Понятие казначейской системы исполнения бюджета. Казначейское исполнение бюджетов в рф

Исполнение бюджетов соответственно уровню обеспечивается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Организация исполнения бюджета возлагается на Минфин России, соответствующий финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования), орган управления государственным внебюджетным фондом (финансовый орган), при этом исполнение бюджета непосредственно осуществляется на лицевых счетах участников бюджетного процесса - главных распорядителей, подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, а также администраторов доходов бюджета.

В БК РФ определены основные процедуры исполнения бюджетов.

Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Сводная бюджетная роспись - это документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета. Бюджетная роспись - это документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета). Кассовый план - это прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.

Введение в качестве обязательного документа исполнения бюджета кассового плана позволяет планировать как периоды кассовых разрывов, так и периоды наличия временно свободных средств бюджета и формировать оперативную информацию для принятия эффективных решений по управлению средствами бюджета.

Исполнение бюджетов осуществляется на едином счете бюджета. Методологической основой единого счета бюджета является принцип единства кассы, закрепленный ст. 38.2 Б К РФ, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ либо муниципального образования.

Особыми бюджетными полномочиями в процессе исполнения бюджетов обладает Казначейство России, которое было образовано указом Президента РФ в декабре 1992 г. как структурное подразделение Минфина России. Начиная с 2005 г. Казначейство России преобразовано в самостоятельную федеральную службу, подведомственную Минфину России. Единая централизованная система органов Казначейства России состоит из центрального аппарата Федерального казначейства (ЦАФК) и 86 территориальных органов - Межрегионального операционного управления ФК и управлений Федерального казначейства (УФК) но субъектам РФ (республикам, краям, областям, автономным образованиям, городам Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), которые осуществляют свою деятельность непосредственно и через отделы, находящиеся в городах (за исключением городов районного подчинения), районах и районах в городах. Казначейство России обладает широким кругом бюджетных полномочий, в числе которых, прежде всего, кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов - это проведение и учет операций по зачислению средств на единый счет бюджета и по списанию средств с единого счета бюджета. Для этого УФК открывают счета в учреждениях Банка России отдельно для каждого бюджета. До 2006 г. органы Казначейства России осуществляли в основном кассовое обслуживание исполнения дотационных региональных и местных бюджетов РФ, а начиная с 1 января 2006 г. кассовое обслуживание исполнения федерального, региональных и местных бюджетов органами Казначейства России стало обязательным. В 2013 г. на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства переведено исполнение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов (ТФОМС), с 1 января 2014 г. - ПФР, ФСС, ФФОМС.

Исполнение бюджета на едином счете обеспечивает эффективное управление средствами бюджетов, сокращение сроков их прохождения до получателей бюджетных средств, сохранность, централизованный учет кассовых операций бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и получение оперативной информации о ходе исполнения бюджетов.

Так, исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

  • зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;
  • перечисление излишне распределенных сумм, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
  • зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;
  • уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
  • перечисление Казначейством России с единых счетов бюджетов излишне распределенных сумм, средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.

Технологически это реализуется следующим образом: УФК по субъекту РФ открывает в ГРКЦ ГУ Банка России счет 40101 "Доходы, подлежащие распределению органами Федерального казначейства". Бюджетным кодексом РФ установлена обязательность зачисления на данный счет всех поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов, в числе которых налоги, сборы и иные платежи, перечисляемые плательщиками данного субъекта РФ, а также межбюджетные трансферты. Порядок учета Казначейством России поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между уровнями бюджетов бюджетной системы РФ утверждается приказом Минфина России. Согласно данному порядку УФК ежедневно получает банковскую выписку по счету 40101 за предыдущий операционный день и копии платежных документов от учреждения Банка России, выполняет классификацию и учет поступивших платежей, распределение доходов в соответствии с законодательно установленными нормативами, формирует платежные документы на перечисление средств на единые счета бюджетов.

Функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним осуществляются соответствующими администраторами доходов бюджетов. Администраторы доходов обязаны разъяснять плательщикам порядок заполнения расчетных документов для перечисления платежей в бюджетную систему РФ. Понятие администратора доходов бюджета было впервые введено в бюджетное законодательство РФ в 2005 г., а начиная с 1 января 2009 г. все операции по исполнению бюджетов по доходам отражаются на их лицевых счетах, открываемых в УФК по субъектам РФ.

В дальнейшем, в рамках Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года, утвержденной приказом Минфина России от 29.08.2013 № 227, исполнение бюджетов по доходам будет интегрировано с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). С введением ее в действие с 1 января 2013 г. плательщики получили возможность оперативно получать информацию о начисленных платежах, осуществлять их оплату, контролировать погашение задолженности и получать услуги, не предоставляя документы, подтверждающие факт их оплаты.

С 2008 г. значительно трансформировались нормы БК РФ в части исполнения бюджетов по расходам, что связано с внедрением принципа подведомственности расходов бюджетов, согласно которому исключена возможность получения распорядителями и получателями бюджетных средств бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств от иных, кроме вышестоящих для них, главных распорядителей или распорядителей бюджетных средств. Реализация этого принципа позволяет, контролируя параметры утвержденного бюджета, обеспечить гибкость и вариативность детализации этих параметров главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. При этом финансовые органы имеют возможность выбора между сохранением традиционной схемы организации исполнения бюджета на основе единой сводной бюджетной росписи и делегированием полномочий главным распорядителям бюджетных средств (в том числе - дифференцированно в зависимости от соблюдения ими стандартов исполнения бюджетов и (или) эффективности использования бюджетных средств). Такой подход позволяет сохранить контроль над использованием бюджетных средств на основе современных технологий финансового менеджмента, ориентирующихся на высокую степень самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

  • принятие бюджетных обязательств;
  • подтверждение денежных обязательств;
  • санкционирование оплаты денежных обязательств;
  • подтверждение исполнения денежных обязательств. Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.

Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в Казначействе России или финансовом органе. В зависимости от того, переданы ли Казначейству России какие-либо полномочия по исполнению бюджета бюджетной системы РФ, различают следующие варианты кассового обслуживания:

  • 1) с открытием лицевого счета бюджета соответствующему финансовому органу;
  • 2) с открытием лицевых счетов участникам бюджетного процесса в соответствии с соглашением о передаче органам Казначейства России отдельных функций по исполнению бюджета бюджетной системы РФ. Соглашение заключается на срок не менее календарного года между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией, органом управления внебюджетным фондом) и органом Казначейства России;
  • 3) с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу и осуществлением органом Казначейства России отдельных функций по исполнению бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с Соглашением (так называемый "смешанный" вариант).

При любом варианте и без заключения соглашений в органах Казначейства России открываются лицевые счета участникам бюджетного процесса регионального и местного уровней для проведения операций и осуществления контроля за целевым использованием межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета. Органы Казначейства России обеспечивают наличными денежными средствами организации, лицевые счета которых открыты в казначействе или в финансовых органах, с использованием счетов, открываемых УФК в кредитных организациях.

В случае и порядке, установленных финансовым органом, при организации исполнения бюджета по расходам может предусматриваться утверждение и доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (предельные объемы финансирования). Предельные объемы финансирования устанавливаются в целом в отношении главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств помесячно или поквартально нарастающим итогом с начала текущего финансового года либо па соответствующий квартал на основе заявок па финансирование главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Образование бюджетных и автономных учреждений в результате проведенной реформы предоставления государственных (муниципальных) услуг и выведение их из состава участников бюджетного процесса привело к возникновению новых принципов взаимодействия органов власти и сети государственных (муниципальных) учреждений на всех стадиях бюджетного процесса и необходимости регулирования финансовых отношений бюджета и учреждений в новых условиях. Кассовые операции со средствами бюджетных и автономных учреждений (включая средства субсидий па финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания) также осуществляются на лицевых счетах, открываемых им в органах Федерального казначейства или финансовых органах. На основании соглашения, заключенного с высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (местной администрацией, учредителем автономного учреждения), лицевые счета этих учреждений могут обслуживаться в Федеральном казначействе в установленном им порядке, с предоставлением исчерпывающей информации соответствующему финансовому орган)".

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью в порядке, установленном финансовым органом.

Для отражения операций по исполнению бюджета применяются единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности, которые устанавливаются Минфином России в соответствии с положениями БК РФ. В основе этой методологии - международные стандарты, разработанные МВФ в начале 2000-х гг., в частности: "Статистика государственных финансов" и "Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора".

Бюджетный учет традиционно развивался обособленно от общей тенденции развития учета в коммерческих организациях. Такое состояние дел было характерно практически для всех стран.

Однако в последнее время все больше проявляет себя тенденция на сближение учета в общественном секторе с принципами учета в коммерческом секторе. Это связано как с большим прогрессом в учетных принципах и методах, выработанных к настоящему времени в сфере учета частных компаний, так и необходимостью предоставления полной и понятной финансовой информации пользователям отчетности. Государственный сектор стремится использовать широкий арсенал средств, направленных на привлечение к сотрудничеству частных инвесторов. Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ и муниципального образования должен пройти также публичные слушания.

Совершенствование процедур и методов государственного управления предъявляет новые требования к механизмам и инструментам организации информационных потоков в бюджетной сфере. В 2012 г. завершился проект "Модернизация казначейской системы Российской Федерации", реализуемый Минфином России и Федеральным казначейством с 2002 г. Реализация указанного проекта позволила значительно усовершенствовать процедуры исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации путем создания Автоматизированной системы Федерального казначейства, которая стала центральным элементом исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Дальнейшее развитие процесса исполнения бюджетов непосредственно связано с развитием информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами. В рамках Государственной программы РФ "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года Минфином России и Федеральным казначейством ведется работа по формированию и ведению ряда взаимосвязанных общедоступных информационных ресурсов РФ в сети Интернет: официального сайта для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (zakupki.gov.ru ), официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru ), единого портала бюджетной системы РФ (budget.gov.ru ). Объединение контента этих государственных информационных ресурсов, дематериализация (безбумажная форма) информационного обмена между Казначейством России и его клиентами на основе применения единых реестров и классификаторов, однократности ввода информации и круглосуточного доступа к ней в рамках современной государственной интегрированной информационной системы "Электронный бюджет" являются важнейшими современными тенденциями совершенствования управления общественными финансами.

Целью построения системы "Электронный бюджет" является формирование единого информационного пространства, обеспечение открытости, прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления и создание условий для эффективного использования бюджетных средств и активов публично-правовых образований.

I к" менее важным направлением совершенствования управления финансовыми ресурсами бюджетной сферы является развитие системы бюджетных платежей, предполагающей трансформацию Казначейства России в банк. Целью такого преобразования является функционирование единого банковского счета Казначейства России, представляющего собой совокупность корреспондентских счетов, открытых его подразделениям в учреждениях Банка России. На решение этой задачи направлена утвержденная Минфином России по согласованию с Банком России Концепция реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 г. В рамках реализации Концепции осуществляется разработка новой учетной модели Федерального казначейства, предполагающая включение в номер счета бухгалтерского учета уникального кода клиента. Управление ликвидностью единого банковского счета будет основываться на функционировании счетов Казначейства в режиме пула ликвидности, который будет предоставлен платежной системой Банка России.

Правовой основой эффективного функционирования государственных информационных ресурсов должно стать соответствующее развитие бюджетного законодательства. В целях совершенствования нормативной правовой базы процесса исполнения бюджетов предполагается внесение изменений в БК РФ. Одна из глав БК РФ будет посвящена кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, другая - вопросам управления ликвидностью единого казначейского счета (или cash management), начисления и уплаты процентов на остатки средств публично-правовых образований. Отдельная глава будет определять особенности функционирования Казначейства России как отдельной системы бюджетных платежей на основе закона о национальной платежной системе с учетом лучшей мировой практики в части функционирования платежных систем. Глава "Система бюджетных платежей" будет регулировать состав участников системы - клиентов Казначейства России, кредитных организаций, вопросы взаимодействия в системе, порядок прохождения платежей и т.п. Таким образом, будет создана необходимая правовая база для повышения эффективности деятельности Казначейства России, обеспечения прозрачности и открытости всего бюджетного процесса.

Федеральное агентство образования РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет

Кемеровский институт (филиал)

Кафедра финансов и кредита

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ФИНАНСЫ»

на тему

«КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА»


Введение

1. Казначейская система исполнения федерального бюджета

1.1 Роль казначейства в исполнении бюджета

1.2 Структура казначейской системы, ее основные функции и принципы исполнения бюджета

2. Полномочия органов федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения областного и местного бюджетов

3. Передача отдельных функций по исполнению областного и местного бюджетов органами федерального казначейства

4. Порядок открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета

Заключение

Список используемой литературы


Введение

По мере перехода Российской экономики к рыночным отношениям все большее значение приобретает рациональное управление государственными финансами.

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации. Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы помогли принять практически безальтернативное решение об организации в Минфине РФ системы органов федерального казначейства, и переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения, как первого и основного этапа по установлению контроля Правительства РФ за государственными финансами.

Основным предназначением казначейства является содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами и предоставление информации Правительству РФ о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, для оценки работы органов государственного управления и прогноза экономических последствий бюджетной политики. Помимо этого, на всех этапах процесса расходования средств казначейство осуществляет контроль за использованием бюджетов всех уровней.

Актуальность темы обусловлена тем, что реализуемый казначейский контроль, предшествующий кассовому расходованию средств, является эффективным средством обеспечения их целевого использования, а так же позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но и предотвратить эти нарушения.

Объектом исследования является казначейская система РФ, предметом – становление казначейской системы РФ.

Целью данной работы является исследование казначейского исполнения Федерального бюджета по доходам и расходам, а так же обзор счетов Федерального казначейства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть роль казначейства в исполнении бюджета.

Проанализировать структуру казначейской системы.

Рассмотреть полномочия органов федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения областного и местного бюджетов.

В первой главе курсовой работы рассмотрены: роль казначейства в исполнении бюджета, структура казначейской системы, ее основные функции и принципы исполнения бюджета.

Во второй главе курсовой работы рассмотрены полномочия органов федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения областного и местного бюджетов.

В третьей главе рассмотрены передача отдельных функций по исполнению областного и местного бюджетов органами федерального казначейства.

В четвертой главе определен порядок открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.


1. Казначейская система исполнения федерального бюджета

1.1 Роль казначейства в исполнении бюджета

Одним из главных последствий начавшихся рыночных реформ для финансовой системы государства стала необходимость воссоздания государственного казначейства как важного подразделения Министерства финансов. Проблема казначейства - это проблема сохранности бюджетных денег, как на стадии доходов, так и на стадии расходов.

Деятельность казначейства связана с осуществлением двух важных принципов, выработанных финансовой наукой во второй половине XIX в., когда во всех крупных странах произошел переход в части государственных финансов к принципу единого фонда денежных ресурсов. Министерство финансов было признано единственным ведомством, уполномоченным государством формировать фонд общегосударственных ресурсов. Это и означало появление бюджета в его нынешнем виде. Единый фонд означал, что общие доходы могут идти на любые расходы. Финансовые возможности государства вследствие этого резко возросли, но принцип единого фонда потребовал введения единой кассы. Государственные бюджетные деньги можно было получить только в одном месте - в государственном казначействе.

При централизованном планировании потребности в казначействе не было, поскольку единственный и к тому же Государственный банк был монополистом в осуществлении денежных безналичных расчетов. Госбанк СССР фактически играл роль казначейства, обеспечивая кассовое исполнение бюджета.

В 1992–1993гг. были приняты решения о воссоздании системы казначейства в рамках Министерства финансов РФ. Казначейство было учреждено как федеральное, но предусматривалось создание его отделений во всех субъектах Федерации. Смысл создания казначейства в том, что все бюджетные деньги по доходам и расходам находятся только на счетах бюджета, которыми распоряжается казначейство в соответствии с утвержденными правилами и показателями. Тем самым обеспечивается принцип единого фонда и единства кассы для бюджетных денег.

Обращаясь к истории, заметим, что казначейства России прошлого века осуществляли прием, хранение, выдачу бюджетных средств и даже эмиссию казначейских билетов . Эти определения во многом совпадают с относительно главной задачей – осуществление кассового исполнения бюджета.

Воссоздание казначейской системы исполнения бюджета в условиях России означает, что средства бюджета будут поступать непосредственным получателям этих денег от подразделений казначейства, минуя посредников. Но, при рассмотрения понятия «исполнение бюджета», следует различать узкую и широкую трактовку. Современные авторы отечественной учебной литературы по-разному трактуют данное понятие. Б.Ф. Ицкович под основным содержанием исполнения бюджета понимает осуществление контроля за движением финансовых потоков, за выполнением финансируемыми из бюджета организациями установленных для них плановых норм и заданий . Данное определение представляется неточным, поскольку исполнение бюджета не ограничивается рамками контроля. В.И. Ткачук считает: «В узком смысле слова исполнение бюджета состоит в обеспечении поступлений, расходования и учета движения бюджетных ресурсов» . Данное определение соответствует понятию «кассовое исполнение бюджета». М.В.Романовский приводит следующее определение: «Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов» . М.Л.Седова считает исполнение бюджета центральной стадией бюджетного процесса, на которой происходит реальное формирование и использование финансовых ресурсов соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления в форме бюджетного фонда . В финансово-кредитный словарь содержит следующую трактовку: «Исполнение бюджета - стадия бюджетного процесса, на которой осуществляются мобилизация запланированных по бюджету доходов и бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных планами экономического и социального развития» .

Казначейская система исполнения бюджета имеет принципи­альное отличие от используемой ранее банковской системы исполнения .

При банков­ской системе исполнения федерального бюджета по доходам , средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов, открытых в Центральном банке или коммерческих банках. Один раз в пять дней все банки отчитывались перед Центральным банком о суммах поступивших доходов федерального бюджета, обобщенная информация поступала в Минфин РФ. Исполнение федерального бюджета по расходам при банковской системе осуществлялось через счета отраслевых министерств и ведомств. Приэтом фиксировались лишь две стадии бюджетного финансирования: 1) выделение объемов бюджетных назначений; 2) осуществ­ление кассовых расходов бюджетополучателями. Доведение бюджетных средств до бюджетополучателей осуществлялось в основном через коммерческие банки.

При казначейской системе исполнения бюджета происходит, концентрация двух потоков денежных средств - доходного и рас­ходного на одном счете. Такой порядок позволяет:

Значительно ускорить процесс финансирования за счет со­кращения пробега средств от распорядителя до конечного получателя, а значит, ускорить оборачиваемость бюджетных средств;

Повысить эффективность использования бюджетных средств за счет более жесткого контроля за целевым использованием средств;

Снизить стоимость обслуживания внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля.

При казначейской системе можно более оперативно контроли­ровать объем поступлений и объемы бюджетных назначений, сум­мы счетов, предъявляемых к оплате, а также сумму фактически перечисленных средств со счета.

Таким образом, главные преимущества казначейской системы заключаются в следующем:

Информация по исполнению бюджета становится актуаль­ной, так как любые потоки информации регистрируются казна­чейством;

Резко сокращается разрыв между регистрацией поступлений и временем, когда ресурсы могут быть доступны для произведе­ния расходов;

Обеспечивается сохранность средств;

Обеспечивается контроль на всех стадиях исполнения бюд­жета (от выделения ассигнований до кассового расхода). Контроль осуществляется на стадии, предшествующей платежу, что делает его более эффективным;

Повышается эффективность управления процессом исполне­ния бюджетом и управления ресурсами.

В России с 1996 г. идет активный процесс перевода государственных средств из коммерческих бан­ков на счета Казначейства в Центральном банке. В январе 2000 г. Правительство РФ одобрило концепцию фун­кционирования единого счета Федерального казначейства Мин­фина РФ по учету доходов и средств федерального бюджета.

Единый казначейский счет (ЕКС) представляет собой счет Фе­дерального казначейства Российской Федерации, на котором акку­мулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти Российской Федерации по исполнению федерального бюджета.

Единый казначейский счет открывается в учреждениях Банка России.

Функционирование системы органов казначейства в условиях ис­пользования ЕКС является качественно новой информационной тех­нологией исполнения федерального бюджета, в которой принципи­альными являются следующие моменты:

Централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕКС, открытом ГУФК;

Централизация операций по учету доходов бюджетов разных уров­ней на одном счете, открытом УФК, распределение их между раз­ными уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне УФК;

Ежедневное отражение в Главной книге казначейства (синтетический регистр систематического уче­та, в котором ведутся все синтетические счета учреждения) операций по доходам и расходам федерального бюджета, произведенных на уровне УФК.

Процесс казначейского исполнения бюджета на основе функцио­нирования ЕКС построен по следующей схеме .

Налогоплательщики перечисляют все налоги и сборы, как подле­жащие перечислению в федеральный бюджет напрямую, так и регу­лирующие налоги, на счет по учету налогов и сборов, открытый УФК в учреждении Банка России. Расходы федерального бюджета также финансируются с этого счета.

Ежедневно УФК распределяет доходы, поступившие на счет по учету доходов, по разным уровням соответствующих бюджетов. Пос­ле этого перечисляет их по электронным каналам связи на лицевые счета по учету средств бюджетов субъектов РФ, местных бюд­жетов на лицевые счета государственных внебюджетных фондов, а в части федерального бюджета - на ЕКС, открытый в уч­реждении Банка России, а также осуществляет возврат налогопла­тельщикам излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и сборов в пределах остатка средств на лицевом счете.

Ежедневно УФК передают ОФК информацию о поступивших на­логах и сборах по электронным каналам связи для последующей передачи территориальным налоговым и финансовым органам необ­ходимой им информации о поступивших доходах и сборах.

Учет всех налогов и сборов, поступающих во все уровни бюдже­тов на территории субъектов Федерации, осуществляется управ­лениями Федерального казначейства, что позволяет органам исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного са­моуправления и налоговым органам иметь оперативную информа­цию о поступивших на территории субъектов Федерации налогах и сборах.

Средства на проведение расходов федерального бюджета пере­числяются Главным управлением Федерального казначейства в пре­делах остатка на ЕКС на основе заявок УФК и в объеме, необходи­мом для проведения расходов федерального бюджета.

Операции по расходам федерального бюджета осуществляются через счета УФК. ГУФК переводит средства федерального бюджета с ЕКС в течение операционного дня учреждениям Банка России, ко­торые зачисляются на счет УФК в начале сле­дующего операционного дня учреждения Банка России.

Финансирование бюджетных учреждений проводится распоря­дителями бюджетных средств через органы казначейства и отража­ется на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в органах казначейства. При этом бюджетные учреждения и органи­зации не должны иметь отдельных лицевых счетов для учета средств федерального бюджета ни в учреждениях Банка России, ни в кредит­ных организациях. Вместе с тем это не ограничивает в рамках пре­доставленных полномочий самостоятельности министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреж­дений по вопросам использования выделенных им средств в соот­ветствии с бюджетной росписью.

УФК оплачивает расходы федерального бюджета получателям бюджетных средств в течение операционного дня в пределах имеющихся средств на лицевом счете. Весь неис­пользованный остаток в конце операционного дня перечисляется на ЕКС.

Для выдачи бюджетным учреждениям и организациям, лицевые счета которых открыты в ОФК, наличных денежных средств на вып­лату заработной платы и другие установленные законодательством РФ расходы, ОФК открывает счет в учреждениях Банка России или в кредитной организации, который в конце дня «об­нуляется», и неиспользованный остаток перечисляется на счет УФК.

На ЕКС поступают доходы федерального бюджета и остатки неис-пользованных средств федерального бюджета, перечисляемые с лицевых счетов УФК. С единого казначейского счета ежедневно Федеральное казаначейство пере­числяет средства УФК. Аналитический учет ежедневных поступлений в федеральный бюджет доходов и расходов федерального бюджета и нарастаю­щим итогом с начала года осуществляется в Главной книге каз­начейства.

Контрольные вопросы

1. Укажите основные функции и задачи органов федерально­го казначейства в сфере исполнения бюджетов.

2. Укажите, из каких звеньев состоит система органов казначейства в РФ.

3. Назовите основные отличия казначейской системы от используемой ранее банковской системы исполнения бюджетов.

4. Дайте определение единому казначейскому счету (ЕКС). Каково его назначение?

5. Дайте определение главной книги казначейства. Каково ее назначение?

6. Охарактеризуйте процедуру исполнения бюджета органами казначейства.


Похожая информация.


Для России слово «казначейство» не ново. Оно прошло длинный и сложный путь эволюции. В России казначейская система насчитывает более 200 лет. Прообразом органов федерального казначейства были казенные дворы (конец XV в.). Затем их упразднили и образовали приказы (XVII в.).

Вся эта пестрая и нестройная система приказов с нечеткими функциями, несовершенным делопроизводством существенно тормозила дальнейшее развитие государства, что и побудило Петра I начать поиски иных организационных форм центрального государственного аппарата. Реформа 1718-1720 гг. упразднила большинство приказов и ввела камер-коллегии Ерошкин, А.В. История государственных учреждений дореволюционной России / А.В. Ерошкин. - М.: ИНФРА-М, 1983.-348с..

В 1802 году на основании манифеста «Об учреждении министерств» были созданы Министерство финансов и Государственное казначейство. Окончательно министерская форма управления государственными финансами была сформирована к 1811 году. Основными задачами органов Государственного казначейства являлись:

Прием и хранение всех принадлежащих государственному казначейству доходов;

Производство расходов;

Продажа всякого рода ценной гербовой бумаги;

Выдача промысловых свидетельств и бесплатных билетов;

Счетоводство по всем поступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходам, а также по порученному для хранения и продажи казенному имуществу.

Революцией 1917 года было прервано казначейское исполнение государственного бюджета. Постановлением Правительства в октябре 1918 года все кассовые операции по исполнению бюджета были возложены на Народный Банк.

Современный этап развития органов Федерального казначейства начался в 1992 году. Именно тогда возникла необходимость в создании отдельной финансовой структуры, способной одновременно и исполнять, и контролировать федеральный бюджет, а также обеспечивать прозрачность движения государственных средств. По мнению специалистов, цель создания органов казначейства - обеспечить бесперебойным финансированием бюджетную сферу и государственный контроль исполнения бюджета Обухова, Т. Функции органов Федерального казначейства / А. Обухова // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2005. - № 6 - С. 2-4..

Действовавшая в СССР система исполнения бюджета приводила к наращиванию инфляционных процессов в стране, т.к. финансирование расходов производилось без учета реально поступающих доходов и носило эмиссионный характер.

Система финансирования расходов федерального бюджета через банки представлена на рисунке 1.

Недостаток данной схемы (см. рис. 1) состоит в том, что она позволяла учитывать, контролировать и достоверно информировать Правительство РФ лишь о суммах счета главных распорядителей средств; дальнейшие денежные потоки не просматривались, соблюдение целевого характера бюджетных средств не гарантировалось. Понятие «единства кассы» в отношении средств федерального бюджета неприменимо, поскольку в этих условиях существует множественность счетов по учету бюджетных средств.

Постановка учета бюджетных средств в банках не позволяла получать полную информацию о поступивших доходах, произведенных кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а следовательно - эффективно контролировать данные операции. Бюджетная система России: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 550 с.

Международный опыт и история государственных финансов России дают практически безальтернативное решение данной проблемы - решение об организации в Министерстве финансов РФ системы органов Федерального казначейства и переводе бюджета на казначейское исполнение, что и закреплено теперь ст. 215 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту БК РФ). В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.

Рис. 1. Система финансирования расходов федерального бюджета через банки

Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 в принципиальном, а Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864 в организационном плане был решен вопрос о создании Федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации.

Под казначейской системой понимается орган, который осуществляет обработку платежей, ведет бухгалтерский учет соответствующего бюджета, составляет бюджетную отчетность и осуществляет финансовое управление средствами бюджета.

Когда речь идет о казначейском исполнении бюджета или о казначействе вообще, то нередко возникают ассоциации с контролирующим органом или даже органом, выполняющим карательные функции. Иногда вопросы необходимости улучшения бюджетных процедур в субъектах Российской Федерации увязывают с требованием перевода бюджетов субъектов Федерации на обслуживание в Федеральное казначейство. На самом деле роль Федерального казначейства состоит в другом, прежде всего - в оказании услуг участникам бюджетного процесса.

Казначейское исполнение - это такое исполнение бюджета, при котором все участники бюджетного процесса открывают лицевые счета на едином счете органа, организующего исполнение соответствующего бюджета.

Во-первых, на лицевых счетах участников бюджетного процесса, открытых на едином счете соответствующего бюджета, учитываются лимиты бюджетных обязательств.

Во-вторых, на этих лицевых счетах учитываются все операции по кассовому расходу. Совокупность кассовых операций по всем лицевым счетам есть ни что иное, как отчет соответствующего органа власти о кассовом исполнении бюджета.

Итак, характерной чертой казначейского исполнения бюджета является наличие единого счета, не единственного, а единого счета, на котором ведутся учетные регистры участников бюджетного процесса (лицевые счета) и главной книги, в которой последовательно отражаются бухгалтерские записи обо всех экономических событиях, связанных с исполнением бюджета.

Основной функцией казначейства является осуществление платежей в рамках исполнения бюджета. В этом смысле казначейство воспринимается как система государственных платежей. Кроме того, функцией казначейства является создание условий для управления ликвидностью единого счета соответствующего бюджета и составление отчета об исполнении бюджета, прежде всего, отчета о кассовых потоках, имевших место в процессе исполнения бюджета Нестеренко, Т. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации / Т. Нестеренко // Финансы. - 2004. - № 3. - С. 3-8..

Применение механизма казначейской системы исполнения бюджета отличается от банковского прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, - доходный и расходный, - на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования.

Казначейская система исполнения федерального бюджета позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств путем обеспечения целевой направленности, своевременности и рациональности их использования, а также ускорить оборачиваемость бюджетных средств за счет сокращения их пробега от распорядителя до конечных получателей.

Казначейство является кассиром всех участников бюджетного процесса и осуществляет платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений. К сожалению, весьма распространено мнение (даже среди многих зарубежных консультантов по различным российским проектам), что система федерального казначейства становится тормозом проведения бюджетных реформ.

На самом деле только путем казначейского исполнения бюджета стало возможным жестко и четко исполнять положения, которые установлены законами о бюджете и бюджетной классификацией. Раньше, когда не было системы казначейского исполнения, четкость и жесткость бюджета и бюджетной классификации размывались необязательностью применения положений этих законов. На самом деле бюджет жил собственной жизнью, а реальная жизнь шла совсем по другим правилам, по другим процедурам. Поэтому, получив отчет об исполнении бюджета и сравнив его с законом о бюджете, Минфин РФ получал две абсолютно разные картины. И только после перевода всех операций на казначейское исполнение стало возможным добиться соблюдения положений закона о бюджете в том виде, в каком они были приняты Нестеренко, Т. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации / Т. Нестеренко // Финансы. - 2004.-№ 3. - С. 3-8..

Преимущество создания казначейской системы исполнения федерального бюджета заключается в том, что за счет изменения схемы финансирования сокращено количество денежных потоков, сократилась цепочка бюджетных счетов. Приняты административные и организационные меры к повышению бюджетной дисциплины. Постоянно осуществляется предварительный и текущий контроль за использованием средств федерального бюджета.

Вместе с тем казначейство является единственным федеральным органом государственного финансового контроля в России, для которого приоритетным направлением деятельности служит превентивный характер контроля. Несмотря на двенадцатилетнюю практику контрольной деятельности органов федерального казначейства, научные исследования в данной области знаний практически отсутствуют, что значительно тормозит ее развитие. В контрольной деятельности казначейства можно выделить два направления: контроль за доходами и контроль за расходами государства. Казначейский контроль за исполнением бюджета имеет разнообразные внешние проявления, осуществляется в различных формах, в связи с чем возможна его классификация в зависимости от избранного критерия. По критерию времени проведения контроля и времени совершения проверяемых финансовых операций он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Классификация видов, форм и субъектов казначейского контроля приведена на рисунке 2.

Рис. 2. Классификация видов форм и субъектов казначейского контроля


В соответствии со ст. 267 БК РФ Федеральным казначейством проводится предварительный и текущий контроль за движением средств бюджета и государственных внебюджетных фондов у всех участников бюджетного процесса. Если прежде контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществлялся после их расходования, то в настоящее время на этапах предварительного и текущего контроля проверяется соответствие расходов представленным документам, т.е. утвержденным лимитам, подтверждение надлежащей реализации договоров на поставку продукции, выполнение работ и услуг либо заключенных трудовых соглашений. Следовательно, акцент переносится на предотвращение нецелевого расходования средств бюджета. При этом Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу Зырянова, Т.В. Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля РФ / Т.В. Зырянова // Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и некоммерческих организациях. - 2005. - № 10.- С.5-9..

Cтраница 1


Казначейская система - система доведения государственных средств до непосредственных получателей (а также сбора средств государством) не через разные банки (в основном, частные), а через специальные государственные учреждения, называемые казначействами. Это позволяет усилить контроль за прохождением и правильным использованием таких средств.  

При казначейской системе оно возлагается на специальные финансовые органы - казначейства, при банковской системе - на банки.  

При казначейской системе исполнения бюджета для каждого бюджетополучателя в казначействе открывается лицевой счет, в котором указывается постатейный объем ассигнований на год, квартал и лимит финансирования на месяц, а также учитывается фактически произведенная оплата расходов и остатки средств.  

В целом казначейская система требует серьезного реформирования, она должна иметь самостоятельность, как это принято за рубежом, в целях укрепления финансовой дисциплины и разграничения процессов составления, утверждения и исполнения бюджета, которые в настоящее время сконцентрированы в Министерстве финансов Российской Федерации.  

Что означает казначейская система исполнения бюджета.  

В условиях казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации приходно-расходные операции (кассовое исполнение бюджета) осуществляют кредитные организации, но учет этих операций осуществляют органы федерального казначейства. Они также составляют оперативную, квартальную и годовую отчетность об исполнении федерального бюджета.  

Переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета позволит значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета. Следует отметить, что в настоящее время не предусмотрено серьезной административной или уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, что резко снижает степень эффективности государственного финансового контроля. Практически неизвестны случаи, когда возбужденные по фактам нецелевого использования государственных ресурсов дела были доведены до суда.  

В Российской Федерации действует казначейская система исполнения бюджетов, при которой регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на федеральное казначейство.  

В этом состоит особенность казначейской системы исполнения бюджета: банки осуществляют операции порасчетно-денежнът документам клиента в пределах остатка средств на лицевом счете и не контролируют назначение платежа, а органы Федерального казначейства - в пределах остатка средств по статье экономической классификации с контролем назначения платежа. Все принятые к исполнению в ОФК платежные документы бюджетополучателей представляются в банк от имени ОФК и списываются с его лицевого счета расходов. Особый порядок предусмотрен для получения бюджетными учреждениями наличных денежных средств, выдачей которых казначейства не занимаются. Орган казначейства в установленном порядке оформляет денежный чек на доверенное лицо бюджетного учреждения, которое получает денежную наличность в банке с лицевого счета органа казначейства. Операции прихода и расхода по лицевому счету органа Федерального казначейства отражаются в выписке, которую банк ежедневно выдает ОФК. В свою очередь, органы казначейства оформляют по каждому лицевому счету бюджетополучателя выписку с приложением копий платежных документов, подтверждающих факт списания и зачисления средств по их счету. По описанной схеме осуществляется исполнение расходной части федерального бюджета в течение всего финансового года. Дата и процедура завершения финансового года по расходам ежегодно определяется приказом Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ. Например, 1998 финансовый год был завершен по расходам в марте 1999 года. Органы Федерального казначейства представляют в вышестоящие органы отчеты по исполнению федерального бюджета по доходам и расходам по утвержденным формам и в установленные сроки. Неотъемлемой частью работы органов казначейства является контрольная деятельность. Проверкам со стороны казначейства подвергаются все банки, осуществляющие операции с доходами и средствами федерального бюджета, которые должны соблюдать сроки списания, перечисления и зачисления платежей.  

Безусловно, переход на казначейскую систему оплаты бюджетных расходов с открытием лицевых счетов для каждого бюджетополуча-теля экономически целесообразен. Эта система прогрессивна по своему характеру и может дать положительные результаты в части: маневрирования государственными финансовыми ресурсами; получения оперативной информации о кассовых расходах и перечислении средств по назначению; контроля над финансовыми операциями учреждений. Правила финансирования учреждений, состоящих на федеральном бюджете, предусматривают только казначейские схемы финансовых потоков. Что касается региональных и местных бюджетов, то в систему бюджетного процесса вписались лишь отдельные элементы казначейского финансирования. Например, уже сейчас в ряде территорий устанавливаются лимиты финансирования, и по принятым бюджетным заявкам казначейство напрямую перечисляет бюджетные средства на банковские счета бюджетополучателей, минуя промежуточное звено - главного распорядителя бюджетных средств, и решая при этом две задачи: сокращение сроков прохождения средств и усиление контроля за целенаправленным финансированием расходов.  

В целях полного перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней в Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. № 126 - ФЗ О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации, а затем и в Бюджетном кодексе РФ закреплено право представительного органа местного самоуправления создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета, что позволит более эффективно управлять средствами местной казны и обслуживанием местного бюджета.  

Какие задачи решаются государством при казначейской системе финансирования.  

В настоящее время продолжается переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета. Эта система предполагает сосредоточение бюджетных средств на счетах казначейства, размещенных, как правило, в Центральном банке РФ.  

По решению Правительства РФ переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, который должен закончиться в 1999 г., призван значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета.  

Вместе с тем необходимо отметить, что казначейская система, существовавшая в России до 1917 г. вплоть до проведения кассовой реформы 1925 - 1928 гг., не была воссоздана в прежнем виде. В тот период государственное казначейство, являясь банковским учреждением, выполняло не только функции управления доходами и расходами бюджета, но и осуществляло прием, хранение и выдачу сумм на расходы, производимые по общему государственному управлению, т.е. осуществляло операции по кассовому исполнению бюджета.