Проблемы развития лизинга в россии и пути их решения. Лизинговые платежи при финансовом лизинге определяются, с одной стороны, проще, чем при оперативном лизинге, поскольку нет необходимости учитывать перерывы между многократными сдачами объекта в аренду,

В условиях нехватки собственных финансовых ресурсов лизинг является одним из основных финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в модернизацию производства.

Темпы роста рынка лизинга в России в 2006 г. замедлились и составили 36% по сравнению с 47% в 2005 г. Основных успехов в области лизинга, по мнению экспертов, тогда удалось добиться в тех отраслях, которые активно дотировались государством (авиастроение и агропромышленный комплекс).

Объем лизинговых операций в 2005 г. (более 650 млн. дол.) выполнили в основном 40 крупнейших лизинговых компаний России. Суммарный объем лизинга в 2005 г. оценивается примерно в 2,5 млрд. дол. (около 4,5% от всех инвестиций в основные фонды).

Наибольшие изменения были заметны в авиастроительной отрасли, авиационных грузопассажирских перевозках и в АПК - в основном благодаря программам государственной поддержки. Развитие лизинга в стране свидетельствует о том, что государство заинтересовано в развитии отечественной наукоемкой отрасли. Если бы не правительственная поддержка, то в 2005 г., например, компания «Дальавиа» не смогла бы купить Ту-214. Правда, компаний, работающих по схемам федерального лизинга либо реально пользующихся господдержкой, совсем немного в АПК. По прогнозам специалистов, в ближайшее время ожидается появление таких компаний на железнодорожном транспорте в сфере управления и эксплуатации природных ресурсов

Стимулировать темпы роста «негосударственных» лизинговых операций можно, лишь устранив целый ряд тормозящих факторов, содержащихся в российском законодательстве.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются сейчас лизинговые компании в России, является неотработанность процедур досудебного возвращения имущества лизингодателя в случае неплатежей со стороны лизингополучателя. До момента окончания срока лизинговой сделки объект лизинга по закону находится в собственности лизинговой компании. Однако Гражданский кодекс и иные нормативные акты не предусматривают возможности досудебного изъятия собственного имущества у недобросовестного лизингополучателя. Вернуть свою собственность лизинговая компания может только в судебном порядке. Известно, что судебное разбирательство в нашей стране может длиться 3-4 месяца и больше, кроме того, довольно сложно добиться реального возврата имущества. Лизинговой компании приходится ждать своего имущества до полугода, за это время объект лизинга нередко теряет свою ликвидность.

Еще одна сложность, которая тормозит развитие лизинга в России, это - проблемы с возвратом НДС. Для того чтобы сдать некий объект в лизинг, компания должна сначала его купить и заплатить НДС государству. Вернуть НДС из бюджета - большая проблема. Это приводит к нехватке свободных денежных средств и к приостановке других проектов компании.

Недостатком существующего законодательства в области лизинга считается также невозможность повторной сдачи объекта в лизинг. В российском законодательстве не предусмотрено системы повторной сдачи имущества в лизинг. В случае расторжения договора по каким-либо причинам лизинговая компания не имеет право повторно сдать объект в лизинг. Дело в том, что налоговые органы признают сделку лизинговой, а значит, лизинговая компания получит все причитающиеся ей льготы (возможность включения лизинговых платежей в расходы, ускоренная амортизация объекта лизинга, и, как следствие, уменьшение налога на имущество) лишь в том случае, если она покупает объект под заказ конкретного заказчика. В случае разрыва контракта ей остается либо снова его купить и тогда уже сдавать, либо кому-то продать.

Из-за того, что в законодательстве нет четко установленного срока лизинговых сделок, активно развиваются так называемые «серые схемы», когда компании «под прикрытием» налоговых льгот, предоставляемых в случае лизинга, просто покупают в рассрочку оборудование, машины и т.п. Подобная же проблема возникает из-за того, что в законодательстве не ограничена предоплата для покупки объекта лизинга со стороны лизингополучателя. Проблемы недобросовестности, правда, уже со стороны лизинговых компаний, возникли после отмены лицензирования этого вида деятельности. Поставщики не могут отделить лизинговую компанию от псевдолизинговой, которая на самом деле, может, и не занимается лизингом, и, соответственно, это затрудняет предоставление ими скидок и отсрочек настоящим лизинговым компаниям.

Помимо законодательных проблем, развитию российского лизинга мешает недостаточная заинтересованность как банков, кредитующих лизинговые компании, так и производителей. Среди производителей и дилеров не все понимают значение лизинга для роста объемов продаж настолько, чтобы предоставлять лизинговым компаниям преференции при приобретении основных средств для последующей сдачи в лизинг. Большинство из них не предоставляют лизинговым компаниям скидки при приобретении, рассрочку оплаты. Большинство лизинговых компаний испытывают трудности с финансированием. Банки пока не кредитуют независимые от них лизинговые компании. Изменения отношения банков и производителей к лизинговым схемам зависит, в первую очередь, от возможности лизинговой компании в досудебном порядке вернуть свою собственность за неуплату.

От государственных средств зависит судьба многих лизинговых компаний как федерального, так и регионального уровней. Более того, стимулируя развитие рынка лизинговых услуг, государство предоставляет субсидию по страховке сделок в размере 50%, то есть лизингополучатель платит страховщику лишь половину страховой суммы, а остальное напрямую идет из госбюджета прямо к страховой компании. На этом фоне замедление темпов роста лизингового рынка (53% - в 2007 г., 21% - в 2008 г.) заставляет задуматься о его зависимости от роста бюджета РФ и размера средств на поддержку лизинга - по некоторым оценкам, сегодня до 30-35% этих средств на лизинговом рынке имеют бюджетное происхождение.

Лизинг - один из способов привлечения средств на предприятие, альтернативный традиционному кредиту. Наиболее распространенная схема выглядит так: организация находит поставщика необходимого ей оборудования и обращается в лизинговую компанию. Последняя приобретает указанное оборудование в свою собственность и передает в финансовую аренду клиенту, который оплачивает лизинговой компании оговоренный процент от первоначальной стоимости (10-30%) и ежемесячно перечисляет лизинговые платежи.

Преимущества по сравнению с кредитом

Неоспоримым преимуществом лизинга являются налоговые послабления, которые получает компания - лизингополучатель: лизинговые платежи полостью относятся в счет уменьшения налогооблагаемой прибыли, а НДС по ним снижает подлежащий уплате налог. Однако положительными налоговыми последствиями преимущества лизинга не ограничены.

По словам Юлии Николаевой, генерального директора ЗАО «Промышленная лизинговая компания», лизинг в большей степени направлен на расширение деятельности работающего предприятия, на переоснащение или дооснащение его производства. В большинстве своем он представляется как инструмент, который может позволить развиваться молодым компаниям. К преимуществам лизинга относится то, что его можно получить на длительные сроки, и, в отличие от кредита, отсутствует необходимость в дополнительном залоге.

В связи с этим лизинг может быть интересен компаниям, которые переходят с сервисных операций на какие-то производственные направления с целью поиска дополнительной рентабельности. Такие фирмы имеют достаточно хорошие обороты, но не могут предоставить залоги и получить основные фонды за счет привлеченных средств.

Процесс рассмотрения заявки на лизинговое финансирование значительно упрощен: количество требуемых документов и сроки рассмотрения в большинстве случаев не сопоставимы с банковскими.

Источники финансирования лизинговых компаний

Финансирование лизинговых компаний осуществляется из разных источников:

Банковское кредитование;

Собственные средства и частные российские инвестиции;

Зарубежные инвестиции;

Размещение облигационных займов.

"Прибанковские" лизинговые компании не имеют возможности гибкого подхода к клиенту, а сроки рассмотрения заявок иногда даже превышают сроки банка, так как фактически заявка рассматривается дважды: в самой лизинговой компании и в кредитующем её банке", - комментирует Владимир Квашенко, Президент Ассоциации кредитных брокеров. Так что преимущества минимального набора документов и коротких сроков рассмотрения у таких компаний нет.

Лизинговые компании, имеющие собственные либо другие небанковские средства, как правило, более лояльны к клиенту, но не всегда обладают необходимым объемом средств и порой отказываются от крупных проектов.

Риски лизинговой компании

У лизинговых компаний существует две категории рисков - кредитная и имущественная. Кредитные риски связаны с самим кредитуемым бизнесом, его перспективами и платежеспособностью на весь период лизинга.

Имущественные риски обусловлены возможным падением ликвидности имущества, приобретаемого по лизингу. Такие риски регулируется авансовыми платежами, залогами, поручительствами.

Некоторые представители лизинговых компаний отдельно выделяют риски, связанные с использованием предмета залога. Как правило, данный вопрос контролируют специальные сотрудники, для которых наибольшую сложность представляет использование предмета лизинга на отдаленных территориях.

Соответственно, чем меньше риски, тем более выгодные условия лизинговая компания может предоставить клиенту. Чем риски больше, тем больше требуется дополнительных гарантий.

Проблемные вопросы лизинга

На сегодняшний день самым сложным для лизинговых компаний направлением является лизинг недвижимости. Причем на рынке имеется огромный спрос на данный вид услуг, и у лизинговых компаний есть желание их осуществлять. Единственной проблемой является непроработанная законодательная база, в которой не прописан порядок регистрации прав на недвижимое имущество для случаев лизинговых сделок.

Еще одной сложностью являются регулярные попытки налоговых органов оспорить обозначенный выше порядок налогового учета лизингополучателей. Но пока, в случае возникновения противоречий, арбитражные суды однозначно выступают в пользу налогоплательщиков.

Следует также отметить, что лизинг, так же как и банковский кредит, приемлем только для предприятий с определенной положительной финансовой историей. Для вновь созданных организаций данный вид финансирования пока закрыт.


Наталья Посадова


Проблемы лизинга составляет низкая капитализация компаний по лизингу, они представляются банкам простыми посредниками между ними и лизингополучателями.

Собственные средства у этих компаний незначительны, поэтому риски банка велики. Кроме изучения лизингополучателя, банку приходится заниматься еще и изучением лизинговой компании. А это отражается на затратах и времени. Серьезные и имеющие большой стаж работы в области лизинга, компании, в последнее время начали увеличивать свои капиталы, что стало благоприятно отзываться на количестве заключенных контрактов.

Проблемы лизинга заключаются еще и в невыполнении лизингополучателем условий сделки до конца. В договоре, обычно указывается, что в случае двух невыплат подряд, компания имеет право заблокировать счет своего лизингополучателя и перечислить сумму платежей. На практике эти счета в банке прекращают существование, а лизингополучатель открывает новый счет в другом банке. Продажа же на рынке вторичном оборудования, которое принимает участие в лизинге, представляется весьма хлопотным делом.

В проблемах лизинга имеет место и тот факт, что очень часто, в лизинге участвует оборудование, которое заказывает сам лизингополучатель, и оно бывает уникальным, чинить и поддерживать его в рабочем состоянии очень сложно без специальных инструментов, покупка которых приносит компании дополнительные затраты. Банки же все эти риски учитывают заранее, поэтому лизингодателям необходимо обслуживать узкий сегмент рынка, чтобы хорошо ориентироваться в стоимости оборудования в зависимости от его назначения и срока эксплуатации. В этом случае выгодно применение лизинга мокрого, когда у компании будет своя база оборудования для проведения ремонта.

Проблемы лизинга заключаются и в законодательстве. Первый вариант закона о лизинге настолько нефункционален, что Рослизинг, его разработавшая, требует подгонки под этот закон всех существующих на сегодняшний день законодательных актов в таких областях, как Гражданский, Налоговый, Таможенный и другие кодексы. Но более опытные лизинговые компании рекомендуют доработать один закон о лизинге, чем переделывать под него все остальные. Если же привести все акты этих различных законодательств в соответствие к Европейским аналогам, то система заработает очень эффективно.

Главной проблемой компаний лизинга остается НДС, который не возмещен. Придирчивость налоговых организаций является причиной того, что ежегодно происходят потери этими компаниями 15% всего бизнеса. При неправильном заполнении поставщиками документов, невозможно зачесть даже НДС уплаченный. За год потери, связанные с недоработками в законе составляют около десяти миллиардов рублей.

Лизинг недвижимости возник недавно, но не может начать полноценно развиваться, поскольку право собственности на землю не предусматривает передачу в лизинг. Хотя при продаже или иных действий со строениями и зданиями происходит отторжение участка вместе со строением. Сделки запутываются, происходит их подорожание, хотя нужны они, в первую очередь, предприятиям среднего и малого бизнеса. Продавцы не желают указывать стоимость зданий рыночную, и это тоже приводит к срыву сделок. Отсутствие регламента по лизинговым сделкам негативно сказывается на этом виде финансовой аренды.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

Мировой опыт свидетельствует, что использование механизма лизинга является важнейшим источником финансирования для предприятий во многих странах независимо от их величины или уровня развития. Особенно важен лизинг для стран с развивающейся и переходной экономикой, поскольку он позволяет обеспечить дополнительный приток финансирования в производственный сектор, таким образом способствуя увеличению объемов внутреннего производства и развитию финансовых механизмов, доступных в том числе мелким и средним предприятиям. С другой стороны, лизинг является эффективным и высокодоходным инвестиционным инструментом, который обеспечивает доступ к финансовым ресурсам для предприятий, не имеющих возможность привлекать банковские кредиты.

В последние годы рынок лизинговых услуг в России переживает стадию быстрого роста. На протяжении 2002-2005 гг. ежегодные темпы его прироста примерно равны 50 %. Значительное количество предприятий начинает рассматривать лизинговые схемы как один из основных вариантов финансирования своих проектов. Для многих поставщиков автомобильной техники, оборудования и прочих основных средств лизинг становится важным альтернативным способом сбыта их товара. В связи с этим неизбежно возникают следующие вопросы: в чем состоят основные преимущества лизинга, в каких направлениях он будет развиваться в ближайшем будущем.

Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.

Объектом курсовой работы выступают финансы, в качестве предмета - лизинговые операции.

Цель курсовой работы - рассмотреть основные проблемы осуществления лизинговых операций в России.

лизинг инвестирование россия

Поставленная цель курсовой работы достигается путем решения следующих задач:

рассмотреть понятие лизинга, его сущности и основных видов;

раскрыть основные преимущества и недостатки лизинговых операций;

определить основные проблемы осуществления лизинговых операций;

рассмотреть динамку лизинговых операций в России в 2012-2012 годах;

определить перспективы развития лизинга в России.

Поставленные цель и задачи определили структуру курсовой работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

При написании курсовой работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов по проблеме применения лизинга отечественными предприятиями, а также статистические данные, представленные в глобальной сети Интернет.

1. Теоретические основы лизинговых операций

1.1 Понятие лизинга, его сущность и виды

Экономическая сущность лизинга трактуется неоднозначно и в течение длительного времени остается спорной. Не сформировалось единого мнения относительно сущности лизинга на практике и в теории. В общем виде лизинг можно охарактеризовать как комплексные экономико-правовые отношения по приобретению в собственность имущества и последующей сдаче его в аренду. Слово "лизинг" (англ. lease) - аренда.

Существуют противоречия в определениях сущности и функций лизинга. Говоря о лизинге, многие проводят аналогию с арендой и при этом почти полностью отождествляют эти понятия. На самом деле существуют некоторые отличия лизинга от аренды:

- лизинговые отношения наряду с лизингодателем и лизингополучателем включают дополнительную фигуру - продавца лизингового имущества, который отсутствует при аренде;

- при осуществлении лизинговых сделок стороны заключают как минимум два договора: договор купли-продажи и договор лизинга;

- при лизинге активная роль отводится лизингополучателю, что не свойственно арендным отношениям. Преимущественное право выбора имущества и его продавца принадлежит пользователю. Лизингодатель должен поставить в известность продавца имущества, что оно приобретается специально для сдачи в финансовую аренду (лизинг);

- сдача имущества в лизинг, как правило, осуществляется не производителем или первоначальным собственником, а финансовым учреждением или специализированной лизинговой компанией;

При расчете лизинговых платежей учитывается покупная цена имущества, срок, на который заключается лизинговый договор, остаточная стоимость, кредитоспособность лизингополучателя, а также действующее законодательство, особенно в отношении налогообложения и сроков амортизации; при расчете арендных платежей размер выплат в основном зависит от рыночной конъюнктуры;

- в отличие от арендных отношений при лизинге лизингополучатель наделяется правами и обязанностями, свойственными покупателю;

По-разному распределяются риски в договорах аренды и лизинга, связанные с недостатками, обнаруженными в имуществе: по договору аренды арендодатель отвечает перед арендатором за все недостатки, препятствующие пользованию имуществом, а по договору лизинга лизингодатель не несет, как правило, никакой ответственности за вышеуказанные недостатки. Лизингодатель также свободен от выполнения гарантийных обязательств на имущество;

- в отличие от арендных отношений при досрочном расторжении договора лизинга по вине или по желанию лизингополучателя, как правило, последний должен погасить общую сумму, предусмотренную договором;

- по истечении срока аренды арендатор обязан возвратить имущество; по истечении срока лизинга предусматриваются следующие варианты взаимоотношения сторон: продление договора, возврат имущества, переход права собственности на имущество к лизингополучателю .

В соответствие с Федеральным законом "О финансовой аренде (лизинге)" под лизингом понимается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Под договором лизинга понимается "договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество за плату во временное владение и пользование".

Понятие договора финансовой аренды (лизинга) отражает тройственную природу лизинговой сделки:

1) лизингодатель заключает договор с поставщиком;

2) лизингодатель заключает (в большинстве случаев) договор с банком на получение кредита для приобретения имущества;

3) лизингодатель заключает договор с лизингополучателем на передачу данного имущества в лизинг.

В наиболее общем виде операция лизинга представлена на рис.1.

Рисунок 1 - Общая схема лизинговой операции

Из многочисленных функций лизинга общепризнанными являются четыре:

1) финансовая функция выражается в освобождении лизингополучателя от единовременной оплаты полной стоимости необходимого имущества;

2) производственная функция заключается в оперативном решении производственных задач путем временного использования, а не покупки дорогостоящего имущества;

3) сбытовая функция - это расширение круга потребителей и завоевание новых рынков сбыта посредством применения лизинговых схем;

4) функция получения налоговых льгот.

На сегодняшний день к числу льгот для участников лизинговых отношений можно отнести:

- взятое по лизингу имущество может не отражаться на балансе пользователя, поскольку право собственности сохраняется за лизингодателем;

- лизинговые платежи относят на себестоимость производимой продукции (услуг), что, снижает налогооблагаемую прибыль;

- применение ускоренной амортизации (с коэффициентом ускорения до 3) снижает налогооблагаемую прибыль и ускоряет обновление имущества.

Более подробно основные преимущества лизинга будут рассмотрены в следующем пункте дипломной работы.

Объектами лизинга в РФ могут выступать любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться в предпринимательской деятельности.

Таким образом, первым требованием к предметам лизинга является использование их исключительно для предпринимательских целей. Это исключает предоставление имущества по договору лизинга физическим лицам в личных целях, а также общественным, некоммерческим организациям. Другим важным критерием определения предмета лизинга является непотребляемость вещей в производственном процессе. Под непотребляемостью предмета лизинга понимается возможность сохранения ими своих натуральных свойств в процессе использования. Предметами лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

В составе предметов лизинга можно выделить здания и помещения, передаточные устройства, силовые машины, рабочие машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительную технику, транспортные средства, прочие машины и оборудование .

Субъектами лизинговых отношений являются три основных лица: лизингодатель, лизингополучатель и продавец предмета лизинга.

1. Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование с переходом или без перехода лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

2. Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

3. Продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга.

Любой из субъектов лизинга может быть как резидентом, так и нерезидентом РФ.

Лизингодатель, лизингополучатель и продавец являются прямыми (непосредственными) участниками лизинговых отношений. Косвенными же участниками лизинговой сделки являются банки, страховые компании, посреднические организации, лизинговые брокеры.

Плата за владение и пользование предоставленным по договору лизинга имуществом осуществляется лизингополучателем в виде лизинговых платежей, уплачиваемых лизингодателю. Размер, способ, форма и периодичность выплат устанавливается в договоре по соглашению сторон.

Договором лизинга может предусматриваться отсрочка лизинговых платежей на срок не более чем 6 месяцев (180 дней) с момента начала использования предмета лизинга.

Обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей наступают с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

Лизинговые платежи производятся непосредственно в адрес лизингодателя.

Лизингополучатель относит лизинговые платежи на себестоимость продукции (услуг), производимой с использованием предмета лизинга, или на расходы, связанные с основной деятельностью.

В лизинговые платежи, кроме платы за основные услуги (процентного вознаграждения), включаются: амортизация имущества за период, охватываемый сроком договора, инвестиционные затраты (издержки), оплата процентов за кредиты, использованные лизингодателем на приобретение имущества (предмета лизинга), плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором, налог на добавленную стоимость, страховые взносы за страхование предмета лизингового договора, если оно осуществлялось лизингодателем.

Лизинговые платежи при финансовом лизинге определяются, с одной стороны, проще, чем при оперативном лизинге, поскольку нет необходимости учитывать перерывы между многократными сдачами объекта в аренду, с другой - сложнее, потому что они чаще всего индивидуальны и их трудно проверить путем сравнения с величинами платежей конкурентов.

Основные классификационные признаки и виды лизинга приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация видов лизинга

Классификационные признаки

Виды лизинга

Форма организации сделки

Прямой, косвенный, возвратный, лизинг поставщику, сублизинг

Лизинг движимого имущества, лизинг недвижимости

Продолжительность сделки

Оперативный, возобновляемый, револьверный, финансовый, леверидж-лизинг, групповой

Объем обслуживания

Чистый, в пакете, с частичным набором услуг, генеральный

Сфера рынка

Внутренний, внешний

Условия амортизации

С полной амортизацией, с неполной амортизацией

Тип лизинговых платежей

Денежный, компенсационный, комбинированный

Отношение к налоговым льготам

Фиктивный, действительный

Источник:

При финансовом лизинге срок морального или физического износа может наступить раньше окончания нормативного срока амортизации. Если инструкциями по эксплуатации предусмотрено проведение капитального ремонта в период действия договора лизинга, то стороны должны предусмотреть в договоре, за чей счет будет производиться этот ремонт. Эта проблема может быть решена тремя способами:

Если капитальный ремонт будет производиться лизингодателем и он до ремонта остается собственником объекта, то ремонт оплачивает лизингодатель;

Если капитальный ремонт будет производиться за счет лизингополучателя, тогда сумма арендных платежей должна быть уменьшена на прогнозируемую стоимость ремонта;

Если лизингополучатель с самого начала становится экономическим собственником, то он проводит капитальный ремонт за свой счет.

1.2 Преимущества и недостатки лизинга как метода инвестирования предприятий

Финансовая аренда (лизинг) является важным источником долгосрочного и среднесрочного финансирования для предприятий во многих странах, независимо от их величины или уровня развития. Механизм лизинга обеспечивает дополнительный приток финансирования в производственный сектор, способствуя увеличению внутреннего производства, росту продаж внеоборотных активов и развитию финансовых механизмов, доступных предприятиям.

В качестве преимуществ лизинга по сравнению с банковским кредитованием можно выделить следующие:

- доступность: решение об осуществлении лизинговой сделки основывается в большей степени на способности лизингополучателя генерировать достаточную сумму денежных средств для выплаты лизинговых платежей, и в меньшей мере зависит от кредитной истории предприятия;

- не требуется дополнительного обеспечения: поскольку право собственности на объект лизинга сохраняется за лизингодателем, для осуществления сделки не требуется прочего обеспечения;

- гибкий график лизинговых выплат в соответствии с производственными циклами и потоками денежных средств: лизинговая компания при расчете лизинговых платежей в обязательном порядке учитывает финансовое состояние лизингополучателя, его пожелания по периодичности и размерам выплат.

Кроме того, к преимуществам лизинга можно отнести:

1. Поддержание производства на современном уровне. Из-за своей простоты и эффективности лизинг позволяет лизингополучателям поддерживать фонд средств производства в соответствии с современными требованиями рынка, что дает значительные конкурентные преимущества.

2. Налоговая оптимизация. Все платежи по договору лизинга могут быть отнесены лизингополучателем на себестоимость. Включение лизинговых платежей в состав себестоимости продукции при расчете налогооблагаемой прибыли приводит к сокращению сумм, подлежащих к уплате в бюджет в виде налога на прибыль. Кроме того, благодаря меньшему сроку амортизации лизинг существенно сокращает сумму налога на имущество, подлежащую к уплате в бюджет исходя из срока службы техники.

3. Ускоренная амортизация. В лизинге при начислении амортизации используется повышающий коэффициент. Его применение позволяет лизингополучателю втрое быстрее перенести стоимость имущества на себестоимость товаров или услуг.

4. Эффективное использование собственных средств. У большинства производственных компаний доходность собственных средств, вложенных в основную деятельность, многократно превышает стоимость стороннего финансирования. Это означает, что использование собственных средств на приобретение техники экономически не оправдано ни по стоимости, ни по срокам. Лизинг позволяет проводить пополнение основных средств, сохраняя чистую прибыль лизингополучателя и не снижая ее финансовой эффективности.

5. Максимальная отсрочка платежа. Лизинг, являясь одной из форм кредитования, предоставляет лизингополучателю рассрочку платежа с погашением долга в течение срока лизинга. При этом, сроки лизинга на российском рынке значительно превышают сроки доступного денежного кредитования.

6. Новый уровень сервиса. При приобретении имущества посредством лизинга лизингополучатель автоматически получает целый комплекс дополнительных услуг по транспортировке, страховому оформлению, государственной регистрации и прочее. Все действия, которые лизингополучателю приходится самостоятельно осуществлять в случае закупки техники на собственные или кредитные средства, при лизинге выполняется специалистами лизинговой компании.

7. Улучшение структуры финансовой отчетности. Имущество в лизинге, как правило, отражается на балансе лизинговой компании, и не ухудшает показатели ликвидности лизингополучателя за счет изменения соотношения текущих и долгосрочных активов. В учете лизингополучателя обязательства по лизингу отражаются на забалансовых счетах.

8. Сохранение существующих кредитных линий. Лизинг позволяет лизингополучателю пользоваться имуществом на кредитной основе, не изменяя при этом использование открытых ему банками кредитных линий. Таким образом, лизинг увеличивает возможность привлечения заемных средств, срочность которых, как правило, значительно меньше сроков полной амортизации оборудования .

Кроме того, причиной широкого распространения лизинга в развитых странах является ряд его преимуществ перед обычной ссудой или покупкой за счет собственных средств (табл.2).

Таблица 2 - Преимущества лизинга

Международная практика

Российская специфика

Относительно более дешевый вид финансирования капитальных затрат

За счет эффекта масштаба и/или положения на рынке лизинговая компания может получить финансирование по более низким ставкам либо предложить более выгодные финансовые условия.

Часто российские лизинговые компании создаются ФПГ, либо банками для целей модернизации компаний группы или оптимизации налогообложения. В результате их кредитный рейтинг может уступать рейтингам потенциальных лизингополучателей.

Экономический эффект от использования налоговых льгот.

Снижение базы по налогу на прибыль и налога на имущество.

Относительная гибкость как инструмента средне - и долгосрочного финансирования

Международная практика

Российская специфика

Лизинг предполагает 100% -е финансирование инвестиционного проекта и не требует немедленного начала платежей. Арендные платежи обычно начинаются после поставки имущества арендатору.

Многие лизинговые компании требуют от своих клиентов одну или несколько из следующих форм обеспечения:

аванс (обычно 15% -30% от закупочной стоимости лизингового имущества), депозит или другое доп. обеспечение.

Не требуется дополнительного залога или прочих ограничений на деятельность лизингополучателя (ограничение на дальнейшие заимствования).

Многие лизинговые компании требуют гарантии (поручительства) третьих лиц, залог активов или дополнительное страхование.

Возможность снижения валютных рисков за счет фиксации ставок по лизингу.

Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя. Арендатор имеет возможность постоянного обновления своего парка оборудования.

* Источник:

Недостатки лизинга представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Недостатки лизинга

Международная практика

Российская специфика

Относительная негибкость условий лизинга

Обычно фиксированные ставки лизинга (проявляется при снижении рыночных ставок).

В практике иногда используются плавающие ставки и гибкие графики лизинговых платежей - в соответствии с особенностями денежного потока лизингополучателя.

Ограничения, которые лизингодатель может наложить на использование имущества.

Иногда лизингодатель накладывает дополнительные ограничивающие условия (срок лизинга, нормы использования).

При устаревании объекта лизинга до окончания действия лизингового договора, лизингополучатель продолжает платить арендные платежи до конца контракта.

Налоговые последствия

Налоговые льготы при лизинге могут быть меньше, чем аналогичные льготы при осуществлении капитальных затрат за счет собственных средств.

Возможная задержка с возвратом НДС лизингодателем.

Источник:

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Лизинг позволяет предприятию использовать в денежном обороте средства другого предприятия на долгосрочной основе. Данная форма финансирования осуществляется через лизинговую компанию, приобретающую для третьего лица право собственности на имущество и отдающего его в аренду на определенный срок. Особую роль играет лизинг в техническом перевооружении предприятий.

Положительной характеристикой финансового лизинга является более упрощенная процедура оформления кредита в сравнении с банковской. Как свидетельствует современный отечественный и зарубежный опыт, при лизинговом соглашении объем затрат времени и перечень необходимой для представления финансовой документации существенно ниже, чем при оформлении договора с банком о предоставлении долгосрочного кредита. В значительной степени этому соответствует строго целевое использование полученного кредита и надежное его обеспечение;

Кроме того, финансовый лизинг не требует формирования в организации фонда погашения основного долга в связи с постепенностью амортизации объекта лизинга. Поскольку при финансовом лизинге обслуживание основного долга и амортизация лизингуемого актива осуществляются одновременно (т.е. включены в состав лизинговых платежей), по окончании лизингового периода стоимость основного долга по лизингуемому активу сводится к нулю. Это избавляет организацию от необходимости отвлечения собственных финансовых ресурсов на формирование фонда погашения,

Перечисленные кредитные аспекты финансового лизинга позволяют рассматривать его как достаточно привлекательный кредитный инструмент в процессе привлечения организации заемного капитала для обеспечения экономического развития фирмы.

Лизинг в условиях российской экономики весьма выгоден по сравнению с покупкой машин и оборудования в кредит еще и тем, что он значительно сокращает инвестиционные риски. Обстоятельство прежде всего связано с тем, что оборудование, взятое в лизинг, гораздо труднее использовать не по назначению, чем кредит. А в случае банкротства лизингополучателя лизингодатель вообще ничего не теряет. Если кредитору для того, чтобы получить свои деньги, требуется пройти всю длительную процедуру банкротства, то принадлежащая лизингодателю высоколиквидная техника может быть им сразу же продана или передана другому лизингополучателю.

Основными недостатками лизинга являются:

1. На лизингодателя ложится риск морального старения оборудования и получения лизинговых платежей, а для лизингополучателя стоимость лизинга больше, чем цена покупки или банковского кредита. Поэтому лизинговой сделке предшествует большая предварительная работа по ее экспертизе.

2. Лизингополучатель, не являющийся собственником своих основных средств, не может предоставить их в качестве залога в случае необходимости банковского займа, что снижает его шансы к получению такого займа на более выгодных условиях.

3. Лизингодатель, не имеющий "дешевых" и стабильных источников финансовых средств, подвержен риску внезапного изменения процентных ставок по кредитам, которые он вынужден брать для финансирования инвестиций лизингополучателя, что удорожает и стоимость лизингового контракта. Этот риск нейтрализуется, если лизинговая компания является филиалом крупного банка.

Тем не менее положительных моментов, присущих лизингу, намного больше, чем отрицательных, а исторический опыт развития лизинга во многих странах подтверждает его важную роль в обновлении производства, расширении сбыта продукции и активизации инвестиционной деятельности. Особенно привлекательным лизинг становится с введением налоговых и амортизационных льгот.

2. Основные проблемы осуществления лизинговых операций

2.1 Анализ лизинговых операций в России в 2012-2013 годах

Лизинг является одним из наиболее прогрессивных методов финансирования производства, способным открыть современным организациям доступ к самой передовой технике. Для успешного развития, выработки инвестиционной стратегии, лизинговой организации необходимо понимание ситуации на российском рынке в данной отрасли, понимание основных проблем и собственных перспектив.

В данной главе обобщены статистические данные по развитию лизинга в России. Выполнен сравнительный анализ тенденций развития лизинга в Европе и России, определены проблемы и перспективы развития лизинга.

Результаты исследования могут быть использованы лизинговыми компаниями при разработке стратегии своего развития, оценке перспектив роста, выборе наиболее перспективных направлений деятельности.

Лизинг занял достойное место в экономике Российской Федерации наряду с другими финансовыми институтами. По объемам лизинговых сделок России занимает 6-е место в Европе, приближаясь к таким признанным мировым лидерам в этой сфере, как Великобритания, Италия, Франция и Германия. Объемы лизинга в России растут очень быстрыми темпами. Как видно из таблицы 2.1 темпы роста объема лизинговых сделок, за исключением кризисного 2008 г., возрастают, хотя и не достигли докризисного уровня (в 2007 г. они составляли 247,1%, а в 2012 г. 163,6 %).

Средний темп роста объемов лизинговых сделок за период с 2005 по 2013 гг. составил 149,5%, что значительно выше темпов роста ВВП (средний темп роста ВВП за аналогичный период составил 104,7%), и темпов роста инвестиций в основной капитал (122, 29%). Эти данные наглядно говорят об экономической привлекательности лизинговой отрасли и ее перспективах.

Таблица 4 - Сравнительные данные о темпах роста объемов лизинга и ряда макроэкономических показателей в 2005-2013 гг.

Объемы лизинговых сделок, в млрд. руб.

Темпы роста (цепные), в %

Индексы физического объема ВВП, в %

Средняя рентабельность организаций, в %

Темпы роста инвестиций в основной капитал, в %

Степень износа основных фондов на конец года, в %

Источник:

Еще одним фактором, влияющим на перспективы развития лизинговой отрасли, является высокая степень износа основных фондов в России, которая на конец 2012 г. составила 47,1%. Данный фактор свидетельствует о колоссальном потенциале развития лизинговой отрасли. При этом доля лизинга в ВВП России в 2012 году составляла всего 0,81%.

Результаты исследования позволили выявить основные проблемы, препятствующие развитию лизинга в России: низкая платежеспособность клиентов и связанный с ней спрос на лизинговые услуги со стороны потенциальных клиентов; концентрация финансовых ресурсов в московском регионе; недостаточный объем государственных инвестиций в рынок лизинга.

Еще одну проблему развития лизинговой отрасли наглядно подтверждают результаты опроса, проведенного Федеральной службой статистики. Основной проблемой для развития лизинговой деятельности, является несовершенство нормативно-правовой базы. Данный фактор в качестве основного выделили в 2010 г. 64,1 % респондентов, а в 2011 г. - 50,5%.

В ходе исследования была выполнена балльная оценка (по десятибалльной шкале) состояния лизинга в России и Европе (табл. 5).

Таблица 5 - Балльная оценка состояния лизинга в России и Европе.

Показатель сравнения

Рыночная концентрация лизинга

Платежеспособность клиентов

Спрос на лизинговые услуги со стороны клиентов

Доля лизинга в ВВП страны

Государственное инвестирование в рынок лизинга

Доля лизинга в общем объёме инвестиций в основные средства

Источник:

Оценка показывает, что ситуация в Европе более благоприятна для развития лизинга, прежде всего благодаря более высокому уровню платежеспособности потенциальных клиентов, системе государственного регулирования лизингового рынка.

Темпы прироста сделок на рынке лизинга за 2011 год, как и предполагалось, снизились, в то же время составив внушительные 79,3% (против 130,2% годом ранее). Объем нового бизнеса за год достиг суммы в 1,3 трлн. руб., полностью оправдав прогноз "Эксперт РА" (см. Эксперт №39 от 3.10.2011).

Совокупный лизинговый портфель на 01.01.2012 составил 1,86 трлн. рублей (таблица 2.3). Сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС достигла 741 млрд рублей (18 млрд евро).

Таблица 6 - Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели

Объем нового бизнеса, млрд руб.

Темпы прироста, %

Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб.

Темпы прироста, %

Объем профинансированных средств, млрд руб.

Темпы прироста, %

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб.

Темпы прироста, %

Номинальный ВВП России, млрд руб. (по данным Росстата)

Доля лизинга в ВВП, %

Источник :

Доля сделок четвертого квартала в годовой сумме сделок составила 29% вместо традиционных 40%. Такое снижение обусловили как проведение ряда крупных разовых сделок в третьем квартале года (например, продажа Первой и Второй грузовых компаний), так и несвойственное для лизингового рынка замедление темпов роста к концу года в связи с нестабильностью на рынках капитала и ростом ставок фондирования.

Повышение ставок по кредитам в условиях, когда кредиты банков занимают 60-75% в источниках фондирования лизинговых компаний, существенно бьет по марже лизингодателей и доступности лизинговой услуги. Обусловить повышение ставок могут, в частности, изменения в нормативных документах ЦБ РФ - инструкции 110-И (в части формирования резервов) и положении 254-П. Подобного повышения смогут избежать лизингодатели, имеющие индивидуальный рейтинг или безупречные финансовые показатели.

Тройка лидеров рынка по объему новых сделок в 2012 году - "ВЭБ-Лизинг", "ВТБ-Лизинг" и "Сбербанк Лизинг". В сумме на данные компании пришлось 43% объема новых сделок (в 2010-м - 41,1%). Крупнейшей лизинговой компанией России по объему портфеля и сумме полученных платежей стала компания ВТБ Лизинг .

В 2012 году на фоне роста объемов сделок и высокого спроса на лизинг лизингодатели активно расширяли филиальные сети - число филиалов выросло примерно на 30%. Но, даже несмотря на это, доля Москвы в структуре новых сделок не только не снизилась, но даже немного выросла - на 3,7 п. п. до 42,1%.

Доли прочих федеральных округов в географическом распределении сделок изменились незначительно, за исключением Санкт-Петербурга и Уральского ФО. Доля Санкт-Петербурга сократилась на 5,8 п. п., а доля Уральского федерального округа, наоборот, выросла на 9,3 п. п. (данное перераспределение долей сложилось еще в первом полугодии 2012 года и сохранилось до конца года).

Рис унок 2 - Географическое распределение объема новых сделок

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. У лизинговой отрасли в России очень большие перспективы. Перспективы ее развития обусловлены высоким уровнем износа основных средств, налоговыми льготами, темпами экономического роста, малой долей лизинга в ВВП. Серьезными проблемами являются несовершенство правовой базы в данной сфере, рост конкуренции, низкая платежеспособность клиентов, концентрация финансовых ресурсов в московском регионе.

2.2 Проблемы осуществления лизинговых операций

Рассмотрим основные проблемы осуществления лизинговых операций.

Основным фактором, тормозящим развитие лизинга в России, было и остается отсутствие промышленной политики государства в отношении лизинга.

Лизинг - это, прежде всего финансовый инструмент. Инструмент всегда необходим для реализации чего-либо. Но лизинг это еще инструмент инвестиционный, а значит, может и должен служить инструментом инвестиционной политики. Если государству для реализации своей промышленной политики и, прежде всего, для обновления значительно устаревших основных фондов в тех или иных отраслях экономики, необходим лизинг, то и отношение к нему как к финансовому инструменту должно быть соответствующим. Должно быть понятно, что государство стремится к обновлению оборудования и стимулирует развитие лизинга как эффективное средство для решения этой задачи. При этом стимулирование абсолютно не означает развитие только государственного лизинга через его бюджетное финансирование. Напротив, лизинг как инвестиционный инструмент открывает значительные перспективы привлечения не бюджетных инвестиций в обновление основных фондов .

Стимулировать же можно, например, спрос на лизинг в тех или иных отраслях экономики. В любом случае, промышленная политика государства должна быть понятна лизинговому бизнесу, а лизинг государству в этом деле поможет.

Значительные сложности с финансированием проектов продолжают испытывать "не при банковские" лизинговые компании или не кэптивные.

Банки крайне неохотно финансируют сторонние лизинговые компании, а объем такого финансирования не вселяет оптимизма. Не случайно значительное число устойчивых лизинговых компаний, проекты которых кредитными учреждениями эффективно финансируются, все чаще становятся подразделениями этих банков, а лизинговые проекты разновидностью банковского продукта. Это в свою очередь зачастую сужает возможности лизинга.

Одной из важнейших проблем, развития лизинга в России является сложившаяся негативная практика, связанная с реализацией имущественных прав лизинговых компаний. С одной стороны, в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет место бесспорное право собственности лизинговых компаний на передаваемое в лизинг имущество, вплоть до выплаты последнего лизингового платежа лизингополучателем.

С другой стороны, в случае дефолта лизинговой сделки (лизингополучатель прекратил выплачивать лизинговые платежи, и договор расторгается), а лизингополучатель отказывается добровольно возвращать лизинговое имущество, имущественное право лизинговой компании крайне сложно реализовать. Это становится возможным только через суд. Арбитражное производство растягивается на год и более (с момента расторжения договора и до получения исполнительного листа). Лизинговое имущество в этот период, как правило, в полном объеме эксплуатируется, а его стоимость к моменту изъятия приближается к нулю.

Следует отметить также, что в процессе арбитражного производство судьи практически всегда отказывают лизинговой компании в применении в отношении лизингового имущества обеспечительных мер, таких как запрет на его эксплуатацию, передачу на ответственное хранение и т.д.

Таким образом, можно говорить о крайне сложной ситуации с реализаций имущественных прав лизинговой компании, если лизингополучателем оказывается недобросовестная компания. Речь здесь идет как о пробелах в законодательстве (невозможность применения законных методов внесудебного порядка изъятия лизингового имущества - исполнительная надпись нотариуса, механизм судебного приказа), так и о правоприменительной практике на местах.

Как уже говорилось, арбитражное производство в связи с изъятием лизингового имущества - довольно длительный процесс. В этот период в отношении лизингового имущества со стороны имеют место деяния, которые вполне можно квалифицировать как уголовные. Например, имущество может незаконно продаваться или скрывается от собственника. Однако органы внутренних дел, в большинстве случаев заявления от потерпевшей стороны (лизинговой компании) не принимают и трактуют подобные деяния как спор хозяйствующих субъектов.

Проблема судебных разбирательств между лизинговыми компаниями и налоговыми органами по вопросам правомерности применения налоговых вычетов по НДС. При этом основным мотивом отказов в принятии к зачету или возмещению из бюджета сумм НДС является неуплата в бюджет НДС контрагентами лизинговых компаний (поставщиками лизингового оборудования). Налоговыми органами перекладывается ответственность за третьих лиц на лизинговые компании .

Подавляющее число судов различных инстанций принимают решения в пользу лизинговых компаний, что не меняет в основном позиции налоговых органов:

Негативная арбитражная практика при вынесении решений по искам лизинговых компаний к недобросовестным лизингополучателям, с требованием о полной выплате лизинговых платежей в соответствии законодательством и условиями договора лизинга. Лизинговые платежи перестали уплачиваться в середине срока договора лизинга. Договор лизинга расторгнут. Лизинговое имущество изъято. Лизинговая компания подает иск к лизингополучателю о выплате не уплаченных лизинговых платежей в соответствии с договором лизинга. Лизингополучатель подает встречный иск к лизинговой компании возврате полной стоимости лизингового имущества, на основании того, что имущество возвращено, а в составе частично уплаченных лизинговых платежей присутствует его выкупная стоимость.

Таким образом создается ситуация способствующая прямым злоупотреблениям лизингополучателей. Можно, например, взять, в лизинг имущество. Использовать его, допустим, год-два. Затем вернуть это имущество лизинговой компании, и взыскать через суд полную стоимость имущества Прецедентных решений в пользу лизингополучателей еще не принималось. Но уже неоднократно подобные дела рассматривались Президиумом ВАС. Дела возвращаются в суды первой инстанций, а мотивировочная часть решений ВАС не вселяет оптимизма. Экономическая сущность лизинговой сделки не принимается в расчет. А прецедентное решение, окажет крайне негативное влияние на всю лизинговую отрасль.

Не первый год в Основных направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, публикуемых Минфином России поднимается вопрос об отмене основной преференции в российском лизинге - права применения ускорения амортизации лизингового имущества с коэффициентом не выше 3. Механизм ускорения амортизации лизингового имущества был введен в Российской Федерации в связи острой необходимостью обновления основных фондов практически во всех отраслях экономики. Если же говорить о малом и среднем бизнесе, то здесь, лизинг является зачастую единственной возможностью, для старта своей деятельности или обновления оборудования.

Подкомитет по лизингу неоднократно проводил мероприятия посвященные проблеме возможной отмены ускоренной амортизации в лизинге, в том числе в Государственной Думе Российской Федерации. Были подготовлено финансово-экономическое обоснование позиции лизингового сообщества по данному вопросу. Можно говорить о том, что бюджет государства ничего не выигрывает в случае отмены ускоренной амортизации в лизинге, в долгосрочной перспективе - значительно проигрывает по все налогам от лизинга. А вот негативное влияние на лизинг будет трудно переоценить. Речь может идти о значительном сокращении объемов вновь заключаемых лизинговых сделок, что приведет к проблемам всей отрасли.

Проблема с возмещением НДС стала не только преградой для иностранных лизингодателей, но в первую очередь стала крупной помехой для российских лизинговых компаний. Суть проблемы состоит в том, что налоговые органы всеми способами противостоят осуществлению лизинговыми компаниями их законного права на принятие к вычету и возмещение НДС из бюджета.

Другая причина замедления роста рынка, по-видимому, состоит в исчерпании возможностей быстрого экстенсивного роста в наиболее привлекательных сегментах, таких, как автолизинг и лизинг подвижного состава. Для дальнейшего роста становится необходимым принципиальное совершенствование лизинговых продуктов, освоение новых ниш рынка.

Первая стадия - это краткосрочная аренда, предполагающая возврат имущества арендатору в конце срока договора. Вторая стадия предполагает осуществление сделок классического финансового лизинга с полной окупаемостью и передачей права собственности лизингополучателю в конце срока договора. Обычно эта стадия развития рынка длится не более 5-7 лет.

На третьей стадии осуществляется "креативный" финансовый лизинг. Лизингодатель разрабатывает и организует разнообразные формы сделок, появляется многовариантность в применении опционов на передачу права собственности на имущество. В период нахождения рынка на этом этапе наблюдается наибольшая динамика роста объемов операций и доли лизинга в общем объеме капитальных инвестиций. На первых трех стадиях развития находятся лизинговые рынки практически всех развивающихся стран. Четвертая стадия проходит под знаком оперативного лизинга. Появляются новые, нестандартные лизинговые технологии, увеличивается набор требований со стороны лизингополучателей, заканчивается формирование вторичного рынка оборудования по большинству позиций. В итоге условия лизинговых договоров в значительной степени отстраиваются под индивидуальные требования клиентов. Распространяются сделки с дополнительными условиями (установкой, введением в эксплуатацию и предоставлением инжиниринговых и логистических услуг). К своим функциям лизингодатели добавляют управление активами, ремаркетинг и работу на рынке бывшего в эксплуатации имущества. Для этой стадии характерна стабилизация основных показателей рынка. Темпы роста объемов операций совпадают с темпами роста капитальных инвестиций в стране, стабилизируется показатель доли лизинга в инвестициях.

На пятой стадии появляются разнообразные новые и усложняются уже известные продукты. Например, возникает выбор среди опционов на передачу права собственности (пут, кол, право на внесение дополнений, досрочное прекращение или продление договора, замена оборудования на новое и пр.).

Здесь также возникают такие возможности для финансирования, как секьюритизация лизингового портфеля, венчурный лизинг, лизинг в комплексе с другими формами финансирования. К странам на этом этапе развития относятся Германия, Великобритания, Япония, Австралия.

Шестая стадия определяется значительной консолидацией лизингового бизнеса в стране, которая принимает форму слияний, поглощений, создания совместных предприятий, реализации совместных проектов, обмена акциями и пр. Этому этапу присуще также значительное снижение лизинговой маржи, что и заставляет лизингодателей искать пути повышения эффективности бизнеса, в том числе путем расширения международного сегмента своего бизнеса. На этом этапе сейчас находится самый старый лизинговый рынок - рынок США.

Очевидно, что с точки зрения приведенной классификации этапов развития рынка российский рынок лизинга находится на третьем этапе. При этом необходимо отметить, что сегменты российского рынка лизинга (по типам предметов лизинга) весьма разнородны и характеризуются разным уровнем развития. Поэтому наиболее точно будет сказать, что отдельные сегменты находятся лишь на втором этапе развития, характеризующимся простейшими схемами сделок (это присуще сегментам с низкой конкуренцией или небольшими объемами сделок), некоторые - на третьем этапе (большинство сегментов по видам имущества), а некоторые уже на четвертом этапе развития.

В частности, сегменты лизинга автотранспорта и железнодорожного подвижного состава демонстрируют основные признаки четвертого этапа развития: усложнение лизинговых продуктов, распространение сделок оперативного лизинга, появление "креативных" лизинговых продуктов, таких, как лизинг автотранспорта для физических лиц и лизинг с полным набором услуг по сопровождению автопарка. Этим сегментам присущи также высокая конкуренция и стабилизация лизинговых ставок, наличие довольно развитого вторичного рынка .

Рост конкуренции в наиболее привлекательных сегментах, усложнение лизинговых продуктов, очевидно, будут сопровождаться замедлением роста в этих сегментах. В значительной степени росту конкуренции будет способствовать увеличение присутствия иностранных лизингодателей в этих сегментах. Однако это позволит лизинговым компаниям вывести свои услуги на новый качественный уровень.

3. Перспективы лизинга как метода инвестирования предприятий в России

В ведущих странах мира лизинговые операции составляют до 73 совокупных инвестиций, а их объем в среднем ежегодно увеличивается на 12-13%. В России же доля лизинговых операций в инвестициях остается очень низкой (по разным оценкам, от 1 до 6%). При этом определенные направления лизинговой деятельности находятся в начальной стадии развития: слабо используется лизинг при осуществлении инвестиций в недвижимость, почти не применяются оперативный, возвратный виды лизинга.

Развитию лизингового рынка в российской экономике способствует множество факторов, среди которых следует отметить:

ускорение темпов обновления техники и технологии, потребность в более совершенном оборудовании, необходимость замены старого производственного оборудования на более современные образцы;

физический и моральный износ основных средств, не удовлетворяющих современным стандартам качества и безопасности;

усложнение и удорожание сервисного обслуживания новой техники, ограничивающие его осуществление самими пользователями;

увеличение дифференциации выпускаемой продукции и расширение потребности не постоянного, а временного использования дорогостоящей специализированной техники;

недостаток собственного капитала и распространенная недоступность традиционных источников инвестирования для малого и среднего бизнеса .

Однако, несмотря на положительные факторы развития, российский рынок лизинга имеет ряд характерных проблем. На данный момент существует практическая невозможность использования лизинга в некоторых отраслях российской экономики. Данная тенденция наиболее ярко проявляется в судостроении, доля сегмента в лизинговом портфеле которого на 01.01.2011 составила всего 2,0%. Эксперты отмечают, что лизинг в российском судостроении практически не работает, что является одной из основных причин упадка всей отрасли. Чтобы сдвинуть дело с мёртвой точки, сейчас разрабатывается проект правительственного постановления, согласно которому государственное субсидирование ставок по лизинговым платежам должно увеличится с двух третей до 90% от ставки рефинансирования ЦБ, а его сроки с 3 до 8 лет. Однако, главной проблемой тормозящей развитие лизинга, является ограничение по сумме лизингового контракта, которая должна составлять не менее 2 млрд. рублей. Поднять такую сумму смогут только крупные судовладельцы, лизинг же жизненно необходим компаниям меньшего масштаба, которые не способны привлекать достаточные кредитные средства.

На сегодняшний день спорным является вопрос о сохранении ускоренной амортизации для лизингового имущества. В случае её отмены, рынок лизинга в 2013-2014 годах сократится в два-три раза, в случае сохранения, наоборот прирост объёма новых сделок в 2013 году составит 40-50% и достигнет 1-1,1 трлн. Рублей .

Но государственное регулирование и поддержка отдельных экономических отраслей это не единственный способ решить проблемы российского лизингового рынка. Мировой финансовый кризис и его последствия в 2008-2009 годах проверил лизингодателей на прочность, которые столкнулись с массой новых трудностей, которых раньше не испытывали в силу молодости отечественного лизингового рынка.

Кумулятивный эффект от кризиса ликвидности в банках и ограничений с финансированием, резкого ухудшения платёжной дисциплины лизингополучателей, реализация масштабных валютных рисков привёл к сокращению рынка на 68% за два года. Возникшие проблемы заставили компании переключить внимание с наращивания объёмов бизнеса на управление рисками уже имеющегося лизингового портфеля. Резко увеличилось число компаний, организовавших в своей структуре отдельное подразделение по управлению рисками, компании, у которых подразделение риск-менеджмента в начале кризиса уже существовало, вводили дополнительные процедуры управления рисками и разрабатывали новые регламентирующие документы. Именно внимательное отношение к риск-менеджменту позволит российским лизинговым компаниям выйти на новый уровень развития, сохранив и преумножив собственные активы.

Лизинговый бизнес в России осуществляется в сложных условиях. Прежде всего это связано с низким уровнем кредитоспособности предприятий, высокой стоимостью и трудностями получения долгосрочных кредитов. К числу факторов, объективно тормозящих развитие лизинга, также относятся острая нехватка стартового капитала для организации лизинговых компаний; неразвитость инфраструктуры лизингового рынка, в частности, дефицит услуг по юридической, консультационной и информационной поддержке участников рынка; неблагоприятный (для лизинга) налоговый режим; недостаток квалифицированных кадров для лизинговой деятельности и отсутствие системы их подготовки. В целом масштабы лизинговых операций в России не отвечают реальным потребностям. Между тем лизинг мог бы стать важным фактором преодоления инвестиционного кризиса и модернизации производства. Так, по расчетам специалистов, лизинг отечественных воздушных судов мог бы позволить российским авиакомпаниям к 2010 г. на 95% обновить парк самолетов.

Количества лизинговых компаний, которые работают на российском рынке, сегодня явно недостаточно: их как минимум должно быть на порядок больше. Российские компании далеки от того, чтобы использовать все разнообразие лизинговых операций в полной мере. К числу основных проблем, тормозящих развитие лизинга, специалисты относят следующие:

Подобные документы

    Лизинг как инструмент и форма инвестиционной деятельности. Виды лизинга и механизм лизинговых сделок. Основные требования к сделке по финансовому лизингу и этапы ее заключения. Преимущества и недостатки лизинга. Методики расчета лизинговых платежей.

    курсовая работа , добавлен 27.07.2011

    Состояние и перспективы развития лизинга в РК и странах СНГ. Экономическая сущность лизинга. Бухгалтерский учет и налогообложение. Таможенное и валютное регулирование лизинговых операций, страхование лизинговых операций. Инвестиционные аспекты лизинга.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2008

    Лизинговые операции. Объекты и субъекты лизинга. Виды лизинга. Преимущества и недостатки лизинга. Расчет лизинговых платежей. Применение лизинга на предприятии ООО "Каркаде". Разработка рекомендаций по улучшению лизинговых операций на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2007

    Понятие инвестиционного проекта. Формы лизинговых операций. Экономическое содержание лизинга, его преимущества и недостатки. Правовое регулирование лизинговой деятельности. Актуальные проблемы управления финансами и рисками в лизинговых компаниях.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2011

    Определение лизинга, его объекты, субъекты и анализ основных преимуществ. Краткая характеристика лизинга как инструмента долгосрочного финансирования. Значение лизинга как метода инновационного инвестирования. Проблемы и пути совершенствования лизинга.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2010

    Сущность лизинга и его виды. Лизинг как источник финансирования коммерческих организаций. Развитие лизинговых услуг в Республике Беларусь. Источники финансирования лизинговых сделок. Преимущество лизинга по сравнению с другими способами инвестирования.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2012

    Определение сущности и видов лизинговых операций. Изучение и характеристика организационно-экономических аспектов развития рынка лизинга в России. Ознакомление с особенностями финансового лизинга. Анализ основных факторов влияния на рынок лизинга.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2017

    Организационно-методические проблемы оценки эффективности применения лизинговых схем как инвестиционных проектов. Классификация основных видов лизинга, его преимущества и недостатки. Современное состояние и перспективы развития аренды и лизинга в России.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2009

    Правовые аспекты лизинговой деятельности в России. Основные понятия лизинга. Виды лизинговых сделок и расчет их эффективности, преимущества и недостатки лизинга. Практические аспекты заключения договора лизинга. Лизинговые платежи и порядок их расчета.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2010

    Анализ преимуществ лизинга по сравнению с традиционными формами субсидирования предприятия, его виды и области применения. Характер и состав лизинговых платежей. Рынок лизинга в современных условиях. Проблемы, сдерживающие развитие лизинговых услуг.

Лизинг и проблемы его осуществления

2.2 Проблемы осуществления лизинговых операций

Рассмотрим основные проблемы осуществления лизинговых операций.

Основным фактором, тормозящим развитие лизинга в России, было и остается отсутствие промышленной политики государства в отношении лизинга.

Лизинг - это, прежде всего финансовый инструмент. Инструмент всегда необходим для реализации чего-либо. Но лизинг это еще инструмент инвестиционный, а значит, может и должен служить инструментом инвестиционной политики. Если государству для реализации своей промышленной политики и, прежде всего, для обновления значительно устаревших основных фондов в тех или иных отраслях экономики, необходим лизинг, то и отношение к нему как к финансовому инструменту должно быть соответствующим. Должно быть понятно, что государство стремится к обновлению оборудования и стимулирует развитие лизинга как эффективное средство для решения этой задачи. При этом стимулирование абсолютно не означает развитие только государственного лизинга через его бюджетное финансирование. Напротив, лизинг как инвестиционный инструмент открывает значительные перспективы привлечения не бюджетных инвестиций в обновление основных фондов .

Стимулировать же можно, например, спрос на лизинг в тех или иных отраслях экономики. В любом случае, промышленная политика государства должна быть понятна лизинговому бизнесу, а лизинг государству в этом деле поможет.

Значительные сложности с финансированием проектов продолжают испытывать "не при банковские" лизинговые компании или не кэптивные.

Банки крайне неохотно финансируют сторонние лизинговые компании, а объем такого финансирования не вселяет оптимизма. Не случайно значительное число устойчивых лизинговых компаний, проекты которых кредитными учреждениями эффективно финансируются, все чаще становятся подразделениями этих банков, а лизинговые проекты разновидностью банковского продукта. Это в свою очередь зачастую сужает возможности лизинга.

Одной из важнейших проблем, развития лизинга в России является сложившаяся негативная практика, связанная с реализацией имущественных прав лизинговых компаний. С одной стороны, в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет место бесспорное право собственности лизинговых компаний на передаваемое в лизинг имущество, вплоть до выплаты последнего лизингового платежа лизингополучателем.

С другой стороны, в случае дефолта лизинговой сделки (лизингополучатель прекратил выплачивать лизинговые платежи, и договор расторгается), а лизингополучатель отказывается добровольно возвращать лизинговое имущество, имущественное право лизинговой компании крайне сложно реализовать. Это становится возможным только через суд. Арбитражное производство растягивается на год и более (с момента расторжения договора и до получения исполнительного листа). Лизинговое имущество в этот период, как правило, в полном объеме эксплуатируется, а его стоимость к моменту изъятия приближается к нулю.

Следует отметить также, что в процессе арбитражного производство судьи практически всегда отказывают лизинговой компании в применении в отношении лизингового имущества обеспечительных мер, таких как запрет на его эксплуатацию, передачу на ответственное хранение и т.д.

Таким образом, можно говорить о крайне сложной ситуации с реализаций имущественных прав лизинговой компании, если лизингополучателем оказывается недобросовестная компания. Речь здесь идет как о пробелах в законодательстве (невозможность применения законных методов внесудебного порядка изъятия лизингового имущества - исполнительная надпись нотариуса, механизм судебного приказа), так и о правоприменительной практике на местах.

Как уже говорилось, арбитражное производство в связи с изъятием лизингового имущества - довольно длительный процесс. В этот период в отношении лизингового имущества со стороны имеют место деяния, которые вполне можно квалифицировать как уголовные. Например, имущество может незаконно продаваться или скрывается от собственника. Однако органы внутренних дел, в большинстве случаев заявления от потерпевшей стороны (лизинговой компании) не принимают и трактуют подобные деяния как спор хозяйствующих субъектов.

Проблема судебных разбирательств между лизинговыми компаниями и налоговыми органами по вопросам правомерности применения налоговых вычетов по НДС. При этом основным мотивом отказов в принятии к зачету или возмещению из бюджета сумм НДС является неуплата в бюджет НДС контрагентами лизинговых компаний (поставщиками лизингового оборудования). Налоговыми органами перекладывается ответственность за третьих лиц на лизинговые компании .

Подавляющее число судов различных инстанций принимают решения в пользу лизинговых компаний, что не меняет в основном позиции налоговых органов:

Негативная арбитражная практика при вынесении решений по искам лизинговых компаний к недобросовестным лизингополучателям, с требованием о полной выплате лизинговых платежей в соответствии законодательством и условиями договора лизинга. Лизинговые платежи перестали уплачиваться в середине срока договора лизинга. Договор лизинга расторгнут. Лизинговое имущество изъято. Лизинговая компания подает иск к лизингополучателю о выплате не уплаченных лизинговых платежей в соответствии с договором лизинга. Лизингополучатель подает встречный иск к лизинговой компании возврате полной стоимости лизингового имущества, на основании того, что имущество возвращено, а в составе частично уплаченных лизинговых платежей присутствует его выкупная стоимость.

Таким образом создается ситуация способствующая прямым злоупотреблениям лизингополучателей. Можно, например, взять, в лизинг имущество. Использовать его, допустим, год-два. Затем вернуть это имущество лизинговой компании, и взыскать через суд полную стоимость имущества Прецедентных решений в пользу лизингополучателей еще не принималось. Но уже неоднократно подобные дела рассматривались Президиумом ВАС. Дела возвращаются в суды первой инстанций, а мотивировочная часть решений ВАС не вселяет оптимизма. Экономическая сущность лизинговой сделки не принимается в расчет. А прецедентное решение, окажет крайне негативное влияние на всю лизинговую отрасль.

Не первый год в Основных направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, публикуемых Минфином России поднимается вопрос об отмене основной преференции в российском лизинге - права применения ускорения амортизации лизингового имущества с коэффициентом не выше 3. Механизм ускорения амортизации лизингового имущества был введен в Российской Федерации в связи острой необходимостью обновления основных фондов практически во всех отраслях экономики. Если же говорить о малом и среднем бизнесе, то здесь, лизинг является зачастую единственной возможностью, для старта своей деятельности или обновления оборудования.

Подкомитет по лизингу неоднократно проводил мероприятия посвященные проблеме возможной отмены ускоренной амортизации в лизинге, в том числе в Государственной Думе Российской Федерации. Были подготовлено финансово-экономическое обоснование позиции лизингового сообщества по данному вопросу. Можно говорить о том, что бюджет государства ничего не выигрывает в случае отмены ускоренной амортизации в лизинге, в долгосрочной перспективе - значительно проигрывает по все налогам от лизинга. А вот негативное влияние на лизинг будет трудно переоценить. Речь может идти о значительном сокращении объемов вновь заключаемых лизинговых сделок, что приведет к проблемам всей отрасли.

Проблема с возмещением НДС стала не только преградой для иностранных лизингодателей, но в первую очередь стала крупной помехой для российских лизинговых компаний. Суть проблемы состоит в том, что налоговые органы всеми способами противостоят осуществлению лизинговыми компаниями их законного права на принятие к вычету и возмещение НДС из бюджета.

Другая причина замедления роста рынка, по-видимому, состоит в исчерпании возможностей быстрого экстенсивного роста в наиболее привлекательных сегментах, таких, как автолизинг и лизинг подвижного состава. Для дальнейшего роста становится необходимым принципиальное совершенствование лизинговых продуктов, освоение новых ниш рынка.

Первая стадия - это краткосрочная аренда, предполагающая возврат имущества арендатору в конце срока договора. Вторая стадия предполагает осуществление сделок классического финансового лизинга с полной окупаемостью и передачей права собственности лизингополучателю в конце срока договора. Обычно эта стадия развития рынка длится не более 5-7 лет.

На третьей стадии осуществляется "креативный" финансовый лизинг. Лизингодатель разрабатывает и организует разнообразные формы сделок, появляется многовариантность в применении опционов на передачу права собственности на имущество. В период нахождения рынка на этом этапе наблюдается наибольшая динамика роста объемов операций и доли лизинга в общем объеме капитальных инвестиций. На первых трех стадиях развития находятся лизинговые рынки практически всех развивающихся стран. Четвертая стадия проходит под знаком оперативного лизинга. Появляются новые, нестандартные лизинговые технологии, увеличивается набор требований со стороны лизингополучателей, заканчивается формирование вторичного рынка оборудования по большинству позиций. В итоге условия лизинговых договоров в значительной степени отстраиваются под индивидуальные требования клиентов. Распространяются сделки с дополнительными условиями (установкой, введением в эксплуатацию и предоставлением инжиниринговых и логистических услуг). К своим функциям лизингодатели добавляют управление активами, ремаркетинг и работу на рынке бывшего в эксплуатации имущества. Для этой стадии характерна стабилизация основных показателей рынка. Темпы роста объемов операций совпадают с темпами роста капитальных инвестиций в стране, стабилизируется показатель доли лизинга в инвестициях.

На пятой стадии появляются разнообразные новые и усложняются уже известные продукты. Например, возникает выбор среди опционов на передачу права собственности (пут, кол, право на внесение дополнений, досрочное прекращение или продление договора, замена оборудования на новое и пр.).

Здесь также возникают такие возможности для финансирования, как секьюритизация лизингового портфеля, венчурный лизинг, лизинг в комплексе с другими формами финансирования. К странам на этом этапе развития относятся Германия, Великобритания, Япония, Австралия.

Шестая стадия определяется значительной консолидацией лизингового бизнеса в стране, которая принимает форму слияний, поглощений, создания совместных предприятий, реализации совместных проектов, обмена акциями и пр. Этому этапу присуще также значительное снижение лизинговой маржи, что и заставляет лизингодателей искать пути повышения эффективности бизнеса, в том числе путем расширения международного сегмента своего бизнеса. На этом этапе сейчас находится самый старый лизинговый рынок - рынок США.

Очевидно, что с точки зрения приведенной классификации этапов развития рынка российский рынок лизинга находится на третьем этапе. При этом необходимо отметить, что сегменты российского рынка лизинга (по типам предметов лизинга) весьма разнородны и характеризуются разным уровнем развития. Поэтому наиболее точно будет сказать, что отдельные сегменты находятся лишь на втором этапе развития, характеризующимся простейшими схемами сделок (это присуще сегментам с низкой конкуренцией или небольшими объемами сделок), некоторые - на третьем этапе (большинство сегментов по видам имущества), а некоторые уже на четвертом этапе развития.

В частности, сегменты лизинга автотранспорта и железнодорожного подвижного состава демонстрируют основные признаки четвертого этапа развития: усложнение лизинговых продуктов, распространение сделок оперативного лизинга, появление "креативных" лизинговых продуктов, таких, как лизинг автотранспорта для физических лиц и лизинг с полным набором услуг по сопровождению автопарка. Этим сегментам присущи также высокая конкуренция и стабилизация лизинговых ставок, наличие довольно развитого вторичного рынка .

Рост конкуренции в наиболее привлекательных сегментах, усложнение лизинговых продуктов, очевидно, будут сопровождаться замедлением роста в этих сегментах. В значительной степени росту конкуренции будет способствовать увеличение присутствия иностранных лизингодателей в этих сегментах. Однако это позволит лизинговым компаниям вывести свои услуги на новый качественный уровень.

Анализ эффективности лизинговых сделок предприятия на примере ОАО "Сигма"

Использование лизинга в инвестировании

Существует множество классификаций лизинга с позиций приверженцев разных критериев. Попробуем представить наглядно основные из них. Финансовый лизинг характеризуется продолжительным периодом лизингового соглашения. При этом срок...

Лизинг и другие формы долгосрочного финансирования

Лизинг и проблемы его осуществления

Лизинг как инвестиционная деятельность

Современный рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции...

Лизинг как источник формирования основного капитала организации

Использование аванса или залога является широко распространенным положением лизингового договора. Как правило, размер аванса составляет около 20 процентов от стоимости лизингового договора. Что касается залога, то обычно требуется...

Лизинг как способ обновления ОПФ

Лизинг отличается сравнительно сложной организацией не только по числу участников и специфике выполняемых ими функций, но и по особенностям самих инвестиционных проектов, предполагающих осуществление комплекса организационно - правовых...

Лизинговые операции

Выделяют разнообразные виды, типы и формы лизинга. В России разрешено проведение таких форм лизинга, как внутренний, когда участники договора - резиденты, и международный лизинг, когда один из субъектов - нерезидент...

Лизинговые операции

Согласно Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)», ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением и другие имущественные риски...

Лизингом признается специфическая операция, предусматривающая инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых ресурсов в приобретение имущества с последующей передачей его клиенту на условиях аренды...

Учет и организация безналичного денежного оборота

Для проведения расчетов АКБ Менатеп открывает своим клиентам расчетные, бюджетные и текущие счета. Расчетные счета открываются для юридических лиц различных форм собственности...

Финансовая деятельность коммерческих банков

В соответствии с Законом "О банках и банковской дея-тельности" банковская система в Украине построена и функ-ционирует по двухуровневому принципу и включает в себя следующие уровни: Центральный банк -- Национальный банк Украины (НБУ) и...