Ли валютный контроль. Что предлагают банки? Какие функции возлагаются на агентов

После изучения главы студент должен:

  • 1. Знать:
    • ? понятие валютного контроля, элементы механизма валютного контроля;
    • ? формы, виды и методы валютного контроля;
    • ? права и обязанности резидентов при проведении проверок органами и агентами валютного контроля;
    • ? основы внутреннего контроля в уполномоченных банках, аспекты взаимосвязи валютного контроля и ПОД/ФТ.
  • 2. Уметь:
    • ? анализировать полномочия органов и агентов валютного контроля;
    • ? характеризовать компетенцию органов и агентов валютного контроля;
    • ? работать с документами и информацией, используемыми в целях валютного контроля.
  • 3. Владеть:
    • ? понятийным аппаратом в сфере валютного контроля;
    • ? навыками консультирования по вопросам осуществления валютного контроля;
    • ? навыками заполнения паспортов сделок и форм учета по валютным операциям.

Валютный контроль: понятие и механизм. Формы, виды и методы валютного контроля

Цель валютного контроля, его принципы и основные направления. Реализация валютной политики государства, валютное регулирование, обеспечение режима, установленного для проведения валютных операций, невозможны без осуществления контроля за применением валютного законодательства, исполнением субъектами валютных правоотношений возложенных на них обязанностей. Этот вид контроля получил название «валютный контроль». Валютный контроль - деятельность государства, направленная на получение информации о проводимых в стране валютных операциях и состоянии валютного рынка, а также приведение деятельности участников валютных операций в соответствие с установленными требованиями.

Валютный контроль позволяет организовать наблюдение органов и агентов за проведением любых внешнеторговых операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства. С помощью валютного контроля государство получает информацию, необходимую для введения (корректировки, отмены) мер регулирования и приведения деятельности участников валютных операций в соответствие с установленными требованиями, а также для подготовки необходимой статистики.

На систему валютного регулирования и валютного контроля влияют международные договоры, в которых участвует Россия.

Согласно разд. 3 ст. VI Статей Соглашения Международного валютного фонда государства-члены могут применять меры, которые являются необходимыми для регулирования международного движения капитала. Однако ни одно государство МВФ не вправе применять такие меры таким образом, чтобы ограничивать расчеты по текущим валютным операциям. В соответствии с разд. 2 (Ь) ст. VIII Статей исполнение валютных контрактов с использованием валюты любого государства-члена, которые идут вразрез с правилами валютных операций этого государства-члена, сохраняемым или вводимым согласно Статьям Соглашения МВФ, не может быть обеспечено на территории ни одного государства-члена.

В правовом обеспечении системы валютного контроля выделяют два направления:

  • 1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области;
  • 2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами (агентами) валютного контроля, использование которых необходимо для осуществления эффективного валютного контроля.

Валютный контроль может выступать в нескольких ипостасях:

  • 1) как механизм контроля со стороны государства за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • 2) как административная мера, применяемая государством для защиты финансовой самостоятельности, обеспечения стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты и мобилизации валютных ресурсов;
  • 3) как форма нетарифного регулирования внешней торговли, аналогом которой может служить квотирование экспорта.

Валютный контроль может быть рассмотрен в нескольких аспектах.

  • 1. Валютный контроль является одной из функций государственного управления.
  • 2. Валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства.
  • 3. Валютный контроль представляет собой форму обратной связи в системе регулирования валютных отношений.
  • 4. Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения установленных валютных ограничений, что характеризует его как средство поддержания правопорядка в валютной сфере.

Валютный контроль урегулирован нормами Закона № 173-ФЗ, а также нормами других нормативно-правовых актов. Данным Законом четко определена система субъектов валютного контроля, их полномочия, права и обязанности, а также процедуры осуществления ими данного вида контроля.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами законодательства государства при осуществлении операций с валютными ценностями, а также операций с национальной валютой, ценными бумагами, платежными документами (финансовыми инструментами) и другими долговыми обязательствами, номинал которых выражен в национальной валюте.

Статья 3 Закона № 173-ФЗ перечисляет следующие основные принципы валютного регулирования и валютного контроля:

  • 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • 3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  • 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

В качестве специфических принципов валютного контроля можно выделить следующие.

  • 1. Принцип законности. Состоит в требовании неукоснительного соблюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий.
  • 2. Принцип обязательности. Заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля (п. 1 ч. 7 ст. 23), при этом ответственность для органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установленных указанным Федеральным законом (ч. 12 ст. 23).
  • 3. Принцип обеспечения коммерческой, банковской и служебной тайны. Закреплен в ч. 8 ст. 23, согласно которой органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
  • 4. Принцип институционалъности. Заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, информацию, указанную в ч. 9 ст. 23.
  • 5. Принцип разграничения компетенции. Проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного контроля и агентами валютного контроля (ч. 1 и 2 ст. 23); разграничение компетенции между Правительством РФ (ч. 6 ст. 22), Банком России (ч. 4 ст. 22), Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и агентами валютного контроля (ч. 5 ст. 22).

Основными направлениями валютного контроля являются:

  • а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему валютному законодательству и наличия необходимых для них разрешений (лицензий);
  • б) проверка выполнения обязательств резидентов перед государством по проводимым ими валютным операциям;
  • в) проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с требованиями законодательства.

К ключевым требованиям правового обеспечения валютного контроля относятся:

  • 1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области, установления взаимосвязей между данными структурами;
  • 2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с субъектами валютного контроля, использование которых позволит осуществлять валютный контроль наиболее эффективно;
  • 3) установление мер ответственности за нарушение норм валютного законодательства.

Предметом валютного контроля выступают валютные операции. Объектом валютного контроля выступают резиденты и нерезиденты при проведении валютных операций.

Субъекты валютного контроля - это государственные органы, а в ряде случаев - негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения валютного законодательства.

Формы, методы и виды валютного контроля. Виды, формы и методы валютного контроля постоянно эволюционируют в связи с трансформацией механизма валютного контроля.

Форма валютного контроля - специфический способ взаимодействия Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля в процессе осуществления контрольных мероприятий в отношении резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций.

Методы валютного контроля можно подразделить на основные, специализированные и дополнительные.

Основные методы валютного контроля: наблюдение (постоянное ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и оценки информации) и проверка (углубленное изучение деятельности подконтрольного объекта).

Специализированные методы валютного контроля. В их числе: обследование (касается конкретного вопроса и затрагивает широкий круг подконтрольных объектов) и ревизия (всестороннее изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта путем сопоставления документальных и фактических данных).

К дополнительным методам валютного контроля относятся: запрос информации (получение информации у подконтрольного объекта по определенному перечню вопросов) и анализ (обработка документальной информации с использованием специальных аналитических приемов).

Используя перечисленные критерии, с учетом ст. 22 Закона № 173-ФЗ можно выделить три основные организационно-правовые формы валютного контроля.

  • 1. Правительственная форма валютного контроля - осуществляется Правительством РФ по двум направлениям:
  • 1) координация деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России;
  • 2) обеспечение взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России.

Основной метод правительственного валютного контроля - наблюдение, результатом которого может стать издание подзаконного нормативного правового акта.

  • 2. Общая форма валютного контроля - осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ - Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Отличие общего валютного контроля от специального состоит в том, что он распространяется на всех участников валютных отношений и в этом смысле носит общий, универсальный характер; при этом для указанной Федеральной службы валютный контроль выступает основным видом деятельности. Как организационно-правовая форма общий валютный контроль представляет собой способ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление контроля за законностью валютных операций всех видов. Основной метод общего валютного контроля - проведение проверок.
  • 3. Специальная форма валютного контроля - осуществляется органами и агентами валютного контроля, для которых соответствующее направление контрольной деятельности не является основным. Специальным он является потому, что контроль осуществляется в более узких, специализированных сферах общественных отношений (банковская, таможенная, налоговая система, рынок ценных бумаг). Соответственно в рамках данной формы можно выделить:

банковский валютный контроль - осуществляется Банком России и уполномоченными банками. Особенность правового положения уполномоченных банков в данных отношениях состоит в том, что они имеют двойственный правовой статус: одновременно являются и субъектами, и объектами валютного контроля. Субъектом валютного контроля, т.е. лицом, его осуществляющим, уполномоченный банк выступает по валютным операциям своих клиентов. По собственным валютным операциям уполномоченный банк является объектом валютного контроля со стороны Банка России. В последнем случае Банк России проверяет выполнение уполномоченным банком:

  • - требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов Банка России как органа валютного контроля;
  • - обязанностей уполномоченного банка как агента валютного контроля;
  • - требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля клиентами уполномоченного банка при проведении валютных операций через данный банк.

Таким образом, как организационно-правовая форма валютного контроля банковский валютный контроль опосредует контроль государства за совершением банковских валютных операций резидентов и нерезидентов на территории РФ или операций резидентов за ее пределами с использованием организационной структуры банковской системы России.

Основной метод валютного контроля, используемый Банком России, - проведение проверок, уполномоченными банками - наблюдение;

таможенный валютный контроль - осуществляется таможенными органами за порядком проведения валютных операций, которые связаны с перемещением валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг через таможенную границу РФ (ввоз, вывоз) и совершением трансграничных платежей. Основной метод таможенного валютного контроля - наблюдение. Также используются специальные формы таможенного контроля: проверка документов и сведений, таможенный осмотр и досмотр, личный досмотр; другие (ст. НО ТК ТС);

налоговый валютный контроль - осуществляется налоговыми органами в переделах их компетенции (ст. 30-33 НК РФ, Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»). Основной метод налогового валютного контроля - проведение проверок;

валютный контроль на рынке цента бумаг - осуществляется не являющимися уполномоченными банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в том числе держателями реестра (регистраторами), подотчетными Банку России. Предметом валютного контроля на рынке ценных бумаг является соблюдение требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования при совершении резидентами валютных операций с внешними ценными бумагами и нерезидентами - валютных операций с внутренними и внешними ценными бумагами. Основной метод валютного контроля на рынке ценных бумаг - наблюдение.

Валютный контроль классифицируется на виды по следующим основаниям:

  • 1. По времени осуществления валютный контроль можно подразделить:
    • а) на предварительный (осуществляется до совершения валютной операции, например при предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории РФ (ст. 18 Закона № 173-ФЗ);
    • б) текущий (осуществляется в процессе проведения валютной операции, например: уполномоченным банком при совершении платежа в иностранной валюте; таможенными органами в процессе ввоза (вывоза) резидентами (нерезидентами) через таможенную границу ТС валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг);
    • в) последующий (осуществляется после проведения валютной операции, например при представлении подтверждающих документов в уполномоченный банк и закрытии паспорта сделки).
  • 2. В зависимости от особенностей компетенции субъектов валютного контроля:
    • а) непосредственный (осуществляется органами и агентами валютного контроля);
    • б) опосредованный (осуществляется Правительством РФ).
  • 3. В зависимости от организационно-правового статуса субъектов валютного контроля:
    • а) контроль органов валютного контроля;
    • б) контроль агентов валютного контроля.
  • 4. В зависимости от объекта валютного контроля:
    • а) валютный контроль за внешнеторговыми операциями;
    • б) валютный контроль за неторговыми операциями.
  • 5. По способу организации контрольных мероприятий:
    • а) дистанционный (документальный) контроль;
    • б) инспекционная проверка.

Дистанционный контроль используется в повседневной деятельности органов и агентов валютного контроля для проверки представляемой резидентами и нерезидентами периодической отчетности и документации по проводимым валютным операциям.

Основным способом контроля за работой уполномоченных банков являются инспекционные проверки на местах, которые проводятся территориальными учреждениями Банка России в соответствии с планом проверок, утвержденным руководителем территориального учреждения Банка России. Проверки соответствия проведения уполномоченными банками операций в иностранной валюте валютному законодательству проводятся с периодичностью один раз в два года. Основным подзаконным актом, регулирующим отношения между инспекционным подразделением и кредитными организациями, является Инструкция ЦБ РФ от 05.12.2013 № 147-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)».

По результатам проверки составляется акт проверки валютных операций уполномоченного банка. Необходимо отметить, что в практике написания акта основным моментом является отражение нарушений и недостатков при соблюдении банками валютного законодательства, что оправдано в условиях жесткого валютного контроля и нестабильности на валютном рынке.

— Валютный контроль
— Объекты валютных правоотношений
— Органы валютного регулирования
— Валютные ограничения
— Контроль валюты при импорте товаров
— Типы сделок. Этапы валютного контроля
— Законопроект, смягчающий валютный контроль за россиянами с иностранными счетами
— Управление валютой. Инструкция
— Заключение

Валютный контроль – комплекс мер регулирования, принимаемых государством в целях воздействия на рынок национальной валюты законодательными методами.

В меры валютного контроля, как правило, входят:

— система регулирования приобретения и расчетов в иностранной валюте на территории страны;
— лицензирование деятельности по купле-продаже валютных ценностей;
— система контроля за перемещением валюты через государственную границу;
— система контроля расчетов по экспортно-импортным операциям.

Валютный контроль осуществляется в тех странах, национальная валюта которых не является свободно конвертируемой.

Функции валютного контроля возлагаются на центральный банк. В нашей стране важнейшими органами валютного контроля являются правительство РФ, Банк России. Агентами валютного контроля назначены уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ.

Правила валютного контроля описывают 173 ФЗ, статья 15.25 КоАПа и инструкция Центробанка 138-И.

Валютный контроль - это способ проверить предпринимателей. С его помощью чиновники убеждаются, что предприниматель не спонсирует террористов, не продает запрещенные товары и не отмывает деньги. Чтобы доказать легальность сделки, предприниматели сдают документы, например, договор и акт с подписью клиента. Документы принимает и проверяет банк.

Объекты валютных правоотношений

Основные объекты валютных правоотношений – это:

1) отечественная валюта (банкноты и монеты),

2) иностранная (включая средства на счетах, наличные деньги, казначейские билеты),

3) внутренние и внешние ценные бумаги.

Внутренними являются те ценные бумаги, чья номинальная стоимость указана в рублях.

Внешними – бумаги, которые не относятся к внутренним согласно федеральному закону.

4) валютные ценности различного типа.

Валютными ценностями считаются собственно валюта других государств, либо ценные бумаги с соответствующей номинальной стоимостью.

Все это подлежит контролю со стороны государства.

Органы валютного регулирования

На территории России за законодательство в области контроля отвечают такие органы валютного регулирования, как Правительство и Центральный банк. Центробанк не подчиняется Правительству, но может действовать совместно с ним и имеет те же цели и задачи.

Оба органа осуществляют законотворческую деятельность, выпускают законы и поправки к ним, определяют порядок и условия проведения различных операций, ограничивают движения средств. Законы и регламенты Центробанка и Правительства Российской Федерации обязаны выполнять как резиденты, так и нерезиденты страны (например, контрагенты).

Валютные ограничения

Валютные ограничения призваны проконтролировать движение средств между контрагентами из разных стран. Накладываются они на импортные операции, реже – на экспортные. В России ведется политика поддержки курса рубля и национальной экономики, поэтому ограничения касаются именно импортных операций.

В рамках механизма ограничения экспортеры могут продавать валюту только отдельным банкам (например, Центробанком) по фиксированному курсу, а импортеры должны получить разрешение на покупку валюты. Существуют и другие виды ограничений, в том числе опосредованные – например, применение искусственно увеличенного курса местной валюты.

Контроль валюты при импорте товаров

Организация, которые вывела деньги на счет другого лица, не являющегося резидентом страны, обязана в установленные сроки провезти через границу товар. Его стоимость должна быть аналогична перечисленной сумме.

Валютный контроль при импорте товаров позволяет предотвратить отток капитала за рубеж и, как следствие, ослабление экономики страны.

Типы сделок. Этапы валютного контроля

Валютный контроль применяется при следующих сделках:

С участием резидентов и нерезидентов;
С внутренними и внешними ценными бумагами;
При сделках, совершаемых в валюте РФ и иностранной валюте.

Правила и требования валютного регулирования различаются в зависимости от типа сделок. Однако стандартный процесс валютного контроля, осуществляемого банком, состоит из следующих этапов:

— Сбор документов;
— Открытие специального счета (в случае необходимости);
— Контрольные процедуры;
— Открытие паспорта сделки (в случае необходимости);
— Отражение информации о сделке во всех требуемых реестрах;
— Исполнение сделки, процедура резервирования;
— Возврат суммы зарезервированных средств;
— Закрытие сделки;
— Подготовка отчетности.

Законопроект, смягчающий валютный контроль за россиянами с иностранными счетами

С 22.07.2017 Банк России упрощает документооборот по валютным операциям резидентов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по контрактам с нерезидентами РФ, сумма обязательств по которым не превышает 1 тыс. долларов США.

Сейчас валютным резидентом считается россиянин, заехавший в страну хотя бы на один день. Если же у таких людей есть счета в зарубежных банках, о них нужно отчитываться перед российскими налоговиками – об открытии и закрытии, об операциях, остатках на счете. Часть операций и вовсе запрещена: например, на иностранные счета нельзя зачислять доходы от трастов, деривативов, продажи зарубежной недвижимости, а до 2018 г. – от продажи ценных бумаг. За нарушение правил грозит штраф – сначала в 75%, а потом в 100% суммы операции.

Новая инициатива в области валютного контроля снимет с крючка налоговиков многих добропорядочных россиян, выбравших жизнь за границей.

Минфин предлагает ослабить валютный контроль для живущих за границей и хочет разрешить использовать иностранные счета для продажи автомобилей и недвижимости

Валютными резидентами по-прежнему будут считаться все россияне. Но те, кто проведет больше 183 дней за границей, будут освобождены от необходимости отчитываться по счетам, на них не будут распространяться и ограничения по операциям.

Для всех остальных круг разрешенных операций будет расширен: на зарубежный счет можно будет зачислять деньги от продажи транспорта и недвижимости. Но только если она зарегистрирована в стране – члене ОЭСР или FATF (их 35 и 34 соответственно), которая присоединилась к автоматическому обмену налоговой информацией и там открыт счет в банке. Слишком жесткое валютное регулирование создает проблемы не только для людей, но и банков, которые должны проверять валютное резидентство клиентов перед переводом денег за рубеж, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

По мнению Сергея Калинина концептуально проект не решает проблем. Например, по нему два россиянина, живущих за рубежом, могут совершить сделку между собой только в рублях, то есть через российский банк, рассказывает он. Концепция неоднозначная и создает больше проблем и неопределенности.

Статус человека будет определяться по итогам года, и если он в начале года планировал провести большую его часть за границей, без ограничений совершал валютные операции через иностранный счет, но был вынужден вернуться в Россию и провести здесь большую часть года, то к концу года все его зарубежные операции будут считаться незаконными. Единственная возможность избавиться от валютного резидентства – отказаться от российского гражданства.

Не решит всех проблем и расширение списка законных операций. По-прежнему неясно, можно ли зачислять на счета выплаты из трастов, инвестфондов, созданных в виде партнерств: формально они не подпадают под выплаты дивидендов. Большинству мешают ограничения на зачисление доходов на свои зарубежные счета, например, они коснутся доходов по операциям с деривативами или доходами, полученными из траста.

Проводить любые сложные операции без нарушения валютного законодательства довольно сложно. Многие создают контролируемые иностранные компании именно из-за валютных ограничений. Неясно и то, зачем нужны такие ограничения – выплату налогов налоговики смогут проследить через автоматический обмен, заключает Калинин.

Управление валютой. Инструкция

Если вы получаете оплату в валюте, вам предстоит пройти валютный контроль. Часть предпринимателей отказывается от работы с иностранными клиентами или работает по-черному, лишь бы не связываться с валютным контролем. Многие его не любят.

У валютного контроля две беды. Без него нельзя распоряжаться деньгами, и за ошибки в валютном контроле можно получить штраф до 100% суммы сделки.

Деньги не сразу попадают на счет предпринимателя. Клиент переводит оплату, банк их получает, но деньги еще не ваши. Сначала банк их держит на специальном счете, он называется - транзитный.

Как только вы прошли валютный контроль, банк переводит деньги с транзитного счета на ваш валютный счет. С этого момента вы можете распоряжаться деньгами как угодно: переводите на личный счет, платите партнеру или открывайте депозит. Чем больше времени занимает валютный контроль, тем дольше нельзя распоряжаться деньгами.

Максимальный штраф за валютный контроль - до 100 % от суммы сделки. Штраф можно получить за любую ошибку, от срыва сроков до опечаток.

У предпринимателей из IT-сферы возникают сложности со сроками валютного контроля. Обычно причин три: банк не принимает договор с клиентом, не хватает документов, или ИП поздно узнает о поступлении денег.

Валютный контроль - это способ проверить легальность сделки. Для проверки от вас понадобятся документы, например, договор с клиентом и счет.

Деньгами нельзя пользоваться без валютного контроля. Сначала банк принимает документы, и если всё в порядке - переводит деньги на валютный счет.

Чтобы быстрее начать пользоваться деньгами, надо:

1. Разобраться с договором. Убедитесь, что в нем есть срок сделки, валюта платежа, название компании и страна;
2. Узнать, какие документы и в каком формате ждет банк. Может, он всё сделает за вас;
3. Спросить, как банк сообщает о поступлении денег на транзитный счет. Вдруг где-то ставит галочку, а не присылает SMS.

Заключение

С помощью валютного контроля государство проверяет предпринимателей на легальность их сделок. Такая процедура дает чиновникам уверенность в том, что предприниматели не спонсируют террористов, не торгуют запрещенными товарами и не отмывают деньги.

Однако введение строгого валютного контроля очень часто приводит к тому, что для обмена валюты используют чёрный рынок. В результате этого реальный обменный курс намного отличается от того, что установлен государством. Существует даже отдельная экономика, которая основа на теневом рынке обмена валют. Поэтому трудно с уверенностью сказать способно правительство реально осуществить достаточно эффективный валютный контроль или нет.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

В России функция по валютному контролю возложена на специальные органы и агенты, перечень которых регламентируется Федеральным законом № 173-ФЗ от 10.12.2003 (редакция от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль представляет собой совокупность мер, проводимых государством, предназначенных для обеспечения соблюдения валютного законодательства при проведении операций с иностранной валютой. В основе данного контроля лежит государственное ограничение возможности граждан приобретать иностранную валюту, а также приобретения отечественной валюты нерезидентами. Данное ограничение, как правило, вводится в связи с потребностью стран с частично конвертируемой валютой предотвратить отток капитала. Страны с высоким уровнем экономической стабильности и приемлемым платежным балансом не испытывают необходимости в применении данного инструмента. Так, свободно конвертируемые валюты (доллар США, евро и фунт стерлингов) не контролируются государствами-эмитентами.

Органы валютного контроля

В Российской Федерации к органам валютного контроля относятся:

  • Центробанк, в зону ответственности которого входит контроль за операциями с валютой, осуществляемыми основными участниками финансового рынка, такими как валютные биржи и кредитные организации. Важной частью валютного контроля является передача информации по соответствующим операциям от уполномоченных банков таможенным органам. Данный процесс также входит в функционал ЦБ как органа валютного контроля;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Данный орган контролирует валютные операции между участниками рынка, которые являются резидентами и нерезидентами страны и при этом относятся к биржам или кредитным организациям. Ранее данную функцию выполняла Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), однако по Указу Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» она была упразднена. На сегодняшний момент эти функции выполняют Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба РФ.

Правительство Российской Федерации координирует деятельность вышеперечисленных органов в области валютного контроля и контролирует взаимоотношения таможенных органов и участников рынка ценных бумаг с ЦБ РФ.

Агенты валютного контроля

В Российской Федерации агентами валютного контроля являются:

Основное отличие агентов валютного контроля от органов состоит в том, что они не имеют права применять карательные меры по отношению к участникам рынка за нарушение валютного законодательства и требовать нивелировать данные нарушения.

Функции органов и агентов валютного контроля

Среди функций органов и агентов можно перечислить следующие:

  • контролировать степень соответствия проводимых резидентами и нерезидентами операций с валютой законодательству в соответствующей области;
  • проверять ведение учёта и составление отчётности в части операций с валютой;
  • проверять документацию, связанную с открытием и ведением валютных счетов.

Агенты валютного контроля обязаны предоставлять органам валютного контроля всю необходимую информацию касательно валютных операций, в осуществлении которых они принимают участие. Органы и агенты валютного контроля обязаны соблюдать служебную, коммерческую и банковскую тайну, доступ к которой был получен в ходе осуществления ими служебных полномочий.

В статье мы рассмотрим, как проходит валютный контроль в банке. Разберем, что такое валютное регулирование и какие операции подвергаются валютному контролю. Вы узнаете, какие функции выполняют агенты валютного контроля и какие документы потребует банк для проведения сделки.

Валютный контроль: понятие, цели и направления

Для расчетов по сделкам, совершаемых в нашей стране, используются рубли. Но в некоторых случаях для проведения финансовой операции нужна другая валюта. Именно эти ситуации и подлежат регулированию валютным законодательством. Далее проанализируем валютный контроль на предприятии и в банке, а также выясним, что это такое.

Итак, что же значит термин «валютный контроль»? Объясним простыми словами. Валютным контролем (ВК) называют действия, благодаря которым обеспечивается соблюдение закона и правил, связанных с расчетами в валюте.

В глобальном смысле за выполнением этих норм следят:

  • Центробанк (далее ЦБ РФ).
  • Таможенный комитет.
  • Правительство.
  • Минфин.
  • Исполнительная власть.

Непосредственный же контроль осуществляют так называемые — коммерческие банковские организации — наделенные полномочиями ЦБ РФ. Они несут ответственность за то, чтобы все платежи были оформлены правильно, а сведения предоставлены в полном объеме.

Если же говорить о том, для чего и зачем, вообще, нужен ВК, то его главная цель состоит в том, чтобы обеспечить полное соблюдение валютного законодательства.

Помимо этого, контроль проходит по направлениям:

  • наблюдение за соответствием операций закону;
  • проверка факта выполнения обязательства между резидентами и нерезидентами;
  • проверка достоверности отчетности по валютным операциям.

Теперь обсудим, в каких странах есть валютный контроль. Большое количество государств использовали методику ВК, когда переживали тяжелые времена в своей экономической жизни. Если приводить примеры из истории, то осуществление такого контроля активно применялось в послевоенный период.

В более позднее время ВК был реализован в таких крупных государствах, как Франция, Япония, Германия. Сейчас большинство стабильных стран не применяет контроль над операциями в валюте и вполне успешно обходится без него. Но часть держав по-прежнему использует этот режим. В это число входят около 50 стран, таких как Чехия, Турция, Польша, Израиль.

Все тонкости ВК в нашем государстве отражены в законодательстве, там же определены субъекты данного режима.

Формы и принципы валютного контроля

ВК базируется на таких принципах:

  • исключается неоправданное вмешательство государства в операции;
  • система ВК и валютного регулирования едины;
  • права всех участников сделок защищаются на государственном уровне.

Стоит также отметить несколько специфических принципов. В частности:

  1. Законность.
  2. Обязательность.
  3. Обеспечение коммерческой и служебной тайны.

Виды, формы и методы валютного контроля находятся в развитии, так как в законодательство вносятся изменения. А теперь разберемся с каждым пунктом несколько подробнее.

Методы контроля можно условно разделить на специализированные, основные и дополнительные. В понятие специализированных методов входят обследование и ревизия.

К основным методам можно отнести наблюдение и проверку. К дополнительным же обычно относят различные запросы на получение информации и анализ полученных данных с использованием приемов аналитики.

Если выделять отдельные виды валютного контроля, то они делятся на:

  • предварительный (происходит до момента, пока операция будет совершена);
  • текущий (осуществляется непосредственно в процессе совершения операции);
  • последующий (производится после того, как операция с валютой будет совершена).

А также имеет место разделение на непосредственный и опосредованный контроль. В первом случае его осуществляют органы и агенты валютного контроля, во втором — Правительство РФ.

Органы валютного контроля

Органы валютного регулирования и валютного контроля осуществляют контроль на территории Российской Федерации. К этим органам относят прежде всего, ЦБ РФ и Правительство РФ.

К их функционалу относится:

  • издание нормативных актов, которые должны исполнять все стороны;
  • осуществление надзора за проведением валютных операций;
  • проведение проверочных мероприятий по операциям в валюте.

А также эти органы регулируют процесс учета и отчетности. Должностные лица компетентных органов обладают правом проверять документацию, приостанавливать действие лицензий на осуществление операций и так далее. Причем вся информация, полученная этими лицами, должна быть сохранена как коммерческая тайна.

Операции, подлежащие обязательному валютному контролю

Обязательному валютному контролю подлежат только 3 разновидности сделок:

Сделки, в которых участвуют внешние и внутренние ценные бумаги. Если у ценных бумаг номинал в долларах США или другой валюте, то сделки подлежат ВК.

Расчеты между резидентами и нерезидентами. Все стороны должны соблюдать законодательство, но в то же время, они имеют право на защиту своих прав.

Сделки с расчетами в валюте других стран. Если валюта является платежным средством по контракту с компанией, находящейся за рубежом, эта сделка подлежит ВК.

Отметим, что не все операции осуществляются под контролем. Какие операции не подлежат валютному контролю? ВК охватывает только те ситуации, когда товар пересекает границу нашей страны. Не контролируются те валютные операции, когда товар фактически в Россию не ввозится.

Агенты валютного контроля

В число агентов валютного контроля входят:

  • банковские организации, которые напрямую подчиняются ЦБ РФ;
  • структуры небанковского типа, в частности, ФНС;
  • государственная корпорация — Внешэкономбанк.

Данные агенты, осуществляя контроль, выполняют ряд функций:

  • оформляют один или несколько расчетных счетов участникам сделок;
  • проверяет все бумаги на соответствие действительности;
  • регистрируют всю информацию по сделке в соответствующих базах данных;
  • осуществляют открытие паспорта операции;
  • закрывают операцию;
  • создают отчет по проведенной сделке.

Этапы валютного контроля

Процедура валютного контроля состоит из нескольких этапов. Разберемся в них несколько подробнее.

На практике весь процесс происходит так:

  1. Собирается полный пакет документации, который подтверждает, что сделка правомерна. В зависимости от типа сделки пакет бумаг может отличаться.
  2. Агент валютного контроля проводит операцию. Для этого может потребоваться открыть доп. счет.
  3. Открывается паспорт сделки (если это нужно).
  4. Информацию вносят во все базы данных.
  5. Резервируются средства для исполнения сделки.
  6. После того как сделка будет исполнена, резерв возвращается.
  7. Осуществляется закрытие сделки и формирование отчетности по ней.

Проанализировав алгоритм, мы видим, что валютный контроль является составной частью в обычной сделке. Он будет произведен, если сделка входит в число тех, осуществление которых должно проходить под контролем государства.

Документы для валютного контроля

Уточним, что банковская организация может затребовать у вас только ту документацию, которая имеет непосредственное отношение к осуществляемой сделке.

Чаще всего это:

  • паспорта участников сделки;
  • документы, которые подтверждают гос. регистрацию;
  • различная таможенная документация (декларации и прочее);
  • контракты, доверенности, счета-фактуры;
  • при необходимости — документация на недвижимость.

А также предоставляется документация, подтверждающая право сторон осуществлять подобные сделки. Не стоит забывать брать в финансовом учреждении бумаги, подтверждающие, что операция с валютой успешно проведена.

Валютный контроль это меры направленные на регулирование национального рынка валюты. Объемы регуляторных действий определяются государством исходя из экономической ситуации в каждый конкретный момент времени. Главным органом, который отвечает за введение и контроль распоряжений является Центробанк. Вместе с ним влияние имеют федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий.

Прежде чем разбираться, в чем суть валютного контроля в 2019, стоит понять, что подразумевается под понятием валюта.

Валюта – это товар, при помощи которого реализовываются функции денежной единицы, той или иной страны. В России надзор ведется над оборотом иностранной валюты, то есть той, что выпущена другим государством, кроме РФ.

Валютными операциями называются такие, в процессе которых используются денежные знаки, эмитентами которых является иностранное государство. Эти нормы определены в .

Объекты, цели

Объекты валютного контроля это операции, которые определяет ФЗ РФ №3615-1:

  1. Операции, в результате которых происходит переход права владения и других прав на валютные ценности (ВЦ). Тут подразумеваются также операции, в которых расчеты ведутся иностранными денежными знаками.
  2. Ввоз/пересылка в Россию, вывоз за ее пределы валютных ценностей.
  3. Денежные переводы между странами.
  4. Расчетные операции между резидентами и нерезидентами.

Органы валютного контроля, в частности Центробанк регулярно принимает новые нормы, поэтому при ведении особенно важно отслеживать эти изменения и вести собственную деятельность в законном поле.

Целью принятия законодательства касающегося ВЦ является соблюдение правил реализации подобных операции, основными направлениями работы выделяются такие:

  • Определить соответствуют ли операции нормам закона.
  • Проверять есть ли у объектов, которые работают на внешнем рынке лицензии и разрешения на осуществление операций.
  • Проверка выполнения обязательств перед нерезидентами.
  • Проверка обоснования внесения платежей в иностранной валюте.
  • Надзор над полнотой и объективностью учета и подачи отчетности касательно валютного контроля в РФ.

Чаще всего нормы закона нарушаются участниками внешнеэкономической деятельности, поэтому за ними наблюдение особенно тщательное. Касается это как экспортных, так и импортных операций.

Основные участники валютного рынка

Правительство РФ – это ключевая фигура ВК, главным же органом является Центральный банк. Еще один госорган, который ведет надзор – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Указанные госорганы – это глобальные структуры и непосредственно с участниками внешнеэкономической деятельности, они не ведут работы.

Кроме государственных органов есть и агенты валютного контроля. Можно назвать организации, которые ведут инспектирование на местах. Среди таких организаций в России:

  1. Банковские учреждения, уполномоченные на подобную деятельность Центробанком, они являются подотчетными, то есть регулярно предоставляют отчетные формы.
  2. Государственная корпорация Внешэкономбанк.
  3. Разного рода небанковские организации, участники рынка ценных бумаг: регистраторы, налоговые, таможенные органы.
  4. Другие организации, которые определяет закон о валютном контроле.

Виды

Существует масштабная классификация ВК по видам.

По времени проведения:

  • Предварительный – до момента осуществления операции с ВЦ.
  • Текущий – в процессе такой операции.
  • Последующий – после завершения операции. Зачастую осуществляется на основании предоставленных в банк документов.

По компетенции субъектов:

  • Непосредственный проводиться органными и агентами.
  • Опосредованный – Правительством.

Виды валютного контроля в зависимости от статуса объектов: регуляций органов и агентов ВК.

По объектам: внешнеторговые операции, неторговые операции.

По способу организации контрольных мероприятий: дистанционный или его еще называют документальный контроль и проверка инспектора. Первый вариант используется в ежедневной деятельности органов контроля. Основная цель – проверить отчеты подконтрольных субъектов.

Методы валютного контроля

Существует разделение на основные, специализированные дополнительные методы ВК. К основным относятся:

  1. Наблюдение. Заключается в постоянном отслеживании деятельности подконтрольного объекта. При этом не используются сложные, многоэтапные приемы.
  2. Проверка. Углубленное изучение работы с целью получения максимально точных данных.

Специализированные:

  • Обследование. Проводится по конкретному вопросу и может касаться огромного количества объектов.
  • Ревизия. Детальное обследование только одного объекта, его финансово-хозяйственной деятельности.

Среди дополнительных:

  1. Запрос информации. Получение данных по тому или иному вопросу.
  2. Анализ. Проведение обработки предоставленной информации.

Процедура контроля

Многие участники рынка недовольны столь сильным контролем, и не понимают, зачем вообще нужен валютный контроль. На самом деле – это важный регуляторный инструмент, который помогает держать под контролем перемещение ВЦ и не допустить их отток за пределы страны.

Проведение ВК включает такие действия:

  • Сбор бумаг, которые подтверждают законность проведенной сделки, которая подлежит контролю. Набор документов отличается в зависимости от типа такой операции.
  • Операции агентам. Для этого в отдельных случаях нужно открытие дополнительного счета.
  • Проведение агентом контрольных действий, которые помогают установить достоверность полученных бумаг. Изменения 2019 валютного контроля этого момента не коснулись.
  • По необходимости формируется .
  • Регистрация данных о действии объекта во всех реестрах.
  • Исполнение сделки и ее закрытие.
  • Формирование отчета и подача его агенту.

Последние изменения

Стоит рассмотреть изменения в валютном контроле с 2019 года, которые начали действовать уже с 1 января. Среди основных:

  1. Отменили требования о формировании паспорта сделки в уполномоченном банке.
  2. Не нужно оформлять справку о валютной операции.
  3. Единственной формой учета теперь является справка о подтверждающих документах.

Эти коррективы не изменили основные принципы осуществления валютного контроля.

Вывод

Валютный контроль – это важный регуляторный элемент, меры о реализации которого применяют государственные органы и агенты. Особенно тщательно рассматриваются внешнеэкономические операции.

Валютный контроль: Видео