Налоговая требует предоставить сведения по выручке енвд. Объекты проверки ИП на разных налоговых режимах

В целях контроля за соблюдением организациями и предпринимателями налогового законодательства налоговые органы проводят камеральные и выездные проверки.

Из данной статьи вы узнаете:
. чем камеральная проверка отличается от выездной
. сроки налоговых проверок
. права налоговиков при проведении проверок

Камеральная налоговая проверка

Проведение налоговых проверок регламентируется главой 14 НК РФ. Согласно НК РФ камеральная проверка начинается после того, как плательщик ЕНВД представил в ИФНС налоговую декларацию или расчет. Также камеральная проверка проводится в связи с представлением уточненной декларации (расчета по авансовым платежам). Причем если не завершена проверка первичной декларации (расчета), то она прекращается и начинается новая камеральная проверка «уточненки» (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем налоговики не вправе дважды проверять одну и ту же декларацию (расчет) за один и тот же период (постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 № А12-10597/2009).

Приведем основные положения Налогового кодекса РФ, касающиеся камеральных проверок:

Выездная налоговая проверка

Порядку проведения налоговыми органами выездных проверок посвящена НК РФ. Так, в отличие от камеральной проверки, которая проводится в налоговом органе, выездная проверка осуществляется на территории (в помещении) налогоплательщика. И только если у налогоплательщика нет возможности предоставить налоговикам помещение для выездной проверки, она может быть проведена по месту нахождения налогового орган

Выездная проверка проводится только на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Она может осуществляться по одному или нескольким налогам и охватывать три года, предшествующих году вынесения решения о проверке (если иное не предусмотрено НК РФ). Причем проведение более одной выездной проверки по одному и тому же налогу за один и тот же период допускается, только если:

Осуществляется реорганизация или ликвидация организации (в отношении прекращения деятельности ИП это правило не действует);

Проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего, проводившего первую проверку;

Проверка осуществляется ИФНС, проводившей первую проверку, если организация (предприниматель) представил уточненную налоговую декларацию, предусматривающую меньшую заявленной ранее суммы налога.

Срок проведения выездной налоговой проверки - не более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Основаниями для продления срока проведения выездной

1) получение в ходе проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства и требующей дополнительной проверки;

2) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопления, наводнения, пожара и т.п.) на территории, где проводится проверка;

3) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;

4) непредставление налогоплательщиком в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки;

6) иные обстоятельства.

Обратите внимание: срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

В ходе выездной проверки налоговики могут проводить следующие мероприятия налогового контроля:

Истребование документов;

Допрос свидетелей;

Назначение экспертизы;

Выемка документов и предметов;

Инвентаризация имущества;

Привлечение специалиста, переводчика.

Обратите внимание: истребование документов (информации) у «вмененщика» возможно как в случае проведения в отношении него камеральной и выездной налоговых проверок, так и в процессе контрольных мероприятий в отношении третьих лиц.

Что касается оформления результатов проверки, то в последний день проверки налоговики обязаны составить справку о проведенной проверке и вручить ее «вмененщику» или его представителю. В справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Если налогоплательщик (или его представитель) уклоняется от получения справки, она направляется в адрес плательщика заказным письмом по почте.

Факт составления справки свидетельствует о том, что проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика. Далее налоговики не вправе требовать от проверяемого лица представления документов или проводить другие мероприятия налогового контроля в рамках решения о проведении этой выездной проверки.

В течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностные лица налогового органа оформляют в установленной форме акт налоговой проверки. В нем отражаются результаты проверки, в том числе и выявленные в ходе проверки нарушения налогового законодательства.

Если плательщик ЕНВД не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, он в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить письменные возражения.

Акт и другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные «вмененщиком» возражения рассматривает руководитель налогового органа или его заместитель. Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, отведенного для подачи письменных возражений налогоплательщика.

В отличие от камеральной часто является "приятной" неожиданностью, ведь налоговики заранее о ней не предупреждают. Выездные проверки плательщиков, применяющих спецрежимы, имеют свои особенности. К чему нужно быть готовым бухгалтеру компании, применяющей "упрощенку" или уплачивающей единый налог на вмененный доход ? Об этом читайте в нашем материале.

К вам приехал ревизор

По общему правилу выездные проверки проводятся на территории налогоплательщика. На практике часто случается так, что налогоплательщик не имеет возможности предоставить группе инспекторов помещение для проведения выездной проверки. В этом случае проверка проводится по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). Основанием для этого обычно служит письменное заявление налогоплательщика. Однако и без такого заявления специалисты налогового органа могут провести проверку в помещении инспекции, выехав к налогоплательщику, например, только для проведения осмотра (ст. 92 НК РФ) или не посетив его вовсе. Это нарушает процедуру выездной проверки. Но если такое нарушение не привело к принятию налоговым органом незаконного , то оспорить действия инспекторов по этому основанию вряд ли получится. А вот если, не проведя мероприятия налогового контроля на территории налогоплательщика, ревизоры упустили что-то важное, можно смело обращаться в суд. Так, ФАС Московского округа Постановлением от 20.08.2010 N КА-А40/8830-10 отменил решение налогового органа, вынесенное по результатам выездной проверки, поскольку вследствие упрощенной процедуры проверки (без выезда к налогоплательщику) проверяющие сделали ошибочные выводы, послужившие основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
Напомним, что выездная налоговая проверка начинается со дня вынесения решения о ее проведении и продолжается в течение двух месяцев (п. п. 6 и 8 ст. 89 НК РФ). Чтобы ознакомить директора компании с решением, проверяющие могут сами прибыть по месту нахождения юридического лица или вызвать представителя компании в инспекцию. В ходе проверки налоговики могут проводить различные мероприятия налогового контроля (п. п. 12 - 14 ст. 89 и ст. ст. 90 - 97 НК РФ). Как правило, одновременно с решением о проведении выездной проверки вручается и требование о представлении документов (ст. 93 НК РФ). Ревизоры могут также провести осмотр помещений, их замеры (при участии специалистов БТИ), опросить должностных лиц налогоплательщика и т.д.
Налогоплательщик обязан выполнять требования налоговых инспекторов при проведении выездной проверки и не должен какими-либо действиями препятствовать их законной деятельности при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ). В частности, необходимо обеспечить инспекторам доступ ко всем документам, которые связаны с исчислением и уплатой налогов, в том числе и к подлинникам (Письма Минфина России от 11.05.2010 N 03-02-07/1-228 и от 25.03.2009 N 03-02-08-20).
Компаниям необходимо учитывать, что сбор данных заканчивается в последний день срока проверки. Проверяющие должны составить и выдать налогоплательщику справку о проведенной проверке и покинуть его территорию (п. 15 ст. 89 НК РФ), а если проверка проводилась на территории налогового органа - возвратить компании все ранее представленные подлинники документов. С этого момента начинаются систематизация и обработка полученных в ходе проверки данных для составления акта выездной налоговой проверки. Налогоплательщик не обязан выполнять требования налоговиков о представлении документов, полученные после составления справки о проведенной проверке.

Соблюдайте ограничения!

Первое, что проверят ревизоры, - это обоснованность применения специального налогового режима. Ведь, если удастся выявить, например, нарушение установленных НК РФ ограничений для применения спецрежима, это будет чревато для компании серьезными последствиями: налоговики начислят налоги по общему режиму да плюс еще насчитают пени и предъявят штрафы. И даже возможность вернуть ранее перечисленные платежи по ЕНВД или "упрощенке" как излишне уплаченные вряд ли компенсирует компании такие потери.
Нормами НК РФ установлены запреты и ограничения при применении УСН. Так, запрещено применять УСН банкам, страховщикам, пенсионным и инвестиционным фондам, ломбардам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, частнопрактикующим нотариусам, иностранным организациям и др. (п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Понятно, что эти статусы не могут быть утрачены с целью перехода на УСН. С другой стороны, ограничения, например, по численности персонала, остаточной стоимости основных средств, участию других организаций и некоторые другие в принципе могут быть соблюдены компанией, намеренной применять "упрощенку".
Для целей уплаты ЕНВД также должны соблюдаться ограничения по численности работников и участию других организаций (пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ). Кроме того, на ЕНВД не переводятся индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную "упрощенку", учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общепита, если эти услуги оказываются самими учреждениями и необходимы для их функционирования, и др. (пп. 3 - 5 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).
При несоблюдении ограничений, установленных пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, "вмененщик" утрачивает право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД и переходит на общий режим налогообложения с начала квартала, в котором допущены такие нарушения.
На некоторых ограничениях для применения спецрежимов мы остановимся чуть подробнее.

Численность персонала

Одним из общих ограничений для ЕНВД и "упрощенки" является численность персонала - она не должна превышать 100 человек. Однако понятие численности и соответственно ее расчет для этих спецрежимов разные. У субъектов малого бизнеса, применяющих УСН, отслеживается средняя численность, а у плательщиков ЕНВД - среднесписочная численность работников.
В Письме ФНС России от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@ указано, что среднесписочная численность работников по состоянию на установленную дату определяется налогоплательщиком в соответствии с Указаниями по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников", утвержденными Приказом Росстата от 13.10.2008 N 258 (в ред. от 23.10.2009 N 234).
А Минфин России рекомендовал для определения средней и среднесписочной численности работников руководствоваться Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278, которым утверждены Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения (далее - Указания), в частности формы N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" (см. Письмо Минфина России от 21.07.2008 N 03-02-07/1-297).
Согласно Указаниям в расчет средней численности работников включается среднесписочная численность работников, средняя численность внешних совместителей и средняя численность работников, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера (п. 80). При этом работники, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, учитываются при расчете численности как целые единицы в течение всего периода действия договора, совместители - пропорционально отработанному времени.
Методика расчета среднесписочной численности работников приведена в п. п. 81 - 84 Указаний. Среднесписочная численность работников определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Чтобы рассчитать среднесписочную численность за месяц, необходимо просуммировать списочную численность работников за каждый календарный день месяца, включая выходные и нерабочие праздничные дни, и разделить полученную сумму на число календарных дней в этом месяце.
Среднесписочная численность работников за период, превышающий месяц, определяется так: рассчитывается среднесписочная численность за каждый месяц периода, а затем сумма полученных значений делится на количество месяцев в периоде.
Численность работников списочного состава за выходной или нерабочий праздничный день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. Если подряд следуют два выходных или нерабочих праздничных дня и более, в расчет берется списочная численность за рабочий день, предшествовавший выходным или праздникам.
Численность работников, в том числе среднесписочная численность, округляется до целых единиц и в отчетности показывается в целых единицах (пп. 84.4 Указаний).

Пример . ООО "Север" применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. В компании установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота и воскресенье). По состоянию на 1 мая 2011 г. в компании работали 95 человек, из них 90 человек работали по трудовым договорам (в том числе двое внешних совместителей), а с пятью были заключены гражданско-правовые договоры. Один сотрудник уволился 10 мая, а два новых сотрудника были приняты на работу по трудовому договору с 20 и с 25 мая. В течение мая один работник был направлен в служебную командировку по России, пять работников находились в ежегодных оплачиваемых отпусках, а двое - на больничном.
В списочную численность работников за май 2011 г. ООО "Север" включит всех сотрудников, за исключением внешних совместителей и работавших по гражданско-правовым договорам. Работники, находившиеся в ежегодных отпусках, командировках и на больничном листе, учитываются в списочном составе за каждый календарный день отпуска (командировки, болезни) как целые единицы.
Таким образом, среднесписочная численность работников ООО "Север" за май 2011 г. составила 88 человек [(88 x 10) + (87 x 9) + (88 x 5) + (89 x 7) = 2726: 31 = 87,935 = 88].

Аналогичным образом рассчитываются показатели численности по внешним совместителям и работающим по гражданско-правовым договорам. Как видим, понятие средней численности работников шире, чем понятие среднесписочной численности, а значит, ограничение численности в отношении компаний, применяющих УСН, более жесткое, чем для "вмененщиков".
Инспекторы проверят соблюдение ограничения численности, изучая трудовые и гражданско-правовые договоры, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости и ведомости на выплату заработной платы, расходные кассовые ордера и другие документы, свидетельствующие о выплате доходов физическим лицам по каким-либо основаниям.
Кстати, применять УСН может компания, среднесписочная численность работников которой превышает 100 человек на дату подачи заявления, если это нарушение будет устранено до 1 января года, с которого предполагается применение "упрощенки". Такое мнение высказал Минфин России в Письмах от 01.12.2009 N 03-11-06/2/254 и от 25.11.2009 N 03-11-06/2/248. Конечно, при проведении выездной проверки такой компании повышенное внимание инспекторов к вопросу соблюдения численности персонала обеспечено.

Участие других компаний

У компаний на "упрощенке" и "вмененке" доля участия других организаций не должна превышать 25%. Исключение составляют компании, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, и организации потребительской кооперации. Для компаний, применяющих УСН, с 1 января 2011 г. установлены и другие исключения из этого правила, касающиеся, в частности, хозяйственных обществ, созданных научными и образовательными учреждениями для внедрения и практического применения результатов интеллектуальной деятельности.
И здесь Минфин России занимает такую же позицию, как с ограничением по численности.
То есть, если по состоянию на 30 ноября доля участия другой организации в уставном капитале компании превышает 25%, но к 1 января эта доля будет снижена до допустимого размера, компания вправе с 1 января перейти на УСН (Письмо Минфина России от 29.01.2010 N 03-11-06/2/10).
Проверяется соблюдение данного ограничения путем изучения документов, связанных с куплей-продажей долей в уставном капитале, решений общих собраний акционеров, а также по сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц. Ведь внесенные в учредительные документы изменения приобретают силу с момента их государственной регистрации. И, если изменения в учредительные документы, после которых доля участия в компании других организаций составит менее 25%, будут внесены, а заявление о государственной регистрации таких изменений подано не будет, компания не сможет применять спецрежим. К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 04.10.2010 по делу N А05-20122/2009 (Определением ВАС РФ от 04.02.2011 N ВАС-12/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Есть обособленное подразделение? Ничего страшного!

Другое важное ограничение: компания, применяющая УСН, не должна иметь филиалы и (или) представительства (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Соответственно сведения о них содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (пп. "н" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Поэтому для проверки соблюдения данного ограничения инспекторы в первую очередь обратятся к учредительным документам компании и сведениям, содержащимся в госреестре. А также могут проанализировать наличие счетов в банках в других регионах, трудовые договоры с работниками, не проживающими в месте регистрации компании, и пр. Но если компанией создано обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, то это не влияет на правомерность применения УСН (Письма Минфина России от 16.05.2011 N 03-11-06/2/76, от 10.12.2010 N 03-11-06/2/186 и др., УФНС по г. Москве от 20.10.2010 N 16-15/110055).

Не велика ли остаточная стоимость?

Немаловажным является и ограничение остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, которая у "упрощенцев" не должна превышать 100 млн руб. (пп. 16 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Определяется остаточная стоимость ОС и НМА по правилам бухгалтерского учета. Если компания совмещает "упрощенку" с ЕНВД, то стоимость ОС и НМА рассчитывается в целом по организации (п. 4 ст. 346.12 НК РФ). При определении остаточной стоимости учитываются только ОС и НМА, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ. Имущество, которое не признается амортизируемым, для целей определения остаточной стоимости ОС и НМА, позволяющей применять "упрощенку", не учитывается. Например, не учитывается стоимость земельного участка, поскольку земля не подлежит амортизации в силу прямого указания (п. 2 ст. 256 НК РФ). Также не учитывается имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений (приобретенное за счет целевых средств) и используемое в некоммерческой деятельности (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ, Письмо Минфина России от 26.11.2009 N 03-11-06/2/251).

Следите за доходами!

Компании, применяющей УСН, необходимо не допускать превышения величины предельного размера доходов. В период с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. эта величина составляет 60 млн руб. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы превысили 60 млн руб., начиная с квартала, в котором допущено такое нарушение, компания должна перейти на общий режим налогообложения (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ). Кстати, нужно учитывать, что само по себе неоднократное в течение ряда налоговых периодов приближение выручки компании к пороговым значениям насторожит инспекторов и будет поводом для углубленного изучения вопросов аффилированности компании, заключения посреднических договоров и пр. Проверять соблюдение лимита доходов ревизоры будут на основании книг учета доходов и расходов, выписок по расчетным счетам, кассовым документам и материалам о деятельности налогоплательщика, истребованным у контрагентов компании.
При проверке правильности исчисления и уплаты ЕНВД инспекторы также уделят повышенное внимание компаниям, допустившим неоднократное приближение к предельным значениям показателей, установленных ст. 346.26 НК РФ, в частности площадей торговых залов и залов обслуживания посетителей (их площадь по каждому магазину или объекту общепита не должна превышать 150 кв. м), количества автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг (их не должно быть более 20), и т.д.

Налоговый учет

Напомним, что при применении ЕНВД реальные показатели финансово-хозяйственной деятельности не отслеживаются, поскольку расчет налоговых обязательств производится на основании вмененного дохода , определяемого исходя из базовой доходности, количества единиц физического показателя и установленных коэффициентов К1 и К2. "Вмененщики" ведут только учет физических показателей, необходимых для исчисления суммы ЕНВД за налоговый период. Исключение составляют случаи ведения раздельного учета при совмещении налоговых режимов, когда налогоплательщику приходится фактически вести учет доходов и расходов по деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, чтобы обосновать неотражение таких доходов и расходов в налоговой отчетности и регистрах учета по деятельности, в отношении которой применяются иные режимы налогообложения.
Компании, применяющие "упрощенку", ведут налоговый учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - книга учета), форма которой утверждена Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н. Книга учета может вестись как на бумажном носителе, так и в электронном виде. И в том и в другом случае книга учета за налоговый период должна быть заверена печатью и подписью должностного лица налогового органа. В инспекцию для этого, конечно же, книга учета представляется на бумаге, с пронумерованными страницами, прошитая и скрепленная подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и печатью организации (индивидуального предпринимателя - при наличии у него печати). Книгу учета, которую хозяйствующий субъект предполагает вести на бумажном носителе, нужно заверить в инспекции до начала ее ведения, а книгу учета, которая в течение налогового периода велась в электронном виде, - не позднее срока, установленного для представления соответствующей налоговой декларации за этот период (п. 1.5 Порядка заполнения книги учета).
Кстати, вопрос о необходимости заверения книги учета налоговым органом является спорным. Согласно позиции Минфина России в целях обеспечения достоверности книги и с учетом того, что плательщики налога по УСН не ведут бухучет и не представляют бухгалтерскую отчетность, они обязаны представлять книгу в территориальный налоговый орган для заверения (Письмо от 16.06.2009 N 03-11-11/110).
По мнению ВАС РФ, требование об обязательном заверении книги учета не противоречит положениям ст. 346.24 НК РФ (Определение от 22.12.2009 N ВАС-13965/09 и Решение от 11.09.2009 N 9513/09).
А ФНС России в Письме от 03.02.2010 N ШС-22-3/84@ отмечает, что НК РФ не устанавливает ни сроки, ни порядок представления книг в налоговый орган. В связи с этим налоговые органы не вправе требовать обязательного представления книги учета для заверения, она заверяется только по просьбе налогоплательщика. Однако в Письме от 02.02.2011 N КЕ-4-3/1459 фискалы указали, что отсутствие показателей финансово-хозяйственной деятельности у организации, представившей книгу учета в налоговый орган для заверения, не является основанием для отказа в заверении книги. В этом же Письме ФНС России указывает, что ст. 120 НК РФ устанавливает налоговую ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, в частности за отсутствие регистров налогового учета. Значит, позиция налоговиков такова, что книгу учета для заверения в налоговый орган плательщик вправе не представлять, но за это его оштрафуют? Напомним, что возможность привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 120 НК РФ за отсутствие регистров налогового учета или неправильное отражение в них информации появилась у фискалов после внесения в указанную статью соответствующих изменений п. 45 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
Исходя из изложенного книгу учета лучше представить для заверения в налоговый орган в установленном порядке. Ведь, если инспекторы откажутся признать ведение компанией налогового учета, ссылаясь на отсутствие заверенной ими книги, это может повлечь и более серьезные последствия, чем привлечение компании к ответственности по ст. 120 НК РФ. Так, у компании, совмещающей УСН и ЕНВД, могут возникнуть проблемы с подтверждением факта ведения раздельного учета, а это может повлечь дополнительное начисление налога по УСН, если, допустим, ревизоры не признают обоснованность отнесения расходов на "упрощенку" (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.02.2011 N А56-22594/2010). Возможно, в суде удастся доказать свою правоту, но к чему создавать себе проблемы?
Данные книги учета инспекторы сверят с первичными документами и налоговыми декларациями, проанализируют полноту учета доходов и расходов, проверят наличие среди контрагентов компании фирм-однодневок и взаимозависимых лиц и истребуют у контрагентов информацию о сделках с компанией в порядке, установленном ст. 93.1 НК РФ.
Между прочим, не только контролирующие органы, но и суды, рассматривая налоговые споры, придают большое значение ведению хозяйствующим субъектом налогового учета и его достоверности. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 01.03.2011 по делу N А78-3971/2010 указал, что предприниматель представил в суд первичные документы, отраженные в которых суммы отсутствуют в книгах учета доходов и расходов. Эти документы предпринимателем не представлялись ни инспекторам при проведении выездной налоговой проверки, ни при обжаловании решения инспекции в вышестоящий налоговый орган. Исправления в книгу учета не вносились. Также предпринимателем не представлялись и не были отражены в учете уточненные налоговые декларации. В связи с этим суд не счел возможным принять представленные документы в обоснование расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. А высшие арбитры не нашли оснований для пересмотра данного дела в порядке надзора (Определение Президиума ВАС РФ от 28.04.2011 N ВАС-5260/11).

Расходы не расходы, если их нет в перечне?

У компаний, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, инспекторы проверят соответствие расходов, учтенных при определении налоговой базы, перечню расходов, приведенному в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Указанный перечень является закрытым. И, по мнению контролирующих органов, не подлежит расширенному толкованию, то есть расходы, не поименованные в нем прямо, или расходы, которые не могут быть однозначно отнесены к какой-либо его позиции, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не учитываются (см., например, Письма Минфина России от 01.02.2011 N 03-11-11/22 и от 28.01.2011 N 03-11-06/2/09, УФНС России по г. Москве от 21.01.2011 N 16-15/005285@ и от 17.11.2010 N 16-15/120859 и др.).
Все расходы должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252, абз. 1 п. 2 ст. 346.16 НК РФ). К некоторым видам расходов предъявляются специальные требования (абз. 2 п. 2 и п. п. 3 и 4 ст. 346.16 НК РФ). Проконтролируют ревизоры и правильность учета при определении налоговой базы по УСН убытков, полученных в прошлых налоговых периодах. Если компания уплачивает ЕНВД или применяет "упрощенку" с объектом налогообложения "доходы", то уж обязательно проверят обоснованность и правильность уменьшения налога на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму пособий по временной нетрудоспособности.

Льготная ставка? Проверим!

Сейчас во многих регионах введены пониженные ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Пониженная ставка может быть установлена как для всех "упрощенцев", так и для отдельных категорий налогоплательщиков. Так, единую ставку по УСН 5% независимо от категории налогоплательщиков устанавливает Закон Липецкой области от 24.12.2008 N 233-ОЗ. А Законом Московской области от 12.02.2009 N 9/2009-ОЗ установлена налоговая ставка в размере 10% для отдельных категорий налогоплательщиков, осуществляющих один из 29 видов экономической деятельности согласно Приложению к данному Закону, определяемых в соответствии с ОКВЭД.
При этом региональным законом могут быть установлены какие-либо критерии для отнесения налогоплательщика к льготной категории, например доля выручки от "льготного" вида деятельности в общей выручке компании. Поэтому в задачу инспектора также входит проверка права на применение пониженной ставки налога по УСН. Если компанией применяется пониженная ставка, а условия для ее применения не соблюдены, ревизоры дополнительно начислят налог по обычной ставке - 15%.

Порядок проведения камеральной проверки регламентирован ст. 88 НК РФ. Так, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Проверке подлежат представленные налогоплательщиками декларации, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.

Получается, что налоговики обязаны проводить проверку каждой полученной декларации. Такой вывод сделали и судьи ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 24.02.2010 N А42-3884/2009.

ФНС России в своем Письме от 18.12.2005 N 06-1-04/648 указала, что камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления.

То есть можно сделать вывод, что периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.

Проводится камеральная проверка уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Никакого специального решения руководителя налогового органа в данном случае не требуется.

Срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Теперь перейдем к процедуре проведения камеральной проверки.

Порядок проведения камеральной проверки

Итак, первое, что проверяется в ходе камеральной налоговой проверки, — это сам факт представления декларации в налоговый орган. Соответственно, если декларация подана позже установленного срока, то налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Обратите внимание: помимо налоговой ответственности за нарушение сроков представления деклараций, предусмотрена еще и административная ответственность. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ штраф за данное нарушение составляет от 300 до 500 руб.

Примечание. Если сумма налога к уплате по декларации составляет 0 руб., налогоплательщику грозит минимальная сумма штрафа в размере 1000 руб.

Возьмите на заметку. Если декларация не представлена, налогоплательщику могут закрыть счет в банке

В случае если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока, руководитель налоговой инспекции может принять решение о приостановлении его операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

После того как налогоплательщик представит декларацию, приостановление операций по счетам отменяется. И делается это не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда налогоплательщик сдал декларацию.

Об этом — п. 3 ст. 76 НК РФ.

Дальнейшую процедуру камеральной налоговой проверки можно разделить на несколько этапов:

— визуальное ознакомление и проверка заполнения всех необходимых реквизитов. Так, в представленной налогоплательщиком декларации может быть нечетко прописан или отсутствовать вовсе какой-либо обязательный реквизит (ИНН или налоговый период), который позволяет идентифицировать декларацию. В таком случае налоговики уведомляют организацию или индивидуального предпринимателя о необходимости представить полностью заполненную декларацию;

— проверка правильности исчисления налоговой базы;

— проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;

— проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;

— проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству.

При проверке правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

— проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;

— проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;

— взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;

— оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

Проверяем декларацию по ЕНВД

Прежде всего напомним, что действующая форма декларации по единому налогу утверждена Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@. Согласно п. 3 ст. 346.32 НК РФ срок представления налоговой декларации по ЕНВД — не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Соответственно, после указанного срока налоговые органы начинают проводить камеральные проверки всех представленных деклараций по единому налогу.

Примечание. Этим же Приказом утвержден Порядок заполнения декларации по ЕНВД.

Для проверки правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф налоговики используют Контрольные соотношения.

ФНС России своим Письмом от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ направила Контрольные соотношения показателей декларации по ЕНВД для использования в работе нижестоящими налоговыми органами. В свою очередь налогоплательщики тоже могут использовать указанные соотношения для проверки правильности расчета налога и заполнения декларации.

Что же такое Контрольные соотношения? Под ними понимаются так называемые формулы, в которые должны укладываться показатели представленной декларации относительно других показателей этой же отчетности, иных документов или показателей, установленных НК РФ.

В ходе проведения камеральной проверки декларации по ЕНВД налоговики используют две группы контрольных соотношений:

— внутридокументные;

— междокументные.

Примечание. Контрольные соотношения (КС) указаны в Приложении к Письму ФНС России от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@.

Внутридокументные контрольные соотношения определяют соответствие показателей, отраженных в различных разделах налоговой декларации (КС N N 1.1 — 1.10). Обычно эти соотношения проверяются в автоматизированном режиме при помощи специальной компьютерной программы.

Вторая группа контрольных соотношений проверяется вручную. В данном случае инспектор сопоставляет показатели налоговой декларации с информацией, содержащейся в иных документах (КС N N 4.1.1 — 4.3.55).

Такие иные документы (например, правоустанавливающие документы на нежилые помещения, гражданско-правовые договоры, договоры аренды и т.п.) могут быть либо представлены самим налогоплательщиком, либо запрошены налоговиками у соответствующих органов. В частности, для проверки количества транспортных средств, имеющихся в собственности «вмененщика», налоговый инспектор может направить соответствующий запрос в ГИБДД, а для уточнения данных по площадям помещений или земельных участков — в органы БТИ.

Права налогоплательщиков в ходе камеральной проверки

Специалисты ФНС России в Письме от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ указали, что при невыполнении Контрольных соотношений налогоплательщику направляется письменное уведомление о представлении пояснений. На представление таких пояснений «вмененщику» предоставляется пять дней.

В свою очередь организации или предприниматели, получившие такое уведомление, либо представляют соответствующие пояснения с приложением подтверждающих документов, либо подают уточненную налоговую декларацию.

Заметим: представление пояснений, равно как и подтверждающих документов, является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Поэтому привлечь налогоплательщика к ответственности в данном случае не получится. Однако лучше не игнорировать уведомление налогового органа. Ведь это, вполне возможно, избавит организацию или индивидуального предпринимателя от доначисления налога, начисления пеней и штрафа по итогам камеральной налоговой проверки.

Форма, в которой налогоплательщик должен представить пояснения, законодательно не утверждена. Поэтому ее можно разработать самостоятельно. Кроме того, не запрещены законодательством и устные пояснения. Так, налоговики вправе вызвать налогоплательщика или его представителя в инспекцию для дачи пояснений в связи с уплатой налогов или проведением проверки (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Оформляем результаты камеральной проверки

После того как налоговый инспектор получил и изучил все необходимые документы, камеральная проверка заканчивается. Однако налогоплательщик получает документ, свидетельствующий об окончании проверки, только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения налогового законодательства. В противном случае вручения акта не будет. Ведь действующее законодательство не обязывает налоговиков уведомлять налогоплательщика об окончании камеральной проверки. На это указали специалисты УФНС России по г. Москве в Письме от 21.05.2009 N 20-14/4/051403@.

В соответствии со ст. 100 НК РФ при установлении факта налогового правонарушения составляется акт камеральной налоговой проверки. Срок для этого — 10 дней с момента окончания проверки. Составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Один экземпляр акта налоговой проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка. Заметим, что акт также можно вручить представителю налогоплательщика под роспись или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

После получения акта камеральной проверки налогоплательщик вправе подать на него возражения. Это следует из положений п. 6 ст. 100 НК РФ, согласно которым в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих «вмененщик» может представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Срок представления таких возражений — 15 дней со дня получения акта налоговой проверки.

К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность.

К сведению: непредставление возражений по акту камеральной проверки не означает, что налогоплательщик согласен с претензиями налоговиков. Ведь пояснения в налоговый орган можно представлять и в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, и при обжаловании решений в вышестоящем налоговом органе или суде. Об этом — п. 4 ст. 101, ст. 137, п. п. 1 и 2 ст. 138 НК РФ, ст. 41 АПК РФ, Постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2008 N А64-1496/08-22.

По истечении 15 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта камеральной проверки налоговые органы обязаны известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. После чего в назначенное время налоговики (в присутствии налогоплательщика или без него) рассматривают все материалы проверки и возражения налогоплательщика и выносят окончательное решение по результатам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Обратите внимание: в процессе рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О). В данном случае срок окончания камеральной налоговой проверки может быть перенесен еще на месяц.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указываются срок и конкретная форма их проведения.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (или его заместитель) налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК РФ):

— о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Принятое решение также необходимо вручить налогоплательщику. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Решение, принятое по результатам камеральной проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения налогоплательщику. Оспорить такое решение «вмененщик» вправе путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или суд.

Порядок проведения камеральной проверки регламентирован ст. 88 НК РФ. Так, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Проверке подлежат представленные налогоплательщиками декларации, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.Получается, что налоговики обязаны проводить проверку каждой полученной декларации. Такой вывод сделали и судьи ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 24.02.2010 N А42-3884/2009.ФНС России в своем Письме от 18.12.2005 N 06-1-04/648 указала, что камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления.То есть можно сделать вывод, что периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.Проводится камеральная проверка уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Никакого специального решения руководителя налогового органа в данном случае не требуется.Срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.Теперь перейдем к процедуре проведения камеральной проверки.
Порядок проведения камеральной проверки
Итак, первое, что проверяется в ходе камеральной налоговой проверки, — это сам факт представления декларации в налоговый орган. Соответственно, если декларация подана позже установленного срока, то налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ.Обратите внимание: помимо налоговой ответственности за нарушение сроков представления деклараций, предусмотрена еще и административная ответственность. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ штраф за данное нарушение составляет от 300 до 500 руб.
Примечание. Если сумма налога к уплате по декларации составляет 0 руб., налогоплательщику грозит минимальная сумма штрафа в размере 1000 руб.
Возьмите на заметку. Если декларация не представлена, налогоплательщику могут закрыть счет в банкеВ случае если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока, руководитель налоговой инспекции может принять решение о приостановлении его операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.После того как налогоплательщик представит декларацию, приостановление операций по счетам отменяется. И делается это не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда налогоплательщик сдал декларацию.Об этом — п. 3 ст. 76 НК РФ.
Дальнейшую процедуру камеральной налоговой проверки можно разделить на несколько этапов:- визуальное ознакомление и проверка заполнения всех необходимых реквизитов. Так, в представленной налогоплательщиком декларации может быть нечетко прописан или отсутствовать вовсе какой-либо обязательный реквизит (ИНН или налоговый период), который позволяет идентифицировать декларацию. В таком случае налоговики уведомляют организацию или индивидуального предпринимателя о необходимости представить полностью заполненную декларацию;- проверка правильности исчисления налоговой базы;- проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;- проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;- проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству.При проверке правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:- проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;- проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;- взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;- оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.
Проверяем декларацию по ЕНВД
Прежде всего напомним, что действующая форма декларации по единому налогу утверждена Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@. Согласно п. 3 ст. 346.32 НК РФ срок представления налоговой декларации по ЕНВД — не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Соответственно, после указанного срока налоговые органы начинают проводить камеральные проверки всех представленных деклараций по единому налогу.
Примечание. Этим же Приказом утвержден Порядок заполнения декларации по ЕНВД.
Для проверки правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф налоговики используют Контрольные соотношения.ФНС России своим Письмом от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ направила Контрольные соотношения показателей декларации по ЕНВД для использования в работе нижестоящими налоговыми органами. В свою очередь налогоплательщики тоже могут использовать указанные соотношения для проверки правильности расчета налога и заполнения декларации.Что же такое Контрольные соотношения? Под ними понимаются так называемые формулы, в которые должны укладываться показатели представленной декларации относительно других показателей этой же отчетности, иных документов или показателей, установленных НК РФ.В ходе проведения камеральной проверки декларации по ЕНВД налоговики используют две группы контрольных соотношений:- внутридокументные;- междокументные.
Примечание. Контрольные соотношения (КС) указаны в Приложении к Письму ФНС России от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@.
Внутридокументные контрольные соотношения определяют соответствие показателей, отраженных в различных разделах налоговой декларации (КС N N 1.1 — 1.10). Обычно эти соотношения проверяются в автоматизированном режиме при помощи специальной компьютерной программы.Вторая группа контрольных соотношений проверяется вручную. В данном случае инспектор сопоставляет показатели налоговой декларации с информацией, содержащейся в иных документах (КС N N 4.1.1 — 4.3.55).Такие иные документы (например, правоустанавливающие документы на нежилые помещения, гражданско-правовые договоры, договоры аренды и т.п.) могут быть либо представлены самим налогоплательщиком, либо запрошены налоговиками у соответствующих органов. В частности, для проверки количества транспортных средств, имеющихся в собственности «вмененщика», налоговый инспектор может направить соответствующий запрос в ГИБДД, а для уточнения данных по площадям помещений или земельных участков — в органы БТИ.
Права налогоплательщиков в ходе камеральной проверки
Специалисты ФНС России в Письме от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ указали, что при невыполнении Контрольных соотношений налогоплательщику направляется письменное уведомление о представлении пояснений. На представление таких пояснений «вмененщику» предоставляется пять дней.В свою очередь организации или предприниматели, получившие такое уведомление, либо представляют соответствующие пояснения с приложением подтверждающих документов, либо подают уточненную налоговую декларацию.Заметим: представление пояснений, равно как и подтверждающих документов, является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Поэтому привлечь налогоплательщика к ответственности в данном случае не получится. Однако лучше не игнорировать уведомление налогового органа. Ведь это, вполне возможно, избавит организацию или индивидуального предпринимателя от доначисления налога, начисления пеней и штрафа по итогам камеральной налоговой проверки.Форма, в которой налогоплательщик должен представить пояснения, законодательно не утверждена. Поэтому ее можно разработать самостоятельно. Кроме того, не запрещены законодательством и устные пояснения. Так, налоговики вправе вызвать налогоплательщика или его представителя в инспекцию для дачи пояснений в связи с уплатой налогов или проведением проверки (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Оформляем результаты камеральной проверки
После того как налоговый инспектор получил и изучил все необходимые документы, камеральная проверка заканчивается. Однако налогоплательщик получает документ, свидетельствующий об окончании проверки, только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения налогового законодательства. В противном случае вручения акта не будет. Ведь действующее законодательство не обязывает налоговиков уведомлять налогоплательщика об окончании камеральной проверки. На это указали специалисты УФНС России по г. Москве в Письме от 21.05.2009 N 20-14/4/051403@.В соответствии со ст. 100 НК РФ при установлении факта налогового правонарушения составляется акт камеральной налоговой проверки. Срок для этого — 10 дней с момента окончания проверки. Составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Один экземпляр акта налоговой проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка. Заметим, что акт также можно вручить представителю налогоплательщика под роспись или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения.После получения акта камеральной проверки налогоплательщик вправе подать на него возражения. Это следует из положений п. 6 ст. 100 НК РФ, согласно которым в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих «вмененщик» может представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Срок представления таких возражений — 15 дней со дня получения акта налоговой проверки.К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность.К сведению: непредставление возражений по акту камеральной проверки не означает, что налогоплательщик согласен с претензиями налоговиков. Ведь пояснения в налоговый орган можно представлять и в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, и при обжаловании решений в вышестоящем налоговом органе или суде. Об этом — п. 4 ст. 101, ст. 137, п. п. 1 и 2 ст. 138 НК РФ, ст. 41 АПК РФ, Постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2008 N А64-1496/08-22.По истечении 15 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта камеральной проверки налоговые органы обязаны известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. После чего в назначенное время налоговики (в присутствии налогоплательщика или без него) рассматривают все материалы проверки и возражения налогоплательщика и выносят окончательное решение по результатам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).Обратите внимание: в процессе рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О). В данном случае срок окончания камеральной налоговой проверки может быть перенесен еще на месяц.В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указываются срок и конкретная форма их проведения.По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (или его заместитель) налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК РФ):- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.Принятое решение также необходимо вручить налогоплательщику. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.Решение, принятое по результатам камеральной проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения налогоплательщику. Оспорить такое решение «вмененщик» вправе путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или суд.

Ромашкина Е.Г. Налоговая проверка: что нужно знать «вмененщику» (часть 1) // Вмененка. 2013. N 8. С. 24 — 28.

Статистика УФНС так сказать свидетельствует, что инспекторы стали уделять особенное внимание плательщикам, как мы выражаемся, одного налога на вмененный доход методом проведения, как всем известно, камеральных проверок ЕНВД. Вообразите себе один факт о том, что налогоплательщики сетуют, что, проверяя, как мы привыкли говорить, налоговые отчеты, инспекторы, как все знают, часто, мягко говоря, превосходят свои возможности и как бы запрашивают у «вмененщика» полностью все документы.

Даже те, которые к исчислению ЕНВД вообщем не имеют, как многие выражаются, никакого дела. Бухгалтеры привыкли к, как мы привыкли говорить, тому, что, принимая декларации, инспекторы наконец-то могут попросить, как мы выражаемся, доп документы.

У «вмененщиков» почаще всего требуют:

  • документы на помещение — контракт аренды либо свидетельство о праве принадлежности на помещение—40,95%;
  • бухгалтерскую отчетность — 21,81%;
  • штатное расписание, платежно-расчетные ведомости, отчеты по пенсионным взносам — 17,55%;
  • бухгалтерские регистры (так именуемую «первичку») — 19,68%.

Но инспектор вправе, стало быть, запрашивать далековато не все документы. Не считая того, свои требования он должен доказать. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что а ежели идет речь о, как все говорят, уточненной декларации по, как многие думают, одному налогу на вмененный доход, то тут налоговики должны соблюдать еще несколько, как многие думают, доп правил.

Когда организация, вообщем то, сдает декларацию, то запрашивать у нее, как всем известно, доп документы инспекторы не имеют права. Не для кого не секрет то, что делать это они, в конце концов, могут только во время проверок. На это, мягко говоря, показывает ст. 93 Налогового кодекса РФ. Вообразите себе один факт о том, что наиболее, как большинство из нас привыкло говорить, того, даже во время проверок налоговики могут также запросить далековато не всю «первичку», это, вообщем то, зависит от вида проверки — камеральная либо выездная.

Камеральная проверка

Судебная практика свидетельствует о том, что, мягко говоря, запрашивать, как заведено выражаться, первичные документы при, как мы с вами постоянно говорим, камеральной проверке инспекторы вправе только в этом случае, ежели в декларации по ЕНВД найдена ошибка (см. к примеру, постановление ФАС, как многие думают, Северо-Западного окрестность от 21 апреля 2005 г. № A42-8825/04-26).

Отмечу, что в рамках, как люди привыкли выражаться, камеральной проверки инспекторы должны инспектировать лишь корректность наполнения декларации. Все давно знают то, что другими словами они, стало быть, уделяют свое внимание на то, какого числа «вмененщик» отчитался, нет ли в декларации арифметических либо технических ошибок. Несомненно, стоит упомянуть то, что выходит, что налоговики вправе попросить у «вмененщика» «первичку».

Но даже ежели в декларации по ЕНВД есть ошибки, попросить инспекторы также могут не всякую «первичку», а лишь ту, которая имеет прямое отношение к некорректностям. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что к примеру, чтоб узнать, базисную доходность какого вида деятельности обязана была так сказать использовать организация, проверяющие, наконец, могут как раз попросить учредительные документы (у ИП - свидетельство о регистрации сведений в ЕГРИП).

Потому, направляя требование о представлении «первички», инспектор должен наконец-то указать, какие конкретно некорректности обнаружены. Лишь в таком случае будет видна связь меж ошибками и, как большая часть из нас постоянно говорит, запрашиваемыми документами. Ежели же в требовании не обозначено, какие конкретно некорректности допущены налогоплательщиком и какие бумаги нужно представить, бухгалтер, стало быть, может документы вообщем не, мягко говоря, представлять. Всем известно о том, что и оштрафовать компанию за непредставление «первички» по ст. 126 Налогового кодекса РФ в данном случае нельзя.

Выездная проверка

При выездной проверке инспекторы вправе, мягко говоря, попросить «первичку». На это показывает ст. 93 Налогового кодекса РФ. Возможно и то, что но тут же как бы уточняется, что запросить инспекторы вправе только «первичку», нужную для проверки. Обратите внимание на то, что другими словами документы должны быть соединены с, как мы привыкли говорить, темой проверки. Потому в требовании проверяющие должны верно указать, какие бумаги им необходимы.

К примеру, это также могут быть, как все говорят, первичные документы, из которых виден размер, как мы с вами постоянно говорим, физического показателя, применяемого при расчете ЕНВД. Список таковых документов представлен в Приложении 26. Кроме, как все говорят, обозначенных в таблице документов инспекторы при проверке имеют право, мягко говоря, запросить бумаги, на основании которых, стало быть, исчислялись, как мы привыкли говорить, пенсионные взносы и пособия по, как всем известно, временной нетрудоспособности. Все давно знают то, что ведь эти суммы уменьшают исчисленный ЕНВД (ст. 346.32 Налогового кодекса РФ).

Возможно и то, что а означает, инспекторы так сказать могут инспектировать, как верно организация их высчитала. Не для кого не секрет то, что для этого налоговикам, в конце концов, могут пригодиться данные о возрасте служащих, больничные листы и т.д.

Налоговики проводят, как заведено, камеральную проверку не только лишь, как заведено, первичной декларации по ЕНВД, да и, как люди привыкли выражаться, уточненных деклараций (ст. 88 Налогового кодекса РФ). Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что при этом камеральная проверка проводится не только лишь по, как мы привыкли говорить, уточненным декларациям, из-за ошибок, в итоге которых появилась недоимка по налогу. Возможно и то, что инспектируют «уточненку» и в этом случае, ежели у организации появилась по налогу переплата.

Не для кого не секрет то, что правда, представлять в данном случае декларацию Налоговый кодекс РФ не, наконец, просит. Вообразите себе один факт о том, что но без нее налоговики откажутся возвращать переплату либо не зачтут ее в наконец-то счет будущих платежей.

Но тут есть один аспект. Обратите внимание на то, что инспекторы не имеют права так сказать отсрочить зачет либо возврат налога на то время, пока, в конце концов, будут инспектировать «уточненку». Всем известно о том, что и это, наконец, подтверждает, как заведено выражаться, арбитражная практика. Несомненно, стоит упомянуть то, что таковой вывод сделал, к примеру, ФАС, как многие выражаются, Западно-Сибирского окрестность в постановлении от 22 июня 2005 г. № Ф04-3957/2005 (12226-А45-26). Трибунал указал, что ежели инспекторы не успели, в конце концов, проверить, как все говорят, уточненную декларацию, то это не повод для того, чтоб наконец-то нарушать сроки зачета либо возврата налога.

Плательщики, как мы с вами постоянно говорим, одного налога на вмененный доход должны вести бухгалтерский, в конце концов, учет. Всем известно о том, что в связи с сиим инспекторы при выездной проверке, как люди привыкли выражаться, часто требуют «вмененщиков» показать, как на фирме ведется бухгалтерский учет, - глядят корреспонденцию счетов, первичные документы, бухгалтерские регистры.

Но у налоговиков есть право добиваться далековато не все документы по бухгалтерии. Мало кто знает то, что дело в том, что в ст. 88 Налогового кодекса РФ верно сказано, что инспекторы могут, в конце концов, инспектировать только корректность исчисления налогов. Мало кто знает то, что потому проверяющие вправе изучить лишь те данные бухучета, которые использовались при расчете ЕНВД.

Мало кто знает то, что к примеру, это могут быть сведения о как бы начисленных и, как все знают, уплаченных, как мы выражаемся, пенсионных взносах, которые, в конце концов, уменьшают «вмененный» налог. Этот вывод подтверждает и, как многие думают, судебная практика. Не для кого не секрет то, что так, ФАС, как все знают, Уральского окрестность от 8 января 2004 г. № Ф09-4727/03-АК отметил, что инспекторы как бы могут запросить не какие угодно документы, а лишь те, которые необходимы для контроля за уплатой налогов.

Ежели же проверяющие как бы нашли, что организация некорректно высчитала, как мы с вами постоянно говорим, пенсионные взносы, то так сказать оштрафовать ее так сказать могут по статье 15.11 Кодекса РФ о административных правонарушениях. Но этот штраф взимается только в этом случае, ежели из-за ошибки показатель статьи, как мы выражаемся, бухгалтерской отчетности либо сумма взноса, стало быть, искажены более чем на 10%.

Во время налоговой проверки ИП на ЕНВД проводится отслеживание деятельности предприятия и на совершение им всех необходимых операций. Это важный момент, без которого невозможно проконтролировать выполнение обязанностей налогоплательщиками. ЕНВД представляет собой единый налог на вмененный доход. Этот показатель прекрасно сочетается с общей и упрощенной системой налогообложения.

Что собой представляет налоговая проверка

Во время налоговой проверки ИП на ЕНВД специальная служба проводит контроль над выполнением задач, которые поставлены перед налогоплательщиками. В эти обязанности входит:

  • начисление налогов, относительно обязанностей налогоплательщика;
  • правильный расчет;
  • обоснованность, касательно используемых льгот;
  • своевременная оплата всех налогов.

Главным инструментом контроля в этом вопросе выступает Налоговая проверка. Подразделяется она на 2 основных типа: камеральную и выездную. Первый тип проверки представляет собой всестороннее ознакомление со всеми видами отчетности. Выездная процедура проводится исключительно на территории предпринимателя. В результате визита просматривается информация касательно оригиналов первички, согласно которой и проводится расчет налога.

Существуют определенные правила, выполняемые во время процедуры. Так, камеральная проверка подразумевает обязательное предоставление налоговой отчетности. При этом специалисты обращают внимание на обоснованность предоставляемых льгот, правильный расчет суммы, сочетание с другими данными и логичность вносимых изменений.

При возникновении спорных ситуаций служба может запросить первичную документацию. Во избежание серьезных штрафов предпринимателю рекомендуется своевременно отреагировать.

Вернуться к оглавлению

Камеральная проверка

В Налоговую инспекцию предприниматель подает декларацию, в которой указана вся информация о перечисляемых суммах.

Камеральная проверка осуществляет отслеживание за правильностью заполнения данного документа, достоверностью представленной информации и полнотой сведений. Инспекция учитывает факт своевременной подачи декларации, наличие ошибок и неточностей в документе.

Если в ходе этого действия были замечены погрешности, инспектор налоговой службы отправит предпринимателю уведомление. В нем будет указана вся информация касательно выявленных ошибок и сроков, которые даются на их устранение. Человеку желательно своевременно отреагировать на представленные претензии. В противном случае могут возникнуть проблемы, в том числе и с дальнейшим функционированием предприятия.

Проверяющий инспектор нередко запрашивает первичную документацию и все данные касательно деятельности предпринимателя. В некоторых случаях это позволяет на месте решить конфликтную ситуацию.

Если в ходе проверки были выявлены мелкие ошибки, их необходимо исправить в срок. Камеральная инспекция не представляет опасности для предпринимателя, но только в случае правомерных действий.

Вернуться к оглавлению

Выездная проверка

Что проверить у ИП на ЕНВД могут в ходе выездной инспекции? Первым делом, необходимо отметить, что данный тип проверки уместен только в случае нарушений правил со стороны предпринимателя. Это могут быть ошибки при заполнении декларации, несвоевременная ее подача, скрытый доход или отсутствие какого-либо обязательного элемента. В этом случае инспекция наносит выездной визит.

Инспектор приезжает на территорию к ИП, где и проводит проверку. В этом действии могут участвовать сразу несколько человек. Ревизия предприятия способна длиться порядка 60 суток, и это вполне нормально. Поэтому предпринимателям рекомендуется своевременно устранять ошибки и не совершать неправомерных действий.

В ходе ревизии ИП должен обеспечить комиссию рабочими местами. Иногда длительность этого процесса составляет порядка полугода. Это возможно в случае обнаружения правонарушений, проблем с документами и непредвиденных ситуациях.

Если ИП не имеет торговых площадей или помещений, ревизия проводится на территории Налогового органа. В ходе ревизии ИП должен представить все документы. Если деятельность предпринимателя закрывается, инспекция еще раз совершает выездную проверку. При обнаружении нарушений человек может быть привлечен к ответственности.

Избежать оплаты единого налога невозможно. Это может привести к развитию серьезных проблем с Налоговой инспекцией, вплоть до закрытия предприятия.