К формам социального обеспечения не относится. Льготирование и компенсирование

1 Понятие права социального обеспечения 2 Виды социального обеспечения 3 Функции социального обеспечения 4 Социальная защита и социальное обеспечение Заключение

Понятие социального обеспечения

Право на социальное обеспечение – одно из основных социально-экономических прав человека. Оно закреплено в ст.26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года 1 , в ст.11 Международного акта об экономических, социальных и культурных правах 1996 года и других международных актах. Термин «социальное обеспечение может употребляться в различных смыслах: во-первых, под социальным обеспечением понимается особая форма распределительных отношений; во-вторых – как функция государства; в-третьих – как государственная система и форма материального обеспечения граждан в старости, при потере кормильца, нетрудоспособности и в других случаях; в-четвертых – как отрасль права; в-пятых, как право граждан 2 .

На наш взгляд, социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ не за труд. В социальном обеспечении материальные блага распределяются нетрудоспособным членам общества за счет государства и специальных фондов в случаях и на условиях, установленных в социальных нормах. В то же время, социальное обеспечение можно определить как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию потерянной заработной платы, как источника средств существования вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми.

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств социально предназначенных на эти цели. В зависимости от источника денежных средств можно различить два вида социального обеспечения:

Государственное социальное обеспечение, которое осуществляется за чет государственного и местного бюджетов;

Негосударственное социальное обеспечение, которое осуществляется за счет средств юридических и физических лиц – вкладчиков пенсионных фондов.

Виды социального обеспечения

Независимо от источника денежных средств, государственное социальное обеспечение может осуществляться в следующих видах

Денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т.д.);

Натуральная помощь (медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов);

Льготы и услуги (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т.д.);

Компенсация дополнительных расходов, связанных с лечением, реабилитацией и оздоровлением инвалидов (в стационаре, амбулаторно, в санаториях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов), проездом к месту лечения и обратно, переобучение (переподготовка) безработных;

Единовременные денежные и неденежные виды поддержки отдельных категорий граждан;

По субъектам социального обеспечения можно выделить:

1) граждане нетрудоспособного возраста:

    пенсионеры, включая инвалидов и одиноких;

    дети, включая подростков;

2) граждане трудоспособного возраста:

    безработные;

    временно нетрудоспособные;

    инвалиды;

    многодетные семьи;

    малообеспеченные.

Функции социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в следующих функциях:

Политическая;

Экономическая;

Социальная;

Трудовая;

Демографическая;

Реабилитационная.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в том, что она замещает зарплату или иной доход, утраченный в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, или в оказании помощи малоимущим.

Политическая функция социального обеспечения заключается в поддержании социальной стабильности и ослаблении социальной напряженности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Социальная функция социального обеспечения заключается в поддержке социально незащищенных, наиболее нуждающихся категорий граждан путем выделения им дополнительных средств.

Трудовая функция социального обеспечения выражается в том, что источником средств для всех видов социального обеспечения являются трудовые отношения в данном обществе. От их уровня развития зависят все звенья системы социального обеспечения

Реабилитационная функция социального обеспечения заключается в создании нормальных условий для восстановления общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, что позволяет им ощущать себя полноценными членами общества.

Демографическая функция социального обеспечения направлена на стимулирование воспроизводства народонаселения страны, что необходимо для нормального развития государства.

Предметом права социального обеспечения являются общественные отношения по поводу обеспечения граждан пенсиями, пособиями, компенсациями, а также оказанием услуг процедурного и правозащитного характера. Они включают в себя:

Общественные отношения по обеспечению граждан пенсиями, пособиями, компенсациями;

Общественные отношения по предоставлению помощи в натуральной форме, т.е. обеспечение конкретными товарами, услугами, предоставляемыми бесплатно или по льготным ценам;

Общественные отношения процедурного или процессуального характера.

Отношения в сфере социального обеспечения по своей экономической сути являются отношениями распределительными. Принято выделять 5 способов распределения;

Бесплатный, на началах равного доступа для каждого гражданина к распределяемым благам, но пропорционально разумным (рациональным) потребностям и экономическим возможностям общества в пределах установленного государством социального норматива (стандарта). Например, при предоставлении медицинских услуг, при выплате компенсаций в зависимости от подушевого дохода семьи, но в любом случае вне связи с результатами трудовой деятельности или уплатой пенсионных взносов;

Безэквивалентно, но нормировано, с учетом затрат прошлого или текущего труда, потребностей производства, материальной обеспеченности. Например, при назначении трудовых пенсий, адресной помощи безработным, пособий по временной нетрудоспособности;

На льготных условиях с частичной оплатой стоимости, т.е. возмездно-неэквивалентно. Например, обеспечение лекарственными препаратами со скидкой, путевками на санаторно-курортное лечение и пр.;

За плату;

По труду в соответствии с его количеством и качеством. Как видим, отношения эти очень разнородны и требуют различных методов правового регулирования. Отношения, основанные на принципе платного предоставления услуг, составляют сферу регулирования гражданского права. К ним же относятся распределительные отношения и третьего способа, но лишь в той части, которая базируется на возмездности. Распределительные отношения пятого вида относятся к сфере трудового права. Распределительные отношения первых трех способов относятся, в основном, к праву социального обеспечения.

Долгое время эти отношения развивались в рамках трудового, административного, финансового права. Но с течением времени по мере развития законодательного материала, развития самого права социального обеспечения и его особенностей, право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль права.

Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, являются, как указывалось выше, пенсионные отношения.

Пенсионные правоотношения возникают в связи с выплатой:

Пенсий по старости;

Пенсий по инвалидности;

Пенсий за выслугу лет;

Социальные пенсии.

Правоотношения по поводу пособий возникают в связи с выплатой пособий:

По временной нетрудоспособности;

По беременности и родам;

В связи с возмещением ущерба здоровью работникам в результате несчастного случая или профессионального заболевания;

Адресной социальной помощи безработным;

Единовременного пособия в связи с рождением ребенка.

Правоотношения по поводу компенсаций возникают в связи с выплатой компенсаций:

Трудоспособным гражданам, ухаживающим за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом 1 группы, лицом старше 80 лет;

Правоотношения в связи с оказанием помощи в натуральной форме в связи с предоставлением:

Товаров или услуг льготно или бесплатно;

Медицинской помощи;

Лекарств;

Санаторно-курортного лечения;

Транспортных средств инвалидам;

Профессионального обучения и переподготовки;

Иных льгот.

Правоотношения процедурного характера возникают в связи с совершением юридически значимых действий:

1. установление юридических фактов, без которых не может возникнуть материальное отношение (например, для назначения пенсии по инвалидности необходимо установить факт инвалидности, а для назначения пособия по временной нетрудоспособности необходимо установить факт нетрудоспособности и т.д.);

2. в связи с реализацией права на социальное обеспечение, т.е. при назначении любого вида социального обеспечения;

Правоотношения процессуального характера связаны с рассмотрением споров, возникающих в этой области и обжалованием решений должностных лиц или государственного органа в административном или судебном порядке. Эти споры могут возникать по различным вопросам: отказ в назначении того или иного вида социального обеспечения или при определении его размера в денежной форме, установлении причин или группы инвалидности, определении права на льготы и т.д.

Кроме основных, пенсионных отношений, в предмете социального обеспечения можно выделить некоторые производные, процедурные отношения. К ним относятся отношения по формированию и использованию Пенсионного фонда, отношения по выплате различных пособий, медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию граждан, предоставление льгот и преимуществ ветеранам войны и труда за счет государственных источников.

Все эти правоотношения в совокупности и составляют предмет социального обеспечения.

Соответствующими видами социального обеспечения являются:

1. пенсии, пособия, компенсации;

2. помощь в натуральной форме;

3. помощь процедурного или процессуального характера.

Виды пенсии:

1. по старости;

2. по инвалидности;

3. за выслугу лет;

4. в связи с потерей кормильца;

5. социальные пенсии.

Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как:

Круг обеспечиваемых;

Источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий;

Виды обеспечения;

Условия и размеры обеспечения;

Органы, предоставляющие обеспечение.

С учетом перечисленных признаков в настоящее время в России выделяют следующие формы социального обеспечения:

Государственное пенсионное обеспечение;

Государственное (обязательное) социальное страхование;

Государственная социальная помощь Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2011. - 328с..

Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. Социальный риск понимается как вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам. В последнее время введено понятие страхового риска.

Страховой риск - утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. Под страховым случаем здесь понимается достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Первой организационно-правовой формой социального обеспечения следует назвать государственное социальное обеспечение. Эта форма охватывает федеральных государственных служащих, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, сотрудников внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции, пострадавших в результате радиационных катастроф и нетрудоспособных граждан. Источником финансовых средств выступает государственный бюджет.

Вторая форма социального обеспечения, государственное (обязательное) социальное страхование, охватывает наемных работников. Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию, страховыми случаями могут быть болезнь, инвалидность, старость и смерть кормильца. Любое страхование базируется на идее разделения убытков, возникающих у застрахованного лица, между всеми участниками страхования - государством, работодателем и работником. Следовательно, государственное (обязательное) социальное страхование, является формой организации получения застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка. В данном случае источником средств являются внебюджетные специальные фонды Радонова А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 3(25). - C.202-204..

Государственная социальная помощь, третья организационно-правовая форма социального обеспечения, опирается на принцип адресности и предоставляется гражданам при определенных условиях.

Международные правовые нормы провозглашают право каждого человека на социальное обеспечение. Однако они не содержат четко определенной формы этой категории Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, ст. 9 которого упоминается социальное страхование. Однако, исходя из сути указанной статьи, представляется, что оно относится скорее к виду социального обеспечения, чем к его форме.

Учеными выделяются несколько их классификаций. Некоторые считают, что существует две формы социального обеспечения: государственное пенсионное обеспечение и государственное социальное страхование. С данной позицией нельзя согласиться, поскольку в настоящее время правильнее было бы говорить о государственном пенсионном страховании, которое в свою очередь, практически охватывается понятием «государственное социальное страхование». Поэтому выделять государственное пенсионное обеспечение в отдельную форму, на наш взгляд, нет необходимости.

Несколько непоследовательна в своей позиции Е.Е. Мачульская, которая сначала определяла социальное страхование как второй элемент социальной защиты, а позднее выделяет этот элемент в качестве формы социального обеспечения наряду с социальным обеспечением за счет прямых ассигнований из федерального бюджета Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Е. Е. Мачульская. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. -- с.85..

Кроме того, она предлагает рассматривать социальную помощь как один из организационно - правовых способов осуществления социального обеспечения, а не как вид социального обеспечения. По нашему мнению, данную типологию следует рассматривать под призмой изменившегося законодательства в части перераспределения источников финансирования государственной социальной помощи. Полагаем, что социальная помощь «растворилась» в других формах, а именно: в социальном обеспечении за счет средств прямых ассигнований из федерального бюджета, из бюджета субъекта РФ или местного бюджета в зависимости от категории получателя.

Также в качестве форм социального обеспечения выделяют централизованные, региональные, муниципальные и локальные. Централизованные формы, в свою очередь подразделяются ими на обязательное социальное страхование, социальное обеспечение за счет бюджетных средств и смешанную форму, применяемую для определенных специальных субъектов (судей, прокурорских работников, государственных служащих и иные категории). Вместе с тем, полагаем, что последняя форма фактически является собирательной. Как нам представляется, нет особой необходимости в ее выделении в самостоятельную форму.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. от 21.07.2014) // Российская газета. -21.07.2014. - №11. - Режим доступа: Консультант плюс. и на основании анализа системы социального обеспечения, очевидно, что социальное страхование как форма социального обеспечения может быть двух видов: государственное обязательное социальное страхование и негосударственное добровольное социальное страхование.

Таким образом, учитывая проанализированную нами классификацию систем и форм социального обеспечения, можно четко определить, что например, система государственного пенсионного обеспечения может осуществлять в форме обязательного социального страхования, либо добровольного социального страхования или за счет прямых ассигнований из бюджета (военнослужащих, федеральным судьям и другим категориям граждан). Или другой пример. Централизованная система негосударственного обеспечения может быть осуществлена в форме добровольного социального страхования. С помощью приведённой классификации можно эффективно организовать управление социальным обеспечением, поскольку, на наш взгляд, содержание социального обеспечения определяет его форму.

При этом хотелось бы обратить внимание, что федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам, но не как форма социального обеспечения. В тоже время п. «ж» ст. 72 конституции РФ закрепляет, что социальна защита включает в себя социальное обеспечение Там же., то, очевидно, последнее должно реализовываться в какой либо форме. Если, к примеру, обеспечение работающих по трудовому договору граждан пособиям по беременности и родам может осуществляться только в форме обязательного социального страхования, то и формой социального обеспечения в данном случае является обязательное социальное страхование.

На наш взгляд, обязательное социальное страхование следует рассматривать в широком и узком смысле. Широкое понимание этого термина означает часть государственной системы социальной защиты населения, а узкая трактовка данного понятия определяет его как форму или организационно правовой способ социального обеспечения.

Данный вывод косвенно подтверждается тем обстоятельством, что виды социальных страховых рисков, которые подлежат обязательному социальному страхованию, одновременно являются и основания социального обеспечения. По сути, происходит обязательное социальное страхование оснований социального обеспечения. Наступление старости соответствует страховому обеспечению - пенсии по старости, т.е. ввиду социального обеспечения. Следовательно, пенсией по старости гражданин обеспечивается в соответствии со страховыми взносами. Иными словами, формой социального обеспечения действительно является обязательное социальное страхование.

В качестве видов государственного обязательного социального страхования выступают обязательное социальное страхование, обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Рассматривая вопросы о формах социального обеспечения, представляется правильным исследовать благотворительность и обеспечение из общественных фондов.

11 августа 1995 г. принят ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (СЗ РФ, 1995, N 33, ст. 3340), который впервые в России дал легальное определение благотворительной деятельности, указав, что под ней понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной) или на льготных условиях передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Различные благотворительные фонды многое предпринимают по повышению уровня социальной защиты детей-сирот (только при живых родителях их в стране насчитывается 1 млн. человек), по приспособлению среды обитания для удовлетворения нужд инвалидов, по оказанию содействия в развитии малого бизнеса с целью снижения уровня безработицы, по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

Создание благоприятного правового режима для развития негосударственных форм социального обеспечения, включая благотворительность, позволит гармонично дополнить усилия государства по созданию нормального уровня жизни для миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан страны.

В соответствии с Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Одной из главной цели благотворительной деятельности является социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"// Российская газета. - 17.08.1995. - № 159. - Режим доступа: Консультант плюс..

Благотворительная деятельность осуществляется через благотворительные организации, являющиеся неправительственными (негосударственными и немуниципальными) некоммерческими организациями, созданными для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Отличительной особенностью благотворительной деятельности является ее добровольность. Поэтому, очевидно, что благотворительность не может быть формой социального обеспечения.

Конституционная норма ч. 3 статьи 39 закрепила уже сложившийся опыт функционирования в России иных негосударственных форм социального обеспечения граждан. Правовой основой для создания в Российской Федерации таких форм послужил Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1077 "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. Указа Президента РФ от 12 апреля 1999 г. N 456 - САПП РФ, 1992, N 12, ст. 925; СЗ РФ, 1999, N 16, ст. 1967), который разрешил предприятиям, учреждениям, организациям, банкам, коллективам граждан, общественным объединениям учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан. В нем также было установлено, что эти фонды осуществляют свою деятельность независимо от системы государственного пенсионного обеспечения и что выплаты из этих фондов производятся наряду с выплатами государственных пенсий. Размеры, условия и порядок внесения взносов и предоставления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем, которое заключается на основании утвержденного примерного договора.

В числе различных организационно-правовых форм негосударственного социального обеспечения следует назвать систему производственного обеспечения, т.е. обеспечения, предоставляемого предприятиями (хозяйствующими субъектами). В настоящее время на основе коллективных договоров (соглашений) в рамках этой формы выплачиваются единовременные пособия при выходе на пенсию, ежемесячные доплаты к государственным пенсиям по возрасту и инвалидности, пособиям по безработице, по уходу за ребенком, оказывается иная помощь семьям с детьми. Все эти выплаты осуществляются за счет текущих доходов предприятий.

Важную роль играют системы муниципального социального обеспечения, которые позволяют существенно дополнять во многих регионах страны уровень государственных пенсий и пособий за счет дополнительных выплат и компенсаций. За их счет предоставляются и различные дополнительные льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, медицинского обслуживания.

В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения наступает принципиально новый этап — социальное обеспечение наемных работников начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государством. В качестве способа его организации вводится государственное социальное страхование наемных работников. Первые законы об обязательном государственном страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка: 15 июня 1883 г. рейхстаг принял закон об обязательном государственном страховании на случай болезни; в июле 1884 г. — закон о страховании от несчастных случаев. Закон от 22 июля 1889 г. ввел обязательное страхование по инвалидности и по старости.

Вслед за Германией принимаются законы об обязательном социальном страховании и в других странах Европы.

Суть данной системы состояла в том, что каждое лицо, отвечающее условиям, указанным в законе, подлежало страхованию в принудительном порядке; взносы на страхование вносили не только сами наемные работники, но и предприниматели ; обеспечение предоставлялось на основе правовых норм , что делало систему государственного социального страхования гарантированной; посредством норм права закреплялись единые условия и размеры обеспечения, не зависящие от специфики отрасли промышленности, в которой трудились застрахованные.

В случае страхования по болезни взносы работника составляли 2/3, а работодателя 1/3 от подлежащей уплате суммы взносов. Работники полностью освобождались от уплаты взносов на страхование от несчастных случаев; страховой фонд формировался только за счет работодателей. Такое распределение страховых обязательств обусловило создание органов управления больничными кассами: в первом случае руководство больничными кассами состояло на 2/3 из лиц, избираемых работниками, и на 1/3 из представителей работодателя. Страхованием от несчастных случаев ведали так называемые профессиональные товарищества, которые формировались исключительно из представителей работодателей. Тарифы взносов дифференцировались в зависимости от степени опасности условий труда на предприятии и от уровня выплачиваемой заработной платы. К числу видов обеспечения в порядке обязательного социального страхования наемных работников относилось: бесплатное лечение, бесплатные лекарства и другие лечебные средства; денежное пособие; пенсия.

По страховым законам Германии застрахованному предоставлялись бесплатное лечение, бесплатные лекарства и денежное пособие в размере половины заработка в течение 26 недель. В таком же размере денежное пособие выдавалось женщинам в связи с родами в течение шести недель после родов. В случае смерти больного выдавалось пособие на похороны в размере 20-дневного заработка. При производственной травме, вызвавшей повреждение здоровья, денежное пособие выдавалось в течение первых 13 недель, как и в случае болезни, за счет больничных касс, но после четырех недель нетрудоспособности пострадавший имел право требовать увеличения размера пособия до 2/3 заработка. По истечении 13 недель получивший травму обеспечивался уже органами страхования от несчастных случаев, которые производили выплату пособия за счет взносов работодателя. При полной утрате трудоспособности вследствие трудового увечья назначалась пенсия в размере 2/3 заработка, а если утрата трудоспособности была частичной, то пенсия выплачивалась в размере, пропорциональном степени ее утраты. В исключительных случаях, когда пострадавший, признанный инвалидом, нуждался в постоянной посторонней помощи, пенсия могла быть повышена до 100% заработка. В случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве его семье назначалась пенсия по случаю потери кормильца. Размер ее с учетом состава семьи и иных обстоятельств мог составлять до 60% заработка кормильца.

Особый механизм предусматривался для определения размера пенсий по инвалидности от общего заболевания. Этот размер формировался из трех частей: первая часть состояла из постоянной годовой суммы, размер которой обусловливался тем, к какой категории из пяти относился застрахованный по уровню заработной платы; вторая часть — это приплата государства в твердой сумме (50 марок) к каждой пенсии; третья — постоянно возрастающая сумма, исчисляемая с учетом продолжительности страхового стажа.

Пенсия по старости назначалась по достижении работником 70 лет. Она состояла из двух частей: основной суммы (от 60 до 180 марок) и твердой суммы, выплачиваемой за счет государственных средств (50 марок).

В Англии страховыми законами 1911 — 1913 гг. было введено страхование по болезни и инвалидности. Английскую страховую систему отличало широкое участие в работе страховых органов представителей застрахованных. Кроме того, часть взносов уплачивало само государство (за мужчин больше, за женщин — меньше). Принцип определения размера страховых платежей был следующим: предприниматели уплачивали взносы в большем размере с более низкого заработка работника и в меньшем — с высокого заработка; взнос застрахованных был тем ниже, чем меньше был заработок. Дифференциация в размере страховых платежей проводилась и по такому признаку, как пол и возраст: мужчины уплачивали взносы по высшей шкале, женщины — по средней, молодежь — по самой низкой.

В порядке социального страхования предоставлялись пособия, пенсии, медицинская помощь, медикаменты, санаторное лечение. Лечением охватывались как сами застрахованные, так и члены их семей. Пенсии по старости назначались по достижении 69 лет.

Во Франции закон о страховании по старости был введен в действие в 1911 г., а закон о страховании по болезни лишь в 1928 г. В соответствии с этими законами страховые взносы уплачивались в твердых размерах независимо от величины заработка и в равных долях работодателями и работниками. Право на пенсию по старости возникало с 65 лет, при определенных условиях ее можно было получить и с 60 и даже 55 лет, но в более низком размере. Размер пенсии по старости и по инвалидности устанавливался в твердой сумме независимо от величины заработка, причем к пенсии по старости производилась ежемесячная доплата государством в размере 100 франков.

В Швеции обязательное социальное страхование по старости и инвалидности было введено законодательством в 1913 — 1915 гг. Фонд на выплату пенсий образовывался из взносов застрахованных и государственных субсидий. Размер взноса застрахованного был низким и зависел от суммы дохода. Взносы уплачивались в общинах, и ответственность за их неуплату несла община. Пенсионный возраст составлял 67 лет.

В Австралии в 1908 г. был принят закон, по которому мужчины приобрели право на пенсию по старости с 65 лет, а женщины — с 60 лет. Одним из условий для получения этой пенсии являлось проживание на территории Австралии в течение 25 лет и обладание имуществом не выше определенной ценности. При наступлении полной инвалидности мужчины могли получать пенсию с 60 лет. Пенсия назначалась также лицам, ставшим нетрудоспособными вследствие несчастного случая.

В развитии социального обеспечения следует выделить еще один важный этап, когда наряду с государственными и производственным социальным страхованием наемных работников в странах с рыночной экономикой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов.

В США одной из старейших федерально-штатных программ денежной помощи является программа помощи нуждающихся семьям, имеющим на иждивении детей (АДФС), созданная еще в 1935г. Именно с этой программой в общественном мнении ассоциируется само понятие социальной помощи.

Крупная реформа в сфере социального обеспечения осуществлена также в Англии (1946-1948гг.). Она, в частности, предусматривала: охват социальным обеспечением всех лиц наемного труда и членов их семей, а также лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой; установление пенсий и пособий в твердых размерах без учета заработка, но на уровне национального минимального стандарта; предоставление всему населению права на лечение; введение семейных пособий, пенсий. Медицинская помощь стала осуществляться бесплатно за счет средств государства, а не в порядке социального страхования.

Конечным адресатом систем социального обеспечения всегда является конкретный человек. Если в начале ХХ в. в основном это были только трудящиеся и члены их семей, то к концу века эти системы в развитых странах охватывали уже все население.

На Международной конференции труда (1993 г.) отмечалось, что в первые годы нашего века правительства промышленно развитых стран активно выступали за создание систем социального страхования, позволяющих трудящимся застраховывать себя на случай многих социальных рисков и предоставляющих им возможность получать определенную материальную помощь в момент, когда они утрачивали физическую возможность трудиться по причине пожилого возраста, при заболеваниях и, в меньшей степени, по причине безработицы. В середине текущего столетия и, в частности, после Второй мировой войны эти системы уступили место более развитым системам социального обеспечения, которые характеризовались повышенной степенью солидарности молодежи и людей пожилого возраста; имеющих работу, и безработных; людей с крепким здоровьем и со слабым здоровьем. Сфера применения этих систем была расширена и распространилась на все профессиональные категории, государство же полностью или частично взяло на себя обязанности по финансированию этих систем, которые отошли от принципа строгого учета индивидуальных взносов и финансовых обязательств. В более поздний период, т. е. последние 30 — 40 лет, концепция социального обеспечения получила дальнейшее развитие и стала включать понятие социальной защиты, которая предоставляет всеобщую базовую социальную поддержку всем гражданам , независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа , хотя эти факторы продолжают играть заметную роль при определении размера отдельных пособий, превышающих основной минимум. Благодаря развитию систем социальной защиты взаимная поддержка и солидарность получили широкое, почти универсальное распространение, охватывая все слои населения развитых стран.

Таким образом, по мере восхождения человечества к вершинам цивилизации и формирования гражданского общества расширяется круг тех, кто, не нарушая его моральных устоев, может претендовать на социальную поддержку, не теряя своей способности к труду, если лишается возможности иметь соответствующий уровень достатка по независящим от него причинам и обстоятельствам, признаваемым обществом социально уважительными.

Кроме того, как свидетельствует опыт функционирования систем социального обеспечения в промышленно развитых странах, по мере экономического роста и повышения уровня жизни (улучшения жилищных условий, качества питания и здравоохранения) трансформируется и перечень оснований, с которыми связан риск утраты источника средств к существованию и которые признаются обществом социально уважительными. Такие основания называются социальными рисками. Наряду с основаниями естественного порядка (старостью, инвалидностью, временной нетрудоспособностью, вдовством, материнством, детством) в этот перечень начинают включаться и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений и с которыми связаны издержки в организации социальных условий жизни человека (безработица, расслоение населения по уровню доходов, неспособность человека адаптироваться к этим отношениям и др.).

Наконец, отчетливо прослеживается тенденция изменения роли самого государства в организации функционирования систем социального обеспечения. Почти до конца XIX в. в области политики господствовала концепция невмешательства государства в регулирование отношений по обеспечению средствами существования престарелых, нетрудоспособных. Самопомощь, самообеспечение, взаимопомощь поощрялись государством и способствовали воплощению в жизнь бентамовской теории сильного индивидуализма, в силу которой «полная свобода индивидуума» может быть достигнута только при полном невмешательстве государства в дела каждого индивидуума и в уровень его жизни. Однако по мере консолидации армии наемных работников и осознания ими своих классовых интересов усиливается борьба трудящихся за свои права, что вынуждает буржуазные государства принимать определенные меры для предотвращения социального взрыва. Речь идет прежде всего о первых законах в области социального обеспечения. Это были законы об обязательном социальном страховании трудящихся. Именно с принятием таких законов появляются государственные системы социального обеспечения. Государственный характер этих систем выражается в том, что законодательно закрепляются организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения, которые впоследствии дополняются новыми; но неизменным остается одно: обязательность им придает само государство.

Понятия социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения. Функции социального обеспечения

Обеспечение, адресованное человеку обществом, государством в тех случаях, когда он по независящим от него обстоятельствам нуждается в поддержке, гарантирует определенный социальный комфорт, восстанавливает статус полноценного члена общества. В связи с этим социальное обеспечение безусловно является и очень важной социальной категорией.

Таким образом, можно дать следующее общее понятие социального обеспечения как феномена в жизни любого общества и государства.

Социальное обеспечение — это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.

Социальное обеспечение осуществляется в определенных организационно-правовых формах, одной из которых является государственное социальное страхование . Конвенция МОТ №102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 г.) относит к социальному обеспечению системы социального страхования, как установленные государством, так и контролируемые государственными органами или проводимые в «соответствии с установленными нормами как результат совместных действий предпринимателей и рабочих» (ст. 6). Следовательно, государственное социальное страхование — это обязательная система социального обеспечения работника. Суть социального страхования заключается в распределении социального риска потери либо снижения заработка по независящим от работника обстоятельствам на работодателей и самих работающих, которые в принудительном порядке отчисляют страховые платежи в целевые фонды социального страхования. При этом классические системы государственного социального страхования гарантируют застрахованным предоставление материальных благ (пенсий, пособий, иных услуг) по принципу соизмерения их с размерами сумм, уплачиваемых в страховые фонды.

Выше уже говорилось, что наряду с системами государственного социального страхования во многих странах формировались национальные системы (программы) социальной помощи населению за счет средств государства и без учета трудового вклада человека. Это так называемое социальное обеспечение в узком смысле слова. Виды и объем материальных благ, предоставляемых населению по таким системам, в разных странах различны. Это могут быть как денежные выплаты в случаях наступления социальных рисков, так и услуги, которые население получает бесплатно либо на льготных условиях. Во многих развитых странах самостоятельным основанием для получения социальной помощи по национальным системам признается уровень бедности. Данный критерий устанавливается, как правило, законодательным путем и позволяет выявить слои населения, относящиеся к числу малоимущих (неимущих). Лица, живущие в бедности, получают денежные пособия, продовольственную помощь, субсидируемое жилье, помощь для получения образования, профессиональной подготовки и пр.Иногда социальную помощь бедным называют вспомоществованием. Однако в некоторых странах термин «вспомоществование» имеет особое значение. Например, в Скандинавских странах вспомоществование — это право на равный доступ ко всем социальным услугам независимо от состояния бедности, богатства и т. п.

Таким образом, в отличие от систем социального страхования, охватывающих социальным обеспечением только работника (семью в случае смерти работника), системы социального обеспечения, финансируемые за счет средств государства, гарантируют в соответствующих случаях социальную поддержку каждому как члену общества.

В последнее время все большую популярность как на международном уровне, так и внутри страны получает такой термин, как социальная защита населения. В нашей стране этот термин получил широкое распространение в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в систему органов социальной защиты населения (1992 г.). В Концепции социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других нуждающихся в социальной поддержке групп населения, разработанной Минсоцзащиты России при участии других заинтересованных министерств, дано следующее понятие социальной защиты: «Социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по материальной помощи наименее защищенным группам населения (престарелым, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми, учащейся молодежи, лицам, не имеющим средств существования), а также по предотвращению развала системы социальной защиты, сохранению уровня социального обслуживания. Этот комплекс мер осуществляется как за счет федерального и местных бюджетов , так и за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения». Это «ведомственное» понятие социальной защиты не содержит каких-либо сущностных признаков, позволяющих сопоставить или отграничить социальную защиту населения от его социального обеспечения. Не позволяет это сделать и сформулированная в Концепции основная цель социальной защиты: «Социальная защита населения в нынешней кризисной ситуации преследует избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, вызываемых проводимой экономической реформой, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики ».

Многофункциональность указанной цели дает основание предположить, что авторы Концепции понимали социальную защиту населения как более универсальную, чем социальное обеспечение, систему поддержки населения, сориентированную не только на классические социальные риски (старость, инвалидность, потеря кормильца, временная нетрудоспособность и др.), но и на риски, привнесенные в жизнь общества своеобразием переходного периода, который связан с формированием в стране иной экономической системы. Однако даже спустя восемь лет говорить о перерастании системы социального обеспечения России в систему социальной защиты населения преждевременно, поскольку государство постоянно демонстрирует населению свою экономическую несостоятельность.

Наряду с узковедомственным понятием социальная защита в теории права социального обеспечения рассматривается и в более широком аспекте. Так, В. Ш. Шайхатдинов полагает, что в нее входит деятельность государства и органов местного самоуправления , общественных организаций, предприятий по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, обеспечению занятости населения, охране труда , регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, материальному обслуживанию и обеспечению нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан. Социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.

Некоторые авторы под социальной защитой понимают всю деятельность государства по обеспечению процесса формирования и развития полноценной личности , по выявлению и нейтрализации негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни, либо как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни.

В специальных работах дается обоснование социальной защиты как одной из важнейших функций государства . При этом социальная защита подразделяется на общую и специальную. Под общей понимается деятельность по обеспечению основных социальных и иных прав граждан, а под специальной — специальная регулятивная система стабилизации личности, социальной группы, нуждающихся в силу тех или иных особенностей в особом социальном попечении. К таким нуждающимся отнесены, например, военнослужащие . Их социальная защита — это совокупность социальных механизмов, направленных на устранение или сведение до минимума дискомфорта по поводу их положения в обществе, социальной организации, обеспечивающая полноценное включение личности военнослужащего, социальной группы военнослужащих и их семей в социальную деятельность, поддержание их высокого социального статуса.

Таким образом, понятие социальной защиты населения на данном этапе является скорее понятием собирательным, используемым практиками, учеными, политиками. При этом его содержание отражает самые различные стороны социальной политики государства. Говорить о перерастании системы социального обеспечения в нашей стране в более широкую универсальную социально-экономическую систему социальной защиты населения сейчас еще преждевременно, поскольку общественная практика пока не дает оснований для такого вывода и, кроме того, возможности систем социального обеспечения обществом полностью не исчерпаны. В связи с этим представляется правильным утверждение В. Ш. Шайхатдинова о том, что «социальная защита населения является базовой категорией науки права социального обеспечения, включающей в себя общественные отношения по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения».

Введение понятия социальной защиты населения в оборот научных понятий правомерно и необходимо, поскольку позволяет методом научной абстракции выделить из громадного комплекса общественных отношений, регулируемых нормами различных отраслей права , именно те, которые возникают исключительно в связи с социальной защитой населения либо в содержание которых включается наряду с другими правами право человека на социальную защиту. К числу первых, безусловно, должны быть отнесены общественные отношения по социальному обеспечению населения. Поэтому в широком смысле социальное обеспечение — один из основных способов социальной защиты населения при наступлении социальных рисков. В то же время нельзя полностью согласиться с приведенным выше утверждением В. Ш. Шайхатдинова, признающего понятие социальной защиты научной категорией только права социального обеспечения. Эта категория представляет научную ценность для всей правовой науки, в связи с чем является скорее всего общеправовой научной категорией.

Как уже говорилось, законодательно оформленной системы социальной защиты населения в настоящее время в России еще нет. Социальное обеспечение же функционирует как обособленное, внутренне организованное системное образование со сложной структурой. Феномен такого сложного системного образования заключается в том, что каждый из элементов системы, в свою очередь, представляет относительно обособленную систему, состоящую из элементов более низкого уровня, также образующих систему, имеющую свою собственную внутреннюю организацию. Следовательно, социальное обеспечение — это многоуровневое системное образование. Учитывая выполнение им в обществе не одной, а ряда функций, можно считать его и многофункциональным системным образованием. Следовательно, структурный анализ данной системы любого уровня не может быть однозначным, поскольку в его основу могут быть положены различные критерии. Так, в литературе в качестве одного из критериев структурного анализа выделяются общественные отношения, что позволяет рассматривать социальное обеспечение через призму системы таких отношений, к которым отнесены экономические, социальные, политические и правовые отношения . Кроме того, система социального обеспечения определяется как система «взаимосвязанных и взаимодействующих денежных фондов, субъектов обеспечения, органов и учреждений, видов обеспечения и правовых актов».

Конституция закрепляет также правовой статус граждан в сфере социального обеспечения: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (ст. 41); право на защиту от безработицы (ст. 37); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).

Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни, можно только по успехам государства в социальной политике.

Каковы же роль государства в обеспечении беспрепятственного осуществления каждым конституционного права на социальное обеспечение и основные направления его социальной политики в данной сфере

Прежде всего это организация и обеспечение финансирования соответствующей общефедеральной системы социального обеспечения, гарантированность ее бесперебойного функционирования. Это глобальное направление в социальной политике государства. Решение данной проблемы связано с необходимостью законодательного закрепления: 1) организационно-управленческих основ системы социального обеспечения; 2) финансовых источников, за счет средств которых гарантируется предоставление гражданам социального обеспечения; 3) собственно системы материального обеспечения и социального обслуживания граждан в порядке их социального обеспечения; 4) правового механизма защиты нарушенного права .

Реализация данного направления в социальной политике находит свое отражение в соответствующей деятельности государства по формированию систем государственного пенсионного обеспечения, социальных пособий, социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных; других граждан, нуждающихся в социальной поддержке. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ именно государственные пенсии, пособия, социальные службы являются гарантиями социальной защиты.

Кроме того, системы социальной защиты включают в себя наряду с собственно государственными также и иные системы, функционирующие на основе добровольного социального страхования, в виде дополнительных форм социального обеспечения и даже благотворительности (ст. 39 Конституции РФ).

Следовательно, роль государства и здесь важна, ибо только в общегосударственном масштабе может быть закреплен режим наибольшего благоприятствования для развития негосударственных форм социального обеспечения, которые в сочетании с государственным социальным обеспечением усилят социальную защищенность человека.

Распределительный характер общественных отношений в сфере социального обеспечения объективно обусловливает обязанность государства гарантировать их нормальное функционирование. При этом главной универсальной гарантией является экономика страны, основная функция которой как раз и состоит в том, чтобы постоянно создавать блага, необходимые для жизнедеятельности людей. Под благом принято понимать то, что удовлетворяет потребности людей, отвечает их целям и устремлениям. Экономические блага — это результаты созидательной производственной деятельности людей. Задача государства — стимулировать получение максимально возможных результатов такой деятельности путем проведения соответствующей экономической политики. Таким образом, эффективность социальной политики во многом предопределена эффективностью экономической политики, проводимой государством, что чрезвычайно усиливает его роль в обеспечении беспрепятственного осуществления конституционных прав граждан, включая право на социальное обеспечение.

Распределение соответствующих благ через систему государственного социального обеспечения, когда гарантом такого обеспечения выступает само государство, объективно требует аккумуляции средств в соответствующих целевых финансовых источниках. Практическая деятельность государства по решению данной задачи выражается в том, что государство образует такие источники на федеральном уровне, законодательно закрепляя механизм их формирования и правовой статус. Однако в условиях рыночной экономики принципиально меняются организационно-правовые способы аккумуляции таких средств. Экономика, сориентированная на рынок , предполагает не только рынок товаров, капитала , ценных бумаг , но и рынок труда. В связи с этим затраты на социальное обеспечение работника (в том числе переставшего быть таковым в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными), рассматриваются как один из элементов, формирующих стоимость рабочей силы. Это означает, что финансовое бремя по осуществлению социального обеспечения работника должны нести в основном работодатели и лишь частично сами работники и государство, которое законодательно определяет соответствующие обязательства, связанные с установлением размеров платежей в особые (страховые) фонды, и порядок их уплаты. Государство создает страховые внебюджетные кредитно-финансовые системы России: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского страхования. Средства этих фондов призваны гарантировать выплату пенсий, пособий, профессиональную подготовку и переподготовку, медико-социальную помощь на условиях и по нормам, закрепленным в федеральных законах.

Наряду с организацией социального обеспечения работника, государство должно гарантировать каждому социальную поддержку в необходимых случаях и без учета трудовой деятельности. С этой целью государство должно выделять в составе государственного бюджета соответствующие средства, за счет которых социальное обеспечение предоставляется каждому как члену общества на условиях и по нормам, также закрепленным в федеральном законе.

Гарантированность права граждан на социальное обеспечение зависит не только от способов организации и финансирования систем социального обеспечения, но и от таких объективных показателей эффективности этих систем, как: охват социальным обеспечением всего населения или лишь отдельных его социальных групп; предоставление социального обеспечения во всех случаях нуждаемости человека в социальной поддержке по независящим от него причинам либо лишь в некоторых из них; предоставление социального обеспечения в виде денежных выплат и социальных услуг, гарантирующих удовлетворение потребностей человека, либо только в виде денежных выплат; социально справедливое нормирование уровня социального обеспечения с учетом трудового вклада человека либо без учета такового; простота и доступность реализации каждым права на социальное обеспечение и надежный механизм защиты в случае его нарушения. Роль государства как раз и заключается в том, насколько оптимально оно решает названные проблемы в системах материального обеспечения и социального обслуживания населения. Именно эти системы закрепляют круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения; уровень обеспечения, который должен гарантировать каждому достойные условия жизни; условия предоставления обеспечения и перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на тот или иной вид социального обеспечения; процедуру обращения за реализацией права и порядок принятия решения компетентным органом о назначении той или иной денежной выплаты или о предоставлении той или иной социальной услуги; способ защиты нарушенного права.

Оценивая роль российского государства в реализации права граждан на социальное обеспечение на современном этапе, к сожалению, приходится констатировать ставшее очевидным для всего общества реальное положение дел, свидетельствующее о несостоятельности социальной политики государства. Прежде всего об этом свидетельствуют такие факты, как крайне низкий уровень социального обеспечения, не позволяющий гарантировать достойную жизнь и свободное развитие человека, как это предусмотрено в Конституции страны; задержки в выплате пенсий, когда нарушается регулярность предоставления единственного для значительной части получателей пенсий источника средств существования. Стала обычной ситуация, когда принимаются законы, указы, другие акты, нормы которых не применяются. Все это отрицательно сказывается на доверии населения к государству, подрывает авторитет власти, создает социальную напряженность в обществе.

Таким образом, роль государства в реализации конституционного права на социальное обеспечение чрезвычайно велика. Самым убедительным аргументом действенности социальной политики в сфере социального обеспечения является создание реальных, а не декларируемых условий для достойной жизни каждого. Только в этом случае Россия вправе будет называться социальным государством. На данном этапе экономического состояния страны такая перспектива представляется весьма отдаленной, что, по существу, дискредитирует Конституцию страны, нормы которой являются нормами прямого действия.

Тяжелое экономическое положение, в котором оказалась страна, не может служить оправданием негативной в целом ситуации, сложившейся, в частности, в сфере социального обеспечения за последние годы, ибо оно не следствие действия непреодолимой силы, а результат волевой, преднамеренной деятельности властных структур.

Формирование российской федеральной системы социального обеспечения

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна, третья централизованная форма социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме социального обеспечения, когда государство одновременно использует в отношении определенных субъектов первую и вторую формы социального обеспечения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящихся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансового источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа аккумуляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.

Круг лиц, на которых распространяется смешанная форма социального обеспечения, достаточно широк. Сюда относятся, например, судьи , прокурорские работники, государственные служащие , депутаты. Как и другие граждане, работающие по трудовому договору (контракту), они относятся к числу застрахованных и в качестве таковых получают все виды страхового обеспечения в порядке обязательного социального страхования. В то же время, учитывая особую значимость их деятельности, государство вводит для них некоторые виды обеспечения за счет бюджетных средств: пенсионное обеспечение, а для судей — пожизненное денежное содержание; доплаты к пенсии; санаторно-курортное лечение; отдельные виды пособий. Уровень таких видов обеспечения гораздо выше того, который гарантируется застрахованным.

Будущее данной формы, очевидно, зависит от общего вектора развития системы социального обеспечения в России и, в частности, от того, станет ли дифференциация в социальном обеспечении в зависимости от социального положения человека определяющим принципом или общество сочтет такой принцип нарушающим представления о социальной справедливости.

Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.

Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование указанных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собственных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, которые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.

К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер социальной защиты человека, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц, для которых предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реагировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще ограничены.

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.

К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:

  • 1. Способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;
  • 2. Круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;
  • 3. Виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов;
  • 4. Систему органов осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно квалифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные. Централизованные формы в свою очередь подразделяются на Право социального обеспечения: Учеб. пособие / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004. - С. 83:

обязательное социальное страхование;

социальное обеспечение за счет бюджетных средств;

смешанную форму социального обеспечения, принимаемую для определенных специальных субъектов.

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.

В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:

Пенсионный Фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Государственный фонд занятости населения РФ;

фонды обязательного медицинского страхования.

Основными доходами этих фондов являются страховые взносы.

С января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваемых в составе единого социального налога средств осуществляется налоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемых в фонды, а также иных условий, связанных с использованием этих средств, то они, как и прежде, устанавливаются законодательством РФ.

Виды страхового обеспечения соответствуют конкретным видам социального страхового риска.

ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к видам социальных страховых рисков относят следующее: необходимость получения медицинской помощи; временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи; находящихся на его иждивении.

Вторая централизованная форма социального обеспечения - это социальное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеются в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируются самим государством. На федеральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта РФ, либо средства местных бюджетов.

К кругу лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, относятся лица, получающие обеспечение в связи с определенной общественно-полезной деятельностью; все население страны, обеспечиваемое определенными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека.

Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных средств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такое обеспечение. Это специальные службы определенных ведомств, а также органы социальной зашиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, опеки и попечительства и др. Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учеб.пособие М., 2006. - С. 92

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна - третья централизованная форма социального обеспечения социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме социального обеспечения, когда государство одновременно использует в отношении определенных субъектов первую и вторую форму социального обеспечения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящихся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансового источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа аккумуляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.

К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социального обеспечения, относятся судьи, прокурорские работники, государственные служащие, депутаты.

Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.

Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование указанных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собственных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, которые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.

К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер социальной защиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которых предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реагировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще не ограничены Право социального обеспечения: Учеб. пособие / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004. - С. 93.

Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ 1993г. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как: круг обеспечиваемых; источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий; виды обеспечения; условия и размеры обеспечения; органы, предоставляющие обеспечение.

С учетом названных признаков в настоящее время можно выделить следующие формы: государственное (обязательное) социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь.

Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. В ст. 3 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" понятие социального риска сформулировано следующим образом: социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

На мой взгляд, данное определение нуждается в серьезных уточнениях. Во-первых, использование в тексте статьи союза "или" означает, что объектом обязательного социального страхования служит возможное изменение не только материального, но и социального положения определенных категорий граждан. Однако социальное положение работающих лиц заключается именно в том, что они являются наемными работниками. Предоставление им пенсии по старости или инвалидности, либо пособия по безработице ни в коей мере не сможет восстановить их трудовой статус, а следовательно, "минимизировать" изменение их социального положения. Это в равной степени относится и к возможности восстановления социального положения индивидуальных предпринимателей и других категорий самозанятых лиц.

Компенсировать или минимизировать можно лишь последствия изменения материального положения, наступившие вследствие безработицы, инвалидности, старости и других социально-значимых обстоятельств.

Во-вторых, из текста статьи не ясно, что именно подразумевается под социальным риском - само "предполагаемое событие" (т.е. трудовое увечье, профессиональное заболевание, болезнь, беременность и роды и др.) или его последствия в виде "изменения материального и(или) социального положения" работающих или иных категорий граждан.

Согласно теории вероятности страховой риск - это лишь степень, величина ожидаемой опасности, ее вероятность. Его не следует смешивать со страховым случаем, т.е. фактическим социально значимым обстоятельством, повлекшим ухудшение материального положения Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учеб.пособие М., 2006. - С. 82.

Социальный риск - это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах. Это определение отражает наиболее существенные признаки социального риска: связь с общественной организацией труда; предполагаемый характер; объективные причины наступления.

Основной организационно-правовой формой является государственное (обязательное) социальное страхование. В настоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватными рыночным отношениям.

Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.

Любое страхование базируется на идее разделения убытков, возникших у одного застрахованного, между всеми участниками страхования. В этих целях создается денежный фонд за счет взносов заинтересованных; сторон, из которого при наступлении страхового случая выплачивается страховая сумма.

Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом.

Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями. 1. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Альбом схем. Екатеринбург, 2005. - С. 142

Потеря заработка из-за безработицы зависит от деятельности всех участников рынка труда. Наемный работник сам выбирает профессию и совершенствует свои трудовые навыки, поэтому в случае отсутствия спроса на него, он должен нести свою долю ответственности в виде части материальных затрат на страхование по безработице. В свою очередь, работодатель, организуя производство, торговлю или бытовое обслуживание, может разориться, в результате чего некоторые из его бывших работников пополнят ряды безработных. Поэтому он должен компенсировать часть расходов на выплату пособий по безработице. Государство также в определенной степени должно нести ответственность за общую социально-экономическую ситуацию, так как оно разрабатывает стратегию развития страны в целом, регулирует и контролирует ее воплощение. Четко разграничить степень ответственности между названными участниками рыночных отношений невозможно, поскольку все их действия и решения слишком тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но можно создать механизм распределения материальных затрат между ними, т.е. механизм государственного (обязательного) социального страхования на случай безработицы Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. М., 2005. - С. 111.

По данной схеме можно рассмотреть и другие социально-страховые случаи, установленные законом. К ним относятся: болезнь, беременность и роды, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Они перечислены в ст. 7 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

При планировании расходов федерального бюджета и установлении размеров взносов на обязательное социальное страхование государство должно учитывать неблагоприятные для здоровья населения производственные, экологические, эпидемиологические и другие факторы, оценивать влияние социально-экономических условий на состояние рынка труда, материальное положение семей с детьми, одиноких и престарелых граждан, а также принимать во внимание многие другие обстоятельства. Например, если вредный производственный фактор вызывает профессиональное заболевание, то для определения вероятности его наступления необходимо знать частоту заболеваемости людей разного возраста и пола, продолжительность их контакта с конкретными вредными веществами и прочую информацию. В итоге данных исследований будет выявлена математическая закономерность. Очевидно, что чем меньше вероятность наступления социального риска в связи с конкретными обстоятельствами, тем легче и дешевле можно организовать страхование от него. Компетентные государственные органы разрабатывают критерии и стандарты для оценки неблагоприятных для здоровья населения факторов, качества рабочей силы, в том числе степени ее профессиональной подготовки и пригодности для выполнения необходимых трудовых функций с учетом промышленного развития регионов, уровня жизни в различных климатических зонах страны и пр.

Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.

Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.

Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.

Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета. Эта форма охватывает особых субъектов государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например. Министерству обороны РФ) из бюджета РФ Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. М., 2005. - С. 112.

Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служит социальная помощь. В настоящее время она находится в стадии формирования. Правовая основа для ее создания заложена следующими Федеральными законами: от 24.10.97 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", от 17.07.99 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 20.11.99 № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".

Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг - уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов.

В соответствии с законом от 24.10.97 № 134-ФЗ величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России и в ее субъектах определяется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата об уровне цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостное выражение потребительской корзины, а также включает обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина и величина прожиточного минимума рассчитывается для трех основных социально-демографических групп населения - трудоспособных лиц, пенсионеров, детей.

Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Согласно закону она должна определяться в целом по РФ и в ее субъектах не реже одного раза в пять лет. В субъектах РФ она устанавливается с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов различных уровней, а также средств Республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Таким образом, государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими лицами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.

В рамках разных организационно-правовых форм предоставляются разные виды социального обеспечения. За счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования финансируются трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), социально-страховые пособия (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.), страховые услуги по оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.

За счет прямых ассигнований из федерального бюджета выплачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основании специальных законодательных актов (например, военнослужащим и приравненным к ним лицам) Митрошкина Ю.Ю. Реализация принципов социального обеспечения в практике Конституционного Суда РФ и при разрешении споров в судах // Право и государство: теория и практика. - М.: Право и государство, 2009, № 3 (51). - С. 61-63.

Видами социальной помощи являются: социальные пенсии; социальные пособия; субсидии; компенсационные выплаты малообеспеченным пенсионерам; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за престарелыми старше 80 лет, инвалидами I группы, и другие виды компенсационных выплат; единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам; бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви); дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий; дотации на оплату коммунально-бытовых услуг; помощь престарелым и инвалидам на дому; полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых; содержание детей в детских приютах; оказание бездомным первой помощи в домах ночного проживания и другие.

Большие сложности для разграничения форм социального обеспечения вызывает возможность получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на финансирование единовременных пособий при рождении ребенка для лиц, работающих по трудовому договору, используются средства фонда социального страхования, а для неработающих средства местных бюджетов. Следовательно, в зависимости от источника финансирования одноименные выплаты могут выступать и в качестве видов социального страхования, и в качестве видов социальной помощи.

В последнее время начинают развиваться и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному социальному страхованию.

Денежные средства федеральных внебюджетных фондов являются государственной собственностью и не могут

расходоваться ни на какие иные цели, кроме тех, для финансирования которых они были созданы. В соответствии

со ст. 13 БК государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального

бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

В связи с введением в действие части второй НК и установлением единого социального налога (взноса) изменился

порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды.

К данным фондам относятся: Фонд социального страхования РФ; Пенсионный фонд РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационно-правовой формой социального обеспечения является прямое ассигнование (пенсий госслужащих, военнослужащих, социальных услуг престарелым и т.д.) из федерального бюджета.

Кроме того, в последнее время наряду с централизованными формами широкое распространение получает и негосударственное социальное обеспечение.

1. Муниципальное социальное обслуживание. Правительство Москвы осуществляет социальную политику, направленную на улучшение жизни москвичей всех социальных слоев и категорий. Действия Правительства Москвы направлены в первую очередь на защиту пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других малообеспеченных категорий населения. Так, согласно постановлению Правительства Москвы от 16.01.2001 № 31-ПП была утверждена комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на 2001 г., согласно которой предусматривались:

Ежемесячные компенсационные выплаты бывшим военнослужащим-инвалидам, родителям военнослужащих,

погибшим в мирное время;

Увеличение размера дотаций остронуждающимся студентам;

Надбавки к пенсиям сверх социальной нормы и др.

Выплаты.

2. Негосударственные пенсионные фонды. Они осуществляют деятельность на основании Федерального закона от

07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Это - особая организационно-правовая форма

некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании соответствующих договоров населения с вкладчиками в пользу участников фонда.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование

пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

3. Благотворительная деятельность граждан и юридических лиц. Правовое регулирование благотворительной деятельности осуществляется на основании Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Закона г. Москвы от 05.07.1995 № 11-46 «О благотворительной деятельности».

Благотворительная деятельность - это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, а также других обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы.

4. Льготы и компенсации, предоставляемые работникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли. Примером такого социального обеспечения может служить предоставление дополнительных дней отдыха отдельным категориям работников.

К видам социального обеспечения в РФ относятся: трудовые и социальные пенсии; страховые пособия (по безработице, временной нетрудоспособности, беременности и родам, гражданам, имеющим детей и др.); услуги в области социального обслуживания престарелых и инвалидов; оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования; и др. 2.

Еще по теме Организационно-правовые формы социального обеспечения.:

  1. § 3. Организационно-правовые формы обеспечения единства федерального и регионального избирательного законодательства
  2. 3.2. Организационные формы управления здравоохранением и социальным развитием.
  3. § 2. Организационные формы деятельности органов внутренних дел по обеспечению реализации политических прав и свобод граждан в России