Что такое приватизация? Как ее оформить и нужно ли это делать. Чем обусловлен последний сдвиг окончания приватизации? Нежилые помещения и земля

Одной из характерных черт рыночной экономики является многообразие форм собственности. Не случайно, что при переводе экономики России на рыночные рельсы одной из главных задач стали разгосударствление и приватизация собственности.

Под разгосударствлением понимают сокращение удельного веса государственной собственности в общем ее объеме. Во времена функционирования в нашей стране командно-административной системы хозяйства государственная собственность занимала монопольное положение в структуре собственности на средства производства и ресурсы (до 95% объема собственности). В наши дни ситуация коренным образом изменилась. Основным направлением разгосударствления стала приватизация государственной и муниципальной собственности.

Собственности — процесс превращения государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц. Процесс широкой приватизации в России был положен Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (ныне утратил силу) и первой Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятии в Российской Федерации на 1992 год (утверждена постановлением Верховного Суда РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1) (ныне утратила силу).

В этих и других государственных документах были определены следующие цели приватизации :

  • обеспечение равноправия в функционировании различных форм собственности;
  • демонополизация производства;
  • балансировка доходов различных групп и слоев населения;
  • перераспределение доходов и имущества, создание класса собственников;
  • развитие фондового рынка.

Кроме того, указанным Законом и последующими нормативными документами были установлены способы проведения приватизации :

  • продажа предприятий, а также активов ликвидированных предприятий по конкурсу;
  • продажа предприятий на аукционе;
  • продажа долей (акций) в капитале предприятий (акционирование);
  • выкуп имущества предприятий, сданных в аренду.

Этапы приватизации в России

Решение целей и задач приватизации в России осуществлялось в два этапа.

Первый этап проходил с начала 1992 по конец 1994 г. Особенностями этого этапа стали:

  • сверхвысокие темпы приватизации (например, в 1994 г. было приватизировано в среднем 75% предприятий торговли и бытового обслуживания);
  • введение системы бесплатных приватизационных чеков на предъявителя (в народе такие чеки именовались ваучерами).

Эта система обеспечила безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам. Явным недостатком данного способа приватизации стала его низкая доходность.

Второй этап приватизации начался в 1995 г. и продолжается до сих пор. Его основные задачи были определены в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» (утверждена постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439) и Указе Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Наконец, самые существенные коррективы в приватизационный процесс были внесены положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЭ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (ныне утратил силу). Этот Закон закрепил качественно новый характер приватизации. В частности, в нем сделан акцент на переход от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком; указано, что приватизация должна способствовать повышению эффективности функционирования отечественных предприятий; определено, что при отчуждении государственной собственности должны учитываться и социальные аспекты проблемы.

В целом, как показал отечественный опыт разгосударствления и приватизации собственности, процесс преобразования отношений собственности является сложным и противоречивым, активную роль в нем должно играть государство. Именно оно наряду с решением главных задач приватизации должно обеспечить баланс интересов частных лиц и всего общества.

Социально-экономические последствия приватизации в России

В XX в. приватизация государственной собственности получила большое распространение, захватив почти все основные страны. Первое упоминание о приватизации относится к XIII в. в Англии.

Приватизация означает переход прав собственности от государства к частным лицам на условиях полной продажи государственных фирм частным лицам или продажи части активов и делегирования прав по распоряжению государственным имуществом.

В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества » под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц. Из данных определений следует, что основным признаком приватизации является ее возмездный характер . Некоторые авторы различают определение «приватизация» и «разгосударствление», под последним понимают передачу от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация носит возмездный характер, а разгосударствление может иметь разные формы.

— это процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, . Данное явление осуществляется посредством безвозмездной передачи или распродажи объектов государственной собственности в собственность заинтересованных лиц с образованием на этой основе частной, акционерной или корпоративной собственности.

Приватизация в России — более обширное и системообразующее явление в отличие от обычной продажи государственных фирм. Для России характерны два взаимодополняющих параллельных процесса: постепенное освобождение государства от некоторых функций регулятора отношений собственности, которые не выполняются им в рамках рыночного хозяйства (здесь речь идет о процессе уменьшения возможностей государства как юридического объекта имущественных правоотношений) и формирование новых правовых и экономических структур и механизмов, без которых сложно в полной мере реализовать систему частной собственности. Надо учитывать, что последний процесс является дополнением первого и происходит вслед за самоустранением государства. Государство, уменьшая свои , должно оставаться контролировать и регулировать переданную собственность и .

Сущность приватизации

Сущность приватизации можно выразить в широком и узком понимании. В широком значении приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора . В более узком смысле приватизация представляет полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности средства производства , имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам. Приватизация главным образом должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом и повышать эффективность использования объектов хозяйствования.

Таким образом, в основное содержание приватизации можно включить трансформацию производителей и предприятий, которые основываются на том или ином техническо-производственном комплексе планово-централизованной экономики, к субъектам, которые базируются на капитале. Капитал же несет в себе добавочную стоимость и увеличивает изменения важных функций, жизненных циклов, распределения финансов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

Задачи приватизации

Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач:

  • повышение эффективности предприятий
  • сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков
  • увеличение поступлений в бюджет
  • ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности
  • борьба с на рынке
  • расширение рынка заемных капиталов
  • увеличение и населения
  • привлечение сотрудников к управлению капиталом компании
  • сокращение профсоюзного движения
  • создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.

Следовательно, основной сущностью концепции приватизации служит эффективность производства, которая подтверждает, что некоторые предприятия более успешно управляются частным сектором . Приватизация должна способствовать усилению экономики страны в целом.

Проведение и результаты приватизации в России

При рассмотрении результатов приватизации необходимо учитывать экономическую и социальную сферу. Российская приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по ее структуре и масштабам. Она была призвана обеспечить не только проблему увеличения эффективности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений в собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

С самого начала российских реформ во главу угла была поставлена стремительная и всеобъемлющая приватизация, необходимая для создания основ демократии и рынка. По многим причинам придать ей цивилизованный характер не удалось. Страну захлестнула бесконтрольная приватизация, когда государственная собственность практически без нарушения закона стала просто передаваться частным лицам.

В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму.

Ряд стратегических целей приватизации достигнут не был, несмотря на то что к концу 90-х гг. ХХ в. уже была решена задача изменения форм собственности в целом:

  • широкий слой эффективных частных собственников не был сформирован;
  • увеличение эффективности деятельности предприятий в результате структурной перестройки экономики не произошло;
  • инвестиций, которые были привлечены, в процессе приватизации оказалось недостаточно для технического, социального и производственного развития предприятий;
  • в некоторых отраслях свое конкурентное положение предприятий на мировом и отечественном рынке не удалось сохранить.

На практике приватизация государственной собственности в России была такой, что созданы, были, по сути, частные системы централизованного планирования, частные монополии, которые заменили централизованное планирование государства.

России во время проведения приватизации резко уменьшился . Данное обстоятельство было вызвано занижением стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество (рисунок).

Применялась методика оценки в ходе приватизации, которая не позволяла реально оценить стоимость отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаях оценка не проводилась фактически вообще. Эффективность деятельности предприятий в результате приватизации была уменьшена.

К достижению предполагаемых целей, которые были определены в государственной программе приватизации, формальное разгосударствление и передача анализа и контроля над собственностью в частные руки не привели. Некоторые из целей заключались в формировании «эффективного собственника», создания социальной и стабильно ориентированной рыночной экономики страны.

Приватизация выявила массу лазеек для незаконных действий, коррупции , которые негативно сказались на экономике впоследствии. Нарушения привели к созданию узкого слоя богатых собственников , что усилило противоречия между населением.

Социальная и экономическая эффективность приватизации в России оказалась низкой . Не был соблюден учет интересов и прав большинства слоев населения и принцип равенства граждан при осуществлении массовой приватизации. Приватизация резко увеличила расслоение общества (таблица).

Как видно из таблицы, по реальным денежным доходам граждан России только 2007 г. превысил уровень 1990 г. Численность же населения, которая живет за чертой бедности, остается стабильно высокой и составляет около 1/5 населения страны. Однако наметились положительные перспективы, которые постепенно увеличивают средний класс страны.

Предоставление сотрудникам организаций льгот при приватизации государственных предприятий, в особенности высокодоходных, связанных с эксплуатацией национальных богатств России (нефтехимия, нефтегазовая отрасль, лесная, горнорудная, целлюлозно-бумажная промышленность. цветная металлургия), привело к необоснованному обогащению руководства и менеджмента таких предприятий и резкому падению уровня жизни остальных слоев населения, не связанных с данными производствами (образование, социальная сфера, здравоохранение, наука, культура).

В рамках приватизации предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные аспекты.

Согласно «децильному » коэффициенту , который показывает соотношение доходов 10 % самого богатого и самого бедного населения страны, в СССР в 1990 г . от составлял 4,4, т. е. доходы богатого слоя превышали доходы бедных в 4,4 раза . Соответствующий показатель в России за 1998 г. составил 22,7. В результате произошел большой рост социального неравенства по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы.

У большинства населения не было капитала для приобретения по их рыночным ценам. Если же предприятия продавались гораздо ниже их реальной стоимости, то данное приобретение не обладало высокой ценностью для собственника. Прибыль изымалась собственниками и вывозилась за границу, что не позволяло обновлять устаревшие фонды предприятия.

Работники приватизируемых предприятий в результате приватизации в России не получили социальной защищенности, уменьшилось развитие объектов социальной инфраструктуры, а в ряде случаев было ускорено их разрушение. От текущего финансирования «непрофильных активов» организации и местные власти в большинстве случаев отказывались. В очень тяжелом состоянии оказались сотрудники организаций, которые зависили от бюджетного финансирования — это: учителя, ученые, врачи, милиция, военные и др. Основным источником финансирования бюджетной сферы экономики являются бюджетные средства, которые направлялись в основном на первоочередные текущие расходы и оплату труда сотрудников предприятий.

В результате приватизации был преодолен товарный дефицит и обеспечена внутренняя конвертация рубля .

При переходе к рыночной экономике приватизация должна проводиться при взаимодействии со всеми государственными структурами и общеэкономическими реформами. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.

Приватизация, которая проходит в условиях полного отсутствия рынка, при переходе от плановой к рыночной экономике играет важную роль в формировании конкурентного рынка. Но в любом случае необходимо учитывать мировой опыт приватизации. Обязательным при проведении приватизации является эффективное управление, привлечение инвестиций и формирование или сохранение средних слоев . Должна учитываться национальная безопасность и влияние на будущие страны.

от лат. privatus частный)

передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных ценностей и т. п.) за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов. Приватизация может иметь скрытый характер, когда осуществляется в юридической форме аренды государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, напр., лишь определенная часть акций; может осуществляться в форме денационализации (реприватизации), когда национализированное прежде имущество передается в частную собственность прежних или иных владельцев. По своему содержанию приватизация близка к более широкому процессу разгосударствления, который включает передачу государственного имущества в собственность органов местного самоуправления (т. е. муниципализацию имущества). Термин «разгосударствление» часто применяется для обозначения крупномасштабной приватизации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРИВАТИЗАЦИЯ

от лат. privatus частный) - передача или продажа государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных ценностей и т. п.) в собственность отдельных лиц или коллективов.

Приватизация - один из инструментов экономической политики. В связи с увеличивающимся разделением труда и усложнением процессов производства, распределения, обмена, продаж (автомобиль 1970-х гг. делался в 30 странах мира, тогда как в начале века тот же Форд все комплектующие производил сам; простой мобильный телефон устроен сложнее, чем первый искусственный спутник Земли и т. д.) на предприятиях с середины XX в. стали расти транзакционные издержки, которые делали невозможным управление с правительственного уровня. Стало понятно, что вертикальные пирамидальные структуры уступают место горизонтальным связям, в них в частные руки должны быть переданы и функции планирования и тактического руководства.

Государство определяет правила игры, но само перестает быть экономическим игроком. Через процедуру разгосударствления в 1970–80 е гг. прошло более 80 стран мира, от стран бывшего социалистического лагеря с плановой экономикой, где госсектор доминировал, до государств с развитой рыночной, где доля государственных предприятий была сравнительно невелика. Но и там необходимость повышения эффективности производства заставляла правительства передавать и продавать часть госсобственности в частные руки. Порой речь шла даже о целых отраслях промышленности.

Естественно, меры эти были непопулярными, потому что неизбежно вели к массовым увольнениям и росту социальной напряженности. Так это было, например, в Великобритании во времена премьерства М. Тэтчер, когда правительство тори приняло решение о разгосударствлении угольной отрасли.

При этом результаты приватизации в разных странах были отнюдь не однозначными. Если, например, в той же Великобритании разгосударствление части предприятий привело к укреплению госбюджета (в результате как увеличившегося поступления налогов, так и сокращения субсидий госпредприятиям) и росту производительности труда, то приватизация в Сирии и Бразилии не помогла выходу этих стран из кризиса.

На порядок сложнее происходил этот процесс в государствах с плановой экономикой. Отсутствие опыта хозяйствования в условиях рынка, квалифицированных специалистов, законодательной базы, соответствующей психологии - все это обусловило противоречивый, зачастую драматический характер приватизации в бывших социалистических странах и особенно в России.

Начавшаяся как составная часть монетаристских реформ, проводимых правительством Е. Гайдара, приватизация, по замыслу ее инициаторов, должна была покончить с монополией государства в сфере производства и обращения и запустить механизм рыночной конкуренции. Предполагалось, что это стимулирует личную заинтересованность каждого россиянина в результатах реформ и создаст класс здоровых, честных предпринимателей.

Но слабая организационная подготовка, проведение приватизации не правовыми, а номенклатурными методами, отсутствие нужных законов и в целом самой концепции ее проведения обусловили крайне неэффективный, полукриминальный способ разгосударствления.

Свою роль сыграла спешность осуществления перевода в частные руки большинства предприятий огромной страны. Из 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий с 1992 по 1994 гг. было приватизировано 110 тыс., в то время как разгосударствление 12 госпредприятий в Англии длилось 10 лет, а приватизация 676 предприятий в ФРГ заняла 8 лет (1983–90 гг.). Концепция проведения приватизации государственной собственности в Российской Федерации предусматривала 2 этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный.

По поводу метода приватизации еще в начале 1990-х гг. шли жаркие дискуссии. Предлагались, например, такие способы как передача - безвозмездно или на основе льготного выкупа - государственных предприятий в собственность трудовым коллективам; акционирование и продажа государственных предприятий непосредственно в частные руки.

Однако эти методы были отвергнуты как не отвечающие критериям социальной справедливости в пользу бесплатной раздачи собственности всему населению посредством выдачи специальных платежных средств - ваучеров, или приватизационных чеков, которые затем должны быть использованы на покупку акций приватизируемых предприятий и другого государственного имущества.

Приватизационные чеки граждане Российской Федерации начали получать с 1 октября 1992 г. Их номинал - 10 тыс. руб. - отражал долю каждого в общественном богатстве.

Уже вскоре ваучеры в условиях чиновничье-криминального произвола и правовой неразберихи стали предметом спекулятивных махинаций. Стоимость приватизационных чеков в условиях галопирующей после либерализации цен инфляции падала вместе с рублем, они обесценивались и в массовом порядке скупались дельцами.

За короткое время владельцами крупнейших предприятий, где трудились порой десятки тысяч работников, стали не трудовые коллективы, а вчерашние директора, представители номенклатуры и откровенно криминальные структуры.

Таким образом, приватизация, проведенная Гайдаром и Чубайсом вначале 1990-х гг., на этом этапе не стала фактором повышения эффективности производства, а свелась к «черному переделу» бывшей общенародной собственности и ускоренному созданию класса новых собственников.

Подавляющее большинство россиян оказались ограбленными второй раз - после того, как в результате либерализации цен обесценились все их сбережения.

А установленных целей приватизация так и не достигла: члены трудовых коллективов остались наемными работниками, предприятиямонополисты сохранили свое монопольное положение, производительность труда осталась на прежнем уровне.

Приватизация «ваучерного образца» проводилась и в странах Центральной и Восточной Европы. Но в большинстве из них столь серьезных социальных издержек, как в России, удалось избежать. Там даже при господстве плановой экономики функционировал развитый частный сектор, который в сфере торговли, услуг, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности часто преобладал даже над государственным. Свою роль сыграло и то обстоятельство, что в отличие от нашей страны, где после 1917 г., если не считать короткого периода НЭПа, элементов рыночной экономики просто не было, страны, вступившие на социалистический путь в 1940–50 гг., сумели сохранить существовавший до революции опыт рыночной экономики.

Этап чековой приватизации длился с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г. Затем наступил этап денежной приватизации, задачей которого было формирование инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что должно было повысить их заинтересованность в долгосрочных инвестициях.

Особым этапом российской приватизации стала инвестиционная приватизация, предполагавшая переход государственного имущества в частные руки при условии обязательств со стороны нового владельца инвестировать дальнейшее развитие производства, и последовавшие за ними залоговые аукционы, в результате которых государство утратило контроль над крупнейшими российскими предприятиями, остававшимися в его собственности после ваучерной приватизации.

Акции этих предприятий отдавались крупным банкам в залог кредитов, необходимых для выполнения бюджетных обязательств, однако в установленный срок государство не смогло рассчитаться по этим кредитам, и в результате предприятия флагманы российской экономики попали под контроль олигархических структур, заплативших за них цену, в десятки раз ниже рыночной. Всего за время приватизации Гайдара - Чубайса - Коха за 10 лет в результате продажи 145 тыс. предприятий бюджет России получил сумму по разным оценкам от 10 до 20 млрд долларов! За столько была продана львиная часть второй по величине экономики в мире, какой была экономика СССР! Для сравнения: английский бюджет только в результате приватизации одной кампании «Бритиш Телеком» получил 23 млрд долларов. Приватизация «Дойче Телекома» принесла немецкой казне 13 млрд долларов.

Неудовлетворительные итоги приватизации привели к тому, что собственность частных лиц до сих пор является морально нелегитимной в глазах населения, во-вторых, не может стать капиталом, т. е. легальным, белым рыночным механизмом экономического роста (из-за юридической нечистоты сделок затруднены IPO, займы, кредиты, продажа, участие в белых сделках, сотрудничество на международном уровне и проч.).

Кроме того, экономического эффекта, т. е. повышения производительности труда и прибыльности прежде всего у крупных предприятий не наблюдалось (более того, налицо было массовое нарушение экологического, трудового законодательства, тяжелые социальные последствия от хищнического отношения к собственности, вызванного общим ощущением нелегальности и временности пользования у новых «хозяев»).

Сегодня правительство предпринимает попытки восстановить контроль над государственным имуществом в стратегически важных отраслях.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что такое приватизация? То, что она собой представляет, знает каждый, однако, ее польза некоторым людям кажется очень даже сомнительной. Есть и те, кто считает ее бесполезной.

Виды приватизации различны. В России она осуществляется уже более двадцати лет. На данный момент около восьмидесяти процентов причем бесплатно. С первого числа первого месяца 2013 года за нее придется платить. Конечно же, есть основания полагать, что она в очередной раз будет продлена, однако, лучше именно сейчас рассмотреть вопросы, касающиеся ее необходимости и важности.

Что такое приватизация

Приватизация собственности в России началась в далеком 1991 году после принятия соответствующего закона. В СССР ее не было. Что такое приватизация? Под ней принято понимать передачу недвижимости из в частную. Данная процедура осуществляется посредством составления договора. Платить в данный момент необходимо исключительно за техническое заключение документа. Что такое приватизация? Так называется процесс, в результате которого люди из квартиросъемщиков превращаются во владельцев.

Приватизированным может быть то жилье, которое числится в муниципальном или государственном фонде. Вопрос о том, проводить ее или нет, каждый решает сам. Что будет, если не приватизировать квартиру? В принципе, ничего. Человек так и продолжит проживать в ней по договору соц. найма. Зачем нужна приватизация? Затем, что после ее прохождения человек сможет распоряжаться жильем так, как считает нужным.

Получить в собственность нельзя следующие квартиры:

Находящиеся в домах-интернатах;

Расположенные в военных городках закрытого типа;

Находящиеся в аварийных домах;

Относящиеся к жилью маневренному.

Приватизация осуществляется на основании специального закона. Ее основные принципы:

Одноразовость;

Добросовестность;

Добровольность.

Принцип добровольности заключается в том, что никто никого не может заставить приватизировать или не приватизировать жилье. Особенно это касается муниципальных и государственных органов, которые в той или иной ситуации могут попытаться принять решение за жильца. Важно отметить, что решение о приватизации принимается всеми прописанными в помещении людьми: один отказался -процедура не состоялась.

Приватизация разовая. Это означает, что воспользоваться правом получить квартиру в собственность можно только лишь один раз. Данный принцип важен, но его часто обходят: квартира приватизируется только на отдельных членов семьи. Лица несовершеннолетние, ставшие собственниками, в дальнейшем все равно будут иметь на нее право (после наступления совершеннолетия).

Почему же не все спешат получить квартиру в свою собственность? Причины, как правило, заключаются в нежелании оформлять документы и непонимании важности всего процесса. Основной плюс приватизации в том, что жилец становится полным собственником и наделяется правом распоряжаться квартирой по своему усмотрению (завещать, дарить и так далее). Неприватизированная площадь не может быть использована в качестве залога, а продажа ее может быть сопряжена с определенными трудностями. Они возникнут и при сдаче ее в аренду.

Из приватизированной квартиры без возмещения расходов никого выселить нельзя. Это касается даже случаев, когда долги жильцов перед велики. В приватизированной квартире можно провести перепланировку. При сносе жильцу предоставляется другая жилплощадь.

В чем минусы приватизации? В общежитиях и лучше быть нанимателями. Суть в том, что такое жилье непросто продать, но зато рано или поздно может наступить долгожданное расселение.

После приватизации за квартиру придется платить немного больше. В том случае, если жилье пострадает по вине собственника, государство не предоставит ему новое (при порче при чрезвычайных обстоятельствах новое жилье предоставляется).

Если вы еще не знаете, зачем нужно приватизировать квартиру, то в данном материале мы подробно разберем данный вопрос, взвесим все за и против и расскажем о выгодах приватизации жилья.

Приватизация жилья - это передача прав собственности на квартиру от муниципалитета к лицам, на данной жилплощади проживающим по договорам соцнайма. До 01.03.2017 г. стоимость этой процедуры символическая, складывающаяся из оплаты госпошлин за оформление различных документов (техпаспорт, кадастровый паспорт, договор о приватизации и т.д.). Далее процесс станет платным, то есть граждане смогут только выкупить недвижимость у муниципалитета по ее рыночной стоимости.

Нужно ли приватизировать квартиру?

​Такой вопрос до сих пор часто задают юристам. Ответ на него неоднозначен, сначала необходимо разобраться в сути юридической процедуры. Прежде всего, важно в точности понимать - сейчас стоимость приватизации несопоставима с той ценой, за которую придется заплатить государству после 1 марта 2017 года. Фактически, сейчас жилье можно оформить в собственность бесплатно.

После того, как право собственности жильцов зарегистрируют в Росреестре (ЕГРП), изменится статус жилья. Отныне такую квартиру можно продавать, дарить, завещать, сдавать внаем. Но нельзя ее обменять на неприватизированную недвижимость. Существует возможность вернуть квадратные метры государству обратно, вот только процесс этот весьма и весьма долгий и сложный.

Простое определение термина «приватизация» не открывает огромного количества разнообразных нюансов, связанных с этой процедурой. Рассмотрим самые распространенные вопросы.

Нужна ли приватизация малоимущим?

Во-первых, собственник жилья сможет его продать, а потом купить новое меньшей площади, а оставшиеся деньги потратить как угодно. Во-вторых, в содержании собственная квартира обойдется намного дороже муниципальной. Если раньше жильцам приходилось только платить квартплату, то теперь уже, будучи собственниками, они обязаны нести наравне со всеми расходы на содержание общедомового имущества (подъездов, лифтов, домофонов, консьержа и т.д.). Наконец, собственник ежегодно обязан платить налог, размер которого существенно вырос за последнее время.

Как только вы становитесь владельцем, уже не получится улучшить свои условия проживания за государственный счет. Только продать одно жилье и купить новое. Шансов получить бесплатную жилплощадь сегодня несравнимо меньше, чем в годы советской власти, но все-таки они еще остались. Например, жильцы аварийных домов могут рассчитывать на получение новых квартир, причем даже большего размера. После приватизации за квартиру в аварийном доме граждане смогут получить только компенсацию, но не новую квартиру.

Отсюда вывод : малоимущим граждан стоит хорошенько подумать и все как следует взвесить, а еще лучше проконсультироваться со знающим юристом.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Нужна ли приватизация пенсионерам?

Для человека пенсионного возраста комфорт проживания стоит на первом месте. После приватизации пенсионер сможет завещать квартиру своим родным, а также оформить дарственную, выговорив себе право проживания. В такой ситуации все расходы на приватизацию можно также переложить на родных.

Когда речь идет об одиноких пенсионерах, то после оформления права собственности жильем можно распорядиться, заключив договор ренты, либо пожизненного содержания. При этом такой договор можно заключить с гражданами, с банком, а также с государством. Выгоды очевидны и ощутимы.

О минусах оформления права собственности тоже не стоит забывать . Пенсионеру придется нести все расходы на содержание квартиры, а также риск ее утратить. Если приватизированная жилплощадь сгорит, пострадает от стихийного бедствия, то государство ничем не поможет пенсионеру, если только он не позаботился о страховке. Вот только оплата страховки - это еще одна статья расходов в длинном списке.

Нужна ли приватизация должникам?

Число задолжников, чьи долги по оплате коммунальных платежей увеличиваются каждый день, в нашей стране очень велико. С одной стороны, должники рискуют столкнуться с трудностями при сборе и подаче документов в Росреестр, но с другой, долги сами по себе не могут являться препятствием в приеме документов всеми инстанциями. Обжаловать такие незаконные отказы можно в прокуратуре. Вот только и после регистрации права собственности обязанность погасить долги никуда не исчезнет.

С завершением приватизации квартира становится ценным недвижимым имуществом, которым собственник отвечает по всем своим долгам. Если имеется большой долг, то на жилье может быть наложен арест, и ее нельзя будет продать до полного погашения долгов. Если же данная жилплощадь не единственная, то ее могут и вовсе продать на торгах, чтобы погасить задолженность.

Риск быть выселенным из муниципальной квартиры зависит от того, о каких именно долгах идет речь. Нельзя выселить граждан за долги перед банками или небанковскими кредитными организациями. Однако, за долги по квартплате и за коммунальные услуги лишиться государственного жилья все-таки можно.

Нужна ли приватизация пайщикам?

Разумеется, нет. Приватизация - это перевод государственной недвижимости в частную собственность. Кооперативное жилье, а также приобретаемое на основании договоров долевого участия в строительстве требует после ввода здания в эксплуатацию только и исключительно регистрации прав собственности всех пайщиков и дольщиков.

Пайщику или дольщику потребуется собрать техническую документацию и квитанции, подтверждающие факт полного погашения пая (задолженности перед застройщиком), чтобы подать заявление в Росреестр для регистрации права собственности.

Выгоды от приватизации для всех

Вместе с трудностями, которыми «обогатится» жизнь собственников с получением выписки из ЕГРП о регистрации права собственности, придут и выгоды, а именно:

  1. Вы сможете зарегистрировать на своих квадратных мерах любого, кого пожелаете. Спрашивать придется только совладельцев. Ни перед какой организацией владелец не обязан отчитываться в том, кто живет в его доме.
  2. Сделать перепланировку становится куда легче. Согласование придется проводить только жилинспекцией, тогда как в муниципальной квартире потребовалось бы обязательное разрешение местного муниципалитета.
  3. Нельзя выписать из квартиры ее собственника или выселить. Даже при колоссальных долгах по оплате коммунальных услуг существует риск быть отрезанным от электричества, воды и т.д. Но лишиться жилья по этой причине нельзя.
  4. Наконец, важно вспомнить и о психологическом аспекте: став собственником, чувствовать себя можно намного увереннее.

Собственность приносит доход!

На законных основаниях сдавать жилье внаем вправе только его собственник. Так, сдать муниципальную жилплощадь физическому или юридическому лицу можно только с согласия муниципалитета. Для огромного количества домовладельцев жилье становится стабильным источником дохода, но важно помнить несколько простых рекомендаций:

  1. Пускайте жильцов только на основании договора.
  2. Оплачивайте налоги с полученных средств.

До сих пор остались те, кто надеется на новое продление срока бесплатной приватизации . Но пока нет никаких оснований этого ожидать. До 1 марта 2017 года, еще есть время - не упустите его!

Приватизации подлежат жилые помещения, которые граждане занимают по договору социального найма. В соответствии с Законом не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебное жилье и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения, пишет Собственник.

Законом о приватизации в перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, включены также квартиры, предоставленные гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года. Но в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ данная норма признана не соответствующей Конституции РФ. То есть приватизировать можно и квартиру, предоставленную по договору социального найма после 1 марта 2005 года.

Право на приватизацию дается только один раз, то есть если гражданин ранее уже участвовал в приватизации, то при повторном обращении ему откажут. При этом несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию после достижения ими совершеннолетия.

Граждане же, которые приватизировали квартиру, но, передумав, вернули жилое помещение государству, то есть расприватизировали ее, также не имеют права на повторную приватизацию.

Что нужно для приватизации?

Огромное желание. И это не шутка. Причем такое желание должны изъявить все прописанные в квартире. Как гласит закон, для приватизации необходимо согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних от 14 до 18 лет. Приватизация несовершеннолетними от 14 до 18 лет оформляется ими самостоятельно с согласия законных представителей.

Если кто-то из членов семьи не хочет приватизировать квартиру, то он должен отказаться от приватизации. В этом случае оставшиеся члены семьи могут приватизировать жилье в общую собственность. А вот если гражданин не желает приватизировать жилье, и он также не хочет писать «отказную» от приватизации, то в этой ситуации другие члены семьи не смогут приватизировать квартиру.

Может быть и такая ситуация: семья желает приватизировать квартиру, но один из членов семьи ранее уже участвовал в приватизации, то есть он уже воспользовался своим правом. При этом он не дает свое согласие на приватизацию и не пишет отказную. Ну вот такой вот вредный человек попался – ни себе, ни другим! К сожалению, такие проблемы не редкость. И оставшимся членам семьи для решения данной проблемы приходится обращаться в суд. Судебная практика на этот счет неоднозначная, но все же решения в пользу желающих приватизировать есть.

Таким образом, чтобы приватизировать квартиру, необходимо:

Согласие на приватизацию всех прописанных в квартире;

- отказ от приватизации члена семьи, который не хочет участвовать в приватизации;

- участие в приватизации впервые, исключение для несовершеннолетних детей, которые вправе участвовать в приватизации повторно;

- чтобы жилое помещение подлежало приватизации.

Приватизация в Москве

Что такое режим «одного окна» в Москве?

В Москве прием граждан, которые приватизируют жилье, ведется в режиме «одного окна». Это означает, что для москвичей приватизация жилья носит более упрощенный характер, так как практически все документы будут собраны по запросам без участия гражданина.

Желающим приватизировать квартиру необходимо обращаться в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административных округах. На прием приходит один из совершеннолетних членов семьи. При этом ему необходимо будет иметь при себе оригиналы и копии документов, удостоверяющих личность всех членов семьи: для граждан старше 14 лет – паспорт, для детей до 14 лет – свидетельство о рождении.

Граждане, прибывшие на занимаемую площадь после 1 сентября 1991 года, для проверки принципа однократности участия в приватизации должны предоставить:

Сведения о регистрации по месту жительства (выписку из домовой книги) за период с сентября 1991 года до прибытия на данное место жительства;

- справку полномочного органа, подтверждающую неиспользованное право на участие в приватизации по прежнему месту жительства (в случае проживания в указанный период за пределами города Москвы).

Сотрудники Управления информируют граждан о необходимости платы за оформление документов (изготовление документов БТИ, оформление, в случае необходимости, договора социального найма, регистрация права собственности, оформление нотариальной доверенности для представления документов на государственную регистрацию) и выдают необходимые для этого квитанции. Далее они посылают запросы в БТИ, другие жилищные организации с целью получения необходимых документов. После проверки всех документов граждане вызываются для подписания договора передачи жилого помещения в собственность.

Подписанный договор по желанию заявителей может быть:

Передан на государственную регистрацию в регистрационную службу непосредственно сотрудниками Управления Департамента. После государственной регистрации зарегистрированный договор выдается заявителю через службу «одного окна». Данная услуга является возмездной;

- передан на руки заявителю для осуществления самостоятельных действий по регистрации прав собственности. В этом случае удастся немного сэкономить, так как не надо будет делать доверенность и платить услугу по государственной регистрации сотрудникам Управления Департамента.

Не всегда обращение в службу «одного окна» может закончиться получением правоустанавливающих документов. Причинами для отказа могут послужить:

Отсутствие прав города на приватизируемое жилье;

- представление поддельных документов, документов, утративших силу, и т. д.;

- отказ заявителя оплатить услуги;

- повторное участие в приватизации;

- отсутствие сведений, подтверждающих участие (неучастие) в приватизации, из других регионов РФ.

Если в квартире была перепланировка

Неоформленная перепланировка или переоборудование может затруднить процесс приватизации. В случае незаконной перепланировки в приватизации, конечно, не откажут, но все-таки негативные последствия наступят. Так, сотрудники Управления Департамента в административном округе в случае наличия в документах, полученных из БТИ, фактов несанкционированного переоборудования, направляют письмо в соответствующую организацию (БТИ) и заявителям о приостановлении приватизации. Только после того как наниматель узаконит переоборудование или перепланировку, решение о приостановлении отменяется.

Необходимо знать, что не требуется оформлять разрешение при проведении следующих работ: ремонт помещений, установка или разборка встроенной мебели, шкафов, антресолей, замена (без перестановки!) инженерного оборудования аналогичным по параметрам и техническому устройству.

Для тех, кто желает вернуть жилье государству

Данный процесс называют «расприватизация» или «деприватизация», но смысл все равно один: лицо, ставшее собственником квартиры, по каким-либо причинам хочет возвратить квартире прежний статус, то есть вернуть жилье государству. Напомним, что сделать это можно также лишь до 1 марта 2010 года.

В соответствии с Законом граждане вправе вернуть квартиру лишь при следующих условиях:

Жилое помещение должно быть единственным местом постоянного проживания;

- жилое помещение должно быть свободно от каких-либо обязательств (например, квартира не должна находится в залоге, под арестом, быть предметом судебного разбирательства и т. д.);

- на расприватизацию согласны все сособственники.

При соблюдении этих условий органы власти не вправе отказаться от принятия квартиры. При этом процедура возврата заключается в расторжении договора приватизации, государственной регистрации соглашения о расторжении договора, заключение с бывшим собственником нового договора социального найма.

Прежде чем пойти на такой шаг, стоит взвесить все за и против, так как, расприватизировав жилье, получить его обратно в собственность уже невозможно!

Какие плюсы и минусы?

Что можно отнести к плюсам приватизации:

Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются этими помещениями по своему усмотрению, они вправе продавать, завещать, сдавать в аренду, отдавать в залог, а также совершать иные не запрещенные законом сделки. Наниматель не вправе совершать указанные сделки;

- собственник вправе прописать в квартире любое лицо, наниматель же в некоторых случаях должен заручаться согласием наймодателя – собственника квартиры;

- у собственника практически невозможно отобрать квартиру, в то время как нанимателя можно выселить, например, за противоправные действия (нарушает права соседей, не платит за квартиру и т. д.). При этом выселить его могут в другое жилое помещение, которое может быть хуже занимаемого; а могут и вообще без предоставления другого жилья.

Если же собственник ведет образ жизни, который будет мешать окружающим его соседям, то все, что можно сделать с таким человеком, это выселить через суд, а квартиру продать с публичных торгов. При этом деньги вырученные от продажи, возвращаются бывшему собственнику, за минусом расходов, связанных с проведением торгов.

Что относится к минусам:

За собственное жилье придется платить налог на имущество физических лиц, который необходимо уплачивать собственникам жилых помещений. Наниматели такого налога не платят. Данный налог уплачивается ежегодно. Конкретный размер налога устанавливается представительными органами власти на местах. Ставка налога колеблется от 0,1 до 2,0% и зависит от стоимости имущества. Стоимость имущества берется инвентаризационная, т. е. та сумма, которую указало БТИ. В принципе, размер налога не так уж велик, но это пока. В будущем предполагается рассчитывать налог не от инвентаризационной стоимости, а от рыночной стоимости квартиры. Вот тогда этот налог существенно повысится и ударит по карманам многих граждан;

Для собственника жилого помещения стоимость коммунальных платежей немного выше, чем для нанимателя.

В Москве к плюсам социального найма (а соответственно, к минусу собственности на жилье) можно отнести еще один факт. Если дом, в котором проживает наниматель, подлежит сносу, то ему предоставляют жилое помещение в пределах нормы предоставления на одного человека. Норма предоставления – 18 кв. м на одного человека. К примеру, семья из 4 человек занимает квартиру общей площадью 50 кв. м на основании договора социального найма. Дом идет под снос, а значит, семье положена квартира общей площадью не менее 72 кв. м. Собственнику же предоставляется равноценное жилое помещение. Допустим, если занимал он 1-комнатную квартиру, то получит такую же 1-комнатную квартиру.