Методы учета и статистики уровня безработицы в россии. Исследование РБК: самые богатые и самые бедные города России

Безработица – явление распространенное. Нет ни единого места в мире, где бы не возникало данное явление.

Она затрагивает все сферы жизни человека, провоцируя изменения производства.

Исчисление уровня безработицы проводится путем анализа соотношения числа граждан, которые не имеют возможности устроиться на работу, при этом являются трудоспособными к числу работающих лиц. В пределах РФ, число безработных, начиная с 2014 года, непреклонно растет.

Основы безработицы – понятие, анализ, учет

Экономическое развитие страны, частично, выражается в показателе безработицы. Она является социально-экономическим явлением, при котором активная часть населения не может трудоустроиться, признается как бы «лишним», среди основной трудовой массы.

Международная организация труда дала определение безработным. Так, безработным признан человек, который не имеет постоянного рабочего места, находится в поиске работы и может с готовностью приступить к ней. Очень важно, чтобы этот человек был официально зарегистрированным в фонде безработицы.

Примечательно, что численность безработных в каждый из периодов варьируется в зависимости от изменения цикла и темпа экономического роста, от того, насколько возрос или упал показатель производительности труда, а также от уровня профессионально-квалифицированной структуры и спросу на рабочую силу.

Оценка показателей , которые оказывают влияющее давление на показатель безработицы, производится путем:

  1. Исчисления коэффициента занятости населения.
  2. Определения нормы безработицы.
  3. Вывода процентного соотношения естественной безработицы.

Первый коэффициент определяет удельное число взрослого населения, которое имеет непосредственную занятость в процессе производства в масштабах страны. Второй показатель – это численность безработных в процентном соотношении к численности рабочих. Последний показатель – процентное соотношение между безработными и рабочими в момент экономического благосостояния.

Важно понимать, что норма безработицы или ее уровень , может постоянно изменяться в виду влияния производства. В зависимости от цикла, а именно – роста или спада экономики и изменчивости производства, технического прогресса, зависящего от квалификации сотрудников, профессионализма наемного персонала. Если тенденция уровня безработицы падает вниз, значит происходит расширение и подъем производства, в противном случае – наблюдается рост показателя. Причем динамика ВНП и безработицы неразрывно связаны между собой.

Безработицу можно рассматривать в таких аспектах :

  1. Вынужденная.
  2. Зарегистрированная.
  3. Маргинальная.
  4. Неустойчивая.
  5. Технологическая.
  6. Структурная.

При вынужденной или добровольной безработице, как правило, сам работник стремится работать при определенном уровне заработной платы и определенных условиях, однако не может устроиться на работу. Или же работник не хочет работать на условиях низкой оплаты труда (добровольная безработица). Второй вариант имеет тенденцию к усилению при экономическом буме или напротив – при его спаде понижается. Масштаб и продолжительность данного вида безработицы зависти от профессионализма и квалификации работников, от социально-демографической группы населения.

При зарегистрированной безработице часть незанятого населения ищет работу и состоит на учете в фонде занятости.

Маргинальная безработица характеризуется отсутствием работы у слабо защищенного слоя населения и в социальных низах.

При неустойчивой разновидности безработицы решающим фактором будет временная проблема, связанная с остановкой роста производства.

Скрытый вид безработицы – это официально не признанная безработица, а сезонная, та, что возникает только в некоторых отраслях экономики, по мере нужды в рабочих на таком производстве.

Существует также технологическая безработица, которая вызвана наладкой процесса производства за счет использования механизма. При таком виде безработицы, как правило, возрастает производительность туда, но затрат на повышение квалификации сотрудников требуется меньше.

Существует такой вид безработицы как институциональный . Этот вид можно охарактеризовать как совокупность вмешательства профсоюза или государства в установление оплаты труда, которая должна быть сформирована на основании рыночного спроса.

Безработица может возникать как следствие:

  1. Применения мер по усовершенствованию экономической структуры. Это подразумевает проявление и внедрение оборудования, которые влекут сокращение рабочих мест. То есть «машинное» производство вытесняет человеческий труд.
  2. Колебания по определенному сезону. Это значит, что уровень определенного производства имеет место увеличиваться или уменьшаться, в зависимости от времени года, в каждой отдельной отрасли.
  3. Цикличность экономики. При экономическом спаде иди кризисе потребность в использовании человеческого ресурса может понижаться.
  4. Изменения в демографической картине. Рост трудового населения в этом случае приводит к тому, что с повышением влечет пропорциональное понижение потребности в рабочей силе.
  5. Политическое влияние на сферу оплаты труда.

Возникновение такого социально-экономического состоянии, как безработица, неизбежно влечет такие последствия :

  1. Изменения экономического характера.
  2. Изменения неэкономического характера.

Первый случай влечет:

  • сокращение доходов финансирования федерального бюджета, за счет минимизации поступления налогов – ;
  • растут затраты в качестве государственного бремени на предмет финансирования и выплаты , . Перепрофилирования рабочих и т.д.;
  • понижается уровень жизни. В частности лица, которые лишились работы, теряют свой достаток, соответственно уровень качества их жизни становится ниже;
  • сокращается выпуск продукции из-за того, что наблюдается отставание фактического ВВП от потенциального.

Неэкономические изменения обозначают наращивание криминогенной обстановки в стране, возрастание стресса в обществе, а также провоцирование общественных и политических беспорядков.


, согласно методике Международной организации труда, уровень безработицы проводится путем разделения численности безработных на число активного населения.

Официальные статистические данные

Статистическое наблюдение основывается на тщательном анализе динамики показателя по годам и месяцам. Статистическое наблюдение имеет подтвержденные официальные данные. Основа этих данных – опубликованная информация Росгосстат.

По состоянию на январь 2019, количество безработных в стране составило около 800 тысяч человек. При этом Министерство труда и социальной защиты РФ прогнозирует, что число официально безработных в 2019 году вырастет почти на 40% и достигнет 1,1 млн. россиян.

Если рассматривать ситуацию по отдельным регионам, следует отметить, что в Москве самая низкая степень безработицы – 1,3% , относительно Ингушетии, в которой показатель составил 26,2%.

Оценка уровня безработицы по годам позволяет сказать, что с 2011 года показатель стал ниже. Так, на начало 2011 года этот уровень закрепился на значении 7,8%. В 2014 и 2015 годах, уровень безработицы имел тенденцию к росту из-за массового сокращения персонала.

Начиная с последних месяцев 2013 года, в первой половине 2014 года показатель безработицы упорно держался на одном месте, затем началось плавное снижение уровня безработицы до середины лета 2014 года. К концу 2014 года уровень безработицы стал достигать 5,3%, к 2015 году этот уровень закрепился на показателе 5,8%.

В среднем уровень безработицы в России с 2011 года постепенно снижался. Так на начало 2000 года показатель был 10,6%, затем к 2001 году он понизился до 9%, последующие года он имел такое выражение – 2002 – 7,9%, 2003 – 8,2%, 2004 – 7,8%, 2005 – 7,1%, 2006 – 7,1%, с 2007 по 2008 уровень безработицы упал до 6%, в 2009-2010 – уровень составил 8,2%, а начиная с 2011 уровень постепенно уменьшался.

Статистические данные по этому показателю представлены в следующем видеосюжете:

Скрытая безработица и ее уровень

При развитии экономического явления, которое предполагает сохранение рабочего места за конкретным человеком, с сохранением формальных взаимоотношений с работодателем, но не давать ему возможность быть занятым в производстве фактически, появляется скрытая безработица . Как правило, она встречается во времена кризиса, когда фактическая рабочая сила не является необходимостью.

Как правило, уровень безработицы скрытого типа не превышает диапазон от 7 до 10 миллионов человек. Этот показатель имеет тенденцию непреклонного роста.

Социальная защита безработных граждан и перспективные сферы труда

Граждане, которые на деле столкнулись с таким экономическим явлением, могут воспользоваться получением помощи от государственной экстренной службы, имеют право брать участие в некоторых видах работ, получают материальную помощь в виде пособия по безработице и прочее.

В период кризиса, во время роста числа безработных, как никогда ценятся сотрудники IT программирования. Важно отметить, что именно эта сфера деятельности, имеет спрос во все времена, так как развитие технического прогресса и проектирования разных систем ценны не только в просторах страны, но и во всем мире.

Не менее популярны разработчики на базе Android и iOS. Следующие за ними по популярности – специалисты в области транспортной логистики, автосервиса, менеджеры среднего звена в сфере продаж, кассиры и рабочие. Среди последних – грузчики, медсестры, токари и аграрии, почтальоны. Среди профессий, которые становятся невостребованными, как правило, выделяют бухгалтеров, поваров, водителей и менеджеров по недвижимости.

Причины и перспективы

Теорий развития безработицы существует много, однако их можно свести в три основных:

Независимо от причины появления, сама сущность безработицы – бедствие, так как на страну, в макроэкономическом плане, ложится огромное бремя, как экономического, так и социального характера. Помимо того, что развивается нестабильность населения психологического и социального аспекта, появляются проблемы политического характера. Ведь население жаждет конструктивных решений и действии со стороны власти. Более того, не имея постоянного и стабильного источника дохода, человек прибегает к нарушению закона. А значит возрастает социальная напряженность, повышается криминогенная обстановка и т.д. Страна недополучает производство ВВП.

С безработицей можно бороться только в комплексе , принимая разноплановые меры. В частности:

  1. Создание учреждений, в которых будут предоставлять помощь по переподготовке и переквалификации, усовершенствование уже существующих.
  2. Налаживание процесса предоставления информации для населения о вакансиях.
  3. Проведение политики о недопущении развития безработицы.

Правила расчета уровня безработицы изложены в следующем видеосюжете:

Анализ уровня безработицы по регионам России за 2014-2015 годы Analysis of the level of unemployment in the Russian regions in 2014-2015 Шаповал Л . И . Шаповал Лилия Иосифовна – студент группы ЭНЭ-144 Сибирский государственный университет, институт экономики и менеджмента, экономический факультет, кафедра финансов и кредита, специальность финансы и кредит, 2 курс Shapoval Lilia - student group NEE -144Siberian State University of Economics and Management , Faculty of Economics, Departmentof Finance and Credit , specializingin finance and credit , 2nd year Преподаватель: доц. каф. ФУА Стрекалова С.А.. Аннотация: в статье анализируется уровень безработицы по регионам Российской Федерации за 2014-2015 годы. Abstract: the article examines the unemployment rate by regions of the Russian Federation for 2014-2015. Ключевые понятия : безработица, уровень безработицы, уровень занятости. Key concepts: unemployment, unemployment rate, employment rate.

Безработица – характерное явление для всех государств современного мира. Возникает оно в результате дисбаланса классического уравнения «спрос-предложение». Безработица в России в январе 2015 года по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости составила 5,4% экономически активного населения (4,2 млн человек). Об этом сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в январе 2015 года составил 64,8%.

По сравнению c декабрем 2014 года численность занятого населения в январе 2015 года (без Республики Крым и г. Севастополя) уменьшилась на 655 тыс. человек, или на 0,9%, численность безработных - увеличилась на 120 тыс. человек, или на 3%. По сравнению с январем 2014 года численность занятого населения (без Республики Крым и г. Севастополя) увеличилась на 326 тыс. человек, или на 0,5%, численность безработных уменьшилась на 86 тыс. человек, или на 2,1%.


По данному графику можно сделать вывод, что по сравнению с 2014 годом безработица снижается. Спад наблюдается в большинстве округов, за исключением Центрального и Уральского, где безработица увеличилась.

В России в январе 2015 года самый низкий уровень безработицы в федеральных округах, соответствующей критериям МОТ, отмечен в Центральном федеральном округе (3,1%), самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе (11,2%). Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата). В целом по России за 2014 год уровень безработицы составил 5,2%.

Из республик самый высокий уровень безработицы зафиксирован в Ингушетии –30,9% и в Чечне – 17,1%.

В Центральном федеральном округе самый высокий уровень безработицы отмечен в Тверской области (4,8%), самый низкий - в Москве (2,0%).

В Северо-Западном округе наибольшая безработица наблюдается в Республике Карелия (8,7%), наименьшая - в Санкт-Петербурге (2,4%).

В Южном федеральном округе самый высокой уровень зафиксирован в Калмыкии (10,1%), самый низкий - в Ростовской области (6,1%); в Приволжском округе - в Пермском крае (7,0%), в Самарской области (3,1%);, в Уральском округе - в Курганской области (7,0%) и Ямало-Ненецком автономном округе (3,7%), в Сибирском округе - в Тыве (13,5%) и Красноярский край (6,2%). В Дальневосточном округе самый высокой уровень безработицы зафиксирован в Еврейской автономной области (7,4%), самый низкий - в Магаданской области (4,1%). Самый низкий уровень в Северо-Кавказском федеральном округе наблюдается в Ставропольском крае (5,5%). Республика Крым (6,7%), Севастополь (8,2%).


Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,4 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце сентября 2015 в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 919 тыс. человек, что на 3,9% меньше по сравнению с августом 2015 и на 14,7% больше по сравнению с сентябрем 2014 г. (без Республики Крым и г. Севастополя).

С 1 по 8 июля 2015 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилась на 0,6% и составила 970 689 человек (по состоянию на 1 июля 2015 года –976 802 человека).

Проанализировав данные можно сделать вывод, что в каждом субъекте Российской Федерации уровень безработицы. Такая дифференциация в уровне безработицы в различных субъектах РФ объясняется тем, что в некоторых районах России отсутствуют вакансии, а это в свою очередь прямым образом связанно с недостаточно развитым экономическим механизмом в целом по регионам. В отстающих регионах просто полностью или частично отсутствуют объекты способные предоставить рабочие места. Безусловно, это все сказывается на экономическом развитии всей страны, и губительно влияет на социальный климат государства.

Литература

1. Экономическая теория: учебник для студентов ВУЗов / под ред. Видяпина В.И. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 672с.

В работе неоднократно упоминалось понятие безработицы. Безработица - это независящее от воли работника приостановление трудовой деятельности на длительный срок по причине невозможности трудоустройства (9 С. 18). Относительным показателем безработицы является уровень безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения в процентах.

Безработица усугубляет социальную напряженность в обществе, что, в свою очередь, ослабляет экономическую безопасность страны. Современная ситуация в России обостряется тем, что оба эти фактора имеют устойчивую тенденцию к росту. Неуклонное увеличение численности безработного населения характеризует безработицу как массовое и застойное явление. Безработица в России обладает собственными особенностями. Она не обусловлена демографическими факторами, как в развивающихся странах, ибо нарастает депопуляция. В России она вызвана социально-экономическими факторами.

Трудовой потенциал РФ используется не полностью. Безработица охватывает 6,1 % экономически активного населения. В Центральном ФО уровень безработицы наименьший по стране 3,1% (максимальный уровень безработицы в ФО в Тамбовской области 8,8%, во Владимирской 6,9%, в Смоленской 6,5%); Северо-Западный ФО занимает второе место по низкому уровню безработицы, который насчитывает здесь 4,2% (выделяются Республика Коми 10%, Мурманская область 6,5%); в Приволжском ФО безработицей охвачено 6,1% экономически активного населения (пик безработицы в республике Марий Эл 9%, Чувашской республике 8,8%); в Южном ФО уровень безработицы 11,7% (достигая 47,3% в республике Ингушетия, 53% в Чеченской республике, 20,2% в Дагестане); в Уральском ФО уровень безработицы 4,9% (Курганская область 8,6%); в Сибирском ФО уровень безработицы 7,9% (республика Тыва 17,1%, республика Бурятия 12,9%); в Дальневосточном ФО уровень безработицы составляет 6,7% (максимумы зарегестрированны в Камчатском крае 9,8%, Еврейской автономной области 9,7%) (23 С. 138-146). Высокий уровень безработицы в Южном ФО соответствует трудоизбыточным регионам, причины чего были указаны выше.

Причины высокого уровня безработицы в указанных регионах:

  • 1) В Центральном ФО - специализированность на машиностроение порождает вопросы обновления основных фондов на базе новых достижений НТП, так как на сегодняшний день в условиях глобализации продукция отечественного машиностроения не конкурентоспособна.
  • 2) В Северо-Западном ФО - данные субъекты находятся на территории с климатическими условиями, которые ограничивают возможности трудовой деятельности. Эти районы перестали быть привлекательным для мигрантов, так как стоимость оплаты труда здесь стала равной стоимости труда в более благополучных районах Северо-Западного и Центрального ФО. По уровню развития социальной сферы они занимают последние места в ФО. Вместе с тем остро стоит проблема нехватки квалифицированных ресурсов. Мурманская область является старопромышленным районом, а Коми - районом нового освоения с преобладанием в отраслевой структуре добывающей промышленности.
  • 3) В Приволжском ФО - отраслями специализации являются наукоемкое машиностроение, электроэнергетика, но Марий Эл и Чувашия значительно отстают по уровню экономического развития от других территорий, располагающихся вдоль Волги, что и влечет за собой высокий уровень безработицы. В Чувашии следует развивать фермерские хозяйства на основе плодородных почв, а в Марий Эл - автомобилестроение.
  • 4) В Уральском ФО - в Курганской области слабо развита промышленность, преобладающую роль играет сельское хозяйство. Переработка сельскохозяйственной продукции в рамках АПК не может задействовать весь имеющийся трудовой потенциал.
  • 5) В Сибирском ФО - Тыва является стагнирующим регионом, имеющим значительно более низкие по сравнению со средними российскими показателями уровень доходов, обеспеченность прожиточным минимумом. Как и в республике Тыва, в Бурятии следует модернизировать промышленность, формировать инфраструктуру, поддерживать малый и средний бизнес.
  • 6) В Дальневосточном ФО - причинами высокого уровня безработицы являются небольшая плотность населения, однонаправленность развития экономики - пищевая промышленность и судостроение в Камчатском крае, пищевая и деревообрабатывающая в Еврейской автономной области.

На практике полное вовлечение безработных в экономику невозможно, так как качественный состав не позволяет использовать их в новых производственных процессах, кроме того безработные часто не в состояние работать на условиях, предлагаемых работодателем. Без серьезной переподготовки их труд становится невозможным. В соответствие с этим необходимо интеллектуализировать общественный труд, постепенно освобождать народное хозяйство от неквалифицированной рабочей силы, так как политика сокращения неквалифицированной рабочей силы значительно повышает общую ее квалификацию и конкурентоспособность. Можно сказать, что снижение качества трудовых ресурсов становится глобальной проблемой (28 С. 78).

Для поддержки безработных необходимо увеличивать пособия по безработице, выделять государственные средства на профессиональную переподготовку, поддерживать крупнейшие предприятия, обеспечивающие наличие рабочих мест.

В целом по стране существуют колоссальные диспропорции хозяйственного освоения и развития, что отражается на размещение трудовых ресурсов. Для устранения территориальных диспропорций необходимо стимулировать занятость и повысить территориальную подвижность населения трудоизбыточных регионов России. Для этого требуется создать условия для занятости населения в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве, туризме в трудоизбыточных регионах; снизить барьеры для развития малого бизнеса; заключить соглашения между субъектами страны об организованных поставках российской рабочей силы в субъекты со сходной структурой экономики и потребностями в трудовых ресурсах. Нужно принять и реализовать программу расселения населения в приграничных районах Сибири и Дальнего Востока. Для этого необходимо создать благоприятные условия (жилье, уровень зарплаты, социальная инфраструктура) выпускникам высших учебных заведений, готовых переселиться в эти районы; привлечь соотечественников из стран СНГ для заселения и экономического освоения территорий Сибири и Дальнего Востока; выделить средства из федерального бюджета на льготные кредиты на строительство жилья и ведения бизнеса в зависимости от количества мигрантов, принятых районом; предоставить возможности получения земли в долгосрочную аренду для ведения производственной и сельскохозяйственной деятельности. Если бы в стране был развит рынок кредитов для физических лиц, квалифицированный рабочий мог бы занять деньги на переезд и поиски работы и расплатиться из высокой заработной платы на новом месте (как это и происходит в развитых странах) (6 С. 57). Так как государство ставит задачу закрепления трудовых ресурсов на Дальнем Востоке для обеспечения геополитических интересов, то необходимо предоставлять гражданам такую возможность (1 С. 13-15). Реализация подобных программ позволит создать рабочие места, стимулировать рост промышленного производства в регионе, остановить миграционный отток населения.

МОСКВА, 10 сен — РИА Новости. Лидерами среди регионов по самому низкому уровню безработицы, высоким зарплатам и быстрому трудоустройству стали Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ и Татарстан. Противоположная ситуация сложилась в Ингушетии, Туве, Карачаево-Черкесии, Чечне, на Алтае, в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии.

Об этом свидетельствуют результаты исследования РИА Новости.

Агентство РИА Рейтинг по заказу РИА Новости рассчитало индекс рынка труда в регионах по итогам 2017 года. Он строится на основе оценки ключевых показателей сектора и позволяет определить не только уровень занятости, но и привлекательность для потенциального работника того или иного субъекта. При расчете проанализировали девять показателей, включая уровень оплаты труда, занятость, условия, а также емкость рынка труда.

Лидеры сохранили позиции

Первые пять регионов-лидеров сохранили свои позиции по сравнению с предыдущим годом. Первое место занимает Москва (91 балл), второе — Санкт-Петербург (89,3 балла), третье — Московская область (80 баллов), потом — Ханты-Мансийский автономный округ (74,8 балла), на пятом месте — Татарстан (69,6 балла). У всех перечисленных регионов за год индекс вырос.

В средней части списка значение индекса регионов отличается незначительно — разница практически везде не превышает одного балла.

У семи субъектов Федерации значение индекса составило менее 20 баллов — Ингушетия, Тува, Карачаево-Черкесия, Чечня, Республика Алтай, Северная Осетия и Кабардино-Балкария.

Эксперты отмечают, что результаты расчета индекса рынка труда тесно коррелируют с результатами рейтинга социально-экономического развития регионов, подготовленного экспертами рейтингового агентства РИА Рейтинг.

Ситуация с трудоустройством улучшилась

Среди позитивных моментов отмечается рост индекса рынка труда в большей части регионов. По сравнению с 2016 годом индекс увеличился в 70 регионах.

Наиболее существенно индекс вырос в Хакасии (+8 пунктов), Калмыкии (+6,2 пункта) и Новосибирской области (+5,6 пункта).

В 2017 году значение индекса незначительно снизилось у 15 регионов, сильнее всего он упал в Северной Осетии (-4,4 пункта) из-за роста уровня безработицы.

Прогноз

В 2017 году экономика показывала восстановительный рост. Многие макроэкономические показатели демонстрировали положительную динамику. На рынке труда также отмечались позитивные изменения: снизился уровень безработицы и коэффициент напряженности на рынке труда (отношение среднегодовой численности безработных к среднегодовому числу вакансий), увеличились зарплаты.

Тема 3. Занятость и безработица как актуальные проблемы

Современного рынка труда (Окончание лекции)

1. Понятие, принципы и формы занятости. Современное состояние занятости и использования трудовых ресурсов в России.

2. Безработица: особенности, классификация и социально-экономические последствия. Показатели безработицы.

3. Скрытые формы занятости и безработицы.

4. Политика занятости в РФ и определение ее эффективности.

По продолжительности безработица подразделяется на краткосрочную (до 4 месяцев), продолжительную (от 4 до 8 месяцев), длительную (от 8 до 18 месяцев), застойную (более 18 месяцев).

Поводя итого вышесказанному, можно сделать вывод, что безработица может быть вызвана разными причинами: спад в экономике (циклическая), природные факторы (сезонная), структурные изменения (структурная, технологическая), несовершенство информации на рынке труда (фрикционная) и может иметь разную продолжительность. Комбинация вышеуказанных факторов безработицы формирует её общий уровень в стране.

По характеру проявления различают безработицу открытую, в том числе зарегистрированную, и скрытую.

Открытая безработица не требует особых комментариев, она не скрывается, не маскируется, люди публично заявляют о своем желании работать и активно занимаются ее поиском. Зарегистриро­ванная безработица - это часть открытой безработицы, которая зарегистрирована в органах службы занятости населения путем об­ращения туда граждан, ищущих работу.

Скрытая безработица более подробно будет рассмотрен в следующем вопросе теме.

Уровень скрытой безработицы определяется специальными обследованиями, а также экспертной оценкой руководителей круп­ных предприятий, органов управления, специалистов службы заня­тости населения, ученых.

О скрытой безработице более подробно в следующем вопросе данной темы.

Показатели безработицы

Безработица является объектом внимания государственных органов. За ее размерами, составом и продолжительностью ведет наблюдения и исследования Правительство РФ в лице его органов - Роструда, Росстата, Минэкономразвития России, а также местные органы власти.



Изучение безработицы основано на системе ее показателей, получаемых на основании официальных (ежемесячных, кварталь­ных, полугодовых, годовых) статистических материалов Росстата, на основе специальных выборочных обследований домашних хозяйств по проблемам занятости населения, «Статистических бюллетеней» и других материалов (например, «Мониторинга регистрируемой безработицы»), подготавливаемых и публикуемых Рострудом.

В российской статистике, как и в статистике многих других стран, используются два способа измерения безработицы: 1) по регистрациям в службах занятости, 2) результатам регулярных обследований рабочей силы, в которых статус безработного определяется по критериям Международной организации труда (МОТ). Соответственно рассчитываются и публикуются два показателя: регистрируемой (явной) и общей (или «мотовской») безработицы. Возможные расхождения между ними объясняются тем, что, во-первых, часть безработных предпочитает вести поиск работы, не вставая на учет в государственных службах занятости; во-вторых, лица, имеющие работу или же представляющие экономически неактивное население, нередко регистрируются в качестве безработных ради получения пособий. В межстрановых сопоставлениях принято использовать показатели безработицы, базирующиеся на результатах обследований рабочей силы, поскольку они проводятся по единой методологии и являются свободными от искажающего влияния административной практики регистрации безработных, складывающейся в различных странах.

Рассмотрим наиболее общие показатели безработицы.

1. Уровень официально зарегистрированной безработицы - это отношение числа зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения на Основании статистических данных, рассчитанных на определенной территории в среднемесяч­ном, среднегодовом выражении или по состоянию на определенную дату (например, на конец года). Для условий среднегодовой числен­ности этот показатель рассчитывают по следующей формуле:

УЗБ = ЗБ / Э А х 100%;

УЗБ - уровень зарегистрированной на i-й территории безработицы в среднего­довом исчислении, %; ЗБ - среднегодовая численность зарегистрированных на i-й территории без­работных, человек; Э А - среднегодовая численность экономически активного населения на i-й тер­ритории, человек.

2. Уровень общей безработицы - это отношение общего числа безработных, рассчитанного на определенной территории путем вы­борочных обследований по состоянию на определенную дату, к чис­ленности экономически активного населения на эту дату. Его вы­числяют по формуле

где - уровень безработицы; - численность экономически активного населения; - численность занятых.

У б = ОБ / Э А х 100%;

У б - уровень общей безработицы на i-й территории по состоянию на опреде­ленную дату, %; ОБ - общая численность безработных, рассчитанных на i-й территории путем, выборочных обследований по состоянию на определенную дату, человек; Э А - среднегодовая численность экономически активного населения на i-й тер­ритории, человек.

3. Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы:

Uфрикц = Uфрикц/ *100%

4. Уровень структурной безработицы рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах):

Uструкт = Uструкт/ *100%

5. Удельный вес зарегистрированной безработицы в общем числе безработных - это отношение числа зарегистрированных на опре­деленную дату безработных к общему числу безработных, рассчи­танных на i-й территории путем выборочных обследований по со­стоянию на определенную дату. Его находят по следующей формуле:

УБ = ЗБ / УБ х 100%;

УБ - удельный вес зарегистрированной безработицы в общем числе безработ­ных на i-й территории по состоянию на определенную дату, %; ЗБ - число зарегистрированных безработных на i-й территории по состоянию на определенную дату, человек.

6. Продолжительность безработицы - величина, характеризующая в среднем длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработных на конец рассматриваемого периода, а также теми безработными, которые были в этот период трудоустроены. Эта величина описывается двумя показателями. Первый показатель свидетельствует, сколько месяцев находятся без работы все те, кто на соответствующую дату числится как безработный. Второй - сколько в среднем месяцев были без работы те лица со статусом безработного, которые в рассматриваемом периоде получили работу.

7.Важным показателем, характеризующим состояние рынка труда, является коэффициент напряженности - отношение численности незанятых трудовой деятельностью, состоящих на учете в службах занятости, к количеству заявленных в службу занятости вакансий, рассчитанных на определенной территории в среднемесячном, среднегодовом выражении или по состоянию на определенную дату (например, на конец года). Для расчета показа­теля на определенную дату используют формулу

НР = НЗБ / ЗВ х 100%;

НР - коэффициент напряженности на рынке труда на i -й территории по состо­янию на определенную дату; ЗВ - количество заявленных в службу занятости населения вакансий от пред­приятий и организаций на -й территории по состоянию на определен­ную дату.

8. Во всех реформируемых экономиках переход к рынку сопровождался увеличением численности не только безработных, но и лиц, принадлежащих к экономически неактивному населению. Ослабление трудовой активности вызывалось сократившимися возможностями трудоустройства для пенсионеров, возросшими сложностями сочетать трудовую деятельность с воспитанием детей для женщин (из-за закрытия детских дошкольных учреждений и т.д.), появлением на рынке труда новой категории - отчаявшихся найти работу.

Вместе с тем это означало приближение к более рациональной модели распределения трудового потенциала общества по сферам деятельности, характерной для зрелых рыночных экономик. В бывших социалистических странах трудовая активность населения искусственно поддерживалась на сверхвысоком уровне и даже после ощутимого падения в переходный период продолжает оставаться более высокой, чем во многих странах с аналогичным уровнем развития (особенно среди женщин).

9. Показателями рынка труда являются также: уровни безрабо­тицы по отдельным категориям населения, например молодежная и женская безработица; структура безработных по полу, возрасту, семейному положению, опыту работы; продолжительность безрабо­тицы как время между днем регистрации гражданина в качестве без­работного и днем снятия его с учета в органе службы занятости по месту жительства; средняя продолжительность безработицы; мас­штабы общественных работ и обучения по направлению службы за­нятости; причины безработицы и др.

Анализируя динамику безработицы в России можно убедиться, что в до перестроечный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда. Так с 1992 г. по 1998 г. наблюдается резкий рост уровня безработных в стране (в среднем на 1,6 % в год), и достигает максимального показателя в момент кризиса 1998 года – 14 % в результате спада производства и структурных преобразований в экономике. Данной тенденции способствовали следующие факторы: во-первых, приватизация отечественных предприятий привела к сокращению работников, происходила волна массовых увольнений; во-вторых, несостоятельность и неконкурентоспособность предприятий привела к их банкротству; в- третьих, структурная перестройка экономики способствовала увеличению структурной безработицы.


Рисунок 1 - Динамика уровня безработицы в России за 1992 - 2009 гг.

На современное состояние безработицы в стране во многом повлиял кризис 2008 года. Реакцией на данный кризис стало сокращение затрат на персонал у 62 % опрошенных компаний (опрос проводила исследовательская компания HeadHunter, участие в котором приняли 222 российские компании). Самый распространенный способ сокращения затрат на сотрудников – сокращение штата. Треть компаний (33 %) уволили часть сотрудников. Далее по популярности следуют такие меры, как уменьшение заработной платы (22 %), сокращение рабочей недели (14 %), вынужденный отпуск (16 %). Также довольно распространенным способом является сокращение социального пакета (15 %).

Кризис не только привел к массовым увольнениям и безработице в России, но и породил спрос на ряд профессий, ранее не слишком популярных: юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный менеджер, специалист по сокращению персонала, антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга и кредитных рисков и т.д.

В результате в 2009 году был достигнут максимальный уровень безработных после кризиса 1998 года. Согласно данным Росстата, число людей, ищущих работу, в России увеличилось до 7,7 миллиона человек, что составляет 10,2% от экономически активного населения.

Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в сентябре 2009 г. составила 45,7 % (3,51 млн. человек), однако данный показатель снизился по сравнению с предыдущим годом на 1,6 %. Превышение доли мужчин среди безработных связано с тем, что «мужские» отрасли (такие как ВПК и др.) понесли большие потери, тогда как «женские» отрасли социального сектора (образование здравоохранение), напротив, увеличились.

По данным на 2009 год, наибольшее количество безработных приходится на возрастные группы 20 – 24 лет, в результате высокой степени неопределенности, с которой сталкивается «новичок» на рынке труда и частой сменой работы (высокий уровень фрикционной безработицы). Наименьшее – 55-59 лет в результате того, что люди предпенсионного возраста не склонны менять работу.

Среди безработных 31,4 % составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,4 % безработных. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских.

В сентябре 2009 г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников (структурная безработица), составила 16,2 %, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 19,8 процентов (фрикционная.

Рассматривая уровень безработицы по регионам России, можно выделить следующие группы (табл. 1). Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что высокий уровень безработицы наблюдается в регионах с высокой численностью населения, но с недостаточным экономическим развитием для обеспечения трудоспособного населения работой. Низкий уровень безработицы – в промышленных регионах и в регионах, массово создающих новые рабочие места в рыночных отраслях.

Отличительной особенностью безработицы в настоящее время является ее скрытый характер. Наибольшими масштабами скрытой безработицы отличаются регионы Северо-Востока и Дальнего Востока. Люди этих регионов склонны сами искать работу, не доверяя службе занятости. Также значительная часть населения занята в криминальной сфере.

Таблица 1 - Классификация регионов в зависимости от уровня
Группа Субъекты РФ Характеристика
1. Регион с очень высокой безработицей Южный Федеральный округ. Это Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским АО, Чеченская республика. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднероссийских), большой напряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица - в Чеченская Республика (уровень безработицы 35,1 %) и Республика Дагестан (28 процентов)
2. Регионы со средними показателями Фактически по остроте безработицы эта группа средняя, включающая большинство регионов РФ Уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднероссийских, но темпы роста уровня безработицы выше среднероссийских
3. Регионы с наименее острой безработицей в стране В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты- Мансийский АО, Ямало- Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. В группу попадают Москва(0,9 %) и Санкт-Петербург(2%), а также Калининградская область. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднероссийских. Связано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность).

В 2010 году в России, несмотря на преодоление последствий кризиса, уровень безработицы по-прежнему остается высоким. Так, по расчетам МОТ, в сентябре этого года было 5 миллионов безработных россиян. Каждый седьмой из ста человек подпадает под определение «безработный», следовательно, уровень безработицы составляет 7 процентов. По сравнению с предыдущим годом – снижение показателя на 3,2 процентов. Однако посткризисные последствия все еще активно дают о себе знать: часть рабочей силы оказалась невостребованной, например, в связи с переходом на новые технологии в промышленности, или на электронный бухгалтерский учет.

Федеральная служба по труду и занятости, находящаяся с се­редины 2004 г. в ведении Минздравсоцразвития России, и ее терри­ториальные органы проводят работу по оказанию помощи безработ­ным в поисках подходящей работы, а также ведут статистику, отражающую их деятельность. В периодически издаваемом бюлле­тене «Основные показатели деятельности органов службы занято­сти» Роструд приводит следующие данные:

■ численность ищущих работу граждан, состоящих на учете, -всего;

■ из них - лица, которым назначено пособие по безработице;

■ число лиц, поставленных на учет, - всего;

■ из них - не занятых трудовой деятельностью;

■ число лиц, признанных безработными;

■ число лиц, которым назначено пособие по безработице;

■ число лиц, снятых с учета;

■ заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках;

■ численность лиц, закончивших профессиональное обучение по направлению службы занятости, и др.

Подобные сведения даются не только в целом по стране, но и по каждому из семи федеральных округов, а также по каждому из субъектов Российской Федерации. Материалы строятся по балансо­вому методу: на начало отчетного периода, за отчетный период и на конец отчетного периода.



Безработица - явление, характерное для всех стран мира. По данным Международной организации труда, она охватывает по­чти все экономически активного населения мира, которое либо не имеет работы, либо занято неполное рабочее время.

Безработица в некото­рых промышленно развитых странах мира и странах СНГ в начале XXI в. характеризовалась данными, приведенными в табл. 2.

Обращает на себя внимание высокий уровень безработицы в странах бывшего социалистического лагеря - Польше, Болгарии, а также в бывшей республике СССР - Грузии. Показатель уровня безработицы в России, Украине, Франции и Германии сопоставим по своей величине. В таких благополучных странах, как Швейцария и Норвегия, безработица тоже имеет место, но уровень ее в 2-3 раза ниже, чем в России, Украине, Франции и Германии. США, Япония и Великобритания в начале XXI в. имели умеренный уровень безра­ботицы, хотя известны периоды, когда безработица и там была ката­строфически высокой.

Во многих развивающихся странах большинство работников трудятся на малопродуктивных рабочих местах и низкооплачиваемых работах с тяжелыми условиями труда. С октября 2008 г. и в 2009 г. в связи с мировым финансовым кризисом уровень безработицы в боль­шинстве развитых стран мира резко возрос.

Отношение к безработице как к социально-экономическому явлению не всегда было однозначным и с течением времени меня­лось. В начале XX в., когда размеры

безработицы в мировом мас­штабе были достаточно велики, считалось, что она является большим социальным злом, с которым государство должно бороться всеми средствами и методами. В середине XX в., в условиях построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился новый взгляд на безработицу как на социальное явление, которое в силу эпизоди­ческого характера не представляет серьезных проблем для государства.

В настоящее время отношение к безработице складывается в зависимости от ее вида и продолжительности. Краткосрочная фрикционная безработица имеет больше положительных моментов, чем отрицательных. Структурная - вызывается научно-техническим прогрессом и естественным процессом совершенствования произ­водства. Оба этих вида безработицы естественны и не вызывают необходимости принятия сколько-нибудь существенных мер по их предотвращению, за исключением того, что необходима организа­ция переобучения персонала в соответствии с требованиями рынка труда.

Циклическая безработица, сопровождающаяся длительной и за-
стойной ее формами, - наиболее разрушительна для общества, она
наносит населению значительный экономический, моральный и со-
циальный ущерб и требует активных мер государства по ее преодо-
лению, недопущению застойной безработицы или сокращению ее
уровня.

Длительная и застойная безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы назовем следующие:

Недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества. Американский экономист Артур Оукен обосновал и количественно выразил взаимосвязь между уров­нем безработицы и объемом валового национального продукта (ВНП), согласно которому превышение уровня безработицы над ее нормаль­ным естественным уровнем на 1% ведет к отставанию производства объема ВНП от его потенциального уровня на 2,5% (закон Оукена).

Значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источ­ником средств существования;

Увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.

Основными среди социальных последствий являются:

Усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;

Обострение криминогенной ситуации, поскольку значительное число правонарушений и преступлений совершается неработающими лицами;

Повышение числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом объема девиантного поведения (поведения с различными отклонениями);

Деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков; обострении семейных отношений и распадах семей, сокращении внешних социальных связей безработного.