем для получения денег человек должен также предоставить сберегательную книжку или карточку для зачисления средств. 2 раза в месяц гражданин обязан отмечаться у своего специалиста. Для сельских местностей предусмотрены передвижные пункты ЦЗН. Если человек пропустил назначенное время, выплаты замораживаются на 3 месяца. При заболевании гражданин вправе предоставить больничный лист.

Но пособие по безработице носит временный характер, все это время сотрудники должны вести работу с человеком. Ему будут предложены варианты по переквалификации, чаще всего в необходимые рабочие профессии. Кроме того, человек должен посещать собеседования, показывать, что находиться в активном поиске. Для безработных регулярно проводятся курсы и тренинги, ярмарки вакансий, где крупные и мелкие предприятия набирают в свой штат сотрудников.

Динамика развития

Борьба с безработицей - одно из основных направлений экономической политике. Ведь уровень зарплат напрямую зависит от количества трудоустроенных людей. Дело в том, что в фонд страхования труда взносы платят как работники, так и работодатели. Из этого же фонда происходит финансирование государственной политики в области занятости населения, а это содержание органов и ведомств, выплата пособий и т. д.

Согласно статистике, уровень безработицы по отношению к 90-00 годам значительно упал. Но это официальные данные, то есть учитываются те, кто пришел в Центр занятости населения и получил соответствующий статус. Сколько на самом деле людей, не платящих налоги, определить сложно. Этим вопросом уже занимается Налоговая служба России.

В советское время за тунеядство предусматривалась статья до 2 лет лишения свободы. Сегодня таких жестких мер уже не применяют, но недавно правительство рассматривало закон о стимулировании безработных к официальному трудоустройству. Суть закона - лишить всех тех, кто не платит налоги, бесплатной медицинской помощи. То есть сделать для них эту услугу платной. Закон пока находиться на рассмотрении.

Кроме того, для тех, кто сегодня работает без трудового договора, правительство предлагает оформить простую версию ИП и выплачивать налоги самостоятельно. Для этих целей усовершенствовали систему подачи заявки, теперь это можно сделать в любом отделение МФЦ, а также на портале Госуслуг.

Планы на будущее

В развитых странах Европы не так давно стартовал необычный социальный эксперимент. Правительство продвигает новую программу по борьбе с безработицей и уменьшению количества людей с низким достатком. Так, среди граждан, находящихся на государственном обеспечении, выделили несколько тысяч и включили их в программу. Эти граждане в течение 3 лет будут получать от государства фиксированную сумму, довольно внушительную для Европы, - 800 евро. Таким образом, социальные аналитики стремятся решить основную проблем малоимущих граждан - расходы на самые необходимые нужды.

То есть человек будет уверен, что сможет заплатить за квартиру, еду и кредиты и сможет свободно заняться совершенствованием и поиском работы. На сегодня эксперимент считается удачным. Люди не кинулись тратить халявные средства, а действительно свалили с себя груз страха за завтрашний день. Нашли хорошую работу и комфортно устроили свою жизнь.

В России подобная программа вряд ли осуществима. Слишком слабы еще моральные устои среднего гражданина нашей страны. Такой подарок от государства у нас расценят, как что-то должное и вообще перестанут что-то делать. В России нужны другие подходы. И, в первую очередь, это создание новых рабочих мест. Пока что страну захватили волны сокращений, что уже порядком всем надоело. Многие производства стоят, и граждане вынуждены уезжать на заработки в столицу или на Север.

А между тем, в каждой области есть ресурсы для создания крупных и мелких предприятий. Проблема в отсутствии заинтересованных лиц и большой доле коррупции. Стоит надеяться, что когда-нибудь российское общество повзрослеет и станет более ответственно относиться к проблемам своей страны.

Управление занятостью, или управление созданием рабочих мест есть, по своей сущности, управление социальное, которое в широком смысле слова есть управление всеми и любыми общественными процессами; в узком смысле — управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной политики.
Сущность социологического подхода к управлению состоит в выделении трех его компонентов. Первый — ядро механизмов управления: оказывает целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление. Вторым компонентом является самоорганизация социальная, т. е. спонтанные процессы внутри коллективного регулирования (лидерство, «шкала престижа», неформальное группообразование, социальные нормы). Оба названных компонента образуют третий — порядок организационный, включающий в себя как продукты прошлого управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе. Оптимальное соотношение этих компонентов предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждого из них, снятия возможных противоречий.
Чтобы эффективно управлять занятостью, надо четко представлять себе эту систему, ее цели, функции, построение, технологию принятия решений.
По своим задачам (целям) система управления занятостью есть совокупность организационных структур и механизмов (методов, средств) управления, обеспечивающая занятость населения. Исходя из этого, структура системы управления занятостью включает службы занятости (органы, подразделения и организации) всех уровней, регулирующие занятость населения и осуществляющие взаимодействие с работодателями, профсоюзными органами и другими субъектами занятости.
Функции системы управления занятостью населения адекватны общим функциям управления, частные же ее функции исходят из специфических особенностей объекта: целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, координация, контроль.
Технология управления занятостью населения практически исключает административное воздействие и опирается на предпосылки иного рода:
- правовое обеспечение (законодательные и другие нормативные акты, регламентирующие заключение трудовых договоров, продолжительность рабочего времени, пенсионный возраст, отчисления и государственный фонд занятости);
- организационное обеспечение (информационные системы, системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров);
- социальные гарантии (пособия по безработице, квоты на трудоустройство граждан, нуждающихся в социальной поддержке);
- экономические меры (бюджетная политика, налоговая система, ставки за кредит, финансирование народнохозяйственных приоритетов, государственный заказ).
Управление занятостью есть форма реализации политики занятости, совокупность сознательных целенаправленных действий, с помощью которых она осуществляется.
Важное место занимает развитие трудовых ресурсов, требующее учета разнообразных факторов, предполагает целенаправленное управление этим процессом.
Управление трудовыми ресурсами рассматривается как система, состоящая из трех подсистем:
1. подсистема формирования рабочей силы это управление процессами производства населения, подготовки рабочей силы, возмещения рабочей силы;
2. подсистема управления процессами распределения трудовых ресурсов: управление созданием рабочих мест, первичным распределением и перераспределением рабочей силы;
3. подсистема управления процессом использования рабочей силы: управление техническим прогрессом, научной организацией труда, экономикой труда.
Программа управления системой создания рабочих мест, как правило, увязывается с развитием производства, условиями воспроизводства рабочей силы, с эффективностью использования факторов производства, структурными изменениями и пр.
Понятие «рабочее место» может определяться как физическая или экономическая категория. Как физическая категория, рабочее место требует от работника определенного уровня квалификации и может использовать труд одного (индивидуальное место) или нескольких работников (коллективное). Как экономическое рабочее место должно обладать также оборотными средствами, которые обеспечивают его предметами труда, энергией, информацией, заработной платой и т. п. Кроме того, воспроизводство физического рабочего места возможно только при наличии платежеспособного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи данного рабочего места.
Экономическое рабочее место — это занятость работника на физическом рабочем месте (коллективном или индивидуальном), которая обеспечивает ему уровень дохода (заработной платы) не ниже соответствующего (данному региону) прожиточного минимума при соблюдении установленных законодательством норм продолжительности рабочего дня (рабочей недели).
Задачами управления созданием и сохранением рабочих мест являются:
- создание информационной базы для формирования эффективной системы создания и сохранения рабочих мест;
- определение сложившейся структуры занятости (региональной, отраслевой, профессионально-квалификационной, половозрастной и др.);
- определение общей потребности населения (региональной, отраслевой) в рабочих местах;
- определение основных направлений содействия занятости населения, исходя из общеэкономических тенденций развития и необходимости изменения структуры занятости;
- определение приоритетных направлений развития отраслей экономики и социально-экономического потенциала регионов;
- решение вопросов стабилизации рынка труда в регионах со сложным социально-экономическим положением.
Разрабатывается результирующий документ — программа действий (Генеральная схема создания рабочих мест, принимаемая правительством). Она должна создаваться с определенной периодичностью, отражать текущую ситуацию (оперативность) и содержать прогнозные оценки (перспективность).
Помимо задач обеспечения перестройки структуры экономики, необходимо также сохранять рабочие места на стратегически важных объектах и ряде градообразующих производств. Актуально создание рабочих мест в третичном секторе (транспорт, связь, отрасли туризма, информационных технологий, услуг населению) и в социально значимых направлениях производства и сферы услуг (производство продуктов питания, переработка сельскохозяйственного сырья), пищевой промышленности и строительстве. Предполагается защита отраслей, обеспечивающих экономико-социальные интересы государства, уникальных наукоемких технологий, высокого уровня кадрового потенциала. Важным принципом сохранения и создания рабочих мест является превентивность мероприятий и минимизация затрат.
Типовая программа занятости населения должна состоять из следующих разделов:
- аналитического, в котором раскрываются ситуация на рынке труда, факторы, влияющие на показатели занятости, миграционные и демографические процессы, а также прогнозная оценка рынка труда, специфика социально-экономической ситуации. Здесь же рассматриваются вопросы оплаты труда, подготовки и переподготовки кадров, процессы высвобождения работников, создания новых рабочих мест и ликвидации действующих. Сбор необходимой информации производится по утвержденным формам статистической отчетности, а расчеты — по утвержденным правительством методикам;
- целевого, в котором на основании предыдущего раздела определяются концепция занятости и перечень поставленных целей, их приоритетность, качественные и количественные параметры конечного ожидаемого результата, а также эффективность деятельности службы занятости;
- ресурсного, в котором рассматриваются совокупность кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов, необходимых для реализации той или иной программы занятости, источники их получения, необходимые объемы и сроки получения. Здесь же целесообразно рассмотреть нормативное и организационно-правовое обеспечение — перечень законодательных и нормативных актов, утвержденных процедур и технологий и т. п.
- организационного, в котором раскрывается общая схема разработки и реализации программы, в том числе с привлечением всех заинтересованных организаций, распределяются обязанности между ними, устанавливаются объемы их полномочий и сроки реализации, порядок контроля выполнения программы и ее мероприятий.
Основные задачи мониторинга в социально-трудовой сфере. Актуальность проблем социолого-экономического анализа становления и развития рынка труда, его социальные, правовые, управленческие, экономические, психологические и другие вопросы все больше привлекают самое пристальное внимание специалистов различных отраслей. Возникает и необходимость провести социологическое изучение проблемы взаимодействия участников рынка труда с управленческих позиций в конкретном регионе. Так как именно там значительно возрастает моральная и материальная цена вырабатываемых управленческих решений в виде нормативных документов, различного рода практических рекомендаций и т. д. При этом на первый план выдвигаются задачи не столько регистрации, сколько прогнозирования. Прогноз и мониторинговые исследования достаточно близки. Мониторинг обладает и регистрирующей, измерительной функцией.
Мониторинг как научный термин образуется от латинского «монитор» — предостерегающий. Мониторинг — наблюдение, оценка и прогноз состояния того или иного объекта, и должен содержать ответы на следующие вопросы: 1) что происходит? 2) почему это происходит? 3) каковы последствия происходящего? 4) что делать? Таким образом, основное усилие направляется на постоянное исследование прошлого и настоящего по отношению к будущим задачам и путям их решения.
Разработчики всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы подчеркивают тот факт, что проводимый мониторинг как метод анализа быстро меняющейся экономической ситуации в России в период перехода к рыночной экономике доказал свою эффективность за очень короткий срок. Теперь мониторинг рассматривается как элемент государственной системы управления экономикой страны, поскольку на его основе возможно дать выводы и предложения о тенденциях и проблемах, которые не вытекают из материалов государственной статистики.
Мониторинг доказывал, что предприятия вовсе не стремятся к росту эффективности производства, что система внутрипроизводственного планирования и управления была практически разрушена, а новая не создана, что проблемы снижения затрат, роста производительности труда как бы отошли на задний план. Тем самым было показано, что механизм рыночных отношений сам по себе в автоматическом режиме не приведет к решению многих сложных социально-экономических проблем. При этом наряду с проблемами государственного регулирования хода реформ отмечается важность социального партнерства как формы защиты социальных интересов трудящихся, преодоления кризисных ситуаций в регионах, достижения компромисса между экономической эффективностью и социальными результатами.
Региональный подход был определен как главное направление развития мониторинга социально-трудовой сферы, так как дифференциация по отдельным параметрам этой сферы в различных регионах страны все более и более увеличивается и является поводом для возникновения социальных конфликтов.
Социально-экономический мониторинг может рассматриваться как систематическая регистрация и анализ эмпирических данных, характеризующих различные стороны процессов функционирования, взаимодействия и развития тех или иных социально-экономических объектов. Однако здесь встает одна очень важная теоретическая проблема, без решения которой мониторинг может утратить свою суть. Эта проблема — разработка индикаторов, показывающих изменения в объекте наблюдения, поскольку мониторинг осуществляет многофакторный и разно уровневый анализ, представляя различные проекты решений.
Анализу сначала подвергается первичная ситуация, выявляются факторы, детерминирующие положение дел (по типу причинно-следственных связей). При этом идет расширение сферы детерминации от центра к периферии, то есть от непосредственного объекта наблюдения к его «среде обитания». Причем последнее не обладает характером отдаленной перспективы, а как раз соответствует уровню принятия управленческих решений (непосредственному наблюдению за объектом соответствует уровень претворения в жизнь и контроля исполнения уже принятых решений), что собственно и является целью проведения мониторинга как одного из прогнозных методов исследования.
Количественные показатели мониторинга должны дополняться качественными, актуальность полученной с их помощью информации обеспечивается систематичностью и непрерывностью наблюдения.
Показатели мониторинга — это всегда соотнесенные показатели, то есть показатели, содержащие оценку происходящих изменений (то есть в прогнозной модели мы заранее определяем факторы, улучшающие или ухудшающие наличную ситуацию). Значит и показатели должны это фиксировать, осуществляя «настройку» поведения различных социально-демографических групп на рынке труда (включая формирование необходимой трудовой мотивации) в целях достижения рациональной занятости.
Оценочный компонент показателей мониторинга выражается через изменения во времени и пространстве: через ускорение или замедление того или иного процесса; активизацию его или затухание; пространственную локализацию или расширение масштабов; образование застойных явлений, или, напротив, зарождение качественно новых, что особенно актуально для проведения регионального мониторинга. При этом у нас должны быть некие нормативы для сравнения, что же для данного региона является положительным, что — отрицательным. Нормативная модель мониторинга коррелируется с формированием социальных стандартов и является наиболее перспективной по своим мобилизационным, а главное, инновационным ресурсам выхода из кризиса, стабилизации и движения вперед. Нормативная модель актуальна еще и потому, что она заключает в себе возможности, так сказать, «обратного» процесса преобразования данных, а именно интерпретацию показателей, переход от системы данных к объясняющей теории процессов и явлений, к оценке эффективности деятельности общественных структур и определению перспектив развития.
Показатели мониторинга должны отражать сам процесс, поведение его субъектов, их взаимосвязи, совокупность «внешних» факторов, влияющих на ход и результаты процесса (причем, за некоторый предыдущий период), что в конечном итоге позволяет каждому из участников принимать решение для оптимизации совместной деятельности.
Мониторинговая система должна выполнять информационные, научно-аналитические и методические функции, а сама система мониторинга будет складываться из социально-экономического, социологического и информационного мониторинга.
Поскольку федеральная государственная служба занятости и ее структуры (центры занятости, центры профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, учебные центры) являются инновационными управленческими организациями, то основной смысл их деятельности состоит в изменении деятельности партнеров по взаимодействию в целях развития, как самого взаимодействия, так и его определенной направленности, характера, возможных результатов. Здесь большую роль играет социологическая информация, ее качественные показатели, основанные на применении качественных, ориентированных на личность, ее сознание и поведение, методов сбора информации, которая является в то же время и инструментом воздействия на поведение, и прежде всего экономическое, людей.
Понятно, что без взаимодействия администрации, службы занятости, работодателей и работников невозможно не только определить реальные перспективы производства и занятости, но и получить необходимую информацию для принятия тех или иных управленческих решений. Следовательно, создание системы социального партнерства, работа четырехсторонних комиссий должны стать основной задачей, при решении которой велика роль службы занятости.
Особое место, в связи с этим, занимает оценка эффективности осуществления общероссийских программ содействия занятости и разработка своих региональных. При этом целью их будет не просто трудоустройство или снижение числа претендентов на одну вакансию, а соответствие профессионально-квалификационной структуры экономически активного населения количественным показателям возможностей рынка ресурсов и услуг (т. е. не только имеющихся рабочих мест, но и предполагаемых к сокращению, и создание новых рабочих мест).
Здесь речь идет о мониторинге образовательных услуг (включая профориентационные), эффективность которых повышается при проведении мероприятий по психологической поддержке в случае потери работы, при формировании кадрового потенциала (обучение, переподготовка, повышение квалификации под конкретные рабочие места) и формировании рынка профессий, обеспечивающих эффективную занятость в регионе.
Организация всей информации в мониторинговой системе должна подчиняться принципу типологизации на уровне «проблема — пути и методы ее решения».
Необходимо сказать о ресурсном обеспечении мониторинга. Это касается как финансовых, так и организационных, а также людских составляющих, поскольку мониторинг не разовое, а системное действие. Он может разворачиваться поэтапно, но необходимо представлять себе всю совокупность мер и мероприятий, необходимых для его проведения.
Эффективность мониторинга социально-трудовой сферы как инструмента социальной политики состоит и в создании механизмов регулирования кризисных ситуаций на рынке труда.
Безработица же является макроэкономическим показателем экономического развития общества или региона и отражает степень кризисное и социальной конфликтности (как один из факторов), а также уровень потерь в развитии человеческих ресурсов как в прогнозном плане, так и по отношению к произведенным затратам на подготовку работника. Задача и состоит в выделении кризисных характеристик рынка труда, что особенно актуально именно для разработки региональной политики содействия занятости, и разработке нормативной модели мониторинга, центральным показателем которого является рабочее место.
Специфика возникновения кризисных ситуаций на рынке труда характеризуется следующим. Необходимо признать на довольно длительную перспективу ведущим мобилизационный тип развития, что определяется дефицитом необходимых для развития ресурсов.
Таким образом, мониторинг возникновения кризисных ситуаций на рынке труда должен обеспечить решение следующих задач:
- определение и прогнозирование объема и структуры предложения рабочей силы;
- определение и прогнозирование объема и структуры спроса на рабочую силу (прежде всего варианты социально-экономического развития региона, количество и структура рабочих мест);
- определение возможностей сбалансирования спроса и предложения рабочей силы (в том числе прогнозы занятости и безработицы, проведение мероприятий активной политики занятости);
- анализ эффективности функционирования регионального рынка труда (в том числе эффективность работы службы занятости, развитие системы социального партнерства, использование финансовых ресурсов для формирования эффективной занятости и т. п.).
Анализ состояния экономически активного населения преследует такие цели: получить базовую информацию о размере и структуре рабочей силы региона и обеспечить основу для измерения предложения рабочей силы, ее количества и качества; об уровне безработицы и занятости, в том числе по различным социально-демографическим группам. Совместное измерение занятости и дохода обеспечивает основу для анализа степени занятости различных категорий трудящихся, доходности отдельных видов экономической деятельности и экономических трудностей, испытываемых различными категориями занятых. Данные о занятости и доходах в разрезе профессий, отраслей экономики и других социально-демографических характеристик необходимы, в частности, для развития системы социального партнерства.
Однако эти данные нуждаются в уточнении по социально-демографическим параметрам: возраст, образование, профессиональная квалификация, требования к рабочему месту со стороны владельца рабочей силы, куда входят форма занятости, временные характеристики занятости (продолжительность рабочего дня и недели, сезонность, гибкий график, неполная занятость), условия и уровень оплаты труда, социальные гарантии, возможности профессионального продвижения (профессиональной карьеры), требования к социально-бытовым условиям.
Такие же данные собираются и у мигрантов, в том числе и иностранцев. В последнем случае требуется ужесточение контроля нелегальной миграцией, снижающей требования к рабочему месту среди относительно постоянного населения региона и внутренних мигрантов, что ведет к увеличению текучести кадров, и в целом, к большим производственным потерям и потерям рабочего времени, что создает излишнее давление на рынок труда. В структуре мигрантов следует выделять группы подростков, молодежи 16-25 лет и 26-30, а также лиц предпенсионного и пенсионного возраста. По необходимости можно отслеживать профессиональные специальные категории, с присутствием (отсутствием) которых ухудшается (улучшается) ситуация на рынке труда. Анализ миграционных потоков должен давать ответы на вопросы о том, что обусловило миграцию, кто уезжает (остается) и почему.
Необходимо представлять себе и социально-демографическую структуру, а также трудовую мотивацию потенциальных запасов рабочей силы, особенно молодежи, лиц предпенсионного и пенсионного возраста.
В связи с этим необходимо отслеживать баланс движения кадров (выбытия и принятия) по отраслям, возрастным и профессиональным группам, с учетом, по возможности, доли внешних и внутренних мигрантов.
Для снижения давления на рынок труда со стороны потенциальной рабочей силы необходимо исследовать рост цен и доходов семей, размер потребительской корзины и прожиточного минимума, дабы определять компенсационные выплаты.
Целевая направленность региональных программ профессиональной занятости отражает стратегическую линию, принятую в Российской Федерации и в регионах в отношении обеспечения населения рабочими местами, эффективного использования имеющегося трудового потенциала, внедрения рыночных отношений в деятельность предприятий.
Логическая схема анализа и формирования проблемы занятости, подлежащей решению в рамках программы, выглядит следующим образом: «неизбежное — желаемое — возможное».
Неизбежное — на этой стадии прогнозируется оценка состояния ситуации с использованием занятости на намеченную перспективу на основе изучения ретроспективной информации и экстраполирования сложившихся и появившихся новых тенденций ее развития в будущем.
Желаемое — нормативно-целевая оценка ситуации состояния трудовых ресурсов.
Возможное — анализ и выбор возможных путей достижения поставленных целей с учетом ресурсных ограничений (сбалансированность потребности и наличия рабочей силы в регионе).
Разработка программы управления занятостью, системой создания рабочих мест требует анализа проблем и прогноза демографического и миграционного поведения людей, а также составления баланса трудовых ресурсов. Сложность и непредсказуемость современной социально-экономической ситуации заставляет отказаться от любых моновариантных сценариев и разрабатывать гибкие многовариантные прогнозы, позволяющие оперативно реагировать на возможные изменения в стране.
Ситуация с занятостью усугубилась демографическим кризисом. Поворотным этапом неблагополучия в демографической ситуации считается 1992 г., когда всю Россию охватила волна депопуляции, что означает начало периода абсолютного вымирания россиян и нового демографического провала, который будет отрицательно сказываться на воспроизводстве населения ряда последующих поколений. Эту картину усугубляют межнациональные конфликты, войны, преступность и незащищенность людей от них.
Управление системой создания рабочих мест неразрывно связано с формированием и регулированием рынка труда, проведением активной политики занятости. Этим объясняется единство комплексной программы региона, включающей, как отмечалось, два больших блока.
Понятия «политика занятости» и «политика на рынке труда» не идентичны. Политика занятости охватывает комплекс мероприятий, направленных на поддержание населения, не имеющего работы и желающего ее получить. Политика занятости охватывает различные меры, технологии, которые подразделяются на активные и пассивные.
Политика на рынке труда — более широкое и абстрактное понятие. Во-первых, рынок труда непосредственно связан с другими рынками — капитала, ресурсов, кредитов, товаров, ценных бумаг и пр. Поэтому политика рынка труда касается, прежде всего, цен на товары, услуги; во-вторых, рынок труда охватывает и незанятое население, которое трудоустраивается самостоятельно, без помощи служб занятости; в-третьих, под рынком труда зачастую понимаются биржи труда, выступающие посредником между продавцом и покупателем рабочей силы. В широком смысле — рынок труда охватывает всех покупателей (работодателей) и продавцов рабочей силы с механизмом конкуренции между ними.
Служба занятости России свои конкретные действия в области политики занятости приводит в соответствие с положением, сложившимся в этой сфере. Учитывая, что безработица сокращает нормальные (равные) возможности взаимодействия людей по поводу рабочих мест, реанимация этого взаимодействия происходит за счет:
- поддержания рынка труда, содействия в трудоустройстве; сохранения и создания новых рабочих мест; содействия территориальной мобильности и пр.;
- профессионального консультирования и обучения;
- поддержания доходов (пособия по безработице, компенсация при частичной безработице, материальная помощь безработным, досрочный выход на пенсию).
Обеспечение занятости на предприятиях.
Наиболее рельефно значимость внутренних рынков труда и социальные гарантии занятости в условиях рыночной экономики проявились в концепции «пожизненного найма», разработанной и долгое время с успехом применявшейся на предприятиях Японии.
Опыт японского предпринимательства убедительно доказывал, что внутрифирменное движение спроса и предложения труда должно быть максимально использовано из-за несомненных преимуществ перед внешним спросом и предложением. Эти преимущества состоят в том, что больше возможностей рассчитывать на надежность персонала; громадная выгода за счет создания мобильного и профессионального персонала; при перемещении на новые рабочие места (даже если это горизонтальная мобильность) снимается неудовлетворенность работников прежними рабочими местами и отпадает возможность увольнения, то есть сокращается до минимума текучесть персонала, а следовательно, издержки работодателя, связанные с увольнением работников и наймом новых из внешних рынков труда; при внутренних перемещениях разрываются конфликтные узлы.
Однако все перечисленные достоинства превращаются в недостатки с позиций гарантий занятости и развития человеческих ресурсов, как с позиций работников данного предприятия, так и со стороны предлагающих свою рабочую силу на внешних рынках труда, особенно для впервые ищущих работу и хотя бы раз ее потерявших (безработных). Здесь большое значение приобретают социально-психологические факторы, внутри коллективные отношения, характер межличностных отношений приобретает форму конфликтной конкуренции за рабочее место как средство жизнедеятельности, растет интенсивность труда, в том числе вынужденная и не компенсируемая со стороны работодателя. Как известно, ограничение свободы другого есть ограничения свободы и для себя самого.
Спрос на внутреннем рынке труда будет возрастать по мере увольнения работников и роста количества рабочих мест, образуя абсолютный недостаток труда. При этом спрос должен быть определен количественно и структурно. Количественно абсолютный спрос на труд можно выразить в человеко-сменах либо в часах рабочего времени, помножив число вакантных рабочих мест на количество смено-вакансии и на количество часов человеко-смены. Структурный определяется двумя факторами: различия причин появления вакансий — 1) из-за увольнений с действующих и 2) в связи с созданием новых рабочих мест, — и профессионально-квалификационных различий. Вакансии первой причины формируют текущий спрос, вакансии второй причины рождают новый, дополнительный спрос. В этих случаях придется обращаться к внешнему, циркулирующему и потенциальному рынку труда.
Однако если в течение достаточно продолжительного времени нет внешнего резерва труда на потенциальном и циркулирующем рынках труда, то на внутрифирменном рынке труда временный дефицит труда ослабляет производственную дисциплину, ухудшает качество работы и т. д.
Обострение дефицита труда на предприятиях сопровождается появлением внутрифирменного резерва труда, так называемой «внутризаводской безработицы», которую в странах рыночной экономики называют «безработицей на работе», обусловленной отсутствием в данный момент работников предприятия по разным причинам. Тогда, оказывается, целесообразно иметь «запас» рабочей силы. Таково движение рабочей силы на внутреннем рынке труда.
При обновлении технологии проводится стратегия сокращения численности рабочих мест, соответственно — численности работников. Если бизнес связан с сильными конъюнктурными колебаниями (или часть фирмы, или в связи с деловым циклом), то применяется стратегия найма по контрактам. На автоматизированных производствах фирмы проводят стратегию обогащения функций работников, наделяют их полномочиями в принятии хозяйственных решений. При стандартизации массового производства, напротив, проводится линия на упрощение трудовых функций. Начинает действовать экономичный внутрифирменный механизм дифференциации наемных работников по критерию их закрепляемости, участия в прибылях и т. п.
Исследователи отмечают следующие различия в моделях управления рабочей силой, опирающихся на принципы рынка труда или же отношения к работникам как к «человеческому капиталу».
Для владения ситуацией на производстве и рынке труда кадровые службы должны заниматься постоянным планированием трудовых ресурсов. За рубежом это один из наилучших способов правильного распределения трудовых ресурсов. Он помогает предприятию предвидеть и избегать критических и нестандартных ситуаций (например, резких сокращений или повышения текучести кадров), сформулировать программу подготовки и переподготовки всего состава действующего персонала, разработать методику профессионального продвижения работников, свести к минимуму расходы на зарплату, оставив ее при этом на конкурентоспособном уровне. Кроме того, такой подход дает представителям трудящихся возможность вносить в коллективные договоры гарантии при проведении технических, технологических и иных производственных и организационных преобразований.
К основным правам персонала относят следующие.
Занятость и оплата труда. Должно обеспечиваться право свободного избрания профессиональной деятельности. Должны быть даны гарантии такой оплаты труда, которая позволяла бы жить на адекватном жизненном уровне. Те же рабочие и служащие, которые работают на основе трудового соглашения, отличающегося от договора по постоянной работе на полный рабочий день, получали бы соответствующую оплату. Только в соответствии с законодательством оплата труда может удерживаться, отчуждаться или на нее накладывается арест, при этом должны оставаться средства, необходимые для покрытия жизненных издержек для себя и своей семьи. Столь участившиеся в России невыплаты заработной платы потребовали введения санкций, которые, к сожалению, не всегда действенны, и требуется вмешательство государства.
Должна обеспечиваться свобода союзов и переговоров по тарифным условиям оплаты. Исходными положениями являются положения, провозглашенные в документах Международной организации труда и закрепленные в Законе Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях». С целью облегчения разрешения трудовых конфликтов должны быть продуманы введение и осуществление посреднического, примирительного и третейского производств.
К гарантиям занятости относится, и право каждого бесплатно пользоваться услугами органов по вопросам занятости.
Все рабочие и служащие имеют право свободного передвижения.
Должен соблюдаться принцип улучшения условий жизни и труда. Этот процесс осуществляется путем унификации всех видов трудовых соглашений, отличающихся от постоянной работы (например, временное трудовое соглашение, работа с неполным рабочим днем, временная работа на основе договора по уступке рабочей силы одним работодателем другому, сезонная работа). Условия труда каждого занятого должны быть урегулированы либо законом, либо тарифным соглашением, либо трудовым договором.
Все рабочие и служащие должны иметь доступ к профессиональному обучению и должны обладать этой возможностью в течение всей трудовой жизни. Все рабочие и служащие имеют право на еженедельное время отдыха и на оплачиваемый ежегодный отпуск.
Равенство возможностей между мужчинами и женщинами должно быть обеспечено и, непрерывно развиваться. Необходимо принимать меры в первую очередь по таким вопросам, как получение работы, оплата труда, социальная защита, общее и профессиональное обучение, а также возможности служебного продвижения.
В области социальной защиты все работающие имеют право на адекватную социальную защиту и платежи, независимо от должности и размеров организации. Все лица, исключенные с рынка труда либо потому, что не нашли доступа к нему, либо потому, что не смогли реинтегрироваться в него, и, не обладающие средствами к жизни, должны получить достаточные пособия, в размере, соответствующем их индивидуальному положению.
В области охраны труда необходимо соблюдение соответствующих норм по охране здоровья и безопасности, особое внимание должно уделяться охране труда детей и молодежи.
Определенным категориям трудовых ресурсов необходимы дополнительные гарантии. Это молодежь, люди пенсионного возраста, люди с ограниченными возможностями со стороны здоровья.
Информированность персонала является необходимым механизмом обеспечения гарантий в социально-трудовой сфере. В организациях надо развивать процессы ознакомления персонала: а) с введением технологических изменений, если они существенным образом изменят условия и организацию труда рабочих и служащих; б) с изменением структуры или при слиянии организаций, если это отразится на занятости рабочих и служащих; в) о массовых увольнениях.
Реализация вышеперечисленных прав персонала обеспечивается системой трудовых соглашений. На уровне организации большему числу конкретных основных прав персонала следует придать форму организационных решений.
В связи с тенденцией разделения трудовых коллективов (или трудовых ресурсов предприятия) на «ядро» и «периферию», работодатели стали часто использовать временную рабочую силу по контрактам (особенно с эмигрантами), заключаемым с посредническими фирмами, поскольку рационализируют количество рабочей силы, не связывая себя гарантиями занятости; временные работники используются на не престижных рабочих местах; временные работники замещают постоянных, отсутствующих по болезни, в отпусках, находящихся на обучении. Хотя временный наем все чаще практикуется и для лиц высокой квалификации.
Коллективный договор изначально не только отражал борьбу между трудом и капиталом, но и являлся некоторым компромиссом, достигнутым в ходе этой борьбы, что касается и нынешних модификаций коллективно-договорной системы.
Структура типового коллективного договора выглядит следующим образом:
- форма, система и размер заработной платы труда;
- денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;
- механизм регулирования оплаты труда с учетом инфляции, выполнения работниками производственных и иных показателей, предусмотренных коллективным договором;
- занятость, условия высвобождения;
- переобучение и профессиональная карьера;
- продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков;
- улучшение условий и охраны труда работников. В том числе женщин и молодежи (подростков);
- добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;
- соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;
- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
- льготы для работников, совмещающих работу с обучением;
- отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении;
- о соблюдении интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
- о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков);
- о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей;
- контроль выполнения коллективного договора, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов;
- о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, укреплении трудовой дисциплины.
Особенно надо отметить, что в Законе Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» предусмотрена статья об ответственности работодателей или лиц, их представляющих, за не предоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля соблюдения коллективного договора, соглашений. Правда, санкции, предусмотренные этой статьей, не соответствуют «качеству» нарушения, за которое возлагаются.
Следует более эффективно использовать право профсоюзов на информацию, а также их трудовых инспекций, доверенных лиц по охране труда и представителей профсоюзов в работе комиссий по приватизации.
Большое значение, особенно для территорий с моноотраслевой структурой, имеет положение о том, что в отсутствии общественного объединения работодателей соглашение может заключаться с отраслевыми объединениями, ассоциациями предприятий и т. п. независимо от формы собственности, но с возлагаемой ответственностью за создание необходимых социально-экономических и организационных условий, необходимых для эффективного развития отраслей.
В настоящее время все чаще заключение коллективных договоров «опускается» на уровень отдельной организации, профсоюзы все чаще отказываются от увязки заработной платы с динамикой потребительских цен, состоянием общеэкономической ситуации, но принимают во внимание прибыльность данной организации. Профсоюзы, ранее настороженно и даже негативно относившиеся к новым формам организации труда, теперь поддерживают их и сами активно подключаются к процессу принятия экономических решений и даже имеют своих представителей в советах директоров фирмы, на равных участвуют в профессиональной переподготовке кадров.
Таким образом, новые тенденции к дерегулированию рынка труда свидетельствуют не только о перестройке хозяйственного механизма, но и об определенных модификациях в отношениях между наемными работниками и работодателями. В этих условиях роль государства в регулировании социально-трудовой сферы и проблем занятости в частности особенно возрастает.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как понимается «управление занятостью»?
2. В чем заключается сущность социологического подхода к управлению?
3. Назовите цель и задачи управления занятостью.
4. Раскройте технологию управления занятостью населения.
5. Из каких подсистем состоит управление трудовыми ресурсами?
6. Определите понятие «рабочее место».
7. Перечислите задачи управления созданием и сохранением рабочих мест.
8. Приведите структуру типовой программы занятости.
9. Назовите основные задачи мониторинга в социально-трудовой сфере.
10. Объясните схему анализа и формирования проблемы занятости «неизбежное — желаемое — возможное».
11. Охарактеризуйте обеспечение занятости на предприятиях Японии.
12. Назовите основные права персонала.
13. Что обеспечивает реализацию основных прав персонала?
14. Что включает в себя типовой договор?